Мощи преподобного Макария Римлянина принесены в Сосновый Бор февраля 2018 Его Преосвященству сослужили секретарь Гатчинской епархии протоиерей Георгий Преображенский, протоиерей Владимир Феер, настоятель протоиерей Стефан Витько с клиром и другие священнослужители Сосновоборского благочиния . Был совершен молебен перед мощами преподобного Макария Римлянина. Епископ Митрофан обратился к молящимся с проповедью. " Мы вспоминаем сегодня вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, - сказал владыка. - Великие светила Православной Церкви жили в далеких IV-V веках и несли послушание в святительском сане, защищая чистоту православия. Они были составителями литургий - более всего известны литургии святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого. Богословскими трудами они внесли огромный вклад в учение Церкви " . " Сегодня в нашей епархии - большое, значимое событие. Помимо широко известных ее небесных покровителей - преподобного Серафима Вырицкого, преподобномученицы Марии Гатчинской - мы имеем еще одного подвижника, преподобного Макария Римлянина, мощи которого прибыли в этот собор. Этот подвижник пятьсот лет назад пришел из Рима в нашу страну. В то время в Римско-Католической Церкви были большие нестроения, и вскоре началась Реформация. Духовный поиск привел юношу на Русь. По преданию, он встретился с преподобным Александром Свирским, и тот благословил его на отшельничество. Будущий преподобный жил в лесах и болотах и основал там обитель, которая сейчас называется его именем. Святой Макарий подвижнической жизнью заслужил у Бога дары прозорливости и чудотворения. Многие люди по его молитвам получали исцеление. Кто-то приходил к нему и селился рядом - так и образовался монастырь. Но Макариевская пустынь в годы лихолетья не избежала участи других монастырей - обитель была закрыта, и в ее строениях разместилась психиатрическая лечебница. В годы Великой Отечественной войны в этих краях проходили ожесточенные бои, все постройки были разрушены. Сейчас обитель восстанавливается, но попасть туда сложно: паломники могут добраться до нее, в основном, зимой, когда болото замерзает. По просьбам верующих мы обратились к исполняющему обязанности игумена иеродиакону Макарию с просьбой принести в храмы мощи преподобного, чтобы люди могли приложиться к ним, попросить святого о заступничестве " , - сказал епископ Митрофан.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

В последнее десятилетие XIII века святой Григорий в сопровождении преданного ему ученика, инока Герасима, покинул монастырь. Он отправился в Иерусалим для поклонения Святому Гробу Господню. Поклонившись святыням Палестины, преподобный Григорий с учеником прибыл в южную гавань острова Крит, называемую Хорошие пристани. Он не намеревался задерживаться там, но так как из-за бури корабль не мог скоро отплыть, то святой Григорий начал подбирать место, свободное от мирского шума и суеты, для уединенной молитвы. После долгих поисков он нашел необитаемую пещеру. Она, как предполагает П. А. Сырку, находилась в лабиринте Миноса с. 64]. Здесь святой Григорий и его ученик предались самым строгим аскетическим подвигам. Всецело уповая на будущую вечную жизнь, преподобный Григорий начал прилагать усилия и труды в борьбе с самим собой, со своими греховными наклонностями. Его труд и молитва соединились со строгим воздержанием. Он ел только один раз в день и столько, сколько нужно было лишь для поддержания жизни, – небольшой кусок хлеба и немного воды. Эта мера была взята им за правило еще раньше. Во всех своих трудах и подвигах преподобный Григорий Синаит никогда не руководствовался собственной волей. Он всегда “старался найти руководителя в том, чего он не успел прочитать и узнать в книгах Божественного Писания или чему он духовно не был научен кем-либо из духоносных и божественных отцов и учителей” с. 39]. Преподобный Григорий жил упованием на то, что, научившись с Божией помощью деланию, то есть начальному подвигу, он по милости Божией будет научен и подвигу, ведущему к высшим ступеням подвижничества, то есть созерцанию, или безмолвию, и действенной молитве. Об этом он не прекращал возносить теплые молитвы ко Господу. И молитвы его были услышаны. В особом откровении Господь повелел некоему Арсению, человеку великого духовного опыта, украшенному деланием и созерцанием, преподать преподобному Григорию Синаиту правила безмолвной жизни. Беседа с Арсением явилась толчком для дальнейшего духовного возрастания святого Григория. Старец, умудренный многолетним духовно-аскетическим опытом, рассказал ему о хранении ума, истинном трезвении и чистой молитве, о том, как посредством исполнения заповедей Христовых “ум очищается, и отсюда человек, так боголюбезно размышлявший и упражнявшийся, озаряясь светом, становится всецело световидным” с. 30]. Блаженный Арсений послужил орудием Духа Святого и, прекрасно зная путь, который ведет на высоту добродетели, ничего не утаивая, подробно и последовательно рассказал об этом преподобному Григорию и “научи, ничего не оставль отнуд, елика же от благодати” с. 458]. Передав все свои знания о деятельном подвижничестве и умной молитве, он предостерег святого Григория . и от сатанинских козней, направляемых против делателей Иисусовой молитвы. Арсений указал также, что возможны и нападения на него злых людей, подстрекаемых диаволом.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/prp...

2. Крест четвероконечный, резной из кипариса, с боков обложенный серебром, длиною 2 1/2 вершка, в поперечнике 1 3/4 вершка. На лицевой стороне изображено Распятие Господне, а на обратной — Божия Матерь, подающая четки преподобным Антонию и Феодосию Печерским; внизу креста изображен Святитель Николай Чудотворец. В этом кресте, как показывает надпись, находятся частицы святых мощей: преподобного Дамиана Целебника; преподобного Феодора Молчальника; преподобного Евфимия Печерского; преподобного Иулиана Схимника; преподобного Никона Печерского; преподобного Исаакия Затворника; преподобного Моисея, чудотворца Печерского; святого мученика Фоки; святой великомученицы Варвары и священномученика Макария. — Когда и кем устроен этот крест — неизвестно; но он показывается очень древним. 3. Библия острожской печати 1581 года, в кожаном переплете. — По какому случаю и от кого поступила в монастырь — неизвестно; надпись на нижней доске объясняет только, что «сия Библия, оставшая после Трофима Петровича Скобельцына, детей ево Федора, Ивана, 1739 года, июля 21 дня». Из древних актов сохранились до нашего времени: 1. Список с выписи из отводных книг, данной в 7170 (1662) году от боярина и воеводы Князя Василья Григорьевича Ромодановского строителю Череменецкого монастыря черному попу Ефросиму, на принадлежащие тому монастырю отхожие пожни — Ластицу, Седельцо и Змейку. 2. Список с так названной сыскной памяти 7172 (1664) года, или справки, выписанной из писцовых и отказных книг, с показаниями окольных людей в вышеозначенных же пожнях Череменецкого монастыря. Из этого документа открывается, что строитель Череменецкого монастыря, черный поп Вонифатий, подавал челобитную в Новгороде в приказной избе боярину и воеводе Князю Ивану Борисовичу Репнину, жалуясь, что монастырскими пожнями — Старой Лугой, Ластицой, Седельцом, Змейкой, Чернетчиной (или Журавовщиной) завладели дворяне и дети боярские, Александр Неплюев и иные помещики. Впрочем, по справкам в писцовых и отказных книгах о принадлежности тех пожен монастырю или помещикам (равно) не найдено никаких сведений; но по показаниям окольных людей, признавших монастырским владением пожни — Ластицу, Седельцо и Змейку, — приказало отвести их в вотчину Череменецкому монастырю, исключая пожни Старую Лугу и Чернетчино, которые остались спорными. Замечательно показание четырех человек, которые помнили, что «и до немецкаго раззорения на тех пожнях сено косили на Богословский монастырь».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Преподобный Григорий еще раньше обнаруживал склонность к богоугодной жизни – теперь же он питал в сердце великую любовь и стремление к добродетели. Он хотел положить начало подвижнической жизни под руководством опытного наставника. И Господь послал ему на Кипре одного инока, избравшего безмолвную отшельническую жизнь. Инок облек Григория в рясофор и изложил первые основополагающие правила деятельной иноческой жизни. Некоторое время преподобный Григорий жил под руководством этого пустынножителя. Он настолько воспринял его подвижнические наставления, что духовно породнился с ним. Но со временем, желая более суровых подвигов, святой Григорий отправился, быть может по указанию пустынника, на Синайскую гору. Здесь, в монастыре святой великомученицы Екатерины, воздвигнутом на покатом склоне горы византийским императором Юстинианом в 527 году, преподобный Григорий принял малую схиму, то есть стал монахом малого образа, или мантийным. Первое свое послушание повара и хлебопека он неутомимо и со всевозможным прилежанием выполнял в течение трех лет. Служа братии, он считал, что служит чину ангельскому. При этом преподобный Григорий всегда помышлял, что Бог с высоты взирает на него, и место своего служения считал престолом и жертвенником Божиим. В это время преподобному было около тридцати лет. Период пребывания преподобного Григория в Синайском монастыре следует рассмотреть более подробно. Он не случайно выбрал монастырь святой великомученицы Екатерины для своих начальных монашеских подвигов. Дело в том, что со времени основания на протяжении многих веков этот монастырь являлся одним из крупнейших центров византийско-восточного монашества. И во время преподобного Григория Синайский монастырь не потерял своего значения. Он по-прежнему был одним из известнейших очагов христианского просвещения и духовной жизни. Хорошо организованная монастырская жизнь проходила по строгому уставу, который включал и каждодневное откровение помыслов старцу-духовнику с. 417]. Это правильно настраивало подвизающихся и способствовало их быстрому духовному возрастанию. Поэтому многие византийские аскеты, стремясь к безмолвию, удалялись именно на Синай и здесь начинали жизнь в звании новоначальных иноков.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/prp...

Оставшись сиротою, юный Григорий не прельстился своим богатством и почестями, который ожидали его в близком будущем, но неуклонно оставаясь при избранном им тесном пути Царствия Божия, пришел в Богородицкий монастырь, что при озере Галицком, и, пробыв некоторое время послушником, был пострижен в иноки. Недолго оставался юный постриженик в монастыре Богородицком, в котором удостоился получить сан священнический, и отошел в Ростовский Богоявленский Авраамиев монастырь. Там, испросив у Архимандрита келлию, пребывал как бы в затворении и удивлял опытную в подвижничестве братию своими молитвенными упражнениями, воздержанием, пощением, кротостью и смирением. Быстро распространилась молва об Ангельском житии инока Григория. Множество народа приходило к нему за благословением, и Епископ Ростовский Дионисий послал его Архимандритом в Ростовский Спасов монастырь, что на Песку. Не желал смиренный Григорий такого отличия, оно было для него тягостным бременем; душа его стремилась к безмолвному пустынному житию. Пробыв два года в сане Архимандрита, Григорий тайно оставил монастырь, у стремился в пределы Вологодские и, придя в Глушицкую Лавру, к Преподобному Дионисию, просил у него уединенной келлии. Св. Дионисий дал ему келлию в Сосновицкой пустыни. Десять лет прожил преподобный Григорий в Сосновецком монастыре, в затворе, занимаясь переписыванием священных книг. Великая любовь соединяла преподобных Дионисия и Григория, который, забывал свой сан настоятельный, с величайшим смирением, как покорный послушник, внимал поучениям своего наставника, дивного делателя заповедей Христовых, святого Дионисия. Окреплый в борьбе с различными искушениями, не удовлетворился преподобный Григорий своим затворничеством и пожелал обрести более уединенное, безмолвное пустынножительство и там основать храм и обитель для ищущих спасения души. Он открылся преподобному Дионисию и, получив его благословение, пошел отыскивать желаемое место. В пределах составляющих ныне уезд Кадниковский, верст за сорок от города Вологды, он нашел такой непроходимый лес, в котором, казалось, никогда не ступала нога человеческая.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После этого Елевферий некоторое время жил в скиту св. Анны под наставничеством свящ. Василия, в Дохиаре , в Эсфигмене и затем в принадлежавшем Иверскому монастырю скиту св. Иоанна Предтечи, где иером. Никифор наложил на него строгую епитимию. Он посетил Иверский монастырь, где монашествовал его двоюродный брат Онуфрий. Елевферий, преуспев в посте, молитве и воздержании, принял постриг с именем Евфимий. Его охватило желание пострадать за Христа, но наставники долго не давали благословения на мученический подвиг. Наконец, получив ряд видений, что его мученичество угодно Богу, Евфимий отправился в Константинополь в сопровождении мон. Григория. В Вербное воскресенье, причастившись Св. Таин, он надел турецкие одежды и предстал перед великим везиром Рушут-пашой. Бросив на землю турецкий головной убор, он стал топтать его и хулить Магомета и ислам . Везир изумился дерзости 20-летнего юноши, думая, что он пьян или безумен. Евфимия, заковав в колодки, бросили в тюрьму, а затем привели на допрос к везиру. Увидев стойкость юноши, везир приказал жестоко бить его, после пыток уговаривал отречься от Христа, но мученик оставался непреклонным, обличая мусульманскую веру, и везир приказал обезглавить его. Палачи не смогли с двух попыток отсечь ему голову и поэтому закололи в гортань (+ 22 марта 1814 ). Спустя три дня Григорий выкупил тело преподобномученика у палачей, и оно было доставлено в церковь Преображения Господня на острове Проти . Заболевший горячкой сын христианина Еммануила Маргаритиса получил исцеление от обагренных кровью одежд преподобномученика. Григорий отплыл на Афон , взяв с собой эти одежды и волосы преподобномученика, от которых исходило благоухание. От этих реликвий исцелились Христодул из Месемврии, Антоний из Кидонии, некий Кириак, дочь врача Марина и мн. другие. Корабль, на котором плыл Григорий, попал в сильный шторм, но, как только на паруса повесили одежды преподобномученика, буря прекратилась. Почитание После мученической кончины прмч. Игнатия (+ 8 октября 1814), которого сопровождал тот же Григорий, последний перевез на Афон мощи обоих святых (20 октября 1814). Они были положены в новосозданном храме при келлии их духовника Никифора в скиту св. Иоанна Предтечи. Патриарх Григорий V , также уроженец Димицаны, построил в этом городе церковь во имя Евфимия Нового из Домицаны.

http://drevo-info.ru/articles/13674510.h...

Во время подготовки также нужно решить вопросы ремонта объектов, где пройдут основные торжества, благоустройства прилегающей территории и приведения в хорошее состояние подъездов к местам проведения торжеств. Ряд поручений был связан с обеспечением безопасности в период проведения массовых мероприятий, организацией медицинского обслуживания участников торжеств, подготовкой волонтеров и размещением паломников. Кашин — один из старейших городов в Тверской области, известный своими церквями и монастырями. В настоящее время действует только одна обитель — Николаевский Клобуков женский монастырь. Его история насчитывает почти 700 лет. С момента основания и до закрытия в начале ХХ века он был мужским. Николаевский Клобуков монастырь был местом пострига преподобного Макария Калязинского. В нем долгое время сохранялась деревянная келья преподобного. В 1904 году на средства В.А. Лодыгина она была перестроена, при закрытии монастыря в 1930-е годы утрачена, а в 2010 году снова восстановлена на прежнем месте. Родной брат Макария Калязинского Григорий (в миру Матфей Кожин), принявший постриг с именем Геннадий, до 1461 года нес послушание настоятеля Тверского Отроча монастыря, до 1477 года был епископом Тверским. Племянник Макария Калязинского Паисий основал Угличский Покровский монастырь, в конце XVI века был причислен к лику святых. Преподобный Макарий родился в селе Грибково (Кожино) близ города Кашина. С юных лет стремился к монашеству. По благословению игумена Клобукова Николаевского монастыря удалился в пустынь в 18 верстах от города Кашина, где срубил келию и принял подвиг уединенной молитвы. Со временем уединенное место превратилось в монастырь, преподобный Макарий стал его игуменом. Здесь был воздвигнут храм в честь Пресвятой Троицы. Монастырь был достаточно известным. Из Калязинского Троицкого монастыря вышли преподобный Паисий Угличский и преподобный Ефрем Перекомский. Обитель посещали преподобный Иосиф Волоцкий, Патриарх Филарет, цари Иоанн Грозный, Борис Годунов, Михаил Федорович. В 1654 году, во время морового поветрия, царица Мария Ильинична и Патриарх Никон находились в Троицкой Калязинской обители.

http://patriarchia.ru/db/text/5789939.ht...

Богоявленский Старо-Голутвин монастырь в Коломне был основан Преподобным Сергием и его учеником преподобным Григорием по просьбе князя Дмитрия Донского. Одни историки связывают основание монастыря с историей о примирении Московского и Рязанского княжеств (которое произошло благодаря Преподобному), другие — с обетом, данным князем Дмитрием накануне Куликовской битвы. Преподобный Сергий лично участвовал в закладке Богоявленского храма, белокаменный фундамент которого сохранился и поныне. Его называют «камушками Преподобного» и почитают как святыню. В XVI-XVII веках Старо-Голутвин монастырь был одним из самых крупных монастырей Коломны. Особенно он славился своей обширной библиотекой, насчитывающей более 100 драгоценных рукописных книг. В 1929 году обитель была закрыта большевиками; в зданиях храмов и келий располагались склады и общежития. В 1993 году монастырь возвращен Церкви, сегодня он полностью восстановлен, в 1995-2012 годах в нем располагалась Коломенская Духовная семинария. Духовные чада Преподобного Сергия основали более 40 монастырей. В свою очередь, из этих обителей вышли новые подвижники, которые положили начало еще 50 обителям. Недаром Преподобного называли «игуменом всея Руси», «светильником земли Русской». Д ва легендарных московских монастыря — Спасо-Андроников и Симонов — связаны с именами учеников святого Сергия — преподобных Андроника и Феодора. Основатель Спасо-Андроникова монастыря преподобный Андроник был любимым учеником Сергия Радонежского. Тихий, кроткий, смиренный, как пишет о нем летописец, юноша Андроник был родом из тех же ростовских земель, что и Преподобный Сергий. Долгие годы он жил в Троицкой обители в полном послушании у игумена Сергия. Когда митрополит Московский Алексий основал на окраине Москвы монастырь во имя Нерукотворного Образа Спасителя, кандидатуру игумена он предложил определить святому Сергию. Преподобный указал на Андроника. «Повсюду прошла слава о чудном монастыре Андроника, и множество людей стекалось туда», — сообщает Житие Преподобного Сергия. Спасо-Андроников монастырь вскоре стал центром русской иконописной школы. К братии монастыря принадлежали великие иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Но вот, в келье одного монаха из скита святителя Василия Великого преподобный Паисий увидел книгу - творения преподобного Петра Дамаскина. На вопрос о том, если ли у братии еще святоотеческие творения, он услышал о творениях таких святых подвижников, как Антоний Великий, Григорий Синаит, Симеон Новый Богослов, Никита Стифат и другие. Здесь же он узнал и о том, почему ему не смогли помочь в других монастырях. За три столетия турецкого ига греческая культура и образование пришли в такой упадок, что практически никто уже не понимал языка святоотеческих творений, так как древнегреческий язык значительно отличался от греческого языка, на котором говорили современники преподобного Паисия, и даже среди афонских насельников очень немногие могли читать и понимать хранившиеся в монастырских библиотеках книги и рукописи. Славянское «Добротолюбие» Теперь преподобный Паисий со своими учениками и сподвижниками (за 17 лет пребывания преподобного на Горе Афон вокруг него собралось братство из 50 монахов) решили браться за переводческое дело. Но внешние и внутренние трудности афонской жизни вынудили преподобного Паисия покинуть Святую гору. Дело в том, что каждый афонский монастырь должен был платить турецким властям ежегодный налог. Братство преподобного Паисия к 1763 году переселяется в пустующий афонский монастырь Симонопетра. Но преподобный понимает, что братия не сможет одновременно и поддерживать в порядке монастырь, и платить непомерный налог, и заниматься переводами святоотеческих творений. Принимается решение покинуть Афон и отправиться в Молдовалахию. Обосновавшись на новом месте, преподобный Паисий продолжает начатое еще на Афоне дело перевода святоотеческих книг с новой силой. Его труды получают известность в том числе и в России. О преподобном Паисии узнают игумен Валаамского монастыря Назарий и митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил (Петров). Они оба желают того же, что и преподобный Паисий,- создания и издания новых переводов святоотеческих творений. Около 1790 года ученик преподобного Паисия монах Афанасий доставил митрополиту Гавриилу (Петрову) рукописи переводов святоотеческих творений. Митрополит Гавриил создает кружок переводчиков, которые осуществляют проверку и редактирование полученных текстов. Первый том переводов святоотеческих творений на славянский язык был издан еще при жизни преподобного Паисия Величковского в 1793 году в Москве . В состав тома вошли творения преподобных отцов Антония Великого, Марка Подвижника, Симеона Нового Богослова, Григория Синаита, Максима Кавсокаливита, Феофана Монаха, Петра Дамаскина и других. Сборник получил название «Добротолюбие».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

Звенигород. Скит преподобного Саввы. Саввинский скит Скит. Действует.   Престолы: Саввы Сторожевского Год основания:Между 1860 и 1870. Ссылки:   Адрес: Московская область, гор. Звенигород Саввино-Сторожевский монастырь Скит Преподобного Саввы Координаты: 55.736544, 36.8135 Проезд:электропоездом от Белорусского вокзала до станции Звенигород, далее автобусом или до остановки «Монастырь»; Изменить описание Добавить фотографии Автор: Сергей Чернов Снято: 30 марта 2014 Добавлено: 30 марта 2014 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты Добавить статью Преподобный Савва для молитвенных подвигов и молитвенного общения с Господом часто удалялся из обители в глубокий овраг, отстоящий в версте от монастыря на север. Там на склоне горы под сенью густого леса он ископал себе пещеру, в которой предавался со слезами подвигам молитвы и созерцанию на земле высших обителей небесных. Память о месте его молитвенных подвигов сохранялась веками. В 1860 - начале 1870-х годов над пещерой была возведена церковь во имя преподобного Саввы Сторожевского, а рядом с ней построен ансамбль монастырского Скита. Первоначально он носил название «общежитийного отделения» и представлял собой целый монастырь с двумя церквами, кельями и хозяйственными службами, обнесенный каменными стенами с башенками. Возникновение Скита произошло благодаря желанию и усердию нескольких людей: святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, настоятеля Саввина монастыря епископа Дмитровского Леонида (Краснопевкова), звенигородского купца и фабриканта Павла Григорьевича Цурикова и наместника Саввинской обители о. Галактиона. Средства на устройство Скита и его содержание были пожертвованы П.Г. Цуриковым. Жизнь в Саввинском скиту основывалась на правилах строгого общежительного устава, введение которого было связано с именем митрополита Московского Филарета (Дроздова). Митрополит Филарет усердно насаждал в обителях подобный тип иноческой жизни, восходивший к традициям преподобного Сергия Радонежского и его учеников. Особое отношение к общежительным монастырям разделял викарий митрополита епископ Леонид. Епископ Леонид (Краснопевков) глубоко почитал прп. Савву. При нем с 1859 г. была установлена традиция ежегодного крестного хода из монастыря к пещерке в день праздника 17 (30) июля в память обновления раки Преподобного — устройства над ней новой сени. Епископ Леонид вспоминал о трогательных минутах крестных шествий между монастырем и Скитом, когда припев “преподобне отче Савво, моли Бога о нас”, непрестанно повторяемый клиром и народом, разносился далеко по лесу, где стояли еще некоторые дубы, которые могли служить сенью своею для преподобного». В настоящее время традиция крестных ходов из монастыря в Скит восстановлена. Основная заслуга практического воплощения идеи Скита принадлежит наместнику монастыря (с 1856 по 1887 г.) отцу Галактиону.

http://sobory.ru/article/?object=16954

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010