Преп. Серафим предрекал, что перед концом света «архиереи так онечестятся, что главнейшему догмату веры Христовой и веровать уже не будут», тогда-то Господь воскресит его, как некогда воскресил семь отроков из Ефеса. Святой старец затем перейдет из Сарова в основанный им Дивеевский монастырь и «там откроет проповедь всемирного покаяния». Сергей Нилус так и не увидел изданной свою книгу «Великая Дивеевская тайна». В 1969 году Братство наконец смогло напечатать вторую часть книги «На берегу Божьей реки» – на русском языке, и хотя тираж составил только 400 экземпляров, семя было заронено, и в России мало-помалу прознали о пророчествах преп. Серафима Саровского . А 23 года спустя, с падением коммунистического режима, слова святого старца знали уже повсеместно. В 1993 году его мощи были вновь чудесно обретены и торжественно перенесены в Дивеево, где они и находятся ныне, «Великая Дивеевская тайна», вопреки опасениям Сергея Нилуса, не пропала втуне, а издана Церковью в России миллионным тиражом и беспрепятственно продается. Сейчас Глеб объясняет всё это помощью преп. Германа: «Его заступничеством смогли мы открыть миру «Дивеевскую тайну». Ведь преп. Герман – современник преп. Серафима, возможно, они даже знали друг друга. И перво-наперво преп. Герман повелел нам предупредить Америку о грядущем конце света с помощью пророчества, пришедшего с его Родины». Вскоре после выхода в свет книги Сергея Нилуса «На берегу Божьей реки» братия переехали в скит. Несколько месяцев спустя, 12-го октября 1969 года, в воскресенье, оба, по предложению Евгения, отправились разведать окрестности, спустившись со своей горы далеко в ущелье. А на обратном пути поняли, что заблудились. Полезли выше, чтобы определить, где находятся, но – увы! – не помогло. Надвигалась ночь, а с ней и холод. Братия понимали, что, не отыщи они дорогу, никто их в такой глухомани не найдет, во всяком случае в живых – они окоченеют до смерти. «Вот оно! Вот где Господь определил нам покинуть мир сей! А сколько еще нужно бы сделать!» – думал Глеб. Однако братии всё же удалось отыскать знакомую грунтовую дорогу, которая и вывела их на вершину горы. До скита они добрались едва живые от усталости, в царапинах – пришлось продираться через колючий кустарник. Через несколько дней они получили известие: на Аляске скончался о. Герасим. Почил он как раз в тот самый злополучный день, когда братия проплутали в горах. И это не случайно. Пусть на малое время, но они всё же испытали чувство покинутости в безлюдных дебрях – то же, что в течение 35-ти лет героического уединенного подвижничества испытывал о. Герасим. Как жаль, что при его жизни не удалось им исполнить его мечту – основать монастырь преп. Германа на Еловом острове!

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/n...

Затем прибыл сюда же монах Герасим из Спасского монастыря. Завидуя мирной жизни пустынников, исконный враг человеков восхотел искушениями разогнать их. Орудием своим он избрал строптивого сожителя их Герасима, который поджег келью Исаакия и Палладия во время их отлучки в с. Кременки. Случилось это в зимнее время, и строить новую келью не было возможности. Тогда Исаакий с Палладием отправились во Флорищеву пустынь, где им пришлось не по душе. Пробыв только четыре дня, они, влекомые к уединению в безмолвии своей пустыни, возвратились в нее, ископали себе малую пещерку в горе и поселились в ней. С наступлением весны начали строить келью, но Палладий, мучимый унынием, не мог перенести скорби и ушел из пустыни, оставив Исаакия одного достраивать келью. Герасим жил отдельно в своей келье, обуреваемый различными страстями. Приходили и другие монахи для житья в пустыни, но все не надолго. Исаакий страдал душевно от борьбы с врагом и телесно, так как тело его покрылось как бы одним струпом. Он молился и плакал до тех пор, пока силы совершенно изнемогали. Время шло своим обычным чередом. Борьба со страстями и искушениями, изнеможение и укрепление в силах, исхождение из пустыни в ближайшие монастыри для благодатного укрепления Св. Тайнами и беседами с опытными старцами, возвращение в пустынь с новым запасом духовных сил чередовались в своей постепенности. Так, в одну из отлучек Исаакия в Санаксарский монастырь, пришел в пустынь иеродиакон Тимолай из дальних монастырей Соловецких и, сделав большой сосновый крест, на котором написал время сооружения оного и свое имя, поставил на горе Саровской. Потом построил часовню на той же горе, в среднем городе, и пошел в Санаксарский монастырь, где встретился с Исаакием, рассказал ему о бытности своей в его пустынной келье и что водрузил крест и поставил часовню. При этом высказал и намерение свое позаботиться о построении церкви на том месте и обители. Исаакий считал это невозможным. Через год, в январе 1695 года, Тимолай прислал Исаакию образ св.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Однако в работу о. Авеля не вошли некоторые жизнеописания саровских монахов, содержащиеся в рукописных сборниках монастырской библиотеки. Причину этого нам объяснить трудно: эти рукописи относятся к концу XVIII – началу XIX веков и едва ли могли быть ему неизвестны. Скорее всего, это можно объяснить тем, что эти жития были вполне обычны и заурядны для добросовестных саровских монахов и не являлись выдающимися на фоне не только подвигов самого преподобного Серафима, но и других его сподвижников, таких как игумен-пустынник Назарий, саровский духовник иеромонах Иларион, отшельники схимонах Марко и иеродиакон Александр. Что же касается жизнеописания первого поселенца Сарова, жившего там еще задолго до основания пустыни, Герасима Краснослобожца, оно крайне скудно и послужило лишь основанием для упоминания о нем в литературе. Публикуемые жизнеописания интересны нам еще и тем, что, не являясь житиями прославленных святых и будучи предназначены только для внутреннего монастырского чтения, они, несмотря на свойственное эпохе и жанру обилие риторики, абсолютно лишены чисто агиографической приукрашенности и схематизма, достаточно откровенны в описании тех или иных искушений и представляют подвижников живыми людьми, а не абстрактными носителями определенного идеала святости. Особенно трогательны в них и некоторые детали: стоит обратить внимание, например, на то, что в тяжелой болезни схимонах Досифей, чтобы не утруждать братию уходом за собой, перестал сначала есть, а потом и пить. Тексты жизнеописаний приводятся по следующим сборникам из Рукописного собрания Саровский пустыни (РГАДА, ф. 357): Герасима Краснослобожца – по сборнику 135 лл. 144–147 об., Досифея, его ученика Савватия и иеромонаха Авраамия по сборнику 325 того же собрания, сверено с Житием Досифея Саровского 153. /л. 144/Житие преподобного отца монаха Герасима Краснослобожца Сей преподобный отец Герасим где родился и воспитан, нам о том неизвестно; а пострижен в монашеский чин в Краснослобоцком Спаском монастыре; и по любви ко уединенной жизни изыде из того монастыря в самую глубочайшую пустыню, на место называемое старое городище, состоящее в темниковском большом лесу, между рек Сарова и Сатиса, на горе, где ныне стоит Саровская пустынь; и прииде к живущим тамо; пустынножительным монахам, им же бе наставник монах Феодосий. Пожив же с ними малое время остася един: ибо монах Феодосий преселися с своею братиею с того места во град Пензу/л. 144 об./в некий монастырь в настоятеля. По отшествии же их преподобный отец Герасим препровождал жизнь свою богоугодно; пребывая всегда в посте и молитве. Преобучаше себе подвигу духовному и того добре навыче побеждая страсти душевныя и телесныя, житие стяжал смиренномудрое.

http://pravoslavie.ru/3375.html

является «Сказание о первом жительстве монахов», написанное И. (опубл. в 1904 по списку с пометами иером. Ефрема, настоятеля Саровской обители в 1758-1777). Как предполагал 1-й издатель этой рукописи Н. Н. Орлов, основу «Сказания...», содержащего большое количество дат и имен, составили дневники И. Согласно «Сказанию...», в 1692 г. к И. присоединились его друг мон. Палладий (насельник Введенского мон-ря) и мон. Герасим (постриженик Спасского мон-ря на р. Кезе). Появление мон. Герасима внесло нестроения в жизнь подвижников. После того как по неизвестным причинам сгорела келья И. и Палладия, им пришлось зимовать в землянке. В 1693 г. со Ст. Городища ушел мон. Палладий, за ним - мон. Герасим. До 1700 г. И. подвизался один. «И в та лета не видех бо в себе света, ниже радости, камо ити, или что истинно творити; но, яко кур, во отрепьях хождах и во тьме мрачной бых» (Сказание о первом жительстве. С. 41). Не вынеся борьбы с искушениями, подвижник был вынужден удалиться в Санаксарскую обитель, где ежедневно совершал литургию и причащался Св. Таин, и «помалу нача болезнь умалятися». Через год он вернулся в пустынь и «жих зде во мнозе утешении». В апр. 1694 г. Ст. Городище посетил некий иеродиак. Тимолай из Соловецкого в честь Преображения Господня монастыря . Он предсказал И., что на месте Ст. Городища будут основаны церковь и мон-рь. В янв. 1695 г. Тимолай прислал И. из Москвы икону св. Иоанна Предтечи, покровителя всех пустынножителей. В 1699 г. на Темниковской дороге И. поставил часовню, в ней - крест c Распятием. В часовне также находилась хоругвь, на одной стороне которой подвижник написал Нерукотворный образ Спасителя, а на другой - образ Пресв. Богородицы. 30 нояб. 1700 г. на мельнице, расположенной на р. Сатис, у Темниковской дороги, состоялась встреча И. со старообрядцем Иваном Корелиным. В результате беседы И. сумел обратить его в Православие и постриг в монашество с именем Ириней. В 1700 г. по прошению братии И. стал настоятелем арзамасского Введенского мон-ря, а мон.

http://pravenc.ru/text/469526.html

Преподобный Герман предсказал своим духовным детям время своей кончины и объяснил, как похоронить его. 13 декабря 1837 года он просил зажечь перед иконами свечи и читать Деяния святых апостолов. Во время чтения о трудах святых благовестников святой старец перешел от земных трудов к небесному упокоению на 81-м году жизни. Над могилой его первоначально был установлен простой деревянный памятник, затем сооружена скромная деревянная церковь, освященная во имя святых Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. В этом храме хранится старинное изображение преподобного Серафима Саровского, находившееся в келлии святого старца Германа при его земной жизни: старец любил и чтил своего прославленного современника и единодушного с ним работника на ниве Божией. Господу было угодно одновременно благословить на великое служение людям этих двух благоговейных подвижников безмолвия и умного делания. Преподобный Герман с любовью отзывался на скорби и нужды людей во время своей земной жизни. Не оставляет он без помощи взывающих к нему и после своего преставления. Наиболее известный случай молитвенного предстательства преподобного Германа находится в житии первого православного епископа Америки — святителя Иннокентия, митрополита Московского (память 31 марта/13 апреля и 23 сентября/6 октября). В 1842 году святитель на бриге «Охотск» направлялся на остров Еловый. Из-за бури корабль долго не мог войти в гавань и жизнь команды и пассажиров была под угрозой. Тогда святитель Иннокентий обратился с молитвой к преподобному Герману: «Если ты, отец Герман, угодил Господу, то пусть переменится ветер». Не прошло и четверти часа, как переменился ветер и сделался попутным. И вскоре святитель, спасшийся от бури, служил панихиду на могиле святого Германа. С 1860-х годов Русская Православная Церковь знала о большом почитании старца Германа на Кадьяке. В 1867 году один из Аляскинских епископов составил описание его жизни и чудес. Первое сообщение об отце Германе было напечатано в Валаамском монастыре в 1894 году. В 1930-х годах другой русский православный монах — архимандрит Герасим (Шмальц) — прибыл на остров Еловый и долго жил там подобно преподобному Герману. Перед своей кончиной в 1969 году архимандрит Герасим открыл останки своего славного предшественника и построил здесь небольшую часовню. Исцеления, связанные с молитвенным заступничеством старца Германа, записывались со времени его жизни и до 1970 года. В марте 1969 года Собор епископов Русской Православной Церкви в Америке под председательством архиепископа Нью-Йоркского, митрополита всей Америки и Канады Иринея совершил прославление преподобного Аляскинского инока в лике святых. Преподобный Герман выполнил свое христианское призвание достойно, продолжает и ныне предстательствовать пред Богом о живущих. Собор Святых Болгарских Равноапостольных Просветителей

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Но напрасно наши заблудшие раскольники, называющие себя старообрядцами, не верят истинности Церкви великороссийской. Сколько в православной Христовой Церкви пред очами их делается чудес, даже исчислит не можно! Сколько прославляется чудесами святых икон! Сколько еще в живых обретается богоносных мужей, имеющих дары чудес и прозорливства! Сколько прославляется святых новоявленных мощей Угодников Божиих! Оные уже освидетельствованы Церковью причислены к лику Святых, как то: Димитрий Ростовский , Иннокентий Иркутский, Митрофан Воронежский , Симеон Верхотурский. Сколько еще не освидетельствованных, которым поются только панихиды, но которые благоговейно чтутся по известной святости жизни их, а частью и по открывшемуся уже нетлению, и по истекающим от них чудесам, а именно: 1. Герасим Иркутский, игумен и основатель Вознесенского монастыря; 2. Варлаам основатель Чикойской пустыни, в Верхнеудинском округе близ Кяхты; 3. Василий Моганзейский; 4. Герасим игумен и основатель Троицкого Труханского монастыря: обоих сих мощи почивают под спудом в том же монастыре в церкви; 5. Старец Даниил, погребенный в Енисейском женском монастыре; 6. Иосиф блаженный Томский; 7. Петр Мичурин, погребенный близ Кузнецка, Томской епархии в пустыни; 8. Иоанн Максимович архиепископ Тобольский, погребенный в Тобольске; 9. Павел митрополит Тобольский, погребенный в Киево-Печерской Лавре; 10. Старец Василиск пустынножитель, погребенный в Туринском женском монастыре, Тобольской епархии; 11. Старец иеромонах Серафим Саровский ; 12. Марк пустынножитель Саровский; оба последние погребены в Саровской пустыни; 13. Тимон пустынножитель и основатель Надеевской пустыни, в Костромской епархии, там погребенный; 14. Старец Зосима пустынножитель и основатель двух женских обителей в Туринске и, в Московской губернии, Зосимовой пустыни, где и погребен; 15. Иоасаф Горленко архиепископ Белгородский, мощи коего почивают на вскрытии в Белгороде; 16. Афанасий Лубенский, патриарх Константинопольский, сидящий, почивает в Лубенском монастыре; 17. Симеон Белобережский, возобновитель Белобережской пустыни; 18. Леонид старец иеросхимонах Оптиной пустыни; 19. Старец Феодор, путеводитель старца Леонида, погребенный в Александросвирском монастыре; 20. Иона блаженный, погребенный в монастыре Николо-песношском; 21. Тихон еписк. Задонский; 22. Георгий затворник Задонский и 23. Мелания затворница Елецкая.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

Через год после этого события Коля стал свидетелем и частником торжеств по канонизации и прославлению преподобного Серафима Саровского. Исполненный благодарности за исцеление сына, отец Иоанн написал службу преподобному Серафиму: После открытия святых мощей он видел преподобного. Семинарию Николай Иванович Звездинский окончил 1905 году одним из лучших учеников. После горячей молитвы у мощей преподобного Сергия он прошел по конкурсу и был принят в Московскую духовную академию на полное содержание. Учился Коля усердно, вскоре стал известен своим даром слова. «Идем в академию, сегодня будет проповедовать студент Николай Иванович Звездинский», — говорили и жители Сергеева Посада, и братия монастыря. За годы учения в академии Николай утвердился в выборе монашеского пути. У раки преподобного Сергия вместе со своим другом Виталием Ставицким (будущим епископом Филиппом) дал он обет принять постриг. В это же время стал он духовным сыном старца Зосимовой пустыни иеромонаха Алексия (Соловьева). Старец с любовью принял под свое руководство благочестивого юношу. В канун Крещения 1907 года скончался отец Николая, протоиерей Иоанн Звездинский. Единоверцы обратились к Московскому митрополиту Владимиру (Богоявленскому), будущему священно-мученику, с просьбой поставить Николая Ивановича настоятелем на место отца. Но владыка, видя в Звездинском яркие духовные дарования, их желание не исполнил. Вероятно, в Зосимовой пустыни Николай познакомился с архимандритом Чудова монастыря Арсением (Жадановским) и вскоре стал частым его посетителем. Отец Арсений полюбил скромного, духовно настроенного студента. Беседовал с ним как с другом, живо интересуясь его жизнью. Однажды отец Герасим (Анциферов), чтимый чудовский старец, имевший послушание стоять у раки святителя Ионы в Успенском соборе Кремля, взял Николая с собой в гости к духовным чадам и, прибыв к ним, отрекомендовал его: — Я привел вам нашего Чудовского архимандрита. — Отец архимандрит, — говорил отец Герасим про Николая и отцу Арсению, — это наш будущий настоятель, архимандрит Чудовский.

http://pravicon.com/info-3344

На заупокойной службе в субботу вечером и воскресенье утром было совершено поминовение всех этих усопших епископов и вообще всех, кто был связан с отцом Германом. Мы сугубо радовались, слушая этот список имен, и каждый раз в нем поминали архимандрита Герасима с Елового острова (о нем говорил в субботу утром в проповеди и владыка Антоний), ведь он так много претерпел при жизни и от местного аляскинского духовенства, и от некоторых представителей Синода за то, что, как они считали, он не принял ничью сторону в расколе 1946 года. 579 Теперь же, когда вся Церковь единым сердцем и едиными устами прославляла возлюбленного им отца Германа, и сам отец Герасим был здесь, на своем законном месте. На вечернюю службу в пятницу прибыл из Бостона отец Пантелеймон, привезя с собой частицы мощей некоторых святых. Мощи эти были выставлены для поклонения... Днем приехал из Джорданвилля отец Владимир, привез частицу мощей преподобного Германа (зуб, который за много лет до того ему передал отец Герасим). Зуб поместили в икону, написанную отцом Киприаном, 580 вместе с еще одной святыней – частицей гроба отца Германа, подаренной в свое время отцом Герасимом Ново-Дивеевскому епископу Андрею 581 ». 582 Во время торжественной службы все присутствующие ощутили изобильное излияние благодати Божией. До чего ж радостным было это событие! Первое прославление православного святого Америки, да и всего западного полушария! Наверное, с таким благоговением прославляли шестьдесят семь лет назад на Руси преподобного Серафима Саровского . В специальном (по этому случаю) номере «Православного слова» Глеб писал: «Великий «пасхальный” святой Серафим Саровский приветствовал всякого во всякий день по-пасхальному: “Христос воскресе!” – и в ночь своего преставления пел пасхальные гимны, несмотря на то что зима была в разгаре, и предрек собственное причисление к лику святых, что должно было обернуться великим праздником: “Радость моя, что за радость нас ждет, когда среди лета запоют Пасху”. И верно: все присутствовавшие 19 июля/1 августа 1903 года при канонизации преподобного Серафима Саровского – а их было много тысяч, от царя до простолюдина, – отмечали необычайный праздник в душе, воистину пасхальные торжества. Предрек преподобный Серафим и то, что вскорости ожидают Россию великие и долгие бедствия, страна потонет в крови, народ будет очень тяжко страдать, многих русских судьба разбросает по всему белу свету... И вот теперь, во времена предсказанных смуты и гонений, истинно православные... во второй раз познали “Пасху посреди лета”, при канонизации современника преподобного Серафима – преподобного Германа Аляскинского – в соборе Сан-Франциско. Никто из присутствующих, конечно, не чаял такого чуда. Но после службы в субботу вечером и, разумеется, после воскресной литургии общий настрой можно было бы выразить только такими словами: “Будто снова Пасха пришла!”» 583

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

В Дивеево совершена праздничная Божественная литургия под открытым небом Нижний Новгород, 1 августа 2009 г. 1 августа, в день памяти преподобного Серафима Саровского в Свято-Троицком Серафимо–Дивеевском монастыре совершена Божественная литургия под открытым небом, сообщает сайт Нижегородской епархии . На празднование прибыли семь архиереев: митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим (Шарашенидзе) (Грузинская Православная Церковь), митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава, архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий, архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий, архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин. В этот день в Дивеевском монастыре собралось свыше 15 тысяч паломников. Многие из них в день праздника причастились Святых Христовых Таин. Службу возглавил митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава. По окончании Литургии он поблагодарил архиепископа Георгия и отметил, что его назначение на нижегородскую кафедру - это «благословение батюшки Серафима». «Преподобный Серафим был сегодня с нами на службе, и тысячи людей ощутили благодать его присутствия», - сказал митрополит Варнава. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий поблагодарил всех архипастырей, которые «оставили свои епархии и пришли разделить с нами молитвенную радость», а также духовенство и паломников за совместную молитву. «Святой Серафим Саровский не оставит без внимания труды, понесенные вами сегодня и будет вашим предстателем и в земной, и в небесной жизни», - сказал владыка Георгий. Особенно он поблагодарил «делегацию со святой Иверии» - паломников Грузинской Православной Церкви, пожелав им помощи Божией. Архиепископ Георгий преподнес главе делегации митрополиту Герасиму икону преподобного Серафима Саровского с частицей мощей. В свою очередь митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим тепло поблагодарил владыку Георгия за приглашение: «Вы знаете, что сейчас Грузия переживает сложные времена. Но мы, представители Православной Церкви и верующие, молимся за всех православных, и русских, и грузин, а также о том, чтобы на Грузинской земле воцарился мир», - сказал он.

http://pravoslavie.ru/31415.html

Преп. Серафим предрекал, что перед концом света «архиереи так онечестятся, что главнейшему догмату веры Христовой и веровать уже не будут», тогда-то Господь воскресит его, как некогда воскресил семь отроков из Ефеса. Святой старец затем перейдет из Сарова в основанный им Дивеевский монастырь и «там откроет проповедь всемирного покаяния». Сергей Нилус так и не увидел изданной свою книгу «Великая Дивеевская тайна». В 1969 году Братство наконец смогло напечатать вторую часть книги «На берегу Божьей реки» — на русском языке, и хотя тираж составил только 400 экземпляров, семя было заронено, и в России мало–помалу прознали о пророчествах преп. Серафима Саровского. А 23 года спустя, с падением коммунистического режима, слова святого старца знали уже повсеместно. В 1993 году его мощи были вновь чудесно обретены и торжественно перенесены в Дивеево, где они и находятся ныне, «Великая Дивеевская тайна», вопреки опасениям Сергея Нилуса, не пропала втуне, а издана Церковью в России миллионным тиражом и беспрепятственно продается. Сейчас Глеб объясняет всё это помощью преп. Германа: «Его заступничеством смогли мы открыть миру «Дивеевскую тайну». Ведь преп. Герман — современник преп. Серафима, возможно, они даже знали друг друга. И перво–наперво преп. Герман повелел нам предупредить Америку о грядущем конце света с помощью пророчества, пришедшего с его Родины». ВСКОРЕ после выхода в свет книги Сергея Нилуса «На берегу Божьей реки» братия переехали в скит. Несколько месяцев спустя, 12–го октября 1969 года, в воскресенье, оба, по предложению Евгения, отправились разведать окрестности, спустившись со своей горы далеко в ущелье. А на обратном пути поняли, что заблудились. Полезли выше, чтобы определить, где находятся, но — увы! — не помогло. Надвигалась ночь, а с ней и холод. Братия понимали, что, не отыщи они дорогу, никто их в такой глухомани не найдет, во всяком случае в живых — они окоченеют до смерти. «Вот оно! Вот где Господь определил нам покинуть мир сей! А сколько еще нужно бы сделать!» — думал Глеб. Однако братии всё удалось отыскать знакомую грунтовую дорогу, которая и вывела их на вершину горы. До скита они добрались едва живые от усталости, в царапинах — пришлось продираться через колючий кустарник. Через несколько дней они получили известие: на Аляске скончался о. Герасим. Почил он как раз в тот самый злополучный день, когда братия проплутали в горах. И это не случайно. Пусть на малое время, но они всё же испытали чувство покинутости в безлюдных дебрях — то же, что в течение 35–ти лет героического уединенного подвижничества испытывал о. Герасим. Как жаль, что при его жизни не удалось им исполнить его мечту — основать монастырь преп. Германа на Еловом острове!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=789...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010