Закрыть Калиф на час по-закарпатски Александр Каревин   08:49 25.03.2014 322 Время на чтение 7 минут Исторического персонажа, о котором пойдет речь, называют сегодня на Украине выдающимся политиком, видным ученым, крупным педагогом, талантливым публицистом и, пожалуй, самое важное, «еще одним украинским президентом». И вот что примечательно: ныне, когда Украина стремительно превращается в тоталитарное нацистское государство, многие СМИ приурочили к юбилею хвалебные материалы. Героизация фашистского диктатора Закарпатья пошла полным ходом. И это с точки зрения правящего режима вполне логично. В свете сегодняшних обстоятельств сей деятель выглядит предтечей некоторых современных политиков. Потому и рассказ о нем будет своевременным. Правда, несмотря на обилие хвалебных эпитетов, знают об этом деятеле мало. Всеукраинской известности сей «украинский президент» никогда не имел. Был он фигурой сугубо регионального масштаба. Но вспомнить о нем стоит. К тому же повод есть соответствующий. Не так давно (17 марта) исполнилось 140 лет со дня рождения Августина Волошина. Родился он в закарпатском селе Келечин, в семье греко-католического священника. В современных панегириках Волошину можно прочитать, что родители воспитывали его патриотом, у мальчика с детства сформировалось «украинское национальное сознание» и т.п. На самом деле никакого «украинского национального сознания» в Закарпатье тогда не было и быть не могло. В административном плане край принадлежал к венгерской части Австро-Венгрии, и это существенно сказывалось на развитии местного общества. Если австрийские власти, стремясь денационализировать подведомственные русские земли - Червонную (Галицкую) и Зеленую (Буковинскую) Русь - прибегали к взращиванию украинского движения, то венгры в Угорской (Закарпатской) Руси действовали менее изощренно. Они откровенно мадьяризировали подконтрольную территорию, пытаясь превратить местных русинов в венгров (мадьяров). Пытались, впрочем, не очень успешно. Какие бы принудительные меры не использовало правительство, коренные жители Закарпатья в своем большинстве все равно относили себя к единой русской (велико-, мало- и белорусской) нации.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Государь принял участие в торжественном молебне, на который помимо Свиты Государя также прибыли председатель Государственной Думы М.В.Родзянко, член Государственного Совета князь Д.П.Голицын-Муравлин, депутаты Госдумы от фракции русских националистов В.А.Бобринский, Д.Н.Чихачев и др. «Огромный храм был переполнен до тесноты, свидетельствует владыка Евлогий, генералы, офицеры, солдаты, русские, служащие в разных ведомствах (среди присутствующих я увидал Председателя Государственной думы Родзянко), местное галицкое население - все слилось воедино; длинная вереница священнослужителей, в золотистых облачениях, с о. протопресвитером Шавельским впереди, - и все это шествие возглавлялось мною. Момент был не только торжественный, но и волнующий, захватывающий душу...» Приветствуя Государя, архиепископ Евлогий произнес торжественную речь, в которой были такие слова: «Невыразимым восторгом бьются наши сердца при мысли о том, что наш Державный Венценосец, Самодержец Всероссийский, вступает, наконец, в этот древний Галицкий удел, в этот старый русский Львов, столицы славных князей русско-галицких, в эту историческую вотчину св. князя Владимира, хоть и отторженную некогда от единой Державной Руси, но никогда не прерывавшую своей родственной духовной связи с нею. ...Обагренная кровью, облитая слезами Галичина, быть может, еще не в состоянии устроить тебе, Великий Государь, достойной встречи; но сердца доброго галицкого народа широко открыты тебе и в них глубоко запечатлелся светлый и обаятельный образ Белого Русского Царя-Освободителя и Благодетеля Галицкого народа». Посетив после молебна госпиталь, в котором трудились его сестры - Великие княгини Ксения и Ольга, Государь отбыл в резиденцию генерал-губернатора, с балкона которой обратился к собравшемуся народу с кратким приветствием: «Спасибо за сердечный прием, да будет единая, могучая, нераздельная Русь, " ура " » . Царские слова были покрыты дружным несмолкающим «ура!». «Восторг тысячной толпы, сообщала пресса , достиг апогея во время манифестации у дворца генерал-губернатора, когда Государь вышел на балкон.

http://ruskline.ru/history/2015/04/23/ch...

Закрыть Украинское движение в Галиции в XIX в. в освещении галицко-русского публициста и общестенного деятеля О.А. Мончаловского Доклад, подготовленный для международной конференции, проходившей в Новозыбковском филиале БГУ 30.10.2016 617 Время на чтение 7 минут В докладе, подготовленном для международной конференции, проходившей 25-26 октября в стенах Брянского Государственного Университета, рассматриваются общественно-политические взгляды и отношение к украинскому движению известного представителя галицко-русского движения в Галиции О.А. Мончаловского, который в своих публицистических работах подчеркивал искусственность украинского движения и ложность исторических концепций, положенных в его основу. Известный галицко-русский общественный деятель и публицист Осип Андреевич Мончаловский (1858-1906) родился в семье учителя начальной школы в Каменка-Бугском уезде Восточной Галиции, входившей в то время в состав Австро-Венгрии. Окончив немецкую гимназию во Львове и юридический факультет Львовского университета, О.А. Мончаловский стал видным деятелем галицко-русского движения, которое отстаивало идею общерусского единства, трактуя галицких русинов как составную часть единого русского народа от Карпат до Камчатки. Сотрудничая в ряде ведущих галицко-русских периодических изданий, включая львовское «Слово», «Червонную Русь» и «Галичанин», Мончаловский особое внимание в своей публицистике уделял критике украинского движения, которое, пользуясь всемерной поддержкой австрийской и польской администрации в Галиции, стремилось переформатировать традиционную идентичность галицких русинов, вытравив из нее идеи общерусского единства и насадив особую украинскую идентичность. В своей полемике с галицкими украинофилами Мончаловский обращался как к историческим сюжетам, убедительно показывая цивилизационную общность всех исторических русских земель, так и к проблемам текущей политики, демонстрируя искусственность, вторичность и подчиненность «украинского проекта» интересам австрийской и польской политики в Галиции.

http://ruskline.ru/analitika/2016/10/31/...

(...) Великий, радостный день! Впервые после многих веков неволи и горя наш древний княжеский город и вся наша многострадальная страна восторженно и умиленно встречают сегодня своего долгожданного, природного, Русского Царя! Встречают открыто, торжественно, не угашая горячего порыва истомившегося народного сердца, не тая заветных дум и чаяний народных за глухой решеткой вековой тюрьмы. Встречают свободно, преданно и верно не далекого, чужого гостя, а родного и любимого Царя-Освободителя, первого державного Хозяина и Отца своего, великодушно завершающего и закрепляющего сегодня святой подвиг освобождения великой царственной лаской личного внимания и любви». Петроградское «Новое время» в свою очередь отмечало: «После славных побед русского оружия у древнеславянских княжеских городов Галича, Львова и Перемышля прибытие Государя Императора во Львов является актом закрепления воссоединения многострадальных червенских городов. Как Императрица Екатерина II, посещая в свое время белорусские города, повторяла: " Отторженная возвратих " , так ныне то же самое может быть сказано во Львове о судьбе Червонно-русской земли. Будем питать надежду, что появление русского Царя во Львое и червонно-русское торжество, заключающее первый период русских побед, окрылят наших чудо-богатырей на новые подвиги в Карпатах для того, чтобы скорее получили заслуженную свободу попираемые ныне врагом " Русь Зеленая " - Буковинская и Угорская Русь за высокими Карпатскими горами. " Да будет единая, могучая, нераздельная Русь " . Эти золотые слова Государя Императора раздаются по всей нашей великой родине, и дальнейшей заботой русской армии будет достигнуто завершение дела собирания земель русских, начатого московским князем Иоанном Калитой с благословения галицкого уроженца, московского святителя и чудотворца Петра» . Такие же настроения царили в те дни почти во всех изданиях, как правых, так и либеральных. Одно из них, издававшееся во Львове, выражало надежду, что визит русского Царя в Галицию, ставит точку в вопросе о Галиции, отныне ставшей «на вечные времена неотъемлемой частью великой Российской Империи» , а « историческая дата 9 апреля - как великий и незабываемый день единения русского Царя с единоверным и единокровным народом Карпатской Руси, - будет началом новой счастливой поры в нашей жизни, освобожденной от векового насилия и гнета» .

http://ruskline.ru/history/2015/04/23/ch...

Привет братьям – сынам Червонной Руси Сегодня пасхальным благовестом раздался голос Руси Православной, обращенный к древней вотчине славнодержавного князя Владимира, к Галицкой Руси, – голос, призывающий эту многострадальную область в полное единение с великою матерью, в ее объятия, к новой свободной жизни. Да благословит угодник Божий, великий святитель Петр, митрополит Московский и всея Руси, в благоухании святыни почивающий в самом сердце России – в священном Кремле, в Успенском соборе, да благословит он свою далекую родину – Галицкую землю – паки вернуться в великую семью общерусскую, да будут и Великая, и Малая, и Белая, и Червонная Русь – единою святою Русью!.. Сотни лет тосковала Червонная Русь, оторванная от родной матери, гонимая за веру православную фанатиками-папистами, лишенная непосредственного общения с родным народом, вечно подозреваемая в измене гонителям, отданная на растерзание жидам и немцам и их приспешникам, – и вот, наконец, желанный час настал: слышите ли, братья-Галичане – Христос воскресе!!! Это было лет 25 назад. Мою тихую келью в Троицкой Сергиевой Лавре посетил незабвенный печальник Галицкой Руси, отец протоиерей Иван Григорьевич Наумович. Что за милый, умный, добрый был старец – Царство ему Небесное! Бывало, встретишься с ним – не наговоришься. И вот я спрашиваю его: Как мирится ваша русская совесть с тем, что вы оторваны от родной Руси, что вынуждены, на виду у матери, быть в подданстве у чужого царя, быть в разобщении народной жизни, как будто вы и не русские? Не болит ли ваше сердце? Не скорбите ли вы на матушку-Россию, что она будто забыла вас?.. Вздохнул добрый старец глубоко-глубоко. С полминуты помолчал, а потом и говорит: Нет, не забыла нас матушка родимая, – мы верим, крепко верим в это; наш Царь- Батюшка, наш настоящий Император – это Русский Самодержец, а австрийский – это только арендатор: нашему Батюшке, Царю Белому, Православному угодно, чтоб мы до времени оставались в подчинении австрийскому императору, как бы в аренде были у него – мы и слушаемся: в Петербурге наш настоящий император, а австрийский – только арендатор!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Вот Владимир Красное Солнышко - для вас, я думаю, как идеал русского правителя и русского человека. Потом Александр Невский, который для воина - образец и направляющая сила... - Когда я молюсь, святой Владимир всегда со мной на иконке. Зачастую принятие христианства ассоциируется с мечом и кровью, но я скажу так: обычно Святого Владимира рисуют на иконах таким благочинным старцем, но, когда он крестил Русь, ему было всего 25 лет! Он 963 года, а крестил в 988 году. Молодой амбициозный князь, у которого гарем и прочее, вдруг приходит к пониманию Христа и идет против всего. Равноапостольная княгиня Ольга своему сыну Святославу тоже говорила: «Крестись!», но он отвечал: «Дружина засмеёт». Владимир не побоялся: он крестил сыновей, Киев и всю Русь. В этом заключается моё почитание князя Владимира: пойти практически против родовых укладов, против своего ближайшего окружения - вот духовный подвиг святого Владимира! Он понял, что Христос - это правда, это жизнь, это свет. С этим он пошёл сам и повёл остальных в 25 лет. И я очень люблю святую равноапостольную княгиню Ольгу. Многие не знают, какой вклад она внесла в развитие внутренней жизни Руси. Очень многие вещи: порядки, события она устанавливала. Касательно Александра Невского здесь у меня следующий выбор. Вот я полководец, и мне нужно либо пойти под папу римского, получив военную и материальную помощь Запада, либо пойти в порабощение к монголам, но оставить своё право веры. И он выбирает: лучше мы пойдём под физическое рабство и поклонение монголам, но зато оставим нашу святую веру, чем сделаем, как Червонная Русь. Кажется, князь Галицкий пошёл на сотрудничество, да? Ну и чем это закончилось? Нет Червонной Руси: она погибла в борьбе... - Все эти беды украинства и начались с Галицкой Руси, с этого поступка Даниила Галицкого. С Александром Невским всё ясно. Есть государь, которого я почитаю, но хотелось бы услышать Ваше мнение, - это Иван Грозный. - Начнём с того, что в келейной молитве я всегда поминаю его как Святого Государя, нашего Первого царя.

http://ruskline.ru/opp/2019/mart/26/hoch...

Качковского. Приводим две выдержки из речей, произнесенных во время этого празднества: «Незавидная, тяжкая судьба выпала на долю Прикарпатской, Червонной Руси. Колись (некогда) часть великой свято-Владимирской державы, затем могучее удельное княжество, чудная и богатая наша родина сделалась жертвою раздоров неразумных наших предков бояр, добычею наших коварных и лютых врагов. Палили ю монголы и татары, резали турки и мадъяры, нищили лях и жид и обезличил наконец немец! И упал наш Галич в неровной борьбе, замолкла песня свободы и счастья, застигли (застыли) даже стоны рабства и унижения, и на месте львовского княжеского замка на сей горе Данилы и Льва, повелевавших половиною Европы, вырос курган Люблинской унии, що то от стыда скрылся пред вами за горбом и деревами. Галицкая Русь перестала жити культурною жизнью. Не стало русских вельмож – цвета, оббили град и вихор листье от русского дуба – его интеллигенцию, поломала буря его ветви и суки и остался нагий могучий пень – народ, державшийся крепко русской земли глубоко сягающими широкими своими кореньями: верою в Бога, в Его правду и справедливость, преданиями славной русской старины и сознанием своей принадлежности к великой и могучей Руси. Остался нагий и голодный русский мужик. У него ворог отнял всё: и добро (имущество), и волю, и честь и человеческие права и считал его наравне со скотом, но не успел и не сумел выдерти ему (вырвать у него) его русскую душу, в которой таились задатки воскресения и возрождения. И таились они долго, долго на дне —313— страдающей и унывающей народной души, так долго, що ворог закрякал над поваленною к земле Галицкой Русью могильно-победную свою песнь «Niema Rusi», а великая русская земля зарыдала над падшею сестрицею: «Галич, где твои сыны? Горе, горе! Их спалили Полыни дикие костры, Их сманили, их пленили Польши шумные пиры: Меч и лесть, обман и пламя Похитили их у нас...» Но за скоро (преждевременно) устроили по нас тризну. Галицкая Русь очнулась после многовекового сна и возродилась к новой жизни в русском мужику.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Начало возникновения христианства в Галицкой Руси уходит в далекую эпоху. Историки соотносят это с установлением христианства в Киевской Руси, то есть с X веком, хотя и не исключают возможности, что первое слово христианской проповеди прозвучало в западно-украинских землях из уст учеников первоучителя славян Паннонского епископа Мефодия, епархия которого во времена Великоморавского князя Святополка простиралась на востоке за пределы галицкого Перемышля, до рек Буга и Стыря. Достоверно известно, что святой князь Владимир в конце X века был на Волыни в сопровождении двух епископов и обратил жителей этих мест в христианскую веру. Вот что об этом свидетельствует Никоновская летопись: «В 992 году Володимер ходил к Днестру с двумя епископами и многих людей поучал, крестил, и построил на земле червенской город в свое имя – Владимир, и церковь Пресвятой Богородицы построил, оставив здесь епископа Стефана, и возвратился с радостью». Следовательно, наши предки на Волыни и в Галичине были крещены тотчас же после крещения киевлян, то есть спустя 4 года после общего Крещения Киевской Руси во времена князя Владимира. Святой равноапостольный князь Владимир Великий назначил князем на Волынь своего сына Всеволода, которому подчинялась не только Волынь, но и все червенские города до предгорий Карпат. Следовательно, и духовная власть упомянутого в летописи епископа Владимиро-Волынского Стефана распространялась не только на жителей Волыни, но и на всю галицкую землю вплоть до Карпат. Возможно, что наши предки получили крещение от священников, посланных Владимирским епископом Стефаном, который объединил под своей святительской властью всю Червонную Русь. В 1141 году сын Перемышльского князя Володаря – Володимирко оставил Перемышль и перешел княжить в Галич на Днестре. Следуя примеру других русских князей, он не желал, чтобы его подданные обращались в церковных делах к епископу, находившемуся на территории соседнего Волынского княжества, и, заботясь о своем авторитете, стремился к тому, чтобы иметь в Галиче своего епископа. Согласно преданию и свидетельству некоторых летописей, первым епископом новой княжеской столицы – Галича стал епископ Алексий, юрисдикция которого распространялась на всю Галицкую Русь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

подписей русских галичан петиция в Венский парламент: " Высокая палата! Галицко-русский народ по своему историческому прошлому, культуре и языку стоит в тесной связи с заселяющим смежные с Галицкой землей малоросским племенем в России, которое вместе с великорусским и белорусским составляет цельную этнографическую группу, то есть русский народ. Язык этого народа, выработанный тысячелетним трудом всех трех русских племен и занимающий в настоящее время одно из первых мест среди мировых языков, Галицкая Русь считала и считает своим и за ним лишь признает право быть языком ее литературы, науки и вообще культуры. Доказательством этого является тот факт, что за права этого языка у нас в Галиции боролись такие выдающиеся деятели, как епископы Яхимович и Иосиф Сембратович, ученые и писатели Денис Зубрицкий, Иоанн Наумович, Устианович, Дедицкий, Головацкий, Площанский, Добрянский, Петрушевич, Гушалевич, из младших же - Залозецкий, Свистун, Хиляк, Мончаловский, Иван Левицкий, Дудыкевич, братья Марковы, Вергун, Яворский, Святитский, Глебовицкий, Глушкевич, Полянский и многие другие. Общерусский литературный язык у нас в Галиции в повсеместном употреблении. Галицко-русские общественные учреждения и студенческие общества ведут прения, протоколы, переписку на русском литературном языке. На этом же языке у нас сыздавна издавались и теперь издаются ежедневные повременные издания, как: " Слово " , " Пролом " , " Червонная Русь " , " Галичанин " , " Беседа " , " Страхопуд " , " Издания Галицко-русской матицы " , " Русская библиотека " , " Живое слово " , " Живая мысль " , " Славянский век " , " Издания общества имени Михаила Качковского " , расходящиеся в тысячах экземпляров " . Далее в петиции приводились требования свободы изучения и преподавания русского языка, истории и права на русских землях, входивших в состав Австро-Венгрии (Ф.Аристов. Карпато-русские писатели. Т. 1. - Москва, 1916). В пригородах Львова, в обычных селах, в начале двадцатого века было поставлено более 30 памятников А.

http://pravoslavie.ru/archiv/ruskarpaty....

Необходимо помнить пастырям о постоянной снисходительности Церкви к немощам верующих, и «потому ревность о чистоте Православия и преданность обрядам Православной церкви не исключает со стороны пастыря, по моему благословению, и отеческой снисходительности к немощам – так называемых – упорствующих». Последняя усердная просьба Архипастыря ко всем пастырям – это о мире и христианской любви не только к членам Православной церкви, но и к лицам инославного исповедания. Христианский пастырь не может быть, подобно ветхозаветному, безучастным к страданиям ближних, хотя бы иноверцев, тем более поселять вражду между своими чадами и чуждыми Православной церкви. «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» ( Рим.10:11, 18 ). К цели торжества Православной церкви пусть пастырь идет «путем света, христианской любви и честного исповедания истины, а не путем тьмы и обмана». «Приимите, дорогие мои сотрудники, сердцем слово, сказанное от любящего вас сердца. Твердо и неуклонно стойте на страже врученного вам стада Христова, да будете безупречны пред своею совестью и готовы в день суда Христова сказать Ему: вот я и дети, которых даль мне Бог». С особенной подробностью изложили мы главные мысли этого высокого «воззвания», потому что, по нашему мнению, в нем начертана просто, убедительно и сердечно вечная программа пастырства, – и читать это воззвание нужно было не только в 1898 г., но и теперь, завтра, можно бы сказать всегда, – но особенно тогда, когда пастырскую душу обуревают скорби, недоумения, смущения... Таким же высоким и общеучительным характером отличается и первое «воззвание» «к воссоединенным от унии православным, в Холмской Руси и Подляшьи находящимся». Написано в 1898 году – в год вступления Святителя на кафедру, и самим Владыкой прочитано 8 сентября в Холмском кафедральном соборе. Это было время, когда враги Православия и русской народности, воспользовавшись всенародной переписью (1897 г.), внесли смуту в среду воссоединенных и причинили Холмской церкви много тревог и скорбей. Преподав благодать и мир от Бога, Архипастырь, по примеру Апостола, начинает воззвание благодарением Богу за милость Его быть чадами св. Православной церкви. Исторически созерцает Холмско-Червонную Русь, крещенную при св. Владимире; вспоминает великого защитника Православия князя Даниила Романовича Галицкого, возлюбившего Холм, построившего в нем храма. Богородицы, в котором от древних дней хранится чудотворный образ Холмской Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Ekzemp...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010