М., 2003. Кат. 75, 81; Мельник А. Г. «Ростовские и московские святые»: эволюция иконографии в XVI-XVII вв.//ИКРЗ, 2003 г. Ростов, 2004. С. 354-365; он же. Становление культа юродивого Максима Московского//Ярославский пед. вестн. 2014. Т. 1. 2. С. 13-17; Древности и духовные святыни старообрядчества: Иконы, книги, облачения, предметы церк. убранства Архиерейской ризницы и Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве/Сост.: М. В. Вилкова. М., 2005. Кат. 47, 64; Иванов А. С. Блаженные похабы: Культурная история юродства. М., 2005. С. 252, 270; Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого. М., 20062. Кат. 55. (Древнерус. живопись в музеях России); Полякова О. Архитектура России в ее иконе: Города, монастыри и церкви в иконописи XVI-XIX вв. из собр. Музея-заповедника «Коломенское». М., 2006. (World Art Museum); Русское искусство из собр. ГМИР/Сост.: М. В. Басова. М., 2006; Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр./Авт.-сост.: И. Тарноградский; авт. ст.: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2007; Иконы Владимира и Суздаля. М., 2008. (Древнерус. живопись в музеях России); Образы и символы старой веры: Памятники старообр. культуры из собр. Рус. музея. СПб., 2008. Кат. 30-32, 128, 175, 176, 180; Комашко Н. И., Преображенский А. С., Смирнова Э. С. Русские иконы в собр. Михаила Де Буара (Елизаветина): Кат. выст. М., 2009; Вилинбахова Т. Б., сост. Святые земли Русской. СПб., 2010. Кат. 307, 311, 312, 314; Качалова И. Я. Раскрытие монументальной живописи в соборах Кремля в кон. XIX - нач. XX в.//История собирания, хранения и реставрации памятников древнерус. искусства: Сб. ст. по мат-лам конф. (25-28 мая 2010 г.). М., 2012. Ил. 1, 2; Туминская О. А. Блаженные и юродивые в истории, житии и изобразительном искусстве Др. Руси. СПб., 2012; она же. Нищету Христову возлюбивши… СПб., 2013. С. 185-192; Бибарцева Я. Р. Иконография образа Василия Блаженного в собр. древнерус. живописи ГИМ//Покровский собор в истории и культуре России: Мат-лы науч. конф, посвящ. 450-летию Покровского собора (12-14 окт.

http://pravenc.ru/text/2561588.html

20) РГБ, ф. 209 (Собр. П. А. Овчинникова), 317 (л. 1–48) – 20-е годы XVII в. (почерк троицкого книгописца Германа Тулупова, текст восходит к списку Троиц. 136). Филигрань: Кувшин с одной ручкой под короной с полумесяцем, на тулове литеры FA и О – Дианова и Костюхина, 667 (1620–1621 гг.). 21) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 699 (л. 279–349 об.) – нач. 30-х годов XVII в. Текст восходит к списку Троиц. 136, писец – Герман Тулупов, правка текста – рукой архимандрита Дионисия Зобниновского. Описание см. в разделе Пространной редакции. 22) РГБ, ф. 212 (Собр. Олонецкой семинарии), 15 (л. 239–290)- 30-е годы XVII в. Филиграни: Кувшин с двумя ручками под полумесяцем, на тулове буква I – Гераклитов, 931 (1633 г.), Дианова и Костюхина, 788 (1633 г.); Домик под крестом, обвитым змеей – Дианова и Костюхина, 533 (1639 г.). 23) РГБ, ф. 98 (Собр. Е. Е. Егорова), 300 (л. 48–75) – сер. XVII в. Копия списка Троиц. 699. Описание см. в разделе Пространной редакции. Текст содержит следующие отличия: в увещеваниях матери к Сергию фраза «скърбь немалу исходатаист-вуеши» (так же и в Вифанском списке) читается иначе – «немалу исхо-датаиствуеши печаль»; внесена дата смерти Никона Радонежского, и др. Заголовок (по списку Син. 494): «Житие и жизнь преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергиа, в нем же имать и от божественых чюдес его. Списася от священноинока Пахомиа Святыя Горы». Текст опубликован (по списку Тихонр. 705): Тихонравов Н. С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского, М., 1892. Отд. II, С. 3–60. 1) ГИМ, Синодальное собр., 494 (л. 109–189 об.) – сер. XV века. На л. 157–175, 176–189 об. почерк переяславца Алексея Рылова, несомненно трудившегося в Троице-Сергиевом монастыре (ср. МДА, 23). Филиграни: Фляга пилигрима – два варианта, как в рукописи Троиц. 687 (по-видимому, остатки бумаги); Гроздь винограда – Брике, 12998 (1450–1456 гг.). 2) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 705 (л. 37–105 об.) – 60-е годы XV в. Филиграни: Голова быка под цветком и трилистником – Брике, 14850 (1458–1469 гг.); Голова быка под 5-лепестковым цветком – Брике, 14725 (1453–1480 гг.); Голова быка под 7-лепестковым цветком – Брике, 14728 (1472 г.); Башня под крестом – Брике, 15878 (1450–1469 гг.); Гроздь винограда – Брике, 13008 (1452 г.); Корона – Брике, 4646 (1473 г.); Якорь – Брике, 401 (1454–1459 гг.); Голова быка под крестом – Брике, 14382 (1457–1465 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Второй вариант (О ). Восходит к редакции О I ,1–1 , в отличие от которой включает на правах литературного «конвоя» не только Житие Феодосия Печерского , но и похвалу этому святому. 8. РГАДА. Собр. Саровской пустыни (Ф. 357) 118. Сборник слов, поучений и житий XVI в. (л. 8–341) и XVII в. (остальные); 4°; 367 л. XXXI; полуустав и скоропись нескольких почерков. Печерский патерик занимает л. 8–341 об.; список полный. 9. РГБ. Собр. В.М. Ундольского (Ф. 310) 388, Ркп. нач. XVII в.; 4°; 335 л.; полуустав. Список полный. О ркп. см.: Ш – с. 5; А – с. 14–15. Третий вариант (O I , 3 ). Близок к редакции О I,1–1 , но, кроме особой, краткой, формы Жития Феодосия, содержит сказание об основании Киево-Печерского монастыря. 10. РГБ. Собр. А.П. Гранкова (Ф. 711) пост. 1975 г. Ркп. перв. трети XVII в.; 4°; 183 л. IV; полуустав. Список полный. Четвертый вариант (О ). Характеризуется большой частотностью; как дополнение к Патерику включает тексты Похвалы Феодосию Печерскому , Послания Фотия в Печерский монастырь (нач. XV в.) и летописного сказания о создании лавры. Такой порядок следования частей конвоя присущ спискам первого типа, в списках второго типа «слово» об основании монастыря расположено перед похвалой Феодосию, что свидетельствует о стремлении переписчиков «выпрямить» хронологическую нить повествования. Первый тип (О ): 11. РГБ. Собр. Рогожского кладб. (Ф. 247) Киево-Печерский патерик и сборник поучений кон. XV – нач. XVI в. (л. 1–91) и втор. четв. XVI в. (л. 94–145), л. 92–93, 175 – позднейшие; 4°; III 175 л. (4 чист.); полуустав нескольких почерков. Печерский патерик занимает л. 1–91 об.; список неполный. 12. РГБ. Собр. ОИДР (Ф. 205) 157. Ркп. нач. XVI в.; 4°; 226 л. (24 чист.); полуустав и четкая мелкая скоропись нескольких почерков. Печерский патерик занимает л. 1–150; список полный. О ркп. см.: М – стлб. 158; Ш – с. 5; А – с. 2–4. 13. ГИМ. Синодальное собр. 552. Ркп. кон. XVI в.; 4°; 241 л.; четкая мелкая скоропись. Печерский патерик занимает л. 7–175 об.; список полный. О ркп. см.: С – с. 375; А – с. 9–10.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Под заглавием «Слово святаго Иоанна Златоустаг о о казнех божиих и о ратех» эта статья входит в «Измарагд» 1-й редакции, являясь его 37 главой (см. списки: ГБЛ, собр. Румянцева 186, собр. Тр.-Серг. лавры, 204 и ГПБ, F.I.233). Эта статья входит в сборник ГПБ, Кир.-Белоз. собр., 40/1117, представляющий собой, по наблюдениям В. А. Яковлева (см. его кн.: К литературной истории древнерусских сборников. Опыт исследования «Измарагда». Одесса, 1893, с. 278–281), переделку той же редакции «Измарагда». Читается это же слово и в сборниках ГПБ, F. I. 915 u Q. I. 312; ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, 768 и 794 (в первом из них с заглавием «Поучение о потрясении, да отступим от зла и избудем гнева божия»); ГИМ, собр. Уварова, 77/307 и 740/309, в сборнике Владимиро-Суздальского музея заповедника, 5636/18 и «Златой чепи» из собрания Новгородского исторического музея, 10960. 2. «Поучение преподобного Серапиона» (нач.: «Многу печаль в сердци своем вижу...») помимо Троицкого сборника 11 («Златой чепи»), читается в Златоусте во вторник 1-й недели поста, где оно озаглавлено: «Поучение Иоанна Златоустаг о, да престанем от грех наших», а также в сборниках. 3. «Слово святаго преподобнаго Сирапиона (так!)» помимо Троицкого сборника читается в «Златой чепи» Новгородского музея, в сборниках и регулярно в Измарагде 2-й редакции, где под заглавием «Слово святаго Ефрема о казнях божиих и о ратех» (нач.: «Удивимся, братие, и почудимся человеколюбию и милости бога нашего...») оно составляет главу 148. 4. «Поучение преподобнаго Серапиона» (нач.: «Мал час порадовахся о вас, чада, видя вашу любовь...») было известно лишь по списку Троицкого сборника. В. А. Колобанов обнаружил второй список Поучения в Златой чепи Новгородского музея. 5. «Слово блаженаго Серапиона о маловерии» (нач.: «Печаль многу имам в сердци от вас, чада. Никако же не премените от злобы...») известно пока в составе одного лишь Паисиевского сборника XV в. (ГПБ, Кир.-Белоз. собр., 4/1081). В первом из названных слов Серапион призывает свою паству к покаянию, напоминая ей о грозных божественных «наказаниях» – землетрясении и нашествии иноплеменников.

http://azbyka.ru/otechnik/Serapion_Vladi...

Как показал предпринятый выше анализ «Отвещания к любозазорным», и личность преподобного Иосифа и его религиозно-аскетические воззрения, отразившиеся в его последнем литературном труде, исторически более справедливо, продуктивно и плодотворно рассматривать именно в положительном ключе и вовсе не с целью представить русское монашество конца XV — начала XVI в. резко расколотым на два лагеря — передовых либералов и отсталых консерваторов. Судя по Уставу в сравнении с «Преданием», Волоцкий и Сорский мыслители в главном были едины: затворническое молитвенное самоуглубление и полное отрешение от мира оправдано только духовной пользой для церковного народа, как и открыто обращённое к миру подвизание иночествующих не возможно и не принесёт духовного плода людям без непрестанного внутреннего молитвенного стояния. «Иосифа игумена, иже на Волоце Ламском. Духовная грамота преподобнаго игумена Иосифа»//Древнерусские иноческие уставы/Сост. Т. В. Суздальцева. М.: Северный паломник, 2001. С. 57-155. Просветитель, или обличение ереси жидовствующих. Творение преподобного отца нашего Иосифа, игумена Волоцкого. Изд. 3-е. Казань, 1896. Монастырский устав//Послания Иосифа Волоцкого/Подгот. текста А. А. Зимина и Я. С. Лурье. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1959. С. 296-319; Краткая редакция Устава прп. Иосифа Волоцкого//Древнерусские иноческие уставы. С. 187-215. [ Казанский П. С. ] Преподобный Иосиф Волоцкий. М., 1847. С. 49-50; Хрущов И. Исследование о сочинениях Иосифа Санине, преподобного игумена Волоцкого. Б. м. 1868. С. 84-100; Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский. Обзор русской духовной литературы. Кн. первая. 862-1720. Изд. 3-е. СПб., 1884. С. 132-133; Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV - начала XVI века. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1960. С. 221. См., например, рукописи XVI в.: ГИМ, Синодальное собр., 986 (784); собр. Уварова, 6; собр. Щукина, 363; РНБ, Q. XVII, 64; Q. XVII, 50; Софийское собр., 1470 и 1226; Соловецкое собр., 349/329, 348/328; РГБ, собр. МДА, 152/515. - Хрущов И. Указ. соч. С. XII, XIII, XXI, XXIX.

http://bogoslov.ru/article/362342

Как показал предпринятый выше анализ «Отвещания к любозазорным», и личность преподобного Иосифа, и его религиозно-аскетические воззрения, отразившиеся в его последнем литературном труде, исторически более справедливо, продуктивно и плодотворно рассматривать именно в положительном ключе и вовсе не с целью представить русское монашество конца XV – начала XVI века резко расколотым на два лагеря – передовых либералов и отсталых консерваторов. Судя по Уставу в сравнении с «Преданием», волоцкий и сорский мыслители в главном были едины: затворническое молитвенное самоуглубление и полное отрешение от мира оправдано только духовной пользой для церковного народа, как и открыто обращенное к миру подвизание иночествующих невозможно и не принесет духовного плода людям без непрестанного внутреннего молитвенного стояния. 217 «Иосифа игумена, иже на Володе Ламском. Духовная грамота преподобного игумена Иосифа»//Древнерусские иноческие уставы/Сост. Т. В. Суздальцева. М.: Северный паломник, 2001. С. 57–155. 219 Просветитель, или обличение ереси жидовствующих. Творение преподобного отца нашего Иосифа, игумена Волоцкого. 3-с изд. Казань, 1896. 221 [Казанский П. С.] Преподобный Иосиф Волоцкий . М., 1847. С. 49–50; Хрущов И. Исследование о сочинениях Иосифа Санина, преподобного игумена Волоцкого. Б. м., 1868. С. 84–100; Филарет (Гумилевский) , архиеп. Черниговский. Обзор русской духовной литературы. Кн. первая. 862–1720. 3-с изд. СПб., 1884. С. 132–133; Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV – начала XVI века. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1960. С. 221. 222 См., например, рукописи XVI в.: ГИМ, Синодальное собр., 986 (784); собр. Уварова, 6; собр. Щукина, 363; РНБ, Q. XVII, 64; Q. XVII, 50; Софийское собр., 1460, 1470 и 1226; Соловецкое собр., 349/329, 348/328; РГБ, собр. МДА, 152/515. – Хрущов Я. Указ. соч. С. XII, XIII, XXI, XXIX. 223 «Духовная грамота преподобного игумена Иосифа»//Великие минеи четии, собранные всероссийским митрополитом Макарием. Сентябрь: дни 1–13. СПб., 1868. Стб. 499–615 (далее «Духовная грамота»; текст памятника цитируется по этому изданию).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Определение списков Патерика, переработанного Кассианом в 1460 г., облегчает наличие в тексте произведения традиционной концовки с летописью редакции: «Написаны же быша книги сиа, нарицаемыя патерик Печерский, житиа и чюдеса святых отець, в лето (1460), индикта (8), фемилиоста (7), месяца июня (19), на память святаго апостола Июды, брата Господня, в богоспасаемом граде Киеве в обители пречистыя Богоматере и преподобных отец наших Антониа и Феодосиа в монастыри Печерьском при княжении благовернаго князя Симеона Александровича и при архимандрите печерскомь Николе, а повелением инока Касиана, крилошанина печерскаго, а писаны быша книги сиа на имя священноиноку кир Акакию, бывша наместника киевскаго» (РНБ. Собр. М.П. Погодина 895. Л. 249). Макарию (Булгакову) было известно три списка редакции K I (по его терминологии – Акакиевской), А.А. Шахматову – шесть, Д.И. Абрамовичу – четыре. К настоящему времени выявлены следующие списки данной редакции, которые подразделяются на два вида: содержащие в конце традиционную концовку с летописью редакции (K I ,1 ); не имеющие концовки или включающие текст концовки без летописи редакции (К ). Первый вид (К I ,1 ): 61. ГИМ. Собр. Е.В. Барсова 745. Ркп. послед, четв. XV в. (л. 255–259 – позднейшие); 4°; 259 л.; полуустав двух почерков (I – л. 1–254 об.; II – л. 255–259). Печерский патерик занимает л. 1–234 об.; концовка читается на л. 234–234 об.; список полный (Послание Феодосия Печерского князю Изяславу о латинской вере добавление XVIII в.). 62. РНБ. Собр. М.П. Погодина (Ф. 588) 895. Ркп. перв. пол. XVI в.; 1°; 249 л.; крупный полуустав. Концовка читается на л. 249; список полный. О ркп. см.: Ш – с. 14; А – с. 72 (датировка ркп. 1559 г. дана по вкладной записи на л. 2 об.). 63. РНБ. Софийское собр. (Ф. 728) 1364. Сборник житий и поучений перв. пол. XVI в.; 1°; V 534 л. (по нижней пагинации); крупный полуустав. Печерский патерик занимает л. 1–285; концовка читается на л. 284об-285; список полный (перед летописным циклом расположено Житие Варлаама и Иоасафа). О ркп. см.: ПСРЛ. Т. I. – С. XVII; М – стлб. 144–145; С – с. 376; Ш – с. 14 (ркп. 503 и 1364 из Софийского собр. на самом деле – один список патерика, 503 – прежний номер ркп. по Кирилло-Белозерскому собр.); А – с. 68–72; П – с. 95.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

5) Ярославский музей-заповедник, 15326 (л. 453 об. – 458) – конца 20-х – начала 30-х годов XVI в. Филиграни: Узкая тиара – Брике, 4968 (1525–1528 гг.); Голова быка под крестом – знак рукописи ГИМ, собр. П. И. Щукина, 99 (1536 г.); Голова быка под 5-лепестковым цветком – Брике, 14734 (1509–1528 гг.); Голова быка под крестом, обвитым змеей ­­ Лауцявичюс, 1471 (1532 г.). Заголовок: «Месяца декабрия в 21 день. Преставление святого Петра митрополита Киевьскаго и всея Руси». Среди участников Переяславского собора указан князь Дмитрий. Дата кончины Петра: «месяца декабрия в 24 (ошибочно вместо «20 день“), на память святого Игнатия Богоносца ». 6) РНБ, собр. М. П. Погодина, 947 (л. 654 об. – 657), в составе Пролога – второй четверти XVI в. (филигрань: Розетка). Заголовок: «Месяца декабря 20 день. Преставление святого святителя Петра митрополита всея Руси». Об участниках Переяславского собора сказано: «И тогда великому князю Михаилу в Орде бывшю, приехавшу сыну его князю Дмитрею и брату его Александру князю». Статус князя Ивана Калиты повышен до «великого» и добавлено отчество «Данильевичь» – как в списке Больш., 430. 7) Институт истории, философии и филологии Сибирского отделения РАН, 11 90 (листы не перенумерованы, текст начинается на обороте пятого листа 12-й тетради и кончается на обороте четвертого листа 13-й тетради) – 40-е годы XVI в. Филигрань: Литера Р под цветком – Брике, 8712 (1544 г.). Заголовок: «Месяца декабря 21 день. Преставися пресвященый митрополит Киевьский всея Руси в лето 861, пас церковь Божию лет 18 и 6 месяць, положен бысть во граде Москве». Если не считать ошибки в дате, то в остальном заголовок заимствован из древнейших списков Церковного устава Иерусалимской редакции. К одной группе с Сибирским списком принадлежат Троиц., 786 и Егор., 927, но в них год кончины Петра читается правильно («в лето 6834»). 8) РГБ, ф. 304 I, 786 (л. 299 об. – 305 об.) – 50-е годы XVI в. (до 1559 г.). Филиграни: Кувшин с одной ручкой под розеткой, на тулове буквы ID – Брике, 12746 (1556 г.); Гербовый щит с 3 лилиями под короной, под щитом литеры IP – Брике, 1050 (1530–1545 гг.); Перчатка под короной – Брике, 11391 (1535–1544 гг.). На л. 96 имеется запись, помеченная 7067 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И во-первых, – во внешней политике Новгорода. Владыке принадлежало руководительное влияние на внешнюю политику. Все важные политические дела, как то: заключение договоров с другими державами, принятие князя, объявление войны, заключение мира совершалось не иначе, как с согласия владыки и по его благословению. Мы видим, что все вообще договорные грамоты Новгорода с другими державами начинаются следующею формулою: благословение от владыки или – если грамота составлялась после войны: по благословению пресвященного архиепископа В. Новгорода и Пскова, владыки (имя рек).... и проч. Что эта формула была не пустым словом, это доказывается напр. следующим местом из летописи: «тоя же осени (1398 г.) по владычню слову и благословению, по Иванову,... взяша мир с князем в. по старине» (собр. рус. лет. IV, 141; см. также III, 100). Об участии владыки в приеме князя мы находим напр. такое свидетельство летописи: в 1419 г. «прииде в Новгород с Москвы князь Константин Дмитриевич: милостию Божиею и архиепископа Симеона благословением прияша Новгородца в честь» (собр. р. л. III, 109.) Очень часто (как увидим ниже) владыка сам ездил приглашать в Новгород князя. Об участии владыки в объявлении войны летопись говорит нам, что в 1406 г. когда Псковичи звали Новгородских воевод идти войною на Литву, эти последние отвечали: «вас владыка не благословил идти на Литву» (собр. л. IY, 197). В 1398 г., по случаю разлада с в. кн. Василием Димитриевичем, Новгородцы били челом своему владыке: «благослови, господине отче владыко, поискати св. Софии пригородов и волостей» и владыка Иоанн благослови своих детей, рек им тако: поидите св. Софиа пригородов и волостей поищите а своей отчивы.» (собр. р. л. III, 99). Об участии владык в заключении мира летопись сообщает весьма много свидетельств: напр. под 1386 г. записано, что Новгородские послы докончали мир с Димитрием Донским по владычню благословению, а по Новгородскому поклону. (собр. р. л. IV, 94. см. также III, 100: 211). В псковской летописи под 1434 г. записано: «послаша псковичи послы в В. Новгород миру имать, и помилова Бог и св. София, и владычне благословение, Псковское челобитье приняли и взяша мир по старине» (собр. р. л. IY, 208). В 1449 г. по благословению архиепископа В. Новгорода и Пскова, Псковичи и Новгородцы взяша мир на полтретьядцать лет с кн. Местером Ризским и пр. (собр. р. л. IV, 204; см. также II, 204; V, 221.)

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

124 Собр. л. III, 183. 112. 113. В Тихвинском уставе 1590 г. сказано: „на память священномуч. Иерофея уставися поминка от Евфимия архиепископа Вяжицкого, по повелению Ивана архиепископа темниц, по великих князьях и вел. княгинях и их сродник и архиепископех и епископех, иже лежат в вел. Новгороде в соборной церкви и по монастырех и по всех православных христианех“. В Воскресенском монастыре находился уставь 1440 г., где рукой самого святителя написана была заповедь совершать поминовение о почивающих в Софийском соборе. 126 В Синод. б. целы служебник и устав святителя (Саввы указатель, стр. 252. 262); целы минеи служебные: за ноябрь 1438 г., за июнь 1439 г., за февраль 1441 г., за апрель 1442 г. минея праздничная. Замечательно послесловие писца первой минеи. Он говорит: „повелением господина моего архиепископа владыки Евфимия“ писал в обители Богородицы на Перыне игумен Дионисий, далее: „отцы, господа и братия, клир св. Софии! пойте или читайте, но исправляя; а меня грешного не клените; если где описался я, говоря ли с другом или обучая детей или по затмению мыслей: не ропщите на меня бедного“. Цель октоих, писанный в 1437 г. по приказанию св. Евфимия для Соф. собора. Извест. акад. VI, 294–296. 299. VII, 275. 127 Собр. л. IV, 122. Опис. Новгор. архиер. дома, стр. 12–14. 33. 34. 40–45. 59. По Новгор. л. (собр. л. III, 111. 112) палаты построены в 1435 г., башня – в 1436 г., новая колокольня в 1439 г., а часы – в 1449 г. (собр. л. III, 112. 239. IV, 123). 135 Летопись: 1458 г. „преставися владыка Евфимий мес. марта в 10 день. Покой, Господи, со святыми душу его“ (Собр. л. 4. 127). „Положен бысть на владычестве 24 года“ (Собр. л.3:241). 137 Неволина о пятинах. В прол., стр. 16. В святцах устава XVI в. март. 11 „успение св. Евфимия архиеп. Новгор.“ у Толстого 1, 100. Св. Евфимий изображён на столпе в алтаре Софийск. собора. Опис. собр. 94. СПб. 1853. Между святыми по грамотам XVII в. см. января 25, пр. 120. Читать далее Источник: Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892./Март. - 1892. - 296, портр.: ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010