Ни одно из сочинений К. полностью не сохранилось. Число приводимых античными авторами отрывков из произведений К., способных служить источниками для установления особенностей их философского учения, крайне невелико. Наиболее подробным источником сведений о раннем кинизме является сочинение Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», где кинизму посвящена целиком 6-я кн. ( Diog. Laert. VI; см. также: Ibid. IV 46-58). Вместе с тем отдельные сообщения Диогена Лаэртского о К. совр. исследователи подвергают сомнению ввиду их расхождения с иными, более достоверными источниками (подробный анализ содержания 6-й кн. см.: Goulet-Caz é . 1992; Gugliermina. 2006). Отдельные повествования о К. и их изречения приводили мн. греч. и лат. философы и писатели, в т. ч. Ксенофонт (V-IV вв. до Р. Х.), Аристотель (IV в. до Р. Х.), Страбон (кон. I в. до Р. Х.- нач. I в. по Р. Х.), Филон Александрийский (I в.), Луций Анней Сенека (I в.), Плутарх (I-II вв.), Секст Эмпирик (кон. II - нач. III в.), Гален Пергамский (II-III вв.), Иоанн Стобей (V в.) и др. Кроме того, важность ввиду их древности (III-I вв. до Р. Х.) представляют краткие сведения о К., содержащиеся в античных папирусах, исследованных в XIX-XX вв. (см.: Gallo. 1980; Giannattasio Andria. 1980; Dorandi. 1982; Bastianini. 1992; Brancacci. 1996). Во II-IV вв. учение К. подробно обсуждали некоторые греч. авторы, не принадлежавшие по своему образу жизни и убеждениям к кинической школе, однако с симпатией относившиеся к идеям кинизма: стоик Эпиктет (I-II вв.), философствующий оратор Дион Хризостом (I-II вв.), философ и сатирик Лукиан Самосатский (II в.), платоник Максим Тирский (II в.), неоплатоник рим. имп. Юлиан Отступник (361-363). В отечественной науке они получили условное наименование «кинизирующие писатели» ( Нахов. 1982. С. 26-30). Из ранних христианских авторов различные сведения о К. приводят Климент Александрийский (II-III вв.), Тертуллиан (II-III вв.), Лактанций (III-IV вв.), Евсевий , еп. Кесарии Палестинской (III-IV вв.), Феодорит , еп. Кирский (IV-V вв.), свт. Иоанн Златоуст , архиеп. К-польский (сер. IV - нач. V в); блж. Августин , еп. Гиппонский (IV-V вв.), блж. Иероним Стридонский (IV-V вв.) и др. (см. указатель: SSReliq. Vol. 3. P. 93-238). Популярность кинизма в эллинистическую эпоху привела к появлению ряда псевдоэпиграфических сочинений, в которых идеи позднего кинизма приписываются ранним представителям кинической философии. Наиболее крупным памятником такого рода являются «Письма» сократиков и К.- сборники подложных писем Антисфена, Диогена, Кратета, Мениппа и др. философов.

http://pravenc.ru/text/1684656.html

В Тбилиси: патриарший кафедральный собор Тбилисский Сиони (V-VII вв.), самая древняя тбилисская ц. Анчисхати в честь Рождества Пресв. Богородицы (V в.), церкви во имя вмч. Георгия в Диди Дигоми (VII-VIII вв.), во имя Андрея Первозванного (Лурджи-Монастери, XII в.), во имя Св. Троицы рядом с Национальной парламентской б-кой Грузии (XIII в.), Метехи в честь Рождества Пресв. Богородицы (не позднее XIII в.), Верхний и Нижний Бетлеми в честь Рождества Христова (ул. Бетлеми), Кашвети во имя вмч. Георгия (VI, XIX вв.), русская во имя блгв. кн. Александра Невского (XIX в., ул. И. Джавахишвили), Мамадавити (во имя прп. Давида Гареджийского) на горе Мтацминда (XIX в.), во имя вмц. Варвары, в честь Вознесения Господня в Сабуртало, в честь Вознесения Господня на Вознесенской улице и др.; в Мцхете и окрестностях: патриарший кафедральный собор Светицховели (Животворящий Столп) во имя 12 апостолов (XI в.), церкви Барбарети (во имя вмц. Варвары; X-XI вв.), во имя Св. Троицы (XI в.), во имя вмч. Георгия в Калоубани (XII в.), во имя Пресв. Богородицы (XII в.) в историческом монастыре Армази и др.; в муниципалитете Мцхета: 3-нефная базилика (V-VI вв., с. Ксани), церкви Дзвели-Сакдари (VIII в., в с. Дзалиси), Кехиджвари (VIII в., с. Церовани), во имя Пресв. Богородицы (VIII-IX вв., с. Глдани), Укугма (VIII-IX вв., с. Сасхори), в честь Честного Креста (VIII-IX вв., с. Ксовриси), комплекс Веджини (VIII-IX в., с. Глдани), церкви во имя свт. Григория Богослова (IX-X вв., с. Глдани), во имя Пресв. Богородицы (IX-X вв., с. Карсани), Вантеди (IX-X вв., с. Земо-Ничбиси), Адгурис-Сакдари (IX-X вв., с. Сагурамо), Бодзис-Сакдари (X в., с. Дзегви), Киколаант-Сакдари (X в., с. Квемо-Ничбиси), Онагири во имя вмч. Георгия (X в., с. Дигоми), вмч. Георгия (X-XI вв., с. Дигоми), во имя вмч. Георгия (XII-XIV вв., с. Дигоми), Дзвели-Сакдари (XII-XIV вв., с. Лелоби), во имя свт. Николая (XVI-XVII вв., с. Квемо-Ничбиси), в честь Фомина воскресенья (1669 г., с. Схалтба), во имя Пресв. Богородицы (1676-1700 гг., с. Дзегви), во имя Пресв. Богородицы (1692 г., с. Ахалубани), во имя Архангелов (1704 г., с. Сасхори), во имя Пресв. Богородицы (1716 г., с. Дзегви), во имя вмч. Георгия и во имя Пресв. Богородицы (XVII-XVIII вв., с. Тхинвали) и др.

http://pravenc.ru/text/2564528.html

Диоскур (антипапа), (530.IX.22–530.X.14) Иоанн II, 533.I.2–535.V.8 Св.Агапет I, 535.V.13–536.IV.22 Св. Сильверий, 536.VI.8–537.III.11 Вигилий; 537.III.29–555.VI.7 Пелагий I, 556.IV.16–561.III.4 Иоанн III, 561.VII.l7–574.VII.13 Бенедикт I, 575.VI.2–579.VII.30 Пелагий II, 579.XI.26–590.II.7 Св. Григорий I (Великий), 590.IX.3–604.III.12 Caбuhuah,604.IX.13–606.II.22 Бонифаций III, 607.II.19–607. XI.12 Св. Бонифаций IV, 608.VIII.25–615.V.8 Св. Адеодат I (Деусдедит), 615.X.19–618.XI.8 Бонифаций V, 619.XII.23–625.X.25 Гонорий I, 625.X.27–638.X.12 Северин, 640.V.28–640.VIII.2 Иоанн IV, 640.XII.24–642.X.12 Теодор I, 642.XI.24–649.V.14 Св. Мартин I, 649.VII-653.VI.17 Св. Евгений I, 654.VIII.10–657.VI.2 Св. Виталиан, 657.VII.30–672.I.27 Адеодат II, 672.IV.11–676.VI.17 Домн, 676.XI.2–678.IV.11 Св. Агафон, 678.VI.27–681.I.10 Св. Лeb II, 682.VIII.17–683.VII.3 Св. Бенедикт II, 684.VI.26–685.V.8 Иоанн V, 685.VII.23–686.VIII.2 Конон, 686.X.21–687.IX.21 Теодор (антипапа), (687) Пасхалий (антипапа), (687–692) Св. Сергий I, 687.XII.15–701.IX.8 Иоанн VI, 701.X.30–705.I.11 Иоанн VII, 705.III.1–707.X.18 Сизинний, 708.I.15–708.II.4 Константин, 708.III.25–715.IV.9 Св. Григорий II, 715.V.19–731.II.11 Св. Григорий III, 731.III.18–741.XII.10 Св. Захарий, 741.XII.10–752.III.22 Стефан II (антипапа), (752.III.23–752.III.25) Стефан II, 752.III.26–757.IV.26 Св. Павел I, 757.V.29–767.VI.28 Стефан III, 768.VIII.7–772.II.3 Константин II (антипапа), (767.IV.28–769) Филипп (антипапа), (768) Адриан I, 772.II.9–795.XII.25 Св. Лeb III, 795 .XII.27–816.VI.12 Стефан IV, 816.VI.22–817.I.24 Св. Пасхалий I, 817.I.25–824.II.11 Евгений II, 824.V.2–827.VIII Валентин, 827.VIII-827.IX Григорий IV, 827.X-844.I Иоанн (антипапа), 844 Сергий II, 844.I-847.I.27 Св. Лeb IV, 847.IV.10–855.VII .l7 Бенедикт III, 855.IX.29–858.IV.17 Анастасий (антипапа), (855.VIII-855.IX) Св. Николай I (Великий), 858.IV.24–867.XI.13 Адриан II, 867.XII.14–872.XII.14 Иоанн VIII, 872.XII.14–882.XII.16 Марин I, 882.XII.16–884.V.15 Св. Адриан III, 884.V.17–885.IX.15

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Rhet. ad Her. " Риторика к Гереннию» (I в.) Rutil. Lup. П. Рутилий Луп (I в. н. э.) De fig. " О фигурах речи и красноречия» Schol. Hom., Il. " Схолии к “Илиаде” Гомера» Sen. Mai. Л. Анней Сенека Старший (I в. до н. э. – I в. н. э.) Contr. " Контроверсии» М. Анней Сенека (I в. н. э.) " Нравственные письма к Луцилию» Sexti Emp. Секст Эмпирик (II в. н. э.) Adv. gram. " Против ученых. Против грамматиков» Speus. Спевсипп из Афин (IV в.). «О пифагорейских числах» П. Папиний Стаций (I в. н. э.) " Фиваида» Иоанн Стобей (V в. н. э.). «Антология» Strab. Страбон (I в. до н. э. – I в. н. э.). «География» Лексикон «Суда» («Свида») (X-XI вв. н. э.) Г. Светоний Транквилл (I-II вв. н. э.) " О жизни цезарей. Божественный Август» Теренций Афр (II в.) " Девушка с Андроса» " Евнух» Terent. (K) Теренциан Мавр (III в.) (ред. Н. Keil) Thai. (Лебедев) Фалес Милетский (VII-VI вв.) (ред. А. В. Лебедева) Theoph. Теофраст из Эреса (IV-III вв.) De stylo " О стиле» Phys. dox. " Мнения натурфилософов» М. Теренций Варрон (II-I вв.) De lingua Lat. " О латинском языке» П. Вергилий Марон (I в.) " Энеида» " Буколики» Georg. " Георгики» Витрувий (I в.) «Об архитектуре» Ксенофонт из Афин (V-IV вв.) Первая книга Моисеева. Бытие (IX-VI вв.) Второзак. Пятая книга Моисеева. Второзаконие (IX-VI вв.) Книга Екклесиаста, или Проповедника (III в.) Иезек. Книга Пророка Иезекииля (VI в.) От Луки Св. благовествование (I в. н. э.) От Матфея Св. благовествование (I в. н. э.) Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис (I в. н. э.) Книга Песни Песней Соломона (III в.) Прем. Сол. Книга Премудрости Соломоновой (неканоническая для православия) (II-I вв.) Притчи Книга Притчей Соломоновых (VIII в.) Псалтирь (XI-IV вв.) Сирах. Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова (неканоническая для православия) (И в.) Книга Судей Израилевых (IX-VI вв.) Самое известное сочинение «первого энциклопедиста средневековья» Исидора, епископа Севильского (ок. 570 – 636 гг.), представляет собой всеохватывающую систему человеческого знания, ставшую связующим звеном между духовным миром античности и последующими эпохами. Предлагаемый читателю перевод первых трех из двадцати книг охватывает область науки, которую в средневековых университетах было принято именовать «семью свободными искусствами», и является древним учебником по грамматике латинского языка, риторике, логике, арифметике, геометрии, теории музыки и астрономии. Впервые для русскоязычного читателя эти дисциплины представлены такими, какими их видели преподаватели и учащиеся в средние века. Автор составлял свои книги по материалам античной науки, и еще шире – всего культурного универсума античности, систематизируя, классифицируя его и преобразуя в учебных целях. Издание предназначено для широкого круга читателей, интересующихся духовной культурой античности и средневековья, снабжено статьей, примечаниями и указателями.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Перенесение памятей почитаемых святых в седмичные дни поста на субботу или воскресенье широко практиковалось на Востоке, и структура правосл. великопостного цикла во многом обязана этому обычаю. И. А. Карабинов предположил, что до Трулльского Собора днем, на к-рый переносилось Б., была суббота Акафиста и что Акафист Пресв. Богородице в первоначальном виде был сочинен для праздника Б. ( Карабинов. С. 31 сл.; см. также: Fletcher R. A. Three early byzantine hymns and their place in the liturgy of the Church of Constantinople//BZ. 1958. T. 51. S. 53-65). Все визант. памятники VIII и последующих веков называют Б. среди важнейших праздников; его богослужение неизменно совершается 25 марта. Благовещение. Фрагмент диптиха. VI в. (ГМИИ) Благовещение. Фрагмент диптиха. VI в. (ГМИИ) Под именами церковных писателей III-V вв. (святых Григория Чудотворца (PG. 10. Col. 1145-1169), Афанасия Великого (PG. 28. Col. 917-940), Григория Нисского ( Montagna D. La lode alla Theotokos nei testi greci dei secoli IV-VII//Marianum: Ephemerides Mariologiae. R., 1962. Vol. 24. P. 536-539), Иоанна Златоуста (PG. 50. Col. 791-796; 60. Col. 755-760; 62. Col. 763-770), Прокла К-польского (PG. 65. Col. 679), Василия Селевкийского (PG. 85. Col. 425-452)) сохранился целый ряд праздничных слов на Б., но их подлинность сомнительна - так, по свидетельству еп. Ефесского Авраама (между 530 и 553), до него не было написано ни одной проповеди, посвященной Б. (BZ. 1913-1914. T. 22. P. 49-54),- и обычно их датируют более поздним временем ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 115-116). Сохранились также подлинные беседы на Б. свт. Софрония Иерусалимского (VII в.- PG. 87γ. Col. 3217-3288), свт. Германа Константинопольского (VIII в.- PG. 98. Col. 321-328), прп. Иоанна Дамаскина (VIII в.- PG. 96. Col. 648-661) и мн. др. более поздних св. отцов и церковных писателей. На Западе сведения о празднике Б. восходят примерно к тому же времени, что и на Востоке. Из сочинений зап. отцов Церкви и писателей известны слова на Б., приписываемые лат.

http://pravenc.ru/text/149269.html

Положение раскола при архиепископах Афинских IV.6. «Флоринитский» Синод Церкви ИПХ Греции в 1950–1955 гг. IV.7. «Флоринитский» Синод Церкви ИПХ Греции в 1955–1973 гг. IV.7.1. Восстановление «флоринитской» иерархии IV.7.2. Каноническая оценка хиротоний «флоринитского» епископата IV.8. «Матфеевский» Синод Церкви ИПХ Греции в 1950–1970 гг. IV.9. Попытка воссоединения «матфеевского» Синода Церкви ИПХ Греции с РПЦЗ (1971–1976 гг.) IV.10. Разделения и расколы во «флоринитской» юрисдикции IV.10.1. Раскол 1974 года и образование малых группировок IV.10.2. «Каллистовский» Синод Церкви ИПХ Греции IV.10.3. «Геронтиевский» Синод Церкви ИПХ Греции (1983–1985 гг.) IV.10.4. «Флоринитский» Синод Церкви ИПХ Греции в 1979–2007 гг. IV.10.5. Церковь ИПХ Греции юрисдикции митрополита Спартанского Дорофея (Цакоса) IV.10.6. Церковь ИПХ юрисдикции митрополита Монреальского и Канадского Акакия (Дускоса) IV.10.7. «Авксентьевский» Синод Церкви ИПХ Греции в 1985–2007 гг. IV.10.8. «Миссионерская Православная Архиепископия Америки» IV.10.9. «Святая Православная Церковь Северной Америки» («Бостонский Синод», Истинная Православная Церковь Греции) IV.10.10. Церковь ИПХ Греции юрисдикции митрополита IV.10.11. «Каллиникитский» Синод Церкви ИПХ Греции («Церковь ИПХ Греции и Зарубежья») в 1995–2007 гг. IV.10.12. «Афанасиевский» Синод Церкви ИПХ Греции (1995–1998 гг.) IV.10.13. «Синод Противостоящих» Церкви ИПХ Греции в 1985–2007 гг. IV.10.14. «Православная Церковь Франции» IV.10.15. «Православная Церковь Португалии» IV.10.16. «Православная Автономная Митрополия Западной Европы и Америки» («Священный Миланский Синод») IV.10.17. «Православная Церковь Италии» IV.10.18. «Независимая Греческая Православная Церковь IV.11. История «матфеевской» юрисдикции в 1976–2007 гг. IV.11.1. «Матфеевский» Синод Церкви ИПХ Греции в 1976–2007 гг. IV.11.2. «Матфеевско-григорианский» Синод Церкви ИПХ Греции IV.11.3. «Кирико-матфеевский» Синод Церкви ИПХ Греции Глава V. Распространение греческого старостильного раскола вне пределов Элладской Православной Церкви V.1.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мон-рь обладает уникальной коллекцией энкаустических икон VI-IX вв. Исследователи выделяют среди сохранившихся памятников неск. художественных традиций - к-польскую, египетскую и сиро-палестинскую. Иконы «Христос Пантократор» (VI - 1-я пол. VII в.), «Богоматерь на престоле, со святыми Феодором Тироном и Георгием», «Ап. Петр» атрибутируются столичной мастерской, тогда как «Вознесение» с образом Спаса Еммануила, сидящего на радуге, и «Три отрока в пещи огненной» (обе датируются в пределах VI-VII вв.), вероятно, были выполнены на востоке империи. Появление в мон-ре нек-рых из этих икон связывают с имп. дарами, напр., по мнению Хадзидакиса, икона «Христос Пантократор» могла быть даром имп. Юстиниана и иметь отношение к мозаичной иконе Спасителя на воротах главного входа (Халка) в комплекс Большого дворца в К-поле . 4 небольшие энкаустические иконы VI-VII вв.: «Св. Иоанн Предтеча», «Богоматерь с Младенцем», «Святые Сергий и Вакх», «Мученик и мученица (Святые Платон и Гликерия?)» - из коллекции Порфирия (Успенского) также неоднородны по своим художественным характеристикам. Икону «Св. Иоанн Предтеча» ученые склонны относить к искусству Египта и датировать V-VI вв. Мнения об иконе «Богоматерь с Младенцем» различны: часть исследователей (Кондаков, А. Грабар, В. Н. Лазарев (публикация 1947)) полагают, что она была выполнена в Египте, другие (Д. В. Айналов, Вайцман, Лазарев (публикации 1967-1986)) - в К-поле; в отношении даты большинство склоняется к VI в. Икону «Святые Сергий и Вакх» связывают, как правило, с Египтом, но не исключают ее к-польское происхождение (Айналов, Вайцман), датируется в пределах VI-VIII вв. Остатки надписей с именами святых на иконе «Мученик и мученица» (V-VII вв.) прочитывали по-разному ( Этингоф. 2005. С. 553-559), преобладает мнение о ее принадлежности к сиро-палестинскому кругу. Др. группа древнейших синайских икон, выполненных темперой, создана в традициях вост. искусства VIII-IX вв. в Сирии или в Палестине (т. н. сиро-палестинская мастерская). К ней принадлежат: «Распятие» (VIII в.), «Рождество Христово» (VIII-IX вв.), «Вознесение» (IX-X вв.), средняя часть триптиха с сохранившимися композициями - «Рождество Христово», «Введение во храм Богородицы», «Вознесение», «Пятидесятница» (IX-X вв.).

http://pravenc.ru/text/189637.html

«Монастырь св. Павла на Афонской горе». Ж. Гюе. 1835 г. Акварель (ГМИИ) «Монастырь св. Павла на Афонской горе». Ж. Гюе. 1835 г. Акварель (ГМИИ) Начиная с XV в., после завоевания турками Македонии, падения Сербского гос-ва и в особенности после конфискации османскими властями в 1569 г. монастырских владений (с правом их выкупа), экономическое положение святогорских обителей заметно ухудшилось (до посл. четв. XV в. ситуация отчасти компенсировалась покровительством, к-рое оказывала своим соплеменникам вдова султана Мара Бранкович, умершая в 1487). При этом на территории Османской империи у Хиландара продолжали сохраняться значительные метохи и мон-рь даже осуществлял новые приобретения. С кон. XV в. ктиторами Хиландара и мон-ря Св. Павла стали валашские и молдав. господари (воеводы), оказывавшие обителям денежную помощь. С XVI в. значительную поддержку серб. мон-ри получали от московских государей, в связях Св. Горы с Россией в XVI-XVII вв. Хиландар играл наиболее заметную роль. Вплоть до кон. XVII в. мон-рь оставался крупнейшим центром серб. (и слав. в целом) культуры на Балканах, оказывавшим значительное воздействие на духовную жизнь Сербии. Мон-рь Дионисиат. Фотография. Кон. XX в. Мон-рь Дионисиат. Фотография. Кон. XX в. Относительно надежные сведения о числе насельников серб. мон-рей сохранились начиная с рубежа XV-XVI вв. В 1518-1519 (1489 ?) гг. их было 170 в Хиландаре и 190 в мон-ре Св. Павла, в 1530-1531 гг.- соответственно 132 и 34, в 1561 г.- 200 и 40, в 1569 г.- 60 и 15, в 1582-1583 гг.- 108 и более 50, в 1634-1635 и 1661 гг. в мон-ре Св. Павла (о Хиландаре сведения отсутствуют) жили соответственно 74 и 190 иноков; в 1677 г.- 800 в Хиландаре и 200 в мон-ре Св. Павла, в 1709 г.- 300 и 100, в 1765 г.- 220 и 90 ( С. 99). После начала в 1691 г. великого переселения сербов во главе с Патриархом за Дунай, в австр. владения (в особенности после Белградского мира 1717), связи серб. обителей А. с Сербией существенно ослабели, число серб. насельников в мон-рях Св. Горы уменьшилось, их место постепенно заняли болгары (в т.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

3-апсидные храмы составляют немногим более 10% от 3-нефных базилик. Снаружи могли читаться все 3 апсиды (ц. на акрополе в Авиле, V-VI вв.) или только центральная (ц. на холме Телль-Умм-эль-Амад в Авиле, 646), но чаще все 3 были вписаны в прямоугольник внешних стен (ц. при пещере Лота, VI - нач. VII в.). Боковые апсиды также могли быть пристроены позже («Церковь Административного центра в Пелле», ок. 400, в перестройке 1-й пол. VI в.). Наиболее редки храмы с одной выступающей вовне апсидой (ц. св. Феодора в Герасе). «Базилика между теллями» в Авиле. VI–VII вв. Помимо 3-нефных базилик изредка сооружались и храмы др. типов. Из них самыми распространенными были однонефные храмы, часто являвшиеся не самостоятельными сооружениями, а капеллами при крупных храмах. Они могли иметь прямоугольную (ц. Илии, Марии и Сорег в Герасе, VI в.) либо вписанную в прямоугольник стен полуциркульную апсиду (ц. еп. Мариана в Герасе, 570). Большие 5-нефные базилики раскрыты в Гадаре (IV в.) близ Аджлуна (Мар-Ильяс, V-VI вв.) и в Авиле («Базилика между теллями», VI-VII вв.); последняя имеет рудиментарный трансепт с рукавами, завершенными полуциркульными апсидами, как в базилике Рождества Христова в Вифлееме (30-е гг. VI в.). Форму триконха, вписанного в квадрат внешних стен, имеет мартирий на месте смерти прор. Моисея на горе Нево (кон. IV в.); в сер. VI в. с запада к нему была пристроена базилика. Сходно развитие храма в Гадаре: к сооруженному из сполий октагону с 4 экседрами по диагонали (1-я пол. VI в.) - план, характерный для мацеллумов, напр. в Герасе (II в.),- в 1-й пол. VII в. с юга была пристроена базилика. Октагональная церковь, вписанная в квадрат внешних стен, раскопана также в Биркетейне за сев. воротами Герасы; возможно, она была перестроена из языческого храма. Ц. св. Иоанна Крестителя в Герасе (531) является вписанной в квадрат ротондой с 4 угловыми экседрами и полуциркульной изнутри и граненой снаружи апсидой; перекрытие центрального пространства (купол? деревянный шатер?) опиралось на 4 колонны. Не исключено, что композиция этого храма, так же как и октагона в Гадаре, возникла под влиянием сооружений соседней Сирии, подобных кафедральному собору в Бостре (512). Ротондальная ц. Богоматери в Мадабе (кон. VI - нач. VII в.; ныне Археологический парк) была построена на основе полуротондального или ротондального сооружения II-III вв. Хорошо известна ц. Пророков, Апостолов и Мучеников в Герасе (465, руины уничтожены), имеющая вписанный в квадрат крестообразный план, где каждый из рукавов 3-нефный. Небольшая крестообразная церковь была раскопана в Дейр-эль-Каттар-эль-Бизанти на п-ове Эль-Лисан.

http://pravenc.ru/text/578380.html

Леонида в Лехее, портовом пригороде Коринфа (50-60-е гг. V в. (?) и 518-527), 23 пары колонн отделяли широкий центральный неф, с трансептом на востоке, его средняя ячейка, формирующая виму, была перекрыта шатром или деревянным куполом. Совершенство исполнения характерно для мраморной резьбы и инкрустированных полов. Среди редких центричных структур наиболее ранней является церковь в б-ке Адриана в Афинах (ок. 400), восходящая к семейству тетраконхов с амбулаторием. К ее композиции, вероятно, восходят храмы подобного типа на севере Балканского п-ова: в Охриде (Македония), Адрианополе и Перуштице близ Пловдива (нач. VI в. (?)) (см. ст. Болгария ). В т. н. Красной ц. в Перуштице вместо амбулатория имеются лишь обходы вдоль юж. и сев. экседр, колонны заменены толстыми столпами. Распространены были и церкви типа свободного креста. Наиболее часто строились здесь 3-нефные базилики, к-рые продолжали возводить и после отказа от подобных структур в К-поле и др. областях с сер. VI в. В церквах Фракии и Дакии нефы разделяли рядами колонн и столпов, несущих стропильное перекрытие (Патриаршая базилика в Велико-Тырнове, V-VI вв.; базилика у крепостной стены Монтаны, IV в.), или близко поставленных столпов, поддерживавших своды (Маркианополь (Девня), IV-VI вв.; базилика в квартале Галата Одесса (Варны), IV-V вв.; Ст. Митрополия в Месемврии (Несебыре), V-VI вв.). В этих областях (совр. Болгария), вероятно, чуть позже получил распространение тип сводчатой базилики на крещатых в плане, близко поставленных столпах (ц. Св. Софии в Сердике (ныне София), V-VI вв.; базилика в Голямо-Белове, V-VI вв.), большая часть перекрытий представляла секции из крестовых сводов. В центральном нефе Эленской базилики у Пирдопа (V-VI вв.) выделены 2 квадратные ячейки, по крайней мере восточная из них была перекрыта куполом или пандативным сводом, так же было перекрыто средокрестие ц. Св. Софии в Сердике - базилики с трансептом. Часто, как в греч. церквах, на концах нартекса устраивались помещения, напр. в зальной ц.

http://pravenc.ru/text/383977.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010