Турнаево. Церковь Серафима Саровского. Карта и ближайшие объекты В селе Турнаево Болотнинского района восстанавливается церковь Св. Серафима Саровского. Церковь стала первым храмом в Сибири, названным во имя Серафима, её высота 29 метров. Храм имеет 7 куполов. По оценкам специалистов, на 1999 год степень разрушения церкви составляла более 50 процентов. С 2007 года проводятся ремонтно-реставрационные работы. В 18 километрах от города Болотное Новосибирской области находится село Турнаево. В центре села была построена однопрестольная деревянная церковь во имя преподобного Серафима Саровского. Серафимо-Турнаевский храм - первый храм в Сибири во имя преподобного Серафима. Строительство храма началось через 9 лет после прославления преподобного Серафима Саровского - в 1912 году. Основные средства на строительство храма - около 12 тыс рублей собрали крестьяне с. Турнаево и окрестных деревень, 4 тыс. рублей было выделено Священным Синодом, было и пожертвование от купца Блинова. Церковь строилась артелью плотников из Перми в составе из 45 человек. Рубка брёвен одного диаметра «в лапу», создаёт чёткий рисунок сруба, так называемый восьмерик на четверике. Камень на фундамент и цоколь были привезены из Искитимского района, где находились каменные (известняковые) карьеры, лесной материал из приобских сосновых брёвен – со станции Тайга, Великого Сибирского железнодорожного пути. Храм венчают семь куполов и крестов. В былые времена звон колоколов был слышен за много вёрст. Верхняя отметка колокольни - 29 метров, основной шатёр - 20 метров. Композиция и декор храма характерны для конца 19 века. В благоукрашении храма активно участвовали томские купцы, кузнецкие промышленники, алтайские предприниматели. Большой вклад внесла томская купчиха Александра Терпигорова. Она действовала по завещанию своей матушки Варвары, которая была духовной дочерью старца Феодора Томского. По воспоминанию старожилов, церковь была огорожена деревянной резной оградой. Церковь как бы парит в воздухе. Храм был построен всего за два строительных сезона и освящён в сентябре 1914 года. Первым священником был о. Александр (Александр Александрович Злобин), псаломщиком – Герасим Фёдорович Рочегов. Первым церковным старостой был Василий Баннов.

http://sobory.ru/article/?object=23049

Библиография Авель, иеромонах. Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. М., 1853; 4-е изд. 1884. Амвросий (Гренков) , иеросхимонах. Собрание писем к монашествующим. Сергиев Посад, 1908–1909. 2 т.; также см. «Душеполезное чтение» 1892–1893. (Есть также современные репринтные издания.) Антоний (Путилов), игумен. Письма к разным лицам. М., 1869. Арсений (Жадановский) , епископ. Воспоминания. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1995. Белгородский старец схиархимандрит Григорий (Давыдов). Сост. священник Сергий Клюйко. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1997. Белгородский старец архимандрит Серафим (Тяпочкин). Сост. иеродиакон Софроний (Макрицкий). Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1999. Большаков С. Н. На высотах духа. М.: 1993. Боровскова-Майкова. Нил Сорский и Паисий Величковский . Сборник в честь С. Ф. Платонова. СПб., 1911. Буланов И. Старец Гефсиманского скита иеросхимонах отец Варнава. Строитель Выкшинского Иверского женского монастыря. СПб., 1906. Валаамский монастырь и его подвижники. 3-е изд. СПб., 1903. Варсонофий Оптинский , преподобный. Духовное наследие. СвятоТроицкая Сергиева лавра, 1998. Герасим (Добросердов) , архимандрит. Краткий очерк жизни настоятеля Введенской Оптиной пустыни, о. архимандрита Моисея . СПб., 1865. Григорий, архимандрит. Первоначальник и основатель Белобережской пустыни схимонах Симон/«Душеполезное чтение». 1896. 6. Григорий (Борисоглебский) , архимандрит. Сказание о жизни оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1893. Добронравов В. Иеромонах Клеопа, строитель Введенской пустыни. Владимир, 1908. Жизнеописание игумена Филарета, настоятеля Глинской Богородицкой общежительной пустыни. СПб., 1856. Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея . М., 1882. Жизнеописание настоятеля Малоярославского Николаевского монастыря, игумена Антония. М., 1870. Жизнеописание старца Оптиной пустыни, иеросхимонаха Илариона. Калуга, 1897. Житие старца Серафима Саровской обители, иеромонаха, пустынножителя и затворника. 2-е изд. СПб., 1863, 1884; 4-е изд. Муром, 1893. (Есть также современные репринтные издания.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН (Попов Иван Федорович; 1669, с. Красное Арзамасского у.- между 16.12.1737 и 1.01.1738, С.-Петербург), иеросхим., основатель Саровской пуст. Дед И. Степан Тарасьевич Попов был священником. Отец Феодор Степанович служил диаконом в церкви с. Красного, затем принял монашеский постриг, а перед кончиной - схиму с именем Феофан в арзамасском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы муж. мон-ре. 6 февр. 1689 г. в арзамасском Введенском мон-ре Попов был пострижен в монашество с именем Исаакий. Вскоре насельник Санаксарского в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери монастыря мон. Филарет рассказал ему об уединенной местности Ст. Городище на р. Сатис. Посетив Ст. Городище с неким «единомысленным бельцом», И. поставил там крест в знак своего намерения поселиться. Затем И. на нек-рое время вернулся во Введенскую обитель, но в 1691 г. пришел на Ст. Городище вместе с мон. Филаретом. Свою «лубяную кущу» монахи поставили на месте кельи, в к-рой в 60-х гг. XVII в. подвизался мон. Герасим Саровский (Краснослободский) . Когда через нек-рое время мон. Филарет из-за тягот пустынножительства предложил вернуться в Санаксарский мон-рь, И. ушел вместе с ним. Вскоре И. вернулся на Ст. Городище вместе с послушником Андреем, но последний также покинул его. Оставшись один, молодой монах боролся с унынием, ленью и печалью. Временами он возвращался во Введенский или в Санаксарский мон-рь, но затем вновь уходил на Ст. Городище. 2 февр. 1692 г. в Москве митр. Сарским и Подонским Евфимием († 1696) И. был рукоположен во иерея. В том же году в тонком сне И. явился Киевский свт. Иларион и благословил молодого подвижника на пещерное жительство. На склоне горы И. ископал себе пещеру, положив т. о. начало знаменитым саровским пещерам. Иоанн (Попов), иеросхим. Фрагмент литографии К. Поля-Пети. 1861 г. (РГИА) Иоанн (Попов), иеросхим. Фрагмент литографии К. Поля-Пети. 1861 г. (РГИА) Основным источником по истории основания Саровской пуст.

http://pravenc.ru/text/469526.html

С 19-ти лет, возлюбив монашеское житие, и из любви к Богу оставив мир, он водворился в Введенской обители в Арзамасе, где в 1689 году и пострижен в монашество. Добродетельная в смирении жизнь его, всецело посвященная на служение Богу, вскоре обратила на него внимание начальства. В 1692 году, при патр. Адриане, рукоположен он преосвященным Евфимием, митрополитом Сарским и Подонским, в сан иеромонаха, а впоследствии избран и в строители монастыря. Но Промысл Божий руководил старца на иные спасительные подвиги. Душа его стремилась к пустынному безмолвию. По некотором времени управления обителью, вследствие любви к безмолвию, старец удалился в непроходимый дремучий бор, в Саров, к монаху Илариону. Тут прежде жили отшельники: Феодосий, Герасим и Иларион. Каждый, отдельно от других, хранил молитвенное уединение. Хотя отшельники не остались до конца дней своих в избранном ими жилище и в 1689 году отошли в иные места, однако все согласно прорекли о будущей славе этого места. Иоанн принял благословение Илариона и безвыходно поселился в его келлии, в глубоком уединении, среди дремучих лесов. Различными способами враг рода человеческого нападал на инока, непрестанно усиливался наводить страхования ночные и томления духовные, которым тот подвергался в своей тяжкой борьбе. Иногда являлось Иоанну целое полчище бесов, с криком хотевших изгнать его из пустыни, иногда наносили ему разными соблазнительными внушениями крайнее смущение, злокозненно склоняли его оставить пустыню; представлялось, например, ему, что его мать и ближние родственники со слезами приступали к нему, умоляя оставить неудобоисполнимое желание и возвратиться на жительство в обитель, где они могли бы пользоваться его беседою. Враг рода человеческого, когда таким образом не успевал смутить и поколебать отшельника, воздвигал внутреннюю бурю в сердце его. Вольный страдалец чувствовал мрачную тоску и убийственное уныние, поражавшее душу и тело каким-то мертвенным оцепенением, так что и самая молитва не скоро могла разогнать тоску сию. Бывали такие минуты, что келлия пустынная казалось ему смрадной темницей, и даже чувственный смрад наполнял ее внезапно так, что отшельник иногда принужден был выходить из нее на свежий воздух, и когда возвращался в нее, то всякое рукоделие и чтение делалось совсем невозможным от глубокого уныния. Однажды по действию духа искусителя, так сильно было волнение духа юного отшельника, что вся его пустынная келлия, казалось, как бы колебалась вокруг него, сам он весь от головы до ног будто окружен был пламенем огня и почувствовал жестокую в себе болезнь. Однако Иоанн против страха привидений в одиночестве прибегал к строгому посту и теплой молитве, и тем победил совершенно всякие искушения. Дух нечистый со всеми кознями далеко бежал от Иоанна, постоянно вооруженного молитвою и постом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Toggle main menu visibility Вы используете устаревший браузер. Этот и другие сайты могут отображаться в нём некорректно. Вам необходимо обновить браузер или попробовать использовать другой . Про Шушу Ване не спалось. Он проснулся раньше обычного и вспоминал удивительный сон. Ему приснилась Ивва и Минька,- пластилиновые собачка и лисичка, которых он когда-то вылепил с дедушкой и крестной. Он же дал им такие имена. Зверюшки приснились ему очень торжественные, и с ними была их ручная мышь Шуша,- тоже торжественная и радостная. Еще вечером он видел ее очень грустную и больную. По мышиным понятиям она была уже старенькая. Ваня стал вспоминать, как непросто складывались у них отношения. Бывало,- он хочет ее погладить и поиграть, а она вдруг возьмет и куснет его за палец. Очень больно и еще больше обидно! Просто до слез! – Что ж я за человек-то такой,- думал он, что собственная мышь не доверяет мне и кусает! А святой Герасим мог своего льва вот так запросто взять и потрепать за гриву! Серафим Саровский медведя с рук кормил, и Сергий Радонежский. Кто-то на крокодиле по реке рассекал. К одному святому змея подползла с занозой в глазу и он вынул эту занозу… А я что претерпеваю от собственной мыши! Но потом он все-таки находил в себе силы простить ее… - Мало ли, думал он, нет настроения у человека… Не расположена играть, боится его, такого большого, пытается защищаться, не видит его дружеского отношения… И вот теперь ему снится эта самая Шуша сияющая, веселая, торжественная вместе с пластилиновыми собачкой Иввой и лисичкой Минькой. И Минька говорит ему: – Ты, Ваня в будущем сейчас. Но это будущее и сейчас уже с тобой! Ты помни это! Напоминай себе! Человек живет во времени, но и в вечности одновременно! Помнишь, как в маленьком принце: - Главного глазами не увидишь. Главное видит только сердце! А Ваня и вспоминал об этом довольно часто, и размышлял. А дедушка ему рассказывал, что его друг,- серьезный ученый тоже говорит о том же. Современная физика утверждает, что, как не удивительно, прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно.

http://azbyka.ru/detforum/ubs/pro-shushu...

В Дивеево совершена праздничная Божественная литургия под открытым небом Нижний Новгород, 1 августа 2009 г. 1 августа, в день памяти преподобного Серафима Саровского в Свято-Троицком Серафимо–Дивеевском монастыре совершена Божественная литургия под открытым небом, сообщает сайт Нижегородской епархии . На празднование прибыли семь архиереев: митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим (Шарашенидзе) (Грузинская Православная Церковь), митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава, архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий, архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий, архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин. В этот день в Дивеевском монастыре собралось свыше 15 тысяч паломников. Многие из них в день праздника причастились Святых Христовых Таин. Службу возглавил митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава. По окончании Литургии он поблагодарил архиепископа Георгия и отметил, что его назначение на нижегородскую кафедру - это «благословение батюшки Серафима». «Преподобный Серафим был сегодня с нами на службе, и тысячи людей ощутили благодать его присутствия», - сказал митрополит Варнава. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий поблагодарил всех архипастырей, которые «оставили свои епархии и пришли разделить с нами молитвенную радость», а также духовенство и паломников за совместную молитву. «Святой Серафим Саровский не оставит без внимания труды, понесенные вами сегодня и будет вашим предстателем и в земной, и в небесной жизни», - сказал владыка Георгий. Особенно он поблагодарил «делегацию со святой Иверии» - паломников Грузинской Православной Церкви, пожелав им помощи Божией. Архиепископ Георгий преподнес главе делегации митрополиту Герасиму икону преподобного Серафима Саровского с частицей мощей. В свою очередь митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим тепло поблагодарил владыку Георгия за приглашение: «Вы знаете, что сейчас Грузия переживает сложные времена. Но мы, представители Православной Церкви и верующие, молимся за всех православных, и русских, и грузин, а также о том, чтобы на Грузинской земле воцарился мир», - сказал он.

http://pravoslavie.ru/31415.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРАСИМ САРОВСКИЙ (Краснослободский; † ок. 1700, 4 марта, Краснослободская пуст. Пензенской губ.), иеросхим., настоятель Краснослободской Спасской пуст. (см. Преображения Господня монастырь в пос. Преображенский Краснослободского р-на Мордовии). Сведения о Г. С. содержатся в «Повествовании о Саровской пустыни» (Список 1850 г.- РГАДА. Ф. 357. 103), составленном иеросхим. Иоанном (Фёдоровым) на основе рассказов братии Краснослободского мон-ря и местных жителей, беседовавших с подвижником. Ок. 1655 г. Г. С. пришел в Краснослободскую пуст. и ок. 1660 г. принял иноческий постриг от основателя обители мон. Дионисия. В сер. 60-х гг. XVII в. он перебрался в местность Ст. Городище, где впосл. была основана Саровская в честь Успения Пресв. Богородицы муж. пуст. В это время в пещере городища на склоне холма уже подвизался мон. Феодосий (впосл. ушел в один из мон-рей Пензы). Выкопав к востоку от устья р. Сатис др. пещеру, Г. С. поселился в ней. Молитву совмещал с рукоделием, рубил лес, «копал бо мотыкою землю и сеяше хлеб, какой прилучашеся, и собирая по пустыни всякое овощие» (Там же. 103. Л. 18 об.). Раз в день ел вареные овощи, щи, горох или репу смешивал в одном горшке и «тако ядяше всегда едино видно брашно». Хлеб Г. С. выпекал из муки пополам с высушенной гнилой древесиной, иногда уменьшая количество муки. Приходившие к нему местные жители брали этот хлеб в благословение: он был «плевельный и черный зело, а сладость несравненно паче добраго и чистаго хлеба». Среди посетителей Г. С. был и насельник арзамасского Введенского мон-ря, буд. основатель Саровской пуст. иеросхим. Иоанн (Фёдоров). Г. С. рассказывал, что неоднократно слышал колокольный звон над Ст. Городищем. Однажды местные жители, искавшие клад на городище, обрели древний крест-мощевик и отнесли его подвижнику. Эту находку Г. С. посчитал знаком особой избранности Саровского холма. Впосл. крест был положен под престолом пещерной ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, освященной в 1711 г. в Саровской пуст.

http://pravenc.ru/text/164635.html

В Нижнем Новгороде проходит выставка «Место сие да будет тебе во спасение...», посвященная 300-летию Саровской пустыни 23 сентября 2006 г. 16:18 С 21 сентября в Нижегородском государственном художественном музее открылась выставка «Место сие да будет тебе во спасение...», приуроченная к 300-летию Саровской пустыни. Экспозиция создана по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Благотворительным фондом прп. Серафима Саровского , Нижегородской епархией и Центральным музеем древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Выставочная программа, включающая три этапа — экспозиции в Москве, Сарове и Нижнем Новгороде, открылась 10 мая этого года в музее им. Андрея Рублева в Москве. Презентация выставки состоялась во время празднования торжеств в честь 300-летия Саровской пустыни в муниципальном музее Сарова. Как отметил заместитель исполнительного директора Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского Игорь Мещан, для жителей Сарова эта выставка стала поистине открытием малоизвестных страниц истории города. На открытии выставки в Нижнем Новгороде присутствовали заместитель полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Владимир Зорин, секретарь Нижегородской епархии протоиерей Игорь Пономарев. Выставка включает три раздела: «Преподобный Серафим Саровский и традиции православного монашества», «История и архитектурный облик Саровской Успенской пустыни», «Житие и почитание преподобного Серафима Саровского». В состав экпозиции включены уникальные материалы: произведения иконописи, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, предметы монастырской работы, сохранившиеся реликвии, рукописи, в том числе и недавно выявленные в архивах автографы преподобного Серафима Саровского — всего около 180 экспонатов. Экспозиция состоит из трех разделов. Первый — «Свеча неугасимая, молитвою в пустыни пламенеющая» — посвящен преподобному Серафиму Саровскому и традициям православного монашества. В этой части выставки представлены редкие иконы: «Проповедь преподобного Иоанна Синайского и Лествица небесная» (вторая пол. XVIII в.), «Пострижение в Великую схиму» (сер. XVI в.), «Распятие плоти» («Живота законного изображение», конец XVII – начало XVIII в.), «Страшный суд» – фрагмент полихромной резной композиции (XVIII в.), а также «Преподобные Симеон и Даниил Столпники» (сер. XVI в.), «Преподобный Герасим Иорданский» (со львом) и «Преподобный Серафим Саровский, кормящий медведя». Такая последовательность показывает духовную основу аскетических подвигов преподобного Серафима, все виды которых он прошел: пустынножительство (в лесных пустыньках), столпничество (в молитвах на камне), молчальничество, затворничество, старчество, а также параллели с другими подвижниками мирового монашеского опыта.

http://patriarchia.ru/db/text/144590.htm...

В тот же день в актовом зале городского Дома культуры состоялось торжественное заседание, посвященное Дню города. На мероприятии присутствовали митрополит Ловчанский Гавриил, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий и члены делегации Русской Православной Церкви, а также заместитель председателя Народного Собрания Болгарии К. Цочев, вице-премьер Правительства Болгарии И. Калфин, губернатор области Ловеч доктор М.Д. Бояджиева, мэр города М. Казанджиев, начальник отдела по культуре, делам молодежи, спорту и туризму Лотошинского муниципального района Подмосковья С.В. Широков (Ловеч и Лотошино являются городами-побратимами). За труды на благо города, а также в связи с 65-летием со дня рождения митрополит Ловчанский Гавриил был удостоен звания Почетного гражданина Ловеча. 12 мая митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия и других членов делегации принял в своей резиденции Святейший Патриарх Болгарский Неофит. На встрече присутствовали митрополит Ловчанский Гавриил, викарий Софийской митрополии епископ Браницкий Григорий, главный секретарь Священного Синода Болгарской Православной Церкви архимандрит Герасим (Георгиев), настоятель подворья Русской Православной Церкви в Софии архимандрит Филипп (Васильцев) и секретарь Представительства иеромонах Зотик (Гаевский), а также начальник отдела по связям с общественностью Священного Синода Болгарской Православной Церкви А. Карамихалева. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла митрополит Георгий передал в дар Предстоятелю Болгарской Православной Церкви мощевик с частицей мощей преподобного Серафима Саровского, а также частицы мощей новомученников и исповедников Церкви Русской. Кроме того, иерарх Русской Церкви преподнес Святейшему Владыке вышитую икону Саровского подвижника. Обращаясь к митрополиту Нижегородскому и Арзамасскому Георгию, Святейший Патриарх Неофит попросил его передать слова глубокой благодарности Святейшему Патриарху Кириллу за многоценный дар Болгарской Православной Церкви и братскую любовь.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4080501...

В Саровском городском музее открылась выставка «Место сие да будет тебе во спасение» 29 июня 2006 г. 15:36 29 июня в Саровском городском музее открылась выставка «Место сие да будет тебе во спасение». На открытии выставки присутствовали участники III научно-богословской конференции «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России», которые сегодня начинают работу в Сарове. Именно 29 июля принято считать днем основания Саровской Успенской пустыни, расположенной между реками Сатис и Саровка (ранее в Темниковском уезде Тамбовской губернии, теперь в Нижегородской области). В этот день в 1760 году был освящен первый деревянный храм в честь иконы Богородицы «Живоносный Источник». Экспозиция выставки состоит из трех разделов. Первый – «Свеча неугасимая, молитвою в пустыни пламенеющая» – посвящен прп. Серафиму Саровскому и традициям православного монашества. В этой части выставки представлены редкие иконы: «Проповедь пр. Иоанна Синайского и лествица небесная» (вторая пол. XVIII в.), «Пострижение в великую схиму» (сер. XVI в.), «Распятие плоти» («Живота законного изображение», конец XVII – нач. XVIII вв.), «Страшный суд» – фрагмент полихромной резной композиции (XVIII в.), а также «Преподобные Симеон и Даниил Столпники» (сер. XVI в.), «Преподобный Герасим Иорданский» (со львом) и «Преподобный Серафим Саровский, кормящий медведя». Такая последовательность показывает духовную основу аскетических подвигов преподобного Серафима, все виды которых он прошел: пустынножительство (в лесных пустыньках), столпничество (в молитвах на камне), молчальничество, затворничество, старчество, – а также параллели с другими подвижниками мирового монашеского опыта. Второй раздел – «Обитель Саровской славы» – посвящен истории, архитектуре, духовным подвижникам Саровской пустыни. Первоначальником обители является уроженец этих мест иеромонах Исаакий (Попов), в схиме Иоанн, устроивший первую церковь и пещеры с келиями и подземным храмом по образцу киевских. С самого начала в обители появилась библиотека, впоследствии ставшая одним из богатейших книжных собраний страны, в которой хранились тысячи подлинников – древние рукописи, печатные издания XIX – начала ХХ вв. В центре этого раздела представлен макет Саровской обители, предоставленный музеем Федерального центра ядерных исследований, находящегося в Сарове. Специально для музея этот макет был изготовлен в бюро дизайна центра 15 лет назад.

http://patriarchia.ru/db/text/122146.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010