В отличие от автора протографа венгерских хроник второй половины XI b. Аноним (не только осведомлен о существовании Суздальской земли («земля Руси, которую называют Суздаль» – terra... Ruscie, que vocatur Susdal) 1540 , а также о «земле Галича» (terra Galicie) 1541 , о городах Киеве (civitas Kyeu) 1542 и Владимире-Волынском (civitas Ladomer) 1543 , но и знал князей киевского (dux re Hyeu, de Kyeu) 1544 , волынского (dux Lodomeriensis) 1545 , галицкого (dux Galicia) 1546 , суздальского (duces Ruthenorum, scilicet de Kyeu et Sudal) 1547 . В его повествовании все эти главы отдельных княжеств фигурируют как «князья русов» (duces Ruthenorum) 1548 . Арнольд Любекский (ум. в 1212 г.), касаясь в своей «Славянской хронике» 1549 отношений полоцкого князя с ливами в 1198 г. (имеется в виду Владимир, умерший в 1216 г.) 1550 , называет его «король Руси из Полоцка», «король Полоцкой Руси» (rex Rucie de Plosceke) 1551 . Мы уже говорили об определении польским хромистом Винцентием Кадлубком Ярослава Мудрого как короля. Это оценка прошлого Руси – единого государства. Говоря же о своем времени (XII – начало XIII b.), Кадлубек называет местных князей Юго-Западной Руси термином князь (dux, princeps). Отдельные владетели у него фигурируют с указанием их княжеств: в описании правления Казимира Справедливого (1184 – 1194 гг.) князь владимирский (dux Laodimiriae) Роман 1552 (князь галицко-волынский Роман Мстиславич, убитый в 1205 г.) 1553 , князь белзский (princeps Belsiae) Всеволод 1554 (Всеволод Мстиславич, умерший в 1195 г.) 1555 ; под 1197 г. – «князь Галича» (dux Galiciae) Владимир 1556 (галицкий князь Владимир Ярославич) 1557 . Иногда хронист ограничивается определением «русский князь» (Russiae princeps). Так говорит он, описывая события 1109 – 1122 гг. 1558 , о перемышльском князе Володаре Ростиславиче, умершем в 1124 г. 1559 Установлена достоверность русских известий Кадлубка, начиная с 70-х годов XII b., при всей его тенденциозности 1560 . Еще более яркую картину раздробленности земель, входивших ранее в состав Древнерусского государства, рисует немецкий автор Генрих в своей «Хронике Ливонии», законченной около 1225 г. 1561

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 40-х гг. XII в. все эти земли объединил под своей властью Владимирко Володаревич, внук Ростислава, сделавший стольным городом Галич, к-рый вскоре стал центром Галицкой епархии . Если Ростиславичи считались номинально зависимыми от Киева, то Галицкое княжество при Владимирке являлось фактически самостоятельным, достигнув апогея своего могущества при сыне Владимирка Ярославе Осмомысле (1153-1187). Уже в правление Владимирка власть Галича распространялась на междуречье Днестра и Прута (вплоть до низовьев Дуная), где в Берлади сидел внук Василька Ростиславича Иван Ростиславич (Иван Берладник), утративший свои владения в 1157 г. в результате неудачной попытки выступить против Ярослава. Такое географическое положение влекло за собой тесные связи с Византией, как торговые, так и политические. Слабый преемник Осмомысла Владимир Ярославич (1188-1198/99) держался на столе только благодаря традиц. для Галича союзу с владимиро-суздальскими князьями. С его смертью галицкая династия Ростиславичей пресеклась и Галичем не без помощи местного боярства (влиятельного здесь более, чем где бы то ни было на Руси, за исключением Новгорода) завладел сев. сосед - волынский кн. Роман, сын Мстислава Изяславича. Т. о., Волынская земля, обнимавшая верховья Зап. Буга от Вепша до междуречья Стыри и Горыни и окончательно обособившаяся от Киева в 3-й четв. XII в., при отце Романа, объединилась с Галицкой, составив просуществовавшее до XIV в. могущественное Галицко-Волынское княжество. После этого начавшийся еще в 90-х гг. XII в. конфликт между Романом и киевским кн. Рюриком Ростиславичем вспыхнул с новой силой. В 1201 (1202?) г. Роман занял Киев, но распорядился им не самостоятельно, а по согласованию с вел. кн. Всеволодом Большое Гнездо: в Киеве был посажен младший двоюродный брат Романа - луцкий кн. Ингварь Ярославич. Рюрик ответил тем, что в 1203 г. в союзе с черниговскими Ольговичами и половцами захватил Киев, к-рый 2-й раз в своей истории подвергся всеобщему разграблению. По просьбе Романа и Рюрика вел.

http://pravenc.ru/text/180439.html

Сведения о монашеском постриге В. содержатся также в Новгородской 1-й летописи под 1265 г., где сообщается, что В., будучи «поборником по правой вере», удалился «от отца своего, и от рода своего, и от поганыя веры своея» на Синайскую гору, где в одном из мон-рей крестился, обучался грамоте и принял монашество. После 3-летнего пребывания на Синае В. вернулся в Литву. Миндовг предложил сыну отречься от Крещения и монашеской жизни и вновь «прияти княжение свое». Однако В. предпочел уйти от отца и создать мон-рь «в христьянех» (Там же. Т. 3. С. 84, 313-314). Рассказ Новгородской летописи, имеющий агиографический характер и содержащий неточности, менее достоверен, нежели сообщения волынского летописца, однако именно он получил распространение в письменности Великого княжества Литовского, Псковской и Новгородской земель, а в 1-й трети XV в. и в Сев.-Вост. Руси. Он вошел в общерус. летописные своды кон. XIV - XVI в., в Сокращенную литов. летопись (список 30-х гг. XVI в.), был использован при составлении в XVI - XVII вв. новых редакций Жития блгв. кн. Довмонта (Тимофея) (в житии кн. Довмонта сообщается имя, полученное В. в правосл. Крещении,- Давид). В 1258 г. войска монг. нойона Бурундая «взяша... всю землю Литовьскую», на стороне ордынцев выступали их данники - галицко-волынские князья Даниил и Василько. В борьбе с монголо-татарами Миндовга поддержали русско-литов. князья Товтивил, Глеб Волковыйский, а также В., по-видимому оставивший мон-рь для защиты родной земли. В 1258 г. В. взял в плен кн. Романа Данииловича. 12 сент. 1263 г. Миндовг вместе с сыновьями Руклей и Репекьей был убит кн. Довмонтом, после чего литов. великокняжеский стол занял союзник Довмонта Тройнат. В. бежал в Пинск, где правили независимые от Литвы дружественные ему князья Федор, Демид и Юрий. В 1264/65 г. Тройнат был убит. Рогожский летописец связывает его смерть с походом на Литву В. (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 33). В 1-й пол. 1264 г. при поддержке правителей Пинского княжества В. овладел Новгородком, местная знать перешла на его сторону. С помощью союзников В. «поиде в Литвоу княжить».

http://pravenc.ru/text/155142.html

Однако, вскоре большинству городов Белой и Черной Руси пришлось признать власть Миндовга Литовского и войти в состав его державы. После того, как Миндовг погиб в междоусобице, в Литве вновь началась борьба за власть между князьями, и процесс захвата русских земель Литвой на время замедлился. Но в начале XIV в. натиск литовцев на Русь продолжился после того, как в 1315 г. Гедемин стал великим князем и вновь объединил Литву в мощное единое государство. Начались новые завоевания. Сначала Гедимин захватил Волынь: в Луцке стал княжить сын Гедимина Любарт, крестившийся с именем Димитрия. В 1321 г. Гедимин взял приступом Киев. За время его правления (1315-1341 г.г.) Белая Русь и большая часть Юго-Западной (или иначе - Малой) Руси вошли в состав Литовской державы. Дальнейшее присоединение земель Малой Руси продолжалось при сыне и преемнике Гедимина - Ольгерде. Это стало возможным вследствие крайнего ослабления Галицко-Волынского княжества и запустения центральных районов Руси, наиболее страдавших от набегов татар. Мелкие князьки из дома Рюриковичей, сидевшие в некоторых городах Западной и Центральной Руси (в том числе некий князь Станислав в Киеве), не могли защитить от ордынцев свои уделы. В условиях монгольского ига население Западной и Центральной Руси предпочло признать над собой власть более сильных Литовских князей. Тем более, что очень скоро держава Гедимина и Ольгерда стала состоять на три четверти из русских земель. Государственным языком стал русский. Само Литовское государство все более приобретало русский характер. Подобно Владимирскому княжеству на Северо-Востоке, Литва на Западе представлялась русскому населению очагом возрождения русской государственности. То есть с вы ходом на политическую арену Литовской державы полностью меняется ситуация в бывших землях Киевской Руси. Отныне к противостоянию Руси и Орды присоединяется борьба между Русью Северо-Восточной и Русью Литовской за право консолидации всех русских земель, за наследие Киевской Руси. Русские стали законно признаваться одним из двух основных народов великого княжества Литовского, наряду с самими литовцами.

http://sedmitza.ru/lib/text/436251/

Но в начале XIV в. натиск литовцев на Русь продолжился после того, как в 1315 г. Гедемин стал великим князем и вновь объединил Литву в мощное единое государство. Начались новые завоевания. Сначала Гедимин захватил Волынь; в Луцке стал княжить сын Гедимина Любарт, крестившийся с именем Димитрия. В 1321 г. Гедимин взял приступом Киев. За время его правления (1315–1341) Белая Русь и большая часть Юго-Западной (или иначе Малой) Руси вошли в состав Литовской державы. Дальнейшее присоединение земель Малой Руси продолжалось при сыне и преемнике Гедимина Ольгерде. Это стало возможным вследствие крайнего ослабления Галицко-Волынского княжества и запустения центральных районов Руси, наиболее страдавших от набегов татар. Мелкие князьки из дома Рюриковичей, сидевшие в некоторых городах Западной и Центральной Руси (в том числе некий князь Станислав в Киеве), не могли защитить от ордынцев свои уделы. В условиях монгольского ига население Западной и Центральной Руси предпочло признать над собой власть более сильных Литовских князей, там более что очень скоро держава Гедимина и Ольгерда стала состоять на три четверти из русских земель. Государственным языком стал русский. Само Литовское государство все более приобретало русский характер. Подобно Владимирскому княжеству на северо-востоке, Литва на западе представлялась русскому населению очагом возрождения русской государственности. То есть с выходом на политическую арену Литовской державы полностью меняется ситуация в бывших землях Киевской Руси. Отныне к противостоянию Руси и Орды присоединяется борьба между Русью Северо-Восточной и Русью Литовской за право консолидации всех русских земель, за наследие Киевской Руси. Русские стали законно признаваться одним из двух основных народов великого княжества Литовского наряду с самими литовцами. Однако русских вскоре стало намного больше. Это в дальнейшем определяло характер Литовского государства. Даже в XVI столетии Статут Литовский 1566 года указывал, что высшие должности в государстве могут занимать только «литвины и русины».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Статья Актуальность рассмотрения вопроса притязаний Константинопольского Патриархата на территории исторической Киевской митрополии представляется очевидной в контексте современного кризиса межправославных отношений. В конце 2018 г. заявления и действия Вселенской патриархии привели к резкому обострению взаимоотношений между Поместными Церквями по вопросу украинской автокефалии. Предпосылки возникшего кризисного напряжения коренятся в разности подходов к вопросу юрисдикционной подчиненности исторической Киевской или Западно-Русской митрополии. Применительно к современным реалиям речь идет о территориях Украины, Беларуси, Литвы, Польши и даже западных регионах Российской Федерации (Брянской и Смоленской областях). Возникновение тезиса о якобы неканоничном характере присоединения Киевской митрополии к Московскому Патриархату, произошедшего на Константинопольском Соборе 1686 г., тесно связано с развитием украинской национальной идеи в конце XIX – начале ХХ в. В 1904 г. один из крупнейших теоретиков концепции украинства профессор М. С. Грушевский опубликовал статью «Звичайна схема " " й справа укладу слов " янства» («Обычная схема " русской " истории и вопрос рационального упорядочения истории восточного славянства»), в которой утверждал отсутствие исторического преемства Московского государства от Киевской Руси. Согласно его концепции, в XIII в. киевская традиция продолжилась в Галицко-Волынском княжестве, а в XIV–XVI вв. – в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой . Более того, М.С. Грушевский весьма категорично отрицал представление о единой истории русского, украинского и белорусского народов: « " Общерусской " истории и не может быть, как и нет " общерусской " народности. Может быть история всех " русских народностей " , кому охота их так называть, или же история восточного славянства. Она и должна занять место нынешней " русской истории " » . Прямым следствием подобных рассуждений явилось отрицание существования единого древнерусского культурного пространства для украинских, российских и белорусских земель. Подчеркивая культурное превосходство древнего Киева над северными и северо-восточными землями, М.С. Грушевский объяснял это заселенностью великоросских земель не славянами, а славянизированными инородцами финно-угорского происхождения. Белорусские земли он рассматривал как пространство культурного смешения славянского и балтского этнических элементов, также культурно чуждое как украинским, так и российским территориям . Подобный подход к оценке исторического прошлого вводит украинскую и белорусскую национальные идеи в прямое противоречие с идеей единства трех восточнославянских народов.

http://bogoslov.ru/article/6192171

О подобных сотрапезованиях священников с князьями встречаем и впоследствии случайное упоминание. Ипатская летопись при рассказе о внезапном нападении врагов на Белгород в 1150 г. замечает, что в то время князь белгородский пировал у себя во дворце с боярами и белгородскими попами. Галичский князь Владимир Ярославович, по сообщению той же летописи, отнял у попа жену и она стала его женой-княгиней. Голубинский по этому поводу делает догадку, что попадья могла понравиться князю на одном из его пиров. Вращаясь в придворных сферах, священники помимо посланнических полномочий вероятно приобретали в качестве дельцов — секретарей и вообще некоторое значение в гражданских делах; по крайней мере несколько позднее в Галицком княжестве священники заняли даже официальный пост печатников или канцлеров при князе.    Благодаря участию в гражданских делах путем мирного посредничества, посланничества и частных пастырских советов, епископы к концу киевского периода постепенно заняли определенное и постоянное положение сотрудников князей в их государственной деятельности. На упомянутом договоре смоленского князя с немцами 1229 г. находится печать епископа. Епископский наместник Лаврентий присутствует на княжеском совете наравне с таможником и другими боярами по поводу возобновления смоленской Торговой Правды в 1284 г.; вместе с владычным наместником на том же совещании заседает и священник Андрей. Из письма рижского епископа, писанного тогда смоленскому князю, видно, что рижанам было известно важное значение епископа в Смоленске, и они считали его наравне с князем и боярами представителем земли. «Благословение от митрополита Рижского», читаем в тексте письма, «своему любезному сыну, князю великому Феодору и его детям и владыке и наместнику и всем боярам». В Галицко-волынском княжестве в это время епископы стали уже постоянными членами верховного княжеского совета.    Таким образом, юное русское государство во многих случаях охотно допускало к участию в своих делах представителей церковной власти, не злоупотреблявших его доверием, и до некоторой степени даже прямо вовлекало церковную власть в эти дела, не будучи в силах самолично справиться с ними.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

На прилагаемых картах видно, что Киевская Русь на западе доходила до окраины расселения восточных славян. Её граница практически точно повторяет современную западную границу Украины, за исключением потери небольшой части территории, аннексированной Польшей во время порабощения древнерусских земель после крушения Киевской Руси в результате татаро-монгольского нашествия. Нарушение геополитического рубежа Речью Посполитой, предшественницей Польши, покусившейся в трудную для Русского Мира эпоху на южную часть древнерусских земель, стоило ей потери на несколько веков собственной государственности. Геополитические рубежи такого ранга нельзя нарушать безнаказанно, и отход от них всегда будет только временным. Оставление нацистам любой даже самой незначительной части Украины автоматически приведёт к эскалации усилий коллективного Запада по продвижению НАТО на восток, попыткам иных политических провокаций, толкающих мир на грань глобальных военных конфликтов. Денацификация Украины должна осуществиться на всей её территории вплоть до западной границы. При этом, учитывая агрессивную позицию Польши в отношении России в настоящем военном конфликте, имеет смысл проведение ревизии всех взаимоотношений по исторически спорным территориям. Так, бывший одно время столицей Галицко-Волынского княжества город Холм (современный Хелм) был основан князем Даниилом Романовичем в 1239 году, но ныне находится на территории Польши. То же самое касается и района города Белосток, отторгнутого от этого же княжества. В июле 1944 года город был освобожден Красной Армией и присоединён к Белоруссии. В рамках обмена населением с СССР 20 сентября 1944 года Белосток с прилегающими районами был передан Польше, которая насильственно выслала оттуда белорусов и украинцев. Белосток имеет особое значение, как основа для прорубания так называемого Сувалкского коридора – сухопутного участка длиной около 100 километров, который мог бы соединить территорию Белоруссии с Калининградской областью России. В настоящее время по этой территории проходит граница Польши с Литвой.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/25/sl...

Г. Новоград-Волынск лежит при впадении рч. Смолки в р. Случь. Древнее название этого города – Возвягль, Взвягль, Звяголь и Звеголь (в древних актах). Простой парод и до сих пор называет его Звягель 146 . Под именем Звягеля он упоминается в летописях под 1257 годом и издревле принадлежал к Владимирскому княжеству. В этом именно году Галицко-Волынский князь (король) Даниил Романович, очищая свою землю от татар и выгоняя их из пределов её, сжёг город Взвягль, а жителей его разделил между братом своим Василько Романовичем и своими сыновьями за то, что они сначала было поддались Даниилу и приняли тивуна (судью) от его сына Шварна, но потом – не дали ему тивунить и заперли свои ворота пред Галицким королём. Любопытно, что в эту смутную эпоху нашлись русские города, предпочитавшие непосредственную зависимость от татар господству русского князя. Вероятно татары, кочевавшие неподалёку от тех мест, обложив некоторые Волынские города известною данью и пощадив их от новых разорений за их покорность, на первое время не вмешивались в их внутренние дела, т. е. предоставляли им самоуправление; а жители их или боялись навлечь на себя новые татарские погромы, подчинившись возмутившемуся против татар Государю (Даниилу), или же легкомысленно считали возможным процветание под непосредственною татарскою зависимостью, при отсутствии княжеских тиунов и других нелюбимых чиновников древней Руси 147 . В начале 16 столетия г. Звягель имел особых Звягельских князей. Потом город этот, сохраняя название Звягеля, был поместьем графини Зубовой, урождённой Любомирской. В 1795 году, после присоединения Волыни к России, город этот с достаточным пространством выгодной земли был приобретён в казну за 333,570 рублей и переименован в Новоград-Волынск, причём предполагалось сделать его губернским городом и поместить в нём губернские присутственные места. Но это предположение осталось не исполненным по причине больших денежных сумм, нужных для построения всех присутственных мест, между тем как в Житомире для этой цели находилось старое по-монастырское иезуитское здание, где и поместились эти места. В 1804 году губернским городом был объявлен Житомир, а Новоград-Волынск остался уездным 148 . У города – всей земли 6,633 десятины 942 сажени.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

В настоящий момент они, разумеется, значительно более украинизированы, чем левобережье. Но важно то, что в культурном отношении его жители иные, нежели их соседи галичане. Потому что они остаются православными и поныне. И довольно тверды в этом. Это Луцкая, Ровенская, Винницкая области. Они остаются православными не только по вероисповеданию, но и по культуре, основу которой составляет восточное христианство. Далее следует отметить Галицию, или Галичину. Это две с половиной области: Львовская, Ивано-Франковская и половина Тернопольской - искусственное образование советского времени. Дело в том, что Тернополь и юго-западная часть области - это Галиция: униатская и, естественно, достаточно " окатоличенная " . А вот северо-восток - православный, потому что это часть Волыни. Там расположена Почаев­ская лавра - один из древнейших русских монастырей. Его наместник еще при президенте Кравчуке говорил с амвона, что украинского языка не существует. Когда об этом писал Булгаков - было нормально, но когда так сказал архимандрит Федор, это прозвучало вызывающе. Разница в том, что тернопольская граница проходит между исторической Волынью и Галичиной. А произошло это довольно просто: Великое княжество Литовское не успело подобрать Галицию. Мудрейший государственный деятель Великий князь Гедимин при всей его дальновидности не успел включить Галицию в состав Великого княжества Литовского. Он был очень силен, но был противником грубых территориальных захватов. Галицко-Волынское кня­жество развалилось до Гедимина. И волынскую проблему он решил так. Младшенького своего Любарта Гедиминовича он женил на волынской княжне. При не имевшем мужского потомства волынском князе. Князь умер. Любарт законно все унаследовал. Кстати, сыном этого Любарта был прославленный во времена Куликовской битвы Дмитрий Михайлович Боброк, помните пресловутый засадный полк? Крестильное имя Любарта было - Ми­хаил. А Галицию захватил валахский (сейчас бы мы сказали - румынский) господарь - наглый, нищий и маломощный, поэтому очень быстро у него Галицию отобрала Польша.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010