Ибо Ты – надежда отчаявшихся, и упокоение труждающихся и обремененных беззакониями, и Тебе славу воссылаем со безначальным Твоим Отцом, и всесвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь. По молитве же абие пятый священник вземлет стручец пятый, и омочив и во святый елей, помазует болящаго, глаголя молитву: Отче Святый, Врачу душ и телес: После же молитвы пятый священник берет пятый стручец и, омочив его в святом елее, помазывает болящего, произнося молитву: «Отче святой, врач душ и телес:» ( см. выше ). Диакон: Вонмем. Священник же шестый: Мир всем. Чтец: И духови твоему. Диакон: Премудрость, вонмем. Диакон: Будем внимать. Священник шестой: Мир всем. Хор: И духу твоему. Диакон: Премудрость! Прокимен, глас 6 Помилуй мя, Боже,/по велицей милости Твоей. Стих: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Помилуй меня, Боже,/по великой милости Твоей. Стих: Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и Дух Правый обнови внутри меня. Пс 50:3А, 12 Диакон: Премудрость. Чтец: К Галатом послания святаго апостола Павла чтение. Диакон: Вонмем. Диакон: Премудрость. Чтец: К Галатам послания святого Апостола Павла чтение. Диакон: Будем внимать. Послание к Галатам, зачало 213 Братие, плод духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание; на таковых несть закона. А иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми. Аще живем духом, духом и да ходим. Не бываим тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще. Братие, аще и впадет человек в некое прегрешение, вы духовнии исправляйте таковаго духом кротости; блюдый себе, да не и ты искушен будеши. Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов. Братья, плод Духа есть: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, доброта, верность, кротость, воздержание: против этого нет Закона. Но те, которые принадлежат Христу Иисусу, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем Духом, то по Духу будем и поступать. Не будем тщеславны, поступая друг с другом вызывающе, друг другу завидуя. Братья, если и замечен будет человек в каком-либо согрешении, – вы, духовные, исправляйте его в духе кротости, наблюдая за собой, чтобы и тебе не быть искушенным. Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов. Гал 5:22–26; 6:1–2

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/posledova...

Родители, и старшие в семействах и обществах! Вы особенно бойтесь соблазна, бойтесь невнимания к тем, которые окружают вас, смотрят на вас, все перенимают у вас. Родители! не будьте беспечны относительно детей ваших; бойтесь в чем-либо подать им худой пример; учите их благочестию и христианским добродетелям. Также и вы, старшие в семействе или обществе! помните, что вам надобно быть примером доброй жизни для младших, или для подчиненных вам. Старайтесь, чтобы младшие или подчиненные не соблазнились ни словом ни делом вашим. Будьте для них всегда достойным подражания образцом, чтобы, видя вашу жизнь и ваши добрые дела, и они учились подражать вам и старались благоугождать Богу благочестием и добрыми делами. Братия, учит святый Апостол, аще и впадет человек в некое прегрешение, вы духовнии исправляйте такового духом кротости: блюдый себе, да не и ты искушен будеши. Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов ( Гал.6:1–2 ). Тако тецыте, да постигнете. Так все мы и всегда более всего должны заботиться и о своем спасении, и о спасении наших ближних. Искренно заботясь о спасении ближних и делая полезное для этой цели, мы делаем добро и для собственного спасения; а пренебрегая спасение других, чрез то самое делаем вред и для собственного нашего спасения. Будем же, братия, и ныне и завтра и всегда, пока живем на земле, всеми силами стремиться к последней цели, чтобы окончить дни этой жизни с надеждою наследовать жизнь вечную, по благодати Христа Спасителя и Бога нашего. Ему слава, честь и поклонение со Отцем Его и Святым Духом, во веки веков. Аминь. Беседа 55 на Богоявление Господне (Зачало 302А.). ( Тит.2:11–14; 3:4–7 ). Явися благодать Божия спасительная всем человеком ( Тит.2:11 ). Вняли ли бы, братия, нынешнему чтению из Апостола? оно предлагает нам великие истины нашего спасения. Повторим чтение, и внимательно рассмотрим апостольское учение. Явися благодать Божия спасительная всем человеком. «Явилась благодать Божия спасительная для всех человеков». Что разумеет Апостол под благодатию Божиею? Последующие слова его показывают, что здесь под благодатию Божиею он разумеет великую милость Божию, явленную в ниспослании на землю единородного Сына Божия, для спасения человеков. Или короче сказать: эта благодать Божия есть вочеловечение Сына Божия для спасения человеков. Эта благодать Божия ныне, т.-е. в день крещения Господня, явилась на Иордане, можно сказать, пред взорами всех человеков. Иисус Христос явился на Иордане, как величайший дар

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Второе чтение . Читается следующее зачало из Апостола, и затем – Евангелия. Апостольское чтение ( Рим. 15; 1–7 ) содержит повеление сильным носить немощи слабых и, по примеру Христа, угождать не себе, но ближнему. Во втором Евангелии ( Лк. 19; 1–10 ) повествуется о мытаре Закхее, обратившемся к вере после того, как Иисус Христос посетил его жилище. Далее следует молитва «Отче святый…» и второе помазание больного. Третье чтение ( 1Кор. 12; 27–13; 8 ) содержит перечисления различных служений членов Церкви Христовой, тут же говорится о любви, как главной цели христианской жизни. Третье Евангелие ( Мф. 10; 1, 5–8 ) говорит о том, как Господь послал учеников на проповедь в Иудею и дал им власть изгонять нечистых духов, исцелять всякий недуг и воскрешать мертвых. Далее следует молитва «Отче святый….» и третье помазание больного. Четвертое чтение ( 2Кор. 6; 16–7; 1 ) говорит о том, что истинно верующие являются храмами Бога Живого, и призывает их очиститься от всякой скверны плоти и духа. А в четвертом евангельском чтении ( Мф. 8; 14–23 ) говорится об исцелении Спасителем Петровой тещи, лежавшей в горячке, и многих бесноватых. Далее следует молитва «Отче святый…» и четвертое помазание больного. Пятое чтение ( 2Кор. 1; 8–11 ) говорит о том, что избавление от скорбей и гонений – от Господа, поэтому будем надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых. В пятом евангельском чтении ( Мф. 25; 1–13 ) приводится притча Господня о пяти мудрых и пяти неразумных девах, оставшихся по неразумию вне брачного пира, символизирующего Царство Небесное. Притча заканчивается призывом: Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий. Далее следует молитва «Отче святый…» и пятое помазание больного. Шестое чтение ( Гал. 5; 22–6; 2 ) призывает христиан: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. В шестом Евангелии ( Мф. 15; 21–28 ) повествуется о великой вере жены хананеянки, по которой Господь даровал исцеление ее дочери. Далее следует молитва «Отче святый….» и шестое помазание больного.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

И все это завершается в Евхаристии, обновляющей в самой глубине нашего существа начаток обожения, соединяя нас с Телом Христовым, местом постоянной Пятидесятницы. «Видехом Свет истинный, прияхом Духа небесного — обретохом веру истинную…», — поет хор от лица верующих после причастия. С таинствами посвящения и самой христианской жизни соединяется также «умное» — в сакраментальном смысле — чтение Библии. В известных Откровенных рассказах «русский странник» рассказывает нам, что на долгих своих путях он носил с собою только две книги: Библию и Добротолюбие. «Евангелие — это как молитва Иисусова, ибо имя Божие Иисуса Христа заключает в себе и все истины евангельские. Отцы говорят, что молитва Иисусова — это все Евангелие вкратце». «В то время я читал также мою Библию и ощутил, что начал лучше ее понимать, я находил в ней меньше темных мест». «А что выше, — спрашивает у «странника» его спутник, — «Иисусова молитва или Евангелие?» «Все одно, и то же, что Евангелие, что Иисусова молитва; ибо Божественное имя Иисуса Христа заключает в себе все евангельские истины. Справедливо говорят Св. Отцы, что Добротолюбие есть ключ к открытию тайн в Священном Писании. При руководстве оным я стал понимать сокровенный смысл Слова Божия: мне начало открываться, что такое «сокровенный сердце человек» (1 Петр 3.4), «что истинная молитва, поклонение духом» (Ин 4.23), «что Царствие внутри нас» (Лк 17.21), «что неизреченное ходатайство совоздыхающего Духа Святого» (Рим 8.26), что «будете во мне» (Ин 15.4), что «даждь ми твое сердце» (Притчи 23.26), что значит «облещися но Христа» (Рим 13.14 и Гал 3.27), что значит «обручение Духа в сердцах наших», что «взывание сердечное: Авва! Отче!» (Рим 8.15) и проч. и проч. («Откровенные рассказы странника духовному своему отцу», Казань,1884). Молитва Иисусова помогает человеку достичь постоянного литургического, евхаристического состояния. К пребыванию в молитве призывает св. Апостол Павел: «Непрестанно молитесь». «В двадцать четвертую неделю после Троицына дня, — пишет странник, пришел я в церковь к обедне помолиться; читали Апостол из послания к Солунянам, зачало в котором сказано: непрестанно молитесь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=753...

В свое время тебе предстоит дать ответ перед нелицеприятным Судией о том, как ты использовал данные тебе полномочия, как поступил с дарами и талантами, которыми Господь тебя благословил, насколько усердным сеятелем слова Божия ты стал во вверенном тебе уделе. Как свидетельствует апостол Павел, «кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9:6). Священнослужители нередко ссылаются на то, что нет паствы, — так, может быть, в первую очередь нужно самих себя спросить: насколько щедро я сеял Божественное слово? А если скупо сеял, то откуда же паства? Сегодня за Божественной литургией звучало евангельское зачало, представляющее собой притчу о сеятеле и о разных результатах его работы. В ней Господь уподобляет человеческие сердца земле, а слово о Христе — семени. Спаситель указывает слушателям, что успех миссии напрямую зависит от качества почвы, приемлющей семя. Это совершенно очевидно, это не требует доказательств. Однако не только всякий земледелец, но и каждый здравомыслящий человек хорошо понимает, что любая почва нуждается в обработке, в подготовке для принятия семени. Иначе все усилия будут малоплодны, а иногда и вовсе бесплодны. Следовательно, на сеющем слово Божие лежит прямая обязанность возделывать человеческие сердца, вспахивать поле, а потом уже оценивать, насколько труд пахаря и сеятеля дает результат. А потому, наравне с сильным и мудрым словом, нужно возделывать души людей добрым примером, пастырской отзывчивостью и ревностным служением, приуготовляя их к принятию Божией благодати. В наше время религиозный выбор человека поставляется в прямую зависимость от того, как он относится к священнослужителю, доверяет ли ему, соотносит ли его образ с тем, каким он представляет себе идеального служителя Церкви. Наша задача как раз состоит в том, чтобы посредством немощного человеческого усилия явила себя в человеческих сердцах действенная и живая сила Божия (2 Кор. 12:9). Впору воскликнуть в таковых обстоятельствах: «Господи, могу ли я быть, подобно апостолу языков, постоянно в муках рождения, доколе не изобразится Христос (Гал. 4:19) в душах, врученных мне Тобой?!» Как подъять на свои слабые человеческие плечи неподъемную ношу домостроительства Божия? Как сотворить нам сие великое дело, близкое чуду?

http://patriarchia.ru/db/text/4653284.ht...

Церковным уставом определяется порядок чтения книг Священного Писания за богослужением. Один порядок для чтения «Евангелия», другой для «Апостола», третий для «Псалтири», четвертый для других книг Ветхого Завета (паремий). Время и место чтения той или иной книги на службе соответствует важности ее содержания. Например, «Евангелие», заключающее в себе слово Христово, читается в торжественной обстановке. Ему всегда предшествуют возгласы : «И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия Господа Бога молим», «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия – Мир всем». Библейские чтения в течение церковного года распределены таким образом, чтобы звучать каждый день. К этим чтениям, которые носят название «рядовых», добавляются чтения установленные на тот или иной великий праздник. Особенным временем церковного года является Великий пост перед Пасхой, который имеет свой порядок чтения Священного Писания. Как правило, на вечерних службах читаются отрывки из книг Ветхого Завета, а утром, на литургии, – из Нового Завета. Таким образом вечером мы слушаем Псалтирь и паремии, а на утреннем богослужении Апостол и Евангелие. На Божественной литургии апостольские и евангельские зачала читаются в паре: сначала отрывок из Апостола, затем отрывок из Евангелия. Эти пары нередко сходны по смыслу. Например, по субботам можно услышать из Апостола учение ап. Павла о соотношении ветхозаветного обрядового закона и новозаветного закона благодати, а из Евангелия свидетельства о чудесных исцелениях, совершенных Христом именно в день субботний, в день строгого покоя по иудейскому обычаю. Точно также и праздничные зачала. Например, на Рождество Христово из Евангелия читается рассказ о рождении Иисуса и поклонении волхвов ( Мф. 2:1-12 ), а из Апостола – о воплощении Сына Божия и усыновлении Богу всех людей ( Гал. 4:4-7 ). Когда на один день приходится несколько церковных праздников, тогда может читаться от двух до трех соответствующих пар. Например, воскресенье – это всегда праздничный день, «малая Пасха». В этот день уставом назначены определенные зачала апостольское и евангельское. Если в воскресенье приходится память какого-либо великого святого (св. Иоанна Предтечи, свт. Николая Чудотворца или других), который также имеет свою особую пару чтений, тогда читается первым из Апостола зачало воскресное, затем святого, также и из Евангелия, чтение воскресное и святому.

http://azbyka.ru/biblejskie-chteniya-na-...

Разбор. По глаголу Господню антихрист приидет во имя свое ( Ин.5:43 ) и по толкованию блаженного Феофилакта, антихрист «егда себе единаго проповсть» (Благовестник на зачало 17 Ин., лист 86), а не Троицу, тогда как персты слагаются во образ Святой Троицы. И святой Ефрем Сирин в Слове 105-м об антихристе говорит, что когда мы ограждаем себя единосущной Троицей, «то попранъ будетъ то есть антихрист. Наконец, принявшие печать антихриста по свидетельству Ипполита, папы римского, не в состоянии будут изображать на себе крестное знамение. Из них «никтоже честный и крестъ сотворитъ десною своею рукою на чел, но связана рука его будетъ» (Большой Соборник, лист 131 об.; см. о печати антихриста у нас статью 45, литера «е»). А слагающие руку троеперстно ограждают себя таким же животворящим крестом, как и крестящиеся двуперстно. У ревнителей двуперстия вся вера заключается не в мысли, соединяемой с перстосложением во образ Святой Троицы, а в самых перстах: если не те три перста соединены во имя Святой Троицы, то значит, по их учению, нет уже и образования Святой Троицы. При таком еретическом рассуждении о значении самых перстов они впадают в перстопочитательство, стоят за честь перстов, как за честь ипостасных Лиц Святой Троицы, и являются вводителями нового догмата, егоже ни Христос, ни апостолы не проповедовали. Почему к ним вполне приложимы страшные апостольские словеса: Аще мы или ангелъ благовститъ вамъ паче, еже благовстихомъ вамъ, анаема да будетъ ( Гал.1:8 ). Прочитанное место на 102 листе из Большого катихизиса вовсе не содержит той мысли, какую навязывают хулители троеперстия автору этой книги. Здесь говорится о лицах, неистово или небрежно изображающих на себе крестное знамение. Составитель катихизиса по одному тому уже не мог назвать троеперстия печатью антихриста, что как южнорусский житель и сам молился троеперстно и в этой же книге, на обороте 5 листа, повелел возносить на чело и другие части тела сложенными вкупе три перста. Третье. Все старообрядцы троеперстное сложение нечестиво называют «щепотью», которой-де берут проклятый табак; прилично ли после того употреблять эти персты для совершения крестного знамения?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Наступает час третий. Славим псалмами Родившегося нас ради, уразумеваем в меру сил величие снисхождения Его, пред Смирившимся смиряемся: Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице Твое на ны и помилуй ны: познати на земли путь Твой, во всех языцех спасение Твое (Пс 66:2–3), Мати Сион речет: Человек и Человек родися в нем (Пс 86:5), Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих, очисти беззаконие мое (Пс 50:3). Те же темы — в стихирах: “Сей Бог наш, не вменится ин к Нему, родивыйся от Девы, и с человеки поживе; во яслех убогих Сын Единородный лежащ видится человек и пеленами повивается, иже славы Господь. И волхвом звезда возвещает в Его поклонение. И мы поим: Троице Святая, спаси души наша”. Пророк же Варух, предвидя Рождество и земную жизнь Спасителя, делится счастьем богопознания с Церковью Божией — Новым Израилем: Сей Бог наш… на земли явися и с человеки поживе… Бла­же­ни есмы, Израилю, яко угодная Богу нам разумна суть (Вар 3:36–4:4). И апостол Павел пишет Галатам о том же счастье, но большем, — и дарует его Рождающийся Христос: Закон пестун нам бысть во Христа, да от веры оправдимся. Пришедшей же вере, уже не под пестуном есмы. Вси бо вы сынове Божии есте верою о Христе Иисусе (Гал 3:24–28). Читаемое затем Евангелие от Луки — свидетельство о священном событии и об ангельском на него ответе: Слава в вышних, и о первом ответе человеческом — пастырей Вифлеемских (Лк 2:1–20). Час шестой… Мудрость человеческая преклоняется благоговейно пред Божественной Премудростию — воплотившимся Христом. О том и псалмы свидетельствуют и предрекают будущую на Кресте победу над врагом исконным и отцом лжи: Возсияет во днех Его правда и множество мира… и дастся Ему от злата аравийска (Пс 71:7–15), Клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем (Пс 131:11), и На аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия (Пс 90:13). То же преклонение и удивление священное — в стихирах: “Слыши, Небо, и внуши, земле, да подвижатся основания, да приимут трепет преисподняя: яко Бог же и Творец в плотское одеяся здание, и Иже державною рукою создавый тварь, утробы зрится здание. О, глубина богатства, и премудрости, и разума Божия! Яко неиспытаны судьбы Его и неизследовани путие Его”. Удивляется Божественным путям и громоподобно возвещает о них ветхозаветный Евангелист — божественный Исаия: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Его Еммануил; масло и мед имать снести, прежде неже уведети Ему или изволити лукавое, изберет благое… С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся. Услышите даже до последних земли (см. Ис 7:14–8:9). Отзывается на Божественное откровение апостол Павел, нас предупреждая: Како мы убежим, о толицем нерадивше спасении, еже зачало приемше, глаголатися от Господа (Евр 2:3). Евангелие же Матфеево повествует о поклонении волхвов и о дарах Рождённому, один из которых — смирна — указывает и на грядущую Его живоносную для нас смерть (Мф 2:1–12)…

http://pravmir.ru/velikie-oni-zhe-tsarsk...

Наступает час третий. Славим псалмами Родившегося нас ради, уразумеваем в меру сил величие снисхождения Его, пред Смирившимся смиряемся: Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице Твое на ны и помилуй ны: познати на земли путь Твой, во всех языцех спасение Твое ( Пс.66:2–3 ), Мати Сион речет: Человек и Человек родися в нем ( Пс.86:5 ), Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих, очисти беззаконие мое ( Пс.50:3 ). Те же темы — в стихирах: “Сей Бог наш, не вменится ин к Нему, родивыйся от Девы, и с человеки поживе; во яслех убогих Сын Единородный лежащ видится человек и пеленами повивается, иже славы Господь. И волхвом звезда возвещает в Его поклонение. И мы поим: Троице Святая, спаси души наша”. Пророк же Варух, предвидя Рождество и земную жизнь Спасителя, делится счастьем богопознания с Церковью Божией — Новым Израилем: Сей Бог наш… на земли явися и с человеки поживе… Блажени есмы, Израилю, яко угодная Богу нам разумна суть ( Вар.3:36–4:4 ). И апостол Павел пишет Галатам о том же счастье, но большем, — и дарует его Рождающийся Христос: Закон пестун нам бысть во Христа, да от веры оправдимся. Пришедшей же вере, уже не под пестуном есмы. Вси бо вы сынове Божии есте верою о Христе Иисусе ( Гал.3:24–28 ). Читаемое затем Евангелие от Луки — свидетельство о священном событии и об ангельском на него ответе: Слава в вышних , и о первом ответе человеческом — пастырей Вифлеемских ( Лк.2:1–20 ). Час шестой… Мудрость человеческая преклоняется благоговейно пред Божественной Премудростию — воплотившимся Христом. О том и псалмы свидетельствуют и предрекают будущую на Кресте победу над врагом исконным и отцом лжи: Возсияет во днех Его правда и множество мира… и дастся Ему от злата аравийска ( Пс.71:7–15 ), Клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем ( Пс.131:11 ), и  На аспида и василиска наступиши и попереши льва и зми я ( Пс.90:13 ). То же преклонение и удивление священное — в стихирах: “Слыши, Небо, и внуши, земле, да подвижатся основания, да приимут трепет преисподняя: яко Бог же и Творец в плотское одеяся здание, и Иже державною рукою создавый тварь, утробы зрится здание. О, глубина богатства, и премудрости, и разума Божия! Яко неиспытаны судьбы Его и неизследовани путие Его”. Удивляется Божественным путям и громоподобно возвещает о них ветхозаветный Евангелист — божественный Исаия: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Его Еммануил; масло и мед имать снести, прежде неже уведети Ему или изволити лукавое, изберет благое… С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся. Услышите даже до последних земли (см. Ис.7:14–8:9 ). Отзывается на Божественное откровение апостол Павел, нас предупреждая: Како мы убежим, о толицем нерадивше спасении, еже зачало приемше, глаголатися от Господа ( Евр.2:3 ). Евангелие же Матфеево повествует о поклонении волхвов и о дарах Рождённому, один из которых — смирна — указывает и на грядущую Его живоносную для нас смерть ( Мф.2:1–12 )…

http://azbyka.ru/velikie-oni-zhe-carskie...

Говеть — в переводе на современный язык значит быть преданным. Отсюда говение — значит преданность. (обратно) Из апостольского чтения за Литургией Прощеного воскресенья. Послание к Римлянам апостола Павла, зачало 112. (обратно) Гал. 5:22-23 . (обратно) Лк. 6:17 . (обратно) Маршал Г. К. Жуков. «Воспоминания и размышления», М., 1969, с. 20. (обратно) Кстати надо сказать, что в те времена архиереи, и даже Патриарх, входили в алтарь через Царские врата только в мантии или в облачении. Если архиерей был в рясе, он никогда не входил в алтарь через Царские врата. (обратно) В монастыре был неотступный обычай: между чтением кафизм произносить проповеди или читать положенное на данный день житие святого по Минее. (обратно) Пс. 91:13 . (обратно) Митрополит Тихон (Белавин) , будущий Патриарх всея Руси. (обратно) Тимофей — мирское имя Тихона Задонского . (обратно) Отк. 21:8 . (обратно) Позже он был диаконом в одном из тульских храмов, но вскоре скончался. (обратно) В Даниловом монастыре совершалась только частная исповедь. Общей исповеди, как это принято теперь во многих храмах, в монастыре никогда не совершалось. Нередко частная исповедь за всенощной затягивалась далеко заполночь. Надо было исповедать всех желающих, а их были сотни. (обратно) Летом 1919 года на жизнь Патриарха Тихона было совершено покушение. После службы в храме Христа Спасителя на него напала с ножом какая-то женщина. Ее схватили, но она успела ранить Патриарха. Рана оказалась неопасной, Патриарх скоро поправился и благодарил Господа за спасение (обратно) Анатолий — тот самый звонарь-любитель, словами которого закончен предыдущий очерк. Желание Анатолия попасть к горячим пирогам тогда было вполне понятно. Люди в то время в Москве голодали. Очень скудный хлебный паек по карточкам выдавался не каждый день, и поесть горячих пирогов с картошкой из неожиданно полученной муки для голодного мальчика было равносильно большому празднику. (обратно) К описанию внутреннего вида храма надо добавить, что в большой нише стены правого клироса, обращенной к молящимся под углом 45°, было изображено поклонение вифлеемских пастухов лежащему в яслях Христу, и в такой же нише левого клироса — поклонение Христу волхвов. Удачный замысел художника показать в стенной нише вифлеемскую пещеру придавал изображениям стереоскопическую рельефность и выразительную живость.

http://azbyka.ru/fiction/iz-zhizni-pravo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010