В России посвящения Е. мон-рей сравнительно редки и известны не ранее XVI в. Посвящения Е. церквей (в основном придельных) до XVIII в. были только в больших городах. В Новгороде ц. во имя Е. на Торгу («на Козьей Бородке») перечислена среди деревянных церквей, сгоревших в 1310 г. (ПСРЛ. Т. 3. С. 93, 334), позднее (по крайней мере с рубежа XIV и XV вв.) она фигурирует как каменный придел ц. Успения на Торгу (ПСРЛ. Т. 11. С. 172). Приделы во имя Е. известны в Новгороде также при храмах Космы и Дамиана на Козмодемьянской и Холопьей улицах (Роспись новгородских церквей 1615 г.//Опись Новгорода 1617 г. М., 1984. Ч. 2. С. 284. (Памятники отеч. истории; Вып. 3)). В псковском монастыре Пятницы в Бродах в 1534 г. была освящена каменная ц. прп. Параскевы с приделом во имя Е. (ПСРЛ. Т. 5. Вып. 1. С. 106). В Москве ц. Е. на Всполье (Б. Ордынка) упоминается в «Новом летописце» в связи с освобождением Москвы Вторым ополчением от поляков в окт. 1612 г. (ПСРЛ. Т. 14. С. 125). Придел во имя Е. существовал в кремлевской ц. Рождества Богородицы на Сенях (упом. с 1613 - Павлович Г. А. Храмы средневек. Москвы по записям ладанных книг//Сакральная топография средневек. города. М., 1998. С. 154). Е. была посвящена также походная церковь, сопровождавшая русское войско во время победоносного похода на Казань в 1552 г. (ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 205; Ч. 2. С. 500). В Твери ц. во имя Е. (каменная с 1781) находилась в Затверецком посаде ( Комаров Б. Чертеж города Твери до перепланировки XVIII в.//Архит. наследство. М., 1956. Вып. 6. С. 153, 155). Частицы мощей Е. содержались в 2 реликвариях из Благовещенского собора Московского Кремля - наперсном кресте-мощевике (ГММК, инв. МР-3671) 70-х гг. XV в. (?) (Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле. М., 2003. С. 266-268; кат. 94) и в резной иконе-складне «Похвала Богоматери» с избранными святыми на обороте (ГОП. Инв. 236БЛ) 3-й четв. (?) XV в. ( Николаева Т. В. Произведения русского прикладного искусства с надписями XV - 1-й четв. XVI в. М., 1971. С. 58-59, 40). Появление частиц мощей и распространение почитания Е. в Москве в это время исследователи связывают с приездом на Русь Софии Палеолог.

http://pravenc.ru/text/189599.html

294 Музеи Московского Кремля, инв. Ж-149. А. В. Силкин предположил, что шитая «Троица» была не пеленой, а хоруговью. Однако хоругви были несколько меньшего размера, возможно, это пелена с утраченной каймой под икону местного ряда. 296 В 1640 г. Михаил и Иван Гурьевы основали на Ямке рыбные промыслы, где в 1662 г. был построен каменный город, названный Гурьевым (см: Бахрушин 1954; а также: Силкин 1993 (1). С. 107–108). 297 Элементы этого динамизма сказались и в направленности крыльев среднего ангела в «Троице», и в клубящихся завитках волос Макария Желтоводского. 298 Несомненно вышли из мастерской И. Гурьева совершен-но однотипные с кремлевскими воздух «Положение во гроб» и два покровца «Агнец Божий» и «Богоматерь Знамение», хранящиеся в Рязанском музее (инв. 3500,3501 и 3502) и фелонь с шитым оплечьем (Там же, инв. 3452). Такое оплечье имеется и на фелонях в музее «Новый Иерусалим» (инв. 1224) и в Переславском музее (инв. 1825). См.: Силкин 1988. С. 154–155, 354, 355; Силкин 1993 (1).С. 107–108, 115–116, 13–16. 301 Кроме трех упомянутых, это плащаница 1698 г. переславского Никитского монастыря (Переславский музей, инв. 28); плащаница 1702 г. Новодевичьего монастыря (музей «Новодевичий монастырь», плащаница 1710 г. Владимиро-Суздальского музея (инв. В-2161). 302 Следует назвать: покровы с изображениями Сергия и Никона Радонежских (Сергиево-Посадский музей, инв. 2430 и 2424); Исайи и Леонтия Ростовских (Ростово-Ярославский музей, инв. и 922/753); Евфимия Суздальского (Владимиро-Суздальский музей, инв. СМ-1094); Антония Римлянина (Новгородский музей, инв. Пафнутия Боровского (ЦМиАР, кп-927); Александра Невского (ГРМ, инв. ДРТ-290) и Александра Свирского , ранее считавшегося вкладом царя Михаила Федоровича 1644 г. (ГРМ, инв. ДРТ-399; см.: Лихачева 1999. С. 270–273). Л. Д. Лихачева уточняет и дату покрова Александра Невского – 1695 г. (См.: там же. С. 278). 303 Кроме Музеев Московского Кремля, они хранятся в Муромском (инв. М-5643, М-5675, М-5710) и Кирилловском музеях (инв. 36/623 И 35/622).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

МР1968,1,1т; 5,3; 5,8; 8,1; 8,3; 9,2; 9,3; 9,t; 12,7. МР 1969,1,19; 3,7; t,3; 5,8; 10,65. МР 1970,1,5; 1,10; t,ll; 5,6; 5,23; 7,1; 8,6; 8,8; 8,19; 9,1; 9,2; 10,1; 11,2. МР1971,5,2; 7,1; 10,1. МР 1972,6,13; 7,1; 8,2; 8,21–2t. МР 197t,5,3. МР 1975,5,6; 7,1t; 10,5. МР 1976,1,9; 7,2. " МР 1977,1,1t; 1,27; 2,t; 3,3; 3,t; 5,7; 7,t; 8,3; 8,5; 10,3; 11,3. МР 1978,2,7; t,t; t,S; t,10; 6,t; 8,t0; 9,2; 10,3; 11,t; 12,6; 12,8. МР 1979,2,6; 2,8; 3,t; 3,5t; t,S; t,9; 5,3; 5,63; 6,5; 6,33; 9,3; 10,5; 10,t3. Literatur: МР1980,3,3; 3,6; 3,47–50; 6,7; 6,8,57; 7,26; 8,5; 9,9; 10,3; 10,37; 11,4; 12,4. МР 1981,1,35; 2,3; 2,4; 2,7; 2,9; 2,11; 3,2; 3,25; 5,3; 5,7; 5,12; 6,5–6; 9,5; 11,2; 12,6; 12,58. МР 1982,1,4; 2,11; 5,6; 6,33; 6,56; 7,9; 7,10; 8,9; 9,37; 10,61; 12,108. МР198 3 ,1 ,52f ; 2,10; 2,67; 5,7; 7,30; 8,9; 8,55; 9,18; 11,16. МР1984,1,15; 2,4; 2,17; 3,4; 4,5; 6,2; 6,4; 6,9; 6,18; 8,11; 8,25; 12,29. МР1985,2,6; 2,7; 2,9; 5,6; 5,7; 5,8; 10,2; 11,35; 11,36. МР 1986,9,6; 10,6; 12,7; 12,56. МР 1987,3,3; 5,6; 11,21–22; 12,10. МР 1988,1,45; 4,5; 4,6; 4,9; 6,10; 8,31; 9,2; 9,60; 10,7. StdO 1966,6,4. StdO 1967,10,35; 11,10. StdO 1970,10,19–21. StdO 1971,9,8. StdO 1972,6,22; 7,5; 7,22. StdO 1973,6,28. StdO 1980,5,5. StdO 1981,3,12. StdO 1982,3,29; 6,5. StdO 1983,8,21. StdO 1985,1,4. StdO 1986,1,7. StdO 1987,1,39; 4,7. StdO 1988,1,15. A.E. Levitin-Krasnov, Otee Dimitrij Dudko, in: Posev 1975,1, hier 35. Gleb Jakunin, sovremennom poloenii RPC..., in: Volnoe Slovo vyp. 35–36, S.42. D. Pospielovsky, The Russian Church 410, 438, 440, 445f, 448, 450, 451–453. Christ in der Gegenwart 37(1985)72. J. Ellis, The Russian Orthodox Church 204, 207, 209, 217, 266, 344, 358, 361, 411, 437. SOP (Service orthodoxe de Presse) Nr. 120 (7/8 1987) S.12. The Orthodox Church 23(1987)7,5; 8,3. Glaube in der 2. Welt (G2W) 1987,7/8,26–32. Literatur: Posev 1987 ,8 Protodiakon Vladimir Rusak, Svidetel " stvo obvinenija, Episkopy, in: Prav. Rus T 1988,13,5: er sprach von «herzlichen Beziehungen der Kirche zum Staat».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Инв. 4318), «Сказание о святых Савве Вишерском, Ионе, архиеп. Новгородском, и др.» XVII в. (Инв. 4197), «Сказание о чудесах Богородицы Тихвинской» XVII в. (Инв. 4198), «Синодик Успенской пустыни на Березовом бору» 1627 г. (Инв. 4200), «Сборник сказаний о чудотворных иконах, мощах и святых» XVIII в. (Инв. 4314), «Беседа Бога с грешником» XVII в. (Инв. 4315), «Книга Симеона Нового Богослова» нач. XVIII в., вклад мон. Сергия 1712 г. (Инв. 4196), «Акафист Божией Матери» XVIII в. (Инв. 4201). Большой интерес представляет «Синодик Никольского монастыря» XVII-XVIII вв. (Инв. 1272). В нем находятся записи родов кн. Андрея Голицына, старицы кнг. Марии Турениной, стольника Ивана Федоровича Буторлина (Бутурлина), боярина Льва Кирилловича Нарышкина, князей Федора Гундорова, Ивана Ромодановского и др. представителей знати кон. XVII - нач. XVIII в., а также московских и переславских купцов (Обуховых, Холщевниковых, Щелягиных, Садовниковых и др.), настоятелей мон-ря и проч. В Синодике зафиксированы также роды мастеров Оружейной палаты Московского Кремля ( Сукина Л. Б., Левицкая Н. В., Герасимова Н. Р. Московские художники в Переславле-Залесском XVII-XVIII вв.: (По рукописным и эпиграфическим мат-лам Переславского музея)//Филевские чт.: Тез. докл. 22-25 дек. 1997 г. М., 1997. С. 55-57). Одним из крупнейших вкладчиков был гравер Леонтий Бунин, подаривший мон-рю свой печатный стан с комплектом награвированных досок ( Сукина Л. Б. Запись рода Леонтия Бунина в синодике переславского Никольского мон-ря//Румянцевские чт.- 2011. М., 2011. Ч. 2. С. 148-151). На нач. XX в. в б-ке мон-ря числилось более 60 старопечатных книг и книг гражданской печати XVII-XVIII вв. ( Косаткин. 1906. С. 304). К 2019 г. часть из них хранится в Переславль-Залесском музее-заповеднике. В ризнице хранились печатные книги в серебряных окладах: Евангелие 1668 г., вклад казначея старца Феодосия (ПЗИХМЗ. Инв. 2116), и Евангелие 1698 г., «построенное» на средства вкладчиков игум. Варлаамом и казначеем Питиримом (Инв. 1332).

http://pravenc.ru/text/2580000.html

1558 года), северная алтарная дверь с трёхчастной композицией (1570-е годы) и «Огненное восхождение Ильи Пророка» (1570-е годы) (см., Искусство строгановских мастеров. Реставрация. Исследования. Проблемы. Каталог выставки. М., 1991. Кат. 1. 2. 41). 1354 На некоторых восьмиконечных крестах в серебряных окладах середины XVI – первой четверти XVII века работы новгородских мастеров нижняя перекладина сделана прямая без наклона. Например, кресты: 1553 года (ГММК. Инв. 1193); середины XVI века (НГМ. Инв. 810); 1553 года (ГММК. Инв. 1199); XVI века (НГМ. Инв. 1372); XVI века (ГММК. Инв. 16186 охр.); 1617–1618 годов (НГМ. Инв. 1363); конца XVI – начала XVII века (НГМ. Инв. 802). Подробнее см.: Игошев В. В. Новгородские богослужебные кресты XVI–XVII веков (К вопросу о типологии церковной утвари)//Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. Художественный металл XVI–XVII веков/Под ред. И. А. Стерлиговой. М. (В печати). Аналогичную форму имеют кресты московской работы. Например, золотые сканые кресты 1593 и 1598 годов (см.: Мартынова М. В. Московская эмаль XV–XVII веков. Каталог. М., 2002. Кат. 19. 20). 1355 Макаренко Н. Указ. соч. Петроград, 1918. С. 121: Степановский И. К. Вологодская старина. Вологда, 1890. С. 33. 1356 Макаренко Н. Указ. соч. Петроград, 1918. В книге представлена фотография лицевой стороны креста и его описание без атрибуции. Ил. 99. С. 130–131. 1357 Древнерусское искусство. Каталог/Авт.-сост. Π. П. Балакин. Нижний Новгород. 2001. Кат. 19. С. 124–125; Постникова-Лосева Μ. М. Русское ювелирное искусство, его центры и мастера XVI–XIX веков. М., 1974. С. 83. 1358 См.: Постникова-Лосева Μ. М. Русская золотая и серебряная скань. М., 1981. Ил. 7. С. 27; Родникова И. С. Напрестольные серебряные кресты из собрания Псковского музея//Ставрографический сборник. Кн. II. М., 2003. С. 213. 1359 Это местной работы серебряные предметы церковной утвари конца XVI – начала XVII века из собрания Сольвычегодского музея: венец с высокой пятизубчатой коруной на иконе «Богоматерь Владимирская» (инв.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

171 Вывезенный из России в Смутное время (в начале XVII в.), покров этот в XIX в. находился в собрании князя Орсини во Флоренции (см.: Шитый покров во Флоренции 1894). 172 ГРМ, инв. ДРТ-314–322 (см.: Маясова 1976. С. 46–49, ил. 6, 7; Лихачева 1980. С. 46–48, ил. на с. 73, 74, здесь же библ.). 175 ГРМ, инв. ДРТ-36 (см.: Маясова 1976. С. 54–56, ил. 11; Лихачева 1980. С. 48–49, ил. с. 75). 176 Муромский музей, инв. 1734 (см.: Осмоловская 1966; Маясова 1976. С. 56, ил. на с. 55; Сухова 1995. С. 82–85). 180 ГРМ, инв. ДРТ-266 (см.: Лихачева 1980. С. 80. 109); музей «Новодевичий монастырь», инв. 750/3335 (см.: Косицына 1995. С. 123–125, ил. 7). 181 Останки Бориса Годунова, похороненного вначале в алтарной части Архангельского собора рядом с Иваном Грозным, в 1606 г. перенесли на Ваганьковское кладбище, а затем в присутствии его дочери Ксении, в то время уже монахини Ольги, гробы Бориса, а также его жены Марии и сына Федора, убитых при подходе к Москве Самозванца, перевезли в Троице-Сергиев монастырь и поставили под западной папертью Успенского собора. По разборке ее в XVIII в. над ними соорудили усыпальницу. 183 Сергиево-Посадский музей, инв. X? 391 (сударь «Богоматерь Знамение»); инв. 396 (сударь «Агнец Божий»); инв. 397 (воздух «Христос во гробе»); инв. 392 (сударь «Троица»), См.: Маясова 1968 (1). С. 132–133; Манушина 1983. С. 75–77, X? 19–20 и с. 98–99, X» 38. 184 Сергиево-Посадский музей, инв. 395. См.: Маясова 1968 (1). С. 132; Манушина 1983. С. 97–98, 37. По заказу Бориса Годунова была написана копия «Троицы», на которую были перенесены грозненский оклад и, по-видимому, пелена. Годунов же приложил к древней иконе драгоценный оклад, пелену, живописные створки, роскошный подсвечник (см.: Маясова 1960 (2). С. 170–174). 185 Как уже говорилось, по описям церквей вв. под большинством икон местного ряда находились пелены с Голгофским крестом. Многие иконы имели по нескольку «сменных» пелен. Некоторые из них были украшены камнями и жемчугом, однако годуновская «Жемчужная пелена» по своей роскоши превосходила прочие

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Святыней П.-З. Н. м. считалась чтимая икона свт. Николая Чудотворца, происхождение и датировка к-рой не установлены ( Меморский. 1851. С. 67; Косаткин. 1906. С. 298; Делекторский. 1904. С. 23). К 2019 г. ее местонахождение неизвестно. В настоящее время чтимой иконой обители является житийный образ свт. Николая кон. XVIII в. Др. святыня - выносной запрестольный Корсунский крест, принесенный, по монастырскому преданию, из Киева в Ростово-Суздальскую землю в кон. X - нач. XI в. Как и когда крест оказался в обители, неизвестно. Скорее всего он появился здесь не ранее кон. XVII в. По художественным особенностям крест относится к памятникам 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. ( Сукина Л. Б. «Корсунский» запрестольный крест из переславского Никольского монастыря//Ставрографический сб. М., 2003. Кн. 2. С. 157-163). Из П.-З. Н. м. происходят иконы письма Кирилла (в монашестве Корнилия) Иванова Уланова, с 1926 г. хранящиеся в Переславль-Залесском музее-заповеднике: «Спас Вседержитель на престоле» 1716 г. (ПЗИХМЗ. Инв. 2529), «Димитрий Прилуцкий» 1719 г. (Инв. 2534), «Богоматерь Владимирская с чудесами» кон. XVII - нач. XX в. (Инв. 2530), «Богоматерь Владимирская» кон. XVII - нач. XX в. (Инв. 2531), «Николай Чудотворец» кон. XVII - нач. XX в. (Инв. 5589). В музей из Никольского собора поступили также иконы письма Стефана Довментиева (Дементьева) Нарыкова: «Святые Ирина, Агафья и Иония» 1706 г. (Инв. 1683), «Богоматерь Иверская» 1707 г. (Инв. 1685), «Вседержитель поясной» нач. XVIII в. (Инв. 1658), «Богоматерь Одигитрия» нач. XVIII в. (Инв. 1659). С 2000 г. в монастырском Никольском соборе находятся мощи святых, перенесенные из прежних мест их почитания (Никольской ц. у городских ворот и Смоленско-Корнилиевской ц. Переславля): св. блгв. кн. Андрея Переяславского и прп. Корнилия Переяславского. Библиотека Библиотеку мон-ря составляли книги XVII-XVIII вв.- времени материального благополучия обители. Из П.-З. Н. м. происходят рукописные книги: «Житие Димитрия Прилуцкого» XVII в. (ПЗИХМЗ.

http://pravenc.ru/text/2580000.html

254 Например, пелены инв. ТК-2501, TK-2510, TK-2516 (см.: Вишневская 1989. С. 123, кат. 43, 44, 45, ил. на с. 94, 95, 96) 255 ГТГ инв. 23032 (см.: Опись Покровского монастыря Табл. XVII; а также: Свирин 1963. Ил. на с. 95 и 97). 256 См., например: епитрахиль митрополита Петра (Музеи Московского Кремля, инв. ТК-2551), саккос 1558 г. митрополита Макария (там же, инв. ТК-8) (см.: Вишневская 1989. С. 122–123, кат. X? 39,41). 261 Сергиево-Посадский музей, инв. Пелена выполнена до 1563 г. (см.: Маясова 1960 (1). С. 53–54, табл. 6). 262 ГИМ, инв. 86. На пелене также еще мирское имя княгини (см.: Маясова 1960 (1). С. 55–56, табл. 8). Во Вкладной книге Кирилло-Белозерского монастыря значится «въздух... меншей» (Вкладная книга Кирилло-Белозерского монастыря 1602, л. 29). На самом произведении в надписи – «пелена». Вероятно, это была выносная пелена. 263 Кирилловский музей, инв. 42/629 (см.: Маясова 1989 (1). С. 214–215; Силкин 1985. С. 80–94). Во Вкладной книге числится как «плащаница», видимо, выносная пелена (Вкладная книга Кирилло-Белозерского монастыря 1602, л. 29). Впоследствии переделана в хоругвь. 264 ГРМ, инв. ДРТ-103. Во Вкладной книге также – «плащаница» (выносная пелена), переделанная впоследствии в хоругвь (см.: Лихачева 1989. С. 225–231). Два последних произведения, как и пелена « Василий Великий », выполнены уже в монастыре. 270 РГАДА, ф. 1201, on. 1, л. 8. Воздух имеет вкладную надпись, хранится в ГРМ, инв. ДРТ-286 (см.: Лихачева 1080. С. 51. Автор считает Феогнию вкладчицей и старицей Алексеевского монастыря). Действительно, на покрове Арсения Тверского 1600 г. Феогния Огневых уже значится игуменьей московского Алексеевского монастыря (см.: Описания Желтикова монастыря 1852. С. 36; Забелин 1901. С. 558). См. также: Маясова 2003. 273 Попов 1979. С. 220. Следует отметить, что покровы епископов суздальских Иоанна (1578) и Федора (1581), с которыми, как со столичными произведениями, Г. В. Попов сравнивает покров Симеона Бекбулатовича, были шиты не в Москве и не в мастерской Старицких, которая в 1569 г. перестала существовать, а в суздальском Покровском монастыре, куда в 1555 г. была пострижена первая жена князя Владимира Старицкого (см.: Маясова i960 (1). С. 61–63, табл.14:15). По тонкости трактовки образа, по изяществу рисунка и шитья покров тверского князя Симеона уступает таким московским произведениям, как покров «Митрополит Петр» 1574 г. (кат. или покров «Зосима Соловецкий» 1583 г. (кат. 34).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

2. Петр в списке апостолов именуется первым: Мф. 10, 2–5 , Мр. 3, 16–20 , Лк. 6, 14–16 , Д. А. 1, 13; также и среди трех избранных: Лк. 8, 51 , Мр. 5, 37 (при воскрешении дочери Иаира); Лк. 9, 28 , Мф. 17, 1 , Мр. 9, 2 (преображение); Мф. 26, 37 , Мр. 14, 33 , (Гефсиманский сад); выражение для обозначения апостольской коллегии: Петр и иже с ним Σμων κα ο μετ» το. Мр. 1, 36 , Лк. 8 , 45 , 9 , 32 , Д. А. 2, 14. 3. Христос пользуется, как своим собственным, челном Петра и его домом: Лк. 5, 3–10 , рассказ о чудесном лове рыбы. И в других случаях, когда упоминается τ πλοον, лодка, ( Мр. 4, 36 сл., 6, 45 сл., Мф. 8, 23; 14, 22 ), при противопоставлении λλα πλοα, можно подразумевать ладью Петрову. В Капернауме Христос приходит в дом Петров ( Мф. 8, 14 , Лк. 4, 38 , Мф. 1, 29 ), который становится настолько известен, что все приходят к дверям его ( Мр. 1, 33 , Мф. 8, 16 , Лк. 4, 40 ). Следует разуметь дом Петров, когда говорится просто дом ( Мр. 2, 1 , Мр. 3, 20 , Мр. 7, 17 , Мф. 9, 10, 28; 13, 1, 36 ). В доме Петра происходит история с уплатою подати, которая поручается также Петру: «отдай им за меня и за себя» ( Мф. 17, 25–27 ). D’Herbigny, 1. 215–16 2 . 4. Сюда же относятся все случаи первенства Петра, описанные в Деяниях Апостолов: руководящая его роль при избрании апостола на место Иуды (Д. А. 1, 15–22); первый проповедует после Пятидесятницы Д. А. 2, 14–36), первый совершает чудо исцеления хромого (Д. А. 3, 4–7), проповедует в храме (3, 12–26), отвечает перед синедрионом (4,8–13), поражает Ананию (5, 1–11), первый принимает в церкви язычников (10), открывает апостольский собор речью (15, 11), «Petrus ergo, verbis et actibus Domini, certis praelatus est Apostolis» (1, 222); praxi apostolica, sicut et Christi dictis gestisque, patet singularis eminentia prae cunctis (227) и эmy eminenmiam kamoлuчeckuй богослов, как обычно, старается ограждать от тех сомнений, которые вызываются соответствующими суждениями и заявлениями ап. Павла ( 1Кор. 1, 11–12; 3, 21–23 и особенно Гал. 1, 17; 2, 8–9 ). При этом не приходится закрывать глаза и на тот случай, когда Петру и не принадлежит такая роль, и двенадцать выступают непосредственно, как живое единство. Такой случай мы имеем при поставлении диаконов, т. е. на первых же шагах апостольства: Д. А. 6, 2 слл: «Тогда двенадцать (ο δδεκα), созвав множество учеников, сказали: не хорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах... И угодно было это предложение всему собранию, и избрали Стефана и др., их поставили перед Апостолами и (сии), помолившись, возложили на них руки». Первое рукоположение было совершено «двенадцатью», апостольским собором без всякой особенной роли «примата» апостола Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Кирик – вестник [греч.] – (Кириак) Соловецкий, больничный старец, прп.: Новг.; Солов. – Тарсийский, мч., младенец: Ил. 15 Кирилл – солнце [перс.] – Александрийский, патриарх: Ян. 18; Ин. 9 – Алфанов, Сокольницкий, Новгородский, прп.: М. 4 Новг. – Бастийский – см. Киприан Бастийский – Белоезерский, игумен: Ин. 9 Волог.; Костр.; Новг.; Радонеж. – Белый, Новоезерский (Новгородский), прп.: Костр.; Новг. – Борисоглебский, схим.: Ростов. – Вологодский, пустынник: Волог. – Гортинский, еп., сщмч.: Ил. 9; С. 6 – Зографский (Афонский), прмч.: Афон. – Иерусалимский, патриарх: Мр. 18 – Илиопольский, диакон, сщмч.: Мр. 29 – Катанский (Сицилийский), еп.: Мр. 21 – Новгородский, игумен: Новг. – Новоезерский (Новгородский), прп.: Ф. 4; Н. 7 Костр.; Новг. – Радонежский, схим., отец прп. Сергия Радонежского: Ян. 18; С. 28 Радонеж.; Ростов. – Ростовский, еп.: Ростов. – Ростовский, еп. (другой): Влад.; Ростов. – Севастийский, мч.: Мр. 9 – (Смирнов), Казанский, митрополит, сщмч.: Н. 7 Новомуч.; Петерб. – Туровский, еп.: Ап. 28 Белорус. – (Константин) Философ, Моравский, равноапостольный: Ф. 14; М. 11 Волын. – Челмогорский, прп., просветитель чуди: Д. 8 Карел.; Новг. Кирин – холм в Риме [лат.] – Бастийский – см. Киприан Бастийский – Римлянин, мч.: Ил. 6 – Римский, мч.: Ин. 7 Кирион Севастийский, мч.: Мр. 9 – жрец, депутат [лат.] Кифа, апостол от 70-ти, еп. Иконийский (Колофонский): Мр. 30; Д. 8 – камень [сир.] Клавдиан – Клавдиев [лат.] – Мелитинский, мч.: Н. 7 – Пергийский (Памфилийский), мч.: Ф. 3 Клавдий – Византийский, мч.: Ин. 3 – Киликийский, мч.: Окт. 29 – Коринфский, мч.: Ян. 31; Мр. 10 – Римский, комментарисий (смотритель темниц), мч.: Д. 18 – Римский, мч.: Ин. 7 – Римский, сановник, мч.: Ав. 11 – Римский, трибун, мч.: Мр. 19 – Севастийский, мч.: Мр. 9 Клеоник Амасийский, мч.: Мр. 3 – славный победитель [греч.] Клеопа, апостол от 70-ти, брат Иосифа Обручника, сщмч.: Ап. 70 — прехождение, обмен [евр.] Климент – милостивый [лат.] – Алфанов, Сокольницкий, Новгородский, прп.: М. 4 Новг.

http://pravmir.ru/muzhskie-pravoslavnye-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010