Так [царь решил] его окончательно погубить. Но всевидящий Бог сохранял святого Григория живым в этом рву в течение целых четырнадцати лет. После этого Тиридат продолжил преследовать христиан в своем царстве, так что разорил женский монастырь, где было 37 сестер во главе с игуменьей Гаианией. Когда умертвил он всех их в бесчеловечных пытках, то сам сошел с ума и стал походить на дикого вепря. Сестре царя явился во сне некий пресветлый муж и сообщил, что помутившийся рассудком ее брат не выздоровеет до тех пор, пока святого Григория не вытащат изо рва. Когда это было сделано, святой Григорий исцелил и крестил Тиридата. Затем он, по желанию новокрещеного царя, стал епископом Армении и – с царской помощью, а наипаче с помощью Божией – просветил всю Армению и окрестные страны верой Христовой. Скончал святой Григорий свою многотрудную жизнь в старости, около 335 года. Преемником на его кафедре был его сын Аростан, продолживший дело своего отца – отца и по плоти, и по духу. Аростан был одним из 318 святых Отцов на Первом Вселенском Соборе 145 . Григорий архипастырь, светоч лучезарный, Меж сродников своих и средь народа славный, Ради Христа распятого, кроткого, смиренного, Отрекся и от славы, и от богатства бренного. Сокровища небесного он чаял и нетленного; Вперив свой ум ко Господу благому дерзновенно, Все муки перенес он смирен и терпелив, Вреда душе своей отнюдь не причинив. Томясь во рву глубоком и будучи гоним, Всегда был благодатью он Божией храним. Господь ему и хлеб чудесно посылал, И Промыслом Своим от злобы укрывал. Взошел из рва к высотам славы неземной Григорий, архипастырь велий и честной. В Армении Христово имя возвестил И Тиридата, лютого правителя, крестил. За злобу свою царь сей уж было вепрем стал, Но, обратившись к Богу, к стопам Христа припал, Вся ярость в нем угасла, и кротость воцарилась В душе, что пред Господом очищенной явилась. Доселе неустанно прославляет вся Армения Григория, епископа и чудотворца велия. 2. Свв. мученицы Гаиания, Рипсимия и прочие 35 монахинь , казненные [царем] Тиридатом за веру во Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Григорий Армянский, сщмч. - житие СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ГРИГОРИЙ, МУЧЕНИЦЫ РИПСИМИЯ И ГАИАНИЯ День памяти: Сентябрь 30 Священномученик Григорий, просветитель Великой Армении, родился в 257 году. Он происходил из рода парфянских царей Арсакидов. Отец святителя Григория, Анак, домогаясь армянского престола, убил своего родственника, царя Курсара, за что весь род Анака подвергся уничтожению. Григория спас некий родственник: он вывез младенца из Армении в Кесарию Каппадокийскую и воспитал в христианской вере. Возмужав, Григорий женился, имел двух сыновей, но вскоре овдовел. Сыновей Григорий воспитал в благочестии. Один из них - Орфан, впоследствии стал священником, а второй - Аростан принял иночество и ушел в пустыню. Чтобы искупить грех своего отца, убившего отца Тиридата, Григорий вступил в свиту последнего и был ему верным слугой. Царевич Тиридат любил Григория, как друга, но не терпел его христианского вероисповедания. По восшествии на армянский престол он стал принуждать святого Григория к отречению от Христа. Непреклонность святого ожесточила Тиридата, и он предал своего верного служителя жестоким мукам: страдальца подвесили вниз головой с камнем на шее, несколько дней обкуривали смрадным дымом, били, издевались, принуждали ходить в железных сапогах с гвоздями. Во время этих страданий святой Григорий пел псалмы. В темнице Господь исцелил все его раны. Когда Григорий вновь предстал перед царем невредимым и радостным, тот изумился и приказал повторить пытки. Святой Григорий претерпел их, не колеблясь, с прежней решимостью и достоинством. Тогда его облили горячим оловом и бросили в ров, наполненный ядовитыми гадами. Господь же хранил Своего избранника: ядовитые твари не повредили ему. Некая благочестивая женщина питала его хлебом, тайно опуская его в ров. Святой Ангел, нисходя к мученику, ободрял его силы и укреплял дух. Так прошло 14 лет. За это время царь Тиридат совершил еще одно злодеяние: он замучил святую деву Рипсимию, старицу игумению Гаианию и с ними еще 35 дев одного из малоазиатских девичьих монастырей.

http://pravicon.com/info-2100

Однажды во сне юной девушке явилась Богородица. Она протянула святой Нине сплетенный из виноградной лозы крест со словами: «Иди в Иберию и благовествуй Евангелие. Этот крест будет тебе щитом от всех видимых и невидимых врагов». Когда святая Нина очнулась, у нее в руках действительно был крест. Патриарх Ювеналий, узнав о произошедшим с ней чуде, благословил святую Нину отправиться с проповедью в Иберию. Н попала святая туда не сразу. Сначала судьба привела ее в Рим. Здесь благодаря проповеди святой Нины тайно приняли крещение царевна Рипсимия, ее наставница Гаиания и много других знатных особ. Император Диоклетиан ненавидел христиан. Намереваясь жениться на Рипсимии и узнав о ее крещении, он повелел жестоко преследовать девушек. Однако они бежали в Армению. Им вслед император отправил армянскому царю Тиридату повеление преследовать и казнить беглянок. Это и было исполнено. Чудом уцелела лишь святая Нина. В рубище и с крестом она продолжала свой путь к Джавахетским горам. В августе 315 года святая Нина пришла в Мцхету, где тогда отмечался языческий праздник. Здесь по молитвам святой Нины разбушевалась стихия: поднялся ветер, буря, сопровождавшаяся грозой, до основания разрушила капище идола Армаза. Это произошло в день Преображения Господня. В Мцхете святая нашла приют в доме царского садовника и начала свою проповедь. Здесь же познакомилась с главным раввином Авиафаром, потомком Элиоза, который позже  стал правой рукой святой Нины и содействовал просвещению Грузии. Святая построила себе шалаш у городской стены и продолжала проповедь. По ее молитвам стали происходить чудеса. Слава о ней разносилась с огромной скоростью. Святой Нине удалось исцелить даже царицу Нану, но царь Мириан, считая святую Нину колдуньей, начал жестоко преследовать христиан. Только спустя три года, когда Мириан сам чуть не лишился жизни, ситуация изменилась. Внезапно ослепший царь, не видя помощи от идолов, обратился к Богу святой Нины. Также он дал обет просветить светом истины свою страну и построить храм, если удастся избежать смерти. Царь выполнил обет и крестил собственный народ.

http://foma.ru/tajna-imeni-nina.html

    Рипсимия и Гаиания. По месяцеслову Василия и стишному прологу вскоре после кончины их замучены 70 мужей и 32 девы; 32 девы есть и в славянском прологе, по Метафрасту же пострадали 37 день, со включением Рипсимии и Гаиании, тоже и в славянской минее. Октябрь 1     Покров пресв. Богородицы. В житии св. Андрея так говорится о видении им пресв. Богородицы: «некогда во время совершения всенощного славословия в храме во Влахернах (где хранилась риза Богоматери с омофором и частию пояса, см. 2 июля), пришел туда блаженный Андрей. Был там и Епифаний и один из его слуг с ним. По обычаю своему он стоял, как доставало сил, иногда до полуночи, иногда до утра. В четвертый час ночи блаженный Андрей видит своими очами величественную жену, идущую от царских врат со страшною свитою, из коей честный предтеча и сын грома поддерживали ее своими руками, а многие святые в белых одеждах предшествовали ей, иные последовали, поя гимны и духовные песни. Когда она приблизилась к амвону преподобный, пришед к Епифанию, сказал: «видишь ли Госпожу и царицу мира.» Вижу, отец мой духовный, отвечал тот. И когда смотрели, она, преклонив свои колена, молилась на долгий час, обливая слезами свое боговидное и пречистое лице. Окончив здесь молитву, подошла в престолу (π τ θυσιασττιον), молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы сняла с себя наподобие молнии блиставшее великое и страшное покрывало (μαφριον), которое носила на пречистой главе своей и, держа его с виликою торжественностию своими пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом. Чудные сии мужи (свв. Андрей и Епифаний) довольное время смотрели на сие распростертое над народом покрывало и блиставшую на подобие молнии славу Господню; и доволе была там пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии желея, сделалось и оно невидимо. По, взяв его с собою, она оставила благодать бывшим там.» (См. греческий текст в Деян. св. Мая VI. стр. 94 в конце). В житие св. Андрея неопределенно точно времени, когда ему было видение; но видно, что оно было под конец его жизни, следовательно ок.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Прокл преп., из числа избиенных в Синае и Раифе в 5 в. 14 янв. Прокл, патриарх Цареградский, ум. 447. 20 ноября. Прокопий, великомуч. Кесарийский (Палест.) в 303 году. 8 июля. Прокопий, муч. Кесарийский (в Палестине). 22 ноября. Прокопий Декаполит, инок и исповедник при Льве Армянине. 27 февр. Прокопий, юродивый Устюжский, ум. 1303. 8 июля. Прокул диакон, муч. Путеольский ок. 305 г., с еп. Ианнуарием и др. 21 апр. Прокул,, муч. Италийский, с Валентином еп. 30 июля. Проскудия, или Просдока, мученица, из Иераполя, с Домниной и Виринеей. 4 окт. Протасий, муч. Медиоланский 1 в., с Назарием и др. 14 окт. Протерий священномуч., патриарх Александрийский, пострад. в 457 году. 28 февр. Протоген, еп. Каррийский, исповедник при Валенте, с проч. 25 авг. Протолеон воин, муч. Никомидийский 303, с Георгием великомуч. 23 апр. Прот, муч. Римский, ок. 253 г., с Евгенией. 24 дек. Прохор, Никанор, Тимон и Пармен, апп. из 70. 28 июля. Прохор, преп. Печерский, ум. 1163. 10 февр. Псой преп., ученик преп. Пахомия. 9 авг. Птоломей, муч. Римский при Антонине, с Иустином Философом. 1 июня. Пуд, ап. из 70, с Аристархом и Трофимом. 15 апр. Пулхерия, св. царица, дочь импер. Аркадия, ум. 453. 10 сент. Пуплий, муч. Палестинский 305 г., пострад. от Урбана, с Агапием и др. 15 марта. Пуплий, препод. египетский 4 в. 5 апр. Р Раава. ( Евр. 11:31 ). В нед. праотец. Равула, преп. Месопотамский, ученик Варипсавы, ум. ок. 530. 19 февр. Разумник, муч. Римский при Севере 12 дек. Раис мученица. 5 сент. Рахиль, жена праотца Иакова. В нед. праотец. Реас, из 26 мучч. Готфских 4 в. 26 марта. Ревекка, жена праотца Исаака. В нед. праот. Ревокат, муч. Африканский, и Перпетуей и проч. при Севере ок. 203 года. 1 февр. Рикс, муч. Кампанийский, с Лукией девицей и др. 6 июля. Римма, муч. первого века, с Инной и Пинной. 20 янв. и 20 июня. Рипсимия и Гаиания, с дружиной, мученицы Армянские при Тиридате. 30 сент. Родион, ап. из 70, с Олимпом и др. 10 ноября. Родопиан диакон, муч. Афродисийский (в Карии) при Диоклетиане, с Диодором. 29 апр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Вриенна, преподобная Нисивийская, жившая ири Диоклетиане. В субб. с. Всеволод-Гавриил, князь Псковский, ум. 1138. 11 февр., 22 апр. и 27 ноября. Вукол, еп., Смирнский, учен. Иоанна Богослова, 6 февр. Вера, Надежда, Любовь и София, мучч. Римские, ок. 137, при Адриане. 17 сент. Г Гаафа, княгиня Готфская, мученица 4 в., с 26 мучч. готфскими. 26 марта. Гаведдай, муч. Персидский, сын Сапора царя, с Дадой и Касдоей. 29 сент. Гавиний пресв., муч. Римский при Диоклетиане, с Сосанной дев. и др. 11 авг. Гавриил Архангел. 26 марта и 13 июля. Гавриил, муч. Болгарский (815–817), с Мануалом и др. 22 янв. Гавриил-Всеволод, князь Псковский, ум. 1138. 11 февр. Гад, из 12 патриархов. В нед. праотец. Гаиания, муч. Армянская при Тиридате, с Рипсимией и др. 30 сент. Гаий, ап. из 70, с Патровом и др. 5 ноября. Гаий, Фавст, Евсевий и Херимон, мучч. Александрийские при Валериане. 4 окт. Гаий, папа Р., муч. при Диоклетиане, с Сосанной дев. и др. 11 авг. Гаий, муч. Никомидийский, с Лисием и Зотиком. 21 окт. Гаий, муч. при Максимиане, с Евстохием и др. 23 июня. Гаий, из 40 мучч. Севатийских ок. 320 года. 9 марта. Гаий преп. В субб. с. Галактион и Епистима, мучч. Едесские при Декии от Урса. 5 ноября. Галактион и Иулиания, мучч. 22 июня. Галик муч., с Елпидифором и др. 3 апр. Галина, мученица Коринфская ок. 251, с Леонидом. 16 апр. Гамалиил св. 2 авг. Гедеон, судия Израильский. В нед. праотец. Геласий, из 10 мучч. Критских при Декии. 23 дек. Геласий, преп. Палестинский 5 в. В субб. с. Гемелл Пафлагонянин, муч. Едесский при Иулиане, ок. 361 года. 10 дек. Геннадий, патриарх Цареградский, ум. 471. 31 авг. Геннадий, преп. Костромской, ум. 1565. 23 янв. Георгий, великомуч. Никомидийский 303 года. 23 апр. Георгий Хозевит, преп. 7 века. 8 янв. Георгий патриарх константинопольский, ум. 683, с Иоанном. 18 авг. Георгий Лимпеот, преп. Олимпийский, исповедник при Льве Исавр. 24 авг. Георгий, еписк. Амастридский (Пафлаг.), сконч. в конце 8 или в начале 9 века. 21 февр. Георгий, еп. Деволтский, муч. Болгарский (814–817), с Мануилом и др. 22 янв.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Узнав от старицы Нианфоры, что Грузия еще не просвещена светом христианства, святая Нина денно и нощно молилась Пресвятой Богородице, да сподобит ее увидеть Грузию обращенной ко Господу, и да поможет ей обрести Хитон Господень. Царица Небесная услышала молитвы юной праведницы. Однажды, когда святая Нина почивала после долгих молитв, Пречистая Дева явилась ей во сне и, вручив крест, сплетенный из виноградной лозы, сказала: " Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него: Я же буду тебе Покровительницею " . Пробудившись, святая Нина увидела в своих руках крест (ныне хранится в особом кивоте в Тбилисском Сионском кафедральном соборе), возрадовалась духом и, придя к своему дяде, Патриарху Иерусалимскому, рассказала о видении. Патриарх Иерусалимский благословил юную деву на подвиг апостольского служения. По пути в Грузию святая Нина чудесным образом избегла мученической смерти от армянского царя Тиридата, которой подверглись ее спутницы - царевна Рипсимия, ее наставница Гаиания и 35 дев (память 30 сентября), бежавшие в Армению из Рима от гонений императора Диоклитиана (284 - 305). Укрепленная видениями Ангела Господня, явившегося в первый раз с кадилом, а во второй - со свитком в руке, святая Нина продолжила свой путь и явилась в Грузию в 319 году. Слава о ней вскоре распространилась в окрестностях Мцхета, где она подвизалась, ибо проповедь ее сопровождалась многими знамениями. В день преславного Преображения Господня, по молитве святой Нины, во время языческого жертвоприношения, совершаемого жрецами в присутствии царя Мириана и многочисленного народа, были низвергнуты с высокой горы идолы - Армаз, Гаци и Гаим. Это явление сопровождалось сильной бурей. Войдя в Мцхет, древнюю столицу Грузии, святая Нина нашла приют в семье бездетного царского садовника, жена которого, Анастасия, по молитвам святой Нины, разрешилась от неплодства и уверовала во Христа.

http://pravicon.com/info-3625

Иногда в конце молебна предстоятель осеняет народ иконой святого. С момента К. останки святого именуются св. мощами, в положенный день или дни предписывается ежегодно совершать его память. Все новые богослужебные тексты в честь святого получают одобрение Богослужебной комиссии при Свящ. Синоде. В Болгарской ПЦ готовится составление особого чина К. святых. Предполагается, что одним из элементов этого чина станет использование белого освященного плата, к-рый будет закрывать икону нового святого до прославления. Затем этот плат должен быть разорван на мелкие кусочки, к-рые раздадут верующим - такая практика существует в Болгарии и относительно платов, покрывающих храмовые престолы перед их освящением. Почитание и К. святых в древних Восточных Церквах В Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) почитание святых, гл. обр. мучеников, получило широкое распространение с начала христианизации Армении в IV в. Первыми арм. почитаемыми святыми были мученицы Рипсимия (Рипсиме), Гаиания (Гаяне) и 35 святых дев († 313), казненные по приказу царя Трдата III , обращенного позже ко Христу свт. Григорием Просветителем . Древнейшие армянские хроники V в. свидетельствуют о почитании мощей святых и сооружении т. н. мартириев (, vkayarank " ). Так, «Агафангел» описывает строительство часовни в Вагаршапате, где произошло мученичество Рипсимии и Гаиании ( Agathangelos. History of the Armenians/Transl. R. W. Thomson. Albany, 1976. P. 160-161), а также упоминает о ежегодном совершении в Армении памяти св. Иоанна Предтечи и сщмч. Афиногена (Ibid. P. 348-349). Фавст Бузанд (Фауст Византийский) упоминает о священных местах Вел. Армении, почитаемых патриархами и царями, между к-рыми особо выделяется могила сщмч. Григория Просветителя (The Epic Histories Attributed to P " awstos Buzand/Transl. N. G. Garsoian. Camb. (Mass.), 1989. P. 67). Царь Трдат, святые Григорий Просветитель и Рипсимия. Хоругвь. 1441 г. (мон-рь Эчмиадзин, Армения) Особый интерес армян к агиографии наблюдается в X в. Киликийский католикос Григор II Вкаясер (Мучениколюбец) († 1105) активно занимался сбором сведений о жизни арм.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

В 406 году Месроп Маштоц создал армянский алфавит, после чего на национальный язык было переведено богослужение, Священное Писание, святоотеческие творения. В IV–V веках в Армении просияли такие святые, как мученицы Рипсимия, Гаиания и с ними 35 дев, святой равноапостольный Григорий Просветитель, святители Аристакес, Вртанес, Иусик и Нерсес Великий. Армянские представители были на ? (325 г.) и ?? (381 г.) Вселенских Соборах, решения III (431 г.) Вселенского Собора были также приняты. IV Вселенский Собор состоялся в 451 году в г. Халкидоне без участия армянских епископов, и его решения армянские богословы отказались признавать. На II Двинском соборе 554 года определения Халкидонского Собора и исповедание православной веры святителя Льва Великого были отвергнуты и осуждены. Так Армянская Церковь официально, хотя еще не окончательно отпала от Православия. Значительная часть армян остались в общении с Вселенской Церковью и перешли в подчинение Константинопольского Патриархата. В 591 году произошел вновь раздел Армении, в результате которого большая часть страны вошла в состав Византийской империи, после чего был образован православный католикосат в г. Аване, которому противостоял монофизитский католикосат, находившийся в г. Двине, на персидской территории, где, впрочем, также было немало православных армян. В 602 году аванский католикосат был упразднен захватчиками-персами, монофизитский католикос Авраам инициировал гонения на православных, заставляя всех клириков либо предать анафеме Халкидонский собор, либо покинуть страну. Однако попытки репрессий не искоренили православную веру среди армян, и на Каринском Соборе 630 года Армянская Церковь официально вернулась в Православие и пребывала в нем еще почти век до того, как после арабских завоеваний на Маназкертском соборе 726 года снова отпала от Вселенской Церкви в монофизитство. Многие православные армяне переселялись на территорию Византии, под омофор Константинопольского патриарха, а те же, которые проживали в районах Армении, пограничных с Грузией, попали в юрисдикцию Грузинской Церкви. В IX веке православными были население и князья области Тарон и большинство населения областей Тао и Кларджети.

http://pravoslavie.ru/3508.html

Некоторые клирики РПЦЗ были приняты не епископом Сергием, а священниками Московского Патриархата. «19 апреля 1945 года, – говорилось в Акте, составленном протоиереем Димитрием Цветковым, – мною... приведен к покаянию иеромонах Иларион из г. Земуна, который принес раскаяние перед Св. Крестом и Св. Евангелием в своем невольном заблуждении, подчиняясь эмигрантскому епископату в лице митрополита Антония. О[тец] Иларион дал пастырское слово, что впредь будет верным Св. Православной Церкви». 497 Русское иноческое братство Животворящего Креста было приведено к покаянию его настоятелем игуменом Лукой (Родионовым), который вошел в юрисдикцию Московской Патриархии несколькими днями ранее. Игумен Лука в своем рапорте от 18 апреля 1945 г. свидетельствовал, что «после принесения покаяния и изъявления желания вступить в лоно Матери Церкви – Московской Патриархии» им были приняты в церковное общение члены братства: иеромонах Феофан (Шишиманов), иеромонах Роман (Ивич), иеромонах Димитрий (Бодров), иеродиакон Зосима (Иванович), иеродиакон Савва (Ранисавлевич), монахи: Карион (Иванович), Акакий (Маринкович), Макарий (Иванович) , послушники: Слава (Новакович), Любомир (Новакович), игуменья Параскева (Иванович), монахини Дария (Раниславлевич), Любовь (Мартынович), Вера (Ивич), Надежда (Младенович), Анисия (Дотич), Евгения (Станоевич), Василиса (Буторкичева), Нина (Буторкевичева), Ксения (Милорадович), Олимпиада (Маркович), Феврония (Новакович), Рипсимия (Стоимирович), Гаиания (Боснокович), Амвросия (Георгиевич), Фекла (Новикова) и послушницы Елена (Антонова), Любина (Миладинова), Валентина (Орлова), Зоя (Орлова). 498 Подчинились московской церковной власти и сестры Лесненского монастыря во главе с игуменьей Ниной (Косаковской). Остальных священнослужителей епископ Сергий поручил принимать в общение с Московской Патриархией протоиерею Иоанну Сокалю. 499 Таким образом, оставшееся духовенство принималось, по-видимому, уже не через таинство Покаяния, а путем подачи простых заявлений. Формальность этих заявлений хорошо заметна. Не отмечалась в этих заявлениях и причина, по которой пребывание в юрисдикции Карловацкого Синода является грехом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005