Вмц. Екатерина с житием. Икона. Кон. XVI в. (ГИМ, музей «Новодевичий монастырь») Вмц. Екатерина с житием. Икона. Кон. XVI в. (ГИМ, музей «Новодевичий монастырь») Развитие почитания Е. в XV-XVI вв., выразившееся в увеличении числа изображений святой как на отдельных иконах, так и в составе избранных святых, в т. ч. в минейных циклах, было определено рядом факторов. Одна из причин - интенсивность контактов с мон-рем вмц. Екатерины на Синае; в кон. XV - нач. XVI в. в Москву были перенесены частицы мощей святой. По сведениям, выявленным В. А. Меняйло, крест с мощами Е. был вложен в Архангельский собор Московского Кремля Иоанном IV Грозным; неск. мощевиков с частицами мощей хранились в Благовещенском соборе ( Меняйло. 2000. С. 94). Особо почиталась Е. в семье московских великих князей, т. к. являлась небесной покровительницей матери жены Иоанна III, Софии Палеолог. Известно, что складень с мощами Е. был выполнен по заказу Иоанна III перед его походом на Вел. Новгород (1471). В 1-й трети XVI в. в мастерской вел. кнг. Соломонии Сабуровой (?) была создана подвесная пелена «Вмц. Екатерина» (ГММК), где великомученица изображена в рост со свитком в руке. Такие фронтальные - поясные и ростовые - изображения преобладали в живописи Москвы и Ср. Руси: напр., на иконе из Мурома кон. XVI в. (МИХМ) - по пояс; на иконе из Вознесенского мон-ря в Московском Кремле, 1686 (?) в окладе 1686 (ГММК) - в рост. На свитке обычно воспроизводится текст ее молитвенного обращения к Господу: на указанной иконе из МИХМ фрагменты надписи: «Господи Боже мой, услыши мя, елико аще тебе ся молю. Аще кто воспомянет имя мое Екатерину при исходе душа его, проводи его миром». В XVI в. в рус. иконописи, очевидно, появились первые изображения Е. с орудием мучения - колесом («Походная церковь», ТОКГ); поясные фигуры святых на псковской иконе «Свт. Николай», Галерея Р. Темпла, Лондон). Вмц. Екатерина с житием. Икона. 1668 (?) г. (ЯХМ) Вмц. Екатерина с житием. Икона. 1668 (?) г. (ЯХМ) С XVI в. в рус. искусстве складывался иконографический вариант, не встречающийся в византийском или балканском искусстве,- «Моление вмц.

http://pravenc.ru/text/189599.html

На царе платье с каймой, расшитой жемчугом, и узорчатый плащ, скрепленный на груди овальной фибулой, на голове царский венец с 2 ярусами «городцов», отдаленно напоминающий Казанскую шапку; у И. В. большие глаза, длинный тонкий нос, грозно сдвинутые брови и раздвоенная на конце борода; вокруг головы нимб (надпись: «Благоверный и христолюбивый, Богом венчанный, великий государь царь и великий князь Иоанн Василиевич, всея Великия России, многих государств государь и самодержец»). Очевидно, палешане использовали в качестве образца портрет И. В. из Круглого зала Оружейной палаты. Царь Иоанн IV. Фрагмент гравюры. 1582 г. (ГММК) Царь Иоанн IV. Фрагмент гравюры. 1582 г. (ГММК) В изводе «Родословное древо российских государей» И. В. изображен также на картине 1731 г. И. Никитина (из собрания Ф. Ф. Юсупова, ГРМ; см.: Живопись: Кат./ГРМ. СПб., 1998. Т. 1: XVIII в. С. 135-136. Кат. 342), на костяных пластинах 1772-1774 гг. и на кружке 1774 г. с.-петербургской мастерской О. Х. Дудина (ГИМ, ГММК; см.: Государственный Ист. музей: Альбом/Сост.: Е. М. Юхименко. М., 2006. С. 400-401. 22). По указанию президента АХ А. Н. Оленина акад. Н. И. Уткин в 1832 г. выгравировал портрет И. В. на основе рисунка из Титулярника 1672 г. (помещен в изд.: Устрялов Н. Г. Сказания кн. Курбского. СПб., 1833. 2 т. СПб., 18422, 18683). Условные портреты И. В. и изображения событий его царствования имеются на мн. книжных эстампах ( Филиповский Е. Е. Краткое ист. и хронол. описание жизни и деяний великих князей рос., царей, императоров. М., 1805-1810. 3 т.; Похорский Д. В. Российская история с 63 портретами вел. государей. М., 18373; Живописный Карамзин, или Рус. история в картинах/Изд.: А. Прево. СПб., 1836-1844. 3 т.), на гравюрах «Портрет имп. Петра I» П. Пикара (1717, РНБ), «Вел. князья и цари Российские» нач. XIX в. (ГИМ, РНБ), на литографиях «Таблица русских государей от Рюрика до Александра II» 1858 г., «Вел. князья, цари и императоры Российские» 1862 г., изготовленных в мастерской И. А. Голышева во Мстёре (ГЛМ), и др. Образцом для мн. живописных повторений и эстампов стал портрет И. В., выполненный в технике меццо-тинто гравером И. Штенглином с оригинала И. И. Бельского в 1742 г. Ровинский указал 80 гравированных портретов И. В. XVIII-XIX вв., в т. ч. конные изображения, ростовые и оплечные (со статуи М. М. Антокольского), с Судебником в руке, фантастические по сюжетам, лубочные и т. д. ( Ровинский. 1887. Т. 2. Стб. 1013-1026). Царь Иоанн IV. Гравюра из кн.: «Oderborn P. Iohannis Basilidis... vita». Witebergae, 1585 (РГБ) Царь Иоанн IV. Гравюра из кн.: «Oderborn P. Iohannis Basilidis... vita». Witebergae, 1585 (РГБ)

http://pravenc.ru/text/Иоанна IV ...

Иконописные работы: в 1663 г. Ф. Е. вместе с другими жалованными иконописцами «был с рукодельем у руки государя» и подносил икону Богоматери; «чинил Большой Деисус в Благовещенском соборе»; в 1664 г. писал иконы для иконостаса в дворцовую ц. прмц. Евдокии; в 1665 г. участвовал в написании 7 икон цикла Триоди Цветной; в 1666 г. писал иконы для иконостаса в ц. вмц. Екатерины, «что у царицы на сенях»; в 1667 г. создал икону «Спас Смоленский, с припадающими Афанасием и Кириллом Александрийскими» для Николо-Коряжемского мон-ря (СИХМ); в 1669 г. для иконостаса ц. арх. Михаила Чудова монастыря написал иконы «Свт. Николай Чудотворец» (не сохр.) и «Ап. Андрей Первозванный» (ГММК); в 1672 г. написал по заказу Улиты Скрыпиной икону «Прор. Илия» для Илиинской ц. в Ярославле (ЯХМ); в 1673 г. вместе с Никитой Павловцем писал 2 иконы Божией Матери «Живоносный Источник» «государю в хоромы»; в 1677 г. по заказу Б. М. Хитрово писал иконы для ц. Св. Троицы в его подмосковном владении - с. Ознобишине (сохр. икона «Свт. Николай Чудотворец» (ГМЗК)) и для Архангельского собора Московского Кремля с изображением царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича, предстоящих в молении Нерукотворному образу Спасителя (ГИМ, под записями XVIII и XIX вв.); в 1678-1679 гг. возглавлял работы по созданию икон праотцов для дворцовой ц. прмц. Евдокии и икон для ц. прп. Иоасафа, царевича Индийского, в с. Измайлове, для местного ряда иконостаса ц. Спаса Нерукотворного в Верхоспасском соборе писал «с товарищи» раму к иконе Спаса Нерукотворного с клеймами легенды (ГММК); в 1680 г. «с товарищи» писал для ц. мч. Иоанна Белоградского, «что у Великого Государя в Верху», Деисусы, праздники и местные иконы, в числе к-рых - страсти мч. Иоанна Белоградского, для Сретенского собора Московского Кремля - иконостас, апостольские проповеди, для ц. Всех святых в с. Измайлове - местные иконы; в 1683 г. писал иконы для Новодевичьего монастыря (Страстной цикл, часть резных икон фигурного «Распятия с предстоящими» находятся в ГИМ - музей «Новодевичий монастырь»); в 1685 г. под рук. Ф. Е. осуществлялись работы по созданию иконостасов в приделы Смоленского собора Новодевичьего монастыря; в 1687 г. под рук. и при участии Ф. Е. были написаны иконы Спасителя, Богородицы и св. Иоанна Предтечи для местного ряда иконостаса ц. Нерукотворного образа Спасителя над Воскресенскими воротами; 1688 г. датирована подписная икона «Рождество Пресв. Богородицы» (ЦМиАР).

http://pravenc.ru/text/200105.html

Труды преподобных Зосимы и Германа на острове. Миниатюра из Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Кон. XVI в. (ГИМ. Вахр. 71. Л. 32. об.) Труды преподобных Зосимы и Германа на острове. Миниатюра из Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Кон. XVI в. (ГИМ. Вахр. 71. Л. 32. об.) Аналогичные сюжеты повторяются и на др. житийных иконах преподобных Зосимы и Савватия, напр., с 55 клеймами сер. XVI в. из Преображенского собора Соловецкого мон-ря (ГИМ), с 22 клеймами кон. XVI в. из Белозерска (ГРМ). Нимб появляется у Г. в подобных произведениях с XVII в., как на житийной иконе с 18 клеймами 2-й пол. XVII в. из Троицкой ц. с. Ненокса Архангельской обл. (АМИИ), где имеется также клеймо «Возвращение прп. Германа в обитель»; на иконе с 22 клеймами сер. XVIII в. из ц. Преображения Господня в Кижах (Гос. ист.-архит. и этнограф. музей-заповедник «Кижи»); на иконе с изображением Соловецкой обители в среднике и с 18 житийными клеймами XVII в. (?) из Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве; на сев. иконе с 14 клеймами нач. XVIII в. из собрания Успенских (ГЭ) - в куколе, в надписях именуется «Ерманом»; на сев. иконе сер. XVIII в. из часовни Собора Богородицы дер. Кургеницы Медвежьегорского р-на Карелии (МИИРК) - последовательность событий в клеймах нарушена, вероятно под влиянием произведений печатной графики. Сюжеты с участием Г. имеются на деревянной резной раке прп. Савватия Соловецкого 1566 г. (ГММК). Сохранилось неск. лицевых списков Повести о преподобных Зосиме и Савватии Соловецких с большими циклами иллюстраций к Житиям соловецких первоначальников: наиболее ранний - рукопись кон. 70-х - 80-х гг. XVI в. (РГБ. Егор. 352), где Г. изображен без нимба и имени. На миниатюрах др. списков Повести, кон. XVI - нач. XVII в. из б-ки И. А. Вахромеева (ГИМ. Вахр. 71) и списка 1623 г., выполненного по заказу Александра (Булатникова) для Соловецкого мон-ря (РНБ. Солов. 556/175), Г.- в коричневой мантии и черном клобуке, с небольшой округлой бородой, имеет нимб, но слово «агиос» в надписи не употребляется, что объясняется местным почитанием святого в этот период. Одна из сев. рукописей 50-70-х гг. XVII в. содержит иллюстрацию «Преподобные Герман и Савватий Соловецкие у кельи» (БАН. 33. 5. 15. Л. 40). Самый подробный цикл сюжетов Жития Г. помещен на страницах рукописи «Сад спасения» 1711 г. (ГММК; до 1922 - в ризнице Соловецкого мон-ря).

http://pravenc.ru/text/164711.html

(ЦМиАР, Донской мон-рь). На территории мон-ря археологических материалов ранее XIII-XV вв. пока не обнаружено, культурный слой нарушен кладбищем XVII-XIX вв. и поздним строительством. Некрополь XV-XVII вв. развивался в XVIII-XIX вв. особенно быстро и постоянно охватывал новые участки. Памятники с него убраны в 20-х гг. XX в., территория в наст. время мало изучена (в 2000 начаты археологические исследования участка сев.-зап. угловой башни ограды и братского корпуса). В кон. XIV-XV в. А. м. являлся значительным центром книгописания, где был создан ряд больших кодексов, в т. ч. небогослужебных. В книгописании одновременно могло участвовать не менее 8 чел. Между 1392-1406 гг. была переписана «Книга о постничестве» свт. Василия Великого (ЦМиАР. 952, основной писец Василий), в 1403 г.- Изборник Симеона-Святослава, непосредственно со списка 1073 г. (ГИМ. Син. 256, писец Анфим), в 1406-1407 гг.- Златоструй (БАН. 33.16.15, основной писец инок Арсений), в 1416 г.- Евангелие-тетр (ГИМ. Чертков, 42/256, писец священноинок Макарий), ок. 1461 г. со Златоструя была изготовлена копия для кремлевского Успенского собора, дополненная минейным Торжественником и статьями Маргарита (РГАДА. Ф. 136. Оп. 1. 1679, писец Антоний), в 1462 г. переписана Триодь Цветная (Там же. 1539, писец «дьячишко Степан»). Все монастырские рукописи за исключением Евангелия отличаются практически полным отсутствием иллюминации. Позднейшая история книгописной мастерской А. м. остается неизученной, судьба б-ки неизвестна. Сохранился ряд памятников, происходящих из А. м.: палица с изображением «Сошествия во ад», 1438-1439 гг. (ЦМиАР), хоругвь «Спас Нерукотворный», 2-я пол. XVII в. (ГММК), палица «Спас Нерукотворный», кон. XVII (?) - XIX в. (ГММК), икона «Преподобные Андроник и Савва Московские», 2-я пол. XIX в. (Спасский собор А. м.). Ист.: ЦГАМО. Д. 120. Р-1; Тихонравов Н. С. Древние жития прп. Сергия Радонежского. М., 1892. Отд. 1. С. 128-131; Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XV вв. М.; Л., 1950; Кучкин В. А. Из литературного наследия Пахомия Серба//Источники и историография славянского средневековья. М., 1967. С. 242-257; Запись о душегубстве//Российское законодательство X-XX вв. М., 1985. Т. 2. С. 187-191; Клосс Б. М. Избранные труды. М., 1998. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. С. 370-371, 399-401.

http://pravenc.ru/text/115428.html

Произведения «парсунного письма» неоднородны по стилистическим и технико-технологическим характеристикам. П. «иконного» типа исполнены темперой на деревянной основе с ковчегом, покрытой, как и иконы, паволокой и левкасом. Эти портреты, преимущественно оплечные и оглавные, предназначались в качестве надгробных образов, с чем и связан их вневременной и внепространственный характер. Фигуры, как правило, дополнялись священными изображениями (Спас Нерукотворный). Сохранилось немного подобных произведений, они имеют небольшой размер, хотя существовали и крупноформатные П. (портрет царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича к «государевым гробам», 1678, Ф. Е. Зубов, ГИМ). П. царя Феодора Иоанновича и боярина М. В. Скопина-Шуйского (ГИМ, ГТГ), входившие в надгробные комплексы в Архангельском соборе Московского Кремля, датируются разными исследователями в пределах от нач. XVII до нач. 80-х гг. XVII в. (копии изображения царя Феодора Иоанновича - ГРМ, ГММК). Близкий по манере исполнения портрет царя Иоанна Грозного (Национальный музей Дании в Копенгагене) в наст. время считается «подстаринной» стилизацией рубежа XIX и XX вв. ( Бусева-Давыдова И. Л. Некоторые проблемы атрибуции парсуны//Русский ист. портрет. 2006. С. 38-45). К группе «иконных» П. можно отнести также неск. изображений в др. техниках (масляная живопись, аппликация), в частности парадный портрет царя Феодора Алексеевича 1686 г. (приписывается Салтанову, при участии Е. А. Елины, Смольянинова; см.: Комашко Н. И. Живописец Богдан Салтанов в контексте худож. жизни Москвы 2-й пол. XVII в.//ДРВМ. 2003. 2(12). С. 50-51), монументальный тафтяной ростовой портрет патриарха Никона ок. 1682 г. (приписывается Безмину, Салтанову или И. А. Валтырю, ГИМ). Портрет патриарха Иоакима (Савёлова), выполненный К. И. Золотарёвым в 1678 г. в смешанной технике (ТГИАМЗ), является самым ранним известным примером подписной и датированной П. (авторская подпись с датой на фоне прописана в XVIII в.). Как и портрет архиеп. Холмогорского Афанасия (Любимова) (нач. XVIII в., АМИИ), он принадлежит к более традиц. направлению, отличавшемуся относительно плоскостным решением формы и сохранением некоторых иконописных приемов. С данной традицией соотносится и большинство сохранившихся настенных изображений русских царей, князей и патриархов (росписи в кремлевском Архангельском соборе (1652-1666), Преображенском соборе Новоспасского мон-ря (1689), Троицком соборе Ипатиевского мон-ря (1684), соборе в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери московского Сретенского мон-ря (1707)), а также книжных миниатюр (царские Титулярники).

http://pravenc.ru/text/2579059.html

В Архангельском соборе Московского Кремля над захоронением И. В. помещен его «исторический портрет» (роспись 1652-1666 гг., создана на основе иконографической программы 1564-1565 гг.; см.: Сизов Е. С. К атрибуции княжеского цикла в росписях Архангельского собора//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1976. Вып. 2. С. 68. Ил. 3). Вел. князь изображен фронтально в рост, в княжеском одеянии: в кафтане с золотым поясом, в накинутой на плечи шубе, без головного убора. Имеет облик средовека с бородой средней длины и вьющимися волосами, вокруг головы нимб, как и у др. изображенных князей. Рядом с И. В. представлен его сын вел. кн. Василий III, похороненный здесь же. Вел. кн. Иоанн III и царь Иоанн IV. Фрагмент миниатюры из Синодика Новоиерусалимского мон-ря. 1676–1682 гг. (ГИМ. Воскр. 66. Л. 56) Вел. кн. Иоанн III и царь Иоанн IV. Фрагмент миниатюры из Синодика Новоиерусалимского мон-ря. 1676–1682 гг. (ГИМ. Воскр. 66. Л. 56) Портрет И. В. есть в Царском Титулярнике 1672 г. (РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. III; см.: Портреты, гербы и печати Большой гос. книги 1672 г. СПб., 1903. 24), а также в его копиях нач. 70-х XVII - нач. XVIII в. (РНБ. Эрм. 440; ГЭ. 28/78172; ГИМ. Муз. 4047; РНБ. F.IV.764). И. В. представлен оплечно, вполоборота вправо, пожилым мужчиной. У него большие глаза, тонкий прямой нос, вьющиеся кольцами волосы средней длины и прямая борода до груди, вокруг головы нимб. На И. В. богатая княжеская одежда: видны верхняя часть кафтана и меховой ворот шубы. Изображение заключено в овальный медальон, окруженный растительным орнаментом. По обе стороны головы надпись: «Великий кнзь иоа[н] васи[ль]евичь». Согласно описи Симона Ушакова 1672 г., изображение И. В. находилось в Грановитой палате Московского Кремля. Роспись была возобновлена в 1882 г., при имп. Александре III, палехскими иконописцами Белоусовыми. На юж. стене были помещены сцены, представляющие события рус. истории, на откосах окон - изображения рус. князей. Фигура И. В.- на откосе центрального окна юж. стены, напротив изображения его сына и преемника вел. кн. Василия III. И. В. представлен фронтально в рост, средовеком с короткой, раздвоенной книзу бородой, с вьющимися волосами с сильной проседью, брови сведены, подчеркнуты морщины на лбу. На нем темно-зеленый кафтан, синие штаны и коричневые сапоги, на плечи накинута золотая парчовая шуба с коричневым воротником. Изображен без головного убора, с нимбом; в левой руке - держава, в правой - скипетр. В верхней части композиции надпись: «Благоверный царь и великий князь Иоаннъ Василиевич государь и самодержецъ всея Великия России» ( Насибова А. С. Грановитая палата Московского Кремля: Альбом. Л., 1978. С. 81).

http://pravenc.ru/text/469780.html

Прп. Александр Свирский в житии. Икона. 1655 г. (ГРМ) Иконография А. С. складывалась на протяжении 2-й пол. XVI в. в соответствии с уже существовавшей традицией изображения преподобных: средовек, в монашеской одежде, с благословляющей десницей и свитком в левой руке. После обретения мощей святого, в 1644 г., была создана серебряная рака (сохранилась крышка: ГРМ. БК-2891). Одновременно развивались 2 типа изображения А. С.: поясное, как на иконе-пяднице 2-й пол. XVI в. (ГММК. Инв. 4974 соб.), напрестольных серебряных крестах 1576 и 1592 гг. (ГРМ. БК-2889; БК-2890), и ростовое - напр., на иконах «Избранные святые: Николай Чудотворец, Никита Новгородский, Иоанн Новгородский, Александр Свирский» 1560 г. (ГТГ. Инв. 14192); «Трехрядница: Воздвижение креста, Покров, избранные святые» 1565 г. (ГТГ. ДР-48); «Преподобный Александр Свирский в житии» 1655 г. (ГРМ. Инв. 2657); на шитых покровах 1581 г. (ГТГ. Собр. П. Корина. Инв. 42), 1582 г. (ГРМ. ДРТ-303), 1644 г. (ГРМ. ДРТ-263), 1670 г. (ГРМ. ДРТ-292), 1686 г. (ГРМ. ДРТ-302). Существуют варианты изображений со свитком, развернутым вверх или вниз; свернутым (складень трехстворчатый с образом А. С. в среднике 2-й пол. XVI в. и сценами его жития на створках нач. XVIII в. (ГТГ. Инв. 1446)). В сводном иконописном подлиннике XVIII в. о святом сказано: «Подобием стар и сед, власы просты, брада бела, редка, широка, длиною с Сергиеву, ризы преподобническия, рука благословенна, в другой свиток, одежда же его бе свита толста вельми и искропана, яко рубищем на ризе его многим изошвенным быти: поживе 85 лет» (Филимонов. С. 434). Число клейм в сохранившихся житийных иконах варьируется: 10 - на иконе XVIII в. (ЯХМ. Инв. 647); 14 - на иконе XVII в. (ГИМ. Инв. 53054 ); 16 - на иконе рубежа XVII-XVIII вв. из придела прп. Александра Свирского в соборе Покрова на Рву (ГИМ); 39 - на иконе 1655 г. (ГРМ). Иконографические программы житийных икон отражают различные аспекты почитания А. С. Имеются лицевые (с 6 миниатюрами) списки жития А. С.: РГАДА. Ф. 181. Оп. 1. 135, кон. XVII в.; ГИМ. Муз. 344, сер. XVIII в.; РГАДА. Ф. 188. 1209.

http://pravenc.ru/text/64396.html

Ведомость 1855 г. ц. во имя свт. Николая Чудотворца Сумского прихода сообщает, что «в Сумском посаде… есть часовня во имя преподобнаго Елисея Сумскаго чудотворца. Она существует с 1668 года и первоначально устроена была по распоряжению царского стольника Александра Севастиановича Хитрова, местоположением она находится под правым клиросом церкви святителя Николая. В этой часовне под тем самым местом, где погребен преподобный Елисей Сумский Чудотворец, устроена приличная гробница и существует оная с означеннаго же времени. Украшением сия часовня весьма достаточна» (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 670. Л. 3-3 об.). В Соловецком патерике указано, что «над могилой поставлена новая деревянная рака с изображением на верхней доске лика Преподобнаго» (Соловецкий патерик. СПб., 1873. М., 1991р. С. 40). Преставление и чудесное воскрешение прп. Елисея. Миниатюра из Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Кон. XVI - нач. XVII в. (ГИМ. Вахром. 71. Л. 99) Преставление и чудесное воскрешение прп. Елисея. Миниатюра из Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Кон. XVI - нач. XVII в. (ГИМ. Вахром. 71. Л. 99) Как сподвижник прп. Зосимы Соловецкого Е. неоднократно изображен на миниатюрах из Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких кон. XVI - нач. XVII в. из б-ки И. А. Вахромеева (ГИМ. Вахром. 71). Здесь представлены такие сюжеты: «Известие о скорой смерти инока Елисея», «Возложение схимы на прп. Елисея», «Прп. Зосима ограждает прп. Елисея от бесов», «Путешествие иноков с больным прп. Елисеем», «Преставление и чудесное воскрешение прп. Елисея» и др. Е. изображен без нимба, в коричневой мантии и черном клобуке или в схиме с красными крестами и в куколе, с небольшой бородой. Аналогичные миниатюры встречаются в иллюстрированном Сказании о преподобных Зосиме и Савватии Соловецких 1623 г., написанном по заказу Александра (Булатникова) для Соловецкого мон-ря (РНБ. Солов. 556/175), а также в рукописи «Сад спасения» 1711 г. (ГММК. Инв. Кн.-215; до 1922 - в ризнице Соловецкого мон-ря).

http://pravenc.ru/text/189861.html

301 Сохранилась только одна половина этой каменной формы размером 72х78 мм. Справа на форме вырезан в контррельефе четырехконечный крест с килевидными окончаниями ветвей. Об этих крестах будет сказано ниже в разделе о ярославских крестах-тельниках первого типа. С левой стороны на пластине вырезан крест-тельник другой формы. Изображение подобного креста см.: Винокурова Э. П. Металлические литые кресты-тельники XVIIb.//Культура средневековой Москвы. XVIIbek. М., 1999. С. 347. Илл. 22. Тип IX. 302 Скорее всего, серебряная пластина с прорезным крестом и гравированной надписью является одновременной иконе. См.: Игошев В. В. Опыт атрибуции серебряной и золотой басмы XV–XVIIbekob//Материалы IVhayчhoй конференции «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства». М., 2000. С. 35. Илл. 3. 303 Курение фимиама – ароматических смол в специальном сосуде кадиле – являлось неотъемлемой частью богослужения и сопровождало все наиболее значительные литургические действия. «Каждением, – писал Симеон Солунский , – святые места и вещи чествуются, а предстоящие освящаются». По словам Феодора Печерского, «святое бо кадило образ Святаго Духа есть». 304 Подобные прорези в виде небольших четырехконечных и равноконечных крестов имеются на многочисленных шарообразных серебряных кадилах работы ярославских мастеров. Например, на кадиле 1662 года (ЯМЗ-7337), являющемся вкладом рукавишника Сергея Андреева с сыном, по обещанию святой Троице, Борису и Глебу; на кадиле 1674 года (ЯМЗ-7332) из ярославской церкви Спаса на городу; на кадиле середины XVIIbeka (ЯМЗ-7346) из ярославской церкви Ильи Пророка; на кадиле середины XVIIbeka из Спасского монастыря г. Ярославля (ГММК-мр3362); на кадиле 1677 года (ГИМ-4392) из Афанасиевского монастыря г. Ярославля; на кадиле 1687 года (ЯМЗ-7349) из церкви Петра и Павла г. Ярославля; на кадиле 1689 года (ГММК-мр4247) из Соловецкого монастыря; на кадиле 1692 года (ЯМЗ-7334) из церкви Федоровской Богоматери г. Ярославля. О подобных прорезных крестах на кровле кадил см.: Игошев В. В. Ярославское художественное серебро XVI – XVIIIbb. М., 1997. С. 44; Игошев В. В. Ярославские серебряные кадила XVIIb. из собрания новгородского музея-заповедника (К вопросу о типологии церковной утвари.) VIITuxoмupobckue чтения. Тезисы докладов. Ярославль, 1999. С. 76.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010