б) Макарий Великий: “если монета, имеющая в себе образ царев, бывает испорчена; то и золото теряет цену, и образ ничего не пользует: тоже испытал и Адам”; 1455 в) Феодорит: “Адам, возжелав быть Богом, погубил и то, чтобы быть образом Божиим”. 1456 Следствия для тела : 1) Болезни, скорби, изнеможение (посл. восточн. Патр. О пр. вере, чл. 6). Повредив все силы души, грех прародителей, как действие противоестественное, неизбежно произвел подобное же расстройство и в их теле, внес в него семена всякого рода болезней, усталости в трудах, расслабления и страданий. Жене сказал: умножая умножу скорбь твою., в болезни будешь рождать детей ( Быт. 3:16 ). И Адаму сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей ( Быт. 3:17 ). В поте лица твоего будешь есть хлеб (19). Все это признавали за следствия прародительского греха и учителя Церкви, 1457 например: а) Феофил Антиохийский : “из греха, как будто из источника, изливались на человека болезни, скорби, страдания; 1458 б) Ириней: “в осуждение за грех муж принял печали и земной труд, и то, чтобы вкушать хлеб в поте лица своего...; равно и жена приняла печали и труды, и воздыхания, и болезни рождения..”. 1459 2 . Смерть (Простр. Хр. катех., о чл. 3, стр. 43). В поте лица твоего, сказал Бог Адаму, будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься (Бы. 3:19). Смерть телесная сделалась необходимым последствием грехопадения наших прародителей, с одной стороны, потому что грех привнес в тело их разрушительное начало болезней и изнеможения; а с другой – и потому, что Бог удалил их по падении от древа жизни навсегда: и сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал бы жить вечно (22).Так смотрели на смерть святые Отцы и учители Церкви, 1460 в частности:

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В. Чем отличил Бог при творении человека? О. Пред сотворением человека был совет во Святой Троице: «сотворим человека по образу Нашему и подобию» ( Быт. 2, 26 ) и Господь дал ему не только тело от земли, как прочим тварям, но и душу. В душе человека и состоит образ Божий, ибо она одарена от Него разумом, свободною волею и бессмертием. Господь поставил человека владыкою всей земной твари, и из ребра Адама сотворил жену его Еву, чтобы все люди были одним телом, и по самой природе своей склонны были любить и беречь друг друга. В. Что известно из книги Бытия о жизни первых людей? О. Бог создал людей для блаженства, и поселил Адама и Еву в раю, т. е. прекрасном саду, где они и блаженствовали. Жизнь первых людей в раю была блаженною – как по телу, потому что земля произращала им всё нужное и в лучшем виде, так и по душе, ибо были они невинны, не знали ни греха, ни зла, ни страданий, и Сам Бог беседовал с ними, как Отец. Чтобы укрепилась их воля в послушании Богу, Он дал им заповедь воздержания: не вкушать от древа познания добра и зла, и предупредил их, что если они его вкусят, то умрут смертью . В. В чём состоял грех прародителей? О. Адам и Ева преступили заповедь Божию и, вкусив от запрещённого плода, ИЗМЕНИЛИ Богу и предпочли послушанию Его воле свою прихоть и соблазн Диавола, который обольстил их тем, что они будут, как боги. Этот грех прародителей перешёл от них по естественному происхождению и на всё потомство их, и называется грехом первородным. Как из заражённого или отравленного источника течёт отравленная или заражённая вода, так и от заражённого грехом, и потому смертного, Адама произошло заражённое грехом, и потому смертное, потомство. И это тем более, что каждый из нас, его потомков, безмерно увеличивает свою наследственную греховность собственными личными всевозможными грехами. Ап. Павел разъясняет: «как одним человеком грех вошел в мир, и грехом – смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» ( Рим. 5, 12 ). В. Какое следствие греховности человека?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В другом слове святитель учит, что когда жена достигнет подлинной святости, то освободится от этого наказания. Первой такой женой стала Пречистая Дева Богородица Мария. Обращаясь к Адаму, Господь говорит: За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься. Бог, по милости своей, объясняет Адаму, в чем был его грех: он слушался жену более, чем своего Создателя. Конечно же, Бог не запрещал мужу и жене слушаться друг друга. Но если это послушание приводит к отвержению Бога и Его заповедей, то, значит, жена стала для Адама важнее Бога. Его поступок ясно свидетельствует об искажении в нём добродетели любви, что и стало внутренней причиной его падения. За непослушание Адама обрекается на страдания вся подчинённая ему вселенная, ибо Адам создан из земли и поставлен владыкой всего видимого мира. Наказание падает не только на начальника, но и на подвластный ему мир. Труд в поте лица становится уделом всего человечества. Жизнь человека превращается в борьбу за биологическое существование, которая всегда завершается поражением – возвращением в землю, могилой. Человек становится существом, обречённым на смерть. Смерть через грех человека входит в мир и делается новым неотвратимым принципом бытия вселенной. Адам даёт имя жене своей – Ева, ибо она стала матерью всех живущих . Это очень важное библейское замечание, которое полностью исключает любые предположения о наличии у человечества иных прародителей, кроме Адама и Евы. Всё человечество единокровно, единосущно и произросло из одного корня. Потому у всех людей общая история и единый путь ко спасению. Хотя и существовала внешняя причина грехопадения – искушение от диавола, – однако это искушение не имело насильственного характера: никто не принуждал прародителей ко греху, – поэтому Адам и Ева не имели оправдания пред Богом. Они совершили грех не по необходимости и не по принуждению, а единственно по собственному произволению, потому и понесли ответственность за свою вину. Внутренняя и главная причина греха заключалась в самих прародителях.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Подтверждение этого учения св. ап. Павла о первородном грехе и о его распространении на весь род человеческий, не исключая, конечно, и младенцев, мы видим и в словах праведного Иова: «Кто родится чистым от нечистого? ни один». ( Иов. 14:4 ) 6 . Этими словами Иов показывает, что человек рождается с какой-то нечистотой, которую он (Иов) в 1 стихе этой же главы считает причиной бедствий, постигающих человека в настоящей жизни, а в 3 стихе считает это нечистоту преступлением, за которое человек подвергается Божию суду: «Человек, рожденный женою, пресыщен печалями. И на него Ты отверзаешь очи Твои и меня ведешь на суд с Тобою» ( Иов.14:1,3 ). Разуметь под этой нечистотой нечистоту телесную (увечье, раны, проказу и пр.) нельзя, ибо такая нечистота сама по себе не может сделать человека виновным пред Богом, человек может быть виновным пред Богом только лишь за нечистоту нравственную, т. е. за грех . Но только что рожденный не может грешить, – следовательно, под этой нечистотой нужно разуметь ту греховность человеческой природы, которую каждый новорожденный младенец наследует чрез естественное рождение от своих родителей, в свою очередь зараженных этим же прародительским грехом. Не ясно ли здесь проводится мысль, что все мы, как справедливо замечает св. ап. Павел, является на свете уже «по природе чадами гнева» Божия ( Еф.2:3 )? А св. пророк и царь Давид говорит, что человек с грехом даже зачинается и рождается: «я в беззаконии зачать, и во грехе родила меня мать моя» ( Пс.50:7 ). Ясно, что беззаконие и грех был в младенце Давиде уже при самом зачатии и рождении его. Что же это за беззаконие, в котором св. царь Давид был зачат, – и что это за грех, с которым и в котором родила его мать его? Это не есть беззаконие и грех самого Давида, ибо он, находясь еще в утробе своей матери, не был в состоянии грешить. Это не есть беззаконие и грех и родителей Давида, ибо они по жизни своей были праведны и благочестивы и при том находились друг с другом в законном супружестве. Очевидно, что беззаконие и грех, о котором говорит царь Давид, есть грех первородный, который чрез естественное рождение переходит от Адама и Евы на всех их потомков; очевидно, это тот грех, о котором св. ап. Павел говорит: «непослушанием одного человека сделались многие грешными» ( Рим.5:19 ) 7 . Если же мы даже и зачинаем, и рождаемся со грехом, то значит т младенцы таки не безгрешны или точнее – несвободны от первородного греха, – значит, и младенцы нуждаются в очистительном средстве, а это средство и есть таинство св. крещения 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-neobho...

И мы еще не все сказали, что следует сказать. И как Адам по преступлении заповеди сделался тленным, смертным, слепым, обнаженным, так и все, рожденные от него, сделались всем тем, чем стал он, перстный, т. е. тленными, смертными, глухими, слепыми, обнаженными, бесчувственными, ничем почти не разнящимися от неразумных животных или, лучше сказать, ставшими хуже их». 3 Святой Ефрем Сирин : «Поскольку грех был велик, то наказание было бы мало, если бы постигло только одного или некоторых. Но как Еве и дщерям ее определены болезни рождения, как Адаму и всем чадам его определены печали и смерть, так змию и всему семени его определено быть в попрании, так и бывшему в змии со всеми воинствами его определено идти в огонь». 4 Итак, по учению Святых Отцов, выясняется, что грех прародителей в Раю вовсе не так мал, как может показаться при поверхностном взгляде! Мало того: видим, что он принес тяжкие последствия не для одного Адама, но и для всех, кто родился впоследствии от его семени. Но этот момент учения Церкви теперь более всего и важен для нас, поэтому остановимся на нем подробнее, рассмотрим: Каким образом грех Адамов вменяется всем людям с самого их зачатия и рождения Говорит «Православное исповедание»: «Первородный грех есть преступление закона Божия, данного в Раю прародителю Адаму, когда сказано было к нему: От дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь ( Быт. 2, 17 ). Сей прародительский грех перешел от Адама во все человеческое естество, поскольку все мы тогда находились в Адаме, и таким образом через одного Адама грех распространился на всех нас. Посему мы и зачинаемся, и рождаемся с сим грехом, как учит Священное Писание : Одним человеком грех вошел в мир, и грехом – смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили ( Рим. 5, 12 )». 5 Но этот основополагающий догмат Православия особенно трудно уясним для рационалистического мышления, и здесь сегодня более всего претыкаются те люди, которые в вопросах веры привыкли более руководствоваться аналитическим мышлением, а не простотой веры. Христианской простоте свойственно на крылах смирения и доверия учению Церкви легко и скоро перелетать через все догматические трудности и непостижимости. Для тяжеловесного же оземлененного умствования и уповающей па силу логики и собственного своего расчета рассудочности характерно, плотно ступая по земле, брести прихрамывающими стопами, с огромным усилием перелезать через все встречающиеся возвышения и неровности пути. И многие не смогли преодолеть это затруднение, эту непостижимую для ума истину, открытую нам в Святом Писании, – и тяжело пали.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

   л) Труд и болезнь явились вследствие греха: жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься (Быm:III, 16, 19).    м) Смерть есть следствие греха: а от дерева познание добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь (Быт. II:17). – Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть; так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили (Рим. V:12) . – Похоть же, зачавши, рождает грех; а сделанный грех рождает смерть (Иак. 1:15). – Возмездие за грех смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. VI:23).    н) Тяжкие грехи приводят к смерти второй вечной: боязливых же и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев, и идолослужителей, и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая (Апок. XXI:8). 2. Влияние диавола на происхождение греха в человеческом роде    Как злое существо, старающееся вредить человеку и ввести его в грех, сатана ясно выступает в книге Бытие, в которой ясно повествуется, как он, войдя в змие, искушал наших прародителей и в конце концов склонил их нарушить заповедь Божию – вкусить плодов от запрещенного дерева (Быт. гл. III); – далее таким же злым существом является диавол и в книге Иова (И, 6 – 12 и II, 1 – 7). В книге Паралипоменон (1 Пар. XXI:1) говорится, что „восстал сатана на Израиля и возбудил Давида сделать счисление израильтян». Здесь сатана представляется возбудившим Давида к счислению израильтян и т. образ вовлекшим его в грех, который сам Давид исповедал пред Богом (ст. 8), и за который Господь наказал израильский народ моровою язвою (ст. 14). Так. образ. приведенное место служит новым доказательством того, что сатана вводит человека в грех.    Точно также и в н. з. находятся ясные указание на то, что диавол вводит человека в грех. На это указывает прежде всего самое название его искусителем (Мф. IV:3; 1 Фесал. III, 5), т. е. соблазняющим человека ко греху. Искусителем ко греху сатана является даже по отношению к И. Христу (Мф. IV:1 – 11; Мр. I:12 – 13; Лук. IV:1 – 13). В пустыне, куда удалился И. Христос после крещение, явился Ему сатана и стал искушать Его, прельщая Его всеми своими искусительными средствами, как то: похотию плоти, похотию очей и гордостью житейскою (1 Иоан. II:16). Но И. Христос оказал решительное противодействие всем искушеним сатаны, так что последний должен был удалиться от Него и сознать свое бессилие ввести Сына Божие в грех.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

б) Рим. 5:1–11 . Затем Апостол останавливается с глубоким чувством благодарной любви на великих плодах искупления, свидетельствующих наглядно, что пришли они к нам вовсе не по делам нашим. Уже не как враги и отриновенные рабы, какими были бы мы по делам своим, но как сыны Божии «получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией» ( Рим. 5:2 ), и при которой обращаются в похвалу и приносят нам радость самые скорби на земле. Тогда как едва ли кто умрет и за праведника. Спаситель наш, по неизреченной своей милости, «еще грешником сущим нам за ны умре» ( Рим. 5:8 ), так что не только мы не трепещем теперь и не ужасаемся пред Богом, как преступники, «но и хвалимся Богом (как дети хвалятся своим отцом) чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение» ( Рим. 5:11 ). Отдел пятый. Преступление Адамово и домостроительство Христово в истории человечества ( Рим. 5:12–21 ) Примечание. Это одно из самых важных мест послания, по глубине догматического содержания и по обилию мыслей апостольских. Основная мысль его состоит в следующем: что заслуги Спасителя действительно могут стать нашей собственностью посредством веры в Него, и чужая, так сказать, праведность может перейти к нам от другого лица к нашему оправданию; это доказывается тем, что и грех и осуждение переходя к нам от другого лица – от Адама, без прямого нашего участия в его преступлении. Несомненность последнего факта утверждает и первый. Мысль эта развивается в таком порядке. Рим. 5:12–14 . Высказавши положение, что «одним человеком (Адамом) грех вошел в мир», и что все за него стали повинны «потому что в нем (в Адаме) все согрешили» ( Рим. 5:12 ), Апостол очевидными фактами истории начинает доказывать, что действительно грех Адамов распространился на всех его потомках. В самом деле, и до закона они, как великие преступники, наказывались смертью за какой-то грех, который «был в мире» ( Рим. 5:13 ). Что это не был их собственный грех, видно из того, что «грех не вменяшеся не сущу закону», т. е. люди не могли и считаться достойными казни грешниками, пока не явился закон, разъяснивший, чего нужно избегать как грех ( Рим. 5:13 ). «Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама» (например, над младенцами и вообще над всеми, жившими до Моисея в неведении Закона Божия). Чем же объяснить, что люди, не сделавшие того преступления, которое допустил Адам, наказывались смертью так же, как Адам? Единственно тем, что и в них перешел и над ними отяготел прародительский грех ( Рим. 5:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Всеблагий Бог, сжалившись над человеком приходил к нему, как чадолюбивый отец, как врач к больному и страждущему 511 . «И скрылся Адам и жена его между деревьями рая от лица Господа Бога» ( Быт.3:8 ). Почувствовав приближение Бога, падшие прародители спешат в страхе скрыться от Него. Страх их не был страхом неожиданности и необычайности факта, но страхом больной совести, утратившей свою невинность и чистоту. Из слов бытописателя, скорее можно выводить, что прародители смотрели на приход Бога, как на обычное и установившееся явление и даже как бы поджидали Его, ибо едва только начали догадываться о предстоящем приближении Бога, как тотчас же принимают уже и меры для избегания личной беседы с Ним 512 . В самом факте укрывательства впервые со всей неотразимой ясностью сказалось сильное помрачение умственных способностей падших людей, ибо они вздумали теперь скрыться от Того, о Ком знали раньше, что Он вездесущ и Всевидящ, теперь же, не сознавая всей крайней бессмысленности и полного неразумия своего поступка, они бегут от лица Божия и в наивном ослеплении ищут защиты от него под листьями деревьев 513 . Обличение скрывшегося грешника, Господь начинает с вопроса к нему: «и воззвал Господь – Бог к Адаму и сказал ему: Адам, где ты?» ( Быт.3:9 ). В этом вопросе отнюдь не обнаруживается неведение, а слышится голос божественной любви, призывающий грешника к покаянию 514 . По справедливому замечанию св. Амвросия, Бог спрашивает Адама не столько о том, в каком месте, сколько о том, в каком состоянии он находится 515 . Через это Бог хочет обратить внимание падшего человека на сознание своего поступка и довести его до искреннего раскаяния в нем. Хотя Адам и не остался вовсе глух к призывающему его голосу, однако и не сделал того, что следовало бы: на вопрос Господа он отвечал лишь косвенным признанием своей вины, говоря: «голос твой я услышал в раю и убоялся, потому что я наг и скрылся» ( Быт.3:10 ). «Адам, по-видимому, не теряет надежды скрыть свой грех за последствиями его, непослушание за чувством стыда, хотя этим он уже достаточно обличил себя, так как ощущение наготы и страха пред присутствием Божиим и без слов выдавали содеянный им грех» 516 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/biblej...

Выражение «и нарек им имя: человек, в день сотворения их» свидетельствует о причастности всех нас к Адаму, праотцу нашему. Ибо само слово «человек» и означает «Адам». В Новом Завете сказано по этому поводу: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» ( Деян.17:26 ). С другой стороны, то, что здесь опять вспоминается о сотворении Адама «по подобию Божию», указывает на те разительные перемены, происшедшие с его (Адама) личным потомством, ведь далее говорится: «Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф» ( Быт.5:3 ). Мы уже говорили об этом ранее: дети Адама, в отличие от их отца, созданного по «образу и подобию Божию», рождаются по его (Адама) падшему «подобию… образу». Грех, унаследованный нами от наших прародителей, является частью самой нашей природы. Но может ли это означать, что мы полностью потеряли в грехопадении наших прародителей хотя бы причастность к Божьему «образу» и «подобию» и наследовали только Адамов грех ? Для не принадлежащих к Церкви это, очевидно, так и есть. Чуждые Христу, они чужды и Божьему «подобию» и «образу». Ибо Господь Иисус Христос и называется Вторым Адамом , потому что Он восстановил в человечестве падшие в первом Адаме подобие и образ Господень. Апостол Павел говорит об этом со всею определенностью: «Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» ( 1Кор.15:47–49 ). Здесь показана принципиальная разница между «небесными» – верующими Христу – и «перстными» – не признающими власть Бога над собою. Мы действительно слишком разные и слишком не похожи друг на друга – верующие и не верующие. И это различие касается не только нравственных аспектов. Мы все согрешаем: как те, которые уверовали в Создателя, так и те, которые не уверовали. Но обратим внимание на то, как по-разному мы относимся к проблеме греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010