Время уже позднее. Пойдемте хоть в кусты поспим маленько, ведь не спали да не ели там. Лежим, слышим: бум-бум, бум-бум. Утро: на службу. Глядь – недалеко церковь . А между собой-то опасно говорить: кто их знает, кто какие рядом. Я думаю, вот я пошел бы в церковь , исповедался. И говорю: – Эй, ты, пойдем, может, поп-то накормит. Один говорит: – Ну, пойдем. Другой: – Ну, ладно. Чего ж. Вот приходим. Я смотрю, народу много, видно, какой-то праздник. А нас видно, что мы арестанты, в кушачошках таких. Смотрю, батюшка вышел из алтаря, пошел на исповедь. Я думаю: тихонечко обойду и подойду к батюшке, может, арестанты мои и не заметят. Раз-раз-раз посередине прихожан. А там перед тем, как к батюшке подойти, разворачиваются, кланяются: простите меня, дорогие братья и сестры, – и на исповедь. Я разворачиваюсь – а они тоже стоят. Я думаю: была не была, добавят срок – все одна радость. Исповедался, объяснил батюшке все. Второй-то подходит. Оп, смотрю: а батюшка у него благословение берет. Значит это епископ арестант-то был. Потом батюшка с амвона объявил, прихожане покушать собрали, посидели там. А потом мы пришли в военкомат, там немножко нам добавили, годика два». Рассказывал отец Павел, как на поселении в Северном Казахстане он работал на камнедробилке, жил у какого-то мужика в бане... «Однажды один мусульманин пристал ко мне: – Паша-Паша, Паша-Паша, пойдем рыбу ловить! Я и рыбу ловить не умел, чего я буду сидеть с этой палкой? Ну, чувствую, заставит. Ну, я пошел, взял удочку – давно зовет, надо сходить. А рядом церковь была Петропавловская... Вот он закинул, и я сижу. Думаю, чего мне с этой палкой сидеть? Я от него подальше-подальше, пошел у Иваныча купил полведра рыбы. Стою дальше, он подходит: – Паша, а это что у тебя полведра? А у меня ни одной. Я говорю: – Ты какому Богу молишься? – Магомету. – А я Петру и Павлу. А он как вскочит, как закричит: – Петр и Паша, – Бей Магомет наша! Мой Магомет – Совсем рыбы нет!» А однажды мы с отцом Павлом были на праздновании Югской иконы Божией Матери у моего брата, отца Василия. После службы сидим за столом. И была там бабулька одна, работала в этом храме, старенькая, все помалкивала – видать, сидела за веру-то. Разговаривать боится: вдруг Сталин-то еще живой, может, обманули, что умер, и посадят ее еще разок – ничего приятного. Отец-то Павел ее сразу определил, сам сидит разговаривает. Тут отец Василий говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Разделы портала «Азбука веры» ( 23  голоса:  4.2 из  5) Сказки отца Николая Агафонова в аудиоформате. История одного колокола Настя и Никита вышли с родителями из храма, держа в руках красные прутики вербы. — Они похожи на крошечных белых совят, — Никита осторожно погладил вербную почку. — И ещё на пушистые сны, — сказала Настя. — Да нет же! Это молитвы! Это маленькие наши молитвы такие, они потом вырастут и расцветут! — Сны и молитвы… — мама улыбнулась, глядя на пухлые почки. — Ты очень красиво сказала… Воздух — утренний, родниковый — вдруг наполнился медным боем колоколов. — Ого! Как они громыхают! — удивился Никита. Все посмотрели на колокольню. — Глядите! — закричала Настя. — Там целая колокольная семья! Колокольня — их домик! — Точно, — засмеялся папа. — Совсем как в той сказке… — В какой?! — А вот послушайте… На одной очень высокой колокольне, которая вместе с храмом стояла на живописном берегу реки Волги, жила-была дружная семья колоколов. Папа — солидный сорокапудовый колокол, а звали его Бум-бум. Мама-колокол, хотя и поменьше, но тоже весила немало, целых двадцать пять пудов. Маму звали Бам-бам. Старшего сына звали Бом-бом, он весил семь с половиной пудов. Старшую дочь звали Бем-бем, она весила целых три пуда. А ее младшего брата — Бим-бим, и он весил один пуд, то есть шестнадцать килограммов. А были и совсем малыши, по нескольку килограммов веса: Динь и Дилинь. Надо заметить, что для праздничного звона и эти малыши не были лишними. Да разве может кто-то в дружной семье быть лишним?! Колокол-папа трудился больше всех. Начинал он всегда первым, и долго его могучий бас разносился над волжскими просторами: “БУМ-БУМ”. Затем, как бы робко, ему начинала вторить мама-колокол: “БАМ-БАМ”. Подхватывали звон старшие братья и сестры. И сразу же начинали веселый перезвон малыши, которые просто заливались неудержимым звонким и веселым смехом: “Динь-дилинь, динь-дилинь! Бум-бум, бам-бам, бом-бом, бем-бем, бим-бим и неумолкаемое динь-дилинь, динь-дилинь”. Так было здорово и радостно, и вся семья была счастлива.

http://azbyka.ru/fiction/skazki-pritchi/

– Но при этом вы сказали, что мама может и папа может – и даже должны, если они сами верующие, – влиять на эту малую Церковь… А папы вообще неизвестно где: не знаю, не видно – Ну как же: это главное. Ведь глубокий христианин, назовем так, должен ответить на призыв Божий и создать домашнюю Церковь – вот, Господи! Это главное дело вообще на земле. Родить, взрастить и научить своих детей христианству. Как ко мне один парнишка подошел: «Отец Димитрий, а можно я не буду в храм ходить?» Вот, он мне ставит задачу: что я должен сделать как человек, замещающий ему папу, дедушку, маму, чтобы он захотел ходить в храм и понял бы, что там происходит?! И почему я хожу, меня не надо заставлять, даже когда я не очень хорошо себя чувствую, а он хорошо себя чувствует, он молодой, ему семь лет, но он не хочет, потому что он там ничего не понимает! И большинство так называемых воцерковленных людей ничего не понимают. Они знают, что надо детей причащать. Ну чего – ребенок: его принесли причащать, а он орет на весь храм. А если его поставить на пол, он куда-то побежит: бум-бум-бум-бум – хлопает ногами, ему нравится: эх! Делает что хочет, но он в полной растерянности. А папы вообще неизвестно где: не знаю, не видно. А воспитать ребенка – это после того, как жену сделать счастливой, главная задача отца. Он должен об этом думать, не только думать – он должен это придумать, он должен об этом прочесть, он должен найти для этого путь. – Как быть, когда женщина недовольна своим избранником, тем, как он обеспечивает семью? Очень часто на этой почве возникают конфликты… Воспитание ребенка начинается с… выбора будущего супруга – Если она недовольна… Ну, бывает: купила шубу, принесла домой, надела и недовольна – для этого существуют какие-то дни, когда купленное можно обменять. В браке такого не бывает. Поэтому приходится смиряться, приходится как-то на нее воздействовать, целую стратегию жизни нужно разрабатывать, а это очень тяжелый труд. Поэтому, чтобы такого не было, нужно всё заранее обговорить. Вот как воспитывать ребеночка нужно начинать тогда, когда он только зачат, и даже раньше. От кого зачат? – От мужчины. Но ведь мужчина должен быть не только, как сейчас говорят, «биологический отец» – замечательно! Этого недостаточно. Этот человек должен быть христианин, он должен быть умен, благороден, силен, отважен, в меру богат (кто будет шубы-то покупать – жена что ли, на двух работах?) – вот надо когда начинать-то этот процесс воспитания детей: выбором супруга.

http://pravoslavie.ru/92401.html

Другой Апостол – бум. мал. 4 – полный, но совершенно разбитый или того же, или XVIII века. Из Псалтирей одна – бомб. мал. лист – крупного уставного письма несомненно XV века. Другая – бум. 8 – весьма разбитая, XVI века, отличается тем, что к ней приплетена часть Синаксариария, писанного на коже. Третья псалтирь – бум. мал. 4 – без начала и конца, принадлежит прошлому столетию. Из Лествиц старейшая – бум. 8 – хорошего письма с красными и зелёными заглавиями, не имеет ни начала, ни конца, состоя только из 8 тетрадей. Принадлежит XVI веку. Второй экземпляр её, во всём (сколько можно было наскоро сличить) сходный с первым, совершенно полный, имеет впереди себя и изображение самой «лествицы божественного восхода». Должен принадлежать XVII веку. Осмотр этих последков был довольно беглый. Чувствовалось вообще утомление от занятия, хотя и нетрудного и даже весьма приятного, но довольно однообразного. Отдыхом и развлечением послужил самовар, составляющий, как заметил наблюдательный компаньон, предмет специального изучения со стороны братий честной обители, т.е. деда, отца и внука, особенно же – сего последнего. Всё же, посещение «третьей» комнаты не осталось совершенно бесплодным. Там же я досмотрелся приставленных к стене, так называемых «диптихов» церковных, т.е. больших деревянных складней, хранимых обыкновенно на жертвеннике и исписанных именами, предназначенными для всегдашнего поминовения при божественной службе. Больший и древнейший из них я осмотрел подробно 217 . В нём помещены, главным образом, имена братий монастыря. Во главе стоит имя иеромонаха Саввы, конечно ктитора обители. За ним стоит имя архиерея Макария (вероятно вышедшего из братства, или – наоборот – оставившего кафедру и поступившего в братство). Затем идёт целый ряд иеромонахов, иеродиаконов и простых монахов. Всех имён 34. В других побочных столбцах из множества имён выступают Дионисий архиерей αχοα (1671) года и Герман архиерей, – вероятно вкладчики монастыря. Заметив, что я интересуюсь разбором и списыванием имён, мне доставили целую книгу их.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

«Книга Правила Никоновы в десть, писаная» (л. 164) – возможно, есть рукопись конца XIV в. под названием «Пандекты» Никона Черногорца (ГИМ, Музейское собр. 3449) со вкладной записью патриарха Никона на л. 4–115 1181 ; ею могла стать книга «писмяная в десть, правило Никонское», в 1658 г. присланная с домовой казной патриарха Никона в Воскресенский монастырь 1182 . «Книга Патерик скитцкой в полдесть, писаный» (л. 164) – это мог быть «Патерик Синайский», на пергамене, конца XI в. (ГИМ, Синодальное собр., 551), со вкладной записью патриарха Никона на л. 5, 7, 9, 10, 12–19, 21–38 1183 ; или Патерик скитский (ГИМ, Воскресенское собр., 120-бум.), на л. 5–29 которого имеется скрепа патриарха Никона 1184 . Рукописи под названием «Книга писменая в полдесть, скитцкихъ иною, и святыхъ отецъ», «Патерикъ разныхъ святыхъ въ полъдесть, харатейная» и «Патерикъ, различныхъ святыхъ повсти, въ полъдесть» были присланы с домовой казной патриарха Никона в Воскресенский монастырь 1185 . «Книга Пролог с марта на сентябрь» и «Книга Пролог с сентября по мартъ» (л. 165) – две части Пролога; возможно, один из этих томов (первая часть – с сентября по февраль включительно) был отдан патриархом Никоном в библиотеку Ново-Иерусалимского монастыря; ГИМ, Синодальное собр., 247, вторая половина XIV в.: вкладная запись патриарха Никона на л. 1–17. Кроме этого тома, патриарх Никон дал вкладом в монастырскую библиотеку две книги, состоящие из проложных житий и повестей о святых на три месяца: с сентября по ноябрь – ГИМ, Синодальное собр., 244, вторая половина XIV в., вкладная запись патриарха Никона на л. 2–10; и с марта по май – ГИМ, Синодальное собр., 245, вторая половина XIV в., вкладная запись патриарха Никона на л. 1–9 1186 . С домовой казной патриарха Никона в Воскресенский монастырь были присланы «Книга прологъ писмяной в десть, съ марта мсяца», «Книга прологъ писмяной в десть, с сентября месяца по мартъ», «Прологъ писменой по телятин, съ месяца марта» и «Книга Прологъ въ десть» 1187 . Поскольку в «росписи» не указан вид книг – печатная или рукописная, можно предположить, что в личном распоряжении патриарха Никона могли находиться отдельные издания Прологов, осуществлённые на московском Печатном дворе до 1666 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

От сына к отцу (с. ...) Текст (по списку ГИМ, л. 33) печатается впервые. Стиси на Рождество Христово ко государю царю от раб (с. ...) Текст, состоящий из 5 разделов, печатается (по списку ГИМ, л. 33–34) впервые. 1 ...во плоть облечеся… – речь идет о чуде боговоплощения – рождении в Вифлееме иудейском от Святого Духа и «вечной девы Марии» Иисуса Христа, обладающего полнотой божественной сущности («Царь небесный») и человеческой природы. Сей стих глаголася к государю царю Алексею Михайловичю от государя царевича Алексея Алексеевича (с. ...) Текст, состоящий из 5 разделов, печатается (по списку ГИМ, л. 44–47 об.) впервые. 1 Божие Слово духом воплощенно… – рождение Иисуса Христа (см.: примечание 1 к «Стихам на Рождество Христово ко государю царю от раб») толковалось евангелистом Иоанном как воплощение божественного Слова – «истинного Света», или абсолютного смысла бытия (Иоанн, 1:1–14). От государя царевича ко государю царю (с. ...) Текст (по списку ГИМ, л. 47 об.) печатается впервые. Стихи на Рождество Христово ко государыни царице от государя царевича (с. ...) Текст воспроизводится по списку ГИМ, л. 55. Впервые опубликован Ф. И. Буслаевым в «Исторической хрестоматии церковнославянского и древнерусского языков». – М.: 1861, – Стлб. 1197. От служящаго (с. ...) Текст (по списку ГИМ, л. 55–56) печатается впервые. От царевича (с. ...) Текст (по списку ГИМ, л. 58) печатается впервые. Стихи на Рождество Христово ко государю царевичю (с. ...) Текст, состоящий из 6 частей, печатается (по списку ГИМ, л. 63–76) впервые. 1 Сия с Гавриилом… – имеется в виду акт благовещения, когда деве Марии явился посланный Богом архангел Гавриил, чтобы возвестить ей о непорочном зачатии ею Бога-Сына. 2 ...небесный Зодий в земных изменяет... – высказана мысль об исключительной власти бога над роком, предугадать пути которого пытались астрологи по звездам. 3 ...як Константином… – Константин Великий , византийский император (306–337), объявивший христианство официальной религией империи. 4 Неплодный древле камень даде воды шедшим евреом во страну породы – подразумевается библейский сюжет об исходе евреев из Египта в Израиль под предводительством Моисея, сотворившего чудо в Синайской пустыне. Он ударил жезлом о камень, из которого потекла вода, напоившая народ (Исход, 24:12).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Две эти молитвы напечатаны в Требнике Петра Могилы , Киев, 1646, ч. III, стр. 226–231. в) «Δσποτα κριε θες ημν, πηγ τς ζως τς θανασας...». – Сырку, стр. XXII–XXIII. «Владыко господи Боже наш, источниче жизни и бесъемертия...». – 1) ГИМ, Синод., 377 (310), Требник, нач. XVI в., л. 70; 2) ГПБ, Соловецк., 20 (723), Псалтирь, XVI–XVII вв., лл. 344 об.–349 (под названием: «Молитва, творение святейшаго патриарха Царяграда кир Филофеа, по кануне святаа богородица в Синайстей горе святыа купины») ГИМ, Синод., 503 (774), XVI в., л. 477. В особом переводе три (а–в) «молитвы молебны, съставлены Филофеем, святейшим патриархом Констандиняграда, в страшную и всемирную язву смертьную прочитаемы в литиах и молбах», находятся в рукописи ГИМ, Синод., 501 (468), Канонник, 1457 г., лл. 268–274. г) «Владыко господи Иисусе Христе, Боже наш, иже въсякоя видимыя же и невидимыя твари съдетелю...». д) «Благодарим тя, Господи Боже наш, о всех, иже от века...» Пять молитв (а–д) напечатаны по Зографскому Служебнику XIV в. патриарха Евфимия Тырновского, см.: В. Качановский. Новооткрытые на Афоне труды Болгарского патриарха Евфимия. – «Вестник славянства», 1889, т. III, стр. 118–126 69 ; Сырку, I, стр. 78–82. е) Его же к вьсепресвятей владычици Богородици о томжде («Дево владычице Богородице, яже единородное бога Слово...»). – 1) ГИМ, Синод., 374 (307), Требник сербский, 1-я пол. XV в., л. 243 об. и дальше; 2) ГИМ, Синод., 377 (310), Требник, нач. XVI в., л. 71 об. 2. В бездождие. а) «Δσποτα κριε Θες ημν, τ ζντι κα νυποσττω σου Λγω. . .». – ГИМ Синод, греч., 431 (349), Сборник, XIV в., лл. 16 об.–17 об.; 33 об.–34 об.; в кн.: А. А. Дмитриевский . Описание, литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. Т. II. Ευχολγια. Киев, 1901, стр. 291. 70 Молитвы за бездождие. Творение святейшаго патриарха Филофеа. Перевод многогрешнаго Феодора («Владыко Господи Боже наш, иже живым и составным си Словом...»). – 1) ГИМ, Синод., 371 (675), Требник, кон. XIV–haч. XV в., лл. 162–164; 2) ГИМ, Синод., 501 (468), Канонник, 1457 г., лл. 155–157; 3) ГБЛ, ОИДР, 347, Богослужебный сборник, XVI–XVIII вв., лл. 214 об.–216 об.; Потребник иноческий. М., 1639, лл. 403 об.–404 (под названием: «В начало индикта»).

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Житие свт. Епифания Кипрского известно в списке рубежа XII–XIII вв. (ГИМ. Усп. 4 перг.; Сводный каталог. 165). Список жития сщмч. Панкратия Тавроменийского, указываемый автором (ГИМ. Син. 82), сербский по происхождению, привезен с Афона Арсением Сухановым в 1654 г. Жития свт. Иоанна Златоуста и св. Андрея Юродивого известны в русских списках кон. XIV в. (соответственно ГИМ. Чуд. 22 и РГАДА. Тип. 182). В список 1296 г. (ГИМ. Син. 836) вошли лишь отдельные повести из Скитского Патерика. Полный список русского происхождения 1-й пол. XIII в. хранится в Дечанском монастыре в Сербии. 93. Рукопись Египетского Патерика, на которую ссылается автор (ГИМ. Увар. 510/Царск. 363),— болгарская по происхождению и датируется по водяным знакам 2-й четв. XIV в.; время ее появления в России неизвестно. Старший русский список Египетского Патерика, принадлежавший прп. Зосиме Соловецкому, датируется рубежом XIV–XV вв. (БАН. Сол. 7). Древнейший русский список Пандектов Никона Черногорца датируется нач. XIII в. (Ярославский музей-заповедник, 15583; Сводный каталог. 214). См. комм. В ноябре 1994 г. в Гос. архиве Швеции в Стокгольме при расклейке переплета архивного дела XVII в. среди других пергаменных отрывков был обнаружен фрагмент древнерусского списка Пчелы XIII в. (содержание отрывка определено автором комментария). О древности бытования сборника на Руси (не позднее нач. XIII в.) свидетельствуют и цитаты из Пчелы (в том же переводе, что и полный текст) в летописце Переславля Суздальского и Лаврентьевской летописи под 1186 г. (Словарь книжников. Вып. 1. С. 384), а также сербские списки памятника, несомненно восходящие к русским (старший список (выписки) — РНБ. Q. п. I. 27 (л. 160–160 об.) — относится к рубежу XIII–XIV вв.). Так называемый Паисиевский соборник. Рукопись датируется 1-й четв. XV в. (см. комм. Запись 1412 г. о принадлежности «князю Стефану Комрину» в рукописи подложна. Наиболее полные данные о рукописях XIII–XV вв., содержащих рассматриваемые здесь тексты, см.: Сводный каталог. С. 193–374; Предварительный список славяно-русских рукописей XI–XIV вв., хранящихся в СССР (для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР)//АЕ 1965. М., 1966. С. 210–274; Предварительный список славяно-русских рукописных книг XV в. (для Сводного каталога рукописных книг, хранящихся в СССР). М., 1986; Дополнения к Предварительному списку славяно-русских рукописных книг XV в. М., 1993.

http://sedmitza.ru/lib/text/435951/

Размышления над указаниями митр. Димитрия Ростовского в области практической религиозной жизни позволяют предположить, что владыка был свидетелем разрушения обрядово-уставной модели духовной жизни и стремился пробудить в каждом христианине личную сознательную веру, научить деятельной заботе о «внутреннем человеке». Необходимость противодействия распространению старообрядчества, а также наметившаяся тенденция к индивидуализации религиозной жизни лишь подкрепляли усилия митр. Димитрия по пробуждению сознательной веры. Плодотворная деятельность митр. Димитрия Ростовского во всей её полноте гармонично вписывается в общий ход развития русской духовной традиции и русской культуры Раннего Нового времени. Причём на примере рассмотренных нами сюжетов из жизни и деятельности Димитрия Савича видно, что Великороссия и Малороссия не являлись антагонистическими полюсами религиозно-культурной жизни России второй половины XVII – начала XVIII вв., их единство выражалось в общей культурной парадигме, для которой ключевой была идея христианского просвещения народа. Выявленные параллели религиозно-культурного развития западных конфессий и Православной церкви в Раннее Новое время также нуждаются в дальнейшем глубоком и взвешенном изучении. Указатель шифров использованных рукописей Отдел рукописей Государственного Исторического Музея ОР ГИМ. Син. 146. ОР ГИМ. Син. 811. ОР ГИМ. Син 53. ОР ГИМ Син. 393. ОР ГИМ. Усп. 88. Российский государственный архив древних актов Ф. 381. (РС Син. тип.) Оп. 1. Д. 352. Список использованных старопечатных книг 1 . Галятовский, Иоанникий. Ключ разумения. Киев, 1659. 2 . Евхологион албо Молитвослов или Требник. Киев, 1646. В 2 т. 3 . Мир с Богом человеку. Киев, 1669. 4 . Требник. Вильно, 1621. 5 . Требник. М., 1642. 6 . Требник. М., 1658. 7 . Требник. М., 1697. Список опубликованных источников 1. Опубликованные тексты из наследия митр. Димитрия Ростовского 1 . [ Димитрий Ростовский , свт.] Книга житий святых. Киево-Печерская лавра. 1764. 2 . Он же. Сочинения. Т. I. М., 1839.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

«Книга Патерик скитцкой в полдесть, писаной» (л. 164) – это мог быть «Патерик Синайский», на пергамене, конца XI в. (ГИМ, Синодальное собр., 551), со вкладной записью патриарха Никона на л. 5, 7, 9, 10, 12 – 19, 21 – 38 1182 ; или Патерик скитский (ГИМ, Воскресенское собр., 120-бум.), на л. 5 – 29 которого имеется скрепа патриарха Никона 1183 . Рукописи под названием «Книга писменая в полдесть, скитцких инок и святых отец», «Патерик разных святых в полъдесть, харатейная» и «Патерик, различных святых повести, в полъдесть» были присланы с домовой казной патриарха Никона в Воскресенский монастырь 1184 . «Книга Пролог с марта по сентябрь» и «Книга Пролог с сентября по март» (л. 165) – две части Пролога; возможно, один из этих томов (первая часть – с сентября по февраль включительно) был отдан патриархом Никоном в библиотеку Ново-Иерусалимского монастыря: ГИМ, Синодальное собр., 247, вторая половина XIV в.; вкладная запись патриарха Никона на л. 1 – 17. Кроме этого тома, патриарх Никон дал вкладом в монастырскую библиотеку две книги, состоящие из проложных житий и повестей о святых на три месяца: с сентября по ноябрь – ГИМ, Синодальное собр., вторая половина XIV в., вкладная запись патриарха Никона на л. 2 – 10; и с марта по май – ГИМ, Синодальное собр., вторая половина XIV в., вкладная запись патриарха Никона на л. 1 – 9 1185 . С домовой казной патриарха Никона в Воскресенский монастырь были присланы «Книга пролог писмяной в десть, с марта месяца», «Книга пролог писмяной в десть, с сентября месяца по март», «Пролог писменой по телятине, с месяца марта» и «Книга Пролог в десть» 1186 . Поскольку в «росписи» не указан вид книг – печатная или рукописная, можно предположить, что в личном распоряжении патриарха Никона могли находиться отдельные издания Прологов, осуществленные на московском Печатном дворе до 1666 г. – до осуждения и ссылки Никона в Ферапонтов монастырь: 29 августа 1641 г. (первая половина Пролога), 16 декабря 1642 г. (вторая половина Пролога), I июня 1659 г., 17 августа 1661 г. (первая част Пролога); 1 марта 1660 г., 17 марта 1662 г. (вторая часть Пролога) 1187 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010