До Второго Ватиканского собора (1962-1965 гг.), на котором разрешили совершать богослужение на национальных языках, официальным языком богослужений у униатов был церковно-славянский, теперь стал украинский суржик. Народ разговаривал на языке, который назывался западнорусский, а далее назывался малорусский, при УССР стал называться украинским. А почему униаты, появившись, не назывались, к примеру, поместной «Речепосполитской» или «Украинской» церковью? Ясно, что тогда, в 16 веке, даже в проекте еще не существовало Украины, а ее жители назывались русскими, русинами, ляхами, но не окрайками-украинцами. Земли назывались: Королевство Русское, Червонная Русь, при Речи Посполитой - Русское воеводство. Если мы посмотрим в содержание богослужебных униатских книг (служебники, требники), а именно в список иерархов, то вплоть до начала 20-го века все униатские митрополиты после поминания «вселенского архиерея» папы римского носили титул Руси, Российский, и Всероссийский! Спрашивается, а где же были тогда древние укры или шумеро-укры? А это говорит о том, что за созданием новой искусственной нации, искусственного языка и политического проекта - Украина , стоит непосредственно Ватикан, Австрия со своей экспансионной и прозелитской политикой. Таким культурно-психологическим орудием всегда служила русофобия. Поместной УГКЦ никогда не была, как бы об этом ни лгали униаты, манипулируя сознанием паствы и народа Украины, что якобы она и является исконно украинской и независимой. Ведь они подчиняются Риму. И это мы можем увидеть по «житию» митрополита Андрея Шептицкого. Митрополит Галицкий Андрей управлял КЦУ (УГКЦ) 45 лет. У иерарха КЦУ графского рода были собственные банки, заводы, фабрики, нефтеперерабатывающее предприятие. Он был крупнейшим землевладельцем. Кроме того, Шептицкий владел рядом газет и журналов, оказывал влияние на многие общественные организации. Шептицкий мог бесцеремонно распоряжаться и богатым церковным имуществом. Известно, что КЦУ принадлежал внушительный жилой фонд, банки и даже железная дорога.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/06/10/po...

Православие пришло на Червонную Русь, как называли Галичину в домонгольский период, благодаря Крещению всей Русской земли при св. равноапостольном князе Владимире. Хотя справедливости ради следует отметить, что предание относит появление первых христианских общин в этих краях ко временам деятельности св. Кирилла и Мефодия, учителей Словенских. Уже в XI веке земли Галиции и Волыни входили в состав Владимиро-Волынской епархии Русской Православной Церкви. В XII веке из ее состава была выделена самостоятельная Галицкая епископия, а в XIII - Луцкая, Перемышльская и Холмская (первоначально - Угровская) епархии, также являвшиеся частью православной Киевской митрополии. Ни один из сохранившихся до наших дней исторических источников ничего не упоминает о каких-либо латинских миссионерах, действовавших на этой земле. Галицкая земля, лежавшая на самом краю Киевской Руси, закономерно была наиболее подвержена политическому и культурному влиянию своих западных соседей - Польши и Венгрии. Однако при несомненном воздействии Запада на общественно-политические отношения, ремесла и искусство Галицкой Руси нет никаких оснований утверждать, что подобное влияние испытывала на себе и сфера религиозная. Галичина оставалась верна Православию. Летописи сохранили немало подтверждений этому. Вовлекаемое в различные конфликты с западными соседями Галицко-Волынское княжество в XII-XIII вв. нередко захватывали польские или венгерские властители. Но всякий раз галичане свергали иноземное иго и возрождали свою государственность. Причем, одной из главных причин народного возмущения против чужеземцев становились их попытки водворить католицизм в западно-русских землях. Первые католические храмы на территории Галицко-Волынского княжества появились лишь во 2-й половине XIII века - спустя почти три столетия после возведения первых православных церквей Червонной Руси. Причем, положение латинян в Галичине тогда было более, чем скромным: им разрешили возвести лишь два костела во Львове. Один предназначался для поселившихся здесь немецких купцов и ремесленников, другой - для Констанции, дочери венгерского короля Бэлы, которая стала женой галицкого князя Льва Даниловича. К религиозным и национальным меньшинствам в Галицкой Руси тогда относились вполне уважительно, будь то прибывшие из Западной Европы католики или монофизиты-армяне, всем им дозволялось строить собственные храмы.

http://zavet.ru/petrushko.htm

Кроме того, создал «Грамматику русского языка» (имелась в виду зап. укр. речь Прикарпатского региона), «Рассуждение о южнорусском языке и его наречиях» и ряд др. языковедческих трудов. Изучал историю и культуру русинов и Карпатской Руси, публиковал монографии, учебники, хрестоматии. В 1850 г. Г. был избран чл.-кор. Чешского об-ва наук в Праге, в 1866 г.- почетным членом Общества истории и древностей российских , состоял членом Рус. географического об-ва, московских Общества любителей российской словесности , Археологического об-ва, Об-ва естествознания, археологии и этнографии, д-ром Новороссийского ун-та. Похоронен в Вильне. Арх.: Ин-т лит-ры НАНУ. ОР. Ф. 104; Львовская НБ НАНУ. ОР. Ф. 60. Соч.: Грамматика рус. яз. Львов, 1849; Ист. очерк основания Галицко-рус. Матицы. Львов, 1850; Начало и действование Львовского ставропигийского братства по ист.-лит. отношению. Львов, 1860; Мат-лы для истории Юго-Зап. Руси времен «Гайдаматчины»//Вестн. Юго-Зап. и Зап. России. К., 1863. Т. 1. Кн. 3. Сент. Отд. 1. С. 58-69; Границы между русским (русинским) народонаселением и др. народностями в Галиции и Буковине//Там же. 1864. Т. 3. Кн. 8. Февр. Отд. 4. С. 196-202; О первом лит.-умственном движении русинов в Галиции со времен австр. владения в той земле. Львов, 1865; Неск. слов о Библии Скорины и о рукоп. рус. Библии из XVI ст., обретающейся в б-ке мон-ря св. Онуфрия во Львове. Львов, 1865; Львовское Ставропигийское братство и кн. Острожский. Львов, 1866; Карпатская Русь: Ист.-геогр. очерк. М., 1875; О нар. одежде и убранстве русинов или русских в Галичине и Сев.-Вост. Венгрии. СПб., 1877; Нар. песни Галицкой и Угорской Руси. М., 1878. 3 ч. 4 т.; Геогр. словарь западнослав. и югослав. земель и прилежащих стран. Вильна, 1884; Восп. о М. Шашкевиче и И. Вагилевиче//Лит. сб., изд. Галицко-рус. Матицею. Львов, 1885. Вып. 1. С. 10-36; Обозрение слав.-рус. письменности и нар. образования в Червонной Руси до занятия Галиции и Лодомерии австр. кордоном. Львов, 1889; Kopecnohдehцiя Я. Головацького в литах 1850-1862.

http://pravenc.ru/text/165277.html

Татары двинулись к Новгороду, но, не доходя ста верст до города, около Игнача Креста поворотили на юг. Они, вероятно, испугались новгородских топей и болот, которых монголы, будучи жителями степных сухих мест, боялись вообще. В будущей Калужской губ. прославились своим мужеством жители маленького города Козельска. Слабые числом, но сильные верою, они положили между собою: «наш князь (Василий, из Ольговичей) – младенец, но мы, как верные слуги, должны умереть за него; оставив здесь добрую славу, на небе приимем венцы от Христа Бога». Семь недель они мужественно выдерживали осаду. Когда же татары, разбив городскую стену, взошли на вал, козельцы резались с ними ножами, ворвались в их стан и перерезали четыре тысячи человек, пока сами не были все до одного перебиты. Татары назвали Козельск «злым городом». В следующем – 1239 – году, три отдельные группы татар опустошали Россию. Обратили они в пепел Переяславль южный и Чернигов, подходили к Киеву, а также опустошали берега Оки и Волги. Зимой 1240 г. Батый пошел на Киев. Татарское войско было так многочисленно, что, по словам летописца, от скрипа телег обоза, от рева верблюдов и от ржания коней нельзя было слышать человеческого голоса. Киев в это время взят был Даниилом Галицким. Оборонять его от татар он поручил тысяцкому Димитрию, который и проявил исключительное мужество. После продолжительной осады, причем стенобитные машины осаждающих били стены города день и ночь, Киев был взят 6 декабря. Последнее сопротивление Димитрий оказал в Десятинной церкви, вокруг которой он воздвиг деревянные укрепления. В бою, исходя кровью от ран, он запирается со сподвижниками в церкви и продолжает сражаться. Раненым приведен он к Батыю, который, пораженный его мужеством, даровал ему жизнь. В Киеве все было ограблено, или сожжено и истреблено. То же испытали Волынь и Червонная Русь. Батый двинулся в Зап. Европу, и передовые отряды его доходили почти до Вены. Получив известие о смерти Угедея, он остановил наступление и повернул назад. Возвратившись в половецкую степь в 1242 г., Батый утвердил свое пребывание на восточном краю ея, на берегах Волги. Тогда же пошли к нему русские князья для изъявления покорности и для получения утверждения на своих престолах. Затем они должны были предпринимать очень далекие и трудные путешествия в Каракорум к великому хану. Батый (ум. в 1255 г.) построил город Сарай (значит дворец) в 110 вер. от Астрахани. Орда эта стала называться сарайской или золотой (палатки ханов ставились на шестах, покрытых золотыми листами). Путешествия в Каракорум прекратились довольно скоро, т. к. в второй половине 13 века великий хан сделался императором китайским. Им основан был гор. Дайду, буд. Пекин. Прекратилось существование великого ханата, установленного Чингиз-ханом. В самой России, как в стране вассальной, появлялись, преимущественно для сбора податей, ханские наместники, называвшиеся баскаками.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Пули в груди цветами вырастут из-подгрудья. Видишь, там поле маков? Видишь, там с мёдом улья? Верить хочу я, верить пусть по наивности малой. Карл был разбит двенадцатый всё-таки под Полтавой! Гордые шведы, ляхи сколько бы не ходили, сколько бы ни манили вас, малороссов, или Галицких, Русь-червонных, кельтов да венгров исконных, лучше срастись и остаться в белые кисти акаций, чем так всю жизнь плеваться. Бог наш един распятый, речи, глаголы, яти! Иже ты нас не отверзи! Снова пришей нам земли, реки, моря, озёра, рощи, леса, апрели, снова в едином теле наши куски империи, наши куски кровящие, вырванные, саднящие. Всё остальное подобия в цинковых малых надгробиях! Если не мир, то – цинк! Знайте, Иосиф Бродский, друг ваш живёт на плоской, там где арбузы, равнине! Может быть, он и милый, но мне отсюда не видно, я просыпаюсь – заснул он, где я засну, он проснулся! Всё-таки лучше вместе. Вместе – это по-русски! ВОЙНА И ТЫЛ Дедушка Артемий Васильев погибший в сорок втором непогибший потому, что он часть меня. Он – место силы! Моей русской, былинной. Стрибог, Сирин, Вишну, он Добрыня Никитич, Алёша Попович, Феофан Прокопович. Часть моей родословной, которая дышит. Дед Артемий погибший, но непогибший. Он стоял долго в яме среди русских трупов под Демидово. Рядом со вырванным чревом была девушка – русские косы… в тулупе, рядом мальчик – семи лет, похожий на древо то ли сизой осинки (хрустело, звенело возле деда), а то ли подкошенной белой берёзы. Дед (подбитые ноги) лежал долго между холодеющими на ветру в странных позах. Говорят, что война, что война – мясорубка. Там жутко. Дед лежал третьи сутки. А затем пришли наши. Нашли и достали. Положили его на носилки и сани. Повезли. Замотали жгутами, бинтами и накрыли тулупом от девушки, в талии чуть зауженном. «Ей ни к чему. Вам нужнее!» Так несли моего дорогого, родного неумершего деда вдоль сизой аллеи, вдоль сожжённого напрочь села. Не умею я читать! И писать! И кричать не умею оттого, что меня ещё нет. Стану позже. Я из деда погибшего встану сильнее,

http://ruskline.ru/analitika/2022/12/15/...

III. вероисповедание и отношение к католикам и православным А как же с вероисповеданием? Ведь к 19 веку вся Прикарпатская Русь исповедала униатство. Но это было униатство совсем другого рода, чем нынешнее. Сами галичане называли, да и считали себя не католиками, а православными. Их униатство заключалось разве что в том, что они поминали Римского Папу, как своего Предстоятеля Церкви. Во всём остальном - Униатская церковь того времени почти не отличалась от православной церкви России. Не удивительно, что 1848 г. русские солдаты проходя по Прикарпатской Руси в походе в восставшую Венгрию не отличали униатскую церковь от своей русской православной. Конечно католики, в особенности миссионерские монашеские ордена, пользуясь неограниченной поддержкой власти, прилагали немалые усилия, чтобы окатоличить прикарпатских униатов, но неизменно натыкались на твёрдое отстаивание народом Прикарпатья своей «православной» униатской веры. Католикам не удалось даже перевести униатскую церковь на григорианский календарь. Хотя государственные институты австрийской Руси жили по новому стилю, в церкви сохранялся (и сохраняется до сих пор) юлианский календарь. Более того, у прикарпатских униатов есть исповедники и даже мученики, положившие свою жизнь, отстаивая свой православный обряд и свою русскость. Отметим мимоходом, что нынешние униаты-русофобы не только не являются идейными потомками исторических униатов, а скорее наоборот, должны бы считаться Исавами, продавшими своё первородство за чечевичную похлебку... К 60-м гг. 19 века поляки вполне успели приспособиться к австрийскому владычеству и вернуть себе ведущую роль в политической жизни Галиции. В немалой степени именно польскому элементу Галиция обязана появлением украинофильской партии, возникшей в 60-х годах 19-го столетия как альтернативы традиционно-историческому русскому пути Червонной Руси. Отличительной чертой украинофильской партии всегда была то явная, то скрытая, но всегда присутствующая в её жизни русофобия . Вся вторая половина 19-го столетия для Галиции - это всё более ужесточающееся противостояние этих двух партий. Своего апофеоза эта борьба достигла накануне Первой мировой войны. Когда Царь-отец и Родина-мать довели свой раздор до войны, любящие своих родителей дети становятся хуже сирот. Русофильская партия потеряла самую возможность существования: каждый ее член должен был сделать суровый выбор между Государством и Родиной, как дитя разводящихся родителей между отцом и матерью. Самая суть русофильсого направления Галицкого общества - верность Габсбургской монархии и любовь к своим русским корням вступила в трагическое внутреннее противоречие, а «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Матф.12.25). Не устояла и русофильская партия. Она, как Спаситель перед клеветниками, молча, под улюлюканье своих противников - украинофилов, взошла на свою собственную голгофу, которой для нее стал немецкий концентрационный лагерь Телергоф.

http://ruskline.ru/colonka_redaktora/200...

Потратив последние средства на издание своих трудов и уплату долгов типографии, З. в преклонном возрасте остался практически нищим. За ним ухаживали 2 его незамужние дочери. Незадолго до смерти он обратился за помощью к Погодину, к-рый выслал ему через консула 150 р. серебром. Возможно, через Погодина терпящим бедствие слав. деятелям передавалась финансовая помощь от российского императора, но это делалось втайне. З. горячо поблагодарил Погодина в письме и добавил: «...в православной только России милостыня зовется святой» (Письма Д. Зубрицкого. 1880. С. 616). Похоронен на Лычаковском кладбище во Львове. В историографии оценка творчества З. весьма противоречива. В биографических публикациях, вышедших в России до 1917 г., он изображался как историк европ. масштаба, труженик науки, патриот России и Галиции как ее части (Н. А. Попов, Ф. Ф. Аристов). После 1917 г. имя З. долгое время практически не упоминалось в лит-ре. Интерес к нему в советский период возобновился на Украине, причем местные историки оценивали его как крепостника, представлявшего интересы галицко-укр. помещиков, к-рый одновременно преклонялся перед российским самодержавием и оставался верноподданным габсбургской монархии (Г. Ю. Гербильский). В постсоветский период интерес к З. на Украине сохранился. И. В. Орлевич, собрав большой материал о работе ученого в Ставропигийском ин-те, поставила З. в вину, что он не обращался к историческому прошлому галицких украинцев и не обосновывал их право на политическую независимость. Соч.: O uprawie koniczyny: Rada dla pospolitego rolnika. Lwów, 1821; Uprawa lnu: rzecz dla galicyiskich gospodarzy. Lwów, 1829; Historyczne badania o drukarniach Rusko-sowiaskich w Galicyi. Lwów, 1836 (то же: Временник Ставропигийского ин-та на 1913 г. Львов, 1912. С. 1-54); Rys do historyi Narodu Ruskiego w Galicyi i hierarchii cerkiewnej w teme Królestwie. Lwów, 1837. Zesz. 1: Od zaprowadzenia Chrzeciastwa a do opanowania Rusi Czerwonej przez Kazimierza Wielkiego od r. 988 do r. 1340; Kronika miasta Lwowa. Lwów, 1844 (то же: Xpohika мicma Львова. Льbib, 2002); Критико-ист. повесть временных лет Червонной или Галицкой Руси/Пер. с польск.: О. М. Бодянский. М., 1845; Начало унии/Пер. с польск.: А. А. Майков//ЧОИДР. 1848. Отд. 3. Кн. 7. С. 1-36; Granice midzy Ruskim i Polskim Narodem w Galicyi. Lwów, 1849 (то же: Grдnzen zwischen der russinischen und polnischen Nation in Galizien. Lemberg, 1849); Летопись Львовского ставропигиального братства, по древним док-там составленная. СПб., 1850; История древнего Галичско-Русского княжества. Львов, 1852-1855. 3 т.; Аноним Гнезненский и Иоанн Длугош: Лат. выписки из их соч., ст., относящихся к истории Галичско-Владимирской Руси, за период от 1337 по 1387 г., с рус. пер. и крит. исслед. и замеч. Львов, 1855; Галицкая Русь в XVI ст./Пер. с польск.: А. А. Майков//ЧОИДР. 1862. Кн. 3. С. 1-84.

http://pravenc.ru/text/200107.html

. «Татарское нашествие в XIII в., разгром Киева и перенесение центра государства во Владимир на Клязьме как бы отторгли Червонную Русь от единения с Великороссией. С тех пор и до нашего времени Галиция находилась во владении то Польши, (1340; 1382) то Венгрии (1370), то Австрии» (1772 - первый раздел Польши)». (5). В Австрийской монархии она составляла автономную область под названием «Königreich Galizien und Ladomerien». Далее следует очень важный на наш взгляд вывод: «Но несмотря на то, что в течение последних шести веков в Галиции господствовали порядки, чуждые массе коренного населения, тем не менее оно, это население, или, точнее, население восточной части Галиции, - сохранило главнейшие черты киевских славян. Галичане, как по говору и одежде, так и по обычаям и по укладу своей жизни, напоминают малороссиян; их называют часто " русинами " , по-немецки и по-венгерски - Ruthen» (5). . . Не менее важным оказался для Галиции и вопрос о «киевской вере». Здесь, очевидно следует процитировать несколько документов, проливающих свет на этот вопрос. Обратимся к Н. Д. Тальбергу: «Верными Православию оставались князья дети и внуки Даниила и брата его Василько. Но около 1336 г. угас в мужской линии род Галицко-Волынских князей, потомков Мстислава II Изяславича. Две галицких княжны были замужем - одна за литовским князем Любартом Гедиминовичем... другая за мазовецким князем Тройденом. Любарт по жене получил Волынь, сын Тройдена Юрий II- Галич. Любарт остался верен Православию, Юрий же, воспитанный в греческой вере, затем по наущению польского короля, отпал в католичество. Сделавшись галицким князем, Юрий II - Болеслав, по наущению папы и поляков, теснил православных и вообще все русское. В 1340 г. он был отравлен галицкими боярами. Мстителем за него... выступил король Казимир Великий. Папа усердно помогал ему... В 1340 г. Казимир вторгся в Галицию, замышляя подчинить всю страну римской церкви. На время Любарту удалось вытеснить поляков. Но затем Казимир уже прочно завладел Галицией. Любарт отстоял Волынь... Одно время Галицией правил потомок Пяста, польский князь Владислав Опольский. Покидая позднее Галицию, он увез древнюю чудотворную икону Божией Матери, которая по преданию принесена была из Византии еще при св. кн. Владимире. Эту икону он поставил в Ченстохове... Папа учредил для Галиции, входившей в состав Польши, и юга России латинские епископства... особым рвением отличались монахи доминиканцы. В 1381 г. учреждена была там, под заведыванием доминикан, инквизиция » 7 ..

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/o...

Стремление Рима к подчинению южно-русской церкви. – Соседнее с Венгрией и Польшей, обособившееся и отделившееся от остальной Руси, сильное и обширное владимиро-галицкое княжество, уже по своему положению и по своим политическим отношениям, более сталкивалось с католичеством, нежели прочие русские княжества. Венгерское королевство в рассматриваемое время было самым близким соседним государством Галиции. Угры, с давних пор, кажется со времени св. Стефана, присваивали себе права на Червонную Русь и предъявляли их при каждом случае, употребляя, в то же время, средства к распространению в ней латинства. К несчастью для галицкого княжества, в нем образовалась противонародная партия бояр, которые готовы были для своей выгоды отдать престол чужеземцу и на которых всегда могли рассчитывать мадьяры. С другой стороны стояла Польша, ближайшим образом краковско-сандомирское княжество, которое было тем же по отношению к прочим польским княжествам, чем киевское в отношении к прочим русским, т. е. первопрестольным. Сношения владимиро – галицкого княжества с Польшей и Венгрией, то дружественные, то враждебные, происходили непрестанно. Русские князья выдавали своих дочерей за венгерских и польских князей, и брали в замужество княжен венгерских и польских. При слабом развитии политического сознания в то время, это имело большое влияние не только на личную дружбу и вражду государей, но и на государственные дела и на политические союзы. Русские князья, лишившись уделов, или изгнанные из своих волостей, русские княгини покинутые мужьями или оставшиеся без защиты, искали убежища в польских княжествах и в Венгрии 15 . И наоборот, польские князья при таких же обстоятельствах искали помощи и защиты у русских. При родственной близости многих Пястовичей и Рюриковичей, молодые русские князья нередко воспитывались при польских, и польские – при русских княжеских дворах 16 . Папа и латинское духовенство пользовались всеми этими обстоятельствами для распространения своего владычества в стране, которая не подчинялась их власти, для приведения ее под власть римского престола.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Границы Волынской епархии. Её пространство, народонаселение, устройство поверхности, реки, озёра, болота, почва, царство ископаемых, климат, разделение на округи и её управление Волынская епархия, пределы которой совпадают с пределами Волынской губернии, составляет одну из трёх епархий юго-западного края Европейской России 42 . Границами её служат на севере – Гродненская и Минская губернии, на востоке – Киевская губерния, на юге – Подольская губерния, на юго-западе и западе – Австрийская империя (Галицкая или Червонная Русь) и на северо-западе – Люблинская губерния. Епархия эта лежит между 49° и 52° северной широты и между 41¼° и 47½° восточной долготы. Она занимает пространство в 63,126 кв. вёрст. По пространству своих площадей уезды епархии располагаются в следующем порядке: 1) Овручский – самый большой – занимает 9272,9 кв. вёрст, из которых под озёрами 2,9 кв. вёрст; 2) Ровенский – 7567 кв. вёрст, из которых под озёрами 3,5 кв. вёрст; 3) Житомирский – 6732,1 кв. вёрст; 4) Луцкий – 6625,9 кв. вёрст, из которых под озёрами 9,4 кв. вёрст; 5) Ковельский – 6459,1 кв. вёрст, из которых под озёрами 38,9 кв. вёрст; 6) Новоград-Волынский, – 6381,4 кв. вёрст; 7) Владимир-Волынский – 5692,8 кв. вёрст, из которых под озёрами 45,5 вёрст; 8) Дубенский – 3477,7 кв. вёрст; 9) Заславский – 3055,2 кв. вёрст; 10) Кременецкий – 2919,1 кв. вёрст; 11) Острожский – 2693 кв. вёрст; 12) Староконстантиновский – самый меньший – 2249,8 кв. вёрст. На этом пространстве епархии живёт народонаселения всего – 2,140,490 человек. По числу жителей, города епархии располагаются в следующем порядке: 1) Житомир – 54,827 душ обоего пола; 2) Староконстантинов – 17,978 д. об. п.; 3) Острог – 16,522 д. об. п.; 4) Ковель – 13,980 д. об. п.; 5) Луцк – 13,771 д. об. п.; 6) Новоград-Волынск – 13,586 д. об. п.; 7) Кременец – 10,579 д. об. п.; 8) Заслав – 10,117 д. об. п.; 9) Владимир-Волынск – 8,042 д. об. п.; 10) Ровно – 7295 д. об. п.; 11) Дубно – 7255 д. об. п. и 12) Овруч – 6478 д. об. п.; всего в городах жителей – 180,430 д.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010