Изображение иконы Гаиания Армянская, прмц. #4946 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Гаиания Армянская, прмц. #4946 Эта страничка относится к разделу   Гаиания Армянская, прмц. Скачать или распечатать изображение 4946.jpg 1200x833, 1 MPix, 194 Kb. 10.2x7.1cm @ 300DPI (15.2x10.6cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 2 (170) , (10) . в этом году (за прошлые годы с 2009-12-14) Происхождение изображения: Загружено 2009-12-14, анонимно. Описание: [Константинополь. 985.] Мцц. Рипсимия, Гаиания. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Гаиания Армянская, прмц. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-4946

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Рипсимия Армянская, прмц. Описания иконы Рипсимия Армянская, прмц. - житие СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ГРИГОРИЙ, МУЧЕНИЦЫ РИПСИМИЯ И ГАИАНИЯ День памяти: Сентябрь 30 Григорий просветитель Армении Святитель Григорий Армянский Священномученик Григорий, просветитель Великой Армении, родился в 257 году. Он происходил из рода парфянских царей Арсакидов. Отец святителя Григория, Анак, домогаясь армянского престола, убил своего родственника, царя Курсара, за что весь род Анака подвергся уничтожению. Григория спас некий родственник: он вывез младенца из Армении в Кесарию Каппадокийскую и воспитал в христианской вере. Возмужав, Григорий женился, имел двух сыновей, но вскоре овдовел. Сыновей Григорий воспитал в благочестии. Один из них - Орфан, впоследствии стал священником, а второй - Аростан принял иночество и ушел в пустыню. Чтобы искупить грех своего отца, убившего отца Тиридата, Григорий вступил в свиту последнего и был ему верным слугой. Царевич Тиридат любил Григория, как друга, но не терпел его христианского вероисповедания. По восшествии на армянский престо[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-2787

Художественное оформление А. г. отвечает ориентации на поствизант. искусство, отдельные элементы свидетельствуют о влиянии западноевроп. и иран. искусств, сохранились черты местной художественной традиции. Миниатюры располагаются по одной в начале каждого чтения, согласно установившейся в X-XI вв. традиции украшения визант. литургических кодексов. Следуя распорядку литургических чтений на церковный год, миниатюры создают своеобразный иллюстрированный календарь важнейших христ. праздников (Рождество Христово, Вознесение Христово, Воскрешение Лазаря, Зачатие Анны и др.), житийных (прор. Захария, Харитон Исповедник, вмч. Никита, мученицы Рипсимия и Гаиания и др.) и литургических композиций. В сборнике 58 миниатюр, выполненных сыном протоиерея царского двора Микелой и свящ. Сабой, упоминаемыми в приписках к рукописи. Для мастеров характерна четкость построения композиций, использование распространенных версий сюжетов, что свидетельствует о связи с образцами груз. рукописи XIV-XV вв. Западноевроп. элементы отражены в композициях «Поклонение волхвов», «Встреча у Золотых ворот» и др. В палитре художников яркие цветовые акценты чередуются с типичными для 2-й пол. XVII в. мутными тонами синего, светло-коричневого, желтого, смягчающими нек-рую резкость цветовой гаммы (особенно в миниатюрах свящ. Сабы). Микеле принадлежат 8 миниатюр, отличающихся точностью рисунка и пропорциональностью построения фигур. Манера исполнения Сабы, к-рому принадлежит большинство миниатюр А. г., отличается грубовато-упрощенным характером, в композиционном построении заметно увеличение размеров изображаемых фигур. Своеобразие художественных приемов свящ. Сабы определяется его увлеченностью орнаментальными мотивами, возникшими под влиянием персид. искусства. Лит.: Жордания Ф. Описание рукописей и старопечатных книг Тифлисского Церковного Музея духовенства Грузинской епархии. Тифлис, 1903. С. 31-33; Шмерлинг Р. Образцы декоративного убранства груз. рукописей. Тбилиси, 1940. С. 66, 69; Амиранашвили Ш. Грузинская миниатюра. М., 1966. С. 37-39; А/ . , . , . . . . , 1973. С. 97-102; Девдариани Ф. Иллюстрированные груз. богослужебные сборники - гулани XVII века: Группа миниатюр Анчисхатского гулани//2-й Междунар. симп. по груз. искусству. Тбилиси, 1977; она же. Заказчик миниатюр Анчисхатского гулани - католикос Николоз Амилахвари//Дзеглис Мегобари. Тбилиси, 1981. 57. С. 60-65; она же. Анчисхатский гулани - иллюстрированный кодекс XVII в.//4-й Междунар. симп. по груз. искусству. Тбилиси, 1983.

http://pravenc.ru/text/75562.html

— Жених мой, Христос! Я не отступлю от Тебя и не положу хулы на мое святое девство. Она посоветовалась с сестрами монастыря и с своей игуменье Гаианией, и вот собравшись, она и все сестры убежали тайно из монастыря. После несказанных лишений во время пути, претерпевая голод и бесчисленные трудности, они пришли в Армению и поселились близ города Арарата 5 ]. Здесь стали они жить в виноградниках, причем наиболее сильные из них ходили на работу в город, где и добывали себе и прочим сестрам средства для необходимого пропитания. Всех дев, согласившихся так страдать и претерпевать в странствиях лишения и скорби из-за сохранения чистоты девства, было тридцать семь. Получив уведомление, что Рипсимия с прочими сестрами монастыря убежала в Армению, Диоклитиан послал к армянскому царю Тиридату, с которым состоял в большой дружбе, такое извещение: — Некоторые из христиан обольстили Рипсимию, которую я желал сделать своею женой, и вот она предпочитает скитаться со стыдом по чужим странам, нежели быть мне женою. Найди же ее и отошли к нам, или, если пожелаешь, возьми ее в жены себе. Тогда Тиридат отдал приказ повсюду искать Рипсимию и, узнав, где она находится, велел, чтобы предупредить ее бегство, поставить вокруг ее местопребывания стражу. Получив известие от лиц, видевших Рипсимию, что последняя — удивительной красоты, он разгорелся пламенным желанием овладеть ею и послал к ней все приличествующие царскому сану украшения, чтобы, наряженная в них, она была приведена к нему. По совету игумении Гаиании, под руководством которой она воспитывалась от юности, Рипсимия отвергла все присланные Тиридатом украшения и не пожелала идти к нему. Сама же игумения Гаиания говорила посланным от царя: — Все сии девицы уже обручены Небесному Царю и невозможно, чтобы какая-нибудь из них вступила в брак земной. После этих слов внезапно ударил оглушительный гром и был слышен небесный голос, говоривший девам: — Дерзайте и не бойтесь, потому что Я с вами. Посланные воины так устрашились ударов сего грома, что пали ниц на землю, а некоторые, попадав с лошадей, умерли, истоптанные ногами их. Посланные ни с чем возвратились к царю в страшном ужасе и пересказали ему всё бывшее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Исполнившись яростного гнева, царь послал тогда одного из князей с большим воинским отрядом, чтобы изрубить мечами всех дев, а Рипсимию привести насильственно. Когда воины с обнаженными мечами напали на дев, Рипсимия сказала князю: — Не губите сих дев, меня же ведите к вашему царю. И взяли ее воины и повели, не причинив никакого зла прочим девственницам, которые по удалении воинов скрылись. Во время пути Рипсимия призывала на помощь своего Жениха-Христа и вопияла к нему: «Избави от оружия душу мою и из руки песии единородную мою» (Пс. 21:21) . Когда Рипсимия была введена в царскую опочивальню, она возвела гор е свои телесные и душевные очи и усердно со слезами молилась Богу, чтобы Он всесильною Своею рукою сохранил неврежденным ее девство. При этом она вспоминала чудесную и милостивую Его помощь, которую Он древле являл находившимся в бедствиях людям: как Он спас израильтян от руки фараоновой и от потопления (см. Исх. гл. 14–15), сохранил невредимым Иону во чреве китовом (см. Ион., гл. 1), трех отроков соблюл в печи от огня (см. Дан., гл. 3) и избавил от прелюбодейных старцев блаженную Сусанну (см. Дан., гл. 13), — и молила она Бога, чтобы и самой ей быть спасенной таким же образом от Тиридатова насилия. В это время вошел к Рипсимии царь и, увидев необыкновенную ее красоту, сильно воспламенился ею. Движимый лукавым духом и телесною похотью, он подступил к ней и, обнимая ее, пытался сделать над нею насилие; она же, укрепляемая силою Христовою, твердо сопротивлялась ему. Царь долго боролся с нею, но не мог причинить ей никакого вреда. Ибо сия святая дева с помощью Бога оказалась более сильною, чем славный и сильный воин Тиридат. И вот тот, который некогда победил без меча готского князя и поразил персов, теперь был не в силах одолеть Христову деву, потому что ей, как некогда первомученице Фекле, телесная сила подавалась свыше. Ничего не достигнув, царь вышел из опочивальни и повелел послать за Гаианией, зная, что она была наставницею Рипсимии. Ее скоро нашли и привели к царю, который стал просить Гаианию убедить Рипсимию исполнить его волю. Гаиания же, придя к ней, стала говорить ей на латинском языке, чтобы ее слов не могли понять находившиеся там армяне. Она говорила Рипсимии совсем не то, что было угодно царю, но то, что было полезно для ее девической чистоты. Она прилежно учила Рипсимию и наставляла, чтобы та до конца соблюдала обрученное Христу свое девство, чтобы помнила о любви Жениха своего и об уготованном ее девству венце; чтобы боялась Страшного суда и геенны, которая пожрет не хранящего своего обета.

http://pravoslavie.ru/86690.html

На происходящей из мон-ря Шиомгвиме иконе XVII в. (ГМИГ) Н. представлена в рост, фронтально, с крестом в поднятой и отведенной в сторону правой руке, со свернутым свитком в левой руке перед грудью. На ней красное платье с золотыми каймами, расшитыми жемчугом и камнями по подолу, вороту, поясу и на манжетах. Поверх платья надета голубовато-серая с белой разделкой мантия с охристым исподом, застегнутая под воротом, прикрывающая плечи, симметричными складками спадающая по сторонам фигуры; мантия также украшена расшитыми золотыми каймами, но узкими. Платье и внутренняя сторона мантии покрыты тонким золотым орнаментом. На голове поверх красного чепца, под к-рый убраны волосы, надет белый плат. На ногах - красная обувь. Крест 8-конечный, удлиненных пропорций. На тонком древке и центральной горизонтальной перекладине, а также в месте их пересечения имеются круглые утолщения, но характерных для креста Н. опущенных поперечных ветвей нет. По сторонам нимба в 2 прямоугольных дробницах с заостренными торцевыми сторонами, на красном фоне золотом выполнена надпись с именем святой на груз. языке. За основу иконографии иконописцами мог быть взят образ вмц. Параскевы Пятницы. Именно на него, как на тип для уподобления при изображении мучениц, не раз указывает, в частности, иконописный подлинник сводной редакции XVIII в. по списку С. Т. Большакова (напр., в описании мучениц Татианы, Капитолины, Севастианы, Мелетины, Домники и др., а также группы святых: «...мучениц 40 жен… вси аки Пятница», см.: Большаков. Подлинник иконописный. С. 41). О внешности же самой вмц. Параскевы Пятницы подлинник сообщает: «…риза киноварь, испод лазорь, на голове плат бел, а в руце свиток, а в левой руке крест» (Там же. С. 43). Уподобляются облику вмц. Параскевы и св. спутницы Н.- Рипсимия и Гаиания (Там же. С. 35). Иконописная традиция изображений Н. была продолжена в XIX - нач. XX в., а в нач. XXI в. наряду с использованием уже известных образцов и на их основе иконописцами были разработаны новые изводы с образом святой. Один из наиболее широко распространенных примеров иконографии - изображение Н., держащей в поднятой и отведенной в сторону правой руке крест из лозы с характерным изгибом перекладины, перевязанной волосами; левой рукой она поддерживает перед грудью закрытое Евангелие. Облачение Н. нередко составляют хитон синего цвета и светло-охристая верхняя одежда с широкими рукавами. На голове - белый плат, накинутый поверх свисающих длинными прядями распущенных волос. В надпись обычно включается полная титулатура с указанием чина прославления Н.: «Св. равноапост.(ольная) Нина просв(етительница) Грузии». Вариантом этой иконографии является изображение святой с развернутым свитком в левой руке вместо Евангелия. На иконах этого периода Н. изображена либо с распущенными, либо с убранными под головной убор волосами.

http://pravenc.ru/text/2577665.html

В 923-924 гг. Армения подверглась нападению войск Саджидов. О. Д. укрылся в мон-ре Гегард , затем последовательно переезжал в Севанский мон-рь, Бюракан и Багаран . В 927 г. по приглашению царя Гагика I Арцруни и его брата Гургена О. Д. прибыл в Васпуракан, где (скорее всего в мон-ре Ахтамар ) провел неск. последних лет жизни и завершил работу над книгой «История Армении». Похоронен в Дзорованке. Еще в средние века О. Д. получил почетное прозвище Патмабан (Историк). Его соч. «История Армении» охватывает период от Всемирного потопа (следуя традиции арм. историографии, происхождение арм. народа О. Д. связывает с младшим сыном Ноя Иафетом ) до 924 г. Книга состоит из предисловия, собственно истории и заключения; деление на главы и разделы было выполнено редакторами более позднего времени. Исторические сведения о событиях до сер. IX в. О. Д. в основном компилятивно заимствовал у разных авторов, особенно у Мовсеса Хоренаци (V в.), что иногда дает возможность выявить те неточности, к-рые были внесены в «Историю Армении» Хоренаци позднейшими переписчиками. Наряду с этим О. Д. приводит ряд фактов, неизвестных из др. сохранившихся источников; вероятно, он пользовался древними документами из архива католикосата ААЦ. Описание событий сер. IX - нач. X в. является собственным сочинением О. Д. и во многом свидетельством очевидца (предположительно он делал дневниковые записи в ходе своей церковно-политической деятельности), что дало М. Абегяну возможность охарактеризовать «Историю Армении» как «не только историю в обычном смысле этого слова, но и автобиографию и воспоминания самого автора» ( Абегян. 19752. С. 248). Сочинение написано достаточно сложным языком с обильным использованием библейских цитат. Хронология истории Армении в труде О. Д. основана на списках арм. царей и католикосов (традиция, восходящая к Мовсесу Хоренаци). Одну из глав О. Д. посвятил специально арм. католикосам, вкратце охарактеризовав деятельность каждого из них, отметив годы их пребывания на престоле и изложив наиболее значимые события их правления. Этот раздел книги в рукописной традиции получил распространение как отдельный труд («Список армянских католикосов») и имел большое значение для развития историографии последующих столетий. До О. Д. арм. историки, описав апостольский период истории ААЦ, как правило, сразу переходили к пересказу житий святых Рипсиме (см. Рипсимия, Гаиания и 35 святых дев ) и Григория Просветителя, т. о., в арм. церковной истории возникал разрыв примерно в 2,5 столетия. О. Д. восполнил его сведениями из жизнеописаний др. арм. духовных деятелей. В книге также содержатся важные сведения о Грузии и Кавказской Албании.

http://pravenc.ru/text/2578127.html

Несколько времени спустя, случилось, что римский император Диоклетиан влюбился в одну девицу необыкновенной красоты по имени Рипсимию. Он хотел на ней жениться, но Рипсимия, которая была христианкой и находилась в монастыре, отвергла его предложение. Диоклетиан, однако, продолжал свои искания. Тогда Рипсимия, чтобы спастись от принуждения, убежала из римского государства с игуменьей и прочими сестрами. Все они пришли в Армению и поселились там, около горы Арарат в виноградниках. Тут сестры, которых было 37, жили трудами своими, нанимаясь работать для окрестных жителей. Император долго искал Рипсимию и, наконец, узнал, куда она скрылась. Он дал о том знать Тиридату, с которым продолжал быть в дружбе, и просил его отыскать ее. Действительно, вскоре открыли убежище отшельниц. Но Тиридат, когда увидел Рипсимию, так был поражен ее красотой, что сам влюбился в нее и пожелал на ней жениться. Он предлагал ей богатые дары, посылал ей драгоценные одежды и все знаки царского достоинства, чтобы склонить ее к супружеству, но все его попытки привлечь к себе Рипсимию были напрасны. Она твердо держалась принятого ею обета пребывать навсегда в девстве, и ее поддерживала в этом намерении игумения Гаиания советами и молитвой. Тогда царь послал воинов, которым велел силой привести ее к себе. Но только коснулись воины Рипсимии, как вдруг началась страшная гроза и среди грома услышал был с неба голос, говоривший: «Не бойтесь, Я с вами». Объятые ужасом, воины упали на землю и некоторые из них были потоптаны испуганными конями. Но эта кара Божия не вразумила Тиридата: он продолжал преследовать Рипсимию своими предложениями. Наконец, раздраженный ее сопротивлением, он всех девиц вместе с игуменьей Гаианией предал ужасным мучениям. Они все в муках лишились жизни и тела их были оставлены без погребения. Гнев Божий не замедлил поразить Тиридита за ужасное его преступление. Несколько дней он ходил беспокойный и задумчивый. На шестой день после убиения 37 девиц он для рассеяния устроил великолепную охоту и с воинами и царедворцами отправился на ловлю зверей. Вдруг его постигла казнь, поразившая некогда гордого Навуходоносора, царя Вавилонского. Подобно этому последнему, Тиридат лишился рассудка. В безумии своем он утратил образ человеческий и сделался похожим на зверя. Всех участников его злодеяния постигло то же наказание. Как звери скитались они все по горам и лесам, рвали на себе одежду и в бешенстве бросались друг на друга.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рипсимия со своими спутницами остановилась в предместье города Вагаршапата, где было много виноградников. Они приехали в самом простом виде, без царской пышности, поэтому никто не обратил на них особенного внимания – на виноградниках трудилось много наемников и наемниц, не только армян, но и чужестранцев. Девы из свиты царевны стали трудиться на виноградниках, добывая тем себе хлеб насущный. Жить они стали в простых хижинах, сделанных на скорую руку, как и все прочие работники, пришедшие из чужих краев. С ними жила здесь и святая Нина. Но вот получил Тиридат послание от императора Максимина, в котором были следующие слова: «Известно мне твое расположение против враждебного нам христианского общества, от которого наша власть всюду терпит унижение. Люди эти не одобряют нашего правления, служат какому-то распятому и умершему на кресте. Они привели к своему заблуждению чуть не весь мир. Хотя мы истребляем их во множестве и предаем на мучения, это только увеличивает число их. Среди них теперь и одна девица царского рода, твоя дальняя родственница, которая отказалась быть моей супругой. Она бежала, крестилась в Иерусалиме, а теперь, как донесли мне, находится в твоем царстве. Ее зовут Рипсимия. Найди ее и отошли ко мне, предав смерти всех, кто находится с нею. Если же хочешь – возьми ее себе, ибо, поверь мне, нет во всем мире красавицы, подобной ей. Пребывай в здравии и верном служении богам». Тиридат разослал своих людей по всей стране, и они к следующему дню нашли Рипсимию. Когда доложили об этом царю, он велел отнести ей богатые одежды и украшения, а когда она нарядится, привезти ее на колеснице со свитой в двинский дворец. Однако Рипсимия решительно отказалась ехать и одежд не взяла. Тиридат приказал доставить ее силой. Это было исполнено. Увидев ее, Тиридат воспылал безумной страстью. Он выгнал всех царедворцев и грубо напал на царевну. Она же взмолилась ко Господу, чтобы Он дал ей сил бороться. Через девять часов борьбы царь изнемог и оставил ее. Рипсимия ушла из дворца. Но на другой день схватили ее, всех девушек и наставницу Гаианию и привезли во дворец. Тиридат приказал мучить Рипсимию. Палачи приступили к ней и после неистовых истязаний умертвили. После нее замучены были тридцать три девушки и почтенная Гаиания. Двадцать же из них сумели бежать, а святая Нина, когда слуги пришли за Рипсимией, по внушению Ангела Хранителя спряталась в кусте дикой розы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

— Жених мой, Христос! Я не отступлю от Тебя и не положу хулы на мое святое девство. Она посоветовалась с сестрами монастыря и со своей игуменией Гаианией и, собравшись, она и все сестры убежали тайно из монастыря. После несказанных лишений во время пути, претерпевая голод и бесчисленные трудности, они пришли в Армению и поселились близ города Арарата . Здесь стали они жить в виноградниках, причем наиболее сильные из них ходили на работу в город, где и добывали себе и прочим сестрам средства для необходимого пропитания. Всех дев, согласившихся так страдать и претерпевать в странствиях лишения и скорби из-за сохранения чистоты девства, было тридцать семь. Получив уведомление, что Рипсимия с прочими сестрами монастыря убежала в Армению, Диоклитиан послал к армянскому царю Тиридату, с которым состоял в большой дружбе, такое извещение: — Некоторые из христиан обольстили Рипсимию, которую я желал сделать своею женой, и вот она предпочитает скитаться со стыдом по чужим странам, нежели быть мне женою. Найди же ее и отошли к нам или, если пожелаешь, возьми ее в жены себе. Тогда Тиридат отдал приказ повсюду искать Рипсимию и, узнав, где она находится, велел, чтобы предупредить ее бегство, поставить вокруг ее местопребывания стражу. Получив известие от лиц, видевших Рипсимию, что последняя — удивительной красоты, он разгорелся пламенным желанием овладеть ею и послал к ней все приличествующие царскому сану украшения, чтобы, наряженная в них, она была приведена к нему. По совету игумении Гаиании, под руководством которой она воспитывалась от юности, Рипсимия отвергла все присланные Тиридатом украшения и не пожелала идти к нему. Сама же игумения Гаиания говорила посланным от царя: — Все сии девицы уже обручены Небесному Царю и невозможно, чтобы какая-нибудь из них вступила в брак земной. После этих слов внезапно ударил оглушительный гром и был слышен небесный голос, говоривший девам: — Дерзайте и не бойтесь, потому что Я с вами. Посланные воины так устрашились ударов сего грома, что пали ниц на землю, а некоторые, попадав с лошадей, умерли, истоптанные ногами их. Посланные ни с чем возвратились к царю в страшном ужасе и пересказали ему всё бывшее.

http://pravoslavie.ru/86690.html

  001     002    003    004    005