Святая Рипсимия вместе со своей игуменией и сестрами бежала в Армению, не желая вступать в брак с императором Диоклитианом (284 - 305), прельстившимся ее красотой. Об этом Диоклитиан сообщил армянскому царю Тиридату и предложил ему или прислать Рипсимию обратно, или же самому взять ее в жены. Слуги царя разыскали бежавших и стали уговаривать Рипсимию покориться воле царя. Святая отвечала, что она, как и все сестры обители, обручена Небесному Жениху и в брак вступать не может. Тогда с неба раздался голос: " Дерзайте и не бойтесь, ибо Я с вами " . Посланцы в страхе удалились. Тиридат предал деву на жесточайшие пытки, во время которых ее лишили языка, рассекли ей чрево, ослепили и умертвили, разрубив тело ее на части. Игумения Гаиания за то, что воодушевляла Рипсимию мужественно терпеть истязания за Христа, вместе с двумя сестрами-инокинями была предана на такие же муки, после чего они были обезглавлены. Остальных 33-х сестер изрубили мечами и бросили тела их на съедение зверям. Гнев Божий поразил царя Тиридата, а также тех его приближенных и воинов, кто участвовал в истязаниях святых дев. Одержимые бесами, они уподобились диким вепрям (как некогда Навуходоносор. Дан. 4, 30), носились по лесам, разрывали на себе одежду и грызли собственное тело. По прошествии некоторого времени сестре Тиридата Кусародухте было возвещено во сне: " Если не будет изведен из рва Григорий, царь Тиридат не исцелится " . Тогда приближенные царя подошли ко рву и спросили: " Григорий, жив ли ты? " Григорий отвечал: " Благодатию Бога моего я жив " . Затем они вывели святого мученика обросшего, почерневшего и очень иссохшего. Но по-прежнему он был тверд духом. Святой повелел собрать останки замученных дев; их с честью похоронили, а на месте погребения построили церковь. В эту церковь святой Григорий привел бесноватого царя и велел ему молиться святым мученицам. Тиридат исцелился, раскаявшись в своих преступлениях против Бога, и принял со всем своим домом святое Крещение. Следуя примеру царя, крестился и весь армянский народ.

http://pravicon.com/info-2100

9 окт.). Явилась она в 18 ст. в селе Горбаневке, Полтавской епархии, казаку, когда он косил траву. Косой он коснулся иконы, коса переломилась, а концом ее оказался поврежденным лик Богоматери под правым глазом. В Полтавской губернии и других местах южного края весьма чтится эта икона; к ней стекается множество богомольцев со всех сторон. Каждогодно, 10-го июня, при крестном ходе переносят ее из Горбаневки в Полтаву, где в соборе она стоит до 10-го августа. 30-е число Священномученик Григорий, епископ Великой Армении, происходил из Парфии, состоял в родстве с родом персидских и армянских царей. По времени поступил на службу к царю Тиридату. Когда царь узнал, что он исповедует христианскую веру, то, подвергши разным мукам, бросил его в нечистый и глубокий ров. Здесь святой провел четырнадцать лет. Для поддержания жизни одна женщина бросала ему хлеб в ров. Тиридат заболел сумасшествием. Тогда извлекли Григория изо рва, и он исцелил и крестил царя. Св. Григорий был поставлен во епископа Армении. Он обратил ко Христу не только армян, но и многих из соседних племен. Скончался св. Григорий в первой половине IV века. Мощи его при греческом императоре Зеноне были перевезены в Константинополь, а в Армении осталась только правая рука. Св. Григорий называется просветителем Армении. Мученицы Рипсимия и Гаиания и дружина их пострадали при Диоклетиане. Святые девы, числом 37, удалились из Рима в Армению. Царь Тиридат прельстился красотой Рипсимии и хотел склонить ее к беззаконному сожитию с собой. Но когда не успел в этом, то приказал замучить ее со всеми ее подругами. Из них известны Мания, Мариамна и Мария. Преставление преподобного Григория Вологодского. Он был дворянского рода. Раздав все имение нищим после смерти родителей, поступил в монастырь близ Галичского озера. Здесь все дивились его подвигам. Многие начали приходить к нему за назиданием. Галичский князь просил его быть восприемником своих детей. Но эта известность стала тяготить святого, и он, любя уединение, удалился в Ростов, в обитель св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Святая равноапостольная Нина Равноап. Нина и родители её прпп. Завулон и Сосанна. Грузинская икона Однажды Пречистая Дева явилась ей во сне и, вручив крест, сплетенный из виноградной лозы, сказала: " Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него: Я же буду тебе Покровительницею " . Пробудившись, святая Нина увидела в своих руках крест , возрадовалась духом и перевязала крест своими косами. Затем, придя к своему дяде, патриарху Иерусалимскому, она рассказала о видении. Патриарх Иерусалимский благословил юную деву на подвиг апостольского служения. По пути в Грузию святая Нина чудесным образом избегла мученической смерти от армянского царя Тиридата III , которой подверглись ее спутницы - царевна Рипсимия , ее наставница Гаиания и 35 дев, обращенные святой Ниной и бежавшие из Рима в Армению из от гонений императора Диоклетиана (284-305). Господь готовил святой Нино другую участь, поэтому Он внушил ей спрятаться в розовом кусте. Когда опасность миновала и каратели разошлись, святая Нино продолжила свой путь. У озера Паравани она встретилась с пастухами из Мцхета , которые рассказали ей о своём крае и сообщили, что вскоре возвращаются домой. Вновь получив от Господа благословение проповедовать язычникам, Нино попросила разрешения у пастухов сопутствовать им. Укрепленная видениями Ангела Господня, явившегося в первый раз с кадилом, а во второй - со свитком в руке, претерпев большие трудности в пути, святая Нина наконец достигла Грузии в 319 году. Она прибыла в город Урбниси и некоторое время оставалась там. Вскоре она вместе с язычниками-Урбнисцами, шедшими на поклонение к Армазскому идолу, прибыла во Мцхету, столицу Грузии. Крест равноап. Нины. Тбилиси, собор Сиони Слава о ней вскоре распространилась в окрестностях, ибо проповедь ее сопровождалась многими знамениями. В день Преображения Господня , по молитве святой Нины, во время языческого жертвоприношения, совершаемого жрецами в присутствии царя Мириана и многочисленного народа, были низвергнуты с высокой горы идолы - Армаз , Гаци и Гаим . Это явление сопровождалось сильной бурей и градом. Перепуганная толпа в страхе разбежалась в разные стороны.

http://drevo-info.ru/articles/8645.html

валентийской, 11 ноября.     Викторин (победительмый, лат.), муч. коринфский, 31 янв. и 10 марта.     Викторин, муч. рммский, с Севастианом и друг., 18 дек.     Виктор (победитель, лат.), иначе Фотин, муч. римский с материю Фотиною самарянынею, 20 мар.     Виктор, муч. коринфский, 31 янв. и 10 марта.     Виктор воин. муч. в Дамаске, 11 ноября.     Виктор, муч. никомидийский, 18 апр.     Виктор воин, муч. халкидонский, 16 сент.     Виктор, муч. с Дорофеем и др., 18 февр.     Вила (госпожа, халд., или небесная, древн. греч.), мученица, 28 окт.     Вирилад, из числа 45 мучч. никопольских, 10 июля.     Виринея (Вереника), мученица из Иераполя, 4 окт.     Вирко или Уирко, мученица готфская, 26 марта.     Вир (муж, лат.), 30 дек.     Виссарион (лощнистый, лесистый или кашляющий, греч.), преп. египетский, 6 июня.     Виталий (жизненный, лат.), муч. керкирский, 28 апр.     Виталий, муч. римский, из 7 сынов Филицаты, 25 янв.     Виталий преп., из обителя аввы Серида, 22 апр.     Вит (побежденный или живущий, лат.), отрок, 15 июня.     Вифоний (в глубину брошенный, греч.), муч., 3 апр.     Вианор (жестокий, насильник, греч.), муч. писидийский, 10 июля.     Владимир — Василий, вед. князь киевский, 15 июля.     Власий пастырь, муч. кесарийский, 3 февр.     Власий, еп. севастийский, муч., 11 февр.     Вонифатий (благотворец, лат.), римлянин, муч. киликийский, 19 дек.     Вонифатий милостивый, еп. ферентийский, 19 дек.     Всевоиод-Гавриил, князь псковский, 11 февр., 22 апр. и 27 ноября.     Вукол (пастух, греч.), еп. смирнской, 6 февр.     Вера, муч. римская, 17 сент.     Гаафа, княгиня готфская, 26 марта.     Гаведдай, муч. персидский, 29 сент.     Гавиний (лат.), пресв., муч. римский, 11 авг.     Гавриил (нуж Божий или крепость Божия, евр.), архангел, 26 марта и 13 июля.     Гавриил, муч. болгарский, 22 янв.     Гавриил-Всеволод, князь псковский, 11 февр.     Гаиания (земная, греч. см. Гай), муч. арменская, 30 сент.     Гаиан (зенной, греч.), 15 ноября.     Гаий (зенной, греч. и латин.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Переработка Жития Григория Просветителя в армянскую версию произошла не ранее начала раскола между Армянской и Грузинской Церквами, окончательно оформившегося после Маназкертского Собора 726 г. Ее целью было создание величественной истории возникновения Армянской Апостольской Церкви. В этой редакции уже нет места идее обращения Григорием Просветителем в христианство соседних народов, и его проповедь ограничивается лишь 15 областями Великой Армении. В Житии Григорий Просветитель предстает «чудесным мужем», прославившимся долголетним мученичеством, подвижничеством и, наконец, удостоившимся видения, утверждающего связь Армянской Апостольской Церкви с самим Единородным Сыном Божиим – Христом. В Византии история обращения Армении Григорием Просветителем стала известна не позднее V в., когда греческий историк Созомен упоминает о чуде крещения армянского царя Трдата, произошедшем в его доме. В VIII в. празднование в честь святого Григория было включено в греческий церковный календарь, с IX в. день его памяти отмечен в греческом календаре, высеченном на мраморных досках церкви Сан-Джованни в Неаполе. 28 сентября упомянуты св. мученицы Рипсимия и Гаиания, а 30 сентября, 2 и 3 декабря – «св. Григорий Армянский». Почитание Григория Просветителя в Византии и странах ее культурного ареала связано с именем патриарха Константинопольского свт. Фотия (858–867, 877–886), стремившегося к консолидации восточных христиан перед лицом Запада. Популярный среди армян, грузин, сирийцев и коптов святой стал объединяющей фигурой, и именно в это время на стенах собора Св. Софии в Константинополе появляется изображение свт. Григория Армянского. Перевод пространного Жития Григория Просветителя, Рипсимии и Гаиании с греческого на славянский язык был сделан не позднее XII в. Житие вошло в сербские торжественники XIV–XV вв. Известен также перевод более краткого Жития на «просту мову», выполненный не позднее 1669 г. и представленный рядом украинско-белорусских списков XVII в. и в 1-й половине XIV в. у южных славян в составе Стишного Пролога. Перевод службы Григорию Просветителю на славянский был язык сделан не позднее 60-х гг. XI в., представлен уже новгородскими списками конца XI–XII вв. Новый перевод выполнен в XIV в. болгарскими книжниками на Афоне в составе Миней служебных по Иерусалимскому уставу.

http://bogoslov.ru/article/2041545

Евсевий, еп. Самосатский, муч. 22 июня. 380.            Поплий, преп. Сирийский. 25 янв. Мучч. Персидские:             Иаков пресв., Азадан и Авдикий диаконы. 10 апр.             Аксисим еп., Иосиф пресв. и Анфал диакон. 29 сент. 340–380.            Симеон, Исаак и Вахтисий. 18 мая. Дада, Гаведдай и Каздоя. 3 ноября. 381.            Константинопольский собор, Вселенский 2. 22 мая.       Мелетий, архиеп. Антиох. 12 февр. 383.             Исаакий, преп. Далматский. 30 мая. 387.            Донат, еп. Еврии Эпирской. 30 апр. Кирилл, архиеп. Иерусалимский. 18 марта. 388.            Маркиан, преп. Кирский. 18 янв. 390.             Макарий Египетский, преп. Скитский. 19 янв. Симеон Ветхий, преп. Сирийский. 26 янв. Ор, преп. Фиваидский. 7 авг. 389–391.       Григорий Богослов. 25 янв. п. 391.       Петр, еп. Севастийский, брат Василия Вел. 9 янв. Ок. 392.       Вениамин, преп. Нитрийский. Субб. с. 393.             Иоанн прозорливый, преп. Ликопольский. 27 марта. Ок. 394.       Григорий, еп. Нисский. 10 янв. 395.             Аполлоний, или Аполлос, преп. Фиваидский. 31 марта. 397.             Амвросий, еп. Медиоланский. 7 дек. Мартин, еп. Мартинопольский (Турский). 12 окт. Нектарий, патриарх Цареградский. Субб. с. 398.             Египетские пустынники, уморенные огнем и дымом от Феофила, патриарха Александрийского. 10 июля. 400.             Марк, преп. Египет. 5 марта. Саламан молчальник, подвижник Сирийский. 23 янв. 5 век Кронид, Леонтий и Серапион, мучч. Александр. 13 сент. Исавр диакон, Иннокентий и другие, мучч. Аполлониадские. 6 июля. Рипсимия и Гаиания, с сестрами (до 37), мучч. от Тиридата. 30 сент. Фармуфий, преп. Арм. 11 апр. Иоанн преп., иже в студенце. 29 марта. Наталия, св. Визант., супруга Адриана муч. 26 авг. Силван, и ученик его Зинон, препп. в Герарах. Субб. с. Вафусий, Верк и другие, 26 мучч. Готф. 26 марта. Препп. Египетские: Фиваидские: Афинодор, Паламон, Орсисий, Силуан, Тифой. Субб. с. Псой. 9 авг. Ученики Антония Великого : Илия пустынник. 8 янв. Карион и Захария. 5 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Армения Великая . (Сн. Мелитина, Миасины, Никополь). Иуда (Леввей, Фаддей), ап. из 12. 19 июня. Ромил и 11 тысяч, мучч. при Траяне. 6 сент. Рипсимия и Гаиания с 37 сестрами, мученицы при Тиридате, и Григорий еп., ум. ок. 325. 30 сент. Армения Малая. (Сн. Зовийская обитель, Севастия). Иоанн пустынник, подвизавшийся в студенце, близ Кивистра (4 в.). 20 марта. Фармуфий преп., питавший Иоанна. 11 апр. Арсиное , в Египте . Лот, преп. 5 века. Субб. с. Аскалон, в Палестине . Там пострадали: Многие жены и девы при Иулиане. 29 марта. Атина, в Кампании . Иулиан, муч. при Антонине Благочестивом. 28 июля. Атталия, в Памфлии , при Средиземном Море. Еспер, Зоя, Кириак и Феодул, мучч. при Адриане. 2 мая. Атроа (Афира). Петр преп. 13 и 5 сент. Африка . Перпетуя, и свв. юноши: Сатир, Ревокат, Саторнил, Секунд, Филикитата, мучч. при Севере. 1 февр. Терентий, Африкан и прочие, мучч. при Декии. 10 апр. Мученики, пострадавшие от ариан при Гунерике, вандальском короле (477–484). 8 дек. Петр св., бывший мытарем, при Юстиниане. 22 сент. Андрей, Иоанн, с двумя чадами, мучч. 9 века от Аврахима. 23 сент. Афродисия, в Карии. Диодор и Родопиан диакон, мучч. при Диоклет. 29 апр. Афонская гора. На ней подвизались преподобные: Афанасий, ум. 980. 5 июля. Петр. 12 июня. Афины . Наркисс, из 70. еписк. 31 окт. Кодрат, из 70. еписк., муч. при Адриане. 21 сент. Дионисий Ареопагит, священномуч. 3 окт. Иерофей священномуч. 4 окт. Ираклий, Павлин и Венедим, мучч. 18 мая. Мартиниан, преп. Палестинский. 15 февр. Бар, Barium, В ari , в Калабрии. Перенесение мощей Святителя Николая из Мир Ликийских в 1087. 9 мая. Белгия . Лукиан еп., Максиан пресв. и Иулиан диакон, мучч. при Дометиане. 3 июня. Болгария при Дунае. Мануил, сп. Адрианопольский, Георгии, еп. Деволтский, Леонтий, еп. Никейский и прочие (более 377). мучч. между 814 и 817. 22 янв. Георгий новый, муч. в 1514. 26 мая. Михаил воин, при царе Михаиле. 22 ноября. Болгария при Каме. Аврамий, муч. в 1229 году. 1 апр. Британния . Иосиф аримаф. 4 яив. и в нед. Мирон.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Свв. мучениц Рипсимии и Гаиании, и дружины их. Свв. девы, числом 37, удалившиеся из Римской империи в Армению. Гаиания была настоятельницей сего общества. Пострадали от Тиридата, коего нечистым пожеланиям воспротивилась св. Рипсимия. Чет. Минея в Житии св. Григория, просветителя Армении. Март. Р. Преп. Григория игумена, иже на Пелшме реке, Вологодского чудотворца. Галичанин, из рода бояр Лопотовых, постриженник Ростовского Аврамиева монастыря. Основал обитель на Пелшме в 1426 году; преставился в 1442 г. Монастырь его именуется ныне Лопотовским. Пролог. Имеет службу. Св. Михаила, первого митрополита Киевского. СирИн.Посвящен в митрополита в 988 г., и тогда же прибыл в Киев. По четырехлетнем правлении церковью, преставился в 992 году и погребен в Десятинной церкви. Отсюда мощи его перенесены были в Антониеву пещеру, а в 1730 г. в Великую печерскую церковь , где и ныне почивают. Чет. Минея. Ист. Р. Uep. I стр. 81, ст. изд. Октябрь 1 Покров Пресвятой Богородицы. Празднество сие установлено в память того, что св. Андрей юродивый и ученик его Епифаний видели (909) во Влахернском храме Пресвятую Богородицу, покрывающую народ Своим омофором. Чет. Минея. (Act SS. 1 oct. Воскр. Чт. 1838. 231). Есть служба. Св. ап. Анании, от 70. Он крестил ап. Павла ( Деян.9:10 и след.). Епископствовал в Дамаске; побиен камением в Елевферополе. Чет. Минея от Метафраста. (Surius 1 oct. Act SS. 25 ian.). Март. Р. 25 янв. Мес. В. В соборе 70 апп. 4 янв. В службе канон Иоанна монаха. Св. преподобномуч. Михаила, игумена обители Зовийской, и с ним 36 преподобномучеников. Пленены и посечены Сарацинами в царствование Константина и Ирины (780–790). Обитель их находилась близ Севастополя Арменского. Пролог. (Act SS. oct. I. p. 307). Преп. Романа , творца кондаков. Из Емесы. Служил сперва при Виритской, потом при Константинопольской церкви клириком. Он творец кондака: «Дева днесь Пресущественного раждает», и многих других. Жил при имп. Анастасии (491–518) и патриархе Евфимии. Чет. Минея. (Act SS. oct. I. p. 56.) Мес. В. Имеет службу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

историк Созомен упоминает о чуде крещения арм. царя Трдата, происшедшем в его доме ( Sozom. Hist. eccl. II 8). В VIII в. празднование в честь Г. П. было включено в греч. церковный календарь; с IX в. день его памяти отмечен в греч. календаре, высеченном на мраморных досках ц. Сан-Джованни в Неаполе: 28 сент. упомянуты св. мученицы Рипсимия и Гаиания, а 30 сент., 2 и 3 дек. - «св. Григорий Армянский» ( Peeters. 1942). Активизация почитания Г. П. в Византии и странах визант. культурного ареала связана с именем патриарха К-польского свт. Фотия (858-867, 877-886), стремившегося к консолидации вост. христиан перед лицом Запада, а Г. П., популярный среди армян, грузин, сирийцев и коптов, стал объединяющей фигурой ( Марр. 1905. С. 149, 153; Winkler G. Our Present Knowledge of the History of Agat‘angelos and its Oriental Versions//REArm. N. S. 1980. T. 14. P. 125-141). В это время на стенах собора Св. Софии в К-поле появляется изображение свт. Григория Армянского. Свт. Григорий Просветитель. Скверский реликварий. 1293 г. (ГЭ) Свт. Григорий Просветитель. Скверский реликварий. 1293 г. (ГЭ) Г. П. традиционно считается автором «Многовещательных речей» ( (?)), «Учения Григора» ( «Вардапетутюн» , ), входящего в состав «Истории Армении» Агафангела, а также канонических правил (в арм. «Книге канонов» и др.). В. А. Арутюнова-Фиданян Почитание у славян Пространное Житие (мученичество) Г. П., Рипсимии и Гаиании (извлечение из «Истории Армении» Агафангела) было переведено с греч. на слав. язык не позднее XII в. Оно вошло в состав волоколамского комплекта Миней Четьих 80-х гг. XV в. (РГБ. Вол. 591. Л. 236 об.- 258 об.- см.: Сергий (Спасский) . Месяцеслов. Т. 1. С. 498) и в серб. торжественники XIV-XV вв., связанные с архаической традицией (София. НБКМ. 1039. Л. 131 об.- 158 об., ок. сер. XIV в.; Загреб. Архив ХАЗУ. III с 24 - «Грачаницкий (Липлянский) пролог». Л. 79 об.- 94, посл. четв. XIV в.; Нац. музей «Рильский монастырь». 4/5. Л. 488-506, 1483 г.); перевод опубликован в составе Великих Миней Четьих (ВМЧ.

http://pravenc.ru/text/168061.html

Царица Небесная услышала молитвы юной праведницы. Однажды, когда святая Нина почивала после долгих молитв, Пречистая Дева явилась ей во сне и вручила крест, сплетенный из виноградной лозы со словами: «Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него. Я же буду тебе Покровительницею». Пробудившись, святая Нина увидела в своих руках крест (ныне хранится в особом кивоте в Тбилисском Сионском кафедральном соборе) и возрадовалась духом. Патриарх Иерусалимский благословил юную деву на подвиг апостольского служения. По пути в Грузию святая Нина чудесным образом избегла мученической смерти от армянского царя Тиридата, которой подверглись ее спутницы – царевна Рипсимия, ее наставница Гаиания и 35 дев (IV; память 30 сентября), бежавшие в Армению из Рима от гонений императора Диоклитиана (284 – 305). Укрепленная видениями Ангела Господня, явившегося в первый раз с кадилом, а во второй – со свитком в руке, святая Нина продолжила свой путь и явилась в Грузию около 319 года. Слава о ней вскоре распространилась в окрестностях Мцхета, где она подвизалась, ибо проповедь ее сопровождалась многими знамениями. В день преславного Преображения Господня, по молитве святой Нины, во время языческого жертвоприношения, совершаемого жрецами в присутствии царя Мириана и многочисленного народа, были низвергнуты с высокой горы идолы – Армаз, Гаци и Гаим. Это явление сопровождалось сильной бурей. Войдя в Мцхета, древнюю столицу Грузии, святая Нина нашла приют в семье бездетного царского садовника, жена которого, Анастасия, по молитвам святой Нины, разрешилась от неплодства и уверовала во Христа. Святая Нина исцелила от тяжкого недуга грузинскую царицу Нану, которая, приняв Святое Крещение, из идолопоклонницы стала ревностной христианкой (память ее совершается 1 октября). Несмотря на чудесное исцеление супруги, царь Мириан (265 – 342), внимая наущениям язычников, готов был подвергнуть святую Нину жестоким мучениям. В это время померкло солнце, и непроницаемая мгла покрыла Мцхета. Царь внезапно ослеп, а пораженная ужасом свита начала умолять своих языческих идолов о возвращении дневного света, но тщетно. Тогда устрашенные воззвали к Богу, Которого проповедовала Нина. Мгновенно рассеялся мрак, и засияло солнце.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005