Первая и коренная обязанность к Богу, и добродетель, за которой следуют прочие, есть вера в Божественное Откровение, т. е. искреннее принятие Божественного Откровения ‚ возвещающего нам Бога Триипостасного Творцом, Промыслителем, Спасителем и Судиею мира. Веровать Откровению побуждает нас особенно мысль о Боге, Который есть бесконечная любовь и истина. Он не мог не открыть человеку, что нам нужно для благочестия и спасения, и все, что открыл, непременно должно быть и есть истинно, свято и достойно веры, возможно для исполнения и спасительно. Равно обязывают нас веровать Божественному Откровению и духовные сокровища Богопознания и Богопочтения, почерпаемые единственно из Откровения, и распространяющие на наши знания и поступки благодатный свет и теплоту. Без сей веры, как показывает Слово Божие и многолетний опыт человеков, особенно вне Церкви Божией, невозможно 1) полное Богопознание, и что нераздельно с Богопознанием – благотворное ведение о начале, назначении мира и человека, и прочего, к чему душа наша неудержимо стремится. Ибо Бог есть существо невидимое и сокровенно-высочайшее, доступное только очам веры ( Евр. 11:1 ). Вера же от слуха, слух же глаголом Божиим, говорит Писание ( Рим. 10:17 ). 2) Невозможно истинное благочестие и жизнь истинно добродетельная. По Писанию, без веры невозможно угодити Богу ( Евр. 11:6 ). Како призовут, в Него же невероваша, говорит Слово Божие ( Рим. 10:14 ). Не верить, по руководству Божественного Откровения и Церкви, значит уже оскорблять Бога. Ибо неверующие в Писании называются сынами противления, чадами гнева ( Еф. 2:2,3 ). Самые великие дела неверующих могут казаться правыми и похвальными для одной истории и суда человеческого, взирающего боле на внешнюю законность некоторых дел, но не пред правосудием Божиим, требующим от нас совершенного согласия всех наших дел и помыслов с законом Божиим внутренним и внешним. Но кто, после первого преступления закона, может своими силами, без помощи и благодати Божией, исполнять весь закон, во всякое время своей жизни? Елицы бо от дел закона (т. е. те, кои полагаются на свои законные дела) под клятвою суть: писано бо есть: проклят всяк, иже не пребудет во всех писанных в книзе законный, яко творити я ( Гал. 3:10 ). Без помощи Откровения даже не можем мы верно различать добра и зла, правильно взирать на мир и жизнь, не смешивать временного с вечным, плотского с духовным, видимого с истинным, и не предпочитать первого последнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

С. Уваров Святой апостол Павел написал 14 посланий. Из них на первом месте, обыкновенно, поставляется послание к Римлянам. Но это делается не потому, чтобы оно было написано ранее всех других. Причина этому иная. Послание к Римлянам ставится прежде всех прочих потому, что оно заключает в себе глубочайшие и важнейшие истины христианского вероучения. Когда же распространилось христианство между римлянами? Зачем и в какое время написал им послание святой апостол Павел? (Можно предполагать, что христианство проникло в Рим еще во время земной жизни Христа-Спасителя. В то время в Риме проживало весьма много иудеев. Они обыкновенно путешествовали в Иерусалим на большие праздники, особенно же на праздник пасхи. В Иерусалиме иудеи из Рима могли видеть и слышать Иисуса Христа; a видев и слышав Его, понятно, могли и уверовать в Него. Таким образом, очень может быть, что некоторые из них возвращались в Рим уверовавшими во Христа). – В день сошествия Святого Духа на апостолов свидетелями этого чудесного события были, между прочими, и Римляне ( Деян.2:10 ). Весьма вероятно, что из числа трех тысяч, крестившихся в этот день, были некоторые и из римлян. Таким образом, можно предполагать, что христианство проникло в Рим в самое раннее время. Впоследствии же, по преданию, здесь распространял и утверждал веру во Христа святой апостол Петр. Святый апостол Павел, услыхав, что в Риме образова-лось общество верующих во Христа, конечно, возрадовался этому. Но как апостол, который был призван для проповедования Евангелия преимущественно между язычниками ( Гал.2:2 ), он не мог избавиться от тревожного помышления, во всем ли правильно содержать римляне веру во Христа, – не вкралось ли в нее каких-либо лжеучений. Поэтому апостол сильно желал свидеться с римлянами ( Рим.1:9–13 ), чтобы утвердить их веру и, если бы оказалось нужным, очистить ее от неправильностей. Но святому Павлу долго не удавалось побывать в Риме ( Рим.1:13 ). И вот он пишет тамошним христианам послание. Из него они могли увидать, как учит святой апостол Павел, и согласную с его учением или нет содержать они веру во Христа. Такой был повод для апостола Павла написать послание к Римлянам. Посылает он его из города Коринфа, когда собрался в Иерусалим отвезти собранную в Македонии, Ахаии и других местах милостыню бедствующим иерусалимским христианам. Это было в 58-м или 59-м году по Р. Хр. Послание Павлово передала римлянам диаконисса (так назывались пожилые христианки, который прислуживали при крещении девиц и женщин) Фива из Кенхреи (предместье города Коринфа), которой нужно было отправиться, по своим делам, из Коринфа в Рим.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

«Церкви». В обыкновенном греческом языке словом Церковь ( εκκλησα) обозначается собрание граждан, которые по какому-нибудь общественному делу вызваны из своих домов (ср. Деян. 19:40 – «собрание»). В терминологии Нового Завета слово это удержало тот же смысл. Созывает или призывает здесь Бог грешников ко спасению чрез проповедание Евангелия ( Гал. 1:6 ). Созванные образуют из себя новое общество, которого глава есть Христос. – «Божией». Это слово указывает на Того, Кто созвал общину и Кому она принадлежит. И в Ветхом Завете был термин: «Kehal Jehova» – собранное общество Иеговы. Но там новые члены общины появлялись путем телесного происхождения от ранее призванных Богом, а здесь, в христианстве, Церковь растет путем свободного, личного присоединения к ней всех, кто может веровать во Христа. – «Освященным во Христе Иисусе». Слово «освященный» указывает на состояние, в каком верующие находятся благодаря Господу Иисусу Христу. Принять в себе верою Христа – значит усвоить себе ту святость, какую Он воплотил в Своем Лице. – «Призванным святым» – см. Рим.1:7 – «Со всеми» – этим прибавлением Ап. напоминает слишком возгордившимся ( 1Кор.14:36 ) коринфским христианам, что кроме них есть на свете и другие верующие, с которыми они и должны идти рука об руку в своем нравственном развитии. – «Призывающими имя». Это выражение употреблялось еще в Ветхом Завете ( Ис. 43:7 ; Иоил. 2:32 ) только о призывании Иеговы (у LXX). Выражение «имя» заключает в себе идею «существа» ( Исх. 23:21 ). – «Господа». Этот титул обозначает Христа как Того, Кому Бог передал господство над миром. Церковь и состоит из таких лиц, которые признают эту власть Христа над миром. – «Во всяком месте». Церковь христианская представляется здесь уже распространившеюся по всему миру (ср. 1Тим. 2:8 ). – «У них и у нас». Это слово следует относить к выражению: «Господа нашего Иисуса Христа» (Златоуст). Ап. хочет сказать, что Господь – у всех верующих, как у паствы, так и у пастырей – один! это является протестом против тех, кто, возвеличивая проповедников – слушателей Христа, забывал о Самом Христе Господе (ср. 1Кор.1:3, 5, 22, 23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

     В Послании к галатам апостол Павел, рассказывая о своем прошлом, говорит: «Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий» (Гал. 1:13–14). Оказывается, в бывшем неверии Павла значительную роль играло то, что он был неумеренным ревнителем отеческих преданий. Так апостол называет всю совокупность воззрений, правил жизни, нравов и обычаев, какие в ту пору составляли иудейство. Вспомним, что к тому времени у евреев уже сформировался целый свод установлений, касающихся того, как правильно соблюдать закон. Потом все это было записано в книгу, называющуюся Талмуд. Тысячи иудейских предписаний возникли, кажется, с благой целью – по возможности качественно исполнить закон. Но при этом они сделали обратное – отбросили человека далеко от духовной сути закона. Поэтому Павел и говорит, что он был ревнителем не Писания и даже не закона, а отеческих преданий, которые и увели его от Писания и закона настолько, что он не узнал Мессию еврейского народа и стал первым гонителем Церкви Божией, нового Израиля. Оказывается, можно быть строгим ревнителем церковного предания и гнать Христа! Если развить эту мысль в нашем современном контексте, то можно сказать так: исполняя все церковные предписания, сохраняя отеческие традиции, зная все праздники, соблюдая посты, посещая богослужения, человек может пребывать в Церкви формально. Называясь христианином, оставаться чужим христианству по духу. Хвалиться знанием истины и гнать истину. Мы тоже являемся носителями некоторого предания – и это хорошо. Встретив и полюбив Христа, придя в Церковь, мы фактически получаем в руки подробную инструкцию о том, как спастись. Мы оказываемся в мире, где нас окружает множество чинов, Уставов, рекомендаций, оставленных нам благочестивыми христианами прежних веков. Все это разнообразие правил призвано вести верующего к спасению, взгревать его дух, ограждать от ошибок. Это своего рода каналы благодати, посредством которых Святой Дух сообщается с человеком и наставляет его. Мы имеем великий дар, за который надо благодарить Бога.

http://pravoslavie.ru/118583.html

Беседа 40 на псалом 130 97 Пс.130:1 .  Песнь степеней. Господи! Не пре возносилось сердце мое и не пре возносились очи мои: не входил я в великое и дивное, что выше меня. 98 Не входил я в великое и дивное, что выше меня. 99 Чем и когда разумно хвалиться и неразумно? – Немаловажное дело – избегать людей над­менных. – «Если я не смиренномудрствовал... как вскормленное дитя к матери своей». – Побуждение к упованию на Бога. Что это? Павел называет неразумием – хвалить самого себя даже в случае необходимости, почему и говорит: «дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили» ( 2Кор.12:11 ). А пророк, неужели не знал этого, хвалясь теперь не пред двумя, тремя или десятью человеками, но, пред всею вселенною, и хвалясь так: я смирен и умерен, смирен чрезмерно и кроток? Это именно означают слова: «если я не смиренномудрствовал, но возносился душою моею (к Тебе), как вскормленное дитя к матери своей, то так и воздай душе моей» ( Пс.130:2 ). По­чему же он делает это? Потому, что это дело не всегда не­позволительно, но иногда бывает и необходимо, и даже слу­чается, что мы бываем неразумными не потому, что хвалимся, а потому, что не хвалимся. Потому и Павел говорит: «хвалящийся хвались о Господе» ( 2Кор.10:17 ). Так, кто не хвалится крес­том, тот неразумнее и несправедливее всех; кто не хвалится верою, тот презреннее всех; кто не хвалится и не превозно­сится этим, тот непременно погибнет. Вот почему апостол и говорил с дерзновением: «я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» ( Гал.6:14 ). Также сказано: «да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я – Господь» ( Иер.9:23, 24 ). А когда хвалиться худо? Когда мы де­лаем это, как фарисей. Почему же, скажешь, Павел сказал: «дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили»? По­тому, что он говорил о делах своей жизни и поведения, о которых не следовало говорить без нужды.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Бесполезно спорить о конкретном значении Ангелов церквей и вдаваться в измышления или разбор разных гипотетических, даже фантастических теорий 38 . Никто из тогдашних иудейских и христианских читателей ни на минуту не мог сомневаться, что Бог , назирающий за миром и его стихиями 39 , за отдельными людьми ( Пс. 90:1 ; Мф. 4:6, 18:10 ; Лк. 4:10 ) и за целыми народами 40 через небесных вестников 41 , тем более содержит на небе Свое духовное водительство для всей Церкви Христовой и этим способом ведет ее среди земных испытаний к конечной небесной цели (ср.: Евр. 1:14 ), охраняя от коварства духов злобы поднебесной ( Еф. 6:12 ). Отмечают, что тогда все упреки Апокалиптика придется перенести и на небесных служителей Божиих, как ответственных за фактические недочеты и падения своей церкви 42 ; но до известной степени то же самое затруднение касается и земных начальников, которые несут ответственность за разные дефекты, хотя сами чисты и не зазорны во всем, – напр. Иоанн и Павел в отношении основанных ими церквей, в частности, в Малой Азии, где издавна колебались и двигались все светильники. Говоря по-человечески, с этой стороны и Богу усвояется в Библии раскаяние ( Быт. 6:6 ; Евр. 4:3 ); в Ангелах, не всегда проникающих в глубину Божественных тайн ( 1Пет. 1:12 ), усматривается нечто стропотное ( Иов. 4:18 ); по Книге Юбилеев (XV, ср. «Псалмы Соломона», XVII, 17) Бог даже «ведет тяжбы против Своих Ангелов и Своих духов». Понятно само собою, что небесные Ангелы фактически действуют через своих земных представителей, как полномочных начальников церквей, соответственных конкретных лиц церковной иерархии, т.е. – по-нынешнему – через епископов 43 . Положительное достоинство ефесских христиан было в том, что они веру свою воплощали в свойственных делах и в этом неослабном труде все претерпевали ради имени Господня, решительно не позволяя себе увлекаться разным духовным развращением даже от некоторых мнимых апостолов, фактически же – просто лжецов, и с ненавистью отвергая всякую николаитскую практику. Но наряду с этим Ефесяне вызывают против себя Божественное осуждение, что они оставили первую любовь (II, 4: τι τ ν γ πην σου τ ν πρ την φ κας). Однако и теперь вполне доступно спасительное восстановление чрез очищающее покаяние и возвращение первоначальной активности. По ассоциациям мыслей ясно, что разумеется «вера, поспешествуемая любовью» ( Гал. 5:6 ) пламенного горения всесовершенной самопреданности Богу во Христе и в Св. Духе, когда все сияет светом Христова идеала в каждом помышлении и движении. В этом отношении несомненно, что ослабление и угасание такой веры свидетельствуют об отпадении.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В каких отношениях гражданская свобода должна стоять к свободе христианской? Самодержавною Волею Государя Императора дарована всему русскому народу широкая свобода. Первый пункт Высочайшего Манифеста, от 17-го октября, гласит, что непреклонная воля Государя, выполнение которой возложено Им на обязанность правительства, состоит в «даровании населению незыблемых основ гражданской свободы, на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.» Итак, отселе народ русский становится свободным во всех отношениях. Чрез сорок пять лет после физического освобождения известной части русского народа, двадцати трехмиллионного населения его, от крепостной зависимости от дворян – помещиков, ныне спали с него духовные оковы и он – народ – как птица расправляет крылья свои, готовый вылететь из родного, насиженного им гнезда своего. Но куда же он полетит теперь и как, вообще, будет совершаться этот полет его в будущем?... Несомненно, что большинство русских людей, получивших свободу от Государя, принадлежит к христианскому званию. Кроме того, что они состоят членами государства, настоящими гражданами своего земного отечества, они состоят также членами Церкви Православной, будущими гражданами отечества небесного ( Еф.2:19 ; Евр.12:22 ). Как христиан, Ап. Павел умоляет Ефесян достойно ходить звания своего, христианского, в юже звани быша ( Еф.9:1 ). В каких же спрашивается отношениях должны находиться русские люди, не только, как граждане, но и как христиане к открывшейся им, так называемой, гражданской свободе? И в каких, вообще, взаимных отношениях должны стоять две существующие теперь наряду и вполне законные свободы – свобода гражданская и свобода христианская?... Прежде чем говорить о свободах, разграниченных в Высочайшем манифест на четыре рода или вида, в отдельности о каждой из них, скажем вообще о свободе, как она должна пониматься и усвояться христианами, людьми различных званий и положений в обществе. Хотя в Церкви Христовой, по слову Апостола Павла, «нет ни раба, ни свободного» ( Гал.3:28 ; Кол.3:11 ), понимаемых в обыкновенном житейском смысле, однако в ней существуют своего рода свобода и рабство, понимаемые в духовном и высшем смысле этих слов. Только путем познания истины Божией христиане могут быть свободными людьми, свободными, конечно, не в физическом, a в нравственном отношении. «И познаете истину, – говорит Христос Спаситель, – и истина сделает вас свободными» ( Ин.8:32 ). От чего же сделает свободными? – От рабства греху, которому подвержены бывают люди: ибо «всякий, делающий грех , есть раб греха» ( Ин.8:34 ). Значит только тогда, кода «Сын Божий» освободит вас от этого рабства духовного, мы можем быть «истинно свободными» ( Ин.8:36 ) людьми. Потому-то Апостол Христов и замечает: «где Дух Господень, там свобода» ( 2Кор.3:17 ) т.е. там, где люди руководятся Духом Божиим, поставляющим их на всякую истину ( Ин.14:17:26 ), там и обретается истинная свобода.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Romas...

Вводные замечания Вопрос. Что значит по-русски слово катихизис? Ответ. Катихизис – слово греческое. В переводе на русский язык оно значит оглашение или наставление в вере. Вопрос. Что есть православный противосектантский катихизис? Ответ. Православный противосектантский катихизис есть изложение в вопросах и ответах православно-христианских истин, основанных на Священной Библии и ошибочно отвергаемых сектантами. Вопрос. С какою целью предлагается христианам противосектантский катихизис? Ответ. Для того, чтобы исполнить волю Божию. Господь велел всем людям познать истину ( Ин.8:32 ). И Петр Апостол написал христианам: «будьте всегда готовы всякому требующему у вас отчета в вашем уповании дать ответ с кротостью и благоговением» ( 1Пет.3:15 ). Людей, спрашивающих нас о православной вере, много. Совопросники своими речами, основанными будто бы на Священной Библии , смущают совесть немощных наших братьев. В помощь им и для ... (в оригинале отсутствует страница 4 – прим. эл. редакции) Глава первая § 1. О священном Писании (в оригинале отсутствует страница 5 – прим. эл. редакции)   Отв. По словам Ап. Павла, надобно верить «всему написанному в законе и пророках» ( Деян.24:14 ), то есть всему Ветхому Завету. Кто же не принимает Евангельского благовестия или книг новозаветных, – такой христианин, по учению Св. Павла, подлежит анафеме ( Гал. 1:8–9 ). И потому необходимо верить всем каноническим книгам – ветхозаветным и новозаветным ( 2Тим.3:16 ). Вопр. Что нужно сказать о неканонических книгах Библии ? Отв. Писатели неканонических книг нам точно неизвестны за людей, которым, несомненно, Дух Божий особым образом внушил составить их книги. На этом основании к таким книгам мы относимся с рассмотрительной осторожностью. – Но Св. Отцы и учители Христианской Церкви любили и почитали их за обильную назидательность, в них заключенную. Почему с древних христианских времен эти книги внесены были в состав Библии и всеми верующими оне почитались за священные и спасительные книги. Вопр. Чем мы можем увериться, что неканоническия книги не вводят нас в заблуждение?

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Древо Спасения (символика Креста в христианстве и гностицизме) Благословенно дерево, чрез которое бывает правда! Прем. 14:7   Идольская лесть упразднена, смерть лишена своей добычи, пленники ада изведены, царство многобожия сокрушено, человек освобожден, воцарился Бог , веселится тварь, властвует Крест, Которому поклоняются все племена и народы, колена и языки, Которым хвалимся, говоря с блаженным Павлом: «Мне же да не будет хвалитися, токмо о Кресте Господа нашего Иисуса Христа» ( Гал. 6:14 ). Преподобный Ефрем Сирин 1   Во втором веке по Р. X. христиане вступили в войну. Это не была война в обычном понимании слова – кровопролитная и ожесточенная, вроде тех войн, что в течение многих и многих тысячелетий уносят миллионы человеческих жизней. Здесь не убивали, не брали приступом города, войска не сходились друг с другом на полях сражений. И все же война шла – жестокая и смертоносная. Однако в ней бились отнюдь не за выгодные территории, не за те или иные области Римской империи, – битвы шли за выживание самого христианства. Для внешнего, нехристианского мира война эта почти что и не была заметна: вместо когорт и легионов здесь противостояли друг другу богословы, мудрецы, философы. Оружием для христиан в этой борьбе служили отнюдь не мечи или луки, но богословские утверждения и философские аксиомы, священные тексты и благодатное вдохновение свыше. В боевые порядки выстраивались слова и термины, цитаты из Писания и церковные установления. Важно отметить и то, что борьба велась в первую очередь отнюдь не с «обычным», традиционным язычеством. Против подобного язычества не столько «воевали», сколько выдвигали серьезные и продуманные аргументы – причем высказываемые вполне уважительно и отнюдь не враждебно. При этом традиционное язычество очень часто отвечало на такие доводы весьма и весьма жестоко, нетерпимо, являя собственную ненависть и презрение к христианству и христианам. В ответ на апологии, на учтивые и уважительные обращения учителей Церкви II в., со стороны Империи следовали административные меры, облавы и казни. Подрыв устоев римского государства – его древних традиций многобожия и обязательного синкретизма, – в противоречие с которыми и вступило призывавшее к вере в Единого Бога христианство , карался, как правило, весьма жестоко. Но в ответ на действия имперских чиновников христиане лишь снова и снова писали и преподносили кому-либо из членов императорской фамилии свои очередные апологии. Здесь было только противостояние идей и учтивые попытки христианских апологетов убедить «сильных мира сего» в собственной правоте.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/po...

К нам на еженедельные богословские курсы стал ходить старичок-татарин. Потом выяснилось, что он – мулла. Никому это не мешало. Походил он, походил да и говорит: «А я понял: Православие – это религия радости. А к Богу приходят через беду и страдание». Когда мы его спросили, а как он сам пришел к Богу, он рассказал, что у него поздно родился сын с паховой грыжей. Врачи почему-то лечить не брались, а одна русская бабушка положила младенчика у иконы, покропила его святой водицей да помолилась. Ребенок и выздоровел. Спрашиваем: «Так бабушка-то Христу молилась? Чего же вы христианином не стали?» Отвечает: «Так я татарин». А я вот – башкир, так мне что теперь, умереть? Говорят, что к Богу приходят через страдания. Но начало веры именно в радости встречи со Христом Странно слышать, когда говорят, что к Богу приходят через страдания. Начало веры – надежда , уверенность в незримом присутствии в твоей жизни любящего Бога. Начало веры именно в радости встречи, обретения целого нового мира. Преподобный Амвросий Оптинский говорил, что начало радости – быть довольным своим положением, она есть благодарность Богу за все случающееся. Радость – напоминание того, что решился быть с Богом. Ведь ищущий быть с Богом – это причина для действия Бога. Радость бывает, когда все-таки удается исполнить одну из заповедей, которые так трудно исполнимы. Радость – это, по слову апостола, всегда плод духа. Плод истинного духа дается вместе с миром и любовью, благостью, милосердием, верой, кротостью и воздержанием (ср.: Гал. 5: 22–23). Помню, в юности очень нравились акафисты, и, если доводилось читать их в храме, читал полным голосом с ликующей радостью. Словно бы эти харетизмы «Радуйся!» (по- гречески – «Харе!») вливались в душу, возбуждали радость через край. Духовник охладил: «Зря ты так радуешься. В радости можно впасть в прелесть, а в покаянии – никогда. Читай-ка ты лучше Псалтирь». Так я познакомился с псалмопением, этой высокой поэзией надежды, и понял, что веселость не мешает покаянию. Любые сетования на жизнь растворяются радостью: «Будьте долготерпеливы… Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 14, 16). Мы можем радоваться, когда благодарим Бога: «Вспомнил я Бога и веселился» (Пс. 76: 4).

http://pravoslavie.ru/96565.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010