Умирая, Гедимин передал великокняжеский стол одному из младших сыновей - Явнуте, к-рого вскоре отстранили от власти его братья Ольгерд и Кейстут, ставшие соправителями Л. в. к. Ольгерд, правивший в Вильно, взял на себя прежде всего политику по отношению к рус. землям и Орде, а Кейстут, сидевший в Троках,- политику по отношению к ордену и Польше. Др. члены рода были наместниками братьев в тех землях, где они правили, и они могли перемещать их по своему усмотрению. Положение Л. в. к. в сер. XIV в. было сложным. Продолжалась с временными перерывами тяжелая борьба с орденом. В 1348 г. войско Л. в. к. потерпело крупное поражение в битве на р. Стреве. После смерти в 1340 г. последнего правителя Галицко-Волынской Руси Болеслава - Юрия Литва вступила в борьбу с Польским королевством за обладание Волынью, где власть оказалась в руках Димитрия (Любарта). Началась в кон. 40-х гг. XIV в. польско-литов. война, в которой польск. кор. Казимир выступал при поддержке Венгрии. По миру 1352 г. Димитрию (Любарту) при поддержке др. литов. князей удалось удержать за собой Волынь. По-видимому, используя вовлечение Л. в. к. в эту войну, московский кн. Симеон Иоаннович Гордый в 1352 г. «в силе тяжце и велице» выступил против Ольгерда, и по заключенному мирному договору был установлен московский протекторат над Смоленском и Брянском - главным центром Черниговской земли. На землях Волыни, оказавшихся под литов. властью, сохранялась определенная зависимость от Орды. В договоре литов. князей с кор. Казимиром 1352 г. указывалось: «Аже поидут та(та)рове на ляхы, тогды Руси неволя поити ис татары» (Грамоти XIV ст. 1974. 14. С. 30). Литовский вел. кн. Ольгерд. Гравюра А. Гваньини из кн. «Описание Европейской Сарматии». 1578 г. Литовский вел. кн. Ольгерд. Гравюра А. Гваньини из кн. «Описание Европейской Сарматии». 1578 г. Начиная с 1352 г. Ольгерд стал предпринимать усилия по созданию особой митрополии для правосл. населения своих владений. По его инициативе в 1352 г. Болгарский патриарх Феодосий II в Тырнове поставил митрополитом некоего Феодорита, но «не приаша его киане».

http://pravenc.ru/text/Литовское ...

1901. Т. 41. С. 1-72; он же. Еще раз о грамотах кн. Льва Галицкого//ИОРЯС. 1904. Т. 9. Кн. 4. С. 268-283; он же. Icmopiя Украïни-Руси. Льbib, 19052; Линниченко И. А. Грамоты галицкого кн. Льва и значение подложных док-тов как ист. источника//ИОРЯС. 1904. Т. 9. Кн. 1. С. 80-102; Пашуто В. Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. М., 1950; он же. Образование Литов. гос-ва. М., 1959; Насонов А. Н. «Русская земля» и образование территории Древнерус. гос-ва. М., 1951. С. 127-144; Крип " якевич I. П. Джерела з icmopiï Галичини nepioдy фeoдaлiзмy до 1772 р. К., 1962; Ждан М. Б. До питання про зaлeжhicmь Галицько-Волинськоï Pyci от Золотоï Орди//Укр. icm. журн. 1967. 1/2. С. 23-30; Wodarski B. Polska i Ru, 1194-1340. Warsz., 1967; Исаевич Я. Д. Культура Галицко-Волынской Руси//ВИ. 1973. 1. C. 92-107; Stökl G. Das Fürstentum Galizien-Wolhynien//Handbuch d. Geschichte Russlands. Stuttg., 1981. Bd. 1. S. 484-533; Котляр Н. Ф. Формирование территории и возникновение городов Галицко-Волынской Руси IX-XIII вв. К., 1985; он же. Галицко-Волынская летопись: (Источники, структура, жанровые и идейные особенности)//ДГВЕ, 1995 г. М., 1997. С. 80-166; он же. Данило Галицький. К., 20012; Купчинський О. А. Iз спостережень над розвитком док-та та дiяльhcmiю khязibckoï kahцeляpiï Галицько-Волинських земель XIII - 1-ï пол. XIV ст.//ЗНТШ. 1996. Т. 231; Майоров А. В. Галицко-Волынская Русь. СПб., 2001 (см. также лит. к статьям Владимир Василькович, Галицкая епархия, Даниил Романович Галицкий). А. В. Назаренко Кон. XIII в. - 1340 г. Церковь во имя вмч. Георгия Победоносца («Малый Юра») во Львове. Гравюра. Нач. ХХ в. Церковь во имя вмч. Георгия Победоносца («Малый Юра») во Львове. Гравюра. Нач. ХХ в. По окончании в нач. 90-х гг. XIII в. Галицко-Волынского летописца круг известий по истории Галицко-Волынского княжества становится крайне ограниченным. Сведения об отношениях местных князей с Ордой для кон. XIII - 1-й трети XIV в. почти полностью отсутствуют, хотя для Галицкого княжества эти отношения должны были иметь особое значение.

http://pravenc.ru/text/161541.html

Главным, а часто и единственным источником по истории Галицко-Волынского княжества является Галицко-Волынская летопись, продолжающая Киевский свод кон. XII в. в составе Ипатьевской летописи и охватывающая события с 1201 по нач. 90-х гг. XIII в. Галицко-Волынская летопись состоит из 2 главных частей: летописца кн. Даниила Романовича Галицкого и волынского летописца, ведшегося после смерти Даниила в основном при дворе волынского кн. блгв. Владимира Васильковича . Однако, пользуясь летописью, историк испытывает постоянные затруднения в связи с тем, что погодная сетка, имеющаяся только в Ипатьевском списке,- позднейшего происхождения и ее датировки отклоняются от реальных иногда на величину до 4 лет. Более ранний период истории Г. Р. и волынских земель освещен гл. обр. в киевском, в меньшей степени во владимиро-суздальском и новгородском летописании XII в., хотя в историографии не раз высказывались предположения о существовании, по крайней мере временном, местного (перемышльского?) летописания уже в XII столетии, следы к-рого усматривают, напр., в комплексах уникальных известий 20-х гг. XII в. о Ростиславичах в «Польской истории» Я. Длугоша (XV в.) и в «Истории российской» В. Н. Татищева Успенская ц. (80-е гг. XVI в.), построенная близ разрушенного кафедрального Успенского собора (XII в.) в Галиче. Фотография Успенская ц. (80-е гг. XVI в.), построенная близ разрушенного кафедрального Успенского собора (XII в.) в Галиче. Фотография . Местный актовый материал немногочислен, но он дополняется большим количеством папских грамот, а также грамот и посланий венг. королей. К числу наиболее важных иностранных источников следует отнести также упомянутую «Польскую историю» Длугоша и труд его предшественника 2-й пол. XII в. краковского еп. Винцента Кадлубка. Кон. XII - кон. XIII в. После смерти Владимира Ярославича Галич, несмотря на сопротивление Киева, с польск. помощью был захвачен Романом Мстиславичем, что привело к 1-му краткому (1199-1205) объединению Галицкого и Волынского княжеств. Галицко-Волынское княжество стало в это время в ряд самых могущественных княжеств на Руси, а Роман простирал свое влияние также и на Киев. Жесткая политика Романа по отношению к боярству не принесла князю популярности в Галиче, так что после его скорой гибели (июнь 1205) галицкая боярская верхушка призвала на княжение сыновей новгород-северского кн. Игоря Святославича (героя «Слова о полку Игореве»), к-рые по матери приходились внуками Ярославу Осмомыслу: в 1206 г. в Галиче сел Владимир Игоревич, а в Звенигороде - его брат Роман, вскоре один из Игоревичей, Святослав, появился во Владимире. Малолетние сыновья Романа, Даниил и Василько, были вынуждены вместе с матерью бежать в Польшу.

http://pravenc.ru/text/161541.html

Успехи в Галиче дополнялись воссоединением Волыни под рукой сыновей Романа: в 1234 г. был занят Белз (где до этого княжил Александр Всеволодович, двоюродный брат Даниила и Василька), в 1238 г.- Дорогичин на крайнем северо-западе Волыни, к-рый польск. кн. Конрад Мазовецкий в 1237 г. передал рыцарям Добжиньского ордена. Вскоре после 1241 г. Даниил построил в Дорогичине «церковь прекрасну святое Богородици» (Там же. Стб. 788). Окончательный мир с Венгрией был оформлен браком Льва Даниловича , сына Даниила Галицкого, с дочерью Белы IV (1247 или несколько позднее). Единое Галицко-Волынское княжество было восстановлено, хотя и оказалось снова поделено между Даниилом, севшим на княжение в Галиче, и всегда пребывавшим в его тени младшим братом Васильком, к-рому досталась Волынь, но без забужских волостей Белза, Червена и Холма, отошедших Галичу. К 30-м гг. XIII в. относится активная градостроительная деятельность Даниила, в частности основание им Холма в междуречье Зап. Буга и Вепша, ставшего излюбенной резиденцией князя и одним из важнейших военно-адм. центров Галицко-Волынского княжества, князь приглашал в город «немцев, и русь иноязычникы, и ляхы», в Холм также приходили бежавшие из монголо-татар. плена рус. ремесленники (Там же. Стб. 873). Т. о., Галицко-Волынское княжество стало последним в ряду крупных земель-княжений, сложившихся на территории ранее единого Древнерусского гос-ва. Княжество охватывало земли от Сев.-Вост. Карпат (Перемышльская вол.) на западе до Погорины (область по течению р. Горыни) на востоке (за исключением Дубровицкой вол. в низовьях Горыни) и от Берестейской вол. по среднему течению Зап. Буга на севере до Ср. Поднестровья на юге, причем политическое и экономическое влияние Галицко-Волынского княжества к западу от Днестра распространялось на неопределенное расстояние вплоть до Черноморского побережья и устья Дуная. На территории княжества существовало 5 епископских кафедр: во Владимире-Волынском (основана в посл. четв. XI в., возможно в кон. X в., см. Владимиро-Волынская епархия ), в Галиче, в Угровске (основана в 30-х гг. XIII в., до 1238, или ок. 1219/20, ок. 1240 переведена в Холм, см. Холмская и Люблинская епархия ), в Перемышле (основана или возобновлена ок. 1219/20 или ок. 1117-1128, см. Перемышльская епархия ), в Луцке (основана ранее 1288, вероятно в 20-30-х гг. XIII в., см. Луцкая и Волынская епархия ). Летопись особо отмечает участие кн. Даниила в строении и украшении храмов в Холме, где попечением правителя был воздвигнут и богато украшен собор во имя ап. Иоанна Богослова.

http://pravenc.ru/text/161541.html

Ордынская проблема была главной причиной временного сближения с Папским престолом рус. князей, искавших военной поддержки на Западе. Сохранились сведения о посольствах, к-рыми обменялись в 40-х гг. XIII в. И. и верховный правитель Галицко-Волынского княжества Даниил Романович . Зимой 1245/46 г. Плано Карпини, прибывший в Ленчицу и принявший участие в переговорах кн. Конрада I Мазовецкого с краковской кнж. Гремиславой, в присутствии правосл. епископов и бояр и кн. Василька Романовича прочитал письмо И., в котором папа призывал к единству с Римом. Вероятно, тогда в Лион к папе было отправлено посольство. В булле от 3 мая 1246 г. (это папское послание, наверное, было ответом на более раннее письмо Даниила Романовича, к-рое не сохр.,- см.: Флоря. 2007. С. 198) папа выразил радость по поводу стремления «князя Руси» к церковному единству и обещал князю свое покровительство и помощь против Орды (Акты исторические... T. 1. 62; Potthast. RPR, N 12094). Римский папа назначил легатом «in partibus Russiae» Альберта II , архиеп. Прусского, Ливонского и Эстляндского. Также «по просьбе князя Руси» И. направил к тому доминиканцев Польской пров. ордена - Алексея и Генриха. Очередной этап переговоров между Романовичами и Римом состоялся в июне 1247 г., когда Плано Карпини возвращался через Галицко-Волынскую Русь после завершения своей миссии. Галицко-волынские князья вновь заявили о желании подчиниться папе и Римской Церкви. Они отправили с Плано Карпини послов - Григория, игум. Святогорского мон-ря под Владимиром на Волыни, доминиканцев Алексея и Генриха, а также свящ. Хазелона из Вильсторфа. Несмотря на то что во главе посольства стоял правосл. клирик, обращения от духовенства к папе он не привез; в чем выражалось участие правосл. духовенства в действиях галицко-волынских князей, остается неясным. 27 авг. 1247 г. И. отправил 3 послания галицко-волынским князьям, в них он подтвердил свое покровительство Даниилу Романовичу, его семье и гос-ву, одобрил намерение князя и его брата отвоевать земли, незаконно захваченные рус.

http://pravenc.ru/text/468779.html

1254 г. получил вернувшийся из Австрии кн. Роман Данилович. По сообщению галицко-волынского летописца, в 1254 г. Роману Даниловичу передал свое княжество с центром в Новгородке (совр. Новогрудок Гродненской обл.) Войшелк , сын Миндовга, принявший монашество. В 1265-1266 гг. младший сын Даниила Шварн вместе со своим дядей Васильком участвовал в борьбе за литов. великокняжеский стол на стороне Войшелка. Став вел. князем, Войшелк сделал Шварна своим соправителем, а Василька назвал «отцом» и «господином», т. е. сюзереном. Однако наметившаяся было династическая перспектива создания объединенного Галицко-Волынско-Литовского княжества пресеклась ок. 1269 г. в связи со смертью Шварна Даниловича. Успенская церковь, 1572–1631 гг. (справа), часовня Трех святителей во Львове. Акварель. Худож. Г. К. Лукомский. 1915 г. Успенская церковь, 1572–1631 гг. (справа), часовня Трех святителей во Львове. Акварель. Худож. Г. К. Лукомский. 1915 г. Галицко-волынским князьям удавалось сохранить контроль (по крайней мере до появления Бурундая в кон. 50-х гг.) и в особо подударных со стороны степи областях - Болоховской вол. (в верховьях Случи) и днестровском Понизье. Зимой 1254/55 г. в ответ на нападение Куремсы Даниил и Василько предприняли военные акции в Болоховской земле, в верховьях Юж. Буга и др. областях, подвластных татарам. Об относительной прочности ситуации в Галицко-Волынском княжестве говорят и общерус. амбиции Даниила - восшествие его ставленника Кирилла (к-рого с известной долей вероятности отождествляют с одноименным «печатником» Даниила), в 1246/47 г. хиротонисанного на Киевский митрополичий стол. До 1250 г. митр. св. Кирилл II , в т. ч. и во время пребывания во Владимиро-Суздальской Руси, действовал, похоже, в интересах Даниила Романовича (именно свт. Кирилл венчал вел. кн. Андрея Ярославича с дочерью кн. Даниила). После смерти в 1264 г. Даниила, а вскоре, в 1269 г., и Василька Романовичей политическая структура Галицко-Волынского княжества мало переменилась. Галицкие владения Даниила достались его старшему сыну Льву (Роман Данилович умер еще при жизни отца), в 1268 г.

http://pravenc.ru/text/161541.html

От времени совместного правления сыновей Юрия Львовича сохранился текст их договора с Тевтонским орденом от 9 авг. 1316 г. о союзе. Договор содержал обязательство князей защищать земли ордена от татар и др. захватчиков. Обязательства ордена были изложены в несохранившемся соглашении, к-рое находилось в архиве князей. Поскольку отношения с зап. соседями у Галицко-Волынского княжества были мирными, исследователи заключают, что данное соглашение с орденом было направлено против Литвы. Правители последней в данный период стремились захватить у Галицко-Волынского княжества его стратегически важные владения на севере - Берестейскую землю. В письме папе польск. кор. Владислав Локетек писал, что князья были для его владений «непобедимым щитом от жестокого народа татар». Сохранились грамоты кн. Андрея Юрьевича 1320 г. торуньским и краковским купцам. Подтверждая права, к-рыми купцы пользовались при Юрии Львовиче, князь делал это с согласия своих бояр и обещал не нарушать взятых обязательств от имени своего и бояр. Это свидетельствует о силе и влиянии, к-рым пользовалось галицко-волынское боярство в нач. XIV в. К князьям Андрею и Льву Юрьевичам, как предполагают, относится обращение папы Иоанна XXII 3 февр. 1317 г. (сохр. в копии, где оставлено место, чтобы позднее вписать имена) с предложением подчиниться Римской Церкви. Не позднее нач. дек. 1323 г. оба князя неожиданно скончались, об этом сообщил их дядя кор. Владислав Локетек папе. Исследователи полагают, что Андрей и Лев Юрьевичи, возможно, погибли в войне с литовцами. Очевидно, тогда Галицко-Волынское княжество утратило Берестейскую землю. Как претендент на княжеский трон выступил кн. Болеслав (см. Юрий II (Болеслав) ), сын мазовецкого кн. Тройдена и Марии, родной сестры Андрея и Льва Юрьевичей. Ему оказал поддержку Владислав Локетек, к-рый, получив военную помощь у венг. короля, в кон. 1323 г. предпринял поход, чтобы утвердить Болеслава на княжеском столе. Кн. Юрий (Болеслав) поддерживал дружественные отношения также с Литовским великим княжеством .

http://pravenc.ru/text/161541.html

21 сентября 1990 года митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном (Снычевым) был рукоположен в сан диакона. 18 ноября 1990-го архиепископом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне - Святейший Патриарх Московский и всея Руси) рукоположен в сан пресвитера. В 1990-1992 годах служил в Спасо-Преображенском соборе Санкт-Петербурга, в 1992-1994 - в Михайловском соборе города Ломоносова Ленинградской области. По окончании духовной академии принял приглашение архиепископа Костромского и Галичского Александра участвовать в возрождении духовного образования в Костромской епархии, в клир епархии принят в сентябре 1994 года. 1 января 1995 года архиепископом Костромским Александром пострижен в монашество с именем Геннадий в честь преподобного Геннадия Костромского. В 1995-1996 годах - ректор Костромского духовного училища. С 1995 по 2010й - настоятель Свято-Алексеевской церкви Костромы, председатель комиссии по канонизации святых Костромской епархии. В 1996 году возведен в сан игумена. В 1996-2010 годах - ректор возрожденной Костромской духовной семинарии. Преподавал в семинарии историю Русской Церкви, общецерковную историю, пастырское богословие. 1 сентября 1998 года возведен в сан архимандрита. В 2000 году назначен заместителем председателя Синодального отдела по делам молодежи. С апреля 2010 года - клирик Астанайской епархии, настоятель Вознесенского кафедрального собора. Решением Священного Синода от 31 мая 2010 года (журнал 43) избран епископом Каскеленским, викарием Астанайской епархии. Решением Священного Синода от 26 июля 2010 года (журнал 79) назначен ректором Алма­Атинской духовной семинарии. 7 октября 2010 года в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре наречен, 10 октября за Божественной литургией в соборе Рождества Пресвятой Богородицы города Орехово-Зуево Московской области хиротонисан во епископа Каскеленского, викария Астанайской епархии. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В 1199 году князь Роман Мстиславович, из рода Рюриковичей, создал Галицко-Волынское княжество (прекратило свое существование в 1392-м). В 1254 году его сын, князь Даниил Галицкий, принял титул «короля Руси» от Папы Римского Иннокентия IV, он и его потомки использовали королевский титул. Галицко-Волынское княжество проводило активную внешнюю политику в Восточной и Центральной Европе. Его главными соседями и конкурентами были Польское королевство, Венгерское королевство и половцы, а с середины XIII века - также Золотая Орда и Великое княжество Литовское. Для защиты от них Галицко-Волынское княжество неоднократно подписывало соглашения с католическим Римом, Священной Римской империей и Тевтонским орденом.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Епископы сарские являлись представителями при хане русского духовенства и, пребывая постоянно при нём, могли охранять интересы нашей Церкви. Сам Кирилл ездил в Орду в 1279 году. Во время своего пребывания у хана Ненгу-Темира он испросил у него ярлык (грамоту), ограждавший неприкосновенность веры и прав духовенства от посягательства со стороны татар. Скончался Кирилл в 1281 году в Переяславле суздальском, но был погребён в своём кафедральном городе Киеве. Преемник Кирилла, митрополит Максим, родом грек, принужден был оставить Киев, постоянно опустошаемый татарами, и в 1299 г. переселился вместе с соборным клиром во Владимир, где и скончался (в 1305 г.). Могущественные галицко-волынские князья были недовольны переселением митрополита в столицу северного княжества, и есть известие, что во время святительства Максима была сделана первая попытка образовать особую галицко-волынскую митрополию. По смерти Максима, галицко-волынский князь Юрий Львович повторил эту попытку и избрал в митрополиты галицкие игумена Ратского монастыря св. Петра. Но не для митрополии галицкой Промысл Божий воспитывал Своего избранника. Ему суждено было начать собою ряд митрополитов московских, которые своей деятельностью много способствовали объединению раздробленной русской земли и образованию могущественного государства Русского. Св. Пётр родился в области Галицко-Волынской от благочестивых родителей боярского или купеческого сословия. Рано выучившись грамоте, Пётр 12-ти лет поступил в монастырь, где смиренно проходил различные послушания и ознаменовал себя высокими подвигами поста и молитвы. Здесь же он научился иконному письму и стал «иконник чуден». Прожив не малое время в монастыре и удостоившись сана пресвитерского, св. Пётр удалился в пустынное место, около реки Рати, и здесь основал монастырь 42 . В сане игумена своего монастыря св. Пётр так прославился своею благочестивой жизнью, что стал известен князю, вельможам и всей волынской стране. Князь Юрий Львович и пожелал благочестивого ратского игумена видеть на митрополии галицкой и отправил его для поставления в Константинополь.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ († после 1242 (?)), 1-й еп. Угровский (см. Холмская и Люблинская епархия ), смещен с кафедры. Сведения об И. содержатся преимущественно в 1-й ч. Галицко-Волынской летописи (Летописец Даниила Галицкого, создан во 2-й пол. 50-х гг. XIII в.), входящей в Ипатьевскую летопись. Прежде чем занять Угровскую кафедру, И., вероятно, управлял Владимир-Волынской епархией. Принятым в науке является отождествление И. с Иоасафом, упомянутым в Галицко-Волынской летописи в перечне Владимир-Волынских епископов в качестве 1-го архиерея, занимавшего Владимирскую кафедру при князьях Данииле Романовиче и Васильке Романовиче. Кн. Даниил овладел Владимиром-Волынским ок. 1215-1216 гг., следов., И. в это время был уже Волынским архиереем. Епископ охарактеризован как «блаженный и преподобный святитель, взятый из Святой горы» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 739-740). По-видимому, И. был хиротонисан во епископа из насельников основанного в XI в. Святогорского Зимненского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря (в совр. с. Зимнем Владимир-Волынского р-на Волынской обл., Украина). В 1229 г. И. являлся одним из претендентов на Новгородскую архиепископию, но по жребию был избран др. кандидат. По мнению Я. Н. Щапова , речь шла о самовыдвижении И., что свидетельствует о желании архиерея покинуть Владимир-Волынскую епархию (возможно, из-за конфликта с кн. Даниилом или боярами). По мнению еп. Модеста (Стрельбицкого) , переход И. из Владимира-Волынского в Угровск (Угровеск, Угореск; точное местонахождение древнерус. города неизв.) состоялся сразу после 1229 г. Т. о., выделение из Владимир-Волынской епархии Угровской кафедры для окормления приходов рус. Забужья также имело место ок. 1229 г. Впрочем, Щапов высказал предположение о том, что на новообразованную Угровскую кафедру получил назначение не И., а др. архиерей с таким именем, который в отличие от И. имел репутацию не «блаженного и преподобного святителя», но активного участника общественной и политической жизни Галицко-Волынского княжества ( Щапов. 1989. С. 203). В нач. 20-х гг. XIII в. кн. Даниил Романович, в 1217-1245 гг. ведший борьбу за объединение под своим началом Волыни и Галицкой Руси , вернул ранее захваченные поляками земли волынской «украины», в т. ч. Угровск. В Галицко-Волынской летописи создание епископской кафедры в Угровске по воле кн. Даниила соотнесено со строительством в городе крепости («Данилови княжащу во Володимере, созда град Угореск и постави в нем пискупа» - ПСРЛ. Т. 2. Стб. 842; сообщение является частью рассказа о строительстве княжеской резиденции в Холме (ныне Хелм, Польша)).

http://pravenc.ru/text/578078.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010