Синод с конкретным докладом по вопросу об устройстве сербской православной церкви в Америке. Вместе с тем в качестве делегата Св. Синода имел отправиться в Америку профессор карловицкого богословского училища Валериан Прибичевич для решения спора тамошних сербов о церковном устройстве 261 . О последующем известий мы пока не имеем. —185— В официальном органе митрополии от 29 октября прошедшего года напечатано высочайшее разрешение на созвание народно-церковного конгресса в Карловцах в течение 1906 г. Патриарх Георгий Бранкович, которому высочайше предоставлено назначить день для созвания конгресса, таким днём назначил 10-е декабря 1906 г. и разослал соответствующие приглашения и распоряжения преосвященным епископам карловицкой митрополии 262 . Г. Воскресенский М.Б. [=Бенеманский М.И.] Отклики печати: «Надежды и разочарования»: [О церковном обновлении]//Богословский вестник 1907. Т. 1. 1. 186–215 (2-я пагин.). —186— Возобновление занятий предсоборной комиссии заставило повременную печать наряду с пытливыми надеждами на будущее бросить ещё раз ретроспективные взгляды на отходящее в область истории прошлое нашей Синодальной церкви. Мрачны эти взгляды. « Церковь », – читаем в Тамбовск. Епар. Ведом., – „в значительной степени скомпрометировала себя в общественном мнении союзом с господствующей формой государственности и тою чисто полицейскою ролью, которую навязывало ей правительство. Припоминая то, как представительная учащая церковь стояла у нас в России на стороне силы, как она оправдывала крепостное право и смертную казнь, как благословляла братоубийственные войны, современное интеллигентное общество полагает, что от церковного влияния нельзя ожидать ничего хорошего». 43, стр. 1916). Близко к этому по-другому, более частному, поводу рассуждает и г. А.А. Соколов, автор брошюры: „Отношение церковной власти к свободе совести и слова в XIX веке» (Астрахань. 1906). «Всегда зависимое от мирской власти, то подавляемое, обезличиваемое ею, то пользующееся сравнительной свободой в своих административных действиях, русское духовенство и веротерпимость свою проявляло не одинаково в разные периоды одного и того же столетия. Само по себе доброе и благодушное, как все русские люди, оно делалось суровым, более строгим к другим —187— исповеданиям и к свободному слову, если такого именно отношения к свободе требовала мирская власть; менялись взгляды у светского правительства, либеральнее, миролюбивее становилось и церковное начальство. Св. Синод, поставленный в зависимость от государства и под контроль государственных чиновников, в лучшем случае должен был прислушиваться к желаниям государей и к мнениям обер-прокурора, министров народного просвещения и внутренних дел; случалось иногда ему совсем даже терять свою самостоятельность и быть только орудием, проводником в жизнь русского общества идей светских администраторов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

17 Область Срем или Сирмии занимает угол, образуемый впа­дением Савы в Дунай, между левым берегом первой и правым берегом второго. 18 в Австрии старая монетная система: гульден или флорин 100 крейц.=ок. 79 коп., в 1892 г. за единицу монеты признана крона – 100 геллерам=39,37 к. 27 Воззвание напечатано в Богосл. Гласнике 1912. XXI: 4, 413–416 под заглавием: „Притецимо у сиромашним српским школама у бyдuмckoj enapxju». 28 Богословски Гласник, 1910, XVIII: 4. стр. 306–309: „Четрдесет година свештенства високопреосвештеног господина Мирона Николича. епископа пакрачког». 30 Епископ темишварский Никанор Попович скончался 22 июля 1901 г. с тех пор до 27 ноября 1903 г. темишварская епархия оста­валась без своего епископа. Администратором состоял епископ будамский Лукиан Богданович (ныне патриарх сербский). Избрание Георгия Летича в епископа темишварского состоялось 27 ноября 1903 г., посвящение – 5 марта 1904 г. 32 Подробности чествования, а также о жизни и трудах архи­мандрита Иоанна Раича см. Богосл. Вестник. 1902. июль – авг., стр. 559–563. 33 О жизни и ученых трудах архимандрита Илариона Руварца, см. Богосл. Вестник, 1907, янв., стр. 174–177. 34 Српски Сион, 1892, стр. 896, из „Шематизма источне пра­вославне apxuдujeцeзe сремско-карловачке за годину 1892“. Сколько теперь монахов в монастырях карловецкой митрополии, сведений не имеем – „Српски Сион“, официальный орган митрополии, изда­вался, с блогословения архиерейского синода, в Новом Саде с января 1891 года, – прекратился на 34 от 25 мая 1908 г.; собствен­ник этого журнала был покойный патриарх Георгий Бранкович. 35 Чтобы судить, насколько фонды уменьшились к 1909 году, до­статочно отметить, что главные фонды а) „клирикальный“ убавился на 121,713 крон, б) „неприкосновенный " - на 98.482 кр. и в) „иерархический“ – на 48.803 кр. (Доклад ревизионной коммиссии на 19 (35) засе­дании народно-церковного конгресса 1911 г. 31 мая – в Богосл. Гласнике 1912г, XXI: 1,91. Ср. там же 1910, XVIII: 5, 488–493. Руварац Д., Савремени чланци. Друго коло I. 1910 – в Богосл. Гласнике 1910. XVIII: 3, 234.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

гульденов. Для той же цели образован нарочитый комитет в г. Сомборе. Пожертвования притекают довольно обильно. Имена жертвователей печатаются на страницах «Србобрана». Патриарх сербский Георгий Бранкович приказал на его счет приобрести тот дом и двор, где совершилось присоединение, для построения там церкви и школы. Вскоре после присоединения патриарх отправил сантовцам послание, в котором он шлет новой своей духовной пастве свое архипастырское благословение и отеческую любовь, утверждает их в вере и обещает позаботиться о построении для них церкви и школы. Послание это, напечатанное в официальном органе патриархии «Српски Сион» (1899, 10), было торжественно прочитано народу в Сантове 7 марта 1899 года и, напечатанное латинскими буквами на местном диалекте, роздано новоприсоединенным сербам. Назначены уже и священник в Сантово протоиерей Филипп Милошевич, бывший профессор рельевской, в Боснии, семинарии, и учитель Стефан Илькич. Событие перехода в православие радостно приветствовано было сербскою печатью, выражавшею вместе желание, чтобы и другие сербы-католики, шакацы и буньевцы 1213 , —104— последовали доброму примеру сантовцев. Дай Бог, чтобы так и было 1214 . Сербский народно-церковный конгресс, торжественно открытый в Карловцах 29 июня 1897 года, был, как известно, по высочайшему распоряжению от 3 августа того же года закрыт на неопределенное время. Ближайшей причиной закрытия конгресса послужил отказ большинства его членов – не в очередь прежде всего заняться рассмотрением выработанного, по поручению и согласно желаниям венгерских властей, нового церковного статута, направленного к уничтожению автономии сербской православной церкви в Венгрии. Требование, чтобы новый церковный статут прежде всех вопросов и дел был подвергнут на обсуждение и решение конгресса было насилием и давлением со стороны правительства, явно нарушающим закон, предоставляющий членам конгресса полное право самим устанавливать план своих занятий и порядок предметов, подлежащих их обсуждению и решению.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В период образования на территории Византии гос-в крестоносцев мощи Л. Э. были ошибочно отождествлены с мощами ап. Луки, к-рый пострадал в близлежащих Фивах. Незадолго до 1244 г. мощи Л. Э. были приобретены Иерусалимским патриархом Афанасием III, в 1244 г. они были проданы за 700 сарацинских безантов 3 греч. купцам, к-рые отвезли их в крепость Роги недалеко от Арты. Когда турки завоевали Эпир, серб. деспот Георгий Бранкович выкупил мощи за 30 тыс. дукатов и в 1449 или 1450 г. перенес их в Благовещенскую митрополичью церковь в Смедереве. В 1459 или 1460 г. эта реликвия была увезена в Боснию, а оттуда в 1463 г.- в Венецию. 13 дек. 1986 г. по просьбе митр. Фиванского и Ливадийского Иеронима (ныне архиеп. Афинский Иероним II) Римско-католическая Церковь возвратила мощи Л. Э. в мон-рь Осиос Лукас. Вопрос о подлинности мощей остается до конца не решенным, т. к., согласно афонской традиции, глава этого святого хранится в мон-ре прп. Филофея на Афоне (churchsynaxarion.blogspot.gr/2009/05/4-1.html). Память Л. Э. содержится в славяно-рус. нестишных Прологах (РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в. Л. 141 об.), а краткое Житие - в стишных Прологах ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2011. Т. 6. С. 21-22) и в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 454 (1-я паг.)). Перевод пространного Жития с незначительными сокращениями включен в «Книгу житий святых» свт. Димитрия Ростовского (К., 1794. Кн. 2. С. 477-484). Ист.: BHG, N 994-994b; PG. 111. Col. 441-480; Martini E. Supplementum ad Acta S. Lucae Iunioris//AnBoll. 1894. Vol. 13. P. 81-121; SynCP. Col. 449-450; Σοφιανς Δ. Ζ. Οσιος Λουκς: Ο βος το Οσου Λουκ το Στειριτου. Αθναι, 1989; The Life and Miracles of St. Luke of Steiris/Transl. C. L. Connor, W. R. Connor. Brookline (Mass.), 1994. Лит.: Jenkins R. The Date of the Slav Revolt in Peloponnese under Romanus I//Late Classical and Mediaeval Studies in Honor of A. M. Friend. Princeton, 1955. P. 209-210; Niero A. Reliquie e corpi dei santi//Culto dei santi a Venezia. Venezia, 1965. P. 202; Janin R. Luca//BiblSS. 1966. Vol. 8. Col. 222-223; Pallas D. Zur Topographie und Chronologie von Hosios Lukas: Eine kritische Übersicht//BZ. 1985. Bd. 78. S. 94-107; Kazhdan A., ev enko N. Loukas the Younger//ODB. 1991. Vol. 2. P. 1254; DOHD. 1998. P. Αγαθγγελος, π. Θαναρου, Μαλτζου Χ., Μορνι Ε. Ιερ λεψανα Αγων τς καθ μς Ανατολς στ Βενετα. Αθνα, 2005. Σ. 215-240; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2006. Τ. 6: Θεβρουριος. Σ. 87-91.

http://pravenc.ru/text/2110827.html

XVI в. на территории Охридской архиепископии (Кишинёв. ЦГА Молдовы. Ф. Ново-Нямецкого мон-ря. 6; София. НБКМ. 1032 и др.), оно регулярно опускается. Но слав. книжники обращали на него внимание вплоть до Нового времени и использовали его в своих произведениях: напр., оно упоминается в серб. «Слове о св. кн. Лазаре» (кон. XIV в.), в рус. «Послании митр. Спиридона-Саввы» (1505-1523), в Русском хронографе (1518-1522). Через посредство последнего текст послесловия вошел в сербские Хронограф (Троядик), родословы и летописи ( Попов. 1869. С. 39, 44-45; Р. летопис. Београд, 1960. С. 48, 94; Ангелов. 1967. С. 153-156; 1980. С. 49-50) и в болг. «Историю вкратце о болгарском народе славенском» Спиридона Рильского (1792). Этот текст использовал гр. Георгий (Джордже) Бранкович (1645-1711) при составлении Славяно-сербской хроники ( 1979). Возможно, И. переписал пергаменный Служебник (совр. местонахождение неизв.- 1964). Во время восстановления Пантелеимонова мон-ря И., очевидно, заботился и о книгах для б-ки обители, прежде всего богослужебных: по его заказу мон. Григорий, вероятно в стенах обители, переписал пергаменное Четвероевангелие (Ath. Chil. Slav. 11, 3-я четв. XIV в.). И. был инициатором примирения Сербской и К-польской Церквей: в 1375 г., получив поддержку кн. Лазаря и Собора Сербской земли (на котором присутствовала вдова Стефана Душана), вместе с 4 спутниками (протом Феофаном, буд. основателем валашских монастырей Тисмана и Водица прп. Никодимом Румынским , учениками Никандром и Сильвестром) он посетил К-поль и успешно выполнил миссию. Возможно, со встречей в К-поле И. и буд. митр. Киевского Киприана, находившегося там в связи с канонизацией Виленских мучеников (см. ст. Антоний, Иоанн и Евстафий , мученики), связано распространение в серб. книжности кон. XIV-XV в. проложного Жития этих святых (ср.: Сперанский М. Н. Сербское житие литовских мучеников//ЧОИДР. 1909. Кн. 1. С. 1-48; Баронас Д. По поводу лит. истории Мучения трех виленских мучеников//Krakówsko-wilenskie studia slavistyczne.

http://pravenc.ru/text/674842.html

Николаю. Но она как в давние времена, так и ныне в честь основателя своего называется Григориевою. По актам афонским находили подпись пр. Григория под актом 1405 г. К сожалению, и акт и описание жизни преподобного куда-то скрылись. По словам греков, как бумаги и книги обители, так и мощи преп. Григория в пожар 1761 г. унесены были сербскими иноками с Афона. Когда бы это была правда21)! 10 ч. Память блаженных деспотов ИОАННА и его родителей СТЕФАНА и АНГЕЛИНЫ Бранковичей. Нелегко найти в истории владетельных лиц, чья жизнь была бы так полна превратностями и бедами, как жизнь блаж. деспота сербского Стефана - Бранковича и семьи его22). В 1457 г. турки завладели Сербиею и деспот Георгий Бранкович умер скитальцем в Белграде. Младший сын Лазарь, прогнав старшего и отравив мать, присвоил себе права деспота, но спустя месяц умер. Стефан был средний сын деспота Георгия. Он с юности отличался кротостию, почтителен был к родителям, любил братьев, образован был прекрасно, особенно же знал св. писание. Когда отец для покоя Сербии принужден был отдать дочь султану Мурату, то с сестрою отправился ко двору султана и Стефан. - Тут сильно соблазгяли Стефана и роскошною жизнию и поблажками честолюбию и суетности; но Стефан оставался тверд. Затем придворная зависть успела возбудить   21) Афонский Патерик 1, 400. Заметки поклонника стр. 274. 275. Описание монастырей горы афонский, стр. 127, Спб. 1859 г. По сказанию 1579 г. " монастырь сербский Григориат " . Аврамовича Афонские древности стр. 76 у Београду 1847 г. 22) Житие св. Стефана Бранковича и детей его видно в житии сына его архиеп. Максима; это житие издано в Гласнике XI, 125-130. политическое подозрение против сыновей деспота. Такие отважные люди, как сыновья деспота, - опасны для турецкой власти, говорили султану. - И султан, давший клятву отцу не касаться ни жизни, ни здоровья детей деспота, велел ослепить их; Стефан отправлен в Каппадокию. По смерти брата Стефан, услыхав, что турки-фанатики сожгли прекрасный Милешевский монастырь и

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Одушевляемые тою-же ревностью о распространении света истины, и последующие пастыри и руководители Церквей Славянских усердно передавали Отеческие творения на понятном для Славян языке. Им обязаны мы переводом: писаний св. Мефодия Патарского 16 , вопросов и ответов Сильвестра и Антония 17 , поучений Аввы Дорофея 18 , св. Нила 19 , Максима Исповедника 20 , Феодора Студита 21 , Диоптры инока Филиппа 22 , Маргарита Златоустого 23 , писаний Исаака Сирина 24 , Дионисия Ареопагита 25 , Петра Дамаскина 26 , Симеона нового Богослова 27 , Григория Синаита 28 . Большая часть сих творений принадлежит к аскетической литературе: к ним ещё должно присоединить писания св. Василия Великого , Ефрема Сирина , ещё не вошедшие в настоящее обозрение. Высокое достоинство духовных творений древних подвижников, распространение образования преимущественно из монастырей, чрез иноков, и общее уважение к жизни иноческой, как высшему проявлению на земле совершенства Христианского, были причиною, что более переводились творения иноческие: но искреннее благочестие всегда могло находить в них достаточно уроков и для общего назидания. Примечательное событие представляет история перевода Лествицы. По разнообразию её списков, в XIV столетии предпринято было в Сербии исправление древнего её перевода. Сам князь Георгий Бранковичь принял участие в этом деле: он не только собрал лучшие списки Лествицы, Греческие и Славянские, но и призвал многолетных старцев из монастырей Афонских в Смедерево, чтобы они пересмотрели разнообразные списки древнего перевода, сделали его яснее, и привели книгу в лучший порядок. Из этого видно, как и мирская власть дорожила делом иноческим 29 . Подобным образом, в переводе толкования на слова св. Григория Богослова , обращение переводчика к князю заставляет предполагать влияние князя на появление этого перевода, столь необходимого для разумная малопонятных, и по высоте Богомудрия и по древности языка, слов св. Григория 30 . Но были и другие потребности, которые побуждали знакомиться с писаниями Греческих просвещённых пастырей. Так нужда бороться с Латинянами вызвала к переводу полемических сочинений св. Григория Паламы и другого архиепископа Солунского Нила 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Игумения Анастасия: было такое чувство, что сами горим в этом огне Беседа с игуменией косовского монастыря Девич Игумения Анастасия (Билич)      Монастырь Девич был разорен и осквернен албанскими экстремистами в июне 1999 года, а в марте 2004-го албанцы сожгли монастырь, и его насельницы чудом остались в живых. Сейчас монастырь частично восстановлен, и монашеская жизнь в нем продолжается, хотя монахини и сам монастырь находятся в постоянной опасности, так как сейчас отсюда ушли силы КФОР, и эта территория стала полностью албанской. Монастырь Девич, расположенный среди густых лесов, в пяти километрах от города Србица, принадлежит к числу величайших сербских святынь на территории Косово и Метохии. Он был основан в 1434 году в том месте, где в пустом стволе букового дерева подвизался исихаст XV века святой Иоанникий Девичский. Ктитором монастыря был деспот Джурдж (Георгий) Бранкович, который решил построить в этом святом месте обитель в знак благодарности за исцеление больной дочери, отсюда и произошло название – Девич. О жизни девять монахинь и двух послушниц, подвизающихся в обители, рассказывает игумения монастыря Анастасия (Билич). Разговор с матерью игуменией состоялся в канун монастырской Славы: праздника святого Иоанникия Девичского, на которую за последние пять лет приезжают несколько сот сербов, что почти невероятно. Монастырь Девич    – Матушка Анастасия, до тех пор, пока не прибыли французские солдаты КФОР из Девича приходили трагические известия, собщения об издевательствах над сестрами… Расскажите, как все это было? – До прибытия армии КФОР мы находились в окружении, многое нам пришлось пережить, в нас стреляли, подстерегали по дороге в Србицу, угрожали. Были и ложные слухи, писали, например, что одна монахиня изнасилована, но настоятель монастыря Высокие Дечаны владыка Феодосий (Шибалич) опроверг эту информацию. Он первым узнал, что это неправда. Что было действительно – это огромное психологическое давление: выстрелы над головой, устраивали расследования, заставляли писать отчеты. Один раз закрыли нас в помещении, врывались туда, щелкали затворами… Для беспомощных сестер было достаточно уже того, как погромщики вламывались в помещение… В основном это были шиптары из окрестностей, некоторых из них мы лично знали.

http://pravoslavie.ru/73145.html

1 После захвата Константинополя турецким султаном Мехмедом II Завоевателем его мачеха царица Мара, сербка по происхождению и благоговейнейшая христианка, в 1470 году собственноручно принесла Честные Дары на Святую Гору Афон, чтобы передать их в обитель Святого Павла, большим благодетелем которой был ее отец — правитель Сербии Георгий Бранкович. По святогорскому преданию, когда Мара поднималась от монастырской пристани к обители, ей явилась Пресвятая Богородица и не позволила идти дальше, чтобы не нарушать запрет на посещение Святой Горы женщинами. Благочестивая царица послушалась и, передав монахам Честные Дары, вернулась на корабль. На том месте, где произошло это чудо, была построена часовня, сохранившаяся до наших дней. 2 Деян. 5:15. 3 Мф.9:20-21. 4 Воссияет звезда от Иакова, и востанет человек от Израиля (Чис. 24:17). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 16 июня, 2021 31 мая, 2021 20 мая, 2021 27 апреля, 2021 14 апреля, 2021 12 апреля, 2021 3 апреля, 2021 26 марта, 2021 22 марта, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/monax-nikodim-afonskij...

С 1772 по 1801 г. настоятелем К. был архим. Иоанн (Раич) , написавший «Историю разных славянских народов, наипаче Болгар, Хорватов и Сербов» (1795) и считающийся родоначальником серб. историографии. Архим. Иоанн собрал в К. богатую б-ку. В кон. ХХ в. в обители был открыт музей, посвященный его жизни и деятельности. Многие настоятели К. впосл. стали церковными иерархами: Афанасий (Живкович; управлял К. в 1756-1769) - епископом Бачским; Андрей (Шагуна ; управлял К. в 1845-1846) - митрополитом Сибиуским; Стефан (Попович; управлял К. в 1835-1839) - епископом Вршацким; Порфирий (Перич; управлял К. в 1990-2014) - митрополитом Загребско-Люблянским. Еще неск. иерархов приняли в К. монашеский постриг: в 1771 г.- буд. епископ Буковинский Даниил (Влахович), в 1893 г.- буд. епископ Горно-Карловацкий Иларион (Зеремский) , в 1882 г.- буд. патриарх Сербский Георгий (Бранкович) в 1990 г.- буд. епископ Далматинский Фотий (Сладоевич). На монастырском кладбище похоронены видные серб. церковные и общественные деятели: архим. Иоанн, епископы Бачские Григорий (Димитриевич) и Софроний (Томашевич) и др. С 1949 г. К. объявлен памятником архитектуры. После перерыва монашеская жизнь в К. возобновилась в кон. 90-х гг. ХХ в., при еп. Бачском Иринее (Буловиче). В 2005-2006 гг. в К. прошли реставрационные работы, с 2007 г. идет обновление внутреннего убранства храма. В братском корпусе устроена часовня, возводится жилой корпус. При мон-ре действует иконописная мастерская и центр реабилитации наркозависимых. Лит.: М. Ucmopuja светосавског манастира Нови Сад, 1891; М. Стари планове манастира Фенека и за споменика култура Bojboдuhe. Нови Сад, 1957. 1. С. 27-31; Л. Uзbeшmaju о имовном манастира и Фенека у cлabohcko-cpeмckoj граници из 1777 г.//Рад мyзeja. Нови Сад, 1964. Год. 12/13. С. 161-165; Бикар Ф. Манастир и архим. Jobah Кратак ucmopujcku друштва историчара Bojboдuhe. Нови Сад, 1981. С. 91-98; С. Манастири Cpбuje: Велика илустрована ehцukлoneдuja. Нови Сад, 2002. С. 484-489; Л. Манастир Нови Сад, 2004; Е. Манастир Нови Сад, 2013.

http://pravenc.ru/text/1841616.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010