Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУДДЕЙ [лат. Buddeus; нем. Budde] Иоганн Франц (25.06.1667, Анклам, Померания - 19.11.1729, Гота, Тюрингия), нем. лютеран. теолог. Род. в семье пастора, учился в Виттенбергском ун-те, где в 1687 г. получил степень магистра, а в 1689 г. стал адъюнктом на философском фак-те; в том же году переехал в Йену, где продолжил образование и преподавание в ун-те. В 1692 г. Б. стал учителем латыни и греч. языка гимназии в Кобурге, но вскоре получил место профессора моральной философии в ун-те в Галле (1693-1704). В 1705 г. он вернулся в ун-т Йены в качестве профессора теологии и оставался на этой должности почти четверть века, до своей кончины. Б. писал теологические, философские и исторические сочинения, в т. ч. учебные пособия, выдержавшие много изданий. Как теолог он был сторонником лютеран. ортодоксии, что нашло выражение в труде «Наставления в догматическом богословии» (Institutiones theologicae dogmaticae. Lpz., 1723). В то же время Б. стремился преодолеть схоластический формализм полемической теологии, хотя и допускал в трактовке Откровения рационалистические элементы; он подчеркивал значение доктрины «для истинно христианской жизни». Это сближало его с пиетистами, борьбу с к-рыми он считал ошибочной. В философии Б. был эклектиком, уделявшим большое внимание проблемам этики. Его главной работой в этой области стало «Наставление в нравственном богословии» (Institutiones theologicae moralis. Lpz., 1711). Для него оказались неприемлемы характерная для раннего этапа Просвещения в Германии философия Х. Вольфа , а также философские построения Б. Спинозы , воспринятые Б. как атеизм (Theses theologicae de atheismo et superstitione. Jena, 1716). Разносторонняя ученость Б. сказалась в его трудах, посвященных древним периодам истории религии, наибольшую известность получила его кн. «Историко-богословское введение в мир богословия и его частей» (Isagoge historico-theologica ad theologicam universam singulasque eius partes. Lpz., 1727). Б. издал сочинения и проповеди Лютера со своим предисловием, высоко оцененным Г. В. Лейбницем , «Историю богемских братьев» Я. А. Коменского. В предисловии к этому труду проявились экуменические черты мировоззрения Б.

http://pravenc.ru/text/153559.html

282 …если только оно не будет так эффектно, как, например, открытие планеты Нептун. — Нептун наблюдался впервые 23 сентября 1846 г. немецким астрономом И. Г. Галле (1812–1910) в точке, находившейся всего в 52 секундах от расчетного места, определенного математически французским астрономом У.-Ж.-Ж. Леверье (1811–1877) по возмущениям движения планеты Уран. Это научно предсказанное открытие, воспринятое как триумф человеческой мысли, вызвало огромный и стойкий общественный интерес. 283 Гораций Корнеля. — Сюжет трагедии «Гораций» (1639) французского драматурга Пьера Корнеля — поединок братьев Горациев с братьями Куриациями, который должен решить вопрос о том, какой город будет главенствовать в союзе городов Рим и Альба-Лонга. 284 Аполлон Бельведерский, поражающий чудовище. — Достоевский следует широко распространенному в XIX b. толкованию статуи Аполлона Бельведерского, предложенному немецким историком античного искусства И. И. Винкельманом (1717–1768). По Винкельману, статуя изображает Аполлона в тот момент, когда он нагнал и поразил из лука стрелою чудовищного дракона Пифона. 285 Мадонны. — Достоевский, по свидетельству его жены, «признавал за высочайшее проявление человеческого гения» Сикстинскую мадонну Рафаэля. Эта картина часто упоминается в разном контексте в его произведениях, черновых материалах, письмах. В воспоминаниях и дневнике Анны Григорьевны, а также в письмах Достоевского упоминаются и другие картины, изображающие мадонн: «Мадонна в кресле» Рафаэля, от которой он «приходил в восторг», мадонны Гольбейна и Мурильо. 286 Христианство само признает факт войны и пророчествует, что меч не прейдет до кончины мира…— Достоевский имеет в виду, очевидно, следующие слова из Евангелия: «Не думайте, что я пришел принести мир на землю; не мир пришел я принести, но меч» (Евангелие от Матфея, гл. 10, ст. 34). 287 Я сам первый возрадуюсь, когда раскуют мечи на орала. — Парадоксалист цитирует библейское предсказание о времени, когда люди «перекуют мечи свои на орала и копья свои на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Книга пророка Исайи, гл.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

В начале нынешнего (1896) года вышла в свет книга профессора римского права в Галле Рудольфа Штаммлера «Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории». Эта книга является, пожалуй, самым замечательным исследованием в области социологии за последнее время и, несомненно, займет почетное место во всей социологической литературе. Как показывает ее заглавие, она посвящена изучению так называемого «материалистического понимания истории», другими словами, – исторической теории К. Маркса и Ф. Энгельса. Представляя столь выдающееся явление в социологической литературе вообще, книга Штаммлера занимает уже безусловно первое место в обширной критической литературе, посвященной теории социального материализма. 2 Проф. Штаммлер приходит к тому выводу, что из всех, находящихся в обращении, социально-философских учений, или, лучше, при полном отсутствии таковых, социальный материализм есть единственная теория, имеющая серьезное философское значение; что, хотя она не закончена, в отдельных частях даже не выработана и в своем целом не может быть признана верной, тем не менее она – и одна только она – дает наилучшее побуждение к установлению истинных социально-философских понятий. Проследить эту критику и разобрать основательность ее аргументации составляет благодарную задачу и для сторонника исторической теории Маркса, тем более, что, в общем, исследование Штаммлера принесет, я думаю, много пользы дальнейшему развитию исторической философии материализма. Во всяком случае – обращая приговор Штаммлера в сторону его собственного произведения – оно дает хороший повод для самокритики учения, этого наиболее полезно и сильно действующего вида критики. В настоящей статье мы и намерены познакомить публику с некоторыми сторонами критики Штаммлера, а затем подвергнуть их посильной оценке. Неизбежная для журнального очерка краткость, а равным образом специальная область философского журнала побуждают нас остановиться на одном только, хотя и основном, вопросе, затрагиваемом Штаммлером, вопросе философского характера, и обойти молчанием обилие ценных экономических и юридических изысканий, которым посвящена большая часть этого обширного исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

брака, сняты различия при крещении законнорожденных и незаконнорожденных детей. В 1771 г. гернгутеры, ранее сурово преследовавшиеся, получили право при гос. поддержке основать в Юж. Ютландии колонию, названную Кристиансфелль. Ее жителям (через 20 лет после основания их было более 500 чел.) был дарован ряд привилегий: освобождение от военной службы, многолетние налоговые и таможенные послабления, свобода вероисповедания, образования и хозяйственной деятельности. После смещения с должности и казни Струэнсе к власти пришел его политический оппонент Хёг-Гульдберг - высокообразованный теолог и историк, сторонник консервативной церковной политики в духе умеренного Просвещения. Часть либеральных постановлений Струэнсе была отменена (в т. ч. о браке), цензура ужесточена, атеизм запрещен. В 1783 г. Хёг-Гульдберг под предлогом борьбы с суеверием и необоснованными Библией ритуалами ввел окончательный запрет на обряд «экзорцизма» при крещении детей. Во 2-й пол. XVIII в. в Датско-Норвежском королевстве стало заметно влияние идей Просвещения, гл. обр. при дворе и среди верхушки горожан и чиновников, в т. ч. в среде высшего духовенства. В Н. важным центром просвещения и науки был Тронхейм. В 1758-1773 гг. епископскую кафедру в этом городе занимал норвежец Й. Э. Гуннерус (1718-1773), получивший обширные знания в области философии, теологии, естествознания и права во время учебы в Копенгагене, Галле и Йене. В 1760 г. по его инициативе была основана 1-я Академия наук в Н.- Тронхеймское об-во (в наст. время Королевское норвежское научное об-во - Det Kongelige Norske Videnskabers Selskab). В Тронхеймское об-во входили видные представители норвежской интеллектуальной элиты, такие как автор 1-й национальной истории Г. Шёнинг (1722-1780). В 1788-1803 гг. епископом Тронхеймским был датчанин Й. К. Шёнхейдер (1742-1803), ученый-библеист, применявший метод исторической критики в изучении текстов Свящ. Писания и существенно способствовавший развитию образования в своем диоцезе. С 1774 г. в Бергене работал пастор Й.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

Обширное знание языков так называемого индо-германского корня, твердая и глубокая мысль и сообразительность, неусыпная деятельность и беспристрастность, добродушие и готовность помогать каждому любителю языкознания, отличают этого учёного и внушают к нему полное уважение. Прилежно посещая его лекции и утруждая его частыми приходами к нему на дом, я имел счастье пользоваться его вниманием, и многим обязан ему как в отношении к современным разысканием по части общей сравнительной грамматики, так и в отношении сравнения санскритского языка с славянским. Профессор Дотерици Дптерици помог мне умножить запас статистико-топографических сведений о славянском народонаселении Пруссии. Что до этнографико-лингвистических разысканий моих в Берлине, то они большею частью касаются кашубов или кашебов, остатка славянского народа, обитающего на границах Западной Пруссии и Померании, у берегов Балтийского моря. Зимнее время года, в которое ехал я из Кенигсберга в Берлин, не позволяло мне быть в земле их и на месте изучить их наречие и обычаи; впрочем, я успел ознакомиться с ними в Берлине, где, как и в других важных городах Пруссии, можно найти кашебов в военной службе. В последствии я успел сблизиться с некоторыми кашебами в Братиславе (Breslau) в Сгорельце (Gorlitz) Замечания о наречии кашебском имею честь приложить при сем особенною статьёй. 1 В Галле я надеялся воспользоваться советами и ученостью профессоров Болена в Потта. Болена я уже не застал в живых; он умер, едва успевши дочитать корректуру Ритусапгары, которую печатал в подлиннике с примечаниями и переводом. Как Корреджио, он сам нашел поприще, на которое призван был природою, и пал под тяжестью трудов и дум. Посмертные труды его перешли в руки Потта, и конечно будут изданы. В Потте я нашел второго Боппа: та же ученость, то же добродушие, та же искренняя любовь к своему предмету в то же высокое сознание его трудности. Беседы с ним были для меня столь же и понятны, сколько поучительны, и тем более были они для меня приятны, что Потт беспристрастно любит славян, и знает, что славяне сделали и сделают для Европы.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

Повествование Олимпиодора касается главным образом судеб Западной Римской империи; восточной половине Римского государства автор уделяет сравнительно мало внимания. Перед читателем мелькает калейдоскоп событий, происходивших на Западе в период правления Гонория (395—423): борьба императоров за колеблющийся престол, мимолетное возвышение и столь же стремительное падение узурпаторов, самовластное вмешательство варварских вождей в дела одряхлевшей империи. Могущественные варвары — Стилихон, Аларих, Атаульф зачастую предстают вершителями судеб Западной Римской империи. В центре изложения Олимпиодора находится одна из последних схваток греко-римского мира с варварским — походы Алариха в Италию. Историк рисует картину страха и уныния, царящего в Риме перед нашествием варваров, против которых бессильны и римские войска, и древние стены городов. Он воспринимает проникновение варваров в недра некогда великой Римской империи как неизбежное зло. Сочинение Олимпиодора вводит читателя в атмосферу напряженной борьбы «римской» и «проварварской» партий в Западной Римской империи. Политические симпатии самого историка, видимо, на стороне той партии, которая проводит политику союза с молодыми варварскими королевствами и с сильными вождями варварских дружин. Эта партия, трезво оценивая силу варваров и растущую слабость империи, видит путь к спасению Римского государства в натравливании одних варваров против других. В сочинении Олимпиодора, даже в его сокращенной передаче Фотием, проступают живые образы современников — гордой и умной Галлы Плацидии, безмерно преданного ей полководца, правителя Африки Бонифация, заключившего союз с империей, мрачного и сурового Констанция III, разделившего на краткое время престол с императором Гонорием. Олимпиодор глубоко симпатизирует Галле Плацидии и оправдывает ее политику, ориентировавшуюся на сближение с варварами. Он преклоняется перед Стилихоном и осуждает Гонория, казнившего этого талантливого полководца по проискам сторонников «римской» партии.

http://sedmitza.ru/text/444006.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГУССЕРЛЬ [нем. Husserl] Эдмунд (8.04.1859, Просниц (совр. Простеёв, Чехия) - 27.04.1938, Фрайбург-им-Брайсгау, Германия), нем. философ, основатель феноменологии как философского направления. Род. и вырос в индифферентной к религии евр. семье. Окончил начальную школу в Проснице, а затем нем. гимназию в Ольмюце (совр. Оломоуц, Чехия). С 1876 по 1878 г. в Лейпцигском ун-те Г. изучал астрономию, математику, физику, затем математику - в Берлине под рук. К. Вейерштрасса и в 1881-1882 гг.- в Вене, где защитил дис. «К теории вариационного исчисления». Встреча и дружба с философом Т. Г. Масариком (впосл. первый президент Чехословакии) сыграла решающую роль в судьбе Г.; под влиянием Масарика в 1882 г. он изучал НЗ. С этого времени жизненным призванием Г. стала философия, посредством к-рой, по его убеждению, можно найти путь к Богу и праведной жизни. По совету Масарика в 1884-1886 гг. Г. посещал в Вене лекции философа Ф. Брентано, что окончательно определило его поворот от математики к философии. Под рук. ученика Брентано К. Штумпфа Г. подготовил и защитил габилитационную дис. (с правом преподавания в ун-тах) «О понятии числа. Психологический анализ», ставшую основой его 1-й кн. «Философия арифметики». Круг мыслителей, влияние к-рых испытал в разное время Г., весьма широк: Р. Декарт , Дж. Локк , Г. В. Лейбниц , Д. Юм , И. Кант , И. Ф. Гербарт, Б. Больцано, В. Дильтей , П. Наторп и др. Г. преподавал в ун-тах Галле (1887-1901), Гёттингена (1901-1916) и Фрайбурга (1916-1935; с 1928 г. эмеритус). С приходом к власти в Германии национал-социалистов Г. в апр. 1933 г. был отстранен от преподавания («отправлен в отпуск»), однако в июле того же года его университетский статус был восстановлен в соответствии с разрешением «неарийцам» занимать академические должности, если они получили их до 1 авг. 1914 г. В 1935 г. т. н. Нюрнбергский расовый закон вновь и уже навсегда лишил его возможности участвовать в академической жизни. Тем не менее Г. продолжал научную деятельность, интенсивно работая над последним крупным произведением «Кризис европейских наук», а также читая доклады в Вене и Праге. После смерти Г. его архив, насчитывающий 40 тыс. страниц рукописей, написанных стенографическим способом, был тайно переправлен в Бельгию пастором Германом Лео Ван Бредой, к-рый стал первым руководителем гуссерлевского архива в Лёвене (Лувене). С 1950 г. начало выходить собрание сочинений Г. (Husserliana), к-рое к наст. времени насчитывает 38 объемистых томов.

http://pravenc.ru/text/168426.html

1045 Только после знакомства с греческою философиею образовалось чрез Аристовула, Филона и др. между александрийскими и еллинскими иудеями умозрение, которое хотело примирить данное в откровении познание с мирскою мудростью, выросшею на чуждой почве, и при этом насильственно изменяло первое по второй. Сравн. Гфрёрер, Philo и die Alexandr. Theosopie Штуттг. 1831. 2 тома, и Дэне (Dâhne), gesch. Darstellung der jud. Alexand. Religionsphilosophie. Галле. 1834. 2 тома. 1046 Сравн. Г. Фр. Елера, die Grundzüge der Alttestamentl. Weisheit, ein Tùbinger Univ. Programm vom I. 1854.–Об антропологических и психологических представлениях израильтян, сравн. Фр. Делич, System der bibl. Psychologie. Лейпц. 1855. 1049 Раннее развитие геометрии и арифметики у египтян подтверждают Геродот, 11, 109 и Diog. Сицил. 1, 81. Сравн. Вилкинсон, the manners, IV. p. 6. sqq 1050 Геродот (11, 83) рассказывает о египтянах: врачебная наука у них так разделена: каждый врач имеет дело только с одною болезнью, а не со многими, и все наполнено врачами; там есть врачи для глаз, врачи для головы, врачи для зубов, врачи для желудка и врачи для внутренних болезней. Сравн. Генгстенберг, die В. В. Mos. и Aeg. стр. 68 и Вилькинсон, the manners III, p. 389. 1051 Также из различных замечаний, которые Винер (R. W. I. стр. 92) собрал из талмудических писаний, следует только то, что употребление врачей усилилось с течением времени (на что указывает уже Сир.38:1 ), и что врачи употребляли и различные внутренние средства и хорошо знали хирургические приемы. 1054 По Иосифу (de bell. jud. 11, 8, 6) ессеи, отличались естественно историческими и медицинскими познаниями, которые они почерпнули из древних писаний.–Специальные сочинения о библейской медицине (у Винера R. W. Art. Arzneikunst) незначительны. 1055 Подробнее о характере и форме еврейской поэзии см. в моей Lehrb. der hist. Krit. Einleit. in d. A. Test; §107 g. 2 изд., гдт означена и новейшая литература этого предмета. 1056 Потому и различные исследования этого предмета не представляют никакого удовлетворительного объяснения. Между ними по своей основательности достойно уважения представление еврейской музыки в allgem. Geschichte der Musik, том 1 гл. 3 И. H. Форкелля, с указанием многочисленной литературы вопроса стр. 173. Сравн. с этим Винера, R. W. Art. Musik, где поименованы новейшие сочинения, и Г. Шиллинга, Encyklop. der gesammten musikal. Wissenschàften oder Universal-Lexicon der Tonkunst. Штуттг. 1836. Том 3 стр. 52.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

2). Попытки кард. Альберта воспрепятствовать деятельности Й. сперва при помощи своего посольства, а затем посредством обращения к суду имп. Карла V не имели успеха; убедившись, что большая часть жителей настроена враждебно по отношению к нему, кардинал распорядился в кон. 1541 г. вывезти из Галле церковные реликвии, опечатать кафедральный собор и, оставив для наблюдения за ситуацией своего наместника, более не предпринимал никаких действий против проповедников ( Delius. 1952. S. 83-88). Хотя первоначально Й. был послан в Галле на неск. месяцев, в ходе своей деятельности он убедился, что для полного реформирования религ. жизни в городе требуется более продолжительное время. Понимая важное значение Галле как крупного города (его население в XVI в. составляло более 12 тыс. чел.) и бывш. резиденции архиеп. Альберта, Лютер поддержал предложение Й. о его переселении из Виттенберга в Галле (см.: Luther M. WA: BW. Bd. 10. S. 677-678). После длительных переговоров к сер. 1544 г. курфюрст окончательно освободил Й. от обязанностей пробста в Виттенберге и одобрил его назначение в Галле (см.: Lehmann. 1963. P. 142-145; Woglast. 2009. S. 97-98). В кон. 1544 г. городской совет Галле официально объявил Й. суперинтендантом (Superattendent) и главным пастором (Seelsorger) города (текст акта см.: Dreyhaupt. 1755. S. 986-987); нек-рые протестанты Галле именовали его даже «епископом» (JJBW. Bd. 2. S. 134), хотя сам Й. никогда не использовал этот титул (ср.: Delius. 1952. S. 95-97). Первые годы пребывания Й. в Галле были омрачены постоянной борьбой с католич. партией в городском совете, приверженцы к-рой стремились ограничить его влияние на городскую жизнь. В кон. 1541 г. Й. удалось добиться избрания виттенбергского юриста Килиана Гольдштайна на пост синдика ( Delius. 1952. S. 87-89; Lehmann. 1963. P. 128-130); благодаря этому он смог более радикально реформировать церковную жизнь Галле при поддержке большинства членов городского совета: в 1542-1544 гг. Й. разработал устав протестант. общины Галле, составил краткий катехизис, установил регулярное чтение лекций по Свящ.

http://pravenc.ru/text/1238025.html

Из тех, кто представил ответы, Олаус Петри был избран для публичной защиты, которая состоялась в Уппсале в присутствии короля, нескольких членов риксрода и доктора Галле, к тому времени уже опубликовавшего свои тезисы. Олаус, по его словам, вызвал Галле на очный диспут, однако получил отказ 566 . Тогда он придал своей публикации характер заочного диспута, обнародовав не только ответы на предложенные вопросы, но и возражения на аргументы оппонента. Галле в первую очередь утверждал, что человеку трудно самому понять Писание. Поэтому церковь , ведомая Святым Духом, должна толковать священные книги. Олаус возражал: учение церкви лишь настолько является обязательным, насколько оно подтверждено Священным Писанием; церковная традиция – преходящая и не влияет на спасение человека 567 . Отвечая на вопрос, касающийся полномочий духовенства, Галле ссылался на право отпускать грехи, данное св. Петру. В доказательство своей точки зрения Галле приводил различные места из Нового Завета. Олаус отвечал: папа и епископы не могут быть выше своего Господа – Христа, и предшественников, апостолов; таинства и службы, которым посвящает себя духовенство, не имеют основания в Писании 568 . Церковь , утверждал Галле, обладает правом принимать постановления по духовным делам: ведь через нее действует Святой Дух. Олаус Петри возражал: законодательство церкви подчас не только не соответствует Писанию, но и противоречит ему. Лишь Слово Божье, а не законы церкви, имеет значение для спасения души. В том же ключе противники трактовали вопрос о церковных обрядах. Галле заявлял: через церковь действует Святой Дух; на этом основаны обряды и церемонии. Олаус отвергал данный аргумент: практика церкви должна иметь основание в Библии . Оба оппонента признали: спасение человека целиком во власти Божьей 569 . Олаус отметил сходство ответов, но указал: Галле, очевидно, не представляет себе, какие отсюда следуют выводы относительно индульгенций, монастырей, мессы. В вопросе о чистилище Галле сослался на откровение св. Августина. Олаус и здесь был категоричен: «В Писании достаточно откровений для спасения души». Никакие другие не нужны. А в Священном Писании нет основания для доктрины о чистилище 570 . Нет, по убеждению Олауса, и резонов для почитания святых. Поклонение им вызвано меркантильными соображениями духовенства 571 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010