Илариона на иконе «Древо Киево-Печерских святых» 60-х гг. XVII в., УИХМ). На то, что в оригинальном замысле программы изображений на раме мог фигурировать образ Н. В., ближайшего последователя прп. Антония Великого, указывают не только отмеченные несоответствия, но и близость характерной иконографии этого Киево-Печерского игумена к изображению в медальоне. Сложение первоначальной композиции с изображением Собора Киево-Печерских святых связано с деятельностью мастеров-граверов монастырской типографии и подытоживает процесс «формальной канонизации» этих святых при митр. Петре (Могиле) (см.: Гончарук, Кабанець. 2000. С. 58). К подобного рода иконографическим разработкам относится уже упомянутая ксилография 1660 г. иером. Илии «Древо Киево-Печерского монастыря» с образами 12 святых для выходного листа КПП. В наиболее полном виде композиция включает образы подвижников, чье Житие вошло в КПП. Таково изображение на фронтисписе к «Пречестным Акафистам» (К., 1665) с композицией «Древо Киево-Печерского монастыря» с 38 образами святых, также работы иером. Илии. Иконописные повторения получила станковая гравюра вероятного ученика иером. Илии мастера Акима (монограмма «АК») (1643-1676, ДМКДУ): иконы 60-х гг. XVII в. из ц. Печерской иконы Божией Матери в Угличе (УИХМ; см.: Горстка. 2006. Ил. 110) и 1686 г. из ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери Рождественского мон-ря в Ростове (ГМЗРК). Образ Н. В. представлен в правой части композиции; полуфигура (в развороте влево) помещена в чашу-соцветие на центральной лозе, овивающей справа Великую лаврскую церковь. Т. о., его изображение открывает ряд святых со стороны прп. Феодосия Киево-Печерского; руки протянуты в молении, борода недлинная, округлая, с проседью; облачение составляют ряса, мантия, схима, на голове - куколь. Иное иконографическое решение изображения всех преподобных отцов, «яже обретаются напечатаны в патерике киево-печерском», как следует из надписи внизу в среднике иконы «Богоматерь Печерская, с Киево-Печерскими святыми», было предложено иконописцем игум.

http://pravenc.ru/text/2577567.html

2-я пол. XVI в. (Спасо-Иаковлевский мон-рь, Ростов) Ватопедская икона Божией Матери. 2-я пол. XVI в. (Спасо-Иаковлевский мон-рь, Ростов) Икона была привезена в Ростов свт. Димитрием Ростовским при вступлении на митрополичью кафедру 1 марта 1702 г. После кончины святителя 28 окт. 1709 г. 2 дня образ находился при его гробе в ц. Всемилостивого Спаса Ростовского архиерейского дома, ок. месяца - в ростовском Успенском соборе в ожидании прибытия местоблюстителя патриаршего престола митр. Рязанского Стефана (Яворского). Икона участвовала в погребальной процессии с телом свт. Димитрия из Успенского собора в Спасо-Иаковлевский монастырь 25 нояб. 1709 г. и была оставлена при гробнице святого в Троицком (Зачатьевском) соборе обители. До обретения мощей свт. Димитрия (1752) почитатели его памяти молились перед его келейным образом, при описании чудес у мощей святителя нередко упоминалась Ватопедская икона. В нач. 50-х гг. XIX в. было создано «Сказание об иконе Божией Матери Ватопедской…» (Архив ГМЗРК. Р-813). Неизвестный автор Сказания писал, что икона почти 9 лет укрепляла свт. Димитрия «в спасительных подвигах, сопровождала тело его, как неутешная мать любезное чадо, до глубины земли, а праведный дух его до высоты царствия небесного…». Когда от св. мощей свт. Димитрия начали совершаться чудеса, тогда же «проявилась сила благодати сей келейной его иконы» и «во многих сердцах возбудила веру поклоняться и почитать Ее с особенным усердием». Богомольцы совершали молебны перед образом в мон-ре или «благоговейно принявши икону на руки своя, приносили в домы свои». Иногда Богоматерь являлась молящимся Ей «в том точно виде, как изображена есть на дске под именем Матери Божией Ватопедской» далеко за пределами Спасо-Иаковлевской обители. В 1848-1849 гг. во время эпидемии холеры Ватопедскую икону вместе с др. святыней Ростова - чудотворной Владимирской иконой Божией Матери из Успенского собора обносили «около своих жилищ при молебных пениях», защитив тем самым город от страшной болезни. В течение неск.

http://pravenc.ru/text/2581723.html

лет ежегодно в Ростове совершали крестный ход с участием этой иконы. В сер. XIX в. реликвия размещалась в резном деревянном киоте на постаменте на зап. стороне юго-зап. столба Зачатьевского собора, возле мощей свт. Димитрия; жемчужная риза, украшенная алмазами и драгоценными камнями, была пожертвована А. А. Орловой-Чесменской . В ярмарочные и праздничные дни, когда в Ростове было много богомольцев, желавших приложиться к образу Пресв. Богородицы, киот с иконой переносили к алтарю, близ юж. угла иконостаса; впосл. это место для Ватопедской иконы стало постоянным. В посл. четв. XIX в. образ поместили над царскими вратами Зачатьевского храма. По воскресным дням после вечерни икону спускали вниз и читали перед ней акафист. Со временем келейный образ свт. Димитрия наряду с его мощами и хранившимися под спудом мощами свт. Иакова Ростовского стал одной из главных святынь Спасо-Иаковлевской обители. В 1916 г. был освящен придел в честь Ватопедской иконы Божией Матери в монастырской ц. свт. Иакова Ростовского. В 1-й четв. XX в., согласно описи мон-ря (Архив ГМЗРК. А-1035), в обители было неск. икон этого извода. Чудотворная икона по-прежнему находилась над царскими вратами в Зачатьевском соборе. В этом храме было еще 2 списка: в местном ряду и позади настоятельского места. В ц. свт. Димитрия, куда с 1909 г. на лето переносили мощи святого, список Ватопедской иконы располагался над ракой святителя, в приделе свт. Николая он был написан на мраморной доске престола. Такое же изображение на доске престола было в ц. свт. Иакова Ростовского. На паперти Иаковлевского храма в киоте находилась большая икона (141×86 см; 2-я пол. XIX в. под записью нач. XX в.), к-рая в наст. время хранится в приделе во имя св. Иоанна Предтечи и сщмч. Власия Севастийского в ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове. Последнее упоминание о Ватопедской иконе встречается в документах 20-х гг. XX в.: архиеп. Ростовский Иосиф (Петровых) в 1925 и 1926 гг. обращался в милицию с просьбой разрешить крестные ходы по Ростовскому у. с этой иконой и с образом свт. Димитрия Ростовского. После закрытия Спасо-Иаковлевского монастыря, в 1928 г., судьба икон из храмов обители неизвестна. После передачи РПЦ в 1991 г. Спасо-Иаковлевского мон-ря и мощей свт. Димитрия начались поиски Ватопедской иконы. В 1997 г. она была возвращена в обитель: святыню передал в мон-рь митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), к-рый получил ее от митр. Ленинградского и Ладожского Никодима (Ротова), возглавлявшего в 1960-1963 гг. Ярославскую кафедру. По сообщению В. Н. Сергеева (получено в 1964 во время экспедиции ЦМиАР в Угличский р-н), икона в 1963 г. была взята архиеп. Никодимом из закрытой ц. Св. Троицы в с. Дивная Гора (Угличский р-н Ярославской обл.). Икона реставрирована до передачи в мон-рь, но сведений об этих работах нет. По случаю возвращения образа в Спасо-Иаковлевской обители установлен праздник Сретения Ватопедской иконы Божией Матери (25 авг.).

http://pravenc.ru/text/2581723.html

42; буквы в надписи перевернуты). Хотя изображение Богоматери не вполне совпадает с иконографией Иверской иконы Божией Матери (Младенец обращается не к Ней, а к святому и благословляет его), оно все же напоминает о посвящении Валдайского монастыря и его главной святыне. Поэтому гравюру Паисия можно считать прототипом более поздних изображений И. в молении Иверской иконе Божией Матери. Перенесению мощей И. в Иверский мон-рь сопутствовало отделение их частиц, для к-рых делались реликварии с образом святого (возможно, икона украшала и ковчег с ребром И., оставленный в Боровичском мон-ре); в XIX в. там, по-видимому, сохранялся старый деревянный ковчег с изображением И. на пелене (Описание Боровичского Свято-Духова мон-ря с его окрестностями. СПб., 1889. С. 44-45. Примеч.). Одна из реликвий вместе с частицами мощей мн. др. святых была вложена в устроенный патриархом Никоном в 1656 г. Кийский крест (находился в Кий-Островском Крестном мон-ре, затем в ГИМ, ныне в московском храме прп. Сергия Радонежского в Крапивниках). Мощи И. прикрыты серебряной вызолоченной пластиной с его гравированным изображением (см.: Патриарх Никон: Облачения, личные вещи, автографы, вклады, портреты: [Кат. выст.]. М., 2002. С. 72-75. Кат. 29. С. 74. Ил.). Как и др. святые, чьи мощи вложены в крест, И. представлен по пояс, прямолично, его руки скрещены на груди (ср. описание внешности в подлиннике из коллекции Заволоко, ИРЛИ (ПД)). Последняя особенность могла быть продиктована выбором фронтальной позы, что потребовало обращения к более ранним изображениям рус. блаженных такой иконографии (ср. шитые покровы блж. Исидора Ростовского (1571-1585, ГМЗРК) и св. Василия Блаженного (1589, ГИМ)). Однако есть основания связывать эту особенность иконографии с видением патриарха Никона, описанным в «Слове о создании монастыря Пресвятые Богородицы Иверския…» (включено в сб. «Рай мысленный»): перед переложением мощей в новую раку патриарх во сне увидел мощи И. с благословляющими руками; затем святой «опрятовашеся яко жив, и руки своя складоваше на перси своя по чину».

http://pravenc.ru/text/200241.html

В допетровское время почитание И. не было широко распространенным. На Соловках во времена игуменства свт. Филиппа (Колычева; 1548-1565) существовала Исаакиевская пуст. с часовней во имя прп. Исаакия Далматского (не сохр.), в к-рой могли находиться образы преподобного. Наиболее ранним сохранившимся считается образ И. на правом поле московской иконы «Явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому» (1-я пол. XVI в., ГТГ), где он показан в рост в паре с ап. Андреем. На небольшой (25,2×19,2 см) иконе сев. письма, созданной в допетровское время, представлен единоличный образ И. (XVII в., ГМИР). Св. старец с высоким лбом, с округлой коричневой бородой средней длины изображен в правой части доски в рост, вполоборота влево, стоящим на темно-зеленом поземе, фон иконы желто-охристый. В левой руке И. держит красный посох с круглым набалдашником, правая рука поднята вверх в молитвенном жесте в сторону благословляющей десницы в небесном сегменте в левом верхнем углу. Монашеское одеяние И. составляют охристый хитон, темная красно-коричневая мантия с черными разделками и сине-зеленая схима с киноварными крестами; голова не покрыта, куколь лежит на плечах; нимб обозначен тонкой красной линией; надпись киноварью: «АГ ПРП ИСАК ДАЛМА». Мерная икона из собрания А. А. Титова в позолоченном металлическом окладе (1-я пол. XIX в., ГМЗРК) датируется 1-й пол. XVIII в. И. изображен фронтально в рост в иконописной манере. На верхнем поле представлена поясная фигура благословляющего обеими руками Спаса Еммануила. У И. длинная, сужающаяся книзу борода с проседью, высокий лоб и седые волосы, голова не покрыта; правая рука поднята в сторону до уровня груди в двуперстном благословляющем жесте, в левой, опущенной вниз, святой держит развернутый свиток с текстом: «Не скорбите убо братие»; по сторонам нимба надпись: «ПРЕИСАКИ ДАЛМАЦКИ». Самое большое количество памятников с образом И. появилось в эпоху имп. Петра I, «родильным святым» которого был преподобный. В основном изображения И. связаны с Исаакиевским собором в С.-Петербурге.

http://pravenc.ru/text/674786.html

1680) была дополнена внизу многофигурной композицией с большим числом эпизодов на сюжет «Сказания о Мамаевом побоище» ( Филатов В. В. Икона с изображением сюжетов из истории Рус. гос-ва//ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 277-293). Разделяя сюжеты архитектурным или пейзажным фоном, иконописец создал насыщенную событиями историческую панораму. В верхней части слева изображена Москва, ниже - сбор войск из разных городов Руси; в правой части показаны события в Орде - стан Мамая и движение его войска. Центральную часть занимает изображение битвы с сонмом ангелов в облаках, внизу представлено возвращение блгв. вел. князя с ратью в Москву и бегство Мамая. Д. И. (везде с нимбом, иногда в короне) присутствует во мн. сюжетах (молитва в княжеских покоях перед образом Спасителя, беседа со свт. Киприаном, отдача приказаний воеводам, благословение Д. И. прп. Сергием в Троицком монастыре, молитва в Успенском соборе Коломны перед началом битвы). Д. И. трижды изображен отдающим последний долг павшим воинам, в числе к-рых - преподобные Александр (Пересвет) и Андрей (Ослябя) Радонежские. На иконе «Прп. Сергий Радонежский, с 36 сюжетами жития» (кон. XII - 1-я четв. XVIII в., частное собр.) клейма 20 и 21 посвящены Куликовской битве и благословению прп. Сергием по просьбе Д. И. места Голутвина мон-ря (Иконы из частных собр.: Рус. иконопись XIV - нач. XX в.: Кат. выст./ЦМиАР. М., 2004. Кат. 54). Образ Д. И. есть в клеймах с изображением чудесного заступничества Донской иконы Божией Матери, на иконе «Мч. Андрей Стратилат с деяниями. История Донской иконы Божией Матери», созданной к 500-летию Куликовской битвы (ок. 1880, ГМЗРК; Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого/ГМЗРК. М., 2003. Кат. 120). Подробный рассказ о Мамаевом побоище содержится также на гравюре 1-й пол. XVIII в., изданной на фабрике И. Я. Ахметьева , из собрания Д. А. Ровинского ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 2. С. 23-52), с видами Москвы и ТСЛ, изображением Куликовской битвы с 28 сюжетами, объясненными в подробных текстах. История о походе Д.

http://pravenc.ru/text/178205.html

Святая была покровительницей 2 представительниц семьи Романовых. Пядница с ее образом была написана для личных покоев царицы Прасковьи Феодоровны (род. 12 окт. 1664) мастером Ф. М. Няниным летом 1684 г. ( Кочетков. Словарь иконописцев. С. 455). Сохранилась мерная икона царевны Прасковьи Иоанновны, родившейся 24 сент. 1694 г. дочери царя Иоанна V Алексеевича и царицы Прасковьи Феодоровны Салтыковой, племянницы буд. имп. Петра I Великого (письма В. И. Уланова, из Архангельского собора Московского Кремля, ныне в ГТГ - см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. Кат. 902); образ П. как покровительницы царевны соответствует рекомендациям подлинников XVI-XVII вв. Чаще всего святую как личную покровительницу писали среди избранных святых и на полях икон: коленопреклоненная П. на иконе 1-й четв. XVIII в. «Спас Смоленский, с припадающими святыми» из ц. свт. Николая Чудотворца (Николо-Набережной) в Муроме (МИХМ); ее платье желтое, ряса коричневая, схима синяя с красными крестами. На палехской иконе 2-й трети XIX в. «Коронование Богоматери, с избранными святыми» из собрания Де Буара (М. Е. Елизаветина) преподобная в рясе и схиме в паре с равноап. Еленой. В произведениях ростовских мастеров финифти П. сопутствуют др. святые - семейные покровители (напр., икона на финифти «Св. Троица, ап. Иаков и прп. Параскева», 2-я пол. XIX в., ГМЗРК). Образ П. самостоятельного извода воспроизведен на иконе, написанной по случаю 25-летия имп. Московского Археологического об-ва и предназначенной для возглавлявшей эту орг-цию гр. П. С. Уваровой (работы московского иконописца И. Панкрышева, выходца из Мстёры, 1889, ГМИР). Святая стоит на берегу реки, по др. сторону к-рой - Московский Кремль, показанный с юж. стороны, из Замоскворечья, где издавна существовала Пятницкая ул. Святая облачена в схиму, куколь на голове, лик и правая рука обращены к Спасителю, сидящему на облаках, в ее опущенной левой руке - свиток; патрональным значением обладают и помещенные на полях иконы медальоны: на верхнем поле - с изображением прп. Георгия Хозевита, на боковых и нижнем - с датой 8 янв. 1889 и цифрой XXV ( Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в имп. России. М., 1995. С. 332-333. Ил. 49).

http://pravenc.ru/text/2578996.html

Изображения Д. И. как местночтимого или патронального святого встречаются в традиц. искусстве XIX - нач. XX в., напр.: на литых 4-створчатых складнях с сюжетами праздников; на мстёрской иконе «Ангел-хранитель, св. царевич Димитрий и равноап. кнг. Ольга» 1900 г. работы А. И. Суслова (частное собр.); на поле иконы «Прп. Сергий Радонежский» 1889 г. работы палехского мастера Д. М. Корина и на единоличной иконе святого кон. XIX в. (обе в собр. дома-музея Кориных в Палехе); на образе «Прп. Сергий Радонежский, прав. Елисавета и св. царевич Димитрий» нач. XX в. мастерской Н. Я. Епанечникова (ГММК) с изображением коленопреклоненных небесных покровителей вел. кн. Сергея Александровича, прмц. вел. кнг. Елисаветы Феодоровны и, по-видимому, их воспитанника вел. кн. Дмитрия Павловича, в нижней части - панорама Московского Кремля. Д. И. также был патрональным святым кн. Д. М. Голицына - одного из устроителей московской Голицынской больницы, где в 1801 г. освятили домовую ц. во имя Д. И., для к-рой, очевидно, тогда же была выполнена храмовая икона. К небольшим паломническим иконам относится образ Д. И. нач. XX в. (частное собр.). Вместе с др. рус. и Московскими святыми (между блгв. вел. кнг. Евдокией Московской и прп. Сергием Радонежским) Д. И. изображен на иконе Божией Матери «Знамение» 10-х гг. XX в. из Александровского дворца в Царском Селе (ГЭ); на образе «Собор Московских святых» 2-й пол. XIX в. на вост. грани юго-вост. столпа Успенского собора ТСЛ (в 1-м ряду крайний справа, со сложенными на груди крестообразно ладонями); на 2 близких по иконографии пядницах Московских чудотворцев нач. XX в. (ЦМиАР) - в центре композиции, перед фигурой блгв. кн. Даниила Московского; на иконе кон. XIX - нач. XX в. из придела св. Василия Блаженного собора Покрова Богородицы на Рву (ГИМ) - царевич представлен в необычной для его иконографии княжеской шапке. Вместе с Ярославскими чудотворцами (слева - блгв. князья Феодор, Давид и Константин, справа - блгв. князья Василий и Константин, вверху - Толгская икона Божией Матери) Д. И. изображен в центре композиции с крестом в деснице и ножом в левой руке на эмалевой иконе кон. XIX в. (ГМЗРК).

http://pravenc.ru/text/178207.html

Церковь Воскресения Лазаря находилась в Ростове на Успенской улице (ныне Бебеля) при пересечении ее с Лазаревской (ныне Революции), уничтожена в 30-х гг. прошлого столетия. Согласно Летописи церкви Воскресения Лазаря за 1877-1909 г.: «… храм существует с 1809 года… вместо двух обветшавшых храмов, холодного – Лазарева Воскресения и теплого – свт. Николая, находящегося к северу в саженях 15, на том месте, где был древний Лазаревский мужской монастырь, в котором в 16 в. жил прп. Иринарх. … в трапезе два придельные алтаря, с правой стороны – во имя свт. Николая, а слева во имя святой Троицы. Олтари сии устроены… титулярным советником Юматовым и другими прихожанами. Никольский олтарь освящен по благословению Архиепископа Ярославского и Ростовского Антония прежде настоящего в 1808 году, настоящий в 1809 году, а Троицкий после обоих в 1822 году по благословению Симеона Архиепископа Ярославского и Ростовского в память бывшей на берегу озера Неро Троицкой церкви, по упразднению которой часть прихода ее и утвари перешла к церкви Одигитриевской, а другая часть к Лазаревской». В 1924-25 г. от общины Лазаревской церкви на временное хранение в музей, а затем и по изъятию поступили следующие вещи с финифтью: 1. Евангелие 1832 г. серебряное, оклад с 5-ю финифтяными образками. 2. Оклад с иконы Владимирской с финифтью серебряный. 3. Крест напрестольный 1807 г. с финифтью. 4. Потир 1816 г. с финифтью украшенный колосьями, стиль ампир. 5. Звездица 1816 г. с финифтью. 6. Евангелие 1805 г. с финифтяными образками. 7. Риза иконы Почаевской Божьей Матери с финифтью. 8. Евангелие с финифтью. Позже вещи были разукомплектованы и сегодня в виде отдельных комплексов мы имеем: дробницы с двух напрестольных крестов, от дарохранительницы, с наперсного креста, от двух Евангелий. Всего из церкви Воскресения Лазаря в музее хранится 40 икон на эмали, для приходского даже ростовского храма это немало. Финифтью была украшена не только ризница, но и сам храм. Судя по приведенному выше описанию церкви и составу поступивших экспонатов, в Никольском и Троицком приделах находились царские врата с финифтяными дробницами. Один комплекс из 6 дробниц работы мастера-монограммиста «Д.С.» находится в постоянной экспозиции, другой (предположительно работы Н. Сальникова) в фондах ГМЗРК. Для подвески на столбиках царских вратах предназначались иконы Спаса в образе Доброго Пастыря и Богоматери. В этих же приделах соответственно должны были располагаться и финифтяные храмовые иконы – свт. Николая и Троицы Ветхозаветной, которые также находятся в постоянной экспозиции. Один из популярнейших в музее экспонатов – финифтяная годовая минея – тоже поступила из церкви Воскресения Лазаря.

http://sobory.ru/article/?object=43120

Вместе с митр. Новгородским Димитрием (Сеченовым) и митр. Московским Тимофеем (Щербацким) , сопровождавшими императрицу из Ростова в Москву в мае 1763 г., еп. Афанасий участвовал в торжественном переложении мощей свт. Димитрия Ростовского из старой раки в новую. По благословению еп. Афанасия был построен и в 1771 г. освящен Троицкий собор Варницкого монастыря , один из приделов которого посвящен святителям Афанасию и Кириллу Александрийским. По предположению В. И. Вахриной, по заказу еп. Афанасия написана Ростовская икона Божией Матери второй пол. XVIII в. (ГМЗРК), где наряду с традиционными изображениями святителей Ростовских Леонтия, Исаии и Игнатия Богородице предстоит свт. Афанасий Александрийский - очевидно, небесный покровитель еп. Афанасия. Занимаясь благоустройством епархии, еп. Афанасий особое внимание уделял образованию, при нем в программу Ярославской духовной семинарии были введены богословие, греческий и еврейский языки. В связи с проектами Екатерины по созданию новой образовательной системы еп. Афанасий отправил в Святейший Синод «Пункты», в которых указывал на необходимость создания в селах школ для обучения крестьянских детей чтению, письму и основам вероучения. В каждом приходе, по его мнению, следовало создать школу, в которой преподавал бы приходской священник, диакон или псаломщик, плату преподаватель должен был получать с учеников продуктами. Скончался 15 февраля 1776 года в Ростове , погребен в Успенском соборе Ростова . Из жизни преосв. Афанасия известен один знаменательный случай. Однажды, совершая пасхальную литургию в Тверском соборе, он вынимал частицы о здравии, стоя около жертвенника во время пения Херувимской песни. В числе прочих сослужащих к нему подошел архимандрит Тихон (Соколов) с обычным обращением: " Помяни мя, Владыко святый! " " Епископство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем " , - ответил преосв. Афанасий и заметив свою обмолвку, с улыбкой прибавил: " Дай вам Бог быть епископом " . Обмолвка еп. Афанасия оказалась пророческим предчувствием. Архим. Тихон действительно стал епископом, отличавшимся святостью жизни, и впоследствии причислен к лику святых.

http://drevo-info.ru/articles/13671933.h...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010