Венгерский король даровал старшему сыну Ангелины Георгию титул деспота и дал во владение некоторые Сремские земли . Георгий вместе с братом Иоанном получил те же права, что и остальные венгерские феодалы. Для венгерского короля первостепенной была задача защиты южных границ его державы от нападений турок, что и поручалось сербам. Для сербского же народа деспоты Бранковичи были продолжателями дела прежних сербских правителей. Они и сами хранили надежду на то, что когда-нибудь смогут восстановить державу своих предков. Святые Бранковичи: свт Максим, прп. Англина, св. Иоанн и св. Стефан Слепой. Икона 1753 г. Никола Нешкович      Со временем деспот Георгий отказался от власти в пользу своего младшего брата Иоанна и принял монашеский постриг с именем Максим. Относительно спокойный период в жизни Ангелины был прерван в 1502 году смертью ее младшего сына деспота Иоанна. К этому моменту у нее из близких остался только старший сын. Вместе с монахом Максимом Ангелина была вынуждена отправиться в Валахию к воеводе Иоанну Радулу, куда они повезли с собой мощи святых Стефана и Иоанна. В Валахии их ждал радушный прием. Максим трудился на благо Церкви и стал влиятельной личностью в духовной жизни страны, так что вскоре был избран митрополитом Влахозапланинским. Он сыграл ключевую роль в примирении воеводы Радула с молдавским воеводой Богданом. Когда дело чуть не дошло до кровопролития, святитель Максим убедил враждующих примириться. Вместе с матерью они сотворили в тех краях немало и других добрых дел. Свт. Максим Бранкович. Современная фреска. Монастырь Гргетег. Фото: иером.Игнаий (Шестаков)      После смены правителя в Валахии владыка Максим был направлен в качестве посланника в Будапешт к королю Владиславу, и поскольку он уже не пользовался прежней благосклонностью валашских владык, то около 1509 года вернулся в Срем, за ним последовала и его мать Ангелина. К этому времени она тоже приняла монашеский постриг, сохранив прежнее имя. Об этом свидетельствует письмо, посланное в 1509 году в Москву, где она подписалась как смиренная монахиня.

http://pravoslavie.ru/126609.html

Церковных общин 45 и 65 отделений, православных ломов 3,082. Епархиальный фонд незначительный. Резиденция епископа – город Святый Андрей на Дунае (в 25 верстах вверх от Будапешта) имеет ныне 4 тысячи жителей, в том числе православных сербов более 600 человек обоего пола. Это небольшое число православных сербов, живущих в Св. Андрее, владеет семью церквами, из коих ныне две церкви приходских с двумя священниками, а прочие считаются приписными. С 1908 г. со времени избра­ния будимского епископа Лукиана Богдановича в сербские патриархи, епархия эта оставалась без епископа, под упра­влением патриарха, до конца 1912 года, когда состоялось по­священие во епископа будимского доктора богословия Георгия Зубковича. Георгий Зубкович родился в Будиме 11 апреля 1873 г. Родители его были из Бачки, потомки старых серб­ских священнических фамилий. Отец его судья в Буда­пеште, а дед – Арсений Стойкович, долгое время бывший епи­скопом будимским и два раза избираемый в свое время в сербского патриарха. Окончил гимназию с аттестатом зрелости в Будиме в 1896 г., затем богословские науки на черновецком богословском факультете. В 1903 г. получил степень доктора богословия. 2 декабря 1901 г. пострижен в монашество архимандритом Исааком в монастыре Бездине; 6 декабря 1901 г. рукоположил его Лукиан Богданович, тогдашний епископ будимский, в диакона, и в качестве диакона Георгий причислен был к темишварскому епископскому двору; декретом покой­ного патриарха Георгия Бранковича от 13 апреля 1902 г. принят в состав придворных монахов: 6 августа 1903 г. произведен в протодиакона тем же епископом будимским в г. Св. Андрее; 27 февраля 1905 г. рукоположен преосвященным Георгием, епископом темишварским. в священника-синкелла; 8 июля 1907 г. произведен в протосинкелла; 15 августа 1911 г. в монастыре Бездине произ­веден в архимандрита. В административную епархиаль­ную службу вступил в 1903 г. в качестве епархиального помощника секретаря. 4 ноября 1904 г. епархиальная скуп­щина темишварская избрала его епархиальным секретарем.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

87 Все эти знатные лица имели в своем подчинении земли, отдаленные от столицы империи, пограничные с владениями, на которые распространялась власть католической церкви, или, может быть, были сами в определенной степени зависимы от западных соседей. Плащ, изображенный среди атрибутов власти, воспринимается в данном случае тоже как знак высокого достоинства представленного на портрете лица и тем самым связывается с западной традицией обозначения верховной власти. Королевские и рыцарские портреты западного средневековья, особенно в западнославянских областях, всегда представляют владык в плащах-мантиях, коронах (чаще с зубцами, завершающимися трилистником), со щитом, на котором изображен герб, копьем – вымпелом и мечом. Таковы изображения рыцаря-крестоносца на таблетке алтаря, написанного мастером Теодорихом в 1365–67 гг. из Карлштайна (Национальная галерея в Праге), святых и ктиторов алтаря из Мюльхаузена 1383 г. (Штутгарт, Гос. галерея) и др. 88 Таким образом, одежды ктитора иконы Успенского собора соединяют в себе признаки костюмов западных и восточных властителей. Существовало ли подобное соединение в каких-либо странах или это изображение представляет нам нечто нереальное? § 4. Традиция получения знаков верховной власти в XIV–XV столетиях на Балканах Объяснение этого вопроса находится в статье Св. Радойчича, посвященной портретному изображению Тодора Бранковича в Грачанице, написанному в начале XV в. 91 Описывая обстоятельства получения престола деспота Рашки и Албании отцом Тодора Георгием Бранковичем, он обращается к истории сербского государства, в летописях которого отмечено, что «деспот Георгий Бранкович принял звание герцога и деспота Рашки и Албании от короля Сигизмунда в Белграде» – и далее: «Венгерские письменные источники свидетельствуют, что Георгий получил от Сигизмунда знаки власти, принятые на Западе: плащ, головной убор и меч». 92 Однако через три года константинопольский посланник привез ему от императора Uoahha VIII Палеолога деспотские инсигнии и корону, то есть саккос, лор и корону.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Но ни одна принцесса не пожелала разделить с ним его шаткий трон; не удалось также заключить прочный союз с каким-либо из западных государств. Одновременно его верный друг и секретарь Георгий Франдзис (Сфрандзи), относившийся к Западу с недоверием, поспешил в Трапезунд, чтобы добиться для своего господина руки дочери потомка Великих Комнинов. Конечно, у ее отца уже не было большого политического веса, но он все еще был богат – благодаря серебряным рудникам и доходам от торговли, шедшей через его столицу. Эта девушка могла бы принести богатое приданое, а кроме того, трапезундские принцессы всегда славились красотой. Ее тетка, жена императора Uoahha VIII , считалась красивейшей женщиной своего времени, хотя видевший ее де ла Брокьер и отмечает с неудовольствием слишком обильное и, на его взгляд, неоправданное употребление ею косметики. Однако миссия Франдзиса не увенчалась успехом 94 . Константин выдал свою племянницу Елену, старшую дочь Фомы, за сына Георгия Бранковича, деспота Сербии. Но даже Георгий был слишком благоразумен, чтобы провоцировать турок заключением союза с деспотом Мореи 95 . В момент смерти Uoahha VIII Константин находился в Мистре; Фома же был уже на пути в Константинополь. Он прибыл туда 13 ноября 1448 г., ровно через две недели после кончины императора, и, надо сказать, вовремя, так как его брат Димитрий, спешно прибывший в Константинополь из своего апанажа в Селимврии, уже предъявил свои претензии на трон. Димитрий рассчитывал главным образом на поддержку противников церковной унии. Однако по существовавшей правовой практике при отсутствии коронованного императора верховная власть в Константинополе переходила к императрице. Престарелая вдовствующая императрица Елена использовала свой престиж, настояв на провозглашении императором Константина – старшего из ее оставшихся в живых сыновей. Общественное мнение поддержало ее. Надежды Димитрия рухнули, и, когда в Константинополь явился Фома, он признал себя побежденным и присоединился к сторонникам Константина.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЙ НОВЫЙ КРАТОВСКИЙ [македон. Кратовски; серб. Кратовац] (ок. 1497, Кратово, Македония - 11.02.1515, София), мч., почитаемый в Болгарии, Македонии и Сербии (пам. 26 мая, пам. болг., македон. 11 февр.). По месту смерти часто называется Софийским. Жизнеописание О мучениях Г. Н. К. известно из его Жития, написанного софийским попом Пейо вскоре после смерти святого ( Динеков. С. 58-74; Ангелов. 1978. С. 99-130). Согласно этому источнику (рассказ о мученике предваряет повествование о др. болг., серб. и греч. святых кон. XV - нач. XVI в., Иоанне и Максиме (Георгии) Бранковичах, К-польском патриархе Софронии (пресв. Стефане)), Г. Н. К. род. в семье благочестивых христиан Димитрия и Сарры. Выучился грамоте, стал осваивать ювелирное ремесло. Рано осиротел и, чтобы не попасть в янычарское войско, между 1509 и 1512 гг. переехал в Софию, где поселился в доме попа Пейо, к-рый стал его наставником и обучал Свящ. Писанию. Красотой и умом Г. Н. К. обратил на себя внимание мусульман. Под видом заказчика к нему пришел образованный турок, к-рый пытался обратить его в ислам. Когда юноша (по Житию, ему было 18 лет) легко опроверг все доводы о превосходстве ислама над христианством, турки обвинили его в хуле на свою религию и бросили в темницу. Для укрепления в вере юношу, испугавшегося пыток огнем и просившего выкупить его из неволи, посетил Пейо. После жестоких избиений и пыток, к-рые мученик стойко выдержал, Г. Н. К. сожгли на костре вблизи ц. Св. Софии (в Житии указано, что казнь совершилась в правление султана Селима II, при Софийском митр. Панкратии). Судья отказался отдать тело, свящ. Пейо и пресв. Иоанн ночью, когда стражники заснули, организовали похищение и погребение тела в ц. вмц. Марины (находилась на месте совр. здания Софийской митрополии). На следующий день происшедшее было представлено судье как чудо. Агиография Почитание Г. Н. К. быстро распространилось не только в Софии, но и в Македонии, откуда он был родом, в Сербии и на Афоне. Известно ок. 15 списков Жития и службы Г. Н. К. XVI - нач. XVIII в. Анонимным автором было создано проложное краткое житие Г. Н. К. ( Яцимирский. 1908. С. 168-171; Станимиров. С. 290-292; Ангелов. 1967. С. 268-279). В кон. XVIII в. это житие Г. Н. К. было переведено на греч. язык и в 1799 г. в Венеции издано Никодимом Святогорцем .

http://pravenc.ru/text/164411.html

В 1411 г. после смерти Сулеймана и прихода к власти его брата Мусы Георгий, как сторонник умершего султана, попал в тяжелое положение. Благодаря посредничеству кнг. Марии (в монашестве Марины), матери Георгия и сестры деспота Стефана, эти серб. правители примирились (1412) и вместе выступили против султана Мусы, нанеся ему поражение в битве у г. Витоши близ Софии (5 июля 1413). В 1426 г. деспот Стефан Лазаревич, не имевший детей, объявил Георгия своим преемником (собор в Сребренице). Георгий наследовал ему в 1427 г. Он был вынужден признать сюзеренитет венг. кор. Сигизмунда и получил от него одобрение своего права на деспотат, уступив Венгрии Белград. В 1429 г. деспотское достоинство Георгия признал визант. имп. Иоанн VIII Палеолог . Серебряные рудники в Ново-Брдо обеспечили его необходимыми финансовыми ресурсами для создания между 1428 и 1430 гг. новой столицы на Дунае - мощной крепости Смедерево. Здесь он учредил архиерейскую кафедру с титулом митрополии, а также построил дворцовую церковь. В Благовещенскую митрополичью церковь были перенесены мощи ап. Луки из г. Рогос в Эпире, купленные деспотом Георгием за 30 тыс. дукатов. В честь этого события была написана особая повесть и составлена служба ( С. 133-157). В Смедереве им была создана б-ка, остатки к-рой теперь находятся в книгохранилищах разных стран. В 1434 г. по заказу деспота Георгия была переписана Лествица (Белград. МСПЦ 97/Крушедол. V 16), однако сообщаемые в послесловии к списку сведения о специальном переводе текста, выполненном по этому случаю афонскими старцами под рук. Савватия, митр. Браничевского, не подтверждаются совр. исследованиями ( Саенко Л. П. К истории слав. перевода текста Лествицы Иоанна Синайского//Palaeobulgarica. 1980. 4. С. 22-23; Мострова Т. Към въпроса за Лествицата в слав. ръкописна традиция//Ibid. 1991. 3. С. 72-73). В 1447 г. по заказу сыновей деспота Григория и Лазаря в Хиландаре были переписаны Беседы свт. Иоанна Златоуста на кн. Бытия (Шестоднев) в 2 томах (Ath. Chil. 402 и 403).

http://pravenc.ru/text/153337.html

К сожалению, с 1894 г. он заболел (врачи должны были ампутировать ему левую ногу, так что при служении он пользовался искусственной ногой), и последние годы мало принимал участия в обще-церковных делах Карловицкой митрополии. По поводу его смерти и в знак скорби вывешены были в Карловцах черные флаги на патриаршем дворце, на соборной церкви, в богословском училище и гимназии. Карловицкая консистория циркулярно предписала подведомственным окружным протопресвитерам, чтобы кончина епископа Никанора оглашена была трехдневным звоном в большой колокол во всех церквах архиепископии, чтобы имя его в продолжение шести недель поминалось на литургии и внесено было в церковный диптих. Погребение почившего епископа совершено было 24 июля в присутствии депутации от митрополита-патриарха Высокопреосвященными епископами: Гавриилом Вершецким, Лукианом Будимским и Митрофаном Бачским. – Мандатором Темишварской епархии патриарх Георгий Бранкович назначил архимандрита монастыря Бездина Исаака Дошена, а 8 сентября 1901 г. высочайшим указом назначен был администратор в Темишварскую епархию Высокопреосвященный Лукиан Богданович, епископ Будимский. Избрание нового архипастыря в Темишварскую епархию предположено было в ноябрьских заседаниях Архиерейского Синода, но и доселе выборов не было. Как видно из 12-го отчета о состоянии православно-сербского богословского училища в Карловцах за 1900–1901 учебный год, в нем было 12 преподавателей и 95 слушателей, именно – в I классе 33, во II – 25, в III – 18 и в IV – 19. Выпускные экзамены выдержали 10 человек. Стипендиатов было 56. На стипендии и различные пособия из —558— расходовано 11403 короны (франка) и, кроме того, на пособия и лечение больных – из общества св. Иоанна Милостивого – 1064 короны. В 1901–1902 учебном году (13-й отчет) слушателей было 109, именно в I классе 35, во II – 33, в III – 25 и в ΙV – 15 и 1 приватный. Выпускные экзамены выдержали 7 человек. Стипендиатов было 63. Кроме того, общество св. Иоанна Милостивого израсходовало на содержание четверых слушателей 864 короны.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Были оказываемы и другие пособия, деньгами и книгами. Училищная библиотека пополнилась 135 названиями, из коих 88 названий принесены в дар. Богословское училище получало 29 журналов, из них 10 сербских, 9 русских, 1 румынский, 3 хорватских, 5 немецких и 1 мадьярский 1630 . 11 декабря 1901 года митрополит-патриарх Георгий Бранкович в заседании комитета конгресса торжественно передал в ведение этого последнего вновь выстроенное на его средства великолепное здание общежития для богословского училища. Члены комитета осматривали все здание и вынесли из осмотра самые приятные впечатления 1631 . В новоустроенном здании, носящем надпись имени своего устроителя, все воспитанники богословского училища будут иметь бесплатное помещение и пропитание. Доселе они жили по частным квартирам. Это не только препятствовало воспитательному воздействию на них школы и затрудняло дисциплинарный надзор, но мешало и ходу учебных занятий. Теперь на это жаловаться не придется. – В богословское училище поступают окончившие курс классической гимназии с аттестатом зрелости, Курс четырехлетний. В последнее время выдвинут на очередь вопрос о преобразовании Карловицкого богословского училища в академию или самостоятельный богословский факультет 1632 . —559— 14 июля 1901 года братство Ковыльского монастыря, в Бачской епархии, торжественно чествовало память своего бывшего настоятеля, знаменитого сербского историка и богослова архимандрита Иоанна Раича по поводу исполняющегося столетия со дня его кончины († 11 декабря 1801 г.), именно был совершен торжественный парастос и по сербскому обычаю возлито красное вино на гроб Раича, находящийся в левой стороне монастырского храма. Парастос совершал Бачский епископ Митрофан в присутствии патриарха Георгия, представителей фрушкогорских монастырей, сербской матицы в Новом Саде, Карловицкого богословского училища, гимназии и других школ, городского Карловицкого управления и огромной массы народа (до 6 тысяч). По окончании парастоса, Землинский протоиерей и заведующий монастырской типографией Д.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Частью покупкой, частью благодаря пожертвованиям библиотека за отчётный год значительно обогатилась по всем отделам преподаваемых наук, разных журналов получала 33. Материальное положение профессоров значительно улучшено против прежнего. Стипендию недостаточных учеников резолюцией конгресса 1902 года решено повысить с 240 корон до 400 кор., но это определение ещё не приведено в исполнение. На стипендии 69 слушателям из фонда Иоанна Милостивого и других многочисленных фондов израсходовано всего 21461 кор. Шесть богословских сочинений награждены из специального фонда в сумме 200 кор. В конце 1902–1903 учебного года было всего 105 слушателей, именно: из архидиецезы 38, из горно-карловицкой 15, из бачской 24, из вершецкой 7, из темишварской 16, а из будимской ни одного! Как говорят цифры, из епархий горно-карловицкой, пакрачской и будимской нет даже и приблизительно такого количества кандидатов священства, какое требуется. Необходимо серьёзно позаботиться о приготовлении добрых пастырей в достаточном количестве. Когда будет открыто общежитие при богословском училище (здание общежития уже выстроено), оно, предполагается, будет содержаться всецело на средства богатого фонда Саввы Текелия, и тогда стипендии из других фондов могли бы специально употребляться на приготовление кандидатов богословия для тех епархий. Из 22 слушателей IV класса экзамен выдержали только 12, из 29 – III класса 18, из 31 – II класса 18 и из 23 слушателей I класса 12. Такой неуспех учеников объясняется тем, что слушатели в значительном количестве пропускали уроки. Благодаря тому, что ученики рассеяны по частным квартирам, строгий инспекторский контроль невозможен. Настоятельно требуется устроить интернат для учащихся, что устранило бы многие препятствия правильным их занятиям и доброму успеху 1484 . Нельзя поэтому не приветствовать решение патриарха —547— Георгия Бранковича выстроить новое здание интерната для учащихся сирот – гимназистов и богословов. Патриарх Георгий любит строить: он выстроил на счёт народно-церковных фондов великолепный патриарший дворец, народный дом, богословское общежитие.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Семья сербских властителей Бранковичей разделила с православным народом Сербии всю тяжесть турецкого ига. Святая Ангелина была дочерью знаменитого Албанского героя Георгия Скандер-бега (1414–1467 гг.). Она вышла замуж за Сербского властителя Стефана, носившего титул деспота, сына князя Георгия Бранковича. Святой Стефан, правивший страной в 1458–1459 гг, встал на защиту Сербии в последние годы ее независимого существования. Стефан Бранкович, лишенный зрения султаном Муратом, прожил мученическую жизнь. После окончательного захвата Сербии турками он был вынужден скитаться с семьей на чужбине. Среди лишений и испытаний святые супруги воспитали двух своих сыновей в благочестии и подвиге: святого архиепископа Максима и святого Иоанна – последнего властителя Сербии (с 1493 г.) перед долгим периодом ее порабощения. Свой земной путь святой Стефан закончил в 1476 г. в Италии, в возрасте 56-ти лет. Его супруга Ангелина осталась одна с детьми на чужбине, но с кротостью и стойкостью переносила все лишения. В дни радости и в дни невзгод она жила в благочестии, помогала нуждающимся, наставляла детей в вере. В 1486 г. преподобная Ангелина перевезла из Италии на родину, в Купиново, тело супруга (святые мощи праведного Стефана были обретены в Фурланском Белграде после знамения в храме, когда над гробницей святого воссиял свет). По возвращении семьи на родину в 1486 г. сын святых Стефана и Ангелины – блаженный Георгий – вступил на престол деспота Сербского в Среме (область на северо-востоке современной Югославии). Спустя 9 лет, оставив мирские заботы на попечение младшего брата Иоанна, он принял монашеский постриг с именем Максим. (С 1513 г. до своей кончины в 1516 г. блаженный Максим был митрополитом Белградским и Сремским. Его нетленное и благоухающее тело было обретено в церкви святого Луки в Купиново около 1522 г.). Впоследствии святой Максим стал архиепископом Влашским. Его трудами в Среме воздвигнуты монастыри Хопово и Крушедол. В этих трудах ему активно помогала мать. После кончины мужа святая Ангелина приняла монашество и была известна своими подвигами и благотворительностью. Особенно известна ее забота о сербских и русских монастырях. Будучи уже не в силах помогать всем обителям, она обратилась с трогательным посланием к московскому великому князю Василию III: «Наша держава ныне упадает, а твоя держава возвышается. Возьми же на себя нашу заботу и попечение о святых храмах и обителях, которые твои и мои благочестивые предки создали». В мрачное время турецкого владычества эти монастыри были хранителями православной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010