Поскольку человек не сохранил заповеди Божией в раю, когда был невинным, но взял от запрещенного плода и вкусил, то за сие лишился достоинства своего (достоинства царя над природою) и того состояния, какое имел во время своей невинности. Будучи изгнан из рая, он сделался таким, каким описывает его пророк, говоря: человек, который в чести и неразумен, подобен животным, которые погибают ( Пс.48:21 ); и услышал приговор: прах ты и в прах возвратишься. ( Быт.3:19 ). Испов., I, отв. на вопр.22. Переход греха наших прародителей на всех людей 30 ). Поскольку в состоянии невинности все люди были в Адаме, то, как скоро он согрешил, согрешили в нем и все и стали в состояние греховное. А посему не только греху подвержены, но и наказанию за грех. Сие наказание объявлено в следующем определении Божием: в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь ( Быт.2:17 ). Тоже самое говорит и Апостол: как одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили ( Рим.5:12 ). Посему с сим грехом мы зачинаемся во чреве матери и рождаемся, как говорит Священный Псалмопевец: вот я в беззаконии зачат и во грехе родила меня мать ( Пс.50:7 ). Сей грех называется прародительским, во-первых, потому, что прежде оного человек никаким грехом осквернен не был, хотя диавол был уже растлен грехом своим, по наущению коего возник в человеке сей так называемый первородный грех, которому подвергся и Адам, соделавший его, и все мы от него происходящие. Во-вторых, потому, что человек и не зачинается иначе, как во грехе. Исповед., 1, отв. на вопр.24. Восстание грешного 31 ) человека из падшего состояния не по силам ему самому. См. (выше о свободе). Послание чл.14. Первородный грех не может быть заглажен никаким покаянием: он изглаживается только благодатью через воплощение Господа нашего Иисуса Христа и пролитие честной крови Его. Действие сие совершается в таинстве св. крещения. Посему кто не крестился, тот не освободился от сего греха, но подлежит гневу и вечной казни по словам: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. ( Ин.3:5 ). Испов., III, отв. на вопр.20.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Как понимать последние слова Евангелия: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» ? Когда согрешили Адам и Ева, а в них, как в своих прародителях, согрешили все люди, то никто не мог спасти их от погибели за грехи: ни сами они, ни даже Ангелы. Мог только Сам Бог, потому что нужно было принести правосудию Божию такое удовлетворение за грех, каков был самый грех, а грех людей был так велик, как велик Бог, против Которого сделан грех. Следовательно только страдания Сына Божия могли сделать это удовлетворение. И Бог Отец по любви к человечеству отдал Своего Сына Иисуса Христа на крестные, как самые ужасные и позорные, страдания. И Сын Божий по той же любви к человечеству претерпел сии страдания и тем даровал людям спасение. «Не послал Бог в мир Сына Своего, чтобы судить мир», т. е. осудить за грехи на бедствия и несчастья, на вечную погибель в аду, «но чтобы мир спасен был чрез Него», т. е. через Его крестные страдания и смерть. Чему особенно поучает нас, братие, настоящее Евангелие? Тому, что безмерно велика любовь Бога к человеку: Сын Божий сходит с Неба и страдает позорным образом на кресте ради него. Что может быть выше этой любви? А какова наша, братие, любовь к Богу? Мы, например, любим своих родителей. Это значит, что мы постоянно чувствуем к ним свою признательность, питаем расположение и всем, чем только можем, свидетельствуем эту свою к ним признательность и расположение: делаем все угодное, стараемся избегать неугодного для них. Так ли мы, братие, ведем себя в отношении Христа Спасителя? О, если бы так! Но что говорят о нас дела наши, жизнь наша? Нет, если бы мы любили своего Христа Спасителя, то не было бы у нас столько и мыслей, и чувств, и слов, и намерений, и дел, неугодных Ему, запрещенных им в святом Его Евангелие. Следовательно, мало, братие, мало мы любим своего Господа Спасителя, когда не стараемся делать только то, что Ему угодно, но больше делаем то, что Ему противно, а угодно Его врагу – дьяволу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

Желание стать независимым, равным Богу, которое обманом внушил диавол, и было главной причиной отступления человека. Прародители думали, что сами смогут стать богами и, следовательно, ни от кого не зависимыми, но лишь уподобились сатане, который и ввел их в заблуждение. Так сбылись слова Творца: «ибо в день, в который ты вкусишь от него (от плода), смертию умрешь» ( Быт. 2:17 ). Согрешив, человек пал с большой высоты, что имело трагические последствия. Он утратил дары благодати Духа Святого, которые имел в себе, будучи созданным по образу Божию, и, обладая ими, мог бы исполнить свое предназначение – стать подобным Богу. Отсечением себя от источника жизни вечной человек потерял возможность бессмертия, нетления и неизменяемости. Образ в нем потускнел, омрачился и пришел в совершенную немощь, но не уничтожился окончательно, как учат протестанты, или остался неповрежденным, как учат католики. После падения человек имеет в себе понятие добра и способен к добродетели. Но естество Адама испортилось полностью: он неизбежно подвергся тлению и смерти, его захлестнули страсти, пожелания и похоти. Ум, лишенный источника истинного света, помрачился, был введен в заблуждение и стал служить твари более Творца. «Человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им» ( Пс. 48:13 ), – говорит псалмопевец. Каждый человек по рождении своем соединяется с природой первого человека, то есть носит поврежденное естество Адама, преданное смерти. В силу этого единства человеческой природы прародительский грех и передается по наследству. Апостол Павел, описывая нашу трагедию, говорит, что «непослушанием одного человека сделались многие грешными» ( Рим. 5:19 ), и в другом месте снова: «Одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть» ( Рим. 5:12 ). Описывая же порчу естества в результате падения, он говорит: «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... А потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех» ( Рим. 7:15, 17 ). Слова апостола Павла в небольшом этом описании нас убеждают в том, что прародительский грех вызвал порчу в естестве нашем, которую и уврачевал Господь наш пребыванием Своим здесь на земле. 7. Каковы свойства и силы человеческой души?

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Рассмотрим, что Писание говорит о грехе и смерти:  «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили. Ибо [и] до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона. Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего. Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих. (Рим.5:12-15)» О чьей смерти тут речь? О смерти человеков в результате греха Адама и об искуплении человеков же в Иисусе Христе.  Библия не говорит о том, что смерть животных — результат человеческого греха. Мы знаем, что диавол пал до человека — в 3 главе бытия он уже является падшим и соблазняет прародителей. Внесло ли падение денницы какие-то негативные изменения в органический мир мы не знаем, хотя это представляется правдоподобным. Мы можем, однако, определенно утверждать, что противление воле Божией и грех существовали в тварном мире до падения человека, поскольку сатана пал раньше. Другое возражение относится к тому, что Шестоднев, по-видимому,  ничего не сообщает нам об Эволюции. Как эмоционально формулирует это Юрий Максимов, «Бог по неизъяснимой прихоти солгал Своему пророку Моисею, вместо того, чтобы честно рассказать про эволюцию». Я могу только согласиться, что Бог не наставлял Моисея в эволюционной биологии. Бог также отнюдь не преподал Своим Пророкам современных научных представлений о ядерной физике, химии,  астрономии и тому подобном, и позволил им придерживаться тех представлений о устройстве природного мира, что и их современники. Цель Библейского Откровения — отнюдь не наставление в естественных науках, а откровение о Боге и Его отношениях с творением. Вспомним, что еще Лютер негодовал на Коперника, указывая на то, что Иисус Навин (10:12) велит остановиться именно Солнцу, а не Земле.

http://radonezh.ru/analytics/kakoy-imenn...

Св. православная церковь учит что «крещение изглаждает, уничтожает в нас первородный грех. Это значит, что крещение очищает собственно греховность нашей природы, наследованную нами от прародителей: это значит, что чрез крещение мы выходим из состояния греховного, перестаем быть виновными перед Богом, делаемся совершенно чистыми и невинными пред Ним благодатью Духа Святого, вследствие заслуг нашего Искупителя. Но это не значит, чтобы крещение уничтожало в нас самые последствия греха – удобопреклонность ко злу более чем к добру, болезни, смерть и пр., – потому что все означенные следствия остаются и в людях возрожденных, как об этом свидетельствует опыт и Слово Божие». 9 В послании к Римлянам св. ап. Павел пишет о себе, что он, будучи даже апостолом, не может побороть в себе преклонности более ко злу, чем к добру. «Доброго, говорит он, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, – уже не я делаю то, но живущий во мне грех» – (т. е. следствие первородного греха). В членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» ( Рим.7:19–20,23 ). Прекрасным пояснением этих слов апостола служит следующее рассуждение бл. Августина: «тот грех , говорит он, который еще в раю изменил человека на худшее, наследуется от всякого родителя и изглаждается только в возрожденном, так что и от родителей возрожденных, в которых он бывает прощен и покрыт, передается в виновность рождающимся от них детям, если только и из, подлежат ему (первородному греху) по первому плотскому рождению, не освобождает от него второе духовное рождение. Этой удивительной вещи Творец преподал удивительный пример 10 в доброй маслине и маслине дикой, где не только из семени дикой маслины, но и из семени маслины доброй одинаково вырастает дикая маслина. Посему, хотя и в людях, рождающихся по природе, но возрождающийся по благодати, есть противящаяся закону ума похоть, однако она не вмениться им во грех, поелико прощается в прощении грехов, – и не представляет собой ничего преступного, если только сами они не соглашаются с ее движениями к непозволительному. Но дети из по той причине, что зесеменяются не духовной, а плотской похотью, путем рождения (как бы от доброй маслины некая дикая нашего рода маслина) навлекают на себя виновность, так что освободиться от сей заразы могут лишь путем возрождения. Посему дети, еще не осквернившие себя грехами собственными, личными, по самому рождению своему, подлежат власти дьявола и вечному осуждению» 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-neobho...

Диавол, соблазнивший человека, захватил его в свою власть, его тайная сила вошла в глубины человеческой души. При этом человек стал считать ее действие собственным. Так возникло диавольское со-действие, порождающее закон греха. Грех, как некая духовная сила, стал руководителем человеческой жизни. Три главные похоти, вошедшие в Еву у запрещенного дерева (похоть плоти, похоть очей и гордость житейская), стали основой деятельности человека. Но при этом человек сохранил способность различения добра и зла, память о Боге, вложенную в его сердце. Он может делать добрые дела, но не способен полностью освободиться от насилия диавола. Это состояние получает каждый человек в момент своего зачатия, как об этом говорит царь Давид ( Пс. 50, 7 ). Река человеческой природы отравлена в самих истоках, и потому требовалось вмешательство Самого Творца, Который переделал бы Свое творение. Никто без Его оживляющей силы не мог, не может и не сможет вырваться из того водоворота смерти и зла, в который ввергли нас прародители. Дело тут не в том, что мы как-то лично отвечаем за чужой грех, а в том, что темная сила диавола, вошедшая в нас, делает нас грешниками и поэтому подвергает гневу Божию. Бог тотчас начал лечить грех, но тот все усиливался, черпая свои силы из природы человека. Так что чем сильнее грешил человек, тем слабее он становился. Если бы не вмешательство Господа, то вся вселенная была бы уничтожена ураганом зла. Каин и Авель (Быт. 4) Адам и Ева родили детей. Первым был сын, которого они назвали Каин («приобретение»), потому что думали, что он – то самое семя, которое спасет их. А вторым был Авель («пар, дуновение»), ребенок покаяния, названный так потому, что первые люди убедились в безосновательности своих надежд на успешную жизнь на земле. Каин был земледельцем, а Авель – пастухом. Наступил день нового года (а в древности он праздновался в первый день весны), и они принесли жертву Творцу. Каин пожертвовал то, что подвернулось ему под руку, а Авель – то, что было у него лучшим. И Бог принял жертву Авеля, а Каинову отверг. Каин позавидовал Авелю, ибо у него было нечистое сердце. Тогда Господь сказал ему: «Почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» ( Быт. 4, 6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Говорит «Православное исповедание»: «Первородный грех есть преступление закона Божия, данного в раю прародителю Адаму, когда сказано было к нему: От древа познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь ( Быт. 2, 17 ). Сей прародительский грех перешел от Адама во все человеческое естество, поскольку все мы тогда находились в Адаме, и таким образом через одного Адама грех распространился на всех нас. Посему мы зачинаемся и рождаемся с сим грехом, как учит Св. Писание: как одним человеком грех вошел в мир, и грехом – смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили ( Рим. 5, 12 ). Но этот основополагающий догмат Православия особенно трудно уясним для рационалистического мышления, и здесь сегодня более всего претыкаются те люди, которые в вопросах веры привыкли более руководствоваться аналитическим мышлением, а не простотой веры. Христианской простоте свойственно на крылах смирения и доверия учению Церкви легко и скоро перелетать через все догматические трудности и непостижимости» 6 . «Бог не создал человека грешным, а чистым и святым. Но когда первозданный Адам потерял сию одежду святости, не от другого какого греха, а от одной гордости, сделался тленным и смертным, то и все люди, происходящие от семени Адамова, бывают причастны прародительского греха от самого зачатия и рождения своего. Кто сим путем родился, хотя бы не сделал еще никакого греха, уже грешен есть тем прародительским грехом. По сей причине пришло иное рождение, или возрождение, которое возрождает человека чрез святое Крещение Духом Святым, опять воссоединяет его с божеским естеством, как было тогда, как создали его руки Божии, восстановляет все душевные силы его, обновляет их и приводит в то состояние, в каком были они до преступления первозданного Адама». 7 Общую веру христианской Церкви в существование первородного греха подтверждает древний обычай, который не потерял своей важности и сегодня: крестить новорожденных младенцев, которые не имеют еще личного греха, но поскольку произошли от плоти Адама, то восприяли заразу древней смерти через самое рождение, и которые тем удобнее приступают к приятию Крещения и отпущения грехов, что им отпускаются не собственные, а чужие грехи. (См. Постановления Карфагенского собора в 252 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

«Но дети Адама и Евы не были повинны в их преступлении и не могли сознать себя преступными только на том основании, что их родители были преступниками» (108: 105). «Адам был виновен (в смысле грешен), он преступил Заповедь в Раю, нарушил волю Божию и совершил грех (в первом смысле этого слова). Все же потомки Адама рождаются уже в этой повреждённости, но не виновны за эту повреждённость, не виновны за первый проступок Адама, а нарушают нравственный закон совести исходя из своей собственной повреждённости, полученной от прародителей по наследству, как следствие первого преслушания» (128). 137 Господь не оставляет грех без соответствующего наказания: «Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей» ( Исх. 32:33 ); «…если я согрешу, Ты заметишь и не оставишь греха моего без наказания. Если я виновен, горе мне!...» ( Иов. 19:14,15 ); «…Всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние…» ( Евр. 2:2 ). См. также, например, Исх. 34: 7 ; Чис. 14: 18 . Исключением из этого являются отдельные случаи (см. Иез. 33: 14 –16 ). О наказании за нарушение заповедей Божиих говорится, например, в: Лев. 26: 14–41 ; ). О наказании за грех говорили царь Соломон и Иисус, сын Сирахов: «… Стремящийся к злу стремится к смерти своей» ( Прит. 11: 19 ); «... Суд над согрешающими следует всегда за преступлением неправедных» ( Прем. 14:31 ); «Не прилагай греха ко греху, ибо и за один не останешься ненаказанным» ( Сир. 7:8 ); «И хотя бы и один был непокорный, было бы удивительно, если б он остался ненаказанным...» ( Сир. 16:11 ). Об этом также говорится в 3 Езд. и 2 Мак.: «Не пощадит десница Моя грешников…» ( 3Езд. 15:22 ); «Горе грешникам и несоблюдающим заповедей Моих! Говорит Господь. Не пощажу их» ( 3Езд. 15:24,25 ); «…Нечестиво поступать против Божественных законов невозможно ненаказанно…» ( 2Мак. 4:17 ). Примеры конкретного влияния личных грехов на судьбу человека (наказания человека за его грехи) приведены, например, во Второй книге Маккавейской: «На другой день бывшие с Иудою пошли, как требовал долг, перенести тела павших и положить их вместе со сродниками в отеческих гробницах.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Правда, есть одно, чего должны мы бояться, – это грех , который может и душу, и тело ввергнуть в геенну огненную. Поистине грех – зло, от которого душа омрачается и от которого вместо радости и мира поселяются в ней скорбь и теснота. Однако, братия и сестры, для христиан и от греха есть спасительное врачевство: Таинства Покаяния и Причащения. Исповедуй свой грех и причастись – и ты снова оживешь душою и будешь весел и рад, потому что Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякаго греха (ср.: 1Ин.1:7 ). Итак, дорогие братия и сестры, среди скорбей этого бушующего житейского моря возложим все упование на Бога и не будем никогда унывать, печалиться, бояться и малодушествовать. Да не смущается сердце ваше: веруйте в Бога и в Мя веруйте ( Ин.14:1 ), – говорит Господь Иисус Христос, – в мире скорбни будете: но дерзайте. Аз победих мир (ср.: Ин.16:33 ). Не оставлю вас сиры ( Ин.14:18 ), ибо Аз с вами есмь во вся дни до скончания века ( Мф.28:20 ). Аминь. О страдании и терпении Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и последует Ми ( Лк.9:23 ). Дорогие братия и сестры, цель нашей жизни – спасение души. Много путей, ведущих к этой цели, и все они благословенны. Но из всех их скорбный путь – путь креста – один из самых кратчайших, а потому мы не только не должны ожесточаться в скорбях, не только должны переносить их с терпением, но еще должны благодарить за них Бога. Мы же, по своему малодушию, боимся скорбей, не хотим верить, что они полезны душе нашей, полезны потому, что только многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие ( Деян.14:22 ). Каждому из нас дана здесь ноша, которую должно непременно пронести до гроба. И пронести ее должен каждый сам, хотя иногда и встречаем поддержку в ободрении духа нашего со стороны ближних. Но благо тому, кто в помощь себе призывает не людей, но Господа своего. Можно ли прожить без скорбей? Конечно нет! Причина наших скорбей заключается в грехопадении Адама, а поэтому в скорбях мы несем должное наказание за прародительский грех, но вместе с тем они очищают нас и от наших собственных грехов и ведут в Царствие Божие. Ясно, что желать не иметь скорбей – значит желать невозможного.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   Грех не является ни природой, ни природным свойством и «сам по себе не существует, поелику он не сотворен Богом». Иными словами, грех представляет собой не особую природу или природную силу, а порчу человеческой природы, искажение способа ее существования, уклонение ее от того состояния, в которое поставил ее Творец, в состояние противоположное. Грех коренится в свободной воле разумных существ, злоупотребляющих богодарованной свободой. Свое начало грех имеет в сферах ангельских, потому что сначала диавол согрешил (1 Ин.3:8). В человеческий род грех вошел через падение прародителей, не устоявших перед искушением диавола, который прельстил их хитростию своею (2 Кор.11:3). 1.3.2. Всеобщность греха и способ его распространения в роде человеческом    Мысль о всеобщей греховности людей была присуща уже некоторым языческим мудрецам древности. Например, Софокл считал, что «все грешат — таков удел живущих», а Еврипид был убежден в том, что «безгрешных нет людей».    Мысль о греховности всех, без исключения, людей совершенно определенно выражена в Священном Писании как Ветхого, так и Нового Завета:     Нет человека, который не грешил бы (3 Цар.8:46);     Кто может сказать: «я очистил мое сердце, я чист от греха моего»? (Притч.20:9);     Все уклонились, сделались равно непотребными... (Пс.13:3);     Я сказал в опрометчивости моей: «всякий человек ложь» (Пс.115:2);     Бог верен, а всякий человек лжив... (Рим.3:4);     Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя... (1 Ин.1:8).    Всеобщая греховность людей обусловлена единством человеческой природы. Библия в выражениях, не оставляющих никакого сомнения, утверждает родовой характер греха. После грехопадения люди рождают детей по подобию своему и по образу своему (Быт.5:3) и каждый человек приходит в мир несвободным от греха: Кто родится чистым от нечистого? Ни один... Что такое человек, чтоб быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиною быть праведным? (Иов.14:4, 15:14). Царь Давид восклицает: Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя (Пс.50:7). Очевидно, что здесь нельзя иметь в виду ни личного греха царя-пророка, ни греха его родителей, поскольку родители Давида состояли в законном браке и принадлежали к числу ветхозаветных праведников. Поэтому под «беззаконием» и «грехом», в которых был зачат и рожден Давид, следует понимать наследственную греховность, которая, начиная с Адама, преемственно распространяется от родителей к детям.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010