Рим.4:4, 4:16 : Для Апостола Павла очень важно противопоставление «долга» и «благодати». В указанных стихах по неясной причине слово charis, традиционно переводимое как «благодать», переведено как «милость». Конечно, этот перевод нельзя назвать неправильным. Но совершенно неясно, зачем именно здесь потребовалось заменять слово «благодать», которое всегда и традиционно используется для характеристики богословской мысли Апостола. 1Кор.1:18, 20–21, 23, 25 В своем знаменитом «слове о Кресте» Апостол Павел многократно противопоставляет два понятия: sophia (мудрость) и mria (глупость). Непонятно, зачем переводчику понадобилось на протяжении нескольких стихов слово mria переводить тремя разными словами: «юродство», «безумие», «немудрое». Это сбивает читателя с толку. 1Кор.1:28 : «Ничего не значащее избрал Бог , чтобы упразднить значащее». Перевод полностью искажает яркое, вызывающее и заставляющее задуматься высказывание Апостола. В оригинале очень важная эсхатологическая мысль: «Не существующее [избрал Бог], чтобы уничтожить существующее». 1Кор.4:9 : «Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков». Здесь все неясно. Почему Апостол считает себя «последним посланником»? Почему он стал «позорищем» для всего мира? На самом же деле Павел здесь образно говорит о том, что весь мир похож на театр или цирк (theatron, «позорище»). Апостолы же выставлены в этом цирке как «приговоренные к смерти» преступники, которых выпускали «последними», как завершающий акт кровавого спектакля. Вот буквальный перевод: «Ибо я думаю, что Бог нас, апостолов, выставил напоказ последними, как приговоренных к смерти, потому что стали зрелищем для мира, и для ангелов и для людей». 1Кор.4:15 сравни с Гал.3:24–25 : Одно и то же слово paidaggos («педагог») переводится то словом «наставник», чтò неверно, то «детоводитель», чтò непонятно. 1Кор.8:3 : «Но кто любит Бога, тому дано знание от Него». Здесь уже полное искажение смысла, так как в оригинале: «Но кто любит Бога, того Он [Бог] знает». В некоторых древних рукописях еще лучше и понятнее: «Но кто любит, того знает Бог». Глагол «знать» в Писании имеет смысл не столько интеллектуального знания, сколько общения. Аналогичная ошибка в Гал.4:9 : «Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?» Правильно было бы: «Ныне же, познавшие Бога, или, лучше, познанные Богом, для чего возвращаетесь опять…». Та же ошибка в переводе 1Кор.14:38 . Здесь она особенно неуместна. Апостол Павел, якобы, пишет своим коринфским адресатам: «А кто не разумеет, пусть не разумеет». На самом же деле Апостол предостерегает: «А кто [этого] не признаёт, того и Бог не признаёт». Речь в отрывке идет о порядке во время богослужения. Кто не признаёт установленного Самим Богом порядка, пренебрегает им, того и Бог не признаёт.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Св. ап. Павел сравнивал состояние дохрист. человечества с периодом детства, когда закон был «детоводителем ко Христу» (Гал 3. 24). В условиях затемненного грехом человеческого бытия, когда основным содержанием жизни от Адама до Христа было удаление от райского состояния и нисхождение в сферу земного материального бытия, закон оставался высшей инстанцией во всех областях жизни, включая и область религиозно-нравственного воспитания человека. С момента Пришествия в мир Сына Божия и проповеди Евангелия начинается процесс духовного обновления человечества, его нравственного перевоспитания в традиции учения Церкви и его восхождения в царство Божественной благодати и истины. Посланный от Отца, Сын Божий как Новый Адам становится новым родоначальником человечества. Добровольно родившись от Девы, Он, по словам прп. Иоанна Дамаскина , «стезю проходну небесе полагает нам» (Ирмос 1-й песни канона на Рождество Христово). «Так и мы,- пишет ап. Павел,- доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира; но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» (Гал 4. 3-7). В миссии Своего Пришествия в мир Сын Божий стал глубокой и фундаментальной основой человеческого существования, освятив Своим вочеловечением и возрастанием в доме Иосифа и Матери Своей, Марии (Лк 2. 51-52), жизнь человека от рождения до полного совершеннолетия. Св. евангелист Лука , повествуя о начале служения Господа Иисуса Христа, приводит весьма характерные слова: «И пришел в Назарет, где был воспитан» (Лк 4. 16). Своим Божественным всемогуществом Сын Божий не восхотел превосходить границы тварного естества, Он во всем подчинял Себя законам природной необходимости и социальных установлений, не отстранил от Себя и сыновнее подчинение заповеди о почитании родителей, исполнив все то, что предписывали закон и пророки.

http://pravenc.ru/text/155352.html

без различия, одно вместо другого. Об этом ясно свидетельствуют нам книги: Исход (наприм., 16, 24, 31, 34, 35 главы) и Второзаконие (4, 6, 10 гл.), и св. апостол говорит, что преступивший заповедь: «не убий» – преступник закона ( Иак.2:10–11 ) 2 . Точно так же и приведенные тобою слова Христа касаются не только десятословия, но и всего «закона и пророков»; посему Христос там же перечисляет не только заповеди десятословия, но и многие другие заповеди, которые «сказаны древним» ( Мф.5:17–7 гл.). При этом еще заметь, Петр, что Христос отнюдь не сохраняет буквы древних заповедей, не исключая и десятословия. Так что приведенное тобою основание в пользу исполнения буквы только десятословия опровергается самим Писанием. И ты должен согласиться, что, если праздновать субботу по букве 4-й заповеди, то нужно тогда исполнять и весь древний закон, в котором есть заповеди и большие десятословия ( Мф.22:37–40 ; Ин.7:22–23 ), потому что согрешивший даже в одном чем-нибудь из закона виновен против всего закона ( Иак.2:10 ; Гал.3:10 ). Следовательно, или соблюдай по букве весь древний закон, или согласись, что соблюдение одной только субботы с твоей стороны есть также беззаконие, потому что подвергает тебя клятве закона ( Гал.3 ), который ты соблюдением субботы признаешь для себя обязательным. Петр задумался. Наконец, он вспомнил новый выход из затруднительного положения, подсказанный ему «Библейскими чтениями о настоящей истине» – Пусть будет по-вашему, – утирая с лица пот и подтягиваясь, снова заговорил Петр. – Пусть Писание не отличает десяти заповедей от закона и называет также и десятословие законом. Словом, – пусть я буду неправ, строя защиту субботы на различии слов: «заповедь» и «закон»... Но вот в следующем я обязательно буду прав. Писание нам ясно говорит о двух законах. Один – это закон Божий, а другой – Моисеев: «и не дам впредь выступить ноге Израильтянина из земли, которую Я дал отцам их, читаем в 4-ой книге Царств, если только они будут стараться согласно со всем тем, что Я повелел им, и со всем законом, который заповедал им раб Мой, Моисей (21:8).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/b...

Бог принимает решение (πρθεσις) спасти человека суверенно, по избранию (κλογ), а не в зависимости от предшествующих дел (Рим 9. 11; Гал 3. 2). Утверждение, что Бог, «кого хочет, милует, а кого хочет, ожесточает» (Рим 9. 18), дополнено иным: «...всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» (Рим 11. 32). Но, хотя избрание относится ко «всем человекам» (Тит 2. 11), оно не действует на «сынов противления» (Еф 5. 6; Кол 3. 6), к-рые «не приняли любви истины для своего спасения» (2 Фес 2. 10). Т. о., история, в к-рой Бог «ожесточил» сердце фараона (Рим 9. 17; ср.: Исх 4. 21), говорит не о предустановленности ко спасению или к погибели, а о промыслительном «преткновении» (Рим 11. 11, 32). Бог не позволил фараону испугаться знамений и отпустить израильтян раньше времени, чтобы в полной мере явить над ним силу Свою,- но этому «ожесточению» предшествовало безбожие самого фараона. Бог «ожесточил» иудеев против апостолов, чтобы вынудить последних идти к язычникам,- но этому ожесточению предшествовало желание иудеев «поставить собственную праведность». В отличие от греха и праведности вера и неверие во власти человека (Рим 11. 22-23; 2 Фес 2. 12). Предопределение вплетает человеческую свободу в ткань Промысла. Метафора сотворения горшечником из одной и той же глины сосудов «честных» и «бесчестных» (Рим 9. 21), не раскрывая «технологию» сотворения (ср.: 2 Тим 2. 20-21), подчеркивает, что избранный народ всегда состоял из спасаемых и погибающих, но «Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели» (Рим 9. 22). Приводя в пример историю Исава и Иакова (Рим 9. 13), толкуемую аллегорически по аналогии с историей Агари (Гал 4. 24), апостол, возможно, полемизирует с иудейским преданием, что «весь Израиль имеет удел в будущем веке» (Санхедрин. 90a), или, не относя его к этническому Израилю ( Stettler. 2017. S. 176), дает ему свою интерпретацию (ср.: Рим 11. 26). Призвание Иакова, совершённое не по его заслуге, П. считает прообразом призвания народов, а отвержение Исава - того «преткновения», к-рое постигло Израиль.

http://pravenc.ru/text/2581793.html

В Гал.3 о Духе говорится в связи с учением. Ап. Павел спрашивает своих адресатов: «Через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?» ( Гал.3:2 ). Ясно, что он ожидает услышать в ответ: «Через наставление в вере». Наставление означает, что кто-то нечто говорит, так что его можно услышать. Единственной формой коммуникации между апостолом и его слушателями является слово ( 1Фес.2:13 ), и именно слово, которое говорит об Иисусе Христе распятом. Наставление в вере означает, таким образом, передачу этого апостольского провозвестия. Именно через верность евангельской вести и происходит «принятие Духа» теми, кто принимает наставление, то есть их участие в явлении Духа. А эта верность распятому Иисусу Христу проявляется в их Крещении в Его смерть. Там, в смерти Иисуса, в крещальном погребении верующих, является сила Духа, чтобы сообщать жизнь и воскресение – свободу от греха и всех его последствий, таких как немощи, болезни и смерть 384 . Откуда ап. Павел это знает? Это написал пророк Иезекииль. По-еврейски «дух», то есть ruach, то же самое, что «ветер» или «дыхание». «Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров (me’arba’ ruchot) приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут. И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои» ( Иез.37:9–10 ). Св. Кирилл Иерусалимский говорит о Духе: «Он о Христе провозвестил в пророках; Он действовал в апостолах; Он доселе в Крещении запечатлевает души» (Cyrill. Hieros. Catech. 16. 24). Но для ап. Павла Дух означает не только жизнь, но и суд. Дух – это огонь и свет, которые очищают человека, чтобы тот вошел в грядущее Царство. Голубь был знамением помазания, когда Дух нисшел на главу Иисуса. По-еврейски голубь – yona, что связывает это событие с Книгой пророка Ионы, который был послан призывать ниневитян к покаянию. Они покаялись, и Бог был милостив к ним. Голубь – это знамение милости по отношению к кающимся. В христианском Крещении голубя заменил елей. Послекрещальное помазание

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

—837— отнюдь не человеческую и бессмертную, поэтому и бессмертие Аристотеля не имеет индивидуального характера. Эта безликость в понимании человека абсолютное выражение находить в неоплатонизме, завершающем греческую философию. Высшая задача человека – уничтожиться в экстатическом созерцании Сущего, без всякой памяти слиться с Единым, и все индивидуальным различая погасить в сверхсущественном безразличии Абсолютного. В этом ряде идей, христианское учение о внутреннем человеке есть совершенно новый момент. Античная ограниченность в понимании человека разрывается. Из существа, конечного человек превращается в бесконечное. Индивидуальность опознается в ее неисследимой, божественной глубине. Все тайны мира ставятся в соотношение с тайной личности. В трактате «об устроении человека» св. Григорий Нисский говорит замечательный слова: «как невысоко и как недостойно судили некоторые из язычников о природном достоинстве человека, сравнивая его с этим миром. Ибо они говорили: человек, есть малый мир и состоит из тех же стихий, что и Вселенная» 1136 . Этого мало и недостаточно для христианского сознания! Человек не только микрокосм, но и микротеос, не только малый мир, но и малый Бог. Человек есть образ Божий, некое безмерное отображение безмерности Божьего состава. К принципу мироподобия человека прибавляется новый принцип – богоподобия, и тем античный гуманизм возводится в христианском гуманизме в п-ную степень. «Братья, мы дети – не рабы, но свободны», говорит Св. ап. Павел ( Гал.4:31 ). «А как вы сыны, то послать в сердце ваше Духа, вопиющего: «Авва, Отче!» ( Гал.4:6 ). Совлекшись ветхого человека с делами его ( Кол.3:9–10 ), апостол заповедует и облечься в нового человека, созданного по Богу в праведности и святости истины ( Ефес.4:24 ). «Чтобы вы укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина, и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всей полнотой Божией ( Ефес.3:18–19 ). Христианство сняло пелену античной

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Славословие Бога, упование на Него, вера в запредельную, окончательную благость – это сам Бог, превращающий адский пламень в благодатную росу. «Ты не оставишь души моея во аде и не дашь Святому Твоему увидеть тление» ( Пс.15:10 ). «Упования не посрамить» ( Рим.5:5 ). Поэтому упование до конца, т.е. без конца и есть норма достойного и благодатного отношения к неисповедимым путям Божественного смотрения. Оно содержит в себе и торжество победы. Бог не может не победить. «Бог поругаем не бывает» ( Гал.6:7 ). И отсюда победно благодарственное пение души, для которой Бог в ответ на упование превращает ее жилище посреди ада – в рай. «И мужие тии три, Седрах, Мисах и Авденаго, падоша посреди пещи огнем горящей окованы и хождиху (ходили) посреди пламени поюще Бога и благословляюще Господа» ( Дан.3:23–24 ). Здесь хор начинает припевать к каждому стиху песни благочестивых отроков: «Господа пойте и превозносите Его во веки. Заканчивается это славословие так: «Хвалим, благословляем, поклоняемся Господеви, поюще (поя) и превозносяще во вся веки». Это торжественное светлое пение окончательно уводит от гробового мрака. Далее богослужение в своих текстах, напевах и характере исполнения уже полно пасхальной радости, хотя сдержанной и серьезной. За паремиями следует малая ектения. Вместо трисвятого поется текст ап. Павла «Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся». Перевод: Во Христа крестившиеся, во Христа облеклись ( Гал.3:27 ) 6 . Далее следует прокимен апостола из псалма 65, ст. 4, на глас 8-й: «Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе да поет же имени Твоему Вышний». К прокимну стихи: «Воскликнете Господеви вся земля, пойте же имени Его» ( Пс.65:1–2 ). Смысл этих стихов тот, что Воскресение Христово есть событие центральное не только для человека, но и всего мироздания (для «всей земли»). В последние времена раскроется тайна избавления всей твари и уже теперь она устами церкви присоединяется к радости избавленного Адама. Все мироздание призывает ныне прославить всемогущество и мудрость Христа Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

О христиане, вспомним имя, звание и обещание наше. Христос Царь наш, и мы подданные рабы Его, ибо от Него и имя наше, христианин, имеем. Он нас создал, Он нас Кровью Своею искупил, Он о нас промышляет. Ему мы при крещении обещали верою и правдою служить; Ему и имена свои записали, и называемся христиане. Где же обещание наше? Где вера? Где правда? Где верная Ему работа? Почему с именем не согласуется дело? Почему называемся христиане и не служим Христу, но миру и греху? Какая нам польза от имени без вещи, которую означает имя? Почему раб называется рабом господина, которому не повинуется и не работает? Почему христианин называется христианином, когда не служит Христу, Царю своему и Господу? «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» ( Рим 8:9 ). «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» ( Гал.5:24 ). Великолепнейшее имя – «христианин». Христиане – сыны Божии ( Гал.3:26, 4:7 ), и общение их «с Отцем и с Сыном Его, Иисусом Христом» ( 1Ин.1:3 ). Этот титул им приписывает Божие слово. «Верно слово и всякого приятия достойно " ( 1Тим.1:15 )! Как же возможно оскверняться грехами и со святейшим Богом общение иметь? «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине» ( 1Ин.1:5–6 ). Как возможно и чадом мира сего и чадом Божиим быть? Никак этого быть не может. Надобно непременно или тем или другим быть: надобно или чадом Божиим быть и во свете ходить, «подобно как Он во свете» ( 1Ин.1:7 ), и свойство Отца своего нравами изображать, и Ему подражать, или чадом мира быть, и во тьме ходя, дела темные творить. «Очистим же себя, о христиане, от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» ( 2Кор.7:1 ), дабы быть Христовыми и сынами Вышнего и возыметь общение со Отцом и с Сыном Его Иисусом Христом. Какая нам польза от мирской сласти, которая до тех пор чувствуется, пока совершается, и, совершившись, вместо утешения ложного, истинную вносит в душу горесть? Какая нам польза от богатства мира сего, чести, славы и похвалы? Честь и богатство не иное что приносит нам, как большее беспокойство.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

1 Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. 2 Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. 3 Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня. 4 А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду. 5 Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, 6 дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. 7 Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию. Практический очерк содержания рядового чтения В апостольском чтении настоящей недели святой Павел продолжает раскрывать наставления, высказанные им в предыдущей главе (14:17–24 ), об отношении сильных в вере к немощным в вере. « Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных ,» заповедует Апостол (ст.1). Истинный христианин должен вести свою жизнь так, чтобы его поступки не только удовлетворяли его собственной совести , но и назидали или исправляли других ; ибо он живет не один, а в обществе с другими, нередко немощными совестью братьями, о спасении которых он не может не заботиться, как член о членах одного и того же тела Христова. 1. В чем же должно состоять отношение сильных в вере к немощным? а) Сильные должны иметь терпение , а не презрение к немощным (ст.1; ср. 1Кор. 9:22 ; Гал. 6:1 ); б) избегать всякого самоугождения или самолюбия , потому что самолюбивый, любя только себя, не может терпеть ничего, противного своему самоугодию: он не печется ни о ком, кроме самого себя; в) с любовью и мудростью угождать ближнему, но угождать во благое , т. е. содействовать всеми средствами к назиданию и спасению своих немощных братий (ст.2; ср. l Кор. 10:33; 9:19; Гал. 1:10 ). 2. Основанием такого снисхождения сильных к немощным служит для нас пример Иисуса Христа (ст.3), Который во всех своих делах не искал своего, но ради нас отверг всякую славу и переносил всякие поношения, преследования и самую смерть, как написано было о Нем еще пророками, ибо все, что передано нам в Священном Писании прежде, нежели совершилось, преднаписано для нашего научения и наставления, дабы, мы, видя в Священном Писании предсказанные пророками поношения, какие Христос претерпел из любви к нам, сами также переносили великодушно всякое поношение и скорбь из любви к Нему и ближнему, и будучи утешаемы словами Писания, возлагали бы всю свою надежду на Иисуса Христа, Спасителя мира (ст.4; ср. Толк. Никиф. in h. 1.).

http://azbyka.ru/propovedi/kak-nachat-pr...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010