Египетским наместником был тогда тот самый Тиверий Александр, с которым мы уже успели познакомиться, как с преемником Куспия Фада в Палестине и иудейским вероотступником. Значительное численное превосходство римских войск подавило восстание александрийских иудеев. Тем временем Цестий Галл собрал войско приблизительно в 12000 человек, составившихся из 12000 вспомогательных войск мелких соседних князей и из римских легионеров. Подобно многим другим военачальникам до него, он стал лагерем перед Птолемаидой раньше, чем вторгнуться в собственно иудейскую область. Лишь небольшой городок Завулон подвергся ограблению; он находился на границе Птолемаидской области и был покинуть жителями. Из Птолемаиды Цестий в сопровождении Агриппы II поехал в Цезарею, без сомнения, чтобы там объясниться с Гессием Флором. Его войско тем временем заняло Яффу, убило там 8400 человек и сожгло большую часть города. Цестий позволил предать грабежу также окрестности Цезареи. Своего помощника по командованию войсками, Галла, он послал в Галилею, где тому немедленно открыл ворота город Сепфорис, и где только пришлось перебить толпу повстанцев, что и было исполнено. После этого Цестий двинулся со всем войском по пути из Цезареи чрез Антипатриду и Лидду к Иерусалиму. Как в Антипатриде, так и в Лидде солдаты страшно свирепствовали, все предавая огню и мечу. Вблизи Гибеона Цестий еще раз разбил свой лагерь. Тогда собравшиеся в Иерусалиме иудеи забыли о празднике Кущей и о субботе, напали на римское войско и оттеснили его к Вефорону. Тут перед всеми отличился сын Пора, Симон, с толпою своих людей преследовавший римлян дольше других и наконец вернувшийся в Иерусалим со множеством отбитого у римлян вьючного скота. После этого иудеи быстро заняли горные ущелья вблизи Иерусалима. Но тут вновь обнаружилось разногласие в иудейском войске. Агриппа послал в Иерусалим герольдами двух мужей, которые должны были предложить бунтовщикам мир и прощение, если они сложат оружие. Один из этих посланцев был убит, другой спасся, но был ранен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

94 В catalogus Buckerianus praefectorum Urbis (Migne, S. G. t. 92,1116) помечены следующия смены: «vj. kal Octobris , Neratins Cerealis P. U.; Constantio vj et Constantio ij Neratius Cerealis P. U; vj id. Decembris· Vitrasius Orfitus P. U.». 95 См. прим. 7. Не думаю, чтобы Гуоткин. 281,5, cf. 143, sub versu, мoлчa uмeл в виду и это свидетельство. Он несомненно цehum S. Armemii u passio he достаточно высоко, р. 143: иначе он конечно, на той же стр. 281, писал бы he «Donimianus, 353» [т. е. вероисповедание Домитиана неизвестно], а «† Do nitianus, 353» [т. е. Домитиан, христианин]. Cлoba Passio, n. 13:  Δομετιανν – κα – Μντιον – μφοτρους πκτεινεν νδρας – ο ς τς πλεως περιστελας  πσκοπος  θαφεν,  αδεσθες τ τς ρετς ατν νυπρβλητον, решают этот вопрос, кажется, достаточно ясно. 96 Zosimi historia nova (ed L. Mendelsohn, Lipsiae 1887) B, 48, p. 105, 28 :  μνοι Λατνος κα Θαλσσιος [так ех conj. Mendelsohn; cod. Vaticanus graec. 156, saeculi xiv, единственная рукопись для текста Зосима, дает « Θλασσος»; но и pknn. Cod. Theod. 16,8,7 колеблются между Thalassium и Thalassum, и в Атт. Marc. 14,7, 9 «Thalassio», а при 14, 1,10 в критическом аппарате помечено: «40;Рва [т. е. обе рукописи и пара старинных изданий] thalassus»; у Афанасия в. оба раза (прим. 3) Θλασσον; след. в тождестве лида у Зосима и Аммиана нет оснований сомневаться],  τ πρτα παρ βασιλε φροντες, τς θονης ο μετεχον, Φιλππου πεφροντικτες, ν π πρεσβε π’ ατν σταλντα Μαγνντιος [ κατ] εχεν, – Положение вещей было следующее: в 350 г прибыло к Констанцию от Магненция посольство с мирными предложениями. во главе которого стоял praefectus praetorio Galliarum Вудкатий Руфин, дядя по матери цезаря Галла ( Gwatkin, 276,4; Amm. Marc. 14,11. 27), как и Нератий Кереалий, состоящий в свойстве и с самим императором Констанцием. Неудивительно поэтому, что Руфин (ехсертогкоторого был в числе тахиграфов диспута) остался при Констанции, когда предложения Магненция им не были приняты (Excerpta e Petri patricii hist n. 14 b Bonnense Corpus script, hist, byzant., I. 131, a ). Император успешно и мирно покончил с узурпацией Ветраниона 25 декабря 350 г., назначил – племянника Руфина и Кереалия – Галла цезарем 15 марта 351 г. для обороны Востока против персов и с соединенною армией (своею и Ветранионовою) двинулся против Магненция. Для понимания дальнейшего (Zosim. В, 45 49) – географическое положение следующих городов:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

HE. VII 1. 1, смерть Оригена -христианина относится ко времени воцарения Галла после смерти Деция, т.е. к 251 г.: «Деция, который не процарствовал и двухлетнего срока и вскоре был убит вместе с детьми, сменил Галл. В это [время] ( ν τοτω) умер Ориген , прожив семьдесят лет без одного [года] ( νς δοντα τς ζως βδομκοντα ποπλσς τη)». Более того, согласно свидетельству Фотия 23 , в «Апологии» Памфила утверждалось, что Ориген погиб мученической смертью еще при Деции ( π ατς τς Καισαρεας εκου). Это мнение, впрочем, можно рассматривать как агиографическую легенду, возникшую в оригенистских кругах. Позднее соавтор Памфила Евсевий обнаружил оригеновские письма, написанные уже после дециевского гонения 24 , и, возможно, на этом основании в HE отказался от более ранней датировки смерти Оригена , отнеся ее к началу правления Галла 25 . Но и 251 г., в пользу которого свидетельствует HE. VII 1. 1, hecobмecmuм c yhumapucmckoй uhmepnpemaцueй VP. Трудность заключается в том, что свидетельство в HE. VII 1. 1 проблематично, поскольку с трудом согласуется с той датировкой рождения Оригена , которую можно опосредованно извлечь из самого текста HE. Согласно HE. VI 1. 1, отец Оригена Леонид был обезглавлен во время гонений против христиан при Септимии Севере. Поскольку в HE. VI 2. 2–3 разгар этих гонений отнесен к десятому году правления Септимия Севера ( δκατον μν γρ πεχε Σευρος τς βασιλεας τος), т.е. к 202 г. 26 , а в HE. VI 2. 12 утверждается, что на момент гибели отца Оригену было неполных 17 лет ( πτακαιδκατον ο πλρες τος γων), его рождение обычно относят примерно к 185 году. 27 Но если, согласно HE. VII 1. 1, Ориген умер в 251 г. в возрасте 69 лет, он должен был родиться в 181–182 годах 28 . Таким образом, продолжительность жизни Оригена , сообщаемая Евсевием, не согласуется с датировками его рождения и смерти, получаемыми из данных, приводимых тем же Евсевием. Эта ситуация создает две возможности: а) если отталкиваться от HE. VII 1. 1, можно датировать годы жизни Оригена 181/182–251 гг., что несовместимо с написанием трактата при Галлиене и, стало быть, говорит в пользу дуалистов 29 ; б) если исходить из датировки рождения Оригена на основе данных из HE.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/k-vopro...

Когда они вошли во дворец, цезарь приказал: – Скорее ванну и ужинать! Проголодался. Придворный подошел с письмом. – Что это? Нет, нет, дела до завтрашнего утра… – Милостивый цезарь, важное письмо – прямо из лагеря императора Констанция. – От Констанция! Что такое? Подай… Он распечатал, прочел и побледнел; колени его подкосились; если бы придворные не поддержали Галла, он упал бы. Император в изысканных, даже льстивых выражениях приглашал своего «нежно любимого» двоюродного брата в Медиолан; вместе с тем повелевал, чтоб два легиона, стоявшие в Антиохии, – единственная защита Галла, немедленно высланы были ему, Констанцию. Он, видимо, хотел обезоружить и заманить врага. Когда цезарь пришел в себя, он произнес слабым голосом: – Позовите жену… – Супруга милостивого государя только что изволила уехать в Антиохию. – Как? И ничего не знает? – Не знает. – Господи! Господи! Да что же это такое? Без нее! Скажите посланному от императора… Да нет, не говорите ничего. Я не знаю. Разве я могу без нее? Пошлите гонца. Скажите, что цезарь умоляет вернуться… Господи, что же делать? Он ходил, растерянный, хватаясь за голову, крутил дрожащими пальцами мягкую светлую бородку и повторял беспомощно: – Нет, нет, ни за что не поеду. Лучше смерть… О, я знаю Констанция! Подошел другой придворный с бумагой: – От супруги цезаря. Уезжая, просила, чтобы ты подписал. – Что? Опять смертный приговор? Клемаций Александрийский! Нет, нет, это чересчур. Так нельзя. По три в день! – Супруга твоя изволила… – Ах, все равно! Давайте перо! Теперь все равно… Только зачем уехала? Разве я могу один… И подписав приговор, он взглянул своими голубыми детскими и добрыми глазами. – Ванна готова; ужин сейчас подают. – Ужин? Не надо… Впрочем, что такое? – Есть трюфели. – Свежие? – Только что с корабля из Африки. – Не подкрепиться ли? А? Как вы думаете, друзья мои? Я так ослабел… Трюфели? Я еще утром думал… На растерянном лице его промелькнула беззаботная улыбка. Перед тем, чтобы войти в прохладную воду, мутно-белую, опаловую от благовоний, цезарь проговорил, махнув рукой:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

Луч солнца упал на седую бороду и седые нависшие брови старика; они заблестели, как серебро; морщины на лбу стали еще глубже и темнее; а на тонких губах скользила двусмысленная улыбка, обольстительная, как у женщин. XI Юлиан посетил несчастного брата своего Галла, когда тот остановился проездом в Константинополе. Он нашел его окруженным предательской стражей сановников Констанция: здесь был хитрый, вежливый придворный щеголь, квестор Леонтий, который прославился искусством подслушивать у дверей, выспрашивать рабов; и трибун щитоносцев-скутариев, молчаливый варвар Байнобаудес, похожий на переодетого палача; и важный церемониймейстер императора, comes domesticorum, Луциллиан, и, наконец, тот самый Скудило, который был некогда военным трибуном в Цезарее Каппадокийской, а теперь, благодаря покровительству старых женщин, получил место при дворе. Галл, здоровый, веселый и легкомысленный, как всегда, угостил Юлиана превосходным ужином; в особенности хвастал он жирным колхидским фазаном, начиненным фиваидскими свежими финиками. Он смеялся, как ребенок, вспоминал Мацеллум. Вдруг Юлиан нечаянно в разговоре спросил брата о жене его, Константине. Лицо Галла изменилось; он опустил пальцы с белым сочным куском фазана, который подносил ко рту; глаза его наполнились слезами. – Разве ты не знаешь, Юлиан? – по пути к императору – она поехала к нему, чтобы оправдать меня – Константина умерла от лихорадки в Ценах Галликийских, городке Вифинии. Я проплакал две ночи, когда узнал о ее смерти… Он тревожно оглянулся на дверь, наклонился к Юлиану и проговорил ему на ухо: – С того дня я на все махнул рукой… Она одна могла бы еще спасти меня. Брат, это была удивительная женщина. Нет, ты не знаешь, Юлиан, что это была за женщина! Без нее я погиб… Я не могу – я ничего не умею – руки опускаются. Они делают со мной, что хотят. Он осушил одним глотком кубок цельного вина. Юлиан вспомнил о Константине, уже немолодой вдове, сестре Констанция, которая была злым гением брата, о бесчисленных глупых преступлениях, которые она заставляла его совершать, иногда из-за дорогой безделушки, из-за обещанного ожерелья – и спросил, желая угадать, какая власть подчиняла его этой женщине:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

Но с наступлением всемирного владычества римлян, Кесарь Август возымел решительное намерение или покорить арабов, или сделать их своими друзьями, так как южные арабы (в Йемене) с давних пор считались богатым народом, выменивавшим золото и серебро на свои благовония и драгоценные камни. Август надеялся, таким образом, или приобрести в йеменских арабах богатых друзей, или покорить богатых врагов, как говорит Страбон. С этою целью в Южную Аравию был снаряжен поход под предводительством Элия Галла 63 . Элий соорудил сто тридцать грузовых судов, на которых и переправился с десятью тысячами римской пехоты, находившейся в Египте, и союзников. В числе последних было пятьсот иудеев и тысяча набатеев 64 , под командой набатейца Силлая. Претерпевши много бед, Галл только на пятнадцатый день прибыл в деревню Белую, большое торжище набатеев. Он потерял множество кораблей и несколько из них вместе с экипажем вследствие несчастного плавания, а не от нападения врагов. Причиной этих бедствий было недоброжелательство Силлая, утверждавшего, что войско не может быть проведено сухим путем в деревню Белую, между тем как купцы совершают здесь путь безопасно и удобно с таким количеством людей и верблюдов, что караваны их не отличаются от армии. «Случилось это так потому, что царь Обода не обращал большого внимания на общественные дела и, в особенности, на военное дело – общая слабость арабских царей; он предоставил все произволу своего наместника Силлая; а этот последний вел все дела с коварством и старался исследовать страну и покорить вместе с римлянами некоторые города и племена арабов, а потом, по истреблении римлян голодом, болезнями, трудами и другими бедами, приготовленными для римлян с помощью хитрости, сделаться самому всеобщим повелителем. Итак, Галл дошел до деревни Белой, когда войско его заболело уже цингой и слабостью ног, – две местные болезни; у одних солдат был паралич рта, у других паралич ног, вследствие особенных свойств воды и трав. Все это заставило Галла провести в той деревне лето и зиму для поправления здоровья солдат....

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Ок. 1215 г. Ульрих фон Закс, аббат мон-ря Санкт-Галлен (1204-1220), инициировал канонизационный процесс Н. З. Этим временем датируется его анонимное Житие (BHL, N 6251; ранее считалось, что его составил декан мон-ря Эккехард). В 1512 г. Н. З. был беатифицирован папой Римским Юлием II ; его поминовение совершалось в аббатстве Санкт-Галлен и в диоцезе Констанц. С 1963 г. память Н. З. совершается в еп-стве Санкт-Галлен 7 мая - в день перенесения мощей (состоялось в 1537). В Римском Мартирологе память Н. З. указана под 7 апр. Сочинения Лит. наследие Н. З. обширно и многообразно, включает исторические, агиографические, богословские сочинения, сохранились его письма, а также составленное им собрание формуляров для написания грамот. Частично сохранилось написанное прозиметром Житие св. Галла, основателя мон-ря Санкт-Галлен (Metrum de vita Sancti Galli; между 884 и 890). Составители Жития - Н. З., Гартман и Ратперт - написали его в форме диалогов учителя и учеников. Частью этого Жития была, вероятно, т. н. Констанцская проповедь (Sermo habitus Constantiae), изданная в сер. «Patrologia Latina» под авторством св. Галла (PL. 87. Col. 13-26). «Записки о знаменитых мужах» (Notatio de viris illustribus; 885) - адресованные ученику Соломону, буд. еп. Констанцскому, 2 дидактических письма, которые, по мнению М. Л. Гаспарова, можно рассматривать как «первый в Европе учебник латинской патристики», «подобие аннотированной библиографии» ( Гаспаров. 1970. С. 417). Произведение представляет собой руководство, указывающее, к каким книгам Свящ. Писания, творениям отцов Церкви и др. сочинениям христ. авторов следует обращаться, чтобы узнать о том или ином предмете. Подробные рекомендации, к-рые Н. З. дает ученику, отражают его глубокие познания. В подобном жанре был написан ряд произведений позднеантичных и раннесредневек. авторов: блж. Иеронима Стридонского († 419/20), Геннадия Марсельского (2-я пол. V в.), Евгиппия († после 558), Кассиодора († ок. 580), Исидора Севильского († 636), Ильдефонса Толетского (Толедского) († 667), однако для каролингской эпохи сочинение Н. З.- уникальный в своем роде пример, после него сочинения в этом жанре были созданы лишь в кон. XI - 1-й пол. XII в. Сигибертом из Жамблу и Гонорием Отёнским .

http://pravenc.ru/text/2577973.html

на севере Палестины (иначе — Кесария Филиппова). ветхозаветный великий праведник; хранитель истинного откровения и богопочтения в роде человеческом, во время усиления языческого суеверия после рассеяния народов; известен своим благочестием и непорочностью жизни; был испытан от Бога всеми несчастьями, среди которых, однако, остался непоколебимым в вере и добродетели. История Иова подробно изложена в книге его имени. брат Юлиана, был сделан императором Констанцием — не имевшим детей — наследником престола, но потом возбудил против себя гнев Констанция тем, что явно стал стремиться к ниспровержению с престола Констанция. Последний послал доверенных своих людей, чтобы лишить Галла власти над восточными провинциями, а эти посланные, из желания угодить своему государю, умертвили Галла. пригород Антиохии. Это была чрезвычайно красивая местность, где росло множество всяких деревьев, где повсюду струились прозрачные ручьи, и где стояло изображение бога солнца, Аполлона, которого Юлиан почитал больше всех других богов. особое отличие военачальника. и ноги истязуемых привязывали к четырем кольям, вбитым в землю, чтобы наказываемые не могли помешать наказанию. этом месте идет речь об евреях, для которых пребывание в плену Вавилонском было тем же, чем пребывание серебра в раскаленной печи или пребывание птицы в сети. Скорби на хребте, — побои по спине. Человеки на главы, — мучители, имеющие в своей власти нашу жизнь. собственно говорит о будущих страданиях Спасителя, но его слова могут быть прилагаемы и к верующим, которые берут на себя иго страданий Христовых. один из оазисов в Аравии. Оазисами в Аравийской пустыне называются места, снабженные растительностью и водою. их 19 февраля. важна была должность верховного жреца — видно из того, что название «верховный жрец» было одним из титулов римского императора. Этот жрец имел право обрекать непослушных ему низших жрецов на смертную казнь. Жил он в старинном царском дворце Нумы. западной империи Максимиан Геркул царствовал с 284 до 305 г. по Р. Хр. — Констанций, прозванный Хлор, его преемник, был женат сначала на Елене (св. равноапостольная Елена), потом, по требованию императора Диоклитиана, развелся с нею и женился на Феодоре, дочери Максимиана Геркула. Константин Великий, все-таки, как старший его сын, был сделан наследником престола.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Христос Добрый Пастырь. Мозаика мавзолея Галлы Плацидии. V век      Приземистое здание обнимает входящего целиком. Купол и своды бездонно глубокого синего цвета, цветочно-звёздные россыпи переливаются на расстоянии вытянутой руки. 446 год. Ты ожидал увидеть уцелевшие фрагменты — но сверкающими камушками заполнено всё пространство — купол, стены, арки и даже пол. Ты внутри калейдоскопа! Над входом в мавзолей — прекраснейшее создание раннехристианского искусства — Христос в образе Доброго Пастыря, сидящий на камне, окружённый стадом белых овец. Спаситель здесь юный, как само христианство, ещё похожий на Орфея. Это, наверное, самая удивительная композиция из всех равеннских сюжетов, совершенная, нежная. Уже 16 веков эти смиренные райские краски так внятно говорят о любви Божией к миру, как мало какие слова. «Тихое успокоение по смерти и надежда на жизнь небесную, светлую — такой мыслью руководились, очевидно, украшавшие усыпальницу, и эту мысль постигаешь вполне, пробыв здесь некоторое время», — писал искусствовед Редин. Искусные греки помещали неподвижные фигуры на фоне пёстрой, стремительной, богатой динамики орнамента. Иначе работали итальянцы: линии плавны, золото используется осторожно, узор прост и выразителен. Райские фонтаны, пышные гирлянды зелени, цветов и фруктов ещё так реалистичны, и апостолы облачены в белые римские тоги. Мавзолей долгое время считался усыпальницей императрицы, женщины драматической и яркой судьбы. Удивительно, как в наш жадный до приключений век Голливуд не ухватился за столь привлекательный сюжет. Галла Плацидия была дочерью Феодосия Великого — последнего императора неразделённой империи — и младшей сестрой императора западной её части Гонория. В результате попыток сената спасти гибнущий Рим в 409 году Галла оказалась в заложницах у вестготов. Вскоре новый вестготский король Атаульф сделал её своей женой, и благородная римлянка стала королевой варваров. Она родила сына, через год овдовела и стала предметом торга: императору Гонорию удалось обменять сестру на несметное количество зерна. Возвращённую Галлу немедленно, против её воли, выдали замуж за полководца, которому суждено было впоследствии стать императором. В браке с ним родила сына Валентиниана, будущего императора, и дочь Гонорию, которая прославилась благодаря дикой выходке. Чтоб избежать брака с престарелым сенатором, она предложила себя в жёны гунну Атилле, отправив ему своё кольцо. Гуннский вождь не преминул воспользоваться случаем и направил на Италию свои орды: где тут моя невеста? Ему не терпелось заполучить в приданое часть Западной империи. Интересно, что косвенным результатом причуд Гонории стала Венеция: первой под удар гуннов попала древняя Аквилея, жители которой устремились на запад, в лагуны, и основали Светлейшую…

http://pravoslavie.ru/76383.html

Борьба ортодоксов с еретиками (II. 17–24 Политические неурядицы в Империи, гонения на православных (II. 25–26) Преследование арианами ортодоксов (II. 26–31) Поражение узурпатора Магнеция, мятеж иудеев и гибель кесаря Галла (II. 32–34) Эскалация ересей (II. 35–46) Смерть Констанция, восшествие на престол Юлиана, языческий мятеж в Александрии (II. 47–III. 3) Внутрицерковная ситуация (III. 4–10) Антихристианская политика Юлиана, конфликт с антиохийцами, поход в Персию и гибель царя, провозглашение Иовиана, характеристика Юлиана, прекращение гонений (III. 11–24) Внутрицерковная ситуация (III. 25) Смерть Иовиана, восшествие на престол Валентиниана и Валента, гонения на ортодоксов, мятеж Прокопия (III.26–IV.3) Македониане против акакиан (IV. 4) Победа Валента над Прокопием, проарианская политика Валента (IV. 5–6) Ересь Евномия (IV.7) Предсказание варварского нашествия, Валент преследует новациан, рождение Грациана, природные бедствия (IV. 8–11) Борьба религиозных партий (IV. 12–15) Валент расправляется с представителями ортодоксов, голод во Фригии, гонения, дело Феодора (IV. 16 – 19) Смерть Афанасия, ариане утверждаются в Александрии, гонение на монахов в Египте, лидеры православия, история новациан, смуты в Риме и Медиолане (IV. 20–30) Смерть Валентиниана I, закон о двоеженстве, смягчение гонений, крещение готов и сарацин, нашествие готов на Империю (IV. 31–36) Ортодоксальный переворот в Александрии (IV. 37) Гибель Валента, оборона Константинополя, прекращение гонений, воцарение Феодосия I (IV. 38–V. 2) Борьба церковных партий (V. 3–8) Борьба ортодоксов с еретиками (II. 11–13) Победа Константа над франками (II. 13) Борьба ортодоксов с еретиками (II. 13–16) Строительство Констанцием собора Св. Софии (II. 16) Борьба ортодоксов с еретиками (II. 17–24) Политические неурядицы в Империи, гонения на православных (II. 25–26) Преследование арианами ортодоксов (II. 26–31) Поражение узурпатора Магнеция, мятеж иудеев и гибель кесаря Галла (II. 32–34) Эскалация ересей (II. 35–46) Смерть Констанция, восшествие на престол Юлиана, языческий мятеж в Александрии (II. 47–III. 3)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010