Несмотря на его, Павла, немощи, через его страдания Христос и проповедуется с тем большим успехом 405 . В этом контексте и обретает выражение ставшая знаменитой мысль: Господь сказал мне: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова ( 2Кор. 12:9 ). Показательно, что тема страданий заявляется буквально с первых строк послания, уже в традиционном благодарении: 3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, 4 утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих! 5 Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше ( 2Кор. 2:3–5 ). § 33. Послание к Галатам Послание к Галатам также относится к числу бесспорно аутентичных, наиболее характерных посланий ап. Павла с ярко выраженными, даже незабываемыми особенностями. По объему оно среднее, скорее тяготеет в большим посланиям, так что в каноне Нового Завета закономерно занимает место после больших Рим. и 1 и 2 Кор. Не будет преувеличением сказать, что Гал. – «одно из самых страстных и полемичных произведений Библии» 406 . Редкие библейские строки написаны с таким волнением и пристрастием. Объясняется это не просто пылкостью натуры ап. Павла, а тем, что в Гал. он полемизирует с богословием, которое грозит извратить Благую весть в ее самом главном аспекте. Если в 1 Кор. Павел писал на не менее волнующую тему созидания единства церковной общины при сохранении разнообразия служений в ней, то здесь дискутируется вопрос скорее вероучительный, но также основополагающий: значение соблюдения Закона как свода определенных правил и заповедей для спасения (оправдания) человека. Так в христианский словооборот вводятся в обновленном понимании термины «Закон», «благодать», «оправдание», «свобода» и др. Особо важное значение приобретает понятие «вера». В Гал. затрагивается волнующая тема: соотношение свободы – самого драгоценного и труднопонимаемого, трудновместимого дара Божия – и Закона, в рамках которого «привычнее» находиться человеку, рассчитывая «заслужить» праведность.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Подобное случилось с Галатами. Обрезание, наблюдение за днями, месяцами и годами все эти атрибуты еврейской религии увлекли их в привычную и понятную область плотских символов. Как смотрит на это апостол Павел? Отрицая в них присутствие христианского разума, он заключает свое обличительное увещание таким призывом: к свободе призваны вы, братья, только бы свобода ваша не была поводом ( φορμν) к угождению плоти; но любовью служите друг другу ( Гал.5:13 , Гал.3:1 ). И это после того, как образ действий Галатян назван возвращением на немощные стихии (4:9). Образ мышления Галатян осужден, потому что в нем инициатива ( φορρμ) передана плоти. Чтобы возвратиться к свободному от плотяности христианскому гносису, следует поработить себя любви или, что тоже, перейти в фазу пневматической жизни. Таким образом, плоть бичует человека, когда он усвояет ей самодовлеющее значение, и, заключая в таких случаях его мышление в полный тупик, заставляет возвратиться в интимные глубины своего духа, теоцентрировать свою жизнь, возлюбить Господа, что бы получить от Него познание и по инстинкту самосохранения утвердиться в любви ближнего своего, чтобы уничтожить инициативу своей плоти, которая ведет человеческую жизнь к саморазрушению ( Гал.5:15 ). Апостол знает состояние младенчествующего о Христе разума: я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищей, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские. И тотчас говорится о тяготении коринфян к человеческому авторитету, по причине чего разрывался союз любви самое существенное в жизни христианина ( 1Кор.3:14 ). У коринфян и язык плоти. Они не выходят из круга повседневных представлений, на которых лежит печать земных опытов. Они разделились на группы по вопросу о конкретном объединяющем центре. Между ними споры и разногласия. Очевидно, на помощь им пришла логика и, аргументируя в интересах плоти, тем самым обнаруживает свою плотяность, зависимость от тех данных, которые предоставлены в её распоряжение жизнью тела и природой? Когда подобною логикою начали осмысливать христианскую жизнь, получился отрицательный результат.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchenie...

2. Иисус Христос объединил апостолов уникальностью Своей власти для того, чтобы они исполнили миссию Господа, т.е. проповедовали Евангелие всему миру и составляли тело Церкви: Дана Мне всякая власть на небе и на земле: итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам ( Мф. 28:18–19 ). Эта миссия сочеталась, во-1-х, с утверждением Господа о том, что Я с вами во все дни до скончания века ( Мф. 28:20 ) и, во-2-х, с Его обещанием, что сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями... даже до кря земли ( Деян. 1:7–8 ). Предоставленная апостолам власть, есть власть Христова, подтверждаемая постоянным присутствием Господа в Церкви до скончания века и выражаемая миссией научить только все, что повелел им Господь. Ответственность за сохранение авторитетной связи апостольской проповеди с заповедью Господа «направлялась» силою и наитием Святого Духа, чтобы апостолы смогли подтвердить, что они преподали то, что приняли (Кор 15:3) Однако, единство власти, заповеди и миссии всех апостолов, так как у всех было то, что они приняли от Господа, делало необходимым постоянное подтверждение проповеди каждого апостола в рамках коллективного ощущения такой большой ответственности. В этом духе, Апостол Павел, хотя сознавал полностью равную свободу в Христе Иисусе всех апостолов, после своего первого апостольского путешествия почувствовал необходимость, как это признает он сам, поехать в Иерусалим и предложил там, существовавшим до него апостолам, благовествование, проповедуемое язычникам, не напрасно ли он подвизается или подвизался. ( Гал. 2:2 ) Тревога апостола Павла связана также и с возражениями лжебратиев, скрытно приходивших подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас ( Гал. 2:4 ), но апостол языков заверяет, что ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас ( Гал. 2:5 ). Следовательно, истина благовествования есть гарантия свободы апостолов, а отклонение от истины благовествования равна покорению, порабощению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2 . Свобода христианская состоит в том, что они свободны от проклятия законного, как говорит апостол Павел: Христос искупил нас от клятвы за кона, сделавшись за нас клятвою, ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников ( Гал. 3, 13–14 ). И еще: нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу ( Рим. 8, 1 ). Клятва законная в том состоит, что закон на всякого, кто всего, Законом Божиим повеленного, не исполняет, гнев Божий навлекает и вечному осуждению подвергает. От этого христиане свободны благодатью Христа, Сына Божьего, Который весь закон совершенно исполнил и за грехи наши предан был, и на древе, как злодей, повешен был, и так за нас клятвою был. И хотя закона совершенно не исполняют, однако их недостатки и немощи совершеннейшим послушанием Иисуса Христа дополняются, и немощи сии благодатью Его им, кающимся, оставляются. 3 . Свободны христиане от закона, ибо они не под законом, но под благодатью ( Рим. 6, 14 ), – по учению премудрого Павла. Ибо не по принуждению закона, но свободным духом исполняют заповеди Божии; не как рабы, боящиеся наказания господина своего, но как сыны, показывающие охотное и любовное послушание отцу своему, приносят плод духа, Который есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона ( Гал. 5, 22–23 ). В этом, кажется, смысле Павел написал: закон положен не для праведника ( 1Тим. 1, 9 ), ибо он благодатью Христовой делает то, что закон повелевает. Но кому положен? Беззаконным и непокоривым, нечестивым и грешникам, развратным и оскверненным, и прочее ( 1Тим. 6, 9–10 ), – как тот же апостол прибавляет. Такие требуют закона, обуздывающего страсти их, удерживающего от беззакония, претящего им казнью... 4 . Христиане свободны от церемоний иудейских, которые были у них, как-то: обрезание, приношение животных в жертву, и прочее. Спросят: «Когда христиане на свободу позваны и свободу имеют, то им можно, что хотят, делать?» Никак нет, не в том состоит христианская свобода, чтобы им по воле своей жить и что хотят делать. Это свобода не христианская, но плотская, и не столько свобода, как работа истая и тяжкая, ибо всякий, де лающий грех, есть раб греха ( Ин. 8, 34 ), – по учению Спасителя. Лишаются христианской свободы те, которые, плоти своей следуя, попечения о ней превращают в похоти (см.: Рим. 13, 14 ), а вместо того попадают под тяжкое иго мучителя диавола и греха, и делаются беднейшими пленниками страстей своих и чадами вечной погибели, и находятся под клятвою законною, гневом Божиим. Христиане, когда сладчайшую свою свободу имеют, между тем признают себя рабами Бога вышнего, Которому должно служить со страхом, как Господу (см.: Пс. 2, 11 ; Флп. 2, 12 ; 1Петр. 1,17 ), из рук врагов своих избавившись, служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни своей ( Лк. 1, 75 ), любовью служить друг другу ( Гал. 5, 13 ), и прочее.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

д., так как оно “изменилось только по внешней своей форме, продолжая оставаться одною и тою же бесконечною любовию Однако в Священном Писании и Предании этот момент в толковании искупления сохраняет свой прямой смысл: «Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона. А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет. А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им. Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою — ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, — дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою. Братия! говорю по [рассуждению] человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет [к нему]» (Гал 3:10-15). Казалось бы, ремарка о «говорении по человеческому» разумению и переводит всю эту проблему в область иносказания. Но зачем же тогда святоотеческим экзегетам оставлять все эти понятия в их буквальном значении? «И сам Он, будучи Богом, облекся в нашу плоть и соделался человеком не для чего иного, как для спасения рода человеческого. И что говорю: облекся в нашу плоть и испытал все, что бывает с людьми, когда Он взял на себя даже крест, чтобы нас, плененных грехами, освободить от проклятия? Об этом взывает Павел, говоря: Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (Гал «Для чего идет Он на страдания? Чтобы искупить нас от клятвы закона. Поэтому и Павел восклицал: “Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных” (Гал 6:4–5). Итак, чтоб не говорил кто-нибудь, будто Он потому отменил закон, что не мог исполнить его, как тягостный, обременительный и трудно исполнимый, Он уничтожил его (лишь) тогда, когда выполнил его весь. Поэтому Он совершил и пасху, так как праздник пасхи был одним из предписаний « Христос, чтобы даровать нам исцеление, разрушить силу, возбудившую Адама к преступлению, снять проклятие, которому подвержен был весь род человеческий, был распят на Кресте… вследствие этого приношения Себя в жертву Он стал Первосвященником по чину «Первоначальным намерением Божиим было, чтобы мы рождались не чрез брак и тление, преступление же заповеди ввело брак вследствие беззакония Адама, т.

http://pravoslavie.ru/73158.html

Не сказал – «подвергался нареканию от меня», но – «от других». А если бы и сам (Павел) осуждал его, то не усомнился бы сказать это. Слова же его: «я лично противостал ему» ( «в лице ему противустах») являются лишь образным выражением. Если бы они в самом деле были не согласны между собою, то, конечно, не стали бы обличать друг друга в присутствии учеников, так как этим они подали бы большой соблазн; теперь же это кажущееся несогласие было полезно. И как Павел уступил (апостолам) в Иерусалиме, так и они ему в Антиохии. В чем же состояло пререкание? «Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, (а последний и сам был учителем в Иерусалиме) ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных» ( «Прежде бо даже не приити неким от Иакова, с языки ядяше: егда же приидоша, опряташеся и отлучашеся, бояся сущих от обрезания») ( Гал.2:12 ); не того боялся, чтобы не подвергнуться опасности самому, – в самом деле, тот, кто не боялся в начале, тем более не мог бояться теперь, – но для того, чтобы не отпали (ученики), так как он и сам говорит галатам: «Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас» ( «боюся о вас, еда како всуе трудихся») ( Гал.4:11 ), и еще коринфянам: «Боюсь, чтобы, как змий... прельстил Еву, так и ваши умы не повредились» ( 2Кор.11:3 ). Ведь страх смерти ничего не значил для них, но страх погибели учеников сильно поражал души их. «Так что даже Варнава был увлечен их лицемерием» ( «яко и Варнаве пристати лицемерству их») ( Гал.2:13 ). Не удивляйся тому, что поступок (Петра) он называет лицемерием, потому что, как я сказал уже, он не хочет открывать намерения для того чтобы (иудеи) исправились. Так как они сильно привязаны были к закону, то ввиду этого он и называет поступок (Петра) лицемерием, и так сильно обличает его, чтобы совершенно уничтожить укоренившееся в них предубеждение. А Петр, слыша это, также показывает вид, как будто он действительно виновен, для того, чтобы благодаря сделанному ему порицанию (уверовавшие из иудеев) исправились.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Обеспокоенность и волнение, с которыми пишет Павел, отразились на стиле и композиции послания. Так, возможно, он написал все послание целиком или значительную его часть собственноручно, хотя обычно он поручал это своим секретарям 411 (см. § 30. 2): Видите, как много написал я вам своею рукою ( Гал. 6:11 ). Впрочем, согласно другому, более распространенному пониманию, Павел писал послание все же не собственноручно, а лишь выделил большими буквами какую-то заключительную часть. Такое понимание отражено и в славянском переводе, и в переводе ЕК, и в большинстве современных переводах на западные языки: Слав.: Ви1дите, коли1цэми кни1гами [т.е. буквами] писа1хъ ва1мъ мое1ю рукою. ЕК: Посмотрите, какими большими буквами я написал вам своей рукой. О причинах своего крайнего беспокойства, побудившего его написать послание, апостол прямо пишет в начале, опуская даже традиционное благодарение (см. § 30. 2): 6 Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию [ЕК: отпадаете в иное Евангелие], 7 которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить [ЕК: исказить] благовествование [ЕК: Евангелие] Христово. 8 Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема ( Гал. 1:6–8 ). Одним из самых эмоционально окрашенных мест послания является будто непроизвольно вырвавшееся восклицание-упрек: О, несмысленные Галаты! кто прельстил [ЕК: заворожил] вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый? ( Гал. 3, 1 ; ср. ст. 3) Однако это не раздражение учителя, недовольного бестолковостью учеников 412 , а напротив, большая любовь, которая заставляла так переживать Павла: Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! [ЕК: Дети мои, которых я снова в муках рождаю, пока не будет изображен Христос в вас!] (4, 19). Сравнивая себя с родителем (отцом или матерью-роженицей) или кормилицей, Павел видел в таких сравнениях наиболее удачные образы своего апостольства (ср. 1Фес. 2, 7. 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Придет время, когда затворятся ворота и отрежется путь этот, и тогда поздно уже будет совершать покаяние. Для нас с вами, братие, этот путь, благодарение Богу, еще не отрезан. Еще проповедуется нам слово Божие, еще предоставляется нам выбор: стать на путь к небу или к аду. Мы слышим из этого слова, что путь, ведущий в бездну гибели – очень широкий, а путь к жизни вечной – очень узкий и тесный. Это – такие ясные и определенные изречения Господа ( Мф.7:13–14 ), которые не могут изменяться и вводить в обман. О, пусть же никто не воображает, что широким путем можно все-таки придти к вечной жизни и чрез широкие ворота пройти к вечному блаженству. Но очень многие, кажется, так думают или по крайней мере делами своими показывают, что они так думают. Живя по влечению своих страстей, или по ветхому своему человеку, они не спрашивают о Боге – живом Боге, ни о вечности – нескончаемой вечности. Так легко обманывая самих себя, они заставляют и других вводить себя в этот обман здесь, на земле; но что в этом обмане касается бедной души, то это самый гибельный, самый ужасный обман. Несчастный человек, введенный в такой обман, большей частью тогда только внутренне постигает это, когда уже бывает поздно. И ах! – как много таких, которые тогда только постигают всё значение и всю тяжесть своего заблуждения, когда уже невозможно бывает поправить дело. Рассмотрим ближе этот опасный обман, обратив внимание на предостережение от апостола Павла галатам: Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную ( Гал.6:7–8 ). Несколько раньше тот же Апостол предостерегал и от самообольщения: кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя ( Гал.6:3 ), и увещевал каждого испытывать свое дело, чтобы иметь похвалу... в себе ( Гал.6:4 ). Но выше приведенные слова Апостола содержат в себе более серьезное предостережение пред величайшим обманом, в который, к сожалению, впадают многие из людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Что нового приносит миссионер в культуру? Нередко «культурность» отождествляют с духовностью, так как культура есть (в широком смысле) средство общения, общая культура объединяет людей в народы, в общества, и так далее. Но миссионер должен помнить, что он несет иное, высшее единство: Церковь (Экклисия) есть «собрание» – собрание во имя Христово, евхаристическое общение и собирание в Тело Христово, собирание и единение всего космоса на новом основании – «в Боге». Неслучайно ап. Петр называет Церковь народом: «некогда не народ, а ныне народ Божий» ( 1Пет. 2.10 ). «Во Христе» уже «нет ни Еллина, ни Иудея… варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» ( Кол. 3.11 ). При этом православная миссия есть продолжение Дара Пятидесятницы, «призывающего – как говорит Церковь в службе этого дня – все разделенные языки в соединение». А Жизнь Церкви Христовой есть жизнь по образу Святой Троицы, Единства «не-слиянного» и «раздельноличного», жизнь по образу Божественной Любви, предполагающей свободу. Поэтому православная миссия не нивелирует и не уничтожает, не ассимилирует ни социумы, ни личность человека, ни те черты личности, которые формируются национальной культурой. Крестя все народы во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф. 28.19 ) и претворяя каждый из народов в «народ святой, народ Божий» ( 1Пет. 2.9–10 ), «одно во Христе Иисусе» ( Гал. 3.28 ), «во Христе Иисусе новую тварь» ( Гал. 6.15 ), православная миссия предполагает в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви то личностное и культурное многоголосие, которое позволяет осуществляться «со-гласию» и «согласно славить Всесвятаго Духа». Обновление должно коснуться и того «образа человека», который несет в себе та или иная культура. Сущностной характеристикой культуры признается трансляция, то есть передача от поколения к поколению «моделей поведения» человека, «моделей мировосприятия», того или иного образа жизни и поведения (в этом же смысле ученые говорят о «языковых картинах мира», об «образах человека» в культурах тех и иных эпох, в их искусстве и тому подобное). В этом отношении необходимо помнить, что проповедь апостолов всегда завершалась призывом к покаянию и крещению (греч. «μετνοια» – «покаяние», «раскаяние», букв. «перемена мысли»), которые понимаются как сущностное обновление жизни, смерть «ветхого». Проповедуя «новую тварь», апостол Павел говорит в первую очередь о перемене образа в человеке, об «образе Христовом» в христианине: «не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего» ( Рим. 12.2 ), «как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» ( 1Кор. 15.49 ). О своем миссионерском служении он говорит: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» ( Гал. 4.19 ). При этом апостол говорит о Христе как «образе Отца» ( 2Кор. 4.4 ; Евр. 1.3 ); в этих словах и заключается православное понимание «преображения» и «обожения» человека и мира, которое применимо и к культуре человека.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Библейские указания на сущность сектантства Для внутренней жизни Церкви Христовой мир не всегда обеспечен: 2Пет.2:1–2 ; 1Кор.11:19 . По ясному указанию Слова Божия в «последние времена», или в «последние дни», некоторые «отступят от веры», «отделят себя от единства веры», «выйдут от нас, христиан», и «перейдут к иному благовествованию», иначе сказать, появятся антихристы, т.е. противники Христу: 1Тим.4:1 ; 1Ин.2:18–19 ; Деян.20:30 ; Гал.1:6 . Отступники здравого учения принимать не будут: 2Тим.4:3 ; 2Кор.4:3–4 ; Пс.49:16–17 . И не станут почитать за святыню «Кровь завета»: Евр.10:29 . Отступники сами пожелают быть законоучителями, хотя они и «невежды», ничего «не разумеющие»: 1Тим.1:7 ; Рим.12:3 ; 2Пет.3:16 ; 2Тим.3:7–8 ; 1Кор.8:2 ; Сир.38:25 . Принявшись учить себя и других, они «превращают Писания», «превращают благовествование Христово», «повреждают Слово Божие», вообще «говорят превратно и пустословят»: 2Пет.3:16 ; Гал.1:7 ; 2Кор.2:17 ; 1Тим.1:6 ; Рим.10:3 ; 1Тим.1:7 . Действуя «льстивыми словами, обольщая ласкательством и хитрым искусством», отступники производят «разделения и соблазны»: 2Пет.2:3 ; Рим.16:17 ; Еф.4:14 ; 2Тим.4:3 . Будучи на самом деле «дерзки, своевольны и не страшась злословить высших», будучи «ругателями и лютыми волками», отступники ходят в «овечьей одежде», принимают «вид апостолов Христовых», вид благочестия: 2Пет.2:10 ; Иуд.1:19 ; Деян.20:29 ; 2Тим.3:5 ; настоящее имя таким людям – «еретики»: Тит.3:10 ; 2Пет.2:1 . «Но они немного успеют» и конец их по делам – «не дремлющая погибель»: 2Тим.3:8 ; 2Пет.2:3 ; 2Кор.11:15 . Кто дал право проповедовать сектантским лжеучителям? Люди благочестивые, верные члены Христовой Церкви, смущаются дерзостью и кощунственным поведением сектантских лжеучителей. Взирая на них, они невольно припоминают слова апостола Павла: «Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители?» «Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями» ( 1Кор.12:28–29 ). «Никто сам собой не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» ( Евр.5:4 ). «Как проповедовать, если не будут посланы?» ( Рим.10:15 ). Каким же образом могут проповедовать сектантские лжеучители? Кто им дал на это право? А ведь они, простые миряне, ставят себя выше не только учёных христианских богословов, но и богоглаголивых отцов и учителей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010