1434 «Helmoldi presbyteri bozoviensis Cronica Slavorum». Rec. B. Schmeidler. Hannoverae et Lipsiae, 1909, p. 7. 1435 «Documenta pontificum Romanorum historiam Ucrainae illustrantia», v. 1. Ed. A. G. Welykyj. Romae, 1953, p. 5 – 6. Это издание осуществлено по текстам ватиканских регест представителями униатского «Ордена св. Василия Великого ». Предыдущую публикацию буллы от 17 апреля 1075 г. см. HRM, t. 1, р. 1. 1437 D. Oljanyn. Zur Regierung des Grossfürsten Izjaslav-Demeter in Kiev (1054 – 1078). – JGO, Bd 8, H. 4, 1960, S. 406. Более подробный разбор статьи Д. Ольянчина см. в нашей заметке «Против фальсификации истории Киевской Руси» – ВИ, 1961, стр. 182 – 183. 1441 «Lamperti monachum Hersfeldensis opera». Rec. O. Holder-Egger. Hannoverae et Lipsiae, 1894, p. 58. Предыдущие издания: MGSS, t. 5, p. 153: «Lamberti Hersfeldensis Annales». Ed. G. H. Pertz. Hannoverae, 1843. Немецкий перевод: Lampert von Hersfeld. Annalen. Neu übers. von A. Schmidt, erl. von W. D. Fritz. Berlin, 1955. 1442 «Lamperti monachum Hersfeldensis opera», p. 225 – 226. Об этом посольстве сохранилось свидетельство русской летописи (ПВЛ, ч. 1, стр. 131). 1445 Подробно о Евпраксии-Адельгейде см.: С. П. Розанов. Евпраксия-Адельгейда Всеволодовна. – ИАН, 1929, стр. 617 – 646. 1450 Сводку гипотез о Галле Анониме см.: K. Maleczyn " ski. Gall Anonim. – «Polski Sownik Biograficzny», t. 7/3, zesz. 33. Kraków, 1948, str. 227 – 270. 1451 Относительно известий Галла Анонима о Руси см.: А. Врублевский. Сведения о Руси, встречающиеся в хронике польского летописца Мартина Галла. – УИ, 1879, стр. 41 – 58. 1452 «Anonima tzw. Galla kronika czyli dzieje ksigzat i wladcow polskich». Wyd. K. Maleczynski. Krakow, 1952, str. 48. Предыдущее издание: MPH, t. 1, p. 419. Фототипическое воспроизведение древнейшей рукописи (XIV b.): «Galla Anonima kronika. Podobizna fotograficzna rgkopisn Zamoyskich z wieku XIV». wyd. J. Krzyzanowski. Warszawa, 1948. Русский перевод: Галл Аноним. Хроника и деяния князей или правителей польских. Предисловие, перевод и примечания Л. М. Поповой. М, 1961, стр. 54.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– У нас общие беды – от Бреста и Нанта до Владивостока и Петропавловска. И радости общие, если мы с Богом. Оказывается, мир действительно тесен. Общие знакомые, друзья. Общие трудности и радости. Одному тяжело оттого, что французы подпали под влияние пропаганды, другой не в восторге от наших российских реалий, от нашей неосведомленности о жизни православных братьев-сербов (сравните, сколько «наше» ТВ рассказывает о Сербии, а сколько – о жизни каких-нибудь американских дятлов или других птичек). Один радуется, когда в Косово и Метохию приходит очередная помощь из Франции (недавно доставили несколько тракторов для жителей анклавов, пару стиральных машин и т.д.), другой с гордостью передает помощь от русских братьев в монастыри или многодетные семьи Метохии. Оба учат сербский язык. Причем галл Гуйон знает этот язык несравненно лучше меня, а еще начал учить русский и говорит на нем уже почти без акцента. Нам обоим запрещен въезд в «независимое Косово» как «лицам, представляющим угрозу для государственной безопасности». Союзники, можно сказать. Enfants terribles. А с тем учителем, на уроке которого вышел скандал в уже далеком 1999-м, Арно недавно встретился в книжном магазине в Гренобле, куда приехал навестить родных. Сам-то он нынче – гражданин Сербии. Поздоровались. Учитель помолчал, потом сказал: – Гуйон, я признаю свою ошибку. Ты был прав. Спасибо. Рейтинг: 10 Голосов: 1603 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 P.S.   Мы продолжаем инициативу по оказанию помощи косовским сербам и храмам, монастырям Косово и Метохии. Если вы хотите и можете оказать помощь, вот номер карты Сбербанка, на которую можно перечислить пожертвование: 5469 0177 0923 5086, Петр Михайлович Давыдов. Обязательна пометка: «Помощь Косово». скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Петр 10 января 2020, 12:47 Спаси вас Господь, дорогие Петр Алексеевич, Ирина Александровна, Николай Владимирович! С Рождеством Христовым! Благодарим вас. Петр 1 января 2020, 10:20 Благодарим и молимся о здравии и спасении болящей Софии, Леонида Викторовича, Сергея Александровича, Ольги Геннадьевны, Марии Петровны, Игоря Павловича. Спаси вас Господь, дорогие братья и сестры.

http://pravoslavie.ru/125522.html

1. Но [все] это, мною описанное, порождает наша немощь, наше неблагополучие. Ибо кто из нас, если его поприветствует какой-либо ничтожный человечишко или какая-нибудь женщина похвалит глупыми и льстивыми словами, тут же не превознесется высокомерием, сразу же не преисполнится тщеславием? И даже если он и не имеет понятия о святости, однако будет себя полагать святейшим, по лести ли глупцов, или, возможно, по ошибке всеобщего заблуждения! 2. И даже если ему ниспосылаются многие [небесные] дары, [то вместо того, чтобы] оказать почтение величию Бога, [все] приписывается праздному и изнеженному, как само собой разумеющееся. И если ему хотя бы изредка и даются некие знамения некой добродетели, то он почитает себя ангелом. 3. Впрочем, когда ни делом, ни добродетелью такой не примечателен, то, если он поставлен клириком, тут же отращивает кудри, радуется приветствиям, надувается спесью при встречных, сам же суетливо бегает повсюду: 4. И кто раньше имел привычку ходить пешком или ездить на осле, [ныне], высокомерный, мчится загоняя лошадей: раньше довольствовавшийся маленькой и скромной кельей, [ныне] строит многочисленные покои, сооружает себе для жилья штучные потолки, ставит резные двери, расписывает шкафы, отвергает более грубую одежду, желает одеяние тонкое и таких подношений требует от богатых вдов и состоятельных девиц, чтобы та пряла набивной виссон, а та мягкий плащ. 5. Однако [все] это мы оставляем для более язвительного описания блаженному мужу Иерониму: вернемся к главной теме”. “Однако, не знаю, - сказал мой Галл, - что ты оставляешь [для рассуждения] Иерониму: столь нелестно ты описал все наши порядки, что эти твои немногие слова, если [их] воспримут спокойно и терпеливо обсудят, много, я полагаю, принесут пользы, дабы впредь подобные обуздывались не только книгами Иеронима. 6. Но лучше ты расскажи о том, о чем начал и яви свидетельство тому, что ты обещал сказать против ложного благочестия, ибо, признаюсь тебе честно, никаким иным более губительным злом мы в Галлии не озабочены [так, как этим]”. “Так, я и сделаю, - сказал Постумиан, - и не буду больше оставлять тебя в неведении. XXII.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

24 Кто бы мог подумать, чтобы в XIX в. можно до того увлекаться преданностью к Риму и Латыни , чтобы писать о Славянской службе: «в нынешней Моравии, Чехии и Польше она никогда не была в силе (viguisse)?» А это пишет ученый Копитар и утверждает, что Славянская служба существовала только в Паннонии и при том слпшком недолго, именно с 870 г. до 895 г. (Kopitar Hesychius glossographus p. 54, 49 – 57). Что же после того значат свидетельства современников Мефодиевых? Или же точно также можно быть и ныне Пилатником, как при Мефодии? Мы не хотим утверждать, что Мациевский во всемъ правъ Копитар прав в частных замечаниях о Мацеевском (Hesychius р. 56 – 58). Но Копитар зашел слишком далеко, так что становится смешным (р. 38 – 54). Относительно Далмации Диоклеец: «missam eis (Мефодий) ordinans more Graecorum». Швадн. 3, 480. Ея Епископы, Езерский и Драговицкий, присутствовали в 877 и 879 на Соборах в пользу П. Фотия. В то же время Князья ея, Здислав и Бронимир, отказывались от власти Папы. Mahrische Legende S. 59, 60. О собьгтиях по смерти Мефодия прим. 26. О Чехии Козма у Добровского 80, у Менкена: Script, rer. German. Т. I. р. 1967. Востокова Опис. Муз. 778. Чешская Легенда 10. в. о Св. Вячеславе: «въда и (Вячеслава) баба своя Людмила (крещенная священниками Мефодия, говорит Козма) научити книгам Словенским по следу попову,» (Журн. Мин. Нар. Просв. 1839). В 967 г. Папа, учреждая Латинскую кафедру в Праге (Чешской), постановил, чтобы божественная служба была отправляема «не по обрядам Болгарского или Русского народа, или Славянского языка, но по уставам Римской церкви (Козма)». Добровский полагает крещение Боривоя между 870 и 880 г. О последующем прим. 26. О. Польше, где Кн. Мечислав обращен был Чешскро-Моравскими учениками Мефодия, Дитмар Chronicon lib. 4. 359 (Scrip, rer. Brunsv. Т. 1), Мартын Галл Chronicon lib. 1. с. 5. (ed» Bandtke , Yarsav. 1824). Но еще при Зимовите, деде Мечислава, были Христиане в Польше. По биографу Мефодиеву Мефодий увещевал Надвислянского Князя принять христианство и тот принял (пр. 21). См. о Польской церкви в Журн. Мин. Просв. 1842. Friese Kirchengesch. Polens. Breslau 1786. Впрочем, в Польше ок. 1010 г. взяла власьб Латынская служба (Дитмар lib. 6. Т. 1. Р. 397).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

3. Потому тем более несчастна эта наша страна, которая такого мужа, когда он жил рядом, не удостоилась признать. Однако в этом преступлении я виню не соотечественников: только клирики и одни [лишь] священники не знают его, и, вполне заслуженно, не хотят знать его завистники, ибо если бы узнали его добродетели, узнали бы и свои пороки. 4. Я боюсь огласить то, о чем услышал недавно: некий жалкий [человечишко] сказал, что в той твоей книге ты много наврал. То слово не человека, но дьявола, и этим не Мартин ниспровергается, но упраздняется евангельская вера 5. Ибо, когда Сам Господь свидетельствовал такого рода делами, которые свершал Мартин, то всеми верными должно быть условлено, [что, если] кто не верит тому, что делал Мартин, то не верит и тому, что говорил Христос. 6. Но жалкие, испорченные, ленивые, которые сами не могут [ничего] сделать, сделанного Мартином стыдятся, и предпочитают [лучше] отвергать его добродетели, чем признать собственную лень. 7. Однако нам, стремящимся к иному, остается полнее эти добродетели описать; поскорее, что я сейчас и требую, дополни оставшиеся деяния Мартина”. 8. “Но я, - ответил я, - полагаю более правильным, что это должно потребовать от Галла, ибо кто многое знает - ведь не мог ученик не знать деяний учителя - тот, следовательно, [вполне] заслуженно обязан не только Мартину, но также и нам, ибо я уже обнародовал книгу, а ты - только что описал деяния восточных [святых]. Теперь пусть Галл продолжит это столь нужное повествование, ибо, как я уже сказал, и ради нас он должен рассказать, и ради самого Мартина, я полагаю, обнародовать, дабы поведал о деяниях его без [всяких] колебаний”. XXVII. 1. Итак, при первой же возможности оставив школу, присоединился я к блаженному мужу, и несколько дней спустя мы направились к церкви. И тут ему навстречу устремился почти голый, хотя уже была зима, нищий, умоляя дать ему одежду. 2. Тогда Мартин повелел вызванному архидьякону без промедления одеть замерзшего. Затем, войдя в секретарий , как это было [для него] обычно, на закате солнца - ибо предпочитал себе такое уединение в церкви, отпустив клириков, когда, соответственно, в другом секретарии сидели пресвитеры, или свободные от посетителей, или занятые слушанием дел.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

9 И пятое письмо было написано им Римскому епископу Ксисту; он много говорит в нем против еретиков и рассказывает о таком случае, при нем бывшем: " Я, брат, действительно нуждаюсь в совете и спрашиваю твоего мнения. Такое тут произошло, что я боюсь, как бы мне не ошибиться. (2) В обществе братьев был человек, которого считали давним христианином; он был среди братьев до моего посвящения и, думаю, даже до поставления блаженного Иракла. Как-то он оказался рядом с готовыми креститься, выслушал вопросы им и ответы их, подошел ко мне, рыдая и оплакивая себя, упал мне в ноги и клятвенно объявил, что крещение, принятое им от еретиков, совсем иное, что с настоящим Крещением оно не имеет ничего общего, ибо исполнено нечестия и хулы. (3) Он говорил, что вся душа его проникнута скорбью, что он не смеет поднять глаза к Богу, ибо начал он с кощунственных слов и обрядов; поэтому он просил очистить его очищением самым чистым, принять его и приобщить к благодати. (4) Я не отважился на это, сказав ему, что многолетнего общения с Церковью для этого достаточно: он присутствовал при Евхаристии, вместе со всеми произносил " Аминь " , подходил к престолу, протягивал руки для принятия Святого Хлеба, получал его, в течение долгого времени приобщался Тела и Крови Господа нашего. Я не дерзаю начинать сначала. Я велел ему ободриться, с твердой верой и доброй надеждой приступать к Святыне. (5) Он плакал, не переставая, весь дрожа, подходил к престолу и, несмотря на приглашение, с трудом присутствовал на службе " . (6) Кроме вышеназванных, есть, говорят, у него еще письмо о крещении, написанное от имени управляемой им епархии Ксисту и Римской Церкви. В нем он длительно обсуждает данный вопрос, приводя подробные доказательства. Есть, говорят, еще письмо о Лукиане к Дионисию в Рим. Об этих письмах достаточно. 10 Галл и его окружение исчезли, не удержавшись у власти и двух полных лет. Власть принял Валериан вместе с сыном Галлиеном. (2) Что об этом рассказывает Дионисий, можно узнать из его письма к Ермаммону. Пишет он так:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/7...

578 По иудейскому преданию, народ израильский избирал из своей среды особых депутатов, которые назывались ansche ma’a mad–мyжu стояния. Обязанность этих мужей состояла в том, чтобы присутствовать, в качестве представителей целого народа, при всяком общественном богослужении и возлагать руки на жертвенных животных (Лундиус, jud. Heiligth. стр. 421 и Carpzov, appar; стр. 109 и д.). Хотя предписания Талмуда относительно выбора и распорядка этих мужей стояния–происхождения позднейшего и возникли никак не ранее второго храма иерусалимского, но тем не менее определение о мужах стояния имеет свою правду в том, что избранный народ Божий непременно должен был присутствовать при всяком общественном богослужении. 1 Руководство Кейля печаталось во Франкфурте-на-Майне, а автор жил в то время в Дерпте. Прим. ред. 579 Порядок, в котором должно было отправлять отдельные части ежедневного богослужения, в законе не обозначен; указано только время, в которое должно было приносить вечернюю жертву, именно ben ha’arbaim между обоими вечерами, т. е. не задолго до захождения солнца ( Исх.29:39,41; 30:8 ; сличи с Исх.12:6 и Втор.16:5 ). Талмудисты и раввины изложили порядок богослужения во всех его частях до самых мельчайших подробностей. Tract. Famid, Mischn. ed. Surênh. W. стр. 284 и д. с комментарием Bartenora и Maimonides; см. также Lightfoot, hor. hebr. ad Luc. 1,8. 580 Тоже самое предписывается и в талмуде. Иосиф Флавий напротив говорит об этом следующее: τος μεν τρεις ’επι τ ιερ λυχνα φγγειν δει τωθε κατ πσαν ημραν, τος δ λοιπος περ τν σπραν πτντας (Ant. III, 8 ; , 3). 581 Специальные сочинения об израильских праздниках исчисляет Бер в Symb. II, стр. 525. примеч. Сюда следует также отнести и сочинение Евальда de Jeriarum hebr. origine ас ratione. Гёттинген. 1841. 4. (Это сочинение напечатано также в der Ztschr. für die Kunde des Morgenl. III, стр. 410 и д.), a также сочинение того же автора: Alterthümer des Volks Israel стр. 379 и д. 2 отд. и наконец, Герм. Гупфельда commenmâmio de primitiva et vera festorum apud Hebraeos ratione. Част. 1 и 2. Галл. 1851 и 52

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Эберхард Бетге Вахтберг-Виллипротт, июль 1981 1. Теологические позиции Д.Б. воспринимаются богословами по-разному. Его духовные концепции о спасении, даровой и дорогой благодати, о кризисе Церкви вызывают противоположные оценки. Тем более, что и в своих книгах, написанных в разное время, некоторые важные вопросы он трактует по-разному. Со всем этим, чрезвычайно ценным и интересным, читатель познакомится в предлагаемой книге. А дополнительную информацию можно почерпнуть в блестящем послесловии Эберхарда Бегге. 2. Ни в лютеровском переводе Евангелии от Марка, ни в русском синодальном переводе, замечательно с ним совпадающем, нет этого «если» («wenn»). Оно, однако, легко угадывается. — Прим. пер. 3. Нормы толкования этих высказываний лежат в υοιγευ το στομα, что подчеркивается уже в раннецерковной экзегезе. Прежде чем Иисус начинает говорить, проходят мгновения молчания. 4. Ειρηνοποιο имеет двойной смысл: «миролюбие» [Friedfertig] в толковании Лютера не следует понимать только в пассивном смысле. Английский перевод «peacemaker» односторонен и стал причиной всяческих ложно понятых видов христианской активности. 5. Пустой человек. 6. Верховное судилище. 7. Дополнение εκη в большинстве манускр. (не в κ и не в В!) — первая осторожная корректура остроты слов Иисуса. 8. Нужно внятно подчеркнуть, что Иисус не линает человеческого сердца того, в чем оно нуждается: сокровища, славы и хвалы. Но Он придает всему этому другое содержание: славу от Бога (Ин 5:44), хвалу крестом (Галл 6:14) и сокровище на небе. 9. Смешение онтологического высказывания и возвещаемого свидетельства есть сущность всякого духа своемыслия. Высказывание: Христос воскрес и присутствует, — понятое онтологически, есть как отмена единства Писания. Ибо оно заключало бы в себе высказывание об образе жизни Иисуса Христа, который, напр., отличается от Иисуса у синоптиков. То, что Иисус Христос воскрес и сейчас присутствует, становится здесь высказыванием как таковым, с собственным онтологическим значением, высказыванием, которое могло бы быть критически применено к другим онтологическим высказываниям. И стало бы богословским принципом. Аналогом здесь является, напр., своевольный перфекционизм, проистекающий из такого онтологически ложного понимания высказываний Св. Писания о священном. Здесь, напр., выска-

http://predanie.ru/book/220779-sleduya-h...

5. Я сам видел деревце [выросшее] из этого прута, которое и поныне стоит во дворе монастыря, [своими] зелеными ветвями словно являя свидетельство, сколь много вознаграждается послушание и сколь многое может вера,. 6. Но мне бы не хватило и дня, чтобы описать разные чудеса, которые я разузнал о добродетелях святых. XX. 1. Упомяну я и еще о двух весьма известных чудесах: одно из них будет прекрасным примером против раздувания жалкого тщеславия, другое - важным свидетельством против ложного благочестия. 2. Итак, некий святой, наделенный невероятной властью изгонять демонов из захваченных [ими] тел, ежедневно получал неслыханные [тому] свидетельства. Ибо не только лично присутствуя и не только словом, но - иногда и отсутствуя - нитками власяницы своей или посылая письма, тела охваченные [бесами] исцелял. Потому на удивление часто посещался он народом, приходящим к нему со всего света. 3. Умолчу о простолюдинах: префекты и комиты , а также разного рода судьи часто простирались у дверей его. Даже святейшие епископы, умалив достоинство сана, смиренно просили, чтобы он коснулся их и благословил: сами освященные и выдающиеся Божественным даром, часто руки его и одежды касались, и не без основания верили. 4. Он, как говорили, совершенно воздерживался от питья, а что касается еды, то - тебе, Сульпиций, скажу на ухо, чтобы Галл этого не услышал - только шестью [корнями] осоки подкреплялся. 5. Между тем, [к этому] святому мужу незаметно стала подкрадываться из добродетели сначала почесть, а потом через почесть и тщеславие. Когда он только лишь почувствовал первые [признаки] проявления этого зла, то долго и много пытался подавить его, но, даже молчаливо признав [грех] тщеславия, не смог полностью изгнать [его] упорством добродетели. 6. И когда [всем] существом его овладели демоны, он не пожелал отогнать от себя стекавшийся к нему народ. Между тем скрытый яд просачивался в душу и [тот], чьей волей из других тел изгонялись демоны, себя самого, охваченного тайными помыслами тщеславия, не смог очистить. 7. Поэтому, как говорят, он стал всячески умолять Господа, чтобы Тот, подобно тем, кого святой сам исцелял, на пять месяцев отдал его во власть дьявола. 8. Что тут долго рассказывать? Он, могущественный, он, знамениями и добродетелями известный всему Востоку, он, к чьему порогу стекался народ, он, у дверей которого лежали ниц высшие властители мира сего, схваченный демоном, был заключен в узы: 9. все то, что в таких случаях переносят одержимые бесами он претерпел и лишь через пять месяцев очистился не только от демона, но, что было для него и полезней и лучше, от тщеславия. XXI.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Перечисляя же 12 апостолов, они назвали Левия уже его апостольским именем ( Мк.3:18 ; Лк.6:15 ; ср. Деян.1:13 ). Между тем как сам Матфей не только в перечислении 12 апостолов, но и в истории призвания своего в апостольское служение назвал себя одинаково – апостольским именем Матфея. Итак, прежде своего призвания в апостольское служение Господу Иисусу Матфей назывался Левием и был сборщиком податей в Капернауме; при озере Тивериадском он был призван Иисусом в апостолы и после сего стал называться Матфеем. Так относятся между собой два имени апостола, о которых упоминается в трех синоптических Евангелиях. 7 Первою называется она не потому, чтобы Спаситель теперь в первый раз праздновал Пасху иудейскую в Иерусалиме, ибо Он каждый год праздновал ее там ( Лк. 2: 41–42 ), но потому, что она была первою после Ero крещения и первою же со времени вступления Его в торжественное служение роду человеческому. 8 Лет за семь до разрушения Иерусалима сирийский префект Цестий Галл, посланный Нероном для усмирения евреев, осадив город, спрашивал у архиереев: нельзя ли как-нибудь определить число бывших в Иерусалиме? Тогда была Пасха. Архиереи объявили, что от девяти до одиннадцати часов праздника было священниками заклано 256 500 пасхальных агнцев. Каждого агнца должно было снедать общество, не менее десяти человек, а часто и в двадцать человек. Если означенное число жертв 256 500 умножить на 10 , выйдет 2 565 000. Если возьмем среднее число 15, окажется 3 847 500. Если прибавить сюда нечистых, будет всего народу более 4 миллионов. 9 О несметном множестве см. второе примеч. Зачем здесь были волы? Они не принадлежали к жертвоприношениям пасхального праздника: конечно. эти животные могли быть тут для других причин; но сии причины моли быть отложены для другого времени. Одна только жажда торговой прибыли заставляла иудеев пригонять сей скот ко храму в праздник Пасхи. 10 Торговля производилась в портиках или переходах, коими обведен был притвор Соломонов (ср. Ин.10:23 ; Деян.5: 12 ), то есть третье отделение храма, самое крайнее, иначе называвшееся двором внешним и притвором для язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010