Именно таким духовником является сам Владыка Антоний. Подобно Иоанну Предтече, он приводит ко Христу тысячи людей. Не побоюсь сказать о нем словами, которыми Христос сказал о Предтече: «Он – светильник горящий и светящий», и мы «радуемся при свете его» ( Ин. 5:35 ). 184 Б. Зайцев. Река времен. Нью-Йорк, 1968. С. 313. В рассказе Зайцева «Река времен» под именем архимандрита Андроника описан архимандрит Киприан (Керн) . Кроме того, перу Бориса Зайцева принадлежат воспоминания об отце Киприане в сборнике «Далекое» (Вашингтон, 1965) и некролог под названием «Трудный путь» в Вестнике РСХД 56 (Париж, 1960). 185 M. Nassonov. In memoriam риге Cyprien Kern. – Nouvelles de Saint-Serge 23. Paris, 1999. P. 45. 223 Б. Зайцев вспоминает (Далекое. С. 72–73), как в 1944 году, когда Париж был оккупирован немцами, электричества в городе не было, а за окнами слышались взрывы и канонада, он сидел вместе с отцом Киприаном в доме их общей знакомой. Разговор шел не о войне, не об оккупации, не об опасности плена, а... о св. Григории Паламе : «О. Киприан в особенном подъеме. В нервной этой полумгле прочел нам целую лекцию о св. Григории Паламе . В такой обстановке не впервые ли приходилось ему читать, а нам слушать? Да и воспринимать (под бомбардировку окрестностей). Но воспринимали. И как!» 236 «Есть только одна печаль – о том, что мы так далеки от святости» (фр.). Письмо к М. Феннелл от 20.4.1945. 238 От РСХД отец Киприан был всегда далек: молодежным «тусовкам» РСХД он предпочитал ученые диспуты Свято-Сергиевского института. 239 Письмо к М. Феннелл от 11.12.1953. Ср.: Архимандрит Киприан (Керн) . Православное пастырское служение. С. 213: «Некоторые... начинают говорить о грехах своих близких, совершенно забывая свои собственные прегрешения и недостатки. Другие начинают вдруг задавать священнику труднейшие богословские и философские вопросы, которые их «мучают»: например, о смысле страданий... о «слезинке ребенка» и пр., совершенно забывая, что исповедь не есть и ни в коем случае не может быть беседой на богословские темы или семинаром по философским проблемам».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

XVII в. Состав ноябрьского последования свт. Григория Паламы (древнейшие известные рукописи: Athen. Bibl. Nat. 2008, 1365–1375 гг.; Vindob. Gr. Theol. 201, 2-я пол. XIV в.; анализ последования (без учета второй из названных рукописей): Boloudakes. S. 43–71; греческий текст: Ibid. S. 73–143) включает в себя (не считая богородичнов): два отпустительных тропаря 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа (Orthodoxias hodege, eusebeias didaskale: (Православия наставниче, благочестия учителю:) и Orthodoxias ho phoster, Ekklesias to sterigma: (Православия светильниче, церкве утверждение:); в русской Минее — только один тропарь, Православию наставниче, святителем украшение:, являющийся (несмотря на свое начало) сокращенным вариантом второго из двух указанных греческих тропарей); кондак на подобен «Взбранной Воеводе»: To tes sophias hieron kai theion organon: (Премудрости священный и божественный орган:) с икосом; канон Трем святителям и свт. Григорию Паламе (в русской Минее его нет; 4-го плагального гласа; акростихи: в тропарях: Ton theologon synodon hymno ton megalon (Богословов великих единомышленника воспеваю), в богородичнах: Philotheos (Филофей); ирмос: hArmatelaten Pharao ebythise: (Колесницегонителя фараоня погрузи:); начало: Ton theologon ton trion ton sympnoun (Единодушного трем Богословам)); канон свт. Григорию Паламе (есть и в греческом, и в русском последованиях; 1-го гласа; акростихи: в тропарях: Stathmen anymno dogmaton ton entheon (Богодохновенное правило догматов воспеваю), в богородичнах: Philotheos (Филофей); ирмос: Sou he tropaiouchos dexia: (Твоя победительная десница:); начало: Sy ton charismaton te pege (Ты дарований источнику)); несколько седальнов (различаются в разных рукописях; немаловажно, что русское последование содержит тот же набор седальнов, что и древнейшая рукопись греческая последования, Athen. Bibl. Nat. 2008, тогда как в позднейших греческих рукописях корпус седальнов меняется); светилен; 14 самогласнов (включая славники; в русской Минее — только 4, по причине отсутствия стихир на литии (8 самогласнов) и на малой вечерне) и 5 циклов стихир-подобнов (в русской Минее — только 4) (количество и состав стихир различаются в рукописях; данные приведены по изданию диак.

http://patriarchia.ru/db/text/206692.htm...

Эдуард 2014/02/09, 13:00:24 Нам надо определиться самим, чего мы хотим - Великую Россию, или Святую Русь? Великую - возвеличенную Западом в её падении, или Святую - духовно и нравственно возрождённую? Сейчас же наш бутерброд намазан сверху мёдом, и снизу дёгтем. Дёготь продукт хороший, но только в пищу не годится. Иота Хистолюбов 2014/02/08, 14:29:59 В России общий упадок нравственности, а «русская идея» уже давно уступила место «идее толерантности». Вот потому-то и книгам профессора Панарина А.С., который всегда ратовал за духовное возрождение России и русского народа, теперь суждено издаваться лишь на Афоне отшельниками. Афон – источник чистой воды для нас грешных и надежда на сохранение, а затем и на возрождение в самой России традиционного русского монашества, имеющего истинную веру во Христа. Р.Б. Ирина (Москва) 2014/02/08, 09:40:26 Огорчена предыдущими комментариями, надеялась, что эта позиция вызовет больше сочувствия в русских душах.. А мне вот мысли профессора Панарина легли ровно по сердцу и уму. Это то, как я сама чувствую (может, и ошибочно) время и ситуацию.В любом случае, благодарю святогорцев за их труды - издательские и молитвенные. Марина 2014/02/08, 00:40:13 Сложновато написано, много громоздких выражений, плохо уловила суть статьи - я так понимаю, это введение в книгу? - о каких конкретно реформах идет речь, кто и с какой целью собирается их проводить и собирается ли вообще?... 2014/02/07, 20:11:15 Господь сказал о Своей Церкви: " ...и врата ада не одолеют ее " (Мф.16:18). А ещё обещал нам: " Я с вами во вся дни до скончания века. Аминь " (Мф.28:20). Аминь! Аминь! Аминь! " Не бойся, малое стадо! " (Лк. 12:32) Раба Божия Ирина (Москва) 2014/02/07, 16:29:26 Очень подходит сказка про Старика Рыбака, Золотую Рыбку, и старуху которая захотела стать владычицей земной, звание царицы её уже не устраивает. Дионисий 2014/02/07, 11:06:16 !?не философ Аз.,ни богослов,-только никак в толк понять не сумею,зачем же доносить(посредством афонских-то отшельников:)глаголы не Жизни вечной(например тех же святых афонитов подобных святителю Григорию Паламе или нашему же соотечественнику преподобному Силуану),но " выражаться языком Э.Гуссерля " ,как бы при этом тот бы ни выражался..даже и совсместно с Панариным А.С.,которого у нас тут никак что-то совсем не отпечатают некие полу-таинственные злодеи нашего человеческого спасениЯ?!СПАСИ ГОСПОДИ ЛЮДИ ТВО!?не философ Аз.,ни богослов,-только никак в толк понять не сумею,зачем же доносить(посредством афонских-то отшельников:)глаголы не Жизни вечной(например тех же святых афонитов подобных святителю Григорию Паламе или нашему же соотечественнику преподобному Силуану),но " выражаться языком Э.Гуссерля " ,как бы при этом тот бы ни выражался..даже и совсместно с Панариным А.С.,которого у нас тут никак что-то совсем не отпечатают некие полу-таинственные злодеи нашего человеческого спасениЯ?!СПАСИ ГОСПОДИ ЛЮДИ ТВОЯ+

http://isihazm.ru/index.php?id=384&iid=1...

Поднятая Паламой на риторический и почти символический уровень обобщения, теория симфонии нашла для себя в Византии и еще одно – не менее яркое – выражение на исходе XIV в. Речь идет о письме патриарха Антония IV московскому великому князю Василию I Дмитриевичу (1393), упомянутом И. Мейендорфом и в последние годы детально проанализированном В. А. Сметаниным 1322 . Как видим, Палама стоит в одном ряду с другими светскими и духовными мыслителями Византии, которых волновали вопросы взаимоотношения Церкви и государства. Далее, в приведенной тираде Паламы встречаем представление о том, что император – отец своих подданных (кажется, не нужно доказывать давность этой идеи), что император – не особое создание Божье 1323 , а такой же человек, как и все; что церковные институты и вероучение – не непосредственный и совершенный дар Божий, но плод сотрудничества и благочестивой мысли ведомых Св. Духом людей; наконец, о том, что в сознании рядового гражданина послушание императору не должно заглушать помыслов о вечном Царстве, в соответствии с заповедью Христа: «...отдавайте кесарю кесарево, а Божие Богу» ( Мф.22:21 ). Все эти мысли Паламы, выраженные как бы мимоходом, представляют определенную ценность при рассмотрении политического сознания представителей духовной элиты времени Палеологов. За исключением немногих интеллектуалов (в первую очередь, из среды гуманистов), оно не развилось в целостную теорию. Применительно к Паламе можно скорее говорить об элементах такой теории в его сознании, о большей реалистичности и чувстве жизни. Всё это запечатлелось в проповеди. § 7. Бытовое и обрядовое поведение средних и низших слоев города в освещении гомилий Паламы В чувстве жизни и острой наблюдательности Паламе не откажешь. Пастырский долг заставлял святителя сталкиваться с различными проявлениями магии и суеверия. Поэтому в гомилиях уделяется определенное внимание характеристике народной жизни, обычаев и культуры рядовых византийцев, а также, возможно, и знати. Ограничимся комплексным анализом данных Паламы о бытовании ересей, знахарства и некоторых ритуалов фольклорно-карнавального типа в городской среде, привлекая для пояснения природы рассматриваемых явлений сведения как современных св. Григорию, так и более ранних источников. В Шестой гомилии св. Григория Паламы содержатся два фрагмента, на которые учеными еще не обращено должного внимания: «На протяжении последних двух недель обжорство и невоздержанность всё более овладевали городом (т. е. Фессалоникой. – Д. М.), а уж [за ними] – тут как тут – беспорядки, крики, стычки и [прочий] шум: распутные песни, сатанинские хороводы и непристойный смех. Но наступивший на сей неделе пост обратил всё [это] к более высокому...» (далее – Fr. 1) 1324 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Совершенно ясно, что такие попытки выявляют отсутствие самосознания в церковном теле, непонимание не только буквы, но и духа богословия Паламы, отсутствие критериев и принципов. Григорий Палама не отрекся от мира в лице Варлаама, Григоры и других антиисихастов, но главным и преимущественным образом отказался от какого бы то ни было самодостаточного гуманизма, являющегося результатом богословия без Бога . Подобно тому, как в другом случае он гневно отрекся от антропологии без человека. Очевидно, что богослов Света и энергий вынужден сражаться за сохранение действительного. Именно на этот вызов отвечает его термин «ипостасный свет озарения» (φς λλμψεως ποστατικν), защищающий с терминологическим совершенством переживание, опыт богоносных друзей Божиих, которые знают Свет как бытийно существующий, как действительный, происходящий от природы личного Бога, Бытийного Бога Писания и Отцов . Благодаря этим оценкам можно отчасти понять и истолковать слабо выраженное в греческой богословской литературе, за исключением малочисленных, но тем не менее вполне состоятельных исключений, представление о Паламе как о писателе любви. О том Паламе, которого узнало народное благочестие и которого выражали люди с различными настроениями, как, например, некоторые представители так называемой литературной «школы» Фессалоник. Неслучайно, что один из них, господин Никос Гавриил Педзикис, записал в 1944 г., когда в Греции еще не началось великое паламитское возрождение — в своем сочинении «Умерший и Воскресение» следующие апокалиптические слова: «Этот Никифор Григора, ощущая падение, обманутый логикой, посчитал, что ситуацию можно исправить путем сближения с франками, а они, обогатившись, начали возносить на место законов мнения важных и сильных лиц, позднее лиц, добившихся для себя власти, создавая таким образом лживое и неправедное общество, которое вплоть до счастливого его уничтожения будет поедаемо червем отчаяния и скорби, потому что ничего в нем не основывается на всеохватывающей вере, где первый лобызает последнего. Без ясной внешней логики противник Григоры святой великий архиепископ Григорий Палама с сердцем, преисполненным любовью к ближнему, потому что его чистая душа не могла понять самодостаточного существования, которое бы не было связано с целым, которое бы усекало целое, удалился в уединение и хвалил безмолвие — безмолвие, которое было столь близко к смерти — как единственно возможную нравственную позицию человека, который предается мышлению среди множества народа, от которого отчуждаются его начальники. Народ этот позднее с чистой совестью избрал вместо легкой капитуляции своей души тяжелую цену рабства, провозгласил святым Григория, а Григору оставил умирать в темнице, постигая, что знание, учение, способности, слово, мудрость являются несправедливыми и тщетными, когда они не расширяются в результате любови и братства одного с другим».

http://bogoslov.ru/article/514944

1516 Письмо 8: 4 (Него). Немного позже, однако, Акиндин критиковал Варлаама, в частности, и за его богословские мнения (см. ниже). 1520 Григорий Акиндин. Речь к Иоанну Калеке: 38–46 (Nadal Canellas), цит. по изд.: Успенский Ф. И. Очерки по истории византийской образованности//Он же, Очерки по истории византийской образованности. История крестовых походов. М., 2001. С. 269. В «Малом опровержении» (414: 35–46 (Nadal Canellas)) Акиндина также идет речь о том, что он не соглашался с мнением Варлаама о природе Божественного света и писал против Варлаама опровержения. 1521 К этому письму прилагалась записка от Акиндина к Паламе, которое представляет собой письмо 11 в собрании писем Акиндина. 1523 Сомнения Акиндина относительно позиции свт. Григория Паламы находят свое выражение и в его письме, написанном к Давиду Дисипату (вероятно, уже после получения третьего письма Паламы), в котором он отмечает, что Палама дал Варлааму действительный повод для обвинений, и говорит, что необходимо участие друзей (к которым он относит и себя с Дисипатом), чтобы помочь Паламе отказаться от его заблуждений (Письмо 12: 39–48 (Него)). 1526 См. издание в: Meyendotff J. Le Tome synodal de 1347//Зборник радова. Византинолошки институт. 8:1, 1963. Сс. 209–227. 1529 См.: Него А. С. Irene-Eulogia Choumnaina Palaiologina, Abbess of the Convent of Philanthropos Soter in Constantinople//Byzantinische Forschungen. 9, 1985. P. 141. 1532 Издание: Gregorius Acindynus. Refutationes duae opens Gregorii Palamae cui titulus Dialogus inter Orthodoxum et Barlaamitam//Nunc primum editae curante Juan Nadal Canellas. Turnhout, Leuven, 1995. (Corpus Christianorum. Series graeca 31). Перевод на фр. язык и исследование: Nadal Canellas J. La resistance d’Akindynos a Gregoire Palamas. Enquete historique, avec trad, et commentaire de quatre traites edites recemment. Т. I-II. Louvain, 2006. (Spicilegium Sacrum Lovaniense. Etudes et documents 50–51). 1533 «Диалог православного с варлаамитом» свт. Григория имеег две редакции – первоначальную и вторую редакцию, в которой первая версия была несколько переработана. Цитаты из «Диалога» в «Малом опровержении» Акиндина позволяют восстановить первоначальное чтение «Диалога».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Таким образом, если для вторых в речи о Боге термин προδος означал деятельность Бога по отношению к творению, то для первых он означал само творение . Как показывает А. Лаут, если в языческом неоплатонизме προδος означает происхождение бытия, то в христианском богословии «идея зависимости имеет значение только в том смысле, когда речь идет о просвещении: свет и познание проистекают из Бога вниз по ступеням бытия - каждое из сущих начинает излучать свет и таким образом передает этот свет сущим, находящимся ниже» . Этот-то свет и это просвещение и есть энергия, которая не переходит в состояние твари или какое-то среднее состояние между Богом и творением, но, повторю еще раз, остается Самим Богом. Именно такая позиция дает возможность святителю Григорию Паламе утверждать, что святые, получая свет Божественного просвещения, принимают в себя всецелого Бога (см. напр. Триады III , 1, 27) . Вторым моментом, на котором М. Реутин основывает свой вывод об эманации, якобы присущей Григорию Паламе, является истолкование им выражения Паламы συμβεβηκς πως ( Сто Пятьдесят глав , 128). Несмотря на то, что в текстах Паламы ясно утверждается, что энергия не может быть названа «акциденцией» (как утверждалось М. Реутиным в первой статье), М. Реутин все-таки пытается вернуть этот тезис, теперь уже смягчив его - «как бы акциденция», - но делая из него прежний вывод, словно речь все еще идет об акциденции. С моей точки зрения, упоминание Григорием Паламой энергии в словах «как бы акциденция» совершенно случайно и объясняется с одной стороны отсутствием разработанной терминологии, а с другой стороны принципиальной невозможностью терминологически - т.е. на человеческом языке - выразить истину о том, что энергия, не будучи отдельным бытием, а будучи неразличаемой с сущностью, тем не менее различается от нее, представляясь во множественном числе . Палама много раз указывает на то, что энергию ни в коем случае нельзя считать акциденцией ни в каком смысле. Об этом он говорит в «Ста пятидесяти главах» до разбора тезиса Григория Богослова ( Слово 31, 6) и после него, соответственно в параграфах 127 и 135 .

http://bogoslov.ru/article/494125

Акиндин    Если о личности Варлаама до нас дошло достаточно много свидетельств, то об Акиндине нам известно значительно меньше. Палама сообщает, что он происходил из окрестностей Прилепа, известного города в Македонии, и первоначальное образование получил на родине. Поскольку этот византийский город относился к «болгарской» архиепископии Охриды, другой свидетель, Филофей Селимврийский, полагает, что он был болгарином, сообщая также, что он учился в Пелагонии, в нынешнем Монастыре, или Битоле, и что он получил светское образование в Фессалониках — после того, как монастыри Афона отказались, по неизвестным причинам, его принять. Там он слушал Варлаама, питая, однако, самое глубокое уважение к Паламе. Таким образом, мы видим, что отношения, сложившиеся на уровне культуры, вначале объединяли тех, кому пришлось вступить друг с другом в ожесточенную борьбу в области вероучения.    Сперва Акиндин попытался занять срединную позицию в споре между двумя противниками, с которыми был дружен. Но эта попытка потерпела крах перед лицом вероучительной непримиримости исихастской стороны. Тогда Акиндин показал себя решительным противником монашества.    Сколько-нибудь углубленное изучение его личности и взглядов требовало бы публикации его трудов, большей частью неизданных. Следует заметить здесь, что трактат «De essentia et operatione Dei», приписываемый Акиндину в «Патрологии» Миня и заставивший многих авторов говорить о нем как о томисте, в действительности принадлежит Прохору Кидонису. Акиндин, как и Варлаам, не может считаться последователем западной схоластики. Григорий Палама    Жизнь великого учителя исихазма уже была описана многими историками. В данной работе мы остановимся лишь на некоторых моментах, связанных с его молодостью и позволяющих лучше понять его личность и учение. Основным источником биографических сведений о Паламе является сочинение его ученика Филофея Коккина, дважды бывшего патриархом Константинопольским (1354—1355,1364—1376). Этот труд не преследует иной цели, кроме как быть похвалой Григорию, но задает нам тем не менее рамки, в которых могут найти свое место сведения, содержащиеся в произведениях Паламы и его современников.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

А " окончательно sine qua non " -- лишь в 1368. Палама жил еще 10 лет после этого. Автор не в курсе ни литургики, ни церк. истории. Постеснялся бы прилюдно так позориться. А еще в " Академическом " храме проповедь! Александр Блуд 13 марта 2012г. 02:08 Дунаеву А.Г. Не следует быть чересчур категоричным, мы же православные. О.Августин в проповеди донес смысл учения Григория Паламы и показал светлость его личности. Мало кто сейчас говорит о Паламе, а его учение актуально и для священников (в том числе и будущих), и для мирян. Дунаев А.Г. 13 марта 2012г. 02:18 По-Вашему, православным не свойственна категоричность? Вы историю Церкви знаете? " Мало кто " ? Так до революции было, а сейчас все наоборот: мало кто вспоминает, что тогда во 2-ю Неделю Поста о Паламе почти не вспоминали. Александр Блуд 13 марта 2012г. 02:35 Дунаеву А.Г. Православным свойственна терпимость и братолюбие.   Дунаев А.Г. 13 марта 2012г. 02:39 Но не к ересям в богословии и не ко лжи (ошибкам) -- в науке. И не надо путать факты с личностями. Александр Блуд 13 марта 2012г. 02:48 Если есть ошибки, укажите тактично, с братолюбием. Цель проповеди - донести спасительную истину, затронуть сердце. Это не богословский трактат. Дунаев А.Г. 13 марта 2012г. 03:02 Ошибки указаны. Сайт -- Богослов, а не Проповедник. Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале: 25 ноября 2019 10 18 сентября 2019 10 22 января 2022 10 14 ноября 2021 10 23 апреля 2020 10 26 марта 2020 10 3 февраля 2020 10 25 декабря 2019 10 25 ноября 2019 10 18 сентября 2019 10 22 января 2022 10 14 ноября 2021 10 23 апреля 2020 10 26 марта 2020 10 3 февраля 2020 10 25 декабря 2019 10 25 ноября 2019 10 18 сентября 2019 10 © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/article/2485297

Все чаще видел я свет, иногда внутри меня… иногда же вне, когда являлся он издалека, а то и вовсе скрывался и, скрываясь, причинял мне непереносимую скорбь, ибо я думал, что он больше вообще не явится. Но когда я снова плакал и рыдал и показывал всяческое странничество, послушание и смирение, тогда он вновь являлся как солнце, разгоняющее густоту облака и мало-помалу показывающееся ласковым и шаровидным 310 . Описанный Симеоном личный духовный опыт включал видения Божественного света, напоминающие то, о котором повествуют евангелисты-синоптики. Божественный свет в понимании Симеона Нового Богослова – это не ангел и не какое-либо существо или явление 311 . Согласно Симеону, Божественный свет есть Сам Бог в Его откровении человеку 312 . Довольно часто Симеон также говорит о видениях Христа как света 313 . Описываемый Симеоном свет не есть физический или материальный феномен: Симеон определяет его как нематериальный 314 , «простой и безвидный, совершенно несложный, бестелесный, неделимый» 315 . Симеон подчеркивает, что Божественный свет – за пределами любых категорий материи или формы, как и за пределами человеческой речи и понимания: это «сокровище невыразимое, неизреченное, бескачественное, бесколичественное, безвидное, нематериальное, не имеющее формы, оформленное лишь невыразимой красотой, все простое как свет, который превыше всякого света» 316 . В XIV веке в Византии вокруг опыта созерцания Божественного света, который описывали в своих сочинениях Симеон Новый Богослов и другие писатели-аскеты, возникли споры. Варлаам Калабрийский, монах-гуманист, впоследствии перешедший в католичество, утверждал, что свет, созерцаемый монахами во время молитвы, имеет материальную природу. С опровержением этого мнения выступил Григорий Палама , архиепископ Фессалоникийский, который доказывал, что Божественный свет по своей природе является нематериальным, нетварным и Божественным. Свое понимание Фаворского света Палама развивал в контексте учения о сущности и энергиях (действиях) Божиих. Согласно Паламе, Бог по Своей сущности является невидимым и непостижимым, однако благодаря Своим действиям в мире может быть видимым и постижимым для человека. Божественный свет, согласно Паламе, есть энергия Божия, изменяющая и преображающая человека: созерцая Божественный свет, человек видит Самого Бога. При этом Бог продолжает оставаться невидимым:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010