Глава 5 Гал.5:1 .  Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. «Свободою, еюже Христос нас свободи, стойте, не паки под игом работы держитеся». «Свободою» называет Апостол житие вне закона, «а игом работы» – жизнь подзаконную. Ибо так и божественный Петр сказал в Деяниях: «что искушаете Бога, хотяще возложити иго на выи учеником егоже ни отцы, ни мы возмогохом понести» ( Деян. 15, 10 ) Гал.5:2 .  Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. «Се, аз Павел глаголю вам, яко аще обрезаетеся Христос вас ничтоже пользует». Прямо и ясно сказываю вам, выставляя напереди имя свое, что никакой пользы не получите от веры во Христа, приняв обрезание. Гал.5:3 .  Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон. «Свидетельствую же паки всякому человеку обрезающемуся, яко должен есть весь закон творити». И весьма справедливо, потому что закон подвергает проклятию неисполняющих всего им предписанного. Сверх того, произвольно оставивший свободу и решившийся быть в рабстве подчиняется всем приказаниям господина. Гал.5:4 .  Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати. «Упразднистеся от Христа». Почему говоришь это? «Иже законом оправдаетеся, от благодати отпадосте . " Давший закон обетовал дать и благодать. Посему, когда благодать дана, сим показано, что закон бездействен и излишен. А потому избирающие жизнь подзаконную лишают себя даров благодати. Гал.5:5 .  А мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. «Мы бо духом от веры упования правды ждем». Прияв залог Духа и веруя в обетования, ожидаем мы уповаемой жизни, которая, украшаясь бессмертием, свободна от приражений греха. Гал.5:6 .  Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью. «О Христе бо Иисусе ни обрезание что может, ни необрезание, но вера любовию поспешествуема». Любитель ты закона? Храни необходимое в законе, приобрети любовь к ближнему; ею исполняется весь закон. Различие же между обрезанием и необрезанием уничтожила вера. Ибо и в воинах ищут военачальники не белизны или черноты, но воинской опытности.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 6 Гал.6:1 .  Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. «Братие, аще и впадет человек в некое прегрешение, вы духовнии исправляйте таковаго», то есть восставляйте, утверждайте, восполняйте недостающее. Научает же и способу врачевания. «Духом кротости». Потом внушает и страх врачующему. «Блюдый себе, да не и ты искушен будеши». Ты – человек, природа твоя удобоизменяема, соболезнуй о том, кто одержим недугом. Гал.6:2 .  Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов». Один недостаток имеешь ты, а другого не имеешь. Он же, напротив, не имеет недостатка, какой имеешь ты, но имеет другой. Ты перенеси его недостаток, а он пусть переносит твой. Таким образом исполняется закон любви. Ибо любовь назвал Апостол законом Христовым. Христовы это слова: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» ( Ин. 13, 34 ). Гал.6:3 .  Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя. «Аще кто мнит себе быти что, ничтоже сый, умом льстит себе». Сим низложил кичливость надмевающихся какими-либо малыми преспеяниями. Гал.6:4 .  Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом. «Дело же свое да искушает кийждо, и тогда в себе точию хваление да имать, а не во инем». Если же хочешь похвалиться, то рассмотри свою жизнь и, если найдешь достойною похвалы, хвались о себе, если только должно тебе это сделать. Гал.6:5 .  Ибо каждый понесет свое бремя. «Кийждо бо свое бремя понесет». Не любопытствуй знать чужие дела. Ибо каждый из нас отдаст отчет в собственных своих грехах. Гал.6:6 .  Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим. «Да общается же учайся словеси учащему во всех благих». Здесь предписывает учителям принимать надлежщие услуги от обучаемых. И дело называет общением и повелевает, чтобы наслаждающиеся духовным делились за то плотским.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 4 Гал.4:1 .  Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего. Гал.4:2 .  Он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного. Гал.4:3 .  Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира. «Глаголю же: в елико время наследник млад есть, ничимже лучший есть раба, Господь сый всех но под повелители и приставники есть даже до нарока отча. Такожде и мы, егда бехом млади, под стихиями бехом мира порабощени». Отцы, умирая, малолетних детей поручают каким-либо опекунам, повелевая им иметь о них попечение, пока не приидут в мужеский возраст. Ибо сие выражает Апостол словами: «даже до нарока отча», а «нарок» сей есть совершенный возраст. Подобно сему, говорит Апостол, и мы, пока были детьми и несовершенновозрастными, имели закон как бы некиим опекуном и приставником. «Стихиями» же «мира» назвал наблюдение законных предписаний, потому что солнцем и луною определяются день и ночь, а из дней с ставляются недели, месяцы и годы; закон же повелевал хранить субботы, новомесячья, годовые праздники, седмицы лет Потому-то и сказал Апостол: «под стихиями бехом мир порабощени»; ибо сим составляется время. Гал.4:4 .  Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного) , Который родился от жены, подчинился закону. Гал.4:5 .  Чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. «Егда же прииде кончина лета, посла Бог Сын Своего, раждаемаго от жены, бываема под законом да подзаконныя искупит, да всыновление восприимем». В надлежащее же время, какое определил Бог, послал Он Сына Своего исполнить тайну вочеловечения. И Сын, восприяв; наше естество, родившись от Девы и жительствуя по закону, подлежащих наказаниям закона соделал свободными и даровал нам обетованное всыновление. Надлежит же заметить, что слово «посла» Апостол приложил к вочеловечению. Ибо не сказал: «Послал Его родиться от жены, чтобы могли мы разуметь о послании Божества», но говорит: «раждаемаго от жены». А сие свойственно Домостроительству.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Закон есть прежде всего правило поведения, норма, имеющая религиозное значение послушания Богу, постановление, запрет:  «не прикасайся» ,  «не вкушай» ,  «не дотрагивайся»  ( Кол. 2, 21 ). Апостол, однако, называет это перед лицом новой жизни во Христе, когда человек умирает  для греха  ( Рим. 6, 2 ),  для закона телом Христовым  ( Рим. 7, 4 ), для стихий мира  ( Кол. 2, 20 ),  заповедями и учением человеческим  (ср.: Кол. 2, 22 ), или  преданием человеческим (ср.: Кол. 2, 8 ), или  законом заповеди плотской  ( Евр. 7, 16 ).  Желающие быть под законом порабощают себя немощным и бедным вещественным началам мира  ( Гал. 4, 21 ; ср.: Гал. 4, 3, 9 ). Фактически апостол Павел обозначает закон как императив, как причинность, как необходимость: жизнь  по немощным и бедным вещественным началам мира . Закон — это всего лишь  вид мудрости в самовольном служении  ( Кол. 2, 23 ). Закон — это мир детерминизма во всех его видах. Такое почитание Бога — тщетно  ( Мк. 7, 7 ). Сердце при таком служении  далеко отстоит  ( Ис. 29, 13 ) от Бога: оно отделено от Бога «каменной стеной» закона, который и есть «покрывало на сердце» (на лице, на уме):  умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остаётся неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода  ( 2Кор. 3, 14, 16–17 ). Таким образом, ветхозаветная жизнь под законом есть жизнь подневольная, жизнь под игом необходимости, духовное рабство: это — нынешний Иерусалим, потому что он с детьми своими в рабстве . А жизнь новозаветная — это вышний Иерусалим , он  свободен, он — матерь всем нам  ( Гал. 4, 25, 26 ). Подзаконная жизнь противопоставляется жизни по благодати, жизни во Христе, как рабство свободе.  Мы дети не рабы, но свободной. Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства , — учит Апостол ( Гал. 4, 31; 5, 1 ). Новый Иерусалим, в котором ветхий подзаконный человек — сын рабы и сам раб — преображается,  взирая на славу Господню, в тот же образ от славы во славу, как от Господня Духа  (ср.: 2Кор. 3, 18 ), получает  власть быть чадом Божиим ,  которое ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родилось  (ср.: Ин. 1, 12–13 ), — есть царство свободы, не подзаконное, а сверхзаконное, метаюридическое: «град Божий». Это царство благодати, жизни «по духу», и  на таковых нет закона  ( Гал. 5, 23 ).

http://azbyka.ru/pravoslavie-i-svoboda-n...

   Если Христос — не Бог, то разве мог Он по сущности и по действию быть равным Богу Отцу и Богу Духу Святому; и разве мог Он быть осуществлением и исполнением всех Божиих обетований (см. 2Кор.1:19—22)? «Как Христос — не Бог,— говорит святой Кирилл Александрийский,— если Он есть «благоухание познания» Отчего (2Кор.2:14)? Ведь в естестве человека нельзя найти благоухания Божией природы, но как запах человечества ясно обозначает человека, так и благоухание Божества обозначает Бога. А если Христос именуется благоуханием Отца, что Он и есть на самом деле, как тогда Он — не Бог; ведь именно для спасения людей Слово Бога Отца и сделалось человеком?»    Если Христос не Сын Божий и не образ Бога, как тогда в Нем открыто Божие Евангелие; как тогда силой Его Духа и через веру в Него «мы преображаемся в тот же образ от славы в славу» (2Кор.3:15, 4:6)? Христос и потому Бог, что всем нам должно явиться на Его суд, «чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор.5:10). Как Христос — не Бог, если, восприняв на Себя грех мира, Он примирил мир с Богом и дал нам «служение примирения» (2Кор.5:15—21)? «Христиане суть храмы Бога Живого (см. 2Кор.6:16), ибо в них обитает Дух Святой, именуемый Духом Христовым, по реченному: «кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим.8:9); как тогда Христос — не Бог?» Если Христос — не Бог, как святой апостол Павел был восхищен Христом до третьего неба, вознесен в рай и слышал там неизреченные глаголы (см. 2Кор.12:1—10)? Если бы Христос не был Богом и Его Евангелие — Евангелием Божиим, то разве апостол Павел утверждал бы столь решительно, что это Евангелие — «не по человеку»; и разве так страшно и беспощадно проклинал бы он желающих «превратить благовествование Христово» (то есть исказить Христово Евангелие) и проповедовать его иначе (см. Гал.1:6—12)? Если Христос — не Бог, как тогда верой в Него человек оправдывается; и как, живя Христом, он живет Богом (см. Гал.2:19—20)? Если Христос — только человек, как тогда вера в Него упраздняет ветхозаветный закон, закон Божий (см. Гал.3:5—25)? Если Христос — не Сын Божий и не Бог, то как мы крещаемся в Него, как и в Бога Отца и Духа Святого; и как верой в Него все в Него крещающиеся становятся сынами Божиими (см. Гал.3:26—27)? Христос как Единородный Сын Божий Духом Своим усыновляет людей Богу, делает их Божиими наследниками, являет Собой Бога, преподает знание о Боге,— как тогда Он не Бог (см. Гал.4:4—9)?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Таким образом, и речи не может быть о том, чтобы мы самочинно, вопреки Апостольскому определению ( Деян.16:4 ), возложили на выи «верных из язычников» соблюдение еще субботы законной, или других каких еврейских праздников или постановлений. А между тем, ты, Петр, стараешься возложить на верующих из язычников иго, которого и сам не можешь понести, так как и сам законной субботы не празднуешь! И выходит, что ты желаешь другим того, чего себе не хочешь. Если Апостолы и допускали иногда соблюдение предписаний Моисеева закона: обрезания, субботы и др.., то это только «ради иудеев» ( Деян.16:3 ; Гал.2:11–16 ), которые еще не могли освоиться с мыслью об излишестве для христиан Моисеева закона и, если бы Апостолы не снизошли к немощи иудеев, то навсегда потеряли бы их для Христа ( 1Кор.9:19–23 ). Мы же и не немощные, а «верные» ( Деян.16:4 ); и не иудеи, а христиане из язычников. Посему нам и нечего подражать «немощным иудеям», особенно когда Апостолы ясно указали, что верным из язычников нужно хранить от Моисеева закона ( Гал.2:11–16 ). Уж если праздновать субботу, то нужно и обрезываться, ибо обрезание выше субботы ( Ин.7:22–23 ). Но как от обрезания Ап. Павел грозно предостерегал христиан, говоря: «берегитесь обрезания» ( Фил.3:2 ; Гал.5:2 ), так точно он же обличал христиан за наблюдение иудейских «дней (т. е. день субботний, или седьмой, и шесть дней рабочих – Исх.20:8–9 ), месяцев (т. е. новомесячий), времен (т. е. времен Пасхи, Пятидесятницы, Кущей и пр...) и годов» (т. е. новолетий), выражая даже опасение, не напрасно ли трудился у них ( Гал.4: 10–11 ). С особенною же силою Ап. Павел отвергает субботу в послании к Колоссянам: « никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело – во Христе» (2:16–17). Очевидно, что среди Колосских христиан, как раньше среди Антиохийских ( Деян.15 ) и Галатских ( Гал.2 и 4гл.), нашлись строгие ревнители Моисеева закона, которые осуждали христиан, не соблюдавших постановлений этого закона о пище (чистой и нечистой – Лев.11 ), праздников ( Лев.23 ), новомесячиях ( Числ.28 ) и субботе ( Лев.23 ; Числ.28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/b...

Ибо то не есть Вера чистая, что растравляется блюдениями законными и к духу свободы привносит дух рабства (см. Гал.5:1), к совершенному прилагает несовершенное, явленное и истинное смешивает с тёмным и призрачным. Не есть это Вера, нет. Да и Павел выражением, что во Христе не имеет значения ни обрезание, ни необрезание, не признал безразличным, обрежется ли кто или останется необрезанным после доступа к благодати. Ибо как [это допустить], когда в послании к Филипийцам так нападает (гл. 3) на обрезание, псами и злыми делателями называя тех, кто бесстыдно приступают к Вере и делают худое дело гибель принимающих их, которые украдкой привносят оправдание от Закона к оправданию от Веры, как будто недостаточному самому по себе, и потому соблюдают обрезание, как вы теперь опресноки, самое же обрезание называя более соответственным именем, рассечением? А ещё более в послании к Галатам, принятие обрезания и иных законных обычаев ставя в вину как переход от призвавшего их благодатью Христовой к иному благовествованию (Гал.1:6), на пролагающего этот переход, будь то сам Павел или ангел с неба, налагает (ст.8) запрещение, анафему (отлучение), а Галатов называя несмысленными (Гал.3:1) за принятие новизны и решая, что они оканчивают плотию (ст.3) и находятся под клятвой (ст.10), и ещё, что они и сыновья рабы и лишены наследства, которого удостаиваются происходящие от свободной (Гал.4:30), то есть, не сообразующиеся с Законом. Ибо говорит: " вы дети не рабы, но свободной " (ст.31). " Потому стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства " (Гал.5:1). А какое за этим завещание? " Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. Свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон. Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати " (ст.2-4). И: " а если " , говорит, " я и теперь проповедую обрезание, то за что же гонят меня, братия? Тогда соблазн креста прекратился бы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/573/...

2 . В начале говорится, что никто не может оправдаться делами закона, но только верой: Утверждающиеся на делах закона находятся под клятвою. Христос же искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою ( Гал. 3:10, 13 ). Итак, не по закону дано то наследие, но по обетованию. Аврааму даны были обетования и семени его, которое есть Христос ( Гал. 3:16 ). Закон был дан по причине преступления, до времени пришествия семени, которому дано обетование ( Гал. 3:19 ), и потому всё заключено под грехом, чтобы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа... По пришествии же веры мы уже не под законом, то есть не под руководством детоводителя ( Гал. 3:22, 25 ), потому что мы – дети Божии и все во Христе Иисусе. Если же все мы во Христе Иисусе, то мы – семя Авраамово, наследники по обетованию 129 . К такому заключению приходит апостол. 3 . Но может и иудей сказать: «И я наследник, ибо я под законом. Закон называется Ветхим Заветом, а где завет, там и наследие». И хотя сам апостол говорил евреям, что завет имеет силу лишь в случае смерти завещателя 130 , то есть завет не имеет силы, пока жив завещатель, но вступает в силу лишь с его смертью, у Иеремии Господь говорит об иудеях: Мое наследие свершилось для Меня как лев ( Иер. 12:8 ), – Он не отрицает, что они являются наследниками. Но бывают наследники без права распоряжаться собственностью и бывают наследники с правом распоряжаться собственностью. Те, кто записан в завещании, уже при жизни завещателя называются наследниками, но без права распоряжаться собственностью. 4. Бывают также наследники несовершеннолетние, которые ничем не отличаются от рабов, потому что находятся под властью попечителей и домоправителей 131 . Так и мы были иудеями и были порабощены вещественным началам мира. Но когда пришла полнота времени ( Гал. 4:3–4 ) и явился Христос, мы уже не рабы, но свободные, если веруем во Христа. Иудеям Он дал лишь видимость наследия, отказав в обладании. У них есть имя наследников, но нет прав, потому что они, как несовершеннолетние наследники, владеют лишь одним пустым звуком наследства, но не обладают правами, не имеют права повелевать и распоряжаться, ожидая совершеннолетия, чтобы освободиться от опекунов.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Гал.1:2 .  и все находящиеся со мною братия – церквам Галатийским: Апостол хочет сказать, что все, окружающие его в настоящее время, христиане (вместо «находившиеся» лучше перевести «находящиеся») сочувственно относятся к предпринятому им шагу по отношению к Галатским церквам и согласны с его взглядами. Гал.1:3 .  бла­го­дать вам и мир от Бога Отца и Го­с­по­да нашего Иисуса Христа, Апостол не присоединяет, против своего обыкновения (ср. напр. вступление в посл. к Рим. и 1 Кор.), похвалы читателям за твердость их веры. Это показывает, что Апостол слишком сильно был огорчен поведением галатских христиан, которые в настоящее время держали сторону противников Павла – иудействующих. – «Благодать и мир» – ср. Рим.1:7 . Гал.1:4 .  Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего; Гал.1:5 .  Ему слава во веки веков. Аминь. Апостол конечно имеет здесь в виду иудействующих, которые, выставляя свое требование о том, что и в христианстве необходимо соблюдение обрядового закона Моисеева, этим самым как бы ослабляли силу искупительных заслуг Господа Иисуса Христа. Апостол говорит поэтому, что Христос «отдал Себя в жертву за грехи наши, для того чтобы согласно воле или решению нашего Бога и Отца, избавить нас от подчинения настоящему лукавому веку или, иначе, такому порядку жизни, при котором человек не мог не грешить». Если же Апостол называет этот порядок жизни «настоящим» ( ενεστς), то это не значит, что он еще продолжается: слово это равняется здесь выражению «сей» ( Рим.8:38 ; 1Кор.3:22 ) и представляет собою противоположность выражению «век будущий», как обозначается в Н. Завете времена мессианского спасения ( Мф.12:32 ; Рим.8:38 ). – Так как иудействующие, отнимая значение у заслуг Христа, вместе с этим унижали и Бога и Отца нашего, Который соблаговолил принять эти заслуги как вполне удовлетворяющую за грехи человечества жертву, то Апостол в конце приветствия воссылает славословие «Богу и Отцу». Гал.1:6–10 . Указывая на повод, по какому он обращается к Галатам с посланием, Апостол говорит, что Галаты позволили лжеучителям отвлекать себя от Бога, Который призвал их к общению с Собою во Христе. При этом он упоминает о том, что Галаты стали на сторону противников Павла. Итак отдаление от Бога и Христа и в то же время потеря доверия к их просветителю Павлу – вот что побуждает Апостола обратиться к Галатам с словом строгого увещания.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 1 Гал.1:1 .  Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых. «Павел Апостол, ни от человек, ни человеком». Самое начало немедленно обличает взведенную на Апостола, клевету, ибо сказал он, что сподобился апостольской благодати, не от людей прияв сей дар; не кто-либо из божественных апостолов уловил его, но призвал Сам Владыка с небес, не употребив в содействие человека. Сие-то и разумел, сказав: «ни человеком». Потом указывает и на Призвавшего. «Но Иисус Христом». И чтобы иной, пред именем Иисус нашедши предлог ( δι ( δια Ιησου)), не подумал, что Сын, служебен Отцу, присовокупил Апостол: «И Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых». Предлог δι употребил пред именем того и другого Лица, научая тем, что предлог сей не означает никакого различия в естестве. Да и слова «воскресившим Его из мертвых» не подают мысли о немощи в Божестве Единородного (потому что страдание касалось не Божества), но показывают согласие «в» деле проповеди , а именно, что тайну Божественного вочеловечения не один Сын домостроительствовал, но и сам Отец участвовал в сем промышлении. Поскольку защитники закона предполагали, что Богу служить должно хранением закона, то божественный Апостол показывает, что Податель Нового Завета не один Сын, но и Отец. Гал.1:2 .  И все находящиеся со мною братия – церквам Галатийским. «И иже со мною вся братия». Апостол показал, что много содействующих ему в проповеди . «Церквам галатийским». Ибо пишет не одному городу, но всему народу, так как болезнь проникала всюду. Гал.1:3 .  Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. Гал.1:4 .  Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего. Гал.1:5 .  Ему слава во веки веков. Аминь. «Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, давшаго Себе по гресех наших». Апостол показал, что житие по закону не может избавить от грехов, но что Владыка Христос подъял за нас смерть и освободил нас от повинностей греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010