Кандидат должен был быть «смирен и кроток» не в церковном, а в политическом смысле. Не должен был он иметь никакой связи с Боснией и Герцеговиной. Знает ли вообще Боснию и Герцеговину и тамошнее сербство, это было совсем не важно. Горовиц, Герман, Бенко и другие также не были боснийцами, а все-таки были хорошими чиновниками. Каллаю нужны церковные чиновники, а не архипастыри православного сербства в Боснии… При пополнении митрополичьих вакансий Каллай не брал во внимание потребностей сербской церкви в тех краях, а руководился так называемыми «высшими соображениями политики»… Так в июле 1896 года нужно было поставить православного сербского митрополита в Тузле. Так как подходящих кандидатов лично у Каллая не было, то он снесся с Юрковичем, своим доверенным по церковным делам в землях венгерской короны, а этот в свою очередь обратился за помощью к карловицкому патриарху Георгию Бранковичу. Патриарх Георгий указал на четырех лиц, как на подходящих кандидатов. На первом месте – архимандрит монастыря Опова в Среме Митрофан Шевич (ныне бачский епископ). Однако, этот кандидат, после долгих переговоров с Юрковичем, дал такой ответ: «тяжело идти в Боснию. Лучше в Среме быть архимандритом, чем в Боснии митрополитом. И, наконец, это – дело совести православному священнику идти в чужой край служить политике, а не народу, ради которого пришел». Следующие два кандидата были – Савва Теодорович, профессор и законоучитель гимназии в Землине и Платон Телецкий, архимандрит беочинского монастыря, но и эти оба кандидата и слышать не хотели, чтобы идти в Боснию. «Оставь меня в покое – сказал Платон Телецкий доверенному Каллая – я здесь уж живу как владыка, а пожалуй и лучше. А туда в Боснию («у оно врзино коло», как он выразился) не хочу идти ни как патриарх». Юркович, который думал, что любой кандидат со всей охотой ухватится за столь лестное предложение, находился в странном положении. Из четырех кандидатов, которых указал ему патриарх Георгий, любезно предложивший свой патриарший дворец для переговоров, только один изъявлял согласие стать митрополитом тузланским.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

в г. Карловцах. К 15 июня были закончены выборы членов конгресса, в состав которого, как ока­залось, вошли в огромном большинстве народные канди­даты, члены оппозиции правительству. Много говорилось и писалось о предстоящем конгрессе, на который возлага­лись самые радужные надежды и упования сербских патрио­тов. К сожалению, и на этот раз им не суждено было осуществиться. Уже первый день, день открытия конгресса, прошел довольно бурно. 29 июня королевский комиссар ба­рон Федор Николич открыл конгресс речью на вен­герском языке, по венгерски же был прочтен и рескрипт короля, но только тогда, когда комиссар продол­жил свою речь по сербски и когда был прочтен ре­скрипт в сербском переводе, раздались громкие привет­ствия. Затем встал барон Живкович, товарищ пред­седателя конгресса, и от имени большинства выразил свое неудовольствие по поводу того, что королевский комис­сар заговорил сначала на таком языке, который не при­нят на конгрессе и который был непонятен большин­ству собравшихся. На этом окончилось торжество открытия конгресса. В 2 часа дня затем был завтрак у предсе­дателя конгресса патриарха Георгия Бранковича. Кроме лиц должностных и высшего духовенства, было приглашено по пяти членов радикальной, либеральной и правительствен­ной партий, хотя последняя представлена на конгрессе все­го 8 лицами. Радикалы отказались от приглашения и не пошли. Патриарх Георгий предложил тосты за короля, за правительство и за королевского комиссара, последний за патриарха и членов конгресса. Барон Живкович поблагодарил его за тост за членов конгресса и подтвердил, что деятельность конгресса может иметь только тогда пло­дотворные результаты, когда заседание будет совершаться строго по закону и когда будут в равной степени прини­маемы как интересы государства, так и интересы сербской церкви и сербского народа. После этого патриарх Георгий произнес довольно обширную речь, в которой, отметив значение настоящего конгресса для урегулирования народно-церковных автономных отношений, призывал всех чле­нов конгресса к миру и согласию и доказывал неосно­вательность обвинений иерархии в том, будто она стремится силою (и при помощи правительства) отнять у народа приобре­тенные автономные права.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Во время нападения на Афон каталонцев монастырь был разорен и пришел в запустение, утратил на время свою самостоятельность и превратился в келью Ксиропотама. Возрождение обители началось в 1365 году и связано с именами сербских монахов Герасима (Радониаса) и Антония (Пегасес). Они восстановили разрушенные строения, и в 1370 году монастырь святого Павла вновь обрел независимость и статус обители. Эти монахи почитаются как новые ктиторы монастыря святого Павла. К началу XV века у обители святого Павла появились знатные покровители – византийские императоры из династии Палеологов и сербские короли из династии Бранковичей. В особенности, щедро одаривали монастырь святого Павла правители Сербии – Лазарь и Георгий Бранковичи. В частности, Георгий Бранкович помог строительству большого соборного храма Георгия Победоносца (из его росписи 1447 года сохранилась только небольшая фреска с изображением Афанасия Афонского). Его дочь Кира Маара, супруга султана Мурада II, завоевавшего Фессалоники, оставаясь православной христианкой и после замужества, пожертвовала монастырю тысячу дукатов и два имения. Во время захвата Константинополя турки разграбили город и помимо прочего взяли императорскую казну, в которой было множество драгоценных предметов, в том числе части даров волхвов Младенцу Христу. Потом их преподнесли супруге султана, а она отправилась на корабле на Святую Гору, чтобы передать их монастырю святого Павла. Когда Маара в сопровождении придворных вельмож и высокопоставленных монахов сошла на берег и находилась на полпути к монастырю, перед ней предстала величественного вида Жена и спросила: «Кто ты, дерзнувшая войти в Мой сад?» Маара ответила: «Я – царица Сербии. Я принесла священные дары волхвов». Тогда явившаяся Жена сказала: «Здесь Я – Царица, а посему отправляйся обратно». Произнеся это, чудесная Жена, «воссиявши, подобно звезде, Божественной красотой и славой», исчезла. Кира Маара поняла, что то была Сама Пресвятая Богородица. Она упала на колени и стала просить прощения. Потом, отдав дары сопровождавшим ее отцам, спешно вернулась на корабль. На берегу в память об этом событии построили часовню. В 1911 году эта часовня была смыта наводнением, но впоследствии восстановлена.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Сербская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Календарь сербских святых Январь 3/16 – прп. Ромил Раваницкий 4/17 – свт. Евстафий I, архиепископ Сербский 14/27 – свт. Савва, первый архиепископ Сербский 15/28 – прп. Гавриил Лесновский 18/31 – свт. Максим, архиепископ Влахозапланинский Февраль 3/16 – свт. Иаков, архиепископ Сербский 8/21 – свт. Савва II, архиепископ Сербский 11/24 – нмч. Георгий Кратовский, Софийский 13/26 – прп. Симеон Мироточивый Март 5/18 марта – свт. Николай Жичский (день упокоения) Апрель 20 апреля/3 мая – свт. Николай Жичский (день перенесения мощей) 20 апреля/3 мая – прп. Иоасаф Метеорский 22 апреля/5 мая – сщмч. Платон Йованович, епископ Банялукский 24 апреля/7 мая – прп. Иоанникий Девичский (2/15 декабря) 24 апреля/7 мая – сщмч. Бранко Добросавлевич 29 апреля/12 мая – свт. Василий Острожский, митрополит Захолмский и Герцеговинский Май 6/19 – прпп. Синаиты. Ромил Раваницкий (16/9января), Роман Синаит, Нестор, Мартирий, Сисой, Зосима Туманский, Иов 6/19 – мч. Вукашин из Клепаца 11/24 – свт. Никодим, архиепископ Сербский 16/29 – свмч.Феодор, епископ Вршацкий 20 мая/2 июня – прп. Стефан Пиперский 21 мая/3 июня – прп. Елена Дечанская 22 мая/4 июня – св. Иоанн Владимир, король Зетский 24 мая/7июня – свт. Савва II Бранкович, митрополит Ердельский Июнь 4/17 – свмч. Иоанникий Липовац, митрополит Черногорско-Приморский 5/18 – прп. Петр Коришский 15/28 – вмч. Лазарь, князь Сербский 15/28 – свт. Спиридон, патриарх Сербский 15/28 – свт. Ефрем, патриарх Сербский 22 июня/6 июля – прп. Анастасия, Анна, мать свт. Саввы Июль 4/17 – свщмч. Георгий Богич 4/17 – свщмч. Савва Трлаич, епископ Горнокарловацкий 16/29 – прп. Иоаким Осоговский 26 июля/8 августа – свт. Савва III, архиепископ Сербский 19 июля/1 августа – прп. Ефросиния, Евгения, Милица, княгиня 19 июля/1 августа – св. Стефан Лазаревич, деспот Сербский 30 июля/12 августа – прп. Ангелина (10/23 декабря) Август 16/29 – свт. Евстафий II, архиепископ Сербский

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

В пособии мы рассказали о 50 супружеских парах: Святые мученики Эспер и Зоя Атталийские, их сыновья Кириак и Феодул, II в. Святые Георгий исповедник и его супруга Ирина Константинопольские, IX в. Святые преподобные король Стефан и королева Ангелина Бранковичи, правители Сербские, и их сыновья Максим и Иоанн, XV в. Святые праведные Иоанн и Мария Устюжские, XIII в. Святые благоверные князья Димитрий и Мария Заозерские, Вологодские, и их сын преподобный Иоасаф Каменский, Спасокубенский, XIV-XV в. Святые благоверные князья Константин, Ирина и чада их Михаил и Феодор, Муромские чудотворцы, XI в. Святые благоверные князья Георгий (Глеб) и Агафия Владимирские и их сын князь-мученик Владимир, XII-XIII в. Святые благоверные князья Довмонт (Тимофей) и его супруга Мария (Марфа) Псковские, XIII в. Святые апостол Андроник и его супруга и помощница Иуния, I в. Святые великомученик Евстафий Плакида, жена его, мученица Феопистия и чада их, мученики Агапий и Феопист, XI-XII в. Святые правоверный царь Иустиниан и царица Феодора, VI в. Святые священномученик протоиерей Владимир и его супруга, мученица Евфросиния Джуринские, XX в. Святые мученики Сирийские Терентий и Неонила и чада их: Сарвил, Фот, Нит, Феодул, Иеракс, Вил и Евникия, III в. Святые преподобные Андроник и Афанасия, V в. Святые мученики Хрисанф и Дария, Клавдий и Илария, III в. Святые благоверные князья Владимир и Агриппина, Ржевские чудотворцы, XII-XIII в. Святые благоверный великий князь Ярослав Мудрый, его супруга Ирина и их сын благоверный князь Владимир Новгородский, X-XI в. Святые святитель Григорий Назианзен -старший и его супруга, праведная Нонна, родители святителя Григория Богослова , III-IV в. Святые преподобные Завулон и Сосанна, родители святой равноапостольной Нины, III в. Святые великомученик благоверный Лазарь и благоверная Милица, князья Сербские, XIV-XV в. Святые праотцы Адам и Ева Святые преподобные Ксенофонт и Мария, их сыновья Иоанн и Аркадий, V в. Святые ветхозаветный патриарх Иаков (Израиль) и его жены Рахиль и Лия, ок. 1750–1650 гг. до Р. Х.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Когда святого Поликарпа 421 принуждали отречься от Христа и обещали сохранить жизнь, святой старец воскликнул: «Восемьдесят лет служу я Христу, и Он ничего, кроме добра, не сделал мне. Как отречься мне от моего Господа и Спасителя!». Так и народ наш, от которого Вы ждете отречения, может ответить Вам: «Я служу Христу 1000 лет. И Он мне столько служит, и больше того. И Он служит мне вернее, чем я Ему. И ничего, кроме добра, Он не сделал мне. Как я могу сегодня, именно сегодня, в это страшное время, как могу отречься от Господа и Спасителя моего?». 418 Карагеоргий (Георгий Черный; настоящее имя и фамилия Георгий Петрович; 1768–1817), основатель династии Карагеоргиевичей, правивший с 1808 по 1813 год. В 1804 году в Сербии, находившейся под турецким господством, началось очередное восстание против османского ига, возглавленное Георгием Черным (Карагеоргием). Оно привело к тому, что Сербия при поддержке России добилась от Турции широкой автономии. Карагеоргий был провозглашен в 1808 году верховным предводителем сербского народа. Однако уже в 1813 году восстание было жестоко подавлено. После его поражения Карагеоргий бежал в Австрию, а в 1814 году выехал в Россию. В 1817 году тайно вернулся в Сербию, где был убит по приказу князя Милоша Обреновича (см. примечание 67). Впоследствии сербский народ выстроил на месте его убиения церковь «Покайницу» в знак покаяния перед ним. 419 Милош Обилич ( (?)-1389), сербский воевода. Был женат на дочери Сербского князя Лазаря (см. примечание 12). На военном совете, состоявшемся накануне Косовской битвы (см. примечание 24), Милош был заподозрен в неверности общему делу по наущению Вука Бранковича, женатого на другой княжеской дочери. Однако храбрый сербский воевода Милош Обилич во время боя сумел пробраться к шатру турецкого султана Мурада I и поразить его ножом, чем доказал свой патриотизм и личную преданность Сербскому князю. Был казнен вместе с тяжело раненым князем Лазарем, захваченным в плен. Сербский герой, одна из центральных личностей сербского народного эпоса; символ чести и подвига.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

осаду Константинополя. Однако для армии, не имеющей осадных машин, стены города были слишком прочными. Кроме того, оправдались и некоторые расчеты Иоанна: в Анатолии снова началось восстание, которое номинально возглавлял тринадцатилетний брат Мурада – Мустафа, фактически же за ним стояли снедаемые завистью гермиянский и караманский эмиры. Мурад снял осаду, чтобы расправиться с мятежниками, и затем утешился тем, что послал армию для разграбления Пелопоннеса 79 . На долю Мурада выпало не так уж много дней мира, которого он так жаждал. В 1428 г. ему пришлось отражать нападение переправившихся через Дунай армий королей Венгрии и Польши. В 1430 г. его войска заняли Янину в Эпире. В том же году он отобрал у венецианцев Фессалонику, которой те владели семь лет. Зависимость Сербии, где в 1427 г. вместо Стефана Лазаревича деспотом стал его племянник Георгий Бранкович, превратилась в вассальную, и деспот вынужден был разорвать союз с венграми, которым он уступил Белград. Сербскому государю было также приказано прислать в жены султану свою дочь Мару, и его промедление с этим вызвало новый турецкий поход против него. Мурад не доверял деспоту. В 1440 г. он вновь повел против него войско и разрушил дунайскую крепость Семендрию, которую сам же разрешил сербам построить. Затем султан попытался осадить Белград, но оборонительные укрепления города оказались слишком прочными, и Мураду пришлось отступить 80 . Неудача под Белградом ободрила врагов Мурада. Папа, вдохновленный результатами Флорентийского собора, провозгласил Крестовый поход против турок. Его с энтузиазмом поддержал венгерский король Владислав, которому согласился помочь сербский деспот. Албанский вождь Георгий Кастриот, прозванный Скандербегом, объявил султану войну; одновременно удалось уговорить караманского эмира напасть на владения султана в Азии 81 . Пока Мурад был занят подавлением караманцев, венгерская армия с ее союзниками, возглавляемая незаконным сыном короля воеводой Трансильвании Яношем Кор-вином Хуньяди, переправилась через Дунай и очистила от турок Сербский деспотат. Мурад со всей своей армией поспешил в Европу, направившись прямо к Дунаю. Однако он не решился начать сражение; вскоре он убедился, что и король Владислав тоже колеблется. К венграм, правда, присоединились войска, набранные папой на Западе, которыми командовал папский легат кардинал Джулиано Чезарини, однако Владислав рассчитывал на большее. В июне 1444 г. он и Мурад договорились встретиться в Сегеде, где оба поклялись – Мурад на Коране, а Владислав на Библии – соблюдать перемирие в течение десяти лет, во время которых ни один из них не попытается пересечь Дунай. Хуньяди, несогласный с перемирием, отказался в нем участвовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

203 Дочь Георгия Бранковича Мара (см. о ней: Babinger F. Witwensitz und Sterbenplatz der Sultanin Mara. – EEBS, 23, 1953, s. 240–244: Idem. Ein Freibrief Mehmeds II des Eroberers fur das Kloster Hagia Sophia zu Salonik, Eigentum der Sultanin Mara (1459) – BZ, 44, 1951. s. 11–20). 205 Мать Константина XI Елена Драгаш так же, как и вдова Мурада II, была дочерью сербского деспота. 208 Дочь брата Константина XI, деспота Мистры Феодора II, жена короля Кипра Жана II Лузиньяна Елена Палеолог. (см.: Тивчев Н. Леонтий Махера как историк Кипра. – ВВ. 1973, 35, с. 170; Luce H. The Kingdom of Cyprus 1369–1489. – In: A History of the Crusades, III, p. 376–377). 209 Одна из высших византийских должностей: См.: Loenertz R. J. Le chancelier imperial a Byzance au XIII et au XIV s. – OCP, 26, 1960, p. 275–300; М. х., с. 87, 1). 210 Византийский совет (сенат) не был политическим институтом, но включал в себя всех высокопоставленных сановников (см. примечание В. Греку в М. х., с. 87, 2). 211 Чин великого кондоставла соответствовал маршальскому званию, должности коменданта дворцовой гвардии (см. примечание В. Греку в М. х., с. 91, 212 Великий логофет – первый министр империи, ведающий гражданской администрацией и иностранными делами (см. Nicol D. The last centuries of Byzantium (1261–1453) London. 1972, p. 440). 213 Великий стратопедарх – высший военный чин, номинально ведающий снабжением и снаряжением армии  (см.: Nicol D. Ор. cit., р. 440). 214 Великий примикирий – церемониймейстер в императорском   дворце (см. Nicol D. Ор. cit. р. 440). 219 Мехмед II возвел на обоих берегах Босфора укрепления – Анатоли-хиссар на азиатском берегу и Румели-хиссар на европейском 223 Протяженность стен Константинополя составляла приблизительно 20 км (Pertusi A. La Caduta di Costantinopoli, I, Le testimonianze dei contemporanei. Verona, 1976, p 422, 7). 226 Георгий Сфрандзи, как справедливо отмечает А. Пертузи (указ. соч., с. 423, 10), имел в виду не формат списка, но, видимо, желал подчеркнуть малочисленность защитников города.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—362— федру 978 . Обе эти знаменательные годовщины патриарх Георгий торжественно отпраздновал 23 апреля 1900 года. Со стороны архиепископской консистории сделано было от 28 марта соответствующее распоряжение о праздновании сугубого патриаршего юбилея, к которому приурочено и торжество закладки особого здания для семинарского общежития на сто воспитанников, на каковой предмет патриарх Георгий пожертвовал из средств своей кафедры 100 тыс. флоринов. Согласно распоряжению, накануне во всех приходских и монастырских церквах карловицкой митрополии колокольным звоном в продолжение ¼ часа должно быть возвещено предстоящее торжество, а в сам день после божественной литургии должен быть совершён благодарственный молебен с произнесением приличествующих случаю речей. За восемь дней до празднования духовенство должно известить свои церковные общины, местных властей и всех прихожан и пригласить их к участию в торжестве. Выработана была и нарочитая программа торжества с приветственными речами, тостами, торжественными заседаниями и духовным концертом. На приглашение откликнулись, правда, не все общины, но в общем юбилейное торжество прошло в полном порядке согласно программе. По местному обычаю, торжество началось с вечера факельным шествием при участии хора музыки и певческих обществ. На другой день божественную литургию совершал сам юбиляр в сослужении с тремя епископами: Митрофаном бачским, Лукианом будимским, Никанором темишварским и с многочисленным духовенством. После литургии патриарх с крестным ходом направился к тому месту, где предположено выстроить здание для семинарского общежития и совершил чин закладки. Ректор карловицкой семинарии прот. И. Вучкович в пространной и цветистой речи благодарил патриарха за великий дар сербской православной церкви и народу. По возвращении крестного хода в храм совершён был благодарственный молебен. Затем патриарх принимал поздравления от разных депутаций, в числе которых была —363— депутация из трёх лиц и от митрополита сербского высокопреосвященного Иннокентия, и предложил трапезу на сто приглашённых гостей. Вечером в зале местной гимназии было торжественное заседание богословского литературного общества „Слога“ и в заключение концерт. – По поводу юбилея не мало было высказано в местных журналах и газетах мнений, суждений и оценок церковно-административной и народно-просветительной деятельности патриарха, иногда диаметрально противоположных... Официальный орган митрополии „Српски Сион“ посвятил целый (17-й) юбиляру и прославлению его заслуг, а вместо приложения дал брошюру проф. Г. Магарашевича: „Ньегова светост српски Бранкович и српска просвета. Ср. Карловци, 1900. 69 стр.“ (с портретом), где перечислены подробно все заслуги юбиляра, как мецената и покровителя просвещения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНГЕЛИНА [серб. (Бранкович; не позднее 1447 г.- 30.07.1516 или, вероятнее, 1520), прп. (пам. серб. 30 июля и 10 дек., рус. 1 июля и 10 дек.), деспотица. Дочь правосл. албан. кн. Георгия Арианита (Великого) Комнина, родственница Кастриота Георгия . В 1460 г. А. была выдана замуж за деспота св. Стефана Слепого Бранковича, последнего серб. правителя, изгнанного в 1459 г. из своих владений турками. От этого брака родилось трое детей: Георгий, св. Иоанн и Мара. Семейство перебралось в Сев. Италию, где св. Стефан вместе с сестрой Екатериной приобрел в Юго-Вост. Фриули заброшенный замок на левом берегу р. Тальяменто, впадающей в Венецианский зал. (т. н. Фурланский Белград). После смерти мужа (9 окт. 1476) А. ок. 10 лет оставалась с детьми в Италии. В 1486 г. семейство по приглашению венг. кор. Матвея Корвина (Матьяша Хуньяди), взяв с собой мощи св. Стефана, уже прославившиеся чудотворениями, через Вену прибыло к королевскому двору в Буде. Здесь Георгий получил от короля в пожалование область в Среме с городами Сланкамен и Купиново (до того находившуюся в пожизненном владении его двоюродного брата - деспота Вука Огненного Змея (Змая) Бранковича) и деспотский титул. В Купинове А. с детьми построила храм во имя св. ап. Луки и основала при нем мон-рь, где были положены мощи ее мужа. При жизни сыновей, вероятно беспрекословно признававших авторитет матери, А. являлась их фактической соправительницей, именуясь в офиц. документах «госпожа деспотица». Вместе с детьми она покровительствовала правосл. Церкви на юге Венгерского королевства, населенном сербами, и афонским мон-рям. Сохранились (в архивах соответствующих мон-рей, а также в рус. копиях 2-й пол. XVI в.) грамоты (повели) А. и ее сыновей родовой обители Бранковичей - мон-рю св. Павла (ктиторская с обещанием ежегодной денежной помощи, 1495), главному центру серб. монашества на Афоне - Хиландарскому мон-рю (1498) и греч. мон-рю Эсфигмену , также связанному с семейством Бранковичей (подтвердительная, 1499).

http://pravenc.ru/text/115058.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010