История перемещения престолов внутри собора в XVI в. неясна. Весьма вероятно, что престол в честь Покрова Богородицы появился после 1552 г. К нач. 60-х гг. XVI в. растесали стену, разделявшую юж. предалтария. Это новое единое помещение было расписано в 1564-1565 гг. По иконографии росписи предполагают, что здесь устроили придел Иоанна Предтечи (придел во имя прп. Симеона Столпника был перемещен, может быть на хоры). В 1581 г. здесь совершилось погребение царевича Иоанна Иоанновича , и тогда же появился придел прп. Иоанна Лествичника, небесного покровителя убиенного царевича. Ранее находившийся на его месте престол св. Иоанна Предтечи был перенесен в придел, пристроенный к юж. предалтарию с востока. Исследователи XIX в. полагали, что престол во имя прп. Иоанна Лествичника был переосвящен в XVII в. во имя св. Иоанна Милостивого. Однако, судя по ладанным книгам, придел во имя св. Иоанна Милостивого существовал в соборе уже в 1584 г. Наиболее решительные изменения в сложившейся в течение столетий системе посвящений произошли в 1785 г., когда были упразднены приделы на хорах, в 1848 г. сюда был вынесен престол в честь Покрова Богородицы, а на его месте учрежден придел во имя мч. Уара из разобранной ц. Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот. В 1893 г. наиболее ценные в историческом отношении предметы из ризницы собора были переданы в Синодальную ризницу (ныне в Оружейной палате). В Синодальную (Патриаршую) б-ку (ныне в ОР ГИМ) поступили хранившиеся в ризнице рукописи: 4 пергаменные, 20 на бумаге (Апостолы, Евангелия, Минеи служебные, Октоихи и Псалтири), в т. ч. пергаменное Мстиславово Евангелие (XII в.), лицевая Псалтирь - вклад Д. И. Годунова в собор в 1594 г. по царе Иоанне IV и его брате кн. Юрии Васильевиче. В 1918 г. А. с. был закрыт. Реставрация и возобновление богослужений Архангел Михаил с деяниями. Икона. XIV-XV вв. (ГММК) Архангел Михаил с деяниями. Икона. XIV-XV вв. (ГММК) В 1918 г. были произведены работы по восстановлению алтарной части собора, пострадавшей во время обстрела Кремля революционными войсками.

http://pravenc.ru/text/76446.html

Сохранились сделанные в мастерской М. к раке свт. Ермогена в Успенском соборе Московского Кремля 3 сканые лампады, подвешенные к литой Казанской иконе Божией Матери, с ажурными надписями в 2 строки по сторонам образа (ГММК; Русское серебро. 1984. С. 208, 242. 189; Чугреева Н. Н. О прославлении в Моск. Кремле Святейшего Патриарха Ермогена//Православные святыни Моск. Кремля в истории и культуре России: К 200-летию Музеев Моск. Кремля. М., 2006. С. 95). В числе работ, выполненных Ф. Я. по рис. Щусева, в экспозиции икон в Русском музее им. имп. Александра III в С.-Петербурге (ныне ГРМ) были «филигранные и эмалевые рамы, утварь и вся чеканно-басменая оправа витрин отдела древнерусской живописи» (ГММК ОРПГФ. Ф. 26, ед. хр. 164, д. 160), а также хорос, подвешенный на цепях в новгородской иконной палате ( Вздорнов Г. И. Реставрация и наука: Очерки по истории открытия и изучения древнерус. живописи. М., 2006. 39). В 1912-1917 гг.- 3-й этап работы мастерской М., ее владельцем стал Ф. Я.; на предметах ставилось клеймо: «Ф. Я. Мишуковъ» или «ФМ» ( Постникова-Лосева, Платонова, Ульянова. 1983. 2962, 2982. С. 229). Скорее всего мастерская унаследовала весь инструмент, использовавшийся со времени ее основания (стальной инструмент мастерской М.- чеканы, пуансоны, штихели, сечки и др. в количестве нескольких сотен единиц - хранится в ГИМ; о матрицах для тиснения см.: Игошев. 2004. С. 39). Работы мастерской в этот период нередко воспроизводят образцы новгородской драгоценной церковной утвари: это, напр., серебряный потир (ГИМ), сделанный для собора Покрова на Рву и копирующий новгородский серебряный «потир архиеп. Моисея» 1329 г. (ГММК; Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода. 1996. С. 126). В воспоминаниях Ф. Я. упоминал, что в нач. XX в. им были сделаны для собора Покрова на Рву «работы филигранные и басемные» (ГММК ОРПГФ. Ф. 26. Ед. хр. 164. Д. 160). Сохранились и др. произведения, созданные Ф. Я. в «новгородском» стиле: басменные оклады икон «Арх. Михаил и ап. Андрей Первозванный», «Сошествие Св. Духа» (ЦАК МДА; Игошев. 2004. С. 68-71; Он же. 2009. С. 627-629, 645) и проч. ( Игошев. 2009. С. 64-65. Прил. 2; Кат. 32-34. С. 645-647).

http://pravenc.ru/text/2563850.html

Внизу надпись: «Cbяmeйшiй Гермогенъ Nampiapxъ, всеа Pocciu, въ зamoчehiu въ подземельи Чудова монастыря. 1612 года 17 февраля». Подобный иконографический извод известен в хромолитографиях с подписью: «В. Васнецовъ 1911 г.», издававшихся поставщиком имп. двора Товариществом скоропечатни А. А. Левенсона в Москве (РГАДА), а также в иконописи, в финифти (Е. на фоне белокаменной стены, ГИМ), в шитье (икона работы Е. А. Ширинской-Шихматовой, подаренная прот. сщмч. Александром Хотовицким Л. А. Титовой), в фотокопиях (Дом-музей В. М. Васнецова). Первый храм во имя Е. в Чудовом мон-ре был освящен 13 мая 1913 г. На зап. стене храма находилась памятная медная доска с выгравированной надписью: «Храмъ сей въ молитвенную память святейшаго Патриарха Гермогена здесь скончавшемся мученической смертью за родину 17 февраля 1612 г. Устроенъ ycepдieмъ Русскаго Монархическаго Общества и Русскаго Монархическаго Союза въ Москве въ мае 1913 года въ oзhaмehobahie 300-лemiя Августейшаго Дома Романовыхъ и благополучнаго цapcmbobahiя Госуд. Императ. Николая Александровича по блarocлobehiю Митрополитовъ Московскаго и Коломенскаго Владимира (с 1912 митрополит С.-Петербургский и Ладожский.- Авт.) и Makapiя. Зoдчiй Н. Д. Стрюковъ [Струков]. Председатель Русск. Монарх. Coбpahiя и Русск. Монарх. Союза npomoiepeй Ioahhъ Восторговъ» (Доклад Н. П. Яныченко «Храм в память Св. Патриарха Гермогена в подклете храма Чуда святого Архистратига Михаила Чудова монастыря», 16 янв. 1919 г.- ГММК ОРПГФ. Ф. 20. Оп. 1919 г. Ед. хр. 15. Л. 96). Небольшой подземный храм напоминал церковь XVII в.: деревянный иконостас был обложен тисненой медью, царские врата, сень, столбцы и нек-рые иконы относились ко времени царя Алексея Михайловича. Слева в иконостасе располагался почитаемый Казанский образ Божией Матери XVII в. в басменном серебряном окладе. Здесь находились новописаные иконы Е. (виды храма печатались во мн. книгах и журналах). Мантия, изготовленная для мощей сщмч Ермогена. 1914 г. (ГММК) Мантия, изготовленная для мощей сщмч Ермогена.

http://pravenc.ru/text/190175.html

мастеров или их местных последователей, напр., в гравированном Распятии на лицевой крышке серебряной позолоченной ставротеки из Софийского собора (НГОМЗ). Создаются драгоценные произведения церковного обихода для кафедрального собора, напр. панагиар 1435 г. работы мастера И. Фомина с изображением Св. Троицы и иконой Божией Матери «Знамение» на внутренних поверхностях тарелей относится к произведениям т. н. евфимиевского круга, связанным с именем архиеп. свт. Евфимия II Вяжицкого. Украшение панагиара выдержано в классицистическом направлении, о чем свидетельствуют спокойный ритм плавных, льющихся линий, красота ликов и гармоничность композиций. В облике ангелов, несущих тарели панагиара, отмечают черты западноевроп. искусства. Оклад Евангелия (ок. 1500, НГОМЗ) с гравированными изображениями евангелистов является отражением процесса слияния особенностей новгородского и общерус. искусства. Типы святых, детали архитектурных фонов и орнаментов находят прямые параллели с изображениями в новгородских рукописях того времени. Лицевое шитье Памятники из Новгорода, датированные XII-XIII вв. (парные хоругви (судари?) с образами Христа и Богоматери «Знамение» (ГММК); «Распятие с предстоящими» (ГИМ), т. н. поручи и епитрахиль прп. Варлаама Хутынского (НГОМЗ)), свидетельствуют о высоком уровне развития новгородского шитья уже в домонг. эпоху. Золотное шитье употреблялось также для украшения светского костюма (опястья и пояс кн. Владимира; княжеская рубаха со сценой «Вознесение Александра Македонского» из раскопок в Мартириевской паперти (все - НГОМЗ). Расцвет древнерусского лицевого шитья приходится на время правления свт. архиеп. Евфимия II Вяжицкого. В этот период созданы большого размера плащаницы, напр. Пучежская (1441, ГММК), изготовленная, видимо, для кафедрального собора Св. Софии и поражающая не только размерами (175×255 см), но и монументальностью композиции, ее реплика - Хутынская плащаница (1440, НГОМЗ), деисусный чин с небесными патронами свт. Евфимия II (т. н. Евфимиевский чин; ГТГ).

http://pravenc.ru/text/2577775.html

На иконе кон. XVIII в. (ЦМиАР, см.: Из новых поступлений: Кат. выст./ЦМиАР. М., 1995. С. 37. Кат. 54. Ил. 60) наиболее почитаемые Соловецкие святые вместе со свт. Стефаном Сурожским предстоят Спасителю в облаках на фоне обители. Существовал извод «Преподобные отцы, почивающие в Соловецкой обители» (возможно, возник на основе эстампов), как на иконе 1874 г. из Соловецкого мон-ря (ГМЗК, см.: Полякова. 2006. С. 248, 194-199. Кат. 39). Вместе с преподобными Германом и Елеазаром З. и С. изображены на поморской иконе нач. XIX в. из ц. Сретения Господня дер. Малошуйка Онежского р-на Архангельской обл. (СГИАПМЗ), вместе с прп. Германом и свт. Филиппом - на иконе 1-й пол. XIX в. из собрания А. Н. Муравьёва (впосл. в музее КДА, НКПИКЗ, см.: Каталог збережених пам " яток Киïвського ЦАМ: 1872-1922 рр./НКПИКЗ. К., 2002. С. 26, 135. Кат. 8), вместе со свт. Андреем Критским и прмц. Евдокией - на иконе 1820 г. И. А. Богданова-Карбатовского (из ц. сщмч. Климента, папы Римского, дер. Макарьино Онежского р-на Архангельской обл., АМИИ). Значительную группу составляют иконы с житийным циклом З. и С. Известно неск. редакций Жития преподобных с разным количеством чудес. Первые 2 житийные иконы Соловецких чудотворцев написаны для монастыря новгородскими мастерами в 1545 г., при игум. св. Филиппе: «Богородица с молящимися преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими и братией монастыря, с клеймами жития преподобных», на одной иконе 32 клейма, на др.- 28 клейм с событиями жизни святых, прижизненными и посмертными деяниями и чудесами (ГММК, см.: Маясова. 1970; Сохраненные святыни. 2001. С. 66-69. Кат. 9). Композиция предстояния преподобных и монахов Богородице показана на фоне острова, окаймленного морскими водами. Развернутый житийный цикл из 55 клейм показан на иконе З. и С. (сер.- 2-я пол. XVI в.), происходящей из Соловецкого мон-ря (ГИМ, см.: Овчинникова Е. С. Икона «Зосима и Савватий Соловецкие» с 56 житийными клеймами из собр. ГИМ//Архит.-худож. памятники. 1980. С. 293-307; Щенникова. 1989. С. 261-275; Хотеенкова. 2002. С. 154-169). З. и С. изображены в рост, в монашеском облачении, в молении Святой Троице, в левой руке З. развернутый свиток с текстом: «Не скорбите, братия, но посему разумейте, аще угодна пред Богом дела наша, то умножи»; клейма расположены вокруг средника 2 рядами. 9 композиций верхнего ряда посвящены С.: кратко изложена история прихода святого на р. Выг и на о-в Валаам, вместе с прп. Германом он выбирает место для основания обители. Остальные 47 клейм иллюстрируют деятельность З., 26 из них повествуют об основании и устроении З. Соловецкого мон-ря. 20 клейм рассказывают о посмертных чудесах З. и С. (чудеса на море, исцеление больных).

http://pravenc.ru/text/200051.html

145 . «Quercus». Эмблема из сборника А. Альциата «Emblematum liber» (Lyon, 1550). Из книги: Бялостоцкий, 1982, илл. 137. 146 . Я. Твенгер. Эпитафия Даниела Риндфлайша со сценой сна св. Иакова. 1596 , Из книги: Бялостоцкий, 1982, илл. 139. 147 . Царевич Димитрий с житием. 1745. 61х37. ГМИР. 148 . А. Тарасевич, В. В. Голицын. Гравюра. Вторая половина 1680-х годов. ГЭ. 149 . Андрей Денисов. Рисованная религиозная картинка. Конец XVIII – начало XIX века. ГМИР. 150 . Нил Столбенский. 40-е годы XVIII века. 57,5х39. ГМЗК. 151 . Архистратиг Божиих грозных сил воевода Михаил. Конец XVIII – начало XIX века. 33.9х27,1. Частное собрание, Москва. 152 . Богоматерь Знамение и архангел Михаил с текстами похвалы Богоматери и молитвы архангелу на помощь. Середина XIX века. 53,6х45. Частное собрание, Москва. 153 . Эпитафия Николая Утманна с изображением Медного Змия. Около 565 года. Из книги: Бялостоцкий, 1982, илл. 126. 154 . Поставление мощей св. Митрофана, митрополита Воронежского, Воронеж. 1832–1840. 51,5х42,3. Частное собрание, Москва. 155 . Архангел Михаил с деяниями. Первая четверть XVIII века. Ярославо-Ростовский историко-архитектурный музей-заповедник, Ярославль. 156 . Ангел-хранитель, святые Ольга и Акепсим. Мстера. И, Панкрышев. 1895. ГМИР. 157 . Портрет правительницы Московского государства Софьи Алексеевны. 1680-е годы. 1 19хпо. ГРМ. 158 . Богоматерь Черниговская-Ильинская. 1696. ГМИР (илл. 134). 159 . Богоматерь Азовская. Начало XVIII века. ГИМ. 160 . Эпитафия Петера Хоннальда со сценой Преображения Господня. Силезия. 1595. Фото из архива Л.М. Тананаевой, Москва. 161 . Филипп де Шампень. Обет Людовика XIII. Около 1638 года. Из альбома: М. Rheims, Musees de France. Paris, 1973. р. 293. 162 . Воздвижение креста с изображением царя Алексея Михайловича, царицы Марии Ильиничны и патриарха Никона . И. Салтанов. Середина XVII века. ГММК. 163 . Иван Безмин (?). Портрет царя Федора Алексеевича. Около 1686 года. ГИМ. 164 . Распятие с изображением императора Александра на смертном одре и сценой его убийства на Екатерининском канале в Петербурге 1 марта 1881 года. Фрагмент. 1886. 55х33. ГМИР.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

кн. Владимиру, небесному покровителю адресата иконы, как на иконе, поднесенной кн. В. А. Долгорукому (выполнена О. С. Чириковым, 1890, ГИМ; 1000-летие рус. худож. культуры. 1988. Кат. 207). Образ И., напоминающий по иконографии свт. Николая Чудотворца (Зарайского), наряду с образами др. Московских святителей-чудотворцев помещен на епитрахили, изготовленной монахинями Вознесенского мон-ря в Московском Кремле и предназначенной для мощей сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея Руси (1913-1914, ГММК). Свт. Иона исцеляет больных. Клеймо гравюры «Московские святители Алексий, Петр, Филипп, Иона». XIX в. (ГИМ) Свт. Иона исцеляет больных. Клеймо гравюры «Московские святители Алексий, Петр, Филипп, Иона». XIX в. (ГИМ) Изображение И. в составе 4 Московских святителей включалось в композицию Боголюбской-Московской иконы Божией Матери (XVIII-XIX вв.). В XVII в. на иконе «Похвала Владимирской иконе Богоматери» («Насаждение древа государства Российского») из ц. Св. Троицы в Никитниках (мастер Симон Ушаков, 1668, ГТГ), к-рая прославляет Московское царство и Церковь, И. изображен в рост, как напоминание об образах пророков, в левой части виноградной лозы в медальоне на желтом фоне, со свитком в левой руке. Известны изображения И. в составе деисусного ряда иконостаса, напр. в ц. Воскресения на Дебре в Костроме (1652; см.: Костромская икона XIII-XIX вв.: Кат./Сост.: Н. И. Комашко, С. С. Каткова. М., 2004. Кат. 107. С. 507-508). И. (надпись не сохр.) представлен вместе со свт. Филиппом (Колычевым) (?) в святительских облачениях: архиерейской шапке, крещатой узорчатой фелони, синем подризнике, епитрахили и омофоре, перекинутом через левую руку, обеими руками он поддерживает Евангелие; у него длинная борода без раздвоения. Ростовая икона И. находилась в деисусном чине ц. во имя прор. Илии в Ярославле (сер. XVII в., ЯИАМЗ; Иконы Ярославля XIII - сер. XVII в.: Шедевры древнерус. живописи в музеях Ярославля/Авт.-сост.: В. В. Горшкова. М., 2009. Т. 2. С. 148-149. Кат. 134). По прориси Сийского лицевого подлинника известна иконная композиция XVII в., где И. представлен напротив свт. Филиппа, изображенного с поднятой рукой; святители показаны как собеседники, одинаково одеты, у старшего по возрасту И. более длинная борода ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 292-293). Образ И. в молении представлен на иконах Московских святых, напр. на прориси с иконы XVII в. (Там же. С. 340-341), на 2 иконах-пядницах кон. XIX - нач. XX в. (ЦМиАР; на обороте одной из них чернильный штамп мастерской: «1-я Московская Артель художественно-иконописная»).

http://pravenc.ru/text/578250.html

В сборнике «Солнце Пресветлое», принадлежавшем сторожу московского Благовещенского собора С. Ф. Моховикову (10-20-е гг. XVIII в.; МГУ НБ. 293), на л. 76 помещены изображение и краткая история Л. и. (под 12 марта), иконография которой аналогична римскому образу «Спасительница Римского народа» с характерным для него положением правой руки Богоматери, сложенной в благословляющем жесте и опущенной вниз. Так же представлена икона на гравюре Г. П. Терпчегорского кон. XVII - нач. XVIII в. (ГМИИ) с сопровождающей подписью: «Изображение образа Пресвятыя Богородицы Римской, яже писал евангелист Лука, обретается в приделе Павлинове». В сб. «Солнце Пресветлое», переписанном в 1730 г. Федором Мурыгиным (ГИМ. Муз. 42), история образа помещена на листах 86-88 об. Однако судить об иконографии образа нет возможности (гравюра на л. 85 об. отсутствует). Помимо этого на л. 72 об. и л. 142 в сборнике из ГИМ оставлены места под гравюры с изображением 2 икон «Богоматери Римской» (празднование в февр. и марте соответственно, но сами гравюры отсутствуют). Исключением в наст. время представляется изображение Л. и. в иконографическом варианте «Умиление» в 7 клеймах Смоленской иконы Божией Матери из Благовещенского собора Московского Кремля (посл. четв. XVI в., ГММК) - 7 клейм из 24 содержат иллюстрации к Сказанию о Л. и. С. П. Заиграйкина Иллюстрации к «Сказанию...» о Л. и. «Римская» икона Божией Матери. 1668 г. Фрагмент. Иконописцы Иван Карпов, Федор Карпов Попов, Симон Ушаков, Григорий Зиновьев (ГТГ) «Римская» икона Божией Матери. 1668 г. Фрагмент. Иконописцы Иван Карпов, Федор Карпов Попов, Симон Ушаков, Григорий Зиновьев (ГТГ) известны по немногочисленным и разнообразным по технике исполнения и масштабу памятникам рус. искусства с сер. XVI в. (фрески, клейма иконописных образов, серебряные дробницы). Как самостоятельный сюжет иллюстрации к «Сказанию...» появляются в московском искусстве с 60-х гг. XVI в., в XVII в. встречаются преимущественно в составе иллюстрированных циклов сказаний о Тихвинской иконе Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/2110485.html

Почитателем памяти И. был соловецкий игум. св. Маркелл (1640-1644). За год до вступления в должность настоятеля Соловецкого монастыря Маркелл во сне видел, как И., спустившись «по лестнице» с небес, подозвал к себе игумена, недостойного этого сана, и, забрав у него посох, вручил его Маркеллу (видение описано в «Сказании о чудесах игумена Иринарха»). Возможно, Маркелл был пострижеником И.: известно, что он принял монашество на Соловках в 20-х гг. XVII в. В 1643 г., накануне Пятидесятницы, на Соловецких о-вах наступили заморозки, продолжавшиеся 20 дней, из-за чего монахи не могли отправиться на промыслы и на службы на материк. Тогда же игум. Маркеллу стало известно, что об этом Божием наказании заранее известил братию И., который повелел труднику Ивану Емельянову, чтобы игумен и братия прошли крестным ходом вокруг монастыря и молили Бога о милости, иначе «роспуску ладьям» не будет до Ильина дня. После того как игумен с братией совершили это «и над гробом игумена Иринарха пеша понахиду», наступила оттепель. Вероятно, тогда же Маркелл благословил Илариона Суздальца записать рассказы о явлениях преподобного. Свидетельством почитания И. в Соловецком монастыре служит «Повесть о чудесном исцелении инока Исайи в Анзерской пустыни», в к-рой рассказывается о событии, происшедшем в сент. 1667 г., во время «осадного сидения» соловецких монахов. В «Повести...» И. упоминается как святой, явившийся иноку Исаии вместе с преподобными Зосимой, Савватием, Германом, Елеазаром и митр. св. Филиппом. Преподобные Иринарх Соловецкий и Елеазар Анзерский. Хромолитография. 1897 г. (ГИМ) Преподобные Иринарх Соловецкий и Елеазар Анзерский. Хромолитография. 1897 г. (ГИМ) У новой братии, появившейся в обители после казни в янв. 1676 г. участников Соловецкого восстания, очевидно, имелись сомнения в святости И. Об этом свидетельствует рассказ иером. Иннокентия (соловецкий архимандит в 1687-1688) о чуде, случившемся в 1678 г., когда он служил дьячком в ц. преподобных Зосимы и Савватия (чудо было записано Иннокентием в 1687). Придя однажды в часовню И. и пропев кондак преподобному, Иннокентий усомнился в святости нового чудотворца, но тотчас был укреплен знамением - исхождением света от раки И. Это чудо получило в монастыре широкую известность (сообщение о нем содержится в книге «Сад спасения», созданной на Соловках в нач. XVIII в.- ГММК. Кн.-215; там же впервые упом. дар И. исцелять зубную боль: «...отец наш Иринарх кроткий, иже благодать от Бога приял зубную целити болезнь, и доныне, по своей блаженней кончине непрестанно целбы творя, чюдодействует»).

http://pravenc.ru/text/673965.html

Николай Чудотворец и ап. Филипп» из дер. Телятниково близ погоста Кижи в Республике Карелия (ГТГ), «Свт. Николай Чудотворец» из дер. Перёдки Боровичского р-на Новгородской обл. (1-я пол. XIV в., ГЭ), икона Божией Матери «Одигитрия» из погоста Любони Боровичского р-на (кон. XIV в., ГРМ), «Сошествие во ад» из Тихвина (кон. XIV в., ГРМ), «Отечество, с избранными святыми» (из собрания М. П. Боткина, кон. XIV в., ГТГ)). Написанные для Софийского собора большие иконы «Похвала Богоматери» и «Предста Царица» («Христос Великий Архиерей») (обе 80-90-е гг. XIV в., ГММК) имеют прямые аналогии в балканской живописи кон. XIV в. и связываются с работой приезжих мастеров. Однако внушительный масштаб иконных досок наводит на мысль о том, что иконы могли быть созданы в самом Новгороде. К работе балканских художников относят также икону «Покров Пресв. Богородицы» из Зверина мон-ря (ок. 1399, НГОМЗ), близкую по стилю к росписям в ц. Рождества Христова на Красном поле - ранний пример особого варианта этой сцены с иконографической особенностью: покров-плат держат ангелы, а не Пресв. Богородица, как на иконах из др. областей Др. Руси. В иконописи сильнее, чем во фресковой живописи проявлялись местные особенности. В иконах архаизирующего направления сохранилась приверженность к художественному наследию XIII в. В клеймах житийной иконы свт. Николая Чудотворца из погоста Любони (1-я четв. XIV в., ГРМ) фигуры напоминают святителей на вставной миниатюре Уваровской Кормчей (ГИМ. Увар. 124, 2-я пол. XIII в.), а на иконе из дер. Телятниково - миниатюры Соловецкого Служебника (РНБ. Солов. 1017. Л. 20 об., XIII в.). В иллюстрациях Хлудовской Псалтири можно найти параллели из круга архаизирующих икон (ГИМ. Хлуд. 3). Местная традиция проявляла себя в замкнутых, внутренне неподвижных образах, в упрощенном рисунке, декоративно-локальном цвете, плоскостной композиции и обилии надписей: иконы «Чудо Георгия о змие» (нач. XIV в., ГРМ), «Свт. Николай Чудотворец в житии» из с. Озерёва Бокситогорского р-на Ленинградской обл.

http://pravenc.ru/text/2577775.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010