Но как изречения Св. Писания могут подвергаться произвольным, часто неправильным истолкованиям, то Августин указывает средство к правильному уразумению предлагаемых в Св. Писании наставлений. «Писание, говорит он, содержит в себе не только заповеди Божии, но и описания жизни и дел праведников, так что, если для нас представляется неясным, как понимать ту или иную заповедь, то это может быть объясняемо делами праведников. Впрочем, здесь надобно исключить те дела, о которых хотя никто не сомневается, что они действительно были совершены, но которые всякий может толковать аллегорически. Такова почти вся история Ветхого Завета. Ибо если Апостол о сынах Авраама, которые, конечно, естественным образом были рождены и жили, говорит, что они означали два завета ( Гал.4:22–24 ), и о том дивном благодеянии, которое Бог явил Израильтянам в избавлении их от рабства Египетского, и о наказаниях, которым они подвергались за грехи свои на пути в землю обетованную, говорит, что вся сия образы прилучахуся онемь ( 1Кор.10:1–11 ): то какие же события Ветхого Завета нельзя объяснять аллегорически? Итак, за исключением сих деяний, деяния святых в Новом Завете, яснейшим образом побуждающая нас к подражанию их нравам, имеют значение примеров, служащих к объяснению нравственных наставлений Писания. Так, когда мы читаем в Евангелии: аще кто тя ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую ( Матф.5:39 ), то превосходящий пример терпения, конечно, мы должны находить в терпении самого Господа. Но Он, когда получил от слуги архиерейского ударь в ланиту, не сказал: «вот тебе другая ланита», но сказал: аще зле глаголах, свидетельствуй о зле, аще ли добре, что мя биеши? ( Иоан.18:23 ), чем показал, что требуемое заповедью обращение другой ланиты должно быть совершенно в сердце. Эго, конечно, знал и Апостол Павел, ибо и он, когда его, по приказанию первосвященника, стали бить по лицу, не сказал: «ударь по другой щеке», но сказал: бити тя имать Бог , стено повапленая ( Деян.23:3 ), видя в духовном созерцании, что священство иудейское сделалось таково, что сияло только наружным блеском своего имени, а внутренно было осквернено нечистыми страстями, и говоря это, он провидел духом, что по праведному суду Божию оно должно упраздниться; но в тоже время в сердце он готов был не только претерпеть новые удары по лицу, но и перенести все мучения за истину, с любовью к тем, от кого он терпел эти мучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Поелику после сего немедленно научал сему: «слышасте, яко речено бысть древним: не убиеши: иже бо аще убиет, повинен есть суду. Аз же глаголю вам, яко всяк гневаяйся на брата своего всуе, повинен есть суду» ( Мф.5:21–22 ): да слышащие о сем не подумают, яко Он отвергает Моисейский закон и узаконяет тому противное, того для предваряет слушателей сими словами: не думайте так, что Я пришел в мир разорить закон или Пророков; ибо Я не пришел сия разорять, но исполнить. Называет же законом Божеские законы, содержащиеся в Моисейском пятокнижии, а Пророками предсказанное о Нем – чрез Пророков. Не пременил сего Богочеловек, ниже отвергнул, но исполнил и совершил; и что токмо Пророки пророчески предсказали о зачатии, рождении, чудодеяниях, проповеди, страдании, воскресении, на небеса вознесении и седении Его одесную Бога, – все точно на Нем и Им было исполнено. Каким же образом не разорил, но исполнил Моисейский закон, – внемли. Как живописец, наведши разнообразные цветы на тени изображаемого с должною соразмерностию, не пременяет, ниже портит изображение, но очищая и творя светлым, исполняет и совершает икону: тако Богочеловек, приложив учение о совершенстве к несовершенству закона, очистил, объяснил и явил чистейшим изображением Божеского совершенства; закон, говорю, совершенный и достойный всесовершенного Бога. Доказательством сего между прочим есть и сей пример: Моисейский закон запрещал убийство: «не убий» ( Исх.20:13 ). Другого, совершеннейшего закона не имели тогда вышедшие Израильтяне из мрачного и идоложертвенного Египта: и сей закон, бывший сению совершенства и пестуном о Христе ( Евр.10:1 ), располагал токмо и предуготовлял человеческие сердца к приятию совершенства. Но усовершил оный Иисус, определив казнь и для тех, кои либо напрасно гневаются, либо презирают, либо поносят своего ближнего ( Гал.3:23 ): «Аз же глаголю вам, яко всяк гневаяйся на брата своего всуе, повинен есть суду. Иже бо аще речет брату своему: рака, повинен есть сонмищу: а иже речет: уроде, повинен есть геенне огненней» ( Мф.5:22 ). Сие же что другое есть, если не исполнение и совершенство закона? Таким образом исполнил Христос и то, что закон имел прообразовательне, вместо предъобразований и знаменований показав самые вещи и спасение; вместо плотского обрезания, сердечное обрезание от злых дел; вместо временного священства – священство вечное по чину Мелхиседекову; вместо кровной животных жертвы – бескровное Всесвятого Его Тела священноприношение. Подтверждает же сие то, что Он не пришел разорить, но исполнить закон, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Итак, главная мысль богослужений Страстной седмицы — раскрыть домостроительство нашего спасения, показать страдание Сына Божия за весь человеческий род. Однако может возникнуть вопрос: зачем нужны были эти страдания? Почему символом христианства стал именно крест — это орудие муки? Еще апостол Павел писал: слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие (1 Кор 1:18,22–23). В этом нет ничего удивительного: для человеческой мудрости, не озаренной силой Духа Святого, тайна Креста всегда останется тайной, ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом (см. 1 Кор 1:20), а немудрое Божие премудрее человеков (1 Кор 1:25). Исчезли в дали веков самые имена древних мудрецов, а крест из орудия казни стал лучезарным символом спасения человечества. Крест — душа христианства; без креста нет и самого христианства. Почему? Иисус Христос, принимая на Себя грех, давая ему в Себя — безгрешного — войти, грех уничтожает. Сын Божий Своей че­ловеческой волей согласился на смерть как на следствие греха и плату за грех. Но в Нем не было “греховного корня”, следо­вательно, Он не должен был и вкушать смертного плода. Че­ловек же носит этот корень в себе, и смерть для него, можно сказать, естественна, то есть биологически логична и психоло­гически приемлема в том “нижеприродном” состоянии, на котором Бог остановил его падение. Один только Христос познал, что такое подлинная смерть, потому что Его обоженное человечество не должно было умирать. Один Он мог измерить всю меру агонии, потому что смерть овладела Его существом извне, вместо того, чтобы быть в Нем, как в человеке падшем, плоть которого распа­дается от болезней и времени. И этой смертью грех уничтожается и исчезает в едином Лице Христа при соприкосновении со всесильным Его Божеством. Безмерность подвига Христа, по слову апостола Павла, непостижима (ср. Рим 11:33). Сам человек, остающийся в заключении греха, не может выйти из этого заключения. Это делает для него Господь, Он выкупает раба, Он Крестом соединяет чело­века с Богом. Мы должны быть на кресте. Но Христос добро­вольно заступил наше место, сделался за нас клятвою (как пишет к Галатам апостол Павел, см. Гал 3:13). Это означает, что оставленность Христа на кресте была необходимой, потому что Бог удаляется от проклятого. Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил? — это вопль человеческого отчаяния. Проклятие, осуществляемое над челове­ком, неосуществимо над Сыном Божиим, и потому становится благословением; через крест все условия греха становятся ус­ловиями спасения.

http://pravmir.ru/nravstvennaya-tematika...

1:12. Философы-стоики утверждали, что в тюремном заключении, как и в смерти, нет ничего плохого. Об «успехе благовествова-ния» см. в коммент. к Гал. 1:14 , та же мысль звучит и в Флп. 1:12 . 1:13. Некоторые комментаторы полагают, что «претория» – это, возможно, резиденция местного губернатора, как, напр., место заключения Павла в Кесарии ( Деян. 23:35 ). Павел часто проводил время в заточении ( 2Кор. 11:23 ), а его пребывание в тюрьме в Азии или в Сирии-Палестине помогает понять, почему у него появилось столько помощников ( Кол. 4:10–15 ). Другие, указывая на выражение «из кесарева дома» (4:22), считают, что здесь речь идет буквально о «претории» как о римской тюрьме под охраной воинов (см.: Деян. 28:16 ). Центральное положение Рима в Римской империи привлекало к нему множество народа, что могло объяснить присутствие служителей ( Кол. 4:10–15 ). В Италии не было войск, но охрана претории состояла из 13– 14 тыс. свободных итальянских воинов. Это были элитные войска под началом префекта – охрана императора. Они подчинялись императору как его « " клиенты (лица, находящиеся в зависимости от «патрона» и пользующиеся его покровительством; т. е. составляли часть царского дома), а потому были в высшей степени преданы ему и получали самое высокое вознаграждение в римской армии. Они также сохраняли верность префекту, который никогда на законном основании не мог стать императором (будучи рыцарем, а не сенатором). 1:14–18. Еврейские учителя допускали, что служение Богу из нечистых побуждений лучше, чем никакое. Они также единодушно считали, что те, кто служил закону из соображений собственной выгоды, не будут жить в мире грядущем. 1:19. «Спасение» часто означает физическое освобождение, иногда из тюрьмы, и в этом контексте, вероятно, носит тот же оттенок. Жители Филипп были римскими гражданами (см. коммент. к 3:20) и пользовались правом защиты закона. Но судьба Павла в суде как христианина, который был также и римским гражданином, могла в дальнейшем послужить прецедентом, и потому исход его дела имел такое важноезначение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

5. В отношении к человечеству а) крест Спасителя наружный послужил снятию греха, тяготевшего над человечеством по преступлению Адама: И вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды, и пригвоздил ко кресту ( Кол.2:13–14 ). Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды ( 1Петр.2:24 . Ср. Евр.9:15 ); б) крест послужил освобождению от клятвы: Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, ибо написано: проклят всяк, висящий на древе ( Втор.21:23 ; Гал.3:13 ); в) к примирению с Богом: Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом, посредством креста, убив вражду на нем ( Еф.2:14–16 ). Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, кровью креста Его, и земное и небесное. И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле плоти Его, смертию Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою» ( Кол.1:19–22 ). 6 . Что сделал Спаситель посредством наружного креста в отношении диавола? Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды, и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою ( Кол.2:14–15 ). Примечание. Что здесь говорится о победе над начальствами и властями диавольскими, это видно из следующих мест: Кол.1:13 ; Еф.6:12 ; Ин.12:31 ; Евр.2:14 . 7 . Какое значенье получил крест со времени прославления его Иисусом Христом столь великими плодами? а) Крест стал собственным Иисусу Христу и потому называется в слове Божием «крестом Иисуса» ( Ин.19:25 ), «крестом Его» ( Мф.27:32 ). Он стал знамением Самого Иисуса Христа, т. е. знамением Его победы над грехом, проклятием, смертью и диаволом: Тогда явится знамение Сына человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою велико» ( Мф.24:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Чистое сердце избирается благодатию Божиею в высшее орудие добра, созерцания Бога и нашего блаженства ( Мф. 5:8 ). При участии сердца избрание делание добра бывает проникнуто особенною теплотою любви, чистотою побуждений и бескорыстным усердием. «Сего хочет Бог , сего требует долг» – вот краткое изображение побуждений сердца или совести для добродетели. Посему и Писание везде внушает нам исполнять закон, избирать и делать добро по побуждениям сердца. Так Господь, внушая благотворить ближнему, заповедует: даси алчущему хлеб от души твоея, тогда возсияет во тьме свет твой ( Ис. 58:10 ). Спаситель, говоря о любви к Богу, началом ее поставляет сердце: возлюбити Господа Бога твоего всем сердцем твоим ( Мк. 12:30 ). Ап. Павел учит: потреба повиноватися не токмо за гнев, но и за совесть. ( Рим. 13:5 ). Всяко, еже аще что творите, от души делайте ( Кол. 3:23 ). В чистоте своих действий богодухновенный Апостол многократно свидетельствуется своею совестью ( Рим. 9:1 ; 2Кор. 1:12 ). Добро , нами совершаемое не от сердца есть не полное и не истинное; тогда оно непременно вынуждается или страхом, или корыстью, или тщеславием, и есть или человекоугодие ( Кол. 3:22 ), или своекорыстие и лицемерие ( Мф. 6:1–6, 15–18 ). И так необходимо, чтобы в добродетели участвовало наше сердце или советь. Но сердце чувствует, видит добро и влечется к нему не размышляя, поэтому для полноты и совершенства добродетели необходим разум, но только покоренный в послушание сердца и веры ( 2Кор. 10:5 ), дабы ревность наша к добру и добродетель небыли не по разуму ( Рим. 10:2 ). Писание делания добра непременно требует от нас участия и сердца и разума. Страх говорит: помышление, и язык, и очи, и уши, и сердце даде им размышляти ( Сир. 17:5 ). Спаситель заповедует: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем умом твоим ( Мк. 12:30 ). Ап. Павел пишет: дело свое да искушает кийждо ( Гал. 6:4 ). Кийждо своею мыслию да извествуется ( Рим. 14:5 ). Разум, покоренный вере и сердцу, может озарять стремления сердца, показывать законность и достоинство побуждений и средств к добру, кои иногда происходят от слепого и неразумного увлечения чувств и самообольщения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   Итак, тот инок, который ничего не делает, как только бодрствует и постится, приносит Богу вещи мертвые, плоды земные и телесные. Посвящающий же ум свой Богу приносит Ему дары живые, жертву одушевленную и невещественную. Инок, который удручает только тело свое, приносит Богу дар бездушный и тленный. А тот, который очищает дух свой, жертвоприносит Богу всесожжение одушевленное, а не мертвое. Инок, который приносит Богу телесные только поты, не дает Богу лучшего, что имеет. Инок же, который приносит Богу освящение духовное, дароносит Ему уже избраннейшую вещь из того, что Бог благоизволил ему дать. Инок, который приносит Ему труды телесные с нечистым сердцем, приносит жертву, подобную жертве Каиновой. Потому совсем не внемлет Бог на таковую жертву, отвращает от него лице Свое. Инок же, который Ему дароносит чистоту духа, приносит жертву, подобную жертве Авелевой, — и Бог внемлет на нее, принимает ее, призирает на лице приносящего и входит в сердце его.    И древние израильтяне помыслили некогда, что Бог хочет жертв телесных, а не чистоты телесной. Потому возлагали на алтарь тельцов, приносили Богу семидал и фимиам, воздевали руки и просили Его, но сердце их не было посвящено Ему, исполненное злобы. И Бог призывает Исаию и говорит ему: «Пойди скажи людям, что все сие тщетно: Я никогда от них того не требовал. Я требую чистоты душевной, а не всесожжений и жертв». Пришел пророк и, став среди всего народа, возопил: «Услышите слово Господне! «Что Ми множество жертв ваших?.. Кто бо изыска сия из рук ваших?.. И аще принесете Ми семидал, всуе: кадило мерзость Ми есть... поста и праздности, и новомесячий ваших ненавидит душа Моя... Егда прострете руки (ваша) ко Мне, отвращу очи Мои от вас: и аще умножите моление, не услышу вас... Отымите лукавства от душ ваших» (Ис. 1:11—16).    Итак, какую пользу имеет монашествующий, когда постится, а душа его исполнена злобы? Когда празднует, а дух его прилеплен к мирским попечениям? Какая польза бодрствовать, имея ум, обремененный лукавыми помышлениями? Какая польза молиться устами и позволять уму своему бродить туда и сюда? «Кто бо изыска сия из рук ваших?» Таковой лицемерный молитвенник воздевает руки свои к Богу, и Бог отвращает очи Свои от него. Он долго молится, и Бог его не слышит. «Отымите лукавства от душ ваших.» Изгони от души твоей, пустынниче, лукавые воспоминания, изжени превозношение из ума твоего, извергни из сердца твоего злую похоть: «отымите лукавства от душ ваших.» Приноси плоды духа твоего, каковы суть (как говорит божественный апостол): «любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22—23). Посвяти душу твою Богу, и тогда Он с тобою соединится.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3699...

Но такое деление ветхозаветного закона на два решительно ни на чем не основано. У израильтян был один закон, – это «закон Божий» ( Неем. 8:18 ), в состав которого входили как 10 заповедей Господних, так и все то, что «дал Господь через Моисея» (–8:14) и что Моисей записал в своих книгах, почему и называется то законом Божиим, то законом Моисея. Весь он дан Господом, а Моисей никакого закона от себя не давал. 685 Если же 10 заповедей были произнесены голосом Божиим и написаны собственным Его перстом на каменных скрижалях, то вовсе не потому, что Господь хотел показать особенное их преимущество перед другими «уставами», «законами» и «постановлениями», а потому, что этим Он хотел наглядно, видимым образом всегда напоминать евреям о великом Событии Синайского законодательства, когда «весь народ видел громы и пламя, и звук трубный и гору дымящуюся» и настолько проникся страхом перед славой и величием Божиим, что сначала «отступил и стал вдали», а затем начал просить Моисея: «говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть» ( Исх. 20:18 –19 ). 686 Остальные законы и постановления были даны тем же Господом и там же ( Исх. 21:1 ), только в то время, когда «стоял народ вдали, а Моисей вступил во мрак, где Бог» ( Исх. 20:21 ). Сам Моисей свидетельствует, что все его законодательство происходит от Бога: «объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десятословие, и написал его на двух каменных скрижалях; и повелел мне Господь в то время научить вас постановлениям и законам, дабы вы исполняли их» ( Втор. 4:13–14 ). Неемия также говорит: «и снисшел Ты на гору Синай и говорил с ними с неба, и дал им суды справедливые, законы верные, уставы и заповеди добрые; и указал им святую Твою субботу и заповеди, и уставы и закон преподал им через раба Твоего Моисея» ( Неем. 9:13–14 ). «И вступили (израильтяне) в обязательство с клятвой и проклятием –поступать по закону Божию, который дан рукой Моисея, раба Божия, и соблюдать и исполнять все заповеди Господа Бога нашего и уставы и предписания Его» (–10:29). Так обр., все различие между 10 заповедями и другими ветхозаветными заповедями и постановлениями, по их происхождению, состоит в том, что первые даны непосредственно Богом, а вторые – при посредстве Моисея или, как говорит ап. Павел, «рукою посредника» ( Гал. 3:19 ). Следовательно, когда в Писании говорится: «закон Моисеев» ( 3Цар. 2:3 ; Ин. 7:23 и др.), или: «вот закон, который предложил Моисей», «написал Моисей закон» ( Втор. 4:44; 31:9 ), «Моисей дал вам обрезание» ( Ин. 7:22 ), то это значит не то, что есть какой-то закон, изданный Моисеем от самого себя, или что Моисей сам собою дал евреям закон об обрезании, а то, что эти законы Господь дал через Моисея» ( Неем. 8:14 ). 687

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

представлений о гражданской общине (полисе). Изначально «иудеями» именовались жители Иерусалима и его окрестностей, поклонявшиеся Единому Богу в Иерусалимском храме. Однако в период правления династии Хасмонеев в эту общину были включены на правах союзников соседние общины идумеев, итуреев и галилеян ( Cohen S. J. D. 1999), подобно тому как римляне постепенно инкорпорировали соседние племена и народы, дав им права гражданства и свое имя. Следует также учитывать, что этническое самознание всегда действует на разных уровнях - локальном и более общем: название «иудеи» могло выступать как более общее, но оно не отменяло локальной самоидентификации, напр., галилеян и проч. ( Freyne. 2001). Общий термин для наименования религии иудеев - ουδασμς (иудейство) - возник в грекоязычной среде в I в. до Р. Х. (2 Макк 2. 22 (в греч. тексте - 2. 21); 8. 1; 14. 38). В христ. источниках впервые фиксируется в Гал 1. 13-14. Евр. аналог (  ) встречается крайне редко, преимущественно в средневек. лит-ре (напр., в толковании Ибн Эзры на Втор 21. 13). Последователи И. р. изначально предпочитали называть свою религию «Тора» («наставление», «учение», подразумевающее и практическое исполнение, отсюда перевод - «закон»). Определение «раввинистический» в И. р. связано с тем, что ключевую роль в формировании корпуса вероучительных текстов и религ. законодательства играли раввины. Титул «раввин» происходит от евр.   к-рое в библейских книгах значит «большой, великий», но уже в Мишне употребляется в значении «господин» как противоположность рабу (Мишна. Сукка. 2. 9). В качестве обращения выражение «равви» (букв.- «мой господин» или как звательный падеж «о, учитель») впервые встречается в Евангелиях (Мф 26. 25, 49; и др.; в Мф 23. 7 переведено как «учитель»). В раннераввинистической лит-ре оно начинает употребляться в качестве почетного титула: «У кого есть ученики и ученики учеников, того называют «рабби»; если его ученики знамениты, его называют «раббан»; а если знамениты те и другие, то его называют по имени» (Тосефта.

http://pravenc.ru/text/1237763.html

Священное Писание Нового Завета содержит множество указаний, свидетельствующих о подлинной радости как о состоянии, соответствующем духу христианства. « …Радуйся, Благодатная! » ( Лк.1:28 ), — приветствовал Деву Марию архангел Гавриил. « Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах » ( Мф.5:12 ). – говорил Господь, обращаясь к Своим ученикам.  Далее. Писание прямо утверждает о пребывании последователей Христа в состоянии радости (веселия): « И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца » ( Деян.2:46 ). Послание к обращенным в Филиппах, хотя и написанное апостолом в узах, буквально пропитано радостью. Апостолы радовались и тогда, когда несли на себе бесчестие за имя Христово ( Деян.5:41 ). Апостол Павел призывает всегда радоваться в Господе: « Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь » ( Фил.4:4 ). Достойно замечания, что в Послании к галатам, в перечне плодов Духа, радость обозначена на втором месте, сразу после любви: « Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание » ( Гал.5:22-23 ). Наконец, в Писании прямо засвидетельствовано, что радость характерна для представителей Царствия Божия: « Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе » ( Рим.14:17 ). Говорится ли о радости в богослужебных текстах? Да, конечно, так, например, в начальной части Божественной Литургии произносятся такие слова: « Возрадуется душа моя о Господе… », а при её окончании такие: « …Исполни радости и веселия сердца наша », хотя большинство молящихся и не слышат их. О радости говорится и в Заповедях блаженств, озвучиваемых на Литургии.   Цитаты о радости «Если хотим… радоваться, много к тому имеем случаев. Ибо если утвердимся в добродетели, то ничто уже нас не будет печалить; ибо добрые надежды внушает она тем, кои приобрели ее, … и неизреченное производит в них удовольствие. Ибо хотя многого труда стоит утвердиться в добродетели, но зато она много радует совесть и столько производит внутреннего удовольствия, что никаким словом выразить нельзя».

http://azbyka.ru/radost

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010