Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОВ (Мозовский (Мазовский); † 5.08.1628, Ущельский мон-рь (ныне дер. Ущелье Лешуконского р-на Архангельской обл.)), прмч. (пам. 5 авг., 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Ущельский, основатель Ущельской пуст. в честь Рождества Христова у впадения р. Ежуги в р. Мезень. Житие И. сохранилось в 3 списках XVIII-XIX вв., содержащих 2 редакции текста. К 1-й редакции относятся списки ГИМ. Увар. 426. Л. 122-134, 70-е гг. XVIII в. (полный), и ИРЛИ. Пинежское собр. 405. Л. 8-9 (краткий), сделанный в 1855 г. пинежским свящ. А. Семёновым. Рукопись Увар. 426 помимо Жития святого содержит 47 кратких записей о случаях исцелений, совершившихся по молитвам к И. в XVII-XVIII вв.; в списке из Пинежского собрания представлено только Житие. Считается, что часть памятника, содержащая описание чудотворений, происшедших в XVII в. (1655-1664), была составлена в том же столетии, а описания исцелений, совершившихся в XVIII в., были прибавлены к Житию позднее. Первая часть Жития могла быть создана при участии Исаакия, к-рый в 1659-1665 гг. был строителем Ущельской пуст. Причиной, побудившей Исаакия написать Житие И., вероятно, стало возведение в 1664 г. новой ц. Рождества Христова на месте сгоревшей, находившейся недалеко от погребения святого: последнее из чудес XVII в. датировано 9 янв. 1664 г. В XVIII в. рассказы о чудотворениях могли быть дописаны к Житию в связи с освидетельствованием мощей И. в 1739 г., но не позднее 1764 г., когда Ущельская пуст. была упразднена. Вторая редакция Жития, опирающаяся на текст 1-й редакции, известна в единственном списке 1861 г.: БАН. Собр. текущих поступлений. 424. Дефектный характер списка (множество ошибок и описок) объясняется низкой грамотностью переписчика, к-рым был 14-летний Ф. Ситников - крестьянин из дер. В. Березник, входившей в Ущельский приход. Во 2-й редакции более подробно говорится об устроении Ущельской обители, о мученической кончине И., приводится рассказ об освидетельствовании мощей святого 3 нояб.

http://pravenc.ru/text/578160.html

От Адрианополя 1686, месяца апреля. ГИМ ОР. Ф. Увар. 150–1°: Грамоты Патриархов Вселенских и Московских (XVIII в.; ркп. на 249 л.; идентичен сб.: Увар. 462–1°, на 236 л.). Л. 121–137. 1689 г., января 15. – Договор, заключенный Монгольскими Тайшами с Российским послом на Китайской границе. – О вечном оных Тайшей подданстве Российскому Престолу < ...> I. Быти им Тайшам 65 ... в вечном подданстве, и со всеми Зайсаны и улусными их людьми, и по них, которые наступят потомки их, под Самодержавную Их Царского Величества высокую руку, и служити Им... со всякою верностию... V. В православную Христианскую веру улусных их людей, также и самых их Тайшей и Зайсанов не велено ни крестить и не принуждать... ПСЗ-1. Т. III. 1329. 1692 г., ноября 7. – Именный. – О допросе людей священного чину и церковных причетников, по искам от посторонних лиц, в Патриаршем духовном Разряде Монахов и попов и дьяконов, кто на них станет бить челом всяких чинов люди, во всяких исках ведать их допросами, с сего Великих Государей указа, в Патриаршем Духовном приказе, а в свидетельстве по допросам монахов и попов и дьяконов и иных церковных причетников в Московской Судной приказ имать, по прежнему Своему Великих Государей указу, и по сыскам их в свидетельстве допрашивать; а буде духовного чина и церковным причетникам в таких же исках доведется на кого бить челом о допросе же: и им в том бить челом в тех приказах, где кто судом ведом; а зауморным животам и рядным записям и новым сговорным росписям и духовным и иным всяким делам, о которых в Их Великих Государей указе писано из Розряда, а те дела наперед сего ведомы были в Патриарше Розряде, быть по прежнему Великих Государей указу в Московском Судном приказе, а в Патриарше Духовном, также и в иных Святейшего Патриарха Домовых приказах, того не ведать. ПСЗ-1. Т. III. 1452. Из истории протестанства в России 1680 г. – Дело о крещении в Православие протестанта голландца Иоанна Пангоина и о награде за крещение Челобитная Пангоина о крещении его в православную веру, 1680 г., 7 августа

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Композиция «Видение Лествицы» благодаря аскетическому и эсхатологическому содержанию иллюстрируемого текста имела большое значение для древнерус. лит. и иконописной традиций. На Руси слав. переводы «Лествицы» были известны с раннего времени, особое распространение они получили с XIV в. К этому времени принадлежит болг. список «Лествицы» (РНБ. Погод. 1054, сер. XIV в.), где сохранились 2 миниатюры: с изображением И. Л., стоящего у лестницы со ступенями, на к-рых надписаны названия пороков и добродетелей, и И. Л. с раскрытым свитком в руках перед группой монахов. В рукописи «Лествицы» из НГОМЗ (нач. XV в.) есть миниатюра с изображением автора (Л. 156 об.), но в отличие от множества миниатюр визант. периода, где И. Л. изображался пишущим, здесь святой представлен в рост, в монашеском одеянии, с непокрытой головой, правая рука поднята (жест оратора), в левой - раскрытый свиток с текстом: «Въсходите, всходте, всхд[ы] те[ ]…» Рукопись из собрания В. А. Десницкого (РГБ. Ф. 439. Оп. 2. Карт. 21. 1. 341, 1-я четв. XV в.) украшена 2 миниатюрами: «Наставление Иоанна Лествичника братии» (на фоне храма) и «Лествица» (Л. 1 об., 11). Две аналогичные миниатюры включены в рукопись «Лествицы» И. Л. со Словами Иоанна Кассиана Римлянина и отшельника Филимона (РНБ. Погод. 1058. Л. 13 об.- 14, 80-е гг. XV в.). В сцене наставления И. Л. изображен на полукруглом амвоне перед одноглавым храмом, на свитке в его руках текст: «Но възыдем со усердием и верою, молю умнаго и небеснаго…». Портрет И. Л. в рост, со свернутым свитком в левой руке имеется в рукописи «Лествицы» из собрания гр. А. С. Уварова (ГИМ. Увар. 447/192/181. Л. 1 об., XV в.). В рукописи из Лисицкого мон-ря (РГБ. Рум. Ф. 256. 200. Л. 12 об., 1431 г.) сохранилось графическое изображение «Лествицы» с названием каждой из глав книги, как в древних манускриптах. На миниатюре из рукописи, содержащей «Лествицу» и Паренесис прп. Ефрема Сирина, вложенной Герасимом (Замыцким) в Троице-Сергиев монастырь (РГБ. Ф. 304/I. 162. Л. 8 об., нач. XVI в.; атрибутируется Г. В. Поповым артели Дионисия), И. Л. представлен с развернутым свитком на ступенях храма, от к-рого к небесам по 30-ступенчатой лестнице поднимаются монахи; достигших небес встречает Иисус Христос, падающих же поглощает дракон с разверстою пастью. Изображение И. Л. есть в рукописи из Чудова мон-ря (ГИМ. Чуд. 224, 70-е гг. XVI в.). В рукописной кн. «Лествица Иоанна Лествичника с дополнениями» (1622) из Николо-Угрешского мон-ря (ГИМ. Епарх. 60 223. 454) помещена миниатюра, на к-рой изображены лестница, развернутое изображение небес с Христом, Богородицей и апостолами, ад.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

сцен: князь, изображаемый как юноша или как средовек, похожий на М. В., но без нимба, заболев, посылает боярина (возможно, Феодора) к Никите; Никита вручает боярину посох; князь получает посох и исцеляется от болезни; князь благодарит преподобного за исцеление; князь ставит крест на месте получения посоха (см. также: Сукина. 2013. С. 100-101). Большое распространение получил сформировавшийся во 2-й пол. XVII в. цикл иллюстраций Жития прп. Евфросинии Суздальской, дочери М. В. Он известен по 10 лицевым рукописям посл. четв. XVII в. (ГВСМЗ. 29600/1482; РНБ. ОЛДП. F233; ЯМЗ. ГИМ. Увар. РГБ. Смоленск. Ф. 733. 16; РГАДА. Ф. 201. Собр. Оболенского. 18; ГИМ. Муз. 3437; РНБ. Ф. 487. 228; РГБ. Ф. 733. 12; ГИМ. Щук. 416) и 20 более поздним кодексам (об иконографии миниатюр см.: Грибов. 1998. С. 78-141; миниатюры списка из ГВСМЗ полностью описаны и частично опубликованы: Георгиевский. 1900. Прил. II. С. 1-100; публикация одной из рукописей XVIII в.: Житие и жизнь блгв. кнж. Евфросинии Суздальской/Списано иноком Григорием; ОЛДП. 91. СПб., 1888. (ПДП)). Цикл включает сцены раздачи М. В. милостыни, путешествия князя, княгини и бояр в Киево-Печерский мон-рь для моления о чадородии, прибытия в обитель, явления Пресв. Богородицы «о зачатии Феодулии девицы» (буд. Евфросинии), явления Пресв. Богородицы с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими (иногда к ним добавляются композиции «Возвращение княжеской четы из монастыря» и «Михаил с княгиней слушают чтение Повести о положении ризы Пресв. Богородицы»), обучения Феодулии грамоте и приема М. В. посольства суздальского кн. Мины; кроме того, в рукописях присутствует сюжет «Искушение Евфросинии дьяволом, приявшим облик ее отца». М. В. изображен как юноша, затем - как средовек с небольшой бородой; в некоторые из этих композиций включен образ боярина Феодора, часто он и князь отмечены нимбами. Следующая серия миниатюр показывает вошедшие в Житие прп. Евфросинии эпизоды Сказания о М. В. и Феодоре: приход к М. В. татар. послов и их избиение, обличение М.

http://pravenc.ru/text/2563732.html

Деятельность К. как духовника нескольких обителей была направлена на поддержку осуществлявшихся в сер. XVII в. богослужебных реформ. В 1667 г. по указу царя Алексея Михайловича и патриарха Иоасафа II К. и старцу Феофану было велено «Феодоровский девичь монастырь строить» и ввести там общежительный устав. В Феодоровской обители тогда находилось 150 монахинь. К. жаловался в приказ Большого дворца, что монахини не ходят к нему на исповедь, отказываются приобщаться Св. Христовых Таин, самовольно покидают обитель и подолгу живут в домах мирян, где молятся по старым, неисправленным книгам. В указе от 12 дек. 1667 г. патриарх велел непокорных монахинь отправлять в Успенский монастырь и держать их там «под крепким началом» (ГИМ ОПИ. Ф. 17 (Увар.). Оп. 2. Ед. хр. 9. Л. 61-64). Кроме того, К. был поручен благочинный надзор за приходской Троицкой ц. в Александровской слободе. Архим. Иосиф, настоятель Симеоновского мон-ря близ слободы, также просил К. взять обитель под свое начало, но он отказался. К. продолжал заботиться и о благополучии Лукиановой пуст. Царь Феодор Алексеевич дал пустыни 4 жалованные грамоты, пересказ которых представлен в Житии. Согласно грамоте от 6 февр. 1677 г., обители была пожалована «пустошь Аминево с пашнею и съ лесы и съ сенными покосы безоброчно» (список от 13 фер. 1677: ГИМ ОПИ. Ф. 17. Оп. 2. Карт. 6 а. Ед. 32. Л. 1-2); по грамоте от 26 мая 1678 г., пустыни переходили 3 пустоши (Бекирево, Шадрино, Заглядкино) и мельница на р. М. Киржач; по грамоте от 2 июня 1680 г.- 17 пустошей; в 1681 г.- 14 пустошей (эти грамоты подтверждены 24 дек. 1685 царями Иоанном V и Петром I Алексеевичами ). В Летописи Лукиановой пуст. отмечено, что при К. в монастырской церкви появились 2 новых напрестольных Евангелия в серебряных окладах, серебряные сосуды, 2 серебряных кадила, 3 медных паникадила, ризы, покровы, пелены, на колокольне - 7 колоколов и часы. Для отшельника схим. Павла, жившего более 40 лет на нек-ром расстоянии от мон-ря, настоятель построил часовню (ГИМ ОПИ. Ф. 195 (Стром.). 616. Л. 44 об.- 45).

http://pravenc.ru/text/2458671.html

Почитание рус. князей-мучеников (наряду с почитанием прп. Феодосия Печерского , св. кнг. Ольги и рус. праздником перенесения мощей свт. Николая , архиеп. Мирликийского) получило широкое распространение в южнослав. странах (в первую очередь в Сербии) в XIII - 1-й пол. XIV в. Предпосылкой этого явилось оживление русско-южнослав. церковно-культурных связей (в основном через посредство Афона и К-поля) в посл. четв. XII в., после освобождения Болгарского и Сербского гос-в от визант. владычества. Июльская память Б. и Г. представляет довольно обычное явление в месяцесловах серб. Апостолов и Евангелий до сер. XIV в. (старший пример - Евангелие апракос 1-й пол. XIII в.: Vat. Slav. 5), неск. реже ее содержат болг. рукописи (старший пример - Тырновское Евангелие 1273 г.: Загреб. Архив ХАЗУ. IIIa 30); уникальным примером (в болг. Апостоле 2-й пол. XIII в.: София. НБКМ. 882) представлена память перенесения мощей 2 мая. Агиографические тексты, посвященные Б. и Г., отличаются в средневек. южнослав. традиции значительным разнообразием. Южнослав. списки нестишного Пролога XIII-XIV вв. могут содержать одну из 2 редакций сказания об убиении мучеников (краткую (под 24 июня!) - ГИМ (Увар. 70-1о. Л. 331 об.- 332 (серб. рукопись кон. XIII в.) или более пространную (под 24 июля), созданную на основе рус. проложного жития и известную в целом ряде списков), сказание об убиении Г. под 5 сент. и память перенесения мощей (2 мая), без текста либо сопровождаемую разными вариантами краткого сказания ( Павлова Р. Сведения о Борисе и Глебе в южнослав. письменности XIII-XIV вв.//Palaeobulgarica. 1988. 4. С. 26-40; она же. Жития рус. святых в южнослав. рукописях XIII-XIV вв.//Славянска филология. София, 1993. Т. 21. С. 94-95). В серб. Кондакаре нач. XIV в. (в составе пергаменного сборника, переписанного мон. Равулой - ГИМ. Хлуд. 189) помещены кондак и икос на июльскую память Б. и Г. Сокращенная по сравнению с рус. списками служба на июльскую память Б. и Г. (скомбинированная со службой мц. Христине) содержится в ряде серб. служебных Миней кон. XIII - 1-й пол. XIV в. (ГИМ. Хлуд. 156, 160; Сербия. б-ка мон-ря Высокие Дечаны. 32 - «Оливерова Минея»). Довольно часто Б. и Г. именуются в южнослав. рукописях (в памятях и заголовках текстов) «царями русскими» (или «рушькими»). Случаи посвящения им храмов в Болгарии и Сербии в ср. века неизвестны.

http://pravenc.ru/text/БОРИС И ГЛЕБ.html

(не поименован). Согласно надписи рядом с клеймом, в нем проиллюстрировано поклонение Тихвинскому чудотворному образу «благоверных царей и чудных святителей и преподобных отцов», среди к-рых названы преподобные Кирилл Новоезерский, Мартирий Зеленецкий и Макарий Унженский. Композиции с М., восходящие к образцам XVI-XVII вв., воспроизводились в более поздних лицевых рукописях, напр. в Сказании о Тихвинской иконе Божией Матери (БАН. 16.3.6. Л. 109 об., XVIII в.). Для атрибуции изображения М. необходимо изучение лицевых рукописей со Сказанием о Тихвинской иконе кон. XVII-XVIII в., хранящихся в разных б-ках и архивах (РГБ. Ф. 98. 885, 80-е гг. XVII в.; ГИМ. Увар. 804, 1696 г.; ГИМ. Барс. 905, сер. XVIII в.; ГАТО. Ф. 1409. 1029, 1699 г.; РГАДА. Ф. 201. 112, 1699 г.; РНБ. Бусл. F.I.731, 1747). В лицевых циклах помимо Сказания о Тихвинской иконе Божией Матери фигура М. появляется в иллюстрациях Жития прп. Александра Свирского (ГИМ. Муз. 344. Л. 115, XVII в.), в тексте которого описано явление прп. Александра и М. настоятелю Свирского мон-ря Иродиону (с 1533, дата окончания игуменства неизвестна). Возможно, эта композиция восходит к иконописным образцам. Миниатюры представляют М. участником всех значительных событий в жизни города и страны и составляют своеобразный иконографический фонд М.: поставления в сан, погребение жертв пожара в Вел. Новгороде (Л. 921 об.), получение указа вел. кн. Василия III о размежевании и об охране улиц (Л. 922). В рассказе о поставлении мон. Феодосия из Иосифова Волоколамского мон-ря архимандритом Хутынского мон-ря, в сцене получения грамоты государя и личной встречи с кандидатом М. представлен в мантии и белом клобуке (Л. 930), в сцене возведения мон. Феодосия в сан архимандрита - в фелони и в шапке (Л. 930 об.). Как правило, М. на миниатюрах изображен облаченным в мантию с «источниками», в белом клобуке (напр., в рассказе о приходе «лоплян» для крещения) или в архиерейских служебных одеждах - белой фелони с омофором (в сценах поставления и освящения новгородских церквей, молебнов о прекращении мора в Пскове в 1532, засухи в Новгороде в 1534), иногда в шапке (напр., на миниатюре с освящением в 1532 новгородских церквей).

http://pravenc.ru/text/2561278.html

ГБ не была пущена в ход для широкого копирования, ее изготовление ничего не изменило в культурной и религиозной жизни православных славян. Это лишний раз говорит о том, что при ее изготовлении был проявлен практически богословский подход. Две копии ГБ охаратеризованы в «Описании», это список 1558 г., написанный по распоряжению царя Ивана Васильевича иноком Иоакимом (ГИМ, Син. 21), и список приблизительно 1570–1571 гг. (ГИМ, Син. 30). Постатейный обзор этих трех экземпляров показывает мелкие отличия в составе, ряд разночтений говорит о том, что они скопированы с общего оригинала, но не с рукописи ГБ (см. Описание, т. 1, особо с. 2–3, 130–132).  Еще одна копия XVI в. хранится в ГИМ, Увар. 652, ее отношение к ГБ неизвестно. В собр. БАН 33.10.4 находится сборник ветхозаветных книг конца XV в. без Восьмикнижия и Царств, но с теми книгами, которые были переведены для ГБ с латыни; по всей вероятности, это второй том двухтомного экземпляра полной Библии. Наконец, как уже говорилось, рукопись XVI в. РНБ, Пог. 84 содержит только те книги, которые были переведены для ГБ с Вульгаты. § 14. Восточнославянские переводы XV-XVI вв. После издания Геннадиевской библии и до публикации Острожской библии у восточных славян проходила интенсивная работа в области библейской филологии. Прежде всего следует отметить, что стремлением к библейскому кодексу, столь ясно проявившимся в деятельности новгородского кружка, отмечена деятельность и других книжных центров. Так, известный московский писец Ивашка Черный составил в конце XV в. обширный сборник библейских книг (РГБ, Унд. 1), куда вошли Восьмикнижие, Царства, Есфирь, Песнь песней с толкованиями, Екклисиаст, Притчи, паримьи из Премудростей, Песнь песней (в четьем переводе), Апокалипсис. В это же время создается немало списков хронографа, в его состав входит во всяком случае Восьмикнижие в большей части своего объема, а также другие библейские книги (см. Глава 1, § 20). В Супрасльском монастыре мещанин Матфей Десятый в 1502– 1507 гг. составил свой библейский сборник (БАН 24.4.28) следующего состава: две паримьи из Бытия, 16 пророков, освобожденных от толкований независимо от ГБ, причем этот текст не восходит к протографу Упыря Лихого (см. § 7); книга Иова в своем литургическом составе пяти паримий; Притчи; собрание паримий из Премудростей Соломона и несколько паримий из Притч; Екклисиаст и Песнь песней четьего вида; Менандр; Сирахов; Псалтырь; Четвероевангелие боснийского типа (см. § 8); Апокалипсис, близкий по тексту к сборнику Хвала; Апостол (Деяния и Послания) (см. Алексеев, Лихачева 1978).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Блж. Иоанн Устюжский. Икона. Сер. XVII в. (ГИМ) (1476 (?), с. Пухово, близ г. Устюга - 29.05.1494, г. Устюг), блж., Христа ради юродивый (пам. 29 мая и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Устюжский. Наиболее ранним источником сведений об И. является его Житие, составленное в 1554 г. Павлом, сыном свящ. устюжского Успенского собора Дионисия, к-рый впоследствии стал игуменом сольвычегодского Борисоглебского монастыря,- «Сказание о житии преподобнаго Иоанна, иже Христа ради уродиваго, новоявленнаго Устюжскаго чюдотворца, а преставися блаженный месяца майя в 29 день, на память святыя преподобныя мученицы Феодосьи девицы» (нач.: «Жизнь богоугодну и житие непорочно мужа сего добронрава»). Несмотря на то что Павел ориентировался на ряд агиографических образцов: Жития Андрея К-польского, Христа ради юродивого, прп. Симеона Палестинского, Христа ради юродивого, прп. Феодосия Печерского и др., Житие И. содержит достоверные сведения о жизни святого. Агиограф записал рассказы своих отца и дяди, к-рые были современниками и очевидцами кончины блаженного. Сохранились списки ранней редакции Жития И.: РГБ. Муз. 1365. Л. 175 об.- 198, XVI в.; Собр. ОИДР. 304, XVI в.; Унд. 320. Л. 1-17 об., XVII в.; 1053. Л. 131-154, XVII в.; РНБ. Q.XVII. 93. Л. 237-267, сер. XVII в.; РГБ. Больш. 104, XVII в.; ГИМ. Увар. 1240. Л. 158-181 об., XVII в.; 1246. Л. 127-144, XVIII в. Немного позднее возникла сольвычегодская версия Жития И., имеющая стилистические отличия от первоначальной редакции (БАН. Чув. 251. Л. 178 об.- 183, XVII в.). Указанные редакции Жития содержат 2 рассказа о посмертных чудесах блаженного. В 60-70-х гг. XVII в. посвященный И. текст был дополнен описанием чудес, совершавшихся от гроба святого (в разных списках их число колеблется), и объединен в свод агиографических материалов об И. и о блж. Прокопии Устюжском , Христа ради юродивом,- «Месяца майя в 29 день житие, и подвиги, и отчасти чудес святаго и блаженнаго Иоанна, иже Христа ради юродиваго, Устюжскаго чюдотворца» (нач.: «И якоже бо исперва глаголет о блаженных, и уродивых, и приснопамятных»). Редактором и составителем свода был Иаков, свящ. одной из устюжских церквей (возможно, храма в честь Вознесения Господня). Известны списки данной редакции: РНБ. Погод. 749. Л. 228-310, XVII в.; Солов. 220. Л. 193-272, кон. XVII в.; 221. Л. 210-280, кон. XVII в.; Q.I. 1210. Л. 16-109, кон. XVII в.; 730. Л. 477-501, 502-525 (отдельно помещено «Чудо о бесноватой жене Соломонии», исцелившейся по молитвам блаженных Прокопия и И.), кон. XVII в.; Тит. 3118. Л. 212-286, кон. XVII в.; ГИМ. Щук. 418. Л. 191-253, XVII в.; 440. Л. 137-192, XVII в.; БАН. 45.10.2. 4о, кон. XVII в.; РГБ. Больш. 232. Л. 57-123, XVIII в.

http://pravenc.ru/text/469408.html

лит-ры, издаваемые гр. Г. Кушелевым-Безбородко. СПб., 1862. Вып. 4. С. 1-9 [Житие Н. Василия (Варлаама)]; Орлов А. С. Библиография рус. надписей XI-XV вв. М.; Л., 1952. С. 25-26; Рыбаков Б. А. Рус. датированные надписи XI-XIV вв. М., 1964. С. 28-32. 25; Бенешевич В. Н. Древнеслав. Кормчая XIV титулов без толкований. София, 1987. Т. 2. С. 90-94; Мильков В. В., Симонов Р. А. Кирик Новгородец: Ученый и мыслитель. М., 2011. С. 358-412 [Осн. ред. «Вопрошания» по списку ГИМ. Увар. 791, XV в.; Особая ред. по списку РГБ. Рогож. 342, XVI в.; Кр. ред. по списку ГИМ. Чуд. 169, кон. XV в.]; С. 413-459 - пер. на рус. яз.]; Парфененков В. О. Трактат XII в. «Вопрошание Кирика»: Списки, редакции, источники//Кирик Новгородец и древнерус. культура. Вел. Новг., 2012. [Ч. 2]. С. 266-272 [Кр. ред. «Вопрошания» по списку РНБ. F II 1119, 1405-1415 гг.]; Кирик Новгородец и древнерус. культура. Ч. 2. С. 277-296 [Осн. ред. «Вопрошания» по списку БАН 21.5.4, XVI в.]; Кирик Новгородец и древнерус. культура. Вел. Новг., 2014. Ч. 3. С. 246-288 [«Вопрошание» по старшему списку Осн. редакции ГИМ. Син. 132, кон. XIII в.]. Лит.: СИСПРЦ. 1836. С. 215-217; [Евгений (Болховитинов), митр.]. Описание Киево-Печерской лавры. К., 18473. С. 108, 293; Беляев И. История Новгорода Великого с древнейших времен до падения. М., 1866. С. 106-109. (Рассказы из рус. истории; Кн. 2); Ключевский. Древнерус. жития. С. 260-262; Голубинский. История РЦ. Т. 1. 1-я пол. С. 306-316; Василёв И. И. Псковский Спасо-Мирожский муж. 3-кл. мон-рь: Ист.-стат. очерк. Псков, 1868; Никитский А. И. Очерк внутренней истории церкви в Вел. Новгороде. СПб., 1879. С. 26-31; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 409-410; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 12-13; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Апр. С. 40-46; Тихомиров П. И., прот. Кафедра новгородских святителей. Новг., 1891. Т. 1. С. 49-69 (То же: Святые Новгородской земли. Вел. Новг., 2006. Т. 1. С. 81-98); Сергий (Спасский). Месяцеслов. Ч. 2. С. 102; Смирнов С. И. Древнерусский духовник: Исслед.

http://pravenc.ru/text/2577705.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010