Да к тому ж здесь могут служить и те причины, которые сказаны на первый вопрос. Во-вторых, удостоверяю тебе из Святого Писания, где Бог Христианам премногие чинит милостивые обещания, а именно ( Иер.32:40 ), что самое приводит Павел ( Евр.8:8 ; 2Кор.6:16 ), ( Мф.26:28 ): «Сия есть кровь Моя Нового Завета, я же за вы и за многия изливаемая во оставление грехов». ( Мф.28:20 ): «се аз с вами есмь во вся дни до скончания века». ( Гал.6:16 ; Рим.8:1, 31 ) и премногие. А что и мы пред Богом к новому послушанию обязуемся: то опять того требует сила примирения, которое обязательством обоих сторон совершается; иначе примирение не будет примирение. Второе: тоже явствует из Святого Писания, где от человека добрые требуются дела: ( Евр.3:1–4, 10:22–25 ) и прочие, ( Тит.3:11 ). Из сего уже видно, сколько-то добрые дела христианину надобны: без них, как сказано, не действителен наш с Богом договор: а посему нет примирения, следовательно ниже оправдания. Мог бы я еще сказать вам, что добрые дела надобны и потому: 1) чтоб иметь пред Богом благодарность. 2) Чтоб не напрасно принять благодать Божию. 3) Чтоб не похулить силы нашего Искупителя, который будто бы нас для того оправдал, чтоб мы грешили. 4) Что мы злыми делами можем заслужить муку вечную. Вопросишь: Такой Божий милостивый договор до всех ли спасающихся надлежит? Отвечаю: Такой договор до всех надлежит спасающихся: для того, 1) Что без такого договора спастись нельзя было никому, и потому-то говорится, что «Христос, вчера и днесь, той же и во веки» ( Евр.13:8 ), да еще и такой договор, который бы утверждался на заслугах Христовых: потому что нет другого «имени под небесем, ...о нем же нам подобает спастися» ( Деян.4:12 ), и потому говорится, что законные жертвы никого не оправдали; но кровь Христова образуемая ими. Тому ж учит Святое Писание ( Деян.15:11 ; 1Кор.10:1 ; Мф.8:11 ). Но я сие все как и многие еще другие доводы оставляю. Для верных сего довольно. Смотрите же, Слушатели не забывайте: «Аз бо приях от Господа, еже и предах вам» ( 1Кор.11:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Приемлет таинства – и преисполняется благодатию, которая в первый момент вселения дает человеку ощутить всю сладость жизни по Богу, пред которою все испытанные сласти – ничто. Благодать сия делает человека мощным на жизнь по Богу. Восставляя его дух, она вводит его в живое общение с Богом, в которое вступив, начинает он жить в Боге. Очевидно, прежний закон греховный спал с человека; в действие вступил новый закон жизни, который и есть закон духа жизни о Христе Иисусе. – Страсти и теперь приступают; но как для них нет более внутри прежних опор, то они никакой уже определяющей силы, какою обладали прежде, не имеют, и прогоняются одним презрением и невниманием. Покушается увлекать, прокрадываясь, и сласть греховная; но она и мгновения не может постоять пред воспоминанием о той пренебесной сладости, которую дает ощутить благодать в момент вселения своего внутрь, и пред помышлением о неизреченном будущем упокоении, или, в случае уступки, – о страшных вечных муках. – Закон духа жизни о Христе Иисусе можем определить так: самоотверженная жизнь духом в Боге, когда человек ко Христу Господу прилепляется верою и бывает облагодатствован; эта жизнь дает властное направление его душевной и телесной деятельности, обращая и ее всю на богоугождение. 8:9. «Дух Божий живет в вас». С какой решительностью утверждает сие Апостол о верующих Римлянах, должным чином вступивших в сонм верующих! «Дух Божий живет в вас» ( 1Кор. 3:16 ), удостоверял он и Коринфян, прибавляя: «вы есте церкви Бога жива» ( 2Кор. 6:16 ), «храм живущего в вас Святаго Духа» ( 1Кор. 6:19 ). То же напоминал он и Галатам, говоря, что Бог «послал в сердца их Духа Сына Своего» ( Гал.4:6 ). И Ефесянам говорил, что они, «веровавше, знаменаны Духом обетования Святым» ( Еф. 1:13 ), Которого и заповедует им «не оскорблять» ( Еф. 4:30 ). То же утверждал он и в других посланиях, и не он один, но и все другие апостолы, и Сам Господь и Спаситель. И все это с такой решительностью, что кто не имеет Духа Святого в себе, тот и не христианин, и если кто христианин, то потому только и христианин, что помазан Духом Святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Β нашем русском переводе, вслед за славянским, здесь к слову: «нищие» ( ο πτωχο) прибавлено слово: «духом» ( τ παεματι), соответственно смыслу этого изречения в евангелии Матфея ( Мф. 5:3 ). Но такая прибавка не отвечает контексту речи, так как далее у св. Луки говорится – и это совершенно понятно и естественно – о богатых в собственном и буквальном смысле слова: «Напротив, горе вам, богатые!» ( Лк. 6:24 ) Евангелист Лука, передав утешение и ободрение всем тем, кто имеет печаль здесь, на земле, в строгом соответствии затем говорит о тех, кто имеет на земле утешение. И странно было бы предположить, что евангелистом в данном случае допущено нарушение параллели, строго соблюдаемой во всех других случаях. Если у св. Матфея ублажаются не нищие вообще, а нищие духом, то там это имеет свой естественный смысл и точно так же совершенно уместно 846 . Однако же несомненно, что и образ «нищих духом» заимствован св. Матфеем от нищих в собственном смысле слова, только этому образу усвоен высший духовный смысл. Бедные, по утешительному христианскому учению, и при материальной бедности своей могут быть духовно богатыми. Что ап. Павел говорил о себе, то же можно приложить и ко всем апостолам: «Мы нищи, но многих обогащаем; ничего не имеем, но всем обладаем» ( 2Кор. 6:10 ). Не говорим уже об особенном милосердии Спасителя к нищим ( Мф. 19:21 ; Лк. 4:18; 14:13, 21; 18:22 и др.) и о той горячей, сострадательной любви к бедным, какой дышат писания св. апостолов ( Деян. 4:34 ; Иак. 2:2–6 ; Гал. 2:10  и др.). Св. отцы Церкви с потрясающею картинностью и с трогательным сочувствием изображали скорби и страдания бедных с целью вызвать к ним сострадание христианского любящего сердца 847 . Жизнь нищего настолько тяжела ( Сир. 38:19 ), что, по мысли ветхозаветного мудреца ( Сир. 40:29 ), воспроизведенной св. Иоанном Златоустом , «лучше умереть, нежели просить милостыню». 848 Потому-то бедные, в соответствии с словами Самого Иисуса Христа ( Мф. 25:40, 45 ), в православно-христианском народе издревле называются меньшею братиею Христовою.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

«Ты можешь двигаться и переходить с места на место, – возразили штундисту, – а между тем далеко не свят». Указали на Ковчег Завета, который тоже требовал, чтобы его переносить, каковая обязанность лежала на левитах, а между тем в святости его не имеем права сомневаться. Собеседник-штундист, а также и другие, к этому времени подоспевшие, на представленные доводы ничего не возразили. Когда же его спросили, понимает ли он, что ему говорили и справедливы ли наши слова, он сказал: «Вы и правду кажете, колы все такы щось друге мини в голову лизе». После этого штундисты перевели беседу на тему о вознаграждении пастырей. Один из них прочитал Иез.13 , содержащую обличение ветхозаветных пастырей за их нерадение в исполнении своего долга и корыстолюбие и просил растолковать её. Им изложили общее содержание главы и растолковали её. Тогда они спросили: «А цего теперь не бувае?» и привели в пример своих священников, которые, по их словам, очень много требовали за совершение брака и других треб. Им ответили, что, если и встречаются такие, то их никто и не оправдывает. Но относить ко всем пастырям слова пророка нельзя. Указали на о. Иоанна Кронштадского, который, без сомнения, им известен. При этом присутствовавший при беседе молодой штундист Полтавской губернии заметил, что он знает одного городского священника, который берёт за требоисправление столько, сколько дадут, а сам никогда не требует. Такое замечание их же собрата сразу опешило их, и они ничего не могли сказать. Затем было предложено штундистам на основании Слова Божия доказать, что пастыри не должны брать за требоисправление. Они указали на Мф.10:8 : «даром получили, даром и давайте». Им были разъяснены смысл и значение этих слов, а когда они, по указанию воспитанников, сейчас прочитали Мф.10:9–10 , то сектанты опять замолчали. В доказательство того, что пастыри не только могут, но и должны пользоваться приношениями пасомых, прочитаны были: 1Кор.2:13–14 ; 2Кор.12:16 ; 1Кор.9:4–14 ; 2Фес.3:8 ; Гал.6:6 . Ревность некоторых священников в исполнении ими пастырских обязанностей была сравнена с ревностью прор. Илии. В конце концов, штундисты пришли к соглашению о необходимости вознаграждать священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

Св. Златоуст: «Везде, говорит Апостол, является (Евангелие), везде одерживает верх, везде утверждается» 316 . Феодорит: «( Церковь ) одна по всей земле и на море. Почему в молитве мы говорим: о святой и единой Кафолической и Апостольской Церкви, сущей от пределов и до пределов вселенной. Но она разделена по городам, селениям и деревням. Как каждый город имеет в себе много отдельных домов, но называется одним городом, так – бесчисленное множество Церквей на островах и на твёрдой земле, но все они составляют одну Церковь , будучи соединены согласием истинных догматов» 317 . 2 . Всеобщность Церкви по времени Церковь Христова называется Соборною или вселенскою и потому, что она объемлет собою истинно верующих во Христа из всех времён, до скончания мира. а) Иисус Христос говорил: созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ей ( Мф.16:18 ); следовательно она будет стоять, доколе не настанет царство славы, и Церковь воинствующая или земная изменится в торжествующую, небесную. Также Спаситель говорил: се Аз с вами есмь во вся дни, до скончания века ( Мф.28:20 ); Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в веке ( Ин.14:16 ): отселе видно, что Св. Церковь , в которой пребывают Господь и Дух Его, будет существовать на земле до скончания мира. Сия истина ясно раскрыта в Евангельских притчах: о неводе ( Мф.13:47–49 ) и о плевелах сельных ( Мф.13:36 . и след.). б) Ап. Павел возвещает, что таинство причащения будет совершаться до пришествия Господня: елижды бо аще ясте хлеб сей и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дóндеже приидет ( 1Кор.11:26 ). Следственно, до пришествия Господа будет пребывать и Церковь , в которой совершается сие таинство. Тот же Апостол доказывает преимущественную славу Нового Завета в сравнении с Ветхим тем, что служение Ветхого Завета было престающее, то есть только на время установленное ( Гал.3:19 ), а служение Нового Завета – пребывающее или постоянное ( 2Кор.3:11 ), имеющее продолжаться до конца мира. в) Пребывание Христовой Церкви во все времена предсказано было Пророками под разными образами: то под образом вечного потомства и царства Давида ( Пс.88:29–38 . 2Цар.7:11–16 . Ис.9:6 . Иер.33:14–18 . Лк.1:32. 39. 75 .), то под образом царства святого народа, сокрушающего все другие царства и вечно пребывающего ( Дан.2:44. 7:27 ), то под образом восстановленного Иерусалима и Иуды, над которым воцарится Господь в горе Сионе от-ныне и до века ( Мих.4:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Теперь перейдем к вопросу о пропитании священства. Власть апостолов равна первосвященнической, а Аарону Господь сказал: все первые произведения земли их которые они принесут Господу, да будут твоими ( Числ.18:13 ). Ап. Павел говорит : «Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались этой властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову» ( 1Кор.9:11-12 ) . В другом месте: « Мы ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, — не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам » ( 2Фес.3:8-9 ). Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? Что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования ( 1Кор.9:11; 13-14 ). Наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим ( Гал.6:6 ). Или… не имеем власти не работать? Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест от плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? (6–7)». В Евангелии Господь дал повеление своим ученикам: «В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои… и если придете в какой город и примут вас, ешьте что вам предложат, ибо труждающийся достоин пропитания» ( Лк.10:7-8 , Мф.10:10 ). « Жены служили Христу имением своим» ( Лк.8,3 ). « Другим церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам… недостаток мой восполнили братья, пришедшие из Македонии» ( 2Кор.11,8-9 ). Из приведенных выше цитат мы видим, что священники имеют право на некоторою долю от церковных пожертвований, но на какую именно? Это уже определяет высшее священноначалие и совесть самих священников. Но зная свою власть и право, не должны мы беспечно забывать слова святого апостола Павла, который предупреждает нас не быть соблазном другим: « Остерегаясь, чтобы нам не подвергнуться от кого нареканию при таком обилии приношений, вверяемых нашему служению; ибо мы стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми ». ( 2Кор. 8:20,21 )

http://azbyka.ru/torgovlya-v-hrame-pitni...

Иер. 8:7 . «И аист под небом знает свои определенные времена, и горлица, и ласточка, и журавль наблюдают время, когда им прилететь; а народ мой не знает определения Господня.» Иер. 15:6 . «Ты оставил Меня, говорит Господь, отступил назад; поэтому Я простру на тебя руку Мою и погублю тебя: Я устал миловать.» Ос. 7:13 . «Горе им, что они удалились от Меня; гибель им, что они отпали от Меня! Я спасал их, а они ложь говорили на Меня.» Но и обещается прощение пожелавшим обратиться вере в Господа и раскаяться: Иер. 3:12 . «Иди и провозгласи слова сии к северу и скажи: возвратись, отступница, дочь Израилева говорит Господь. Я не изолью на вас гнева Моего, ибо Я милостив, говорит Господь – не вечно буду негодовать.» Иер. 36:3 . «Может быть, дом Иудин услышит о всех бедствиях, какие Я помышляю сделать им, чтобы они обратились каждый от злого пути своего, чтобы Я простил неправду их и грех их. » 48. О ложных учениях (разделения и расколы) Разделения и расколы запрещены Словом Божиим. Ложные учения делают препятствие к благочестию: «Господь поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями»; для чего? – «к совершению святых, на дело служения для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Еф. 4:11–14 ), а лжеучителя отвращают доверчивых людей от такого Богоустановленного порядка нашего спасения и заводят свой «порядок». Лжеучительство, или (что то же) сектантство, есть лестница к безбожию или вероотступничеству, ибо последнее есть не что иное, как уклонение от Евангелия ( 2Кор. 11:3 ; Гал. 3:1 ). 1Кор. 1:10 . «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.» Противны желанию и намерению Господа: Кор. 12:25. «Дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге.» Ин. 10:16 . «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.»

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

“Место”, куда Бог послал Духа Своего, есть “сердце” (2Кор 1:22), которое есть не реальное место, но познавательный и волевой центр человеческого существа. Это также взято апостолом из Ветхого Завета, где говорится о Моисее, что Бог вложил в сердце его Святаго Духа Своего (Ис 63:11). Познание Бога открывается жизнью в Духе (Еф 1:17); Дух подает человеку силу соответствовать замыслу Божию о нем: мы же все... взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа (2Кор 3:18). Ветхозаветное моление царя Давида: Духом владычественным утверди меня (Пс. 50:14) продолжает пожелание апостола Павла: да даст вам… крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке (Еф 3:16). Под “утверждением во внутреннем человеке”, имеется в виду утверждение на пути добродетели, то есть, по-видимому, то, что сейчас входит в богословие таинства миропомазания. Также и Дух подкрепляет (sunantilambanomai - помогать доставать, помогать) нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует (entunhano - обращаться за, просить) за нас воздыханиями неизреченными (Рим 8:26). В этом стихе апостол полнее раскрывает попечение Духа о верующих. Обитая в них и проникая их, Дух Святой молится за них и обогащает их надеждою (Рим 15:13). Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода (2Кор 3:17) это выражение параллельно с иоанновским Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе и истине (Ин 4:24); удивительно у столь разных апостолов видеть одинаковый образ выражения мыслей. Эту и другие параллели между пневматологическими высказываниями апостолов Павла и Иоанна нельзя объяснить никакими влияниями или заимствованиями (хотя они и общались друг с другом - Гал 2:9), но лишь тем, что, движимые одним Духом, они имели один образ мыслей, или, лучше, личностное созерцание единой духовной реальности. У апостола находит место также эсхатологическое измерение домостроительства Духа, когда он говорит о чаемом Царствии Божием, что оно есть не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим 14:17). Эсхатологическое спряжение имеет также стих: на сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа (2Кор 5:5). Слово arrabon (задаток, залог) подразумевает будущее воздаяние, соответствующее данному залогу. Само обитание Духа Божия в человеке является залогом его воскресения: если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас (Рим 8:11).

http://pravoslavie.ru/1519.html

Это подробно раскрывает ап. Павел в своих посланиях против иудействующих христиан, особенно в посланиях к галатам (наприм. Гал.3:10 ) и римлянам (наприм. Рим.3:9–19 ). Характеризуя так закон, апостол сим самым указывает, что он не приводит и не может привести к оправданию перед Богом, и что, следовательно, он лишний в христианстве, которое имеет свой закон и свое иго, но иго благое и легкое ( Мф.11:29 и прим.). – Нет, заключает свою речь апостол, не законом и не делами закона Моисеева достигается спасение в царстве Христовом, мы веруем, что только благодатию Господа Иисуса Христа спасемся: не от человека, не от дел его по закону Моисееву спасение его зависит, но единственно от благодати Господа, действующей в законе Христовом, в законе веры. Это подробно раскрывает тот же св. ап. Павел особенно – Рим.5:15 ; 1Кор.1:3 ; 2Кор.1:2 ; 2Кор.13:13 ; Еф.1:2 и мн. др. – Как и они: т.е. христиане из язычников; не только они, не знающие закона Моисеева, но даже и мы, знающие его, спасаемся не им, не от дел его, но благодатью Христовой, от веры. Таким образом, перед Христом все равны, и иудеи-законники, и язычники-беззаконники, те и другие одинаково спасаются благодатью, закон Моисеев не нужен в христианстве и для иудеев, знающих закон, тем более не нужен для язычников, не знающих его. Очевидно, что вся эта речь направлена решительно против учения иудействующих, совершенно в том духе, в каком во всех своих посланиях развивал ап. Павел учение об оправдании верой в Христа, не зависимо от дел закона Моисеева. 12. Тогда умолкло все собрание, и слушало Варнаву и Павла рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог чрез них среди язычников. 13. После же того, как они умолкли, начал речь Иаков и сказал: мужи братия! послушайте меня. Тогда умолкло все собрание: впечатление речи Петра на все собрание было решительное в смысле успокоения и умиротворения спорящих, так что прения (ст. 7) прекратились совсем и более не возобновлялись. Иудействующие были поражены и молчали. Это не значит, впрочем, что лжеучение их совсем было сразу искоренено; нет, оно продолжало жить и страшно волновать апостольскую Церковь , но теперь пораженное словом истины, изреченной Петром, оно было здесь побеждено и – поборники его в собрании иерусалимской Церкви умолкли, умолкло и все собрание, – доброе начало для счастливого исхода дела! Собрание спокойно и молча, без перерывов, без споров, слушало Варнаву и Павла (Варнава поставлен прежде Павла, как и в ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Отныне будешь ловить человеков [ Лк. 5,10 ]. Человек – странное дело – предмет ловли. Апостолы – ловцы человеков в невод веры и жизни вечной. Почему же так? Потому, что есть ловец противоположный – диавол с клевретами своими; он ловит неверием в вечную погибель. А как человек свободен, то привлекать его на ту или другую сторону можно свободно, представляя ему привлекательную истину духовной жизни или обольстительную ложь чувственности. Христос и апостолы так и делают; диавол делает свое: раскидывает обольстительные виды чувственности – увеселения, бесстыдные и скверные лица женские, пищу, питье, наряды и прочее, прочее. И в этой жизни взору духовного наблюдателя легко различить блаженных пленников Христа и несчастных пленников диавола. Одни с радостию приметаются во дворех дому Бога своего – другие с радостию идут в сатанинские увеселения и отвращаются Церкви; одни сочетались Христу – другие диаволу. Его способы уловления: гневом, завистию, скупостию, ненавистию. Диавол так тесно соединяется с душою человека для погибели его, что человек и не замечает того: все страсти, все греховные наклонности приписывает одному себе и даже отвергает бытие злых духов, вопреки Священному Писанию , где ясно говорится об них. И это делают люди плотские, которые едва ли начинали жить духовною жизнию: они хвалятся знанием того, чего вовсе не знают, и оспаривают это у людей знающих – у людей, ведущих духовную жизнь и брань с бесами. А бесы так тесно соединяются с человеком, что делаются одно с человеком: человек и мыслит, и желает, и делает иногда то, чего мыслит, желает и делает диавол; тогда как, напротив, христианин, прилепляющийся к Богу, делается один дух с Господом [ 1Кор. 6,17 ] и мыслит, желает, делает то, что в нем мыслит, согласно с ним, желает, делает Господь. Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить... [ 2Кор. 3,5 .] Уже не я живу, но живет во мне Христос [ Гал. 2,20 ]. Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению [ Флп. 2,13 ]. А в людях века сего сатана производит хотение и действие...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010