Др. иконографический извод представляет А. изображенным фронтально, с благословляющей десницей и Евангелием в левой руке. Примером могут служить шитые образы А. на пеленах «Избранные святые и праздники», 1499 г. (вклад вел. кнг. Софии Палеолог, СПГИАХМЗ); «Богоматерь Смоленская», 60-е гг. XV в. (ГММК); «Избранные святые», 1-я пол. XVI в. (ГИМ); «Явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому, праздники и святые», 1525 г. (СПГИАХМЗ); покров «Святитель Алексий, митрополит Московский», кон. XVII в., происходящий из Чудова мон-ря (ГММК),- на каймах вышит тропарь А. «Светоносная возсия днесь память твоя». Данной иконографической традиции следовал и мстерский иконописец О. С. Чириков , написавший в 1890 г. образ Московских святителей Петра, А., Ионы, Филиппа и вел. кн. Владимира (ГИМ), поднесенный кн. В. А. Долгорукову Обществом хоругвеносцев Кремлевских соборов. Существует неск. вариантов данного извода: в росписи Успенского собора Свияжского мон-ря 60-х гг. XVI в.; на покрове 1581 г., вложенном в Чудов мон-рь тверским вел. кн. Симеоном Бекбулатовичем, А. правой рукой придерживает Евангелие, стоящее на левой руке (ГММК); на фреске Дионисия в ц. Рождества Богородицы в Ферапонтовом Белозерском в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужском монастыре , 1502 г., левой рукой А. поддерживает Евангелие, правой, отведенной в сторону, благословляет. Аналогичный жест воспроизведен на иконе 1606 г. из Благовещенского собора Сольвычегодска (ГТГ), созданной в строгановской мастерской. Одно из ранних изображений А. с отведенными в стороны руками (правой он благословляет, в левой - Евангелие на убрусе) - в среднике житийной иконы А., созданной Дионисием, кон. XV в. (ГТГ). Тот же иконографический вариант встречается в дьяконнике ц. Рождества Богородицы на Возмище под Волоколамском, сер. XVI в., на фреске 1547-1551 гг. на юж. стене алтаря Благовещенского собора Московского Кремля, на иконе А. 1577 г. мастера Давида Сираха (РязХМ), на иконе нач. XVIII в. с Нерукотворным Образом Спасителя на верхнем поле (ГМЗРК).

http://pravenc.ru/text/81755.html

Свт. Петр, митр. Московский. Роспись собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря. 1502 г. Мастер Дионисий и сыновья Самый распространенный извод в иконографии П., также имеющий неск. вариантов,- его прямоличный ростовой или поясной образ с благословляющей рукой возле груди, в левой руке - Евангелие. В раннее время такие изображения встречались на иконах, где П. был представлен среди избранных святых: ростовой образ святого на иконе «Воскресение Христово (Сошествие во ад), с праздниками и избранными святыми» сер. XVI в. (из собрания А. В. Морозова, ГИМ), поясной образ П. на иконе «Положение ризы Пресв. Богородицы, с деисусом и избранными святыми» 1-й пол. XVI в. (ВГИАХМЗ), на новгородской иконе Божией Матери «Одигитрия, с избранными святыми» ок. 1565 г. (ГРМ). Подобные изображения часто использовались в памятниках шитья: пелены «Смоленская икона Божией Матери, с деисусом и избранными святыми», 1462-1467 гг. (мастерская вел. кнг. Марии Борисовны, предположительно из Благовещенского собора Московского Кремля, ГММК); «Крест Голгофский, с праздниками и святыми» 1499 г. (вклад вел. кнг. Софии Палеолог, СПГИАХМЗ; фигура П. расположена на нижнем поле в одном клейме со свт. Алексием, митр. Московским); «Успение Пресв. Богородицы, с праздниками и избранными святыми» 2-й пол. XV в. из Успенского собора Княгинина мон-ря во Владимире (ГТГ); плащаница «Положение во Гроб, со святыми», возможно из Успенского собора Московского Кремля (между 1408 и 1431, поля - не ранее сер. XV в., ГИМ); «Явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому, с праздниками и святыми» 1525 г. (вклад вел. кн. Василия III и вел. кнг. Соломонии Сабуровой в ТСЛ, СПГИАХМЗ); «Святители Никита Новгородский и Петр Московский» кон. 50-х - 60-х гг. XVI в. (ГИМ); епитрахили «Господь Вседержитель, икона Божией Матери «Знамение», избранные святые» из Спасо-Евфимиева мон-ря в Суздале (между 1636 и 1651, Музей икон в Рекклингхаузене, Германия) и «Святители» 2-й пол. XVII в. из ризницы Ярославского архиерейского дома (ЯИАМЗ); судари «Распятие Христово, с избранными святыми» 70-80-х гг. XVII в. мастерской Строгановых в Сольвычегодске (ГММК).

http://pravenc.ru/text/2580092.html

В Царском Титулярнике 1672 г. (РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. III; см.: Портреты, гербы и печати Большой гос. книги 1672 г. СПб., 1903. 19) и в его копиях нач. 70-х гг. XVII - нач. XVIII в. (РНБ. Эрм. 440; F.IV.764; ГИМ. Муз. 4047) среди изображений российских правителей есть оплечное изображение И. Д., выполненное в манере исторического портрета. Он показан пожилым мужчиной, большие глаза внимательно смотрят на зрителя; у князя прямой нос, вьющиеся кольцами волосы и прямая борода до середины груди. Одет в богатую княжескую одежду (виден меховой ворот шубы). По сторонам нимба надпись: «Beлukiu кнзь Ioah Данилович». Сон вел. кн. Иоанна Калиты. Клеймо иконы «Свт. Петр, с житием». 80-е гг. XV в. (ГММК) Сон вел. кн. Иоанна Калиты. Клеймо иконы «Свт. Петр, с житием». 80-е гг. XV в. (ГММК) Образ И. Д. присутствует на иконах, где представлены житийные сцены с изображением его современника свт. Петра, митр. Московского, напр. на иконе «Свт. Петр, с житием» из Успенского собора Московского Кремля, выполненной в мастерской Дионисия (80-е гг. XV в., ГММК). В клейме 14 («Сон вел. кн. Иоанна Калиты») И. Д. вместе с тысяцким Протасием изображен верхом, на князе красная рубаха, зеленый парчовый кафтан, синие штаны, золотые сапоги и белая шапка с красной опушкой. Правой рукой он указывает на высокую гору со снежной вершиной на заднем плане. В клеймах 17 («Смерть свт. Петра и перенесение его тела в Успенский собор») и 18 («Погребение свт. Петра») И. Д. изображен в желтом кафтане и зеленой шубе, без головного убора. В клейме 17 он стоит в центре, во главе свиты, за смертным ложем святителя, с опущенной головой, левой рукой указывает на усопшего, правой - прижимает к щеке белый плат. В клейме 18 И. Д. следует за гробом свт. Петра, который на плечах несут юноши ( Беляев. 2009. С. 57, 60. Ил. 12, 16). Те же сюжеты можно видеть на иконе «Свт. Петр, митр. Московский, с 12 клеймами жития» московского иконописца Ф. А. Соколова (1877, ГМЗК, с надписью: «Истинное изображение меры и подобия иконы святого Петра митрополита, находящейся в московском Успенском соборе. Писал иконописец Федор Соколов. 1877 [Рождества] Христова»).

http://pravenc.ru/text/469776.html

XVI в., ГММК,- с «Сошествием Св. Духа»). Фигуры чина могли быть поясными, как, напр., на иконах, входивших в первоначальное убранство ц. Покрова на Рву (кон. XVI в., ГИМ, музей «Покровский собор»), где И. З. облачен в коричневую фелонь и держит закрытое Евангелие в золотом окладе с красным обрезом на покрытой омофором правой руке. Свт. Иоанн Златоуст. Икона из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Кон. XIV в. (ГММК) Свт. Иоанн Златоуст. Икона из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Кон. XIV в. (ГММК) Единоличные изображения И. З. в иконописи известны с поздневизант. времени. На мозаичной иконе (ок. 1325, Дамбартон-Окс, Вашингтон), подаренной мон-рем Ватопед на Афоне рус. послу гр. А. И. Нелидову в 1894 г., в поясном изображении И. З. выделены черты, характерные для типа аскета - впалые щеки, высокий лоб; облачения отличаются яркостью - ризы с красными крестами, омофор с крупными синими крестами, на покровенной левой руке Евангелие. Древняя почитаемая небольшого размера икона (26,5×19 см) с ростовым изображением И. З. хранится в мон-ре Хиландар. Уже в кон. XIX в. живопись в среднике была неразличима, и внимание исследователей икона привлекала благодаря драгоценному визант. серебряному окладу XIII-XIV вв. с 14 рельефными композициями, Этимасией и праздниками ( Кондаков. 1902. С. 195. Рис. 75). В совр. публикациях на иконе заметны черты, к-рые можно отнести к искусству позднего времени: высокий лоб святого заканчивается тонзурой, бритый подбородок; святитель в саккосе, на боку палица; цветной фон имитирует воздушную перспективу (Treasures of the Mount Athos. 1997. Cat. 9. 21. P. 344-345). Наиболее ранний пример в рус. иконописи - икона из ц. Введения д. Кузьмино на Княжострове Архангельской обл. (2-я пол. XV в., АМИИ). И. З. представлен с разведенными в стороны руками, правой благословляет, на покровенной левой Евангелие; облачен в белую крещатую фелонь, темно-синий подризник, у него шитая золотом епитрахиль, палица и поручи; волосы необычно пышные, на голове тонзура.

http://pravenc.ru/text/541598.html

ГМИР. М., 2006. С. 46. 46, 47; Сарабьянов В. Д. Росписи сер. XVI в. в трапезной ц. Пафнутиева Боровского мон-ря//Царский храм: Благовещенский собор Моск. Кремля в истории рус. культуры/ГММК. М., 2008. Вып. 19. С. 116-143; Кочетков. Словарь иконописцев. 20092. С. 65, 184, 569, 572, 666; Клевцова Р. И. Икона «Богоматерь Владимирская, с предстоящим прп. Пафнутием Боровским» и ее вкладчик соловецкий старец А. Булатников//Мат-лы и исслед./ГММК. М., 2010. Вып. 20. С. 50-64; Святые земли Русской: [Кат. выст.]/ГРМ. СПб., 2010. С. 146-149, 230-231. Ил. 85-87, 143; Слово и образ: Рус. житийные иконы XIV - нач. XX в.: Кат. выст. М., 2010. С. 140-141. Кат. 55; Чугреева Н. Н. Рус. святые в иконе, шитье, книжной миниатюре, мелкой пластике из собр. Музея им. Андрея Рублёва. М., 2011. С. 8-9; Иконописец мон. Иулиания: Посвящ. 30-летию со дня кончины/Авт.-сост.: Н. Е. Алдошина, А. Е. Алдошина. М., 2012. С. 85-87, 98, 100, 102; Юхименко Е. М. Старообрядческий центр за Рогожской заставою. М., 20122. С. 232, 255-256, 265. Кат. 21; «И свеча не угасла…»: Произведения изобр. и декор.-прикладного искусства XV - нач. XXI в., памятники истории и археологии: Кат. выст./СПГИАХМЗ. М., 2014. С. 62; Обитель прп. Сергия: Кат. выст./ГИМ. М., 2014. С. 112. Кат. 83; Прп. Сергий Радонежский: Образ простоты, правды, святости: Иконография XV - нач. XX в.: Альбом-кат. М., 2014. С. 216-217. Кат. 18; Русские иконы Синая: Жалованные грамоты, иконы и произведения декоративно-прикладного искусства XVI-XX вв. из России, хранящиеся в мон-ре св. Екатерины на Синае. М., 2014. С. 181-183. Кат. 6; Русские святые: Кат. выст./КБМЗ; авт.-сост.: М. Н. Шаромазов, О. В. Силина. Ярославль, 2014. С. 125, 175, 259, 265. Кат. 54, 134; Три описи Иосифо-Волоколамского мон-ря XVI в./Публ.: Т. И. Шаблова. СПб., 2014. С. 34, 79, 81-82, 84; Борис Годунов: От слуги до государя всея Руси: Кат. выст./ГММК. М., 2015. С. 114-115. Кат. 16; Образы рус. святых в собр. Исторического музея/ГИМ; авт.-сост.: Л. П. Тарасенко. М., 2015. С. 250-253, 390-399.

http://pravenc.ru/text/2579804.html

Прп. Пафнутий Боровский. Икона. Сер. XVI в. (ризница мон-ря вмц. Екатерины на Синае) Прп. Пафнутий Боровский. Икона. Сер. XVI в. (ризница мон-ря вмц. Екатерины на Синае) Иконографический тип П. в молении Иисусу Христу или Божией Матери относится к самым ранним (небольшая икона сер. XVI в. из ризницы мон-ря вмц. Екатерины на Синае). На иконе-пяднице в серебряном позолоченном окладе 2-й пол. XVI в., исполненной в мастерских Московского Кремля (первоначально находилась у раки св. царевича Димитрия Угличского в Архангельском соборе Московского Кремля, ГММК), П. показан молящимся Иисусу Христу, благословляющему его из небесного сегмента. Лик преподобного обращен вверх, борода разделена на волнистые пряди, очерченные вырезом оклада, правая рука опущена (ладонь повернута ко Спасителю), в левой - четки, по контуру мантии - золотая опись, позем с изображением кустов или невысоких деревьев. На крупноформатной иконе кон. XVI - нач. XVII в. (?) с поновлениями XIX в. (до 1887) и нач. XXI в. (ц. Рождества Христова на Рогожском кладбище в Москве; первоначально, возможно, деисусный образ) жест святого отличается: правая рука поднята для крестного знамения, в левой - развернутый свиток. В 1-й четв. XVIII в. созданы иконы святого (из собрания Н. П. Кондакова, ГРМ; в серебряной раме, ГИМ), где он предстоит Богоматери с Младенцем в облачном сегменте; во 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. (ГМИР) и в посл. четв. XVIII в. (в окладе 1780 г., из собрания Л. К. Зубалова, ГИМ) - аналогичные иконы с образом Иисуса Христа (жест П. варьируется). Этот тип изображения получил распространение на иконных образцах XVII-XIX вв. (ГИМ). Прп. Пафнутий Боровский, с житием. Икона. 1-я пол. XIX в. (ЦМиАР) Прп. Пафнутий Боровский, с житием. Икона. 1-я пол. XIX в. (ЦМиАР) Образ П. изредка вводили в состав деисусного ряда иконостаса в храмах Калужской епархии, напр. на иконе 1-й пол. XVIII в. (ок. 1708?) в притворе ц. Рождества Пресв. Богородицы в Рощинской слободе Боровска. Известны также изображения П. в небольших деисусных композициях, напр. на иконе кон. XVII - нач. XVIII в. (из кремлевского собора свт. Николая Гостунского, ГММК) он изображен вместе с преподобными Сергием и Никоном Радонежскими, пальцы правой руки сложены для крестного знамения, левая - в молении; П.- седой старец с разделенными на прямой пробор волосами и лежащей прядями бородой средней величины. На 2 иконах кон. XIX - нач. XX в. (мстёрский или московский мастер, ц. прор. Илии в Верее (Московская обл.)), первоначально входивших, очевидно, в деисусный ряд иконостаса одного из подмосковных или калужских храмов, изображены прп. Тихон Калужский и П. (в рост, вполоборота вправо, надпись на свитке соответствует приведенной в иконописном подлиннике из коллекции Г. Д. Филимонова).

http://pravenc.ru/text/2579804.html

«Богоматерь «Знамение» с избранными святыми». Икона. 80-е гг. XVIII в. (ГИМ, музей «Покровский собор») «Богоматерь «Знамение» с избранными святыми». Икона. 80-е гг. XVIII в. (ГИМ, музей «Покровский собор») многочисленны изображения В. Б. в сонме рус., и особенно московских, чудотворцев, как правило рядом с др. московскими юродивыми. Вместе с рус. преподобными и святителями он представлен на створке складня рубежа XVI-XVII вв. (СПГИАХМЗ). Наиболее ранний пример включения В. Б. в число московских чудотворцев - складень рубежа XVI-XVII вв. письма Истомы Савина (ГТГ), где вместе с Московскими митрополитами Богоматери молятся В. Б., блаженные Иоанн и Максим. Изображение В. Б. наряду с др. рус. святыми находится на одной из дробниц покрова 1637 г. (ГММК), выполненного для гробницы вел. кнг. Евфросинии в московском Вознесенском мон-ре; В. Б., блаженные Максим и Иоанн изображены на иконе «Похвала Богоматери Владимирской» («Древо государства Российского») письма Симона Ушакова из ц. Св. Троицы в Никитниках (1668, ГТГ), где медальоны с их образами размещены по соседству с московскими преподобными, а медальон с В. Б. симметричен изображению царя Феодора Иоанновича, при к-ром состоялось прославление святого. Особенность иконографии В. Б. в этом произведении - наличие у него свитка с надписью, прославляющей Богоматерь: «...радуйся, аромате благовонный, объюхавше сердца верных». В сонме московских чудотворцев, а также ростовских святых (в т. ч. юродивых) В. Б. представлен на иконе посл. четв. XVII в. из с. Демьяны под Ростовом (СПГИАХМЗ), с московскими чудотворцами - на нижнем поле фресковой иконы «Богоматерь «Знамение», с избранными святыми» 1-й четв. XVIII в. на вост. фасаде собора Покрова на Рву, на нижнем поле иконы 80-х гг. XVIII в. над входом в придел во имя В. Б. собора (ГИМ, музей «Покровский собор»), композиционно близкой фреске, а также на широко распространенных литых старообрядческих складнях XVIII-XX вв. с изображением двунадесятых праздников на 4 створках (наиболее ранний - складень, 1711 г., ГИМ), где в одном из клейм на фоне Московского Кремля представлены молящиеся перед Владимирской иконой Божией Матери Московские митрополиты, В. Б. и Максим.

http://pravenc.ru/text/150789.html

среди братии не выделена). В сцене с явлением Симеону Антонову Радонежских игуменов Н. нередко изображен за прп. Сергием с иконой в руке. К этой группе относятся иконы: 80-90-х гг. XV в. (из Успенского собора Московского Кремля, ГММК); нач. XVI в. (ок. 1512?), предположительно происходящая из надвратной ц. прп. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевом монастыре (СПГИАХМЗ); 1-й трети XVI в. (из ц. Благовещения Пресв. Богородицы в Чудовом мон-ре, ГММК); 1-й пол.- сер. XVI в. из ц. прп. Сергия Радонежского в Борисоглебском монастыре на Устье (ГМЗРК); 2-й пол. XVI в. (?) из старообрядческой ц. Успения Пресв. Богородицы на Апухтинке в Москве (ГИМ); ок. 1586 г. из Троицкого собора в Ипатиевском мон-ре в Костроме (КГОИАХМЗ); 1591 г. и кон. XVI в. работы мон. Евстафия (Головкина) (СПГИАХМЗ, ПЗИХМЗ; см.: Попова Т. Л. Иконы из собр. Переславского музея-заповедника. Рыбинск, 2015. С. 58-63. Кат. 17); кон. XVI в. из ц. преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Троице-Сергиевом мон-ре (СПГИАХМЗ); нач. XX в. (ГМИР) и др. На иконах из надвратного храма, Борисоглебского и Ипатиевского мон-рей в клеймах «Принесение даров Константинопольского патриарха Филофея» и «Исцеление ослепшего греческого епископа» за спиной прп. Сергия стоит монах с нимбом, вероятно, Н. В др. житийных циклах помимо указанных сюжетов встречается клеймо «Прп. Сергий благословляет прп. Никона на игуменство», напр. на иконе с 12 клеймами сер. - 2-й пол. XVII в. (ГИМ) и на иконе с 24 клеймами 1-й пол. XVII в. (ЧерМО). Судя по наличию нимба, Н. (иногда в фелони) изображали также в композиции «Преставление прп. Сергия» и «Погребение прп. Сергия» (роспись 1459-1463 гг. в ц. прп. Сергия Радонежского Новгородского кремля, НГОМЗ; икона с 17 клеймами предположительно письма Феодосия, сына Дионисия, из Успенского собора в Дмитрове, ок. 1510, ЦМиАР; вологодская икона с 12 клеймами, 1-я треть XVI в., собрание русских икон при поддержке Фонда ап. Андрея Первозванного) и др. Особый сюжет из Жития Н.- явление ему прп. Сергия со святителями Петром и Алексием, митрополитами Московскими, перед нашествием Едигея - был написан на «древней» иконе в серебряном окладе, находившейся на сев.

http://pravenc.ru/text/2566240.html

Прп. Иов Анзерский. Хромолитография. 1897 г. Мастерская Веферс в С.-Петербурге (ГИМ) Прп. Иов Анзерский. Хромолитография. 1897 г. Мастерская Веферс в С.-Петербурге (ГИМ) Грамоты, которыми пользовались составители Житий И., хранились в ризнице Соловецкого мон-ря. Документы Голгофо-Распятского скита имели свои описи: 1801 г. (РНБ. Солов. 1014/1123. Л. 88-88 об.) и 1826 г. (ГММК. Ф. Солов. мон-ря. Ркп. 1412). Архим. Досифей (Немчинов) копировал грамоты, относящиеся к Голгофо-Распятскому скиту (РНБ. Солов. 1055/1164; ГММК. Ф. Солов. мон-ря. Ркп. 1240), и опубликовал их в составе ризничной коллекции документов Соловецкого монастыря ( Досифей (Немчинов) . 1836). О деятельности И. как строителя Анзерского Свято-Троицкого скита и основателя Голгофского скита сообщается во вкладной книге Свято-Троицкого скита, написанной по благословению И. его учеником мон. Макарием в 1710 г. Об основании И. Голгофо-Распятского скита рассказывается в посвященной этому событию повести, составленной в 1713-1715 гг. кем-то из учеников святого, возможно мон. Макарием. Примечательно, что, за исключением заглавия произведения, имя И. в тексте не упоминается, вероятно, потому, что И. запретил жителям Соловков о себе рассказывать (об этом сообщается во вкладной книге Анзерского скита 1710 г.; см.: Севастьянова. 1998. С. 22-28). И. посвящена статья Соловецкого патерика, сложившегося в основном к кон. XVIII в. и до кон. XIX в. пополнявшегося новыми статьями. Биография Судя по синодику Голгофо-Распятского скита, отец И. принадлежал к духовенству. Мн. годы Иоанн служил приходским священником в Москве. Живя в миру, святой имел иноческий настрой, исполнял монашеское молитвенное правило, был сострадателен к бедным, раздавал много милостыни, кормил у себя дома нищих. Свящ. Иоанн был опытным духовником: в беседах и поучениях он учитывал положение и состояние исповедующегося; свои наставления основывал на Свящ. Писании и подтверждал примерами из церковной истории и жизни святых. Святой часто заступался за несправедливо обиженных. Весть о праведной жизни о. Иоанна дошла до царя Петра I Алексеевича , к-рый призвал его для служения в придворной ц. в честь Воздвижения Креста Господня (эту церковь называли Распятской). Вскоре о. Иоанн был назначен духовником царя и членов царского дома.

http://pravenc.ru/text/578146.html

315 «Распятие» на напрестольных крестах «московского» типа XVI–XVIIbekob отличается от ярославских и новгородских образцов ярко выраженной статичностью. Пропорции фигуры Христа стали другими. Удлиненная прямолинейная и хрупкая фигура Христа, словно застывшая, дана без малейшего движения, руки почти не согнуты в локтях и раскинуты под прямым углом к корпусу, также прямые и ноги, не согнутые в коленях. Можно предположить, что образцам для «Распятий» на серебряных чеканных крестах «московского» типа послужили иконы письма Дионисия. Например, «Распятие» письма Дионисия 1500 года (ГТГ) из Павло-Обнорского монастыря (см.: Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVIbeka. М., 1983. С. 123. Илл. 124). Такие фигуры «Распятий» с двумя ангелами вверху чеканены на серебряных напрестольных крестах московской работы, являющихся царскими вкладками. Это – крест 1594 года (ГИМ) (см.: Каталог выставки ГИМ «1000 лет русского золотого и серебряного дела», проходившей в Финляндии в г. Хельсинки. Эспоо, 1991. Илл. 6). Окончание нижней части ствола креста первой половины XVII века, если смотреть на него фронтально, имеет закругление, а на рукоятях с лицевой стороны гравированы вкладные надписи, что является характерным признаком московских образцов. Это – крест 1623 года (РЯМЗ) из Успенского собора г. Ростова (изображение креста см.: Монастыри и храмы земли Ярославской. Краткая иллюстрированная энциклопедия Т. 1. Ярославль – Рыбинск. С. 73); 1623 года (ГММК-мр9979) из Николо-Угрешского монастыря (Каталог выставки «1000-летие русской художественной культуры». М., 1988. Илл. на с. 222. Кат. 305. С. 392); 1652 года (ЯМЗ-7870) из Успенского собора г. Ярославля; 1655 года (ГММК-мр4977) из церкви Покрова Богоматери села Покровского (Каталог выставки «1000-летие русской художественной культуры». М., 1988. Илл. на с. 222. Кат. 310. С. 392–393). 316 Бурдакова Е. В. Произведения из серебра с надписями в собрании Ярославского музея-заповедника//Художественный металл России. М., 2001. С. 94.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010