На фоне столь частых отсылок к Царству Божию в поучениях Иисуса, зафиксированных в синоптических Евангелиях, столь редкое употребление этого выражения в поучениях, вошедших в Евангелие от Иоанна, может вызвать недоумение. Однако в этом Евангелии 17 раз встречается словосочетание «жизнь вечная» и 19 раз термин «жизнь» в значении «жизнь вечная»: это намного чаще, чем во всех трех синоптических Евангелиях вместе взятых (где слово «жизнь» встречается в общей сложности 16 раз, из них лишь в 14 случаях обозначая жизнь вечную). Иисус употреблял выражения «Царство Божие», «Царство Небесное», «жизнь вечная» и просто «жизнь» в качестве синонимов. Например, выражение «войти в жизнь» ( Мр. 9:43, 45 ) синонимично выражению «войти в Царствие Божие» ( Мр. 9:47 ); «наследовать жизнь вечную» ( Мр. 10:17 ) – то же самое, что «войти в Царство Божие» ( Мр. 10:23–25 ); «наследовать Царство» ( Мф. 25:34 ) – то же, что «пойти в жизнь вечную» ( Мф. 25:46 ). «Мы говорим о том, что знаем» Вопрос Никодима «как это может быть?» – последнее, что мы слышим от него перед тем, как он окончательно умолкает. Далее диалог превращается в монолог Иисуса 191 . Никодим же появится в четвертом Евангелии еще два раза – в рассказе об обсуждении первосвященниками и фарисеями деятельности Иисуса ( Ин. 7:50–53 ) и в рассказе о погребении Иисуса ( Ин. 19:39 ). Во второй части речи неожиданно употребляет первое лицо множественного числа: «Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете». Что означает переход от единственного ко множественному числу? На этот вопрос толкователи 192 дают несколько ответов: 1) Иисус говорил о Себе и Своем Отце; 2) Иисус имел в виду Себя и Своих учеников, которые присутствовали при беседе; по крайней мере, при ней мог присутствовать автор четвертого Евангелия; 3) Иисус употребил так называемое «множественное величия» (pluralis majestatis) – грамматичекую форму, употреблявшуюся лицами высокого ранга (царями, духовными лидерами, учителями); 4) Иисус употребил первое лицо множественного числа в ответ на аналогичную форму, употребленную Никодимом («мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога»).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

б) Исцеление тещи Симоновой. Лк.4:35–39 . Мр. 1:29–31 . Мф.8:14–15 . Из синагоги И. Христос отправился в дом Симона и Андрея (родом они были из Вифсаиды. Иоан 1:44 ). Здесь теща Симонова была опасно больна горячкою и тотчас же о ней стали просить Господа. Подошед к ней, Иисус коснулся ее (Мф.), именно взял ее за руку (Мр.) и запретил горячке (Лк.). в) Исцеление многих больных в Капернауме. Лк.4:40–41 . Мр. 1:32–34 . Мф.8:16–17 . По согласованному свидетельству всех трех евангелистов, вечером того же дня к И. Христу приводили и приносили больных со всего города, и Он, возлагая на них руки, исцелял их. Этот день была суббота; привеление и приношение больных ко Христу иудеи, значит, считали трудом, нарушающим покой субботнего дня, а потому и дожидались захождения солнца – начала следующего дня. Ев. Матвей в этом обилии исцелений, совершенных И. Христом, видит исполнение пророчества Исаии о страдании Мессии за грехи людей 53:4). 34. Исшествие Иисуса Христа из Капернаума в другие города Галилеи на проповедь и дела Его во время этого путешествия. б) Призвание апостолов. Лк.5:1–11 . Мр.1:16–20 . Мф.4:18–22 . Чтобы определить, в указанных отцелениях говорят ли евв. Об одном и том же событии, или же о различных, для сего нужно сначала решить вопрос: что составляет главное, существенное в повествовании ев. Луки, которое так значительно отличается от согласного сказания первых двух евв.? Есть ли это история чудесной ловитвы рыб, или же история призвания апостолов? В данном повествовании ев. Луки лишь последние полтора стиха говорят о призвании апостолов, все же прочее относится к учению И. Христом народа при море и чудесной ловитве рыб. Однако же существо, зерно дела составляет заключение, а заключение этого повествования такое: «и вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним». Следовательно, цель св. историка здесь была передать историю призвания Симона и Андрея, Иакова и Иоанна к постоянному последованию за Иисусом. А в таком случае это то же событие, о котором рассказывают евв.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

( Мф.15:21–28 . Мр. 7:24–30 ) Столкновение И. Христа с фарисеями и книжниками кончилось не только соблазном последних, но и такими с их стороны намерениями, а быть может и действиями против Христа, что Он удаляется теперь к пределам Финикии, заселенной большею частью язычниками, и, как сообщает ев. Марк ( Мр. 7:24 ), намерен был здесь оставаться неизвестным, для чего и вошел в дом, а не ходил по городам и селениям, как это делал в Галилее и Иудее. Семейство дома сего, вероятно, было еврейское и верующее. 160 Но и здесь И. Христос не мог утаиться. Услыша о Нем, одна женщина (εσυροονισοα Мр. 26 от имени страны συροονιχις, χααναα Мф.22 от имени древних жителей Палестины, к которым принадлежали и финикияне), имевшая бесноватую дочь, пришла к Нему и припала к ногам Его, умоляя Его о помиловании. Как видится из дальнейшего, женщина эта была язычница. Однако же, очевидно, знакома была с верою израильтян и даже с их мессианскими ожиданиями, а равно слышала уже и об осуществлении этих ожиданий в лице великого чудотворца Иисуса и, наконец, знала имя, коим величали Его иудеи, как Мессию: Сын Давидов. Испытание веры хананеянки по изображению ев. Матфея было продолжительнее, нежели по ев. Марку: ( Мф.15:23–24 ) у ев. Марка нет. И. Христос сначала вовсе не отвечал на просьбу жены. Жалобный плач ее трогает учеников, и они просят И. Христа отпустить ее – конечно, чрез исполнение ее прошения. Но И. Христос говорит им: несть послан, токмо к овцам погибшим дому Израилева (ср. Мф.9:36 . Мф.10:6 ). По порядку божественного домостроительства, И. Христос должен был действовать, уча и исцеляя, среди народа Божия; если язычники и могли сделаться участниками благодеяний спасающей деятельности Его, то не иначе, как сделавшись чрез веру духовным израилем ( Рим. 2:25–29. 3:29–30 ). Почему Господь, прежде нежели исполнить просьбу язычницы, хочет испытанием усовершить иукрепить ее веру. Женщина не переставала и после того молить Господа о помиловании. Тогда Иисус, обращаясь к ней, говорит: остави, да первое насытятся чада (од. Мр.); несть бо добро отъяти хлеба чадом, т.е. у израильтян ( Рим. 9:4 ) и поврещи псам, т.е. язычникам. Здесь Господь выражает жене ту мысль, что она нечистая и недостойна получить дар исцелений своей дочери. Но эти слова Его вызвали в хананеянке проявление такой силы смирения и веры, что Господь тотчас исцеляет ее больную дочь: «так, Господи, ибо псы пользуются не хлебом детей, а только крохами, которые падают с их стола.» Тогда Господь воскликнул: «о, жено! Велия вера твоя; буди тебе якоже хочеши». И тотчас же после сих слов дочь хананеянки стала здорова. 53. Чудеса И. Христа в пределах Десятиградия.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Далее они «со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его, и се, Иисус встретил их и сказал: радуйтесь. И они приступивши ухватились за ноги Его и поклонились Ему» ( Мф. 28:8, 9 ). Сюда же относится и Мр. 16:1, 2 : «по прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы помазать Его; и весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца». Далее сообщается об отваленном от гроба камне и явлении ангела с вестью о воскресении, однако не говорится о встрече с Господом. ( Мр. 16:3–8 ). Напротив, во втором заключении ( Мр. 16:9 ) говорится только о Марии Магдалине: воскресши рано в первый день недели, (Иисус) явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов». У Луки (24:1) «в первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они («женщины»: Лк. 24:22, 24 ) ко гробу и вместе с ними некоторые другие». Далее говорится об отваленном от гроба камне и явлении двух ангелов, возвестивших им о воскресении, а за этим последовало и извещение апостолов об этом ( Лк. 24:2–9 ): «То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария (мать) Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем апостолам» (24:10). Личное явление Христа женщинам и здесь отсутствует. Из всех этих сопоставлений явствует, что имя Марии Магдалины в числе мироносиц упоминается во всех синоптических перечнях, и в разных соединениях, но не говорится об явлении Христа ей одной, как у Иоанна. Остается неразрешимым, как понимать соотношение этих двух вариантов, – синоптического (который, впрочем, содержит в себе по крайней мере еще два разных варианта: Мф. 28:9 Мр. с Лк.) – и Иоанновского. Они могут быть без противоречия соединены так, что явление Христа одной Марии должно быть как-либо включено в общий контекст последования события – в средине или в конце его. Четвертый же евангелист в таком , хронологическом, смысле вообще не интересуется точным контекстом с синоптиками, как бы он не был точен сам в определении времени относительно им самим повествуемых событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

См.: Щенникова Л.А. Прославление чудотворной Владимирской иконы Богоматери в XVII столетии//История и культура Ростовской земли. 1998. Ростов, 1999. С. 76–84; Вахрина В.И. К истории почитания чудотворной Владимирской-Ростовской иконы Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Ростова Великого//Искусство христианского мира: Сборник статей. М., 2002. Вып. 6. С. 197–213. Вологодский музей, инв. 10524; размер 129 х 87 х 3,3 см. См.: Щенникова Л.А. Богоматерь Владимирская//Иконы Вологды XIV–XVI веков. М., 2007. Кат. 36. С. 282–286. ГТГ, инв. 15275; размер 138 х 104 см (с поздними надставками). См.: Богоматерь Владимирская. К 600-летию Сретения иконы Богоматери Владимирской в Москве 26 августа (8 сентября) 1395 года. Сборник материалов. Каталог выставки. М., 1995. Кат. 8. С. 100; Щенникова Л.А. Почитание чудотворной Владимирской иконы Богоматери в эпоху Дионисия и его последователей//Ферапонтовский сборник. М.; Ферапонтово, 2002. Вып. 6. С. 161–162; Она же. Иконы Богоматери Владимирской в монастырях Москвы XVI века. С. 123–125. Владимиро-Суздальский музей, инв. В-6300/28; размер – 96 х 69 см. См.: Щенникова Л.А. Иконы Богоматери «Владимирской» в монастырях города Суздаля//Искусство христианского мира: Сборник статей. М., 2003. Вып. 7. С. 158–160; Она же. Богоматерь Владимирская//Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006. Кат. 20. С. 138–141. Надпись воспроизведена в кн.: Богоматерь Владимирская. К 600-летию Сретения иконы Богоматери Владимирской в Москве 26 августа (8 сентября) 1395 года. Сборник материалов. Каталог выставки. Кат. 7. С. 98. Эта Повесть, озаглавленная «О иконе Пречистыя Володимерския», была внесена во многие летописи. См.: ПСРЛ. Т. 6. С. 254; ПСРЛ. Т. 20. Ч. 1. С. 386–387; ПСРЛ. Т. 8. СПб, 1859. С. 254–255. Там же. Опись Сретенского мужского монастыря в Москве 1763 г. РГАДА. Ф. 20. Оп. 3. Ед. хр. 564. Л. 3 об. Благодарю старшего научного сотрудника РГАДА А.В. Маштафарова за консультацию и помощь в работе с архивными материалами. Там же. Л. 3 об. – 4. Оклады икон в XVIII–XIX веках неоднократно менялись, дополнялись и переделывались.

http://pravoslavie.ru/30910.html

Там же хранились плащаница «Положение во гроб» 1698 г., шитая в мастерской Акилины Петровны Буторлиной (Бутурлиной), жены стольника Ивана Ивановича Большого Бутурлина (Инв. 1273), и серебряное кадило 1701 г., вклад царицы Прасковии Феодоровны (местонахождение к 2019 не установлено), а также др. произведения шитья и ювелирного дела XVII-XVIII вв. Некрополь Некрополь П.-З. Н. м. весьма обширен. Здесь покоились в основном представители переславских купеческих родов XVII - нач. XX в. (Холщевниковых, Щелягиных, Темериных, Свешниковых и др.). Из известных деятелей в мон-ре был похоронен участник Бородинского сражения, ген.-майор Ф. Ф. Манахтин (Монахтин) (1775-1812). К 2019 г. сохранилось только неск. надгробий. Ист.: Минея новым чудотворцам, 1494 г.//РНБ. Солов. 518/537; Синодик Никольского мон-ря, XVII-XVIII вв.//ПЗИХМЗ. Инв. 1272; Житие прп. Димитрия Прилуцкого, XVII в.//Там же. Инв. 4318; Николаевский муж. мон-рь: Опись монастырского и церк. имущества за 1798 г.//Ростовский фил. ГАЯО. Ф. 327. Оп. 1. Ед. хр. 143; Переславский Никольский мон-рь: Список о настоятелях мон-ря за 1392-1840 гг.//Там же. Ед. хр. 530; Опись зданий Никольского мон-ря и его имущества, 1748 г. (?)//Там же. Ф. 331. Оп. 1. Ед. хр. 8. Лит.: Меморский Н. М. Переславский Никольский мон-рь, что на болоте//Владимирские ГВ. 1851. 10. С. 66-67; Ильинский П. В. Переславский Никольский жен. (бывш. муж.) монастырь и его основатель Димитрий Прилуцкий//Там же. 1898. 36-38; Делекторский Ф. П. Николаевский жен. мон-рь в г. Переславле Владимирской губ. М., 1904. Переславль, 1995; Косаткин В. В. Мон-ри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до нач. XIX ст.: Кр. ист. сведения с прил. описей сохранившихся в них древних предметов. Владимир, 1906. Ч. 1: Мон-ри. С. 296-305; Смирнов М. И. Переславщина: Источники и мат-лы краеведения, их систематизация и обзор//Докл. Переславль-Залесского науч.-просветительного об-ва. Переславль-Залесский, 1921. Т. 9; Семячко С. А. Димитрий, основатель Димитриева Прилуцкого мон-ря//ПЭ.

http://pravenc.ru/text/2580000.html

Мнения о времени кончины З. архиеп. Филарета (Гумилевского) (1550) и Е. Е. Голубинского (после 1592), повлиявшие на справочную лит-ру, ошибочны. Вопреки т. зр. Голубинского в грамотах 2-й пол. XVI в., данных пустыни (в их числе - жалованные грамоты царей Иоанна Васильевича 1566 и 1567 гг., Феодора Иоанновича, подтвержденные царями Борисом Феодоровичем Годуновым и Василием Иоанновичем Шуйским, данные и завещания кон. 60-х гг. XVI - нач. XVII в.), она уже может именоваться Зосиминой. (Возможно, на определение даты кончины З. повлияло существование в XVI в. соименного ворбозомского монаха, автора грамматического трактата.) Указанными царскими грамотами Ворбозомскому мон-рю были дарованы вотчины (деревни Фетиньино, Анофриево и др.), пустоши на берегах Ворбозомского оз. и др. земли, денежная и хлебная руга, рыбная ловля и т. д.; в XVI в. вклады в мон-рь делали также митр. Ростовский Варлаам (Рогов) , царский дьяк Мясоед Константин Вислой (1568) и др. (к кон. XIX в. подлинники грамот XV-XVI вв., данных Ворбозомскому мон-рю, не сохр., они были известны Н. П. Успенскому по отписным книгам Ворбозомского мон-ря XVII в.). «Память преподобнаго отца нашего Зосимы...» содержит сведения о месте погребения святого: «...близ соборныя церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы от северныя страны, в пределе святаго великого Николы чюдотворца. А святыя его мощи лежат под спудом» (Гос. музей-усадьба «Архангельское». Инв. 18405. Л. 175, 2-я пол. XVIII в.). Прп. Зосима Ворбозомский. Миниатюра из рукописи «Памяти преподобного отца нашего Зосимы...». 2-я пол. XVIII в. (Гос. музей-усадьба «Архангельское». Инв. 18405. Л. 174 об.) Прп. Зосима Ворбозомский. Миниатюра из рукописи «Памяти преподобного отца нашего Зосимы...». 2-я пол. XVIII в. (Гос. музей-усадьба «Архангельское». Инв. 18405. Л. 174 об.) В 1612 г. Ворбозомский мон-рь был ограблен польско-литовскими интервентами. К кон. XVII в. в обители имелся 2-этажный деревянный храм: верхняя холодная ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы с приделом во имя свт.

http://pravenc.ru/text/200015.html

427 Например, пелена Сергиево-Посадского музея начала XVI в., инв. 668, см.: Маясова 1971 (1). Ил. 32. 430 Покров «Сергий Радонежский» (Сергиево-Посадский музей, инв. 2419, см.: Маясова 1998. С. 44. Ил. на с. 46); пелена «Избранные святые» (ГИМ, РБ-4, см.: Маясова 1971 (1). С. 26. Ил. 41); а также покров «Пафнутий Боровский» (ГРМ, ДРТ-297), относимые нами к мастерской Елены Глинской. 431 Так, по указанной Описи собора 1859 г. на его южной стене, наряду с другими иконами, висела «икона св. Николая Можайского... в 1 арш. 6 верш. Х 1 арш., шита в XVII веке по шелковой бланжевой земле разноцветными шелками, и по местам золотом с шитым золотом венцом. Далее идет описание, соответствующее нашей пелене. 433 Мощи митрополита Алексия были обретены в 1431 г., а в 1448 г. состоялась канонизация святого. Почитался как защитник Москвы и правящего дома, а также как целитель. Митрополит Киевский и всея Руси (1354–1378) Алексий (в миру Елевферий) родился в 1292 г. в семье известного боярина Федора Бяконта, родоначальника Плещеевых. 15 1350 г. из иноков Богоявленского монастыря посвящен в епископа Владимирского, а в 1354 г. избран митрополитом Киевским и всея Руси. Пользовался большим авторитетом и в малолетство князя Дмитрия Ивановича (Донского) играл значительную роль в управлении государством. Известен излечением от глазной болезни ханши Тайдулы. Умер в 1378 г. и похоронен в созданном им Чудове монастыре. После разборки в 1929 г. Чудова монастыря мощи хранились в Успенском соборе, в 1947 г. были переданы Московской патриархии (акт от – 1947 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20,1956 г., д. 7, л. 101) и ныне находятся в московском Богоявленском соборе. 434 «Алексий лежит во гробе; подобием сед, брода аки Власиева, раздвоилась; на главе клобук бел, в саккосе, омофор и Евангелие...» (Филимонов 1876. С. 270). 436 Музеи Московского Кремля, инв. ТК-2465. В зарукавьях этого саккоса использованы полосы с частями вкладной надписи с надгробного покрова боярина Бориса Ивановича Морозова (ум.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМИЕВ ХУТЫНСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Новгородской и Старорусской епархии), в пос. Хутынь в 10 км от Новгорода, на правом берегу р. Волхов, первоначально муж. В кон. XII в. в «пусте месте» при впадении р. М. Волховец в Волхов подвизался прп. Варлаам Хутынский вместе с неск. пустынниками, среди к-рых известен представитель боярства Неревского конца Новгорода Прокша Малышевич (в монашестве Порфирий; † 1207). 2-я редакция жития прп. Варлаама, созданная в XV в., сообщает, что преподобный видел «знамение лучей Божественных» на месте буд. обители. Прп. Варлаам поставил кельи, ископал колодец, построил, вероятно, сначала деревянную, затем каменную ц. в честь Преображения Господня, к-рую в 1192 г. освятил свт. Гавриил (в схиме Григорий), архиеп. Новгородский (фундамент храма обнаружен при раскопках в 1981-1982). Архиеп. Григорий «нарече манастырь» и возвел прп. Варлаама в сан игумена (ПСРЛ. Т. 3. С. 40). Согласно сохранившейся вкладной пергаменной грамоте прп. Варлаама (НГОМЗ. Инв. 25982/1543), основатель даровал обители «рыбные и гоголиные ловли и пожни» на противоположном берегу Волхова, с. Слудица с ц. вмч. Георгия, а также остров с рыбной тоней на М. Волховце. Общежительный устав, данный прп. Варлаамом мон-рю, не сохранился, наиболее раннее свидетельство об общежитии в В. Х. м. привел С. Герберштейн в «Записках о Московии» (нач. XVI в.): настоятель имел общую трапезу с насельниками, «о нуждах и делах советовался с тремя или четырьмя из старшей братии, а потом предлагал дела на общее рассуждение братии». Прп. Варлаам был погребен в Преображенском соборе обители. «Построение каменной церкви». Миниатюра из Лицевого Жития прп. Варлаама Хутынского. XVII в. (ПИАМ. Инв. 291/49. Л. 65 об.) «Построение каменной церкви». Миниатюра из Лицевого Жития прп. Варлаама Хутынского. XVII в. (ПИАМ. Инв. 291/49. Л. 65 об.) Ок. 1208/09 г. в обители принял постриг свт. Антоний (Добрыня Ядрейкович) , избранный в 1210 г.

http://pravenc.ru/text/154237.html

Хоругвь с изображениями архангела Михаила на обеих сторонах, в настоящее время полностью разъединенных. Одна из сторон была выполнена из красного шелка, а вторая из черного (см. раздел «Сохранность»), позднее оба изображения были переложены на брусничный атлас. На обеих сторонах архангел изображен прямолично, в рост, в лоратном одеянии. Его широко распахнутые мощные крылья имеют наверху крутой изгиб, почти охватывающий голову. С внешней стороны крылья заканчиваются изогнутыми перьями, с внутренней – прямыми. Тонкие ноги с длинными ступнями, в сапожках, опираются на овальное подножие. По отношению друг к другу изображения зеркальны. На одной стороне хоругви (инв. ТК-2557/2) в левой согнутой и отведенной в сторону руке архангел держит зерцало с шестиконечным крестом, в правой, отведенной в сторону и поднятой кверху, – мерило, заканчивающееся срезанным квадратом. На другой стороне (инв. ТК-2557/1) архангел в правой согнутой и отведенной в сторону руке держит зерцало с шестиконечным крестом на нем, в левой, согнутой и поднятой вверх, – мерило, заканчивающееся квадрифолием с четырехконечным крестом. На архангеле хитон, отороченный по подолу широкой каймой с узором в виде продолговатых восьмигранников, соединенных кружочками, обрамленных двойным зигзагом (инв. ТК-2557/2) или с узором в виде сетки из двойных квадратов (инв. ТК-2557/1). Через плечи по поясу и через руку перекинут лор с узором двойных квадратов, соединенных по углам (инв. ТК-2557/2) или двойных кругов и ромбов с четырехконечными фигурными крестами в них (инв. ТК-2557/1). С левого бока видны складки плаща с клетчатым орнаментом по подолу. Личное шито тонким некрученым шелком песочного цвета с. зеленоватым оттенком «в раскол». Черты лица и длинные кудрявые волосы – коричневым шелком. В волосах – золотые пряди и шитая золотом повязка с. развевающимися голубыми тороками. Нимб, одежды, крылья, зерцало, мерило и подножие шиты прядеными золотными нитями по настилу «на проем» однотипным швом в две нити («клопчик») или с незаметной (внутренней) прикрепой (?). На одной стороне хоругви (инв. ТК-2557/2) по контурам рисунка и складкам одежды проходит косичка из золотной или зеленой нити; зеленым же шелком выполнены разделка перьев и орнамент на одежде, обувь с золотными ремешками. На другой стороне хоругви (инв. ТК-2557/1) по контурам рисунка и складкам одежды, перьям и другим деталям прошито коричневым (почти полностью утраченным) или зеленым шелком; обувь с золотыми ремешками была шита коричневым шелком. На обеих сторонах хоругви вокруг нимба архангела проложена белая нить для жемчужной обнизи. Подкладка из нового холста.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010