Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ († 9.09.1356), еп. Ростовский. Поставлен на кафедру в 1336 г., сразу после смерти св. Антония еп. Ростовского (1329-1336). В кон. 1339 г. встречал в Переяславле Залесском тела тверских князей-мучеников Александра Михайловича и его сына Феодора Александровича , убиенных 29 окт. в Орде по приказу хана Узбека. Вместе с Тверским еп. Феодором II Добрым в присутствии тверских князей Константина и Василия Михайловичей Г. совершил в Спасо-Преображенском соборе заупокойное богослужение. 30 окт. 1343 г. вместе с митр. Феогностом и Рязанским еп. Кириллом участвовал в хиротонии иером. Исаака во епископа Сарайского. В 1346 г. Г. покинул Ростовскую кафедру (или был смещен с нее), в том же году во епископа Ростовского был хиротонисан Иоанн, архим. московского в честь Преображения Господня мужского монастыря (Спаса на Бору) в Кремле, ставленник вел. кн. Симеона Иоанновича Гордого. Причиной ухода Г. с кафедры могло быть стремление вел. князя укрепить свое влияние на ростовских землях (в 1331-1332 Сретенская половина Ростова и ряд ростовских земель перешли под власть московского кн. Иоанна I Даниловича Калиты, правитель др. части Ростовского княжества кн. Константин Васильевич находился в прямой политической зависимости от Москвы). Г. скончался спустя полгода после смерти своего преемника на кафедре. Имя Г. встречается в ростовских церковных и монастырских синодиках (ГМЗРК. Р-225. Л. 90; Р-226. Л. 10 и др.), оно не было внесено в синодик Успенского собора Московского Кремля (ДРВ. М., 17882. Ч. 6. С. 435-436, 490), в к-ром присутствуют имена нек-рых Ростовских архиереев. Место захоронения и изображения Г. неизвестны. В XV в. из ростовских синодиков были извлечены и помещены в летописи списки ростовских архиереев. Согласно распространенной редакции, Г. был 25-м (ПСРЛ. Т. 23. С. 135) или 28-м епископом в Ростове (Там же. Т. 25. С. 226; Т. 42. С. 165). Более верным представляется основанный на др. источниках список архиереев в Тверском сборнике 1-й трети XVI в., где Г. назван 12-м Ростовским епископом (Там же. Т. 15. Стб. 481). Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 3. Стб. 531-532; Т. 4. С. 102; Т. 15. С. 420, 481; Т. 15. Вып. 1. Стб. 47, 51; Т. 23. С. 104, 135; Т. 25. С. 171, 226; Васильевский В. Г. Записи о поставлении рус. епископов при митр. Феогносте в ватиканском греч. сборнике//ЖМНП. Ч. 255. 1888. 2. Отд. 2. С. 450, 451, 456, 460, 461; Летописец о Ростовских архиереях/С примеч. А. А. Титова. СПб., 1890. С. 5-6, 11; РИБ. Т. 6. СПб., 19082. 7. Стб. 433-434, 437-438. Лит.: Титов А. А. Ростовская иерархия: Мат-лы для истории Рус. Церкви. М., 1890. С. 34. В. И. Вахрина, А. В. Кузьмин Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/161269.html

Колл. рукоп. книг. 705; Ярославский музей-заповедник. Инв. 15466, 15485, 15462 - тома на сентябрь, октябрь, декабрь, май). Г. был похоронен в ростовском Успенском соборе, его имя было внесено в соборный синодик (ГМЗРК. Р-225. Л. 93; Р-226. Л. 10). В наст. время место захоронения Г. неизвестно. В великокняжеском своде кон. XV в. в сообщении о смерти Г. записано, что он был «епископ... Ростовски и Ярославскы», к-рый «пас церковь Божию лет 21» (ПСРЛ. Т. 25. С. 243; см.: там же. Т. 24. С. 178). В более поздних памятниках появилась ошибочная информация, что Г. «бысть архиепископ Ростову 35 лет» (Там же. Т. 26. С. 165). В Никоновском своде дана развернутая характеристика деятельности Г., к-рый жил, «соблюдая законы церковныа и учя люди слову Божию». Здесь же приведена версия, что Г. «вторый архиепископ был в Ростове (1-й Ростовский архиепископ - свт. Феодор.- А. К.), преже бо быша епископи, а не архиепископи в Ростове» (Там же. Т. 11. С. 231), основанная на перечне Ростовских архиепископов в Хронографе Русской редакции 1512 г. (Там же. Т. 9. С. XIV; Т. 22. Ч. 1. С. 464) и, очевидно, восходящая к Ермолинской летописи (Там же. Т. 23. С. 134). Данная традиция нашла отражение в ростово-ярославских синодиках (напр.: Титов А. А. Синодик Спасо-Преображенского мон-ря в Ярославле. М., 1895. С. 2; ЯИХМЗ. 15585. Л. 99). Тем не менее ее достоверность невелика, т. к. в ранних летописях и в перечне Ростовских архиереев в синодике Успенского собора Московского Кремля Г. титулуется епископом, перечень архиепископов, помимо архиеп. св. Феодора , там начинается с архиеп. Ефрема (ср.: ДРВ. 17882. Ч. 6. С. 435). Такие же различия в титуловании Г. встречаются и в памятниках агиографии. Если в списках Жития свт. Леонтия Ростовского Г. упоминается как епископ (Житие св. Леонтия. С. 14), то в поздних списках Жития свт. Феодора Г. иногда имеет титул архиепископа (РНБ. СПбДА. 282. Л. 268 (30); Житие св. Феодора. С. 307). Почитание В Троицкой летописи 1408/09 г., составленной после 1422 г., в рассказе о похоронах митр.

http://pravenc.ru/text/166531.html

В Ростовском владычном летописце в связи с кончиной Е. отмечено, что архиерей «пас церковь Божию 27 лет без дву недель» (ПСРЛ. Т. 24. С. 184). Е. был погребен в ростовском Успенском соборе, могила не сохранилась. Имя Е. было внесено во Вселенский синодик Успенского собора Московского Кремля (ДРВ. Ч. 6. С. 435), в синодики Ростовской епархии (ГМЗРК. Р-225. Л. 93; Р-226. Л. 10; ЯИАМЗ. 15585. Л. 99 и др.). В Ростове существовало местное почитание архиерея. Н. П. Барсуков приводит цитату из агиографической рукописи А. А. Титова, где между святыми «града Ростова» под 29 марта значится «св. Ефрем, архиепископ Ростовский, поставлен от митрополита Фотия в лето 6932 апрелия в 13 день, а преставился в лето 6962 марта 29. Погребен в ростовском Успенском соборе» ( Барсуков. Источники агиографии. Стб. 202). Е. упомянут среди Ростовских святых в рукописи «Описания о российских святых», принадлежавшей П. И. Савваитову (XVIII в.). Архим. Леонид (Кавелин) указывает память Е. под 27 марта (Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 162-163), под тем же днем память Е. приведена в «Месяцеслове» архиеп. Димитрия (Самбикина) (Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Март. С. 177). Ист.: ДРВ. М., 1788. Ч. 6. С. 435; РИБ. 1908. Т. 6. 62. Стб. 534; 63. Стб. 537-538; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 381; Т. 6. Вып. 2. Стб. 91, 123, 125, 127; Т. 8. С. 94, 121-123, 144; Т. 9. С. XIV; Т. 12. С. 74, 76, 109; Т. 15. Стб. 482; Т. 22. Ч. 1. С. 464, 466; Т. 23. С. 135, 155, 190; Т. 24. С. 165, 182-184; Т. 25. С. 269-271, 273; Т. 26. С. 208, 210, 213, 346; Т. 30. С. 134; Т. 43. С. 158; Иоасафовская летопись. М., 1957. С. 42, 44, 46. Лит.: Строев. Списки иерархов. Стб. 331; Летописец о ростовских архиереях/Примеч.: А. А. Титов. СПб., 1890. С. VI 8. Примеч. С. 15; Титов А. А. Ростовская иерархия: Мат-лы для истории Рус. Церкви. М., 1890. С. 34; Месяцеслов святых Ярославской епархии: Месяц март//Ярославские ЕВ. 1900. 11. Ч. неофиц. С. 260; Никодим (Кононов), архим. Рус. святые и подвижники благочестия, подвизавшиеся и чтимые в пределах нынешней Ярославской епархии//Там же. 1903. 30. Ч. неофиц. С. 546-547; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 558; Рукописи, пополнившие Собрание единичных поступлений рукописных книг древней традиции (Ф. 722)//Зап. ОР ГБЛ. М., 1980. Вып. 41. 54. С. 85, 87; Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 359; Кн. 4. Ч. 1. С. 18.

http://pravenc.ru/text/182081.html

Краткое синаксарное Житие И. Б. неоднократно переводилось на слав. язык: в XII в. в К-поле, на Афоне или в Киеве в составе нестишного Пролога, в 1-й пол.- сер. XIV в. трижды (дважды болгарами и один раз сербами) в составе стишного. Явление ап. Иоанна Богослова прп. Авраамию Ростовскому. Икона. Кон. XVII в. (ГМЗРК) Явление ап. Иоанна Богослова прп. Авраамию Ростовскому. Икона. Кон. XVII в. (ГМЗРК) Из др. сочинений, посвященных И. Б. в средневек. слав. письменности, известны 3 Похвальных слова свт. Иоанна Златоуста (1-я гомилия на Евангелие от Иоанна и слова с нач.: «Иоанн во Ефесе Асийском, Иоанн Асийская похвала» и «Пакы нам от небес прииде един и великий Богослов Иоанн»), Похвала, написанная Иоанном Экзархом , и «Воспоминание на память Иоанна Богослова» прп. Симеона Метафраста ( Иванова. С. 226-229). Помимо этого в Пролог на Руси под 26 сент. было включено «Слово Анастасия игумена горы Синайския о покаянье и о разбойнице, его же спасе Иоанн Феолог», представляющее перевод текста, изданного в: PG. 89. Col. 1105-1109. Явление ап. Иоанна Богослова гусарю. Клеймо иконы «Ап. Иоанн Богослов, с житием и чудом о гусаре». Сер. XVII в. (собрание Г. У. Ершова) Явление ап. Иоанна Богослова гусарю. Клеймо иконы «Ап. Иоанн Богослов, с житием и чудом о гусаре». Сер. XVII в. (собрание Г. У. Ершова) Посвящения монастырей И. Б. в южнославянских землях в средние века представляют исключительную редкость (см.: В. Православно монаштво и манастири у cpeдhьobekobhoj Cpбuju. Сремски Карловци, 1920. Милановац, 2002р; О. Цркве и манастири на noдpyчjy nampujapшuje до 1683 г. Београд, 1984). Из наиболее значительных можно указать Погановский мон-рь , основанный в посл. трети XIV в. деспотом Константином Деяновичем. Ап. Иоанн Богослов обучает гусаря иконописанию. Клеймо иконы «Ап. Иоанн Богослов, с житием и чудом о гусаре». Сер. XVII в. (собрание Г. У. Ершова) Ап. Иоанн Богослов обучает гусаря иконописанию. Клеймо иконы «Ап. Иоанн Богослов, с житием и чудом о гусаре». Сер. XVII в. (собрание Г. У.

http://pravenc.ru/text/469832.html

В. Иисуса Христа во время Его земной жизни Представленная в Евангелии генеалогия рода царя Давида говорит об Иисусе Христе как об истинном царе (Мф 1. 1-16); евангелист приводит офиц. список наследников царского престола; наследование происходило в пределах рода (ср.: Basil. Magn. Ep. 236), не обязательно от отца к сыну; к роду Давидову принадлежал не только прав. Иосиф, офиц. признавший Иисуса своим сыном, хотя Он и не был ему сыном по крови (ср.: Мф 1. 20-25), но и Дева Мария ( Sym. N. Theol. Or. 45. 9; см. ст. Богородица ); Он неоднократно именуется «сыном Давидовым» (Мф 9. 27; 12. 23; 15. 22; Мк 11. 9; Лк 1. 32); волхвы искали Его как Царя Иудейского (Мф 2. 2). Предста царица. Икона. 2-я пол. XVI в. (ГМЗРК) Предста царица. Икона. 2-я пол. XVI в. (ГМЗРК) В то же время В. Иисуса Христа не ограничивается земными представлениями о царской В. (ибо, «если Давид называет Его Господом, как же Он Сын ему?» - Мф 22. 42-45; Лк 20. 41-44), Он является носителем В. Божия посланника: Он учит «как власть имеющий» (Мф 7. 29; Мк 1. 21; Лк 4. 32; ср.: Ин 13-18), Он обладает В. «над всякою плотью» (Ин 17. 2), имеет В. (ξουσα) над силами природы и «ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему» (Лк 8. 22-25; Мк 4. 39, 41; ср.: Пс 106. 23-30), В. над бесами (Мф 5. 2-18; Мк 5. 1-20; Лк 4. 36; 8. 26-39), над болезнью (Мф 8. 8 и слл.; 9. 20-22, 27-29; Мк 2. 11; 5. 25-34; Лк 5. 17 слл.; 8. 46-50), Его В. давать физическое исцеление является свидетельством еще большей В.- даровать духовное освобождение от грехов: Он «имеет власть прощать грехи» (Мф 9. 6 слл.; Мк 2. 10; Лк 5. 24; ср.: Ин 8. 11), Ему дал Бог «власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий» (Ин 5. 27 слл.). «Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мф 12. 8; Мк 2. 23-27; 3. 1-5): ветхозаветная заповедь «помни день субботний» приобрела множество второстепенных предписаний по поводу того, что не позволялось делать в субботу, Христос не следует этим предписаниям, однако не отвергает самого требования соблюдать субботу, но заявляет о Своем праве толковать запреты субботнего дня. Иисус Христос имеет В. над смертью, Он Господин жизни и смерти («Я есмь воскресение и жизнь» - Ин 11. 25): Христос воскрешает дочь Иаира (Мф 9. 18-19, 23-26; Мк 5. 21-23, 35-42; Лк 8. 41-42, 51-55), сына вдовы из Наина (Лк 7. 11-17), Лазаря (Ин 11. 1-44). Наконец, Он имеет В. над собственной жизнью: «Никто не отнимет ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (Ин 10. 18).

http://pravenc.ru/text/155023.html

В. И. Вахрина Иконография Известно 5 портретов И., хранящихся в собрании ГМЗРК. Наиболее ранний, предположительно кон. XVII в., написанный масляными красками на холсте (50×41 см), послужил образцом для создания других. Документальные упоминания о его бытовании в составе портретной галереи сохранились в описях Ростовского архиерейского дома с 1765 г. После перевода в 1788 г. митрополичьей кафедры из Ростова в Ярославль портрет был оставлен в бывш. архиерейском доме «за ветхостью без внимания» ( Колбасова. 2004. С. 115). Первые сведения о нем опубликованы в 1855 г., когда портрет находился у свящ. Алексия из Одигитриевской ц. в Ростове ( [Никольский Ф. Я.] Портрет Ростовского митр. Ионы//Ярославские ГВ. 1855. 10. Ч. неофиц. С. 65-67). Затем он хранился у ростовского купца, коллекционера П. В. Хлебникова, в 1919 г.- в собрании А. А. Титова (Архив ГМЗРК. А-539. Л. 4 об., 15). В числе первых портрет указан в списке произведений, необходимых для передачи в Ростовский музей церковных древностей, куда поступил в 1921 г. Иона (Сысоевич), митр. Ростовский и Ярославский. Портрет. Кон. XVII в. (ГМЗРК) Иона (Сысоевич), митр. Ростовский и Ярославский. Портрет. Кон. XVII в. (ГМЗРК) На портрете И. изображен оплечно, фронтально, взгляд устремлен на зрителя, лицо с широкими скулами и впалыми щеками; с небольшими зеленовато-карими глазами с тонкими ресницами; с седыми и густыми, широкими у переносицы бровями; волнистые с серебристым оттенком волосы до плеч; седые длинные усы и широкая окладистая борода, разделенная на пряди. Архиерейская шапка (митра) И. с дробницами (в центре крест), отороченная белым мехом, и ворот темно-вишневого саккоса расшиты серебряными и золотными нитями, драгоценными камнями и мелким жемчугом. Поверх светлого омофора с розовой каймой (видны фрагменты красно-коричневых крестов) - золотая цепь панагии. На светло-охристом фоне по сторонам от фигуры сделана надпись красной охрой: «  (н) (т)» (Иона митрополит). Сведения технико-технологических исследований портрета содержатся в реставрационном паспорте 1989 г.

http://pravenc.ru/text/578324.html

К «шатровому» типу относится серебряное К. 1586 г. псковской работы с луковичным корпусом, происходящее из Кириллова Белозерского мон-ря ( Игошев. 2000. С. 267-274). Его высокая шатровая кровля, увенчанная цилиндрическим барабаном с грушевидной главкой, выполнена в весьма необычной для К. технике скани и украшена темно-синей и зеленой эмалью. Это единственное известное ныне К. XVI в. псковской работы. В ГММК сохранилось серебряное шарообразное К. 1576-1577 гг. с низкой шлемовидной кровлей, украшенное чеканным растительным и чешуйчатым орнаментом, изготовленное ярославским мастером Алферьевым с товарищами для Спасо-Преображенского храма Соловецкого мон-ря ( Игошев. 1997. С. 222; Он же. 2007. С. 181-182). Это К. является редчайшим датированным образцом посл. четв. XVI в. с авторской подписью. Кадило. 1734 г. (ГМЗРК) Кадило. 1734 г. (ГМЗРК) Серебряные К. XVII в. т. н. ярославского типа имеют шарообразный корпус с цилиндрическим барабаном и луковичной главкой с 4-конечным крестом в верхней части ( Игошев. 1998. С. 105-106; Он же. 2009. С. 426-434). Корпус К., покоящийся на граненом поддоне, соединен 5 цепями с коптильником в виде выпуклой чашечки, украшенной растительным орнаментом стеблей трав. На крышке ярославских К. XVII в. делались крестообразные прорези для выхода дыма, что отличает их от К., выполненных в др. русских художественных центрах ( Игошев. 2009. С. 432-433). Всего сохранилось более 20 подобных предметов XVII в. ( Он же. 1997. С. 222-228; Он же. 1999. С. 75-79; Он же. 2001. С. 210-216). Ярославский тип шарообразного К. XVII в. заметно отличается от новгородского, московского и костромского типов. На всех ярославских К. между шарообразным корпусом и поддоном имеется яблоко, а на главках крепится литой 4-конечный крест с криновидными (в виде лилий) завершениями ветвей в отличие от 8-конечного креста, венчающего главку московских К. Практически на всех ярославских К. барабан с прорезными оконцами декорирован геометрическим узором в виде прямоугольников, треугольников или квадратов, напоминающих кирпичную кладку, руст или поверхность узорчатых изразцов ( Он же. 1998. С. 105-106). Серебряные К. костромской работы XVII в. отличаются от К., изготовленных в других древнерусских художественных центрах ( Постникова-Лосева. 1974. С. 87-93; Игошев. 2007. С. 200-205). На корпусе костромских К. отчеканен растительный орнамент из извивающихся стеблей трав, завитков, листьев, бутонов-«репьев», в к-рый также вплетены элементы западноевропейского ренессансного узора из раковин и трав.

http://pravenc.ru/text/1319774.html

Скорее всего, портрет был создан при жизни И., во время его частых пребываний в Москве. Поновление могло быть осуществлено в последние годы жизни И. или вскоре после его кончины. В кон. XVII в. нередко писали портрет «во успении», т. е. после смерти, но портретируемого изображали живым. Мастер, выполнивший запись, ориентировался на авторский образ. В XIX в. было создано 3 портрета И., что связано с большим интересом к личности строителя знаменитого Ростовского кремля. В 1855 г. высказано пожелание, чтобы с «ветхого и поврежденного» портрета «любители древностей, из Ростовских граждан, не поскупились снять возможно - точную копию… в увековечение памяти о знаменитом иерархе, так много сделавшем для их города» ( Никольский. 1855. С. 67). Написанный вскоре по заказу Хлебникова портрет И. в 1858 г. был отослан в дар Ярославскому архиерейскому дому ( Колбасова. 2004. С. 116). В 1883 г. он был подарен архиеп. Ярославским и Ростовским Ионафаном (Рудневым) на открытие Ростовского музея церковных древностей (упом. см.: Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 298). Иона (Сысоевич), митр. Ростовский и Ярославский. Эмаль. 1988 г. Худож. Л. Д. Самонова (ГМЗРК) Иона (Сысоевич), митр. Ростовский и Ярославский. Эмаль. 1988 г. Худож. Л. Д. Самонова (ГМЗРК) На портрете ок. 1858 г. к раннему оригиналу восходит изображение лица и архиерейской шапки И. В остальном это традиционный парадный архиерейский портрет более крупного размера, приближающийся к поколенному, исполнен в академической манере, без авторской подписи. И. написан в богослужебном облачении (на нем митра, саккос, омофор, панагия с образом Спаса), правой рукой именословно благословляет, в левой - высокий архиерейский посох без сулока. Портрет был повторен в гравюре (цинкографии), впервые опубликованной в 1885 г. ( Титов. 1885), затем неоднократно воспроизводился. В нижней части гравюры поставлены инициалы мастера - «А. З.». Эстамп отличается от живописного образца нек-рыми деталями: изображение поясное, изменен рисунок панагии, орнаменты на одеждах и др.

http://pravenc.ru/text/578324.html

К офиц. полнофигурному варианту с подробным жизнеописанием святителя относился также портрет И. 1844 г. работы «курского живописца» (?) Сергея Моисеева, принадлежавший некогда Белгородскому архиерейскому дому ( Жевахов. 1907-1909. Т. 1. Ч. 3. Вкл.; Кобец и др. 2006. С. 68). Сохранился близкий по типу, упрощенный по живописи ростовой образ на холсте посл. трети XIX в. (ЦАК при образовательно-методическом центре «Преображение» в Белгороде): И. в светлом подризнике и в облачении ярких синего, малинового, зеленого цветов, с добавленными впосл. нимбом и надписью. Тогда же выполнен небольшой по размеру, холодный по колориту портрет из частного собрания в Белгороде: фигура И. поставлена на орлеце в церковном интерьере, вверху слева - большое облако с образом благословляющего Спасителя в сиянии. Группа портретов И. 2-го извода, имеющих не столь парадный характер, тоже довольно многочисленна и вариативна. На изображениях святителя в др. типе облачения (в архиерейской мантии, черном клобуке) его полуфигура обычно развернута вправо. К этому ряду можно отнести 2 идентичных по изводу портрета И. 1-й пол. XIX в. из Николо-Иоасафовского собора в Белгороде и нач. XIX в. из собрания ГМЗРК (опубл. как экспонат Ростовского музея церковных древностей, т. е. Белой палаты, дар камергера Высочайшего двора Д. А. Булатова, см.: Жевахов. 1907-1909. Т. 1. Ч. 3. Вкл.). Вероятно, это тоже списки более раннего оригинала, где у И. характерное широкоскулое лицо. На портрете из собора написано: «(koni)»; по деталям изображения он почти полностью совпадает с портретом, пожертвованным Е. Апостоловой в 1803 г. в Троицкий мон-рь Белгорода (см.: Там же; согласно опубл. подписи: «1798 года генваря 10 дня заболела и 1803 года, как только обещала изображение Святителя Иоасафа сделать, тот час начала выздоравливать, в чем свидетельство даю сим его изображением Елисавета Апостолова»), т. е. мог быть скопирован позднее. Особенностью иконографии является жест десницы святителя - раскрытая к зрителю ладонь (для средневек. канонического искусства - жест приятия благодати), что редко встречается на портретах духовных лиц. Др. специфическая деталь - жезл в левой руке, змеевидное навершие к-рого украшено высоким крестом с драгоценными камнями; на мантии скрижали красного цвета. На портретах имеются биографические тексты (на одном - под изображением, на другом - справа вверху), а на ростовском полотне - также и герб святителя.

http://pravenc.ru/text/578038.html

сост. О.А. Платонов Сокращения названий учреждений и организаций АМИИ – Архангельский областной музей изобразительных искусств АОКМ – Архангельский областной краеведческий музей БАН – Библиотека Академии наук (Санкт-Петербург) БИХМ – Белозерский историко-художественный музей ВМЗ – Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник ВОКМ – Вологодский областной краеведческий музей (ныне ВМЗ) ВСХМ – Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей ВУМЗ – Великоустюгский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник ВХНРЦ – Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря ГИИИ – Государственный Институт истории искусств (СПб.) ГИМ – Государственный Исторический музей ГМЗК – Государственный художественный и историко-архитектурный музей-заповедник «Коломенское» ГМЗМК – Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» ГМЗРК – Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» ГМИР – Государственный музей истории религии ГМФ – Государственный музейный фонд ГОП – Государственная Оружейная палата ГосНИИР – Государственный научно-исследовательский институт реставрации ГПБ – Государственная Публичная библиотека имени М.Е. Салтыкова-Щедрина (ныне РНБ) ГТГ – Государственная Третьяковская галерея ГЭ – Государственный Эрмитаж ДИХМ – Дмитровский историко-художественный музей ИАК – Императорская археологическая комиссия ИИМК – Институт истории материальной культуры российской академии наук (Санкт-Петербург) ИПБ – Императорская Публичная библиотека (ныне ГПБ) КБМЗ – Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник КГХМ – Костромской государственный объединенный художественный музей КМЗ – Костромской государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник КМИИ – Карельский музей изобразительных искусств КМРИ – Киевский музей русского искусства КОМК – Кировский областной музей краеведения КОХМ – Кировский областной художественный музей

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010