Если принять во внимание предположение иеромонаха Амфилохия (Радовича) о том, что преподобный Афанасий Метеорский был ближайшим учеником святого Григория Молчаливого с. 132], то житие преподобного Афанасия может дать нам ряд дополнительных сведений о жизни и подвигах преподобного Григория Молчаливого. Из этого жития видно, что святой Григорий Молчаливый стал учеником преподобного Григория Синаита , когда тот был на Святой Горе Афон. После ухода учителя безмолвия с Афона преподобный Григорий остался там и долгое время подвизался с Моисеем – одним из учеников святого. К ним иеромонах Каллист направил преподобного Афанасия, с именем которого впоследствии будет связан расцвет знаменитого монашеского оазиса на Метеорах в Фессалии. Преподобный Афанасий Метеорский, лично знавший святого Григория Синаита и получивший от него первые наставления исихастского делания с. 298], дальнейшие свои духовные подвиги продолжал под руководством преподобного Григория Молчаливого с. 132], от которого и принял монашеское пострижение. Совместным подвигам Моисея и Григория Молчаливого препятствовали частые нападения на Афон разбойников, в особенности на то место, где они находились. Они вынуждены были расстаться. Моисей, взяв одного из послушников по имени Стефан, отправился в Иверский монастырь, в котором закончил свой земной путь. А святой Григорий Молчаливый с учениками Афанасием и Гавриилом отправился в Солунь и далее в Сербию, к ученику Синаита митрополиту Иакову Серскому. По совету и благословению митрополита они поселились в Метеорских горах в западной Фессалии на одной высокой и отвесной скале, где, кроме птиц, никто не обитал. Первое время преподобный Григорий Молчаливый жил с Афанасием. Вскоре к ним стали приходить люди, желавшие подвижнического жития. Видя духовный рост Афанасия, преподобный Григорий освободил его от обычного послушания и дал благословение на молитвенное уединение с. 302]. Место подвигов преподобного Григория Молчаливого представляло своего рода столп, на котором со временем образовался монастырь. Множество иноков проходило подвиги под мудрым руководством старца. Когда в новой обители установился строгий устав и стал не менее строго соблюдаться, Господь перевел Своего верного раба в другое место для создания новых духовных центров. Ими стали монастырь Григориат на Афоне и позднее обитель Горняк в Сербии.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/prp...

Саввинский скит сильно пострадал в советское время, многие здания были разрушены. После войны здесь жили семьи служащих военного санатория. К 600-летию преставления Звенигородского чудотворца восстановлена пещера Преподобного, отреставрированы сохранившиеся постройки, возрождена скитская жизнь, возобновлен источник преподобного Саввы, сооружена купальня. На территории Скита монастырь, который является общежительным, осуществляет хозяйственную деятельность: здесь находится монастырский огород, скотный двор и другие службы. Сайт «Саввинско-Сторожевской монастырь» http://www.savvastor.ru/pages/3.html Скит и святой источник преподобного Саввы Звенигородского находятся в километре к северо-западу от Саввино-Сторожевского монастыря. Здесь основатель обители выкопал пещеру, где уединялся для молитвы. Скит и храм над местом лесного уединения преподобного Саввы был построен во второй половине XIX века на средства известного в Звенигородском уезде и за его пределами благотворителя Павла Григорьевича Цурикова – владельца Ивановской суконной фабрики на реке Истре. Педагог и автор путевых заметок княжна Елена Сергеевна Горчакова описала свои впечатления от Саввинского скита в очерке 1886 года: «Место, выбранное строителем, до того красиво и уединенно, что этих причин было бы достаточно для устройства отшельнических келий в этом диком ущелье, но им руководило еще другое нравственное побуждение. Здесь в овраге, с давних времен существует пещерка, в которой, по преданию, преподобный Савва часто проводил целые дни в молитве и безмолвии». Внутри пещеры, по словам путешественницы, лежали два больших диких камня, и был помещен образ преподобного Саввы, перед которым служились молебны. В частности, 17 июля по старому стилю в память о перенесении мощей в 1847 году в соборный храм под новую сень совершался крестный ход из Сторожевской обители в скит, где у пещеры Саввы служили молебен и читали акафист. В те годы каждый паломник, приехавший в Саввино-Сторожевский монастырь, считал долгом спуститься к пещере основателя монастыря. Живописная дорога от монастыря к скиту была излюбленным маршрутом для богомольцев и жителей звенигородской округи.

http://sobory.ru/article/?object=16954

Об освящении церкви (1508 г.) 7 Церковь во имя всех святых была устроена и освящена. На освящение её стеклись из града Переславля и из сёл множество людей из священнического, иноческого и другого званий; все несли посильную жертву на вновь устроенное святое место. Спустя немного времени была поставлена и другая трапезная церковь во имя Похвалы Пресвятой Богородицы: поставлены были – Игумен, два мирских священника, диакон, пономарь, – была и просфорница; Божественная служба совершалась каждодневно. Обе церкви были снабжены книгами и украшены святыми иконами лучших мастеров; также и на святых вратах монастырских были поставлены иконы; многие родственники погребённых здесь стали приходить на это место и ставили кресты над гробами их; монастырская братия над гробами усопших начала петь соборне панихиды. Поучение Преподобного Даниила к братии. Преподобный Даниил жил ещё в Горицком монастыре; но в новосозданный монастырь приходил каждый день, посещая Игумена и братию. Братию с любовью назидал увещаниями хранить монашеский чин, украшаться добродетелями и вести трудолюбивую жизнь. Беден был тогда монастырь; братия питалась плодами рук своих и пребывала в нищете и убожестве. Преподобный сам понимал бедность монастырской братии; почему сам строил братии кельи, копал землю и заводил близ монастыря всякую жатву. Многие из христолюбивых христиан, видя убожество монастыря, подавали милостыню, и братия, несмотря на скудость, благодарила Господа Бога. О увещании Немчина Иоанна и жены его Наталии и Григория Изъединова . Суждено было Преподобному испытать искушения и в новоустроенной обители от врага нашего спасения – диавола. По некотором времени диавол вооружил против Преподобного некоторых лиц, живших близ новоустроенного монастыря. Около сего монастыря было место, называемое воргушею; жили там: некто Иоанн Немчин, злая жена его Наталия и Григорий Изъединов. Всем им неприятно было устроение монастыря Преподобным, и вот они, согласясь между собою все вместе, воздвигли брань на новосозданный монастырь и говорили: «На нашей земле построил ты, Даниил, монастырь, завёл пашню и хочешь овладеть нашими землями и поместьями», – и вооружились на Преподобного с оружием и дрекольями. Наталия сама ездила на коне с вооружённым луком и устремлялась на Преподобного Даниила и братию, и тем отбивала их от пашни и не давала из монастыря выходить. Благодушно переносил Преподобный гонения сии и утешал братию своими советами; крамол же с противниками не заводил; но молился Богу, да укротит Он сердца враждующих, и убеждал их, чтобы они не наносили неприятностей святому месту, не оскорбляли бы братию и не брали бы греха на свою душу. По времени враги сами познали своё безумие, сами просили прощения у Преподобного в своих поступках и никогда более не враждовали на место то.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Монастырь в последующие годы оказался на грани полного разрушения. Справедливости ради стоит сказать, что виной тому в данном случае была не советская власть, а Великая Отечественная война. Бомбежки и артобстрелы причинили очень сильный ущерб древним строениям. Реставрационные работы начались в монастыре лишь в 1976 году, но еще в 1991 году, когда обитель передали Церкви, она представляла собой печальное зрелище. Первые насельницы, появившиеся здесь в 1994 году (монастырь восстанавливается как женский), говорили, что почти не верили в возрождение монастыря. И тем не менее — возрождение состоялось. За многовековую историю в Хутынском монастыре, с первой половиной XIII столетия и до закрытия обители в 1925 году, на его территории проходило богослужение в пяти церквях, включая и летний Спасо-Преображенский собор. Если какая-то из церквей из-за своей ветхости закрывалась, то рядом с ней воздвигался другой храм. В старинных печатных изданиях упоминаются: Храм преподобного Антония Великого, построенный новгородским посадником Юрием Онциферовичем. Тёплая церковь-трапезная во имя преподобного Варлаама Хутынского. Каменный надвратный храм пророка Илии. Две церкви во имя священномученика Григория Армянского, каменные высокие с колоколами. Одна -против северных дверей Спасо-Преображенского собора, другая - против южного входа. Большая больничная церковь во имя Всех Святых. Домовая церковь при архиерейских покоях во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В наши дни после возвращения монастыря Новгородской епархии этот храм был освящён во имя святителя Льва, папы Римского. Согласно переписи 1615 года, в Хутынской обители находились следующие церкви: Спасо-Преображенский собор. Церковь преподобного Варлаама Хутынского. Надвратная церковь Ильи пророка. Храм священномученика Григория, просветителя Великой Армянин под колокольней. Две надвратные церкви: Николая архиепископа Мирликийского, чудотворца и преподобного Антония Великого. Со второй половины XVII века внешний вид Преображенского собора стал несколько отличаться от прежнего. В 1646 году с южной стороны к нему пристроили придел Покрова Богородицы, а с северной - апостола и евангелиста Иоанна Богослова, с запада построена новая паперть, и главы обиты не дубовой чешуей, как прежде, а белым железом. В XVIII веке собор также подвергался незначительным поновлениям. Известно, что в 1712-1737 годах при архимандрите Вениамине был обновлён и пополнен новыми иконами главный иконостас. При Антонии Знаменском, настоятеле монастыря с 1799 по 1802 годы, в соборе настлан новый пол, растёсаны окна, произведена роспись. В 1835 году был разобран до основания Покровский придел, и на его месте возведён новый. На пожертвования Д.А. Державиной в этом приделе был устроен новый иконостас и возобновлена живопись. В 1810 году был перестроен придел Иоанна Богослова. Благодаря этому его размеры значительно увеличились. Сама перестройка и роспись придела проводилась на средства действительной статской советницы Борзовой.

http://sobory.ru/article/?object=00166

Основание монастыря относится к XIV веку, но точная дата неизвестна. Согласно сообщению Софийской второй летописи, монастырь был основан в 1374 году. Эта дата встречается и в трудах некоторых современных исследователей. Однако большинство авторов отдают предпочтение другой дате, которую принимают за дату основания монастыря — 1385 год. Сложилась целая литературная традиция, восходящая к знаменитому житию прп. Сергия Радонежского, написанному Епифанием Премудрым, указывающая, что монастырь был основан по велению св. благоверного князя Димитрия Донского преподобным Сергием Радонежским и его учеником преподобным Григорием. Большинство же исторических источников связывает основание монастыря с обетом, данным св. благоверным князем Димитрием Донским перед Куликовской битвой, поэтому 1385 г. — наиболее вероятная дата его основания. В рукописи Троице-Сергиевой Лавры говорится, что Голутвинский Богоявленский монастырь, связанный с победой над Мамаем, был основан в 1385 году на устье реки Москвы близ Коломны. Димитрий Донской сам выбрал место для монастыря и просил преподобного Сергия прийти благословить его. Авва Сергий, как всегда, пешком пришел в Коломну, благословил место, выбранное для обители и храм в честь Богоявления Господня. Икону Богоявления, в киоте и серебряной ризе с богатыми золотыми украшениями великий князь пожертвовал монастырю из своей моленной. Он просил преподобного Сергия, чтобы тот благословил одного из своих учеников быть настоятелем будущей обители. Выбор аввы Сергия пал на священноинока святой и добродетельной жизни Григория, который и был вскоре возведен в сан игумена. Поставление его во игумена совершал, скорее всего, епископ Коломенский Герасим, в присутствии самого преподобного Сергия, который вручил преподобному Григорию свой игуменский жезл из черного дуба, который благоговейно сохранялся в обители до самого ее закрытия в 20-х годах нашего столетия. Опись монастырской ризницы первой половины XVI в. донесла до нас сведения о ризах преподобного Сергия и аналойном кресте его, пожертвованных им в новую обитель

http://sobory.ru/article/?object=01135

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь Россия, Московская обл., г. Коломна, ул. Голутвинская. Голутва – «вырубка, поляна в лесу». Такая голутва была недалеко от Коломны в одном из лесных непроходимых массивов на слиянии двух замечательных русских рек: Моск вы и Оки. Здесь преподобным Сергием Радонежским по просьбе Московского князя Дмитрия Донского в 1385 году был основан монастырь, в год его примирения с рязанским князем Олегом, и назван Голутвиным. Вместе с Бобреневским монастырем он являлся «сторожем» на подступах к Коломне и играл значительную роль в обороне Москвы как звено заградительной линии на юго-востоке. Великий князь Димитрий Донской сам выбрал место для монастыря и просил преподобного Сергия прийти благословить его. Сергий, как всегда, пешком пришел в Коломну, благословил место, выбранное для обители, и храм в честь Богоявления Господня. Икону Богоявления в киоте и серебряной ризе с богатыми золотыми украшениями вели кий князь пожертвовал монастырю из своей молельной. Он просил преподобного Сергия, чтобы тот благословил одного из своих учеников быть настоятелем будущей обители. Выбор преподобного Сергия пал на инока святой и добродетельной жизни Григория, который и был вскоре возведен в сан игумена. Шли годы, созидалась обитель, умножались ее насельники. Подвижническая жизнь братии, духовный авторитет монастыря и слава его основателей привлекали множество благотворителей, среди которых были и великие князья, церковные иерархи, бояре и купечество, посадские и простой люд. Непрерывный поток пожертвований приносил в монастырь богато украшенные иконы, драгоценные книги, в обители велось каменное строительство. Примерно во второй четверти XV b. была построена каменная на высоком подклете церковь во имя святого основателя монастыряпреподобного Сергия Радонежского. При ней устроена братская трапезная с хлебодарней. Широкое строительство и содержание монастыря обеспечивались большими земельными владениями.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Вскоре после кончины преподобного Кирилла начались чудеса при его гробе. Старец Кириак, ученик преподобного и монастырский рыболов, будучи тяжко болен, не мог присутствовать при последних часах своего учителя и много скорбел об этом. Преподобный Кирилл явился ему во сне с двумя юношами в белых одеждах, державшими в руках горящие свечи, оградил его крестным знамением и сказал: «Зачем ты, брат Кириак, столь долго страждешь? Встань и иди лови рыбу на потребу братии». Пробудившись от сна, расслабленный Кириак почувствовал, что он владеет руками и ногами. По его просьбе его привели ко гробу преподобного, и он стал исповедывать свои грехи преподобному Кириллу как живому. Получив совершенное исцеление у гроба, Кириак поведал чудо собравшейся братии, а на другой день по повелению чудотворца отправился на рыбную ловлю и наловил такое множество рыбы, что ее хватило на день памяти преподобного, когда в обитель собиралось очень много народа. Слуга князя Феодора Чеснока-Вадбольского Григорий, потерявший зрение и испытывавший мучительную боль в глазах, получил исцеление от прикосновения ко гробу преподобного и окропления головы освященной самим преподобным Кириллом водой. Жена белозерского жителя Елена Текутова долгое время безуспешно лечилась от своей тяжкой болезни. Однажды ночью она подумала о поездке к мощам преподобного Кирилла, но после забыла об этом. Когда болезнь ее усилилась и она ожидала уже смерти, преподобный явился ей во сне, благословил ее святым крестом, окропил водою и сказал: «Встань, чадо, иди в монастырь мой и у церкви Воскресения помолись Богу и Пречистой Его Богоматери, и получишь исцеление у гроба моего». Исполнив волю святого, она выздоровела. Скоморох Стефан, живший в городе Белозерске, два года лежал расслабленный. Слыша о чудесах преподобного Кирилла, он подобно другим пожелал прибегнуть к его помощи. Не дойдя до обители всего 12 верст, он впал в совершенное изнеможение и стал просить угодника Божия исцелить его, давая обет постричься в его монастыре. Тотчас ему явился преподобный и велел идти в монастырь, помолиться в храме Воскресения и приложиться к цельбоносному гробу. Сделав по указанию святого и получив исцеление, Стефан принял пострижение с именем Сергия и жил в обители преподобного до своей смерти.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Последователи святого Григория Синаита и непосредственные ученики преподобного Ромила стали и основателями многих монастырей в Сербии. Так, преподобный Сисой основал монастырь Сисоевец около Раванницы, преподобный Григорий Молчаливый – монастырь Горняк, Зосима Синаит – монастырь святого Романа около Джуниса, Мартирий – монастырь Рукумии близ Костольца, Даниил Синаит – монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы в Горняцком ущелье с. 94; 72, с. 128]. О том большом значении, которое придавал монастырю Раванница и деятельности в нем синаитов святой Лазарь, говорит его хризовул, выданный монастырю в 1381 году. В нем написано, как князь “по силе своей украсил” монастырь и приложил к нему не менее 90 сел с. 129]. Преподобный Григорий Горняцкий Другой ученик и верный последователь духовных традиций преподобного Григория Синаита – преподобный Григорий известен в Сербии по названию основанного им монастыря Ждрело в Браничеве, с XVIII века называемого Горняк. Но не только Горняцким именуется этот приверженец умного делания. Его знают и как Григория Молчаливого, и как Григория Исихаста, и как Григория Синаита Младшего, и как Григория Синаита II с. 213–214; 86, с. 196; 85, с. 69]. Родился преподобный Григорий Молчаливый в конце XIII – начале XIV века. Национальность его точно не установлена. По святогорским преданиям, отраженным во многих славянских и сербских синаксарях, можно заключить, что преподобный родился в Сербии. Так говорится и в службе на греческом языке, совершающейся и теперь в честь святого на Афоне в основанной им обители Григориат: “От Сербии, преподобие, возсияв всем благодати, облиставаеши молниями чудес, Григорие, сего ради и любовию тя присно величают” с. 234]. Древнее житие преподобного Григория Молчаливого до наших дней не дошло. Хранилось оно в монастыре Григориат на Афоне до пожара 1761 года. Во время пожара житие вместе с другими рукописями было вывезено сербскими иноками, дальнейшая его судьба неизвестна с. 520]. О великом христианском подвижнике Григории Синаите , о его славных монашеских подвигах и учении Григорий Молчаливый, вероятнее всего, услышал либо на Афоне, либо в Константинополе. От дивного старца он получил первые наставления, касающиеся исихастского делания.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/prp...

В 1952 г. он удалился в монастырь преподобного Георгия Хозевита, расположенный к западу от Иерихона. В окрестностях этой обители находится множество пещер, высеченных в отвесных скалах, в которых на протяжении многих веков жили монахи-румыны. В одной из этих пещер в суровых условиях пустынножительства преподобный Иоанн провел последние восемь лет своей жизни. В этой убогой келии преподобный подвизался в молитве, претерпевая холод и зной, голод и жажду, болезни и многие искушения. Большую часть времени он проводил в молитвенном бдении, пищу вкушал один раз в день, вечером; сну отводил три-четыре часа; читал Священное Писание и творения святых отцов. В пещерной часовне совершал полное монашеское правило. Иногда, по большим церковным праздникам, он спускался из пещеры и сослужил в соборе преподобного Георгия Хозевита Литургию, причащался Святых Таин, затем участвовал в общей монашеской трапезе и снова возвращался в свою пещеру. В этой пещере преподобный Иоанн мирно почил о Господе 5 августа 1960 г. Ему было 47 лет, из которых 24 года он провел в Святой Земле. Тело его, изможденное постом и постоянным бдением, было положено в той же пещере. Спустя 20 лет, в 1980 г., согласно монастырским традициям, совет старцев монастыря открыл пещеру, чтобы положить останки преподобного в общую могилу. Все присутствующие засвидетельствовали нетленность тела, нисколько не изменившегося с течением времени. По распоряжению Иерусалимского Патриарха Венедикта останки были перенесены в монастырский храм, где было отслужено 40 Литургий. Гроб с телом преподобного Иоанна был поставлен у святого алтаря, и над ним возносились поминальные молитвы. После того, как отслужили все Литургии, тело подвижника было все так же нетленно. Его с благоговением переложили в раку из черного дерева, которую поставили в храме рядом с мощами преподобного Григория Хозевита. В 1992 г. Румынская Православная Церковь причислила преподобного Иоанна Нового Хозевита к лику святых. Память его совершается 5 августа (нов. ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/da...

Преподобный Евфросин Псковский Преподобный Евфросин Псковский, в миру Елеазар, родился около 1386 года в селе Виделебье, близ Пскова, из этого же села был родом и преподобный Никандр Псковский (память 24 сентября). Родители хотели, чтобы Елеазар вступил в брак, но он тайно ушел в Снетогорский монастырь (на Снятной горе, теперь - в самом Пскове) и принял там постриг. Около 1425 года в поисках более глубокой сосредоточенности в молитве преподобный Евфросин, с благословения настоятеля, поселился в одинокой келлии на реке Толве, недалеко от Пскова. Но забота о спасении ближних заставила преподобного нарушить свое пустынножительство, и он стал принимать всех, кто нуждался в опытном старце-наставнике. Приходивших к нему преподобный Евфросин благословлял жить по скитскому уставу, составленному им самим. Устав преподобного Евфросина представляет собой общее наставление инокам о достойном прохождении монашеского пути - " како подобает инокам пребывати " . Он не содержит строгого распорядка всей жизни монастыря, как, например, устав преподобного Иосифа Волоцкого; богослужебной части в нем нет совсем. В 1447 году по просьбе братии преподобный устроил храм в честь трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, которые удостоили его своего явления, и в честь преподобного Онуфрия Великого (память 12 июня). Обитель впоследствии получила название Спасо-Елеазаровской. По смирению и из любви к уединенному подвигу преподобный не принял звания игумена и, предоставив настоятельство своему ученику преподобному Игнатию, жил в лесу близ озера. Скончался преподобный Евфросин в глубокой старости, 95-ти лет, 15 мая 1481 года. На его гробнице, по повелению Новгородского архиепископа Геннадия, был поставлен образ, написанный еще при жизни преподобного его учеником Игнатием, и положено завещание преподобного братии на лоскутке пергамента, скрепленное свинцовой печатью Новгородского архиепископа Феофила. Это одно из очень немногих духовных завещаний, написанных собственноручно подвижниками.

http://patriarchia.ru/db/text/912081.htm...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010