Кандидат должен был быть «смирен и кроток» не в церковном, а в политическом смысле. Не должен был он иметь никакой связи с Боснией и Герцеговиной. Знает ли вообще Боснию и Герцеговину и тамошнее сербство, это было совсем не важно. Горовиц, Герман, Бенко и другие также не были боснийцами, а все-таки были хорошими чиновниками. Каллаю нужны церковные чиновники, а не архипастыри православного сербства в Боснии… При пополнении митрополичьих вакансий Каллай не брал во внимание потребностей сербской церкви в тех краях, а руководился так называемыми «высшими соображениями политики»… Так в июле 1896 года нужно было поставить православного сербского митрополита в Тузле. Так как подходящих кандидатов лично у Каллая не было, то он снесся с Юрковичем, своим доверенным по церковным делам в землях венгерской короны, а этот в свою очередь обратился за помощью к карловицкому патриарху Георгию Бранковичу. Патриарх Георгий указал на четырех лиц, как на подходящих кандидатов. На первом месте – архимандрит монастыря Опова в Среме Митрофан Шевич (ныне бачский епископ). Однако, этот кандидат, после долгих переговоров с Юрковичем, дал такой ответ: «тяжело идти в Боснию. Лучше в Среме быть архимандритом, чем в Боснии митрополитом. И, наконец, это – дело совести православному священнику идти в чужой край служить политике, а не народу, ради которого пришел». Следующие два кандидата были – Савва Теодорович, профессор и законоучитель гимназии в Землине и Платон Телецкий, архимандрит беочинского монастыря, но и эти оба кандидата и слышать не хотели, чтобы идти в Боснию. «Оставь меня в покое – сказал Платон Телецкий доверенному Каллая – я здесь уж живу как владыка, а пожалуй и лучше. А туда в Боснию («у оно врзино коло», как он выразился) не хочу идти ни как патриарх». Юркович, который думал, что любой кандидат со всей охотой ухватится за столь лестное предложение, находился в странном положении. Из четырех кандидатов, которых указал ему патриарх Георгий, любезно предложивший свой патриарший дворец для переговоров, только один изъявлял согласие стать митрополитом тузланским. |
в г. Карловцах. К 15 июня были закончены выборы членов конгресса, в состав которого, как оказалось, вошли в огромном большинстве народные кандидаты, члены оппозиции правительству. Много говорилось и писалось о предстоящем конгрессе, на который возлагались самые радужные надежды и упования сербских патриотов. К сожалению, и на этот раз им не суждено было осуществиться. Уже первый день, день открытия конгресса, прошел довольно бурно. 29 июня королевский комиссар барон Федор Николич открыл конгресс речью на венгерском языке, по венгерски же был прочтен и рескрипт короля, но только тогда, когда комиссар продолжил свою речь по сербски и когда был прочтен рескрипт в сербском переводе, раздались громкие приветствия. Затем встал барон Живкович, товарищ председателя конгресса, и от имени большинства выразил свое неудовольствие по поводу того, что королевский комиссар заговорил сначала на таком языке, который не принят на конгрессе и который был непонятен большинству собравшихся. На этом окончилось торжество открытия конгресса. В 2 часа дня затем был завтрак у председателя конгресса патриарха Георгия Бранковича. Кроме лиц должностных и высшего духовенства, было приглашено по пяти членов радикальной, либеральной и правительственной партий, хотя последняя представлена на конгрессе всего 8 лицами. Радикалы отказались от приглашения и не пошли. Патриарх Георгий предложил тосты за короля, за правительство и за королевского комиссара, последний за патриарха и членов конгресса. Барон Живкович поблагодарил его за тост за членов конгресса и подтвердил, что деятельность конгресса может иметь только тогда плодотворные результаты, когда заседание будет совершаться строго по закону и когда будут в равной степени принимаемы как интересы государства, так и интересы сербской церкви и сербского народа. После этого патриарх Георгий произнес довольно обширную речь, в которой, отметив значение настоящего конгресса для урегулирования народно-церковных автономных отношений, призывал всех членов конгресса к миру и согласию и доказывал неосновательность обвинений иерархии в том, будто она стремится силою (и при помощи правительства) отнять у народа приобретенные автономные права. |
Во время нападения на Афон каталонцев монастырь был разорен и пришел в запустение, утратил на время свою самостоятельность и превратился в келью Ксиропотама. Возрождение обители началось в 1365 году и связано с именами сербских монахов Герасима (Радониаса) и Антония (Пегасес). Они восстановили разрушенные строения, и в 1370 году монастырь святого Павла вновь обрел независимость и статус обители. Эти монахи почитаются как новые ктиторы монастыря святого Павла. К началу XV века у обители святого Павла появились знатные покровители – византийские императоры из династии Палеологов и сербские короли из династии Бранковичей. В особенности, щедро одаривали монастырь святого Павла правители Сербии – Лазарь и Георгий Бранковичи. В частности, Георгий Бранкович помог строительству большого соборного храма Георгия Победоносца (из его росписи 1447 года сохранилась только небольшая фреска с изображением Афанасия Афонского). Его дочь Кира Маара, супруга султана Мурада II, завоевавшего Фессалоники, оставаясь православной христианкой и после замужества, пожертвовала монастырю тысячу дукатов и два имения. Во время захвата Константинополя турки разграбили город и помимо прочего взяли императорскую казну, в которой было множество драгоценных предметов, в том числе части даров волхвов Младенцу Христу. Потом их преподнесли супруге султана, а она отправилась на корабле на Святую Гору, чтобы передать их монастырю святого Павла. Когда Маара в сопровождении придворных вельмож и высокопоставленных монахов сошла на берег и находилась на полпути к монастырю, перед ней предстала величественного вида Жена и спросила: «Кто ты, дерзнувшая войти в Мой сад?» Маара ответила: «Я – царица Сербии. Я принесла священные дары волхвов». Тогда явившаяся Жена сказала: «Здесь Я – Царица, а посему отправляйся обратно». Произнеся это, чудесная Жена, «воссиявши, подобно звезде, Божественной красотой и славой», исчезла. Кира Маара поняла, что то была Сама Пресвятая Богородица. Она упала на колени и стала просить прощения. Потом, отдав дары сопровождавшим ее отцам, спешно вернулась на корабль. На берегу в память об этом событии построили часовню. В 1911 году эта часовня была смыта наводнением, но впоследствии восстановлена. |
Сербская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Календарь сербских святых Январь 3/16 – прп. Ромил Раваницкий 4/17 – свт. Евстафий I, архиепископ Сербский 14/27 – свт. Савва, первый архиепископ Сербский 15/28 – прп. Гавриил Лесновский 18/31 – свт. Максим, архиепископ Влахозапланинский Февраль 3/16 – свт. Иаков, архиепископ Сербский 8/21 – свт. Савва II, архиепископ Сербский 11/24 – нмч. Георгий Кратовский, Софийский 13/26 – прп. Симеон Мироточивый Март 5/18 марта – свт. Николай Жичский (день упокоения) Апрель 20 апреля/3 мая – свт. Николай Жичский (день перенесения мощей) 20 апреля/3 мая – прп. Иоасаф Метеорский 22 апреля/5 мая – сщмч. Платон Йованович, епископ Банялукский 24 апреля/7 мая – прп. Иоанникий Девичский (2/15 декабря) 24 апреля/7 мая – сщмч. Бранко Добросавлевич 29 апреля/12 мая – свт. Василий Острожский, митрополит Захолмский и Герцеговинский Май 6/19 – прпп. Синаиты. Ромил Раваницкий (16/9января), Роман Синаит, Нестор, Мартирий, Сисой, Зосима Туманский, Иов 6/19 – мч. Вукашин из Клепаца 11/24 – свт. Никодим, архиепископ Сербский 16/29 – свмч.Феодор, епископ Вршацкий 20 мая/2 июня – прп. Стефан Пиперский 21 мая/3 июня – прп. Елена Дечанская 22 мая/4 июня – св. Иоанн Владимир, король Зетский 24 мая/7июня – свт. Савва II Бранкович, митрополит Ердельский Июнь 4/17 – свмч. Иоанникий Липовац, митрополит Черногорско-Приморский 5/18 – прп. Петр Коришский 15/28 – вмч. Лазарь, князь Сербский 15/28 – свт. Спиридон, патриарх Сербский 15/28 – свт. Ефрем, патриарх Сербский 22 июня/6 июля – прп. Анастасия, Анна, мать свт. Саввы Июль 4/17 – свщмч. Георгий Богич 4/17 – свщмч. Савва Трлаич, епископ Горнокарловацкий 16/29 – прп. Иоаким Осоговский 26 июля/8 августа – свт. Савва III, архиепископ Сербский 19 июля/1 августа – прп. Ефросиния, Евгения, Милица, княгиня 19 июля/1 августа – св. Стефан Лазаревич, деспот Сербский 30 июля/12 августа – прп. Ангелина (10/23 декабря) Август 16/29 – свт. Евстафий II, архиепископ Сербский |
В пособии мы рассказали о 50 супружеских парах: Святые мученики Эспер и Зоя Атталийские, их сыновья Кириак и Феодул, II в. Святые Георгий исповедник и его супруга Ирина Константинопольские, IX в. Святые преподобные король Стефан и королева Ангелина Бранковичи, правители Сербские, и их сыновья Максим и Иоанн, XV в. Святые праведные Иоанн и Мария Устюжские, XIII в. Святые благоверные князья Димитрий и Мария Заозерские, Вологодские, и их сын преподобный Иоасаф Каменский, Спасокубенский, XIV-XV в. Святые благоверные князья Константин, Ирина и чада их Михаил и Феодор, Муромские чудотворцы, XI в. Святые благоверные князья Георгий (Глеб) и Агафия Владимирские и их сын князь-мученик Владимир, XII-XIII в. Святые благоверные князья Довмонт (Тимофей) и его супруга Мария (Марфа) Псковские, XIII в. Святые апостол Андроник и его супруга и помощница Иуния, I в. Святые великомученик Евстафий Плакида, жена его, мученица Феопистия и чада их, мученики Агапий и Феопист, XI-XII в. Святые правоверный царь Иустиниан и царица Феодора, VI в. Святые священномученик протоиерей Владимир и его супруга, мученица Евфросиния Джуринские, XX в. Святые мученики Сирийские Терентий и Неонила и чада их: Сарвил, Фот, Нит, Феодул, Иеракс, Вил и Евникия, III в. Святые преподобные Андроник и Афанасия, V в. Святые мученики Хрисанф и Дария, Клавдий и Илария, III в. Святые благоверные князья Владимир и Агриппина, Ржевские чудотворцы, XII-XIII в. Святые благоверный великий князь Ярослав Мудрый, его супруга Ирина и их сын благоверный князь Владимир Новгородский, X-XI в. Святые святитель Григорий Назианзен -старший и его супруга, праведная Нонна, родители святителя Григория Богослова , III-IV в. Святые преподобные Завулон и Сосанна, родители святой равноапостольной Нины, III в. Святые великомученик благоверный Лазарь и благоверная Милица, князья Сербские, XIV-XV в. Святые праотцы Адам и Ева Святые преподобные Ксенофонт и Мария, их сыновья Иоанн и Аркадий, V в. Святые ветхозаветный патриарх Иаков (Израиль) и его жены Рахиль и Лия, ок. 1750–1650 гг. до Р. Х. |
Когда святого Поликарпа 421 принуждали отречься от Христа и обещали сохранить жизнь, святой старец воскликнул: «Восемьдесят лет служу я Христу, и Он ничего, кроме добра, не сделал мне. Как отречься мне от моего Господа и Спасителя!». Так и народ наш, от которого Вы ждете отречения, может ответить Вам: «Я служу Христу 1000 лет. И Он мне столько служит, и больше того. И Он служит мне вернее, чем я Ему. И ничего, кроме добра, Он не сделал мне. Как я могу сегодня, именно сегодня, в это страшное время, как могу отречься от Господа и Спасителя моего?». 418 Карагеоргий (Георгий Черный; настоящее имя и фамилия Георгий Петрович; 1768–1817), основатель династии Карагеоргиевичей, правивший с 1808 по 1813 год. В 1804 году в Сербии, находившейся под турецким господством, началось очередное восстание против османского ига, возглавленное Георгием Черным (Карагеоргием). Оно привело к тому, что Сербия при поддержке России добилась от Турции широкой автономии. Карагеоргий был провозглашен в 1808 году верховным предводителем сербского народа. Однако уже в 1813 году восстание было жестоко подавлено. После его поражения Карагеоргий бежал в Австрию, а в 1814 году выехал в Россию. В 1817 году тайно вернулся в Сербию, где был убит по приказу князя Милоша Обреновича (см. примечание 67). Впоследствии сербский народ выстроил на месте его убиения церковь «Покайницу» в знак покаяния перед ним. 419 Милош Обилич ( (?)-1389), сербский воевода. Был женат на дочери Сербского князя Лазаря (см. примечание 12). На военном совете, состоявшемся накануне Косовской битвы (см. примечание 24), Милош был заподозрен в неверности общему делу по наущению Вука Бранковича, женатого на другой княжеской дочери. Однако храбрый сербский воевода Милош Обилич во время боя сумел пробраться к шатру турецкого султана Мурада I и поразить его ножом, чем доказал свой патриотизм и личную преданность Сербскому князю. Был казнен вместе с тяжело раненым князем Лазарем, захваченным в плен. Сербский герой, одна из центральных личностей сербского народного эпоса; символ чести и подвига. |
осаду Константинополя. Однако для армии, не имеющей осадных машин, стены города были слишком прочными. Кроме того, оправдались и некоторые расчеты Иоанна: в Анатолии снова началось восстание, которое номинально возглавлял тринадцатилетний брат Мурада – Мустафа, фактически же за ним стояли снедаемые завистью гермиянский и караманский эмиры. Мурад снял осаду, чтобы расправиться с мятежниками, и затем утешился тем, что послал армию для разграбления Пелопоннеса 79 . На долю Мурада выпало не так уж много дней мира, которого он так жаждал. В 1428 г. ему пришлось отражать нападение переправившихся через Дунай армий королей Венгрии и Польши. В 1430 г. его войска заняли Янину в Эпире. В том же году он отобрал у венецианцев Фессалонику, которой те владели семь лет. Зависимость Сербии, где в 1427 г. вместо Стефана Лазаревича деспотом стал его племянник Георгий Бранкович, превратилась в вассальную, и деспот вынужден был разорвать союз с венграми, которым он уступил Белград. Сербскому государю было также приказано прислать в жены султану свою дочь Мару, и его промедление с этим вызвало новый турецкий поход против него. Мурад не доверял деспоту. В 1440 г. он вновь повел против него войско и разрушил дунайскую крепость Семендрию, которую сам же разрешил сербам построить. Затем султан попытался осадить Белград, но оборонительные укрепления города оказались слишком прочными, и Мураду пришлось отступить 80 . Неудача под Белградом ободрила врагов Мурада. Папа, вдохновленный результатами Флорентийского собора, провозгласил Крестовый поход против турок. Его с энтузиазмом поддержал венгерский король Владислав, которому согласился помочь сербский деспот. Албанский вождь Георгий Кастриот, прозванный Скандербегом, объявил султану войну; одновременно удалось уговорить караманского эмира напасть на владения султана в Азии 81 . Пока Мурад был занят подавлением караманцев, венгерская армия с ее союзниками, возглавляемая незаконным сыном короля воеводой Трансильвании Яношем Кор-вином Хуньяди, переправилась через Дунай и очистила от турок Сербский деспотат. Мурад со всей своей армией поспешил в Европу, направившись прямо к Дунаю. Однако он не решился начать сражение; вскоре он убедился, что и король Владислав тоже колеблется. К венграм, правда, присоединились войска, набранные папой на Западе, которыми командовал папский легат кардинал Джулиано Чезарини, однако Владислав рассчитывал на большее. В июне 1444 г. он и Мурад договорились встретиться в Сегеде, где оба поклялись – Мурад на Коране, а Владислав на Библии – соблюдать перемирие в течение десяти лет, во время которых ни один из них не попытается пересечь Дунай. Хуньяди, несогласный с перемирием, отказался в нем участвовать. |
203 Дочь Георгия Бранковича Мара (см. о ней: Babinger F. Witwensitz und Sterbenplatz der Sultanin Mara. – EEBS, 23, 1953, s. 240–244: Idem. Ein Freibrief Mehmeds II des Eroberers fur das Kloster Hagia Sophia zu Salonik, Eigentum der Sultanin Mara (1459) – BZ, 44, 1951. s. 11–20). 205 Мать Константина XI Елена Драгаш так же, как и вдова Мурада II, была дочерью сербского деспота. 208 Дочь брата Константина XI, деспота Мистры Феодора II, жена короля Кипра Жана II Лузиньяна Елена Палеолог. (см.: Тивчев Н. Леонтий Махера как историк Кипра. – ВВ. 1973, 35, с. 170; Luce H. The Kingdom of Cyprus 1369–1489. – In: A History of the Crusades, III, p. 376–377). 209 Одна из высших византийских должностей: См.: Loenertz R. J. Le chancelier imperial a Byzance au XIII et au XIV s. – OCP, 26, 1960, p. 275–300; М. х., с. 87, 1). 210 Византийский совет (сенат) не был политическим институтом, но включал в себя всех высокопоставленных сановников (см. примечание В. Греку в М. х., с. 87, 2). 211 Чин великого кондоставла соответствовал маршальскому званию, должности коменданта дворцовой гвардии (см. примечание В. Греку в М. х., с. 91, 212 Великий логофет – первый министр империи, ведающий гражданской администрацией и иностранными делами (см. Nicol D. The last centuries of Byzantium (1261–1453) London. 1972, p. 440). 213 Великий стратопедарх – высший военный чин, номинально ведающий снабжением и снаряжением армии (см.: Nicol D. Ор. cit., р. 440). 214 Великий примикирий – церемониймейстер в императорском дворце (см. Nicol D. Ор. cit. р. 440). 219 Мехмед II возвел на обоих берегах Босфора укрепления – Анатоли-хиссар на азиатском берегу и Румели-хиссар на европейском 223 Протяженность стен Константинополя составляла приблизительно 20 км (Pertusi A. La Caduta di Costantinopoli, I, Le testimonianze dei contemporanei. Verona, 1976, p 422, 7). 226 Георгий Сфрандзи, как справедливо отмечает А. Пертузи (указ. соч., с. 423, 10), имел в виду не формат списка, но, видимо, желал подчеркнуть малочисленность защитников города. |
—362— федру 978 . Обе эти знаменательные годовщины патриарх Георгий торжественно отпраздновал 23 апреля 1900 года. Со стороны архиепископской консистории сделано было от 28 марта соответствующее распоряжение о праздновании сугубого патриаршего юбилея, к которому приурочено и торжество закладки особого здания для семинарского общежития на сто воспитанников, на каковой предмет патриарх Георгий пожертвовал из средств своей кафедры 100 тыс. флоринов. Согласно распоряжению, накануне во всех приходских и монастырских церквах карловицкой митрополии колокольным звоном в продолжение ¼ часа должно быть возвещено предстоящее торжество, а в сам день после божественной литургии должен быть совершён благодарственный молебен с произнесением приличествующих случаю речей. За восемь дней до празднования духовенство должно известить свои церковные общины, местных властей и всех прихожан и пригласить их к участию в торжестве. Выработана была и нарочитая программа торжества с приветственными речами, тостами, торжественными заседаниями и духовным концертом. На приглашение откликнулись, правда, не все общины, но в общем юбилейное торжество прошло в полном порядке согласно программе. По местному обычаю, торжество началось с вечера факельным шествием при участии хора музыки и певческих обществ. На другой день божественную литургию совершал сам юбиляр в сослужении с тремя епископами: Митрофаном бачским, Лукианом будимским, Никанором темишварским и с многочисленным духовенством. После литургии патриарх с крестным ходом направился к тому месту, где предположено выстроить здание для семинарского общежития и совершил чин закладки. Ректор карловицкой семинарии прот. И. Вучкович в пространной и цветистой речи благодарил патриарха за великий дар сербской православной церкви и народу. По возвращении крестного хода в храм совершён был благодарственный молебен. Затем патриарх принимал поздравления от разных депутаций, в числе которых была —363— депутация из трёх лиц и от митрополита сербского высокопреосвященного Иннокентия, и предложил трапезу на сто приглашённых гостей. Вечером в зале местной гимназии было торжественное заседание богословского литературного общества „Слога“ и в заключение концерт. – По поводу юбилея не мало было высказано в местных журналах и газетах мнений, суждений и оценок церковно-административной и народно-просветительной деятельности патриарха, иногда диаметрально противоположных... Официальный орган митрополии „Српски Сион“ посвятил целый (17-й) юбиляру и прославлению его заслуг, а вместо приложения дал брошюру проф. Г. Магарашевича: „Ньегова светост српски Бранкович и српска просвета. Ср. Карловци, 1900. 69 стр.“ (с портретом), где перечислены подробно все заслуги юбиляра, как мецената и покровителя просвещения. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНГЕЛИНА [серб. (Бранкович; не позднее 1447 г.- 30.07.1516 или, вероятнее, 1520), прп. (пам. серб. 30 июля и 10 дек., рус. 1 июля и 10 дек.), деспотица. Дочь правосл. албан. кн. Георгия Арианита (Великого) Комнина, родственница Кастриота Георгия . В 1460 г. А. была выдана замуж за деспота св. Стефана Слепого Бранковича, последнего серб. правителя, изгнанного в 1459 г. из своих владений турками. От этого брака родилось трое детей: Георгий, св. Иоанн и Мара. Семейство перебралось в Сев. Италию, где св. Стефан вместе с сестрой Екатериной приобрел в Юго-Вост. Фриули заброшенный замок на левом берегу р. Тальяменто, впадающей в Венецианский зал. (т. н. Фурланский Белград). После смерти мужа (9 окт. 1476) А. ок. 10 лет оставалась с детьми в Италии. В 1486 г. семейство по приглашению венг. кор. Матвея Корвина (Матьяша Хуньяди), взяв с собой мощи св. Стефана, уже прославившиеся чудотворениями, через Вену прибыло к королевскому двору в Буде. Здесь Георгий получил от короля в пожалование область в Среме с городами Сланкамен и Купиново (до того находившуюся в пожизненном владении его двоюродного брата - деспота Вука Огненного Змея (Змая) Бранковича) и деспотский титул. В Купинове А. с детьми построила храм во имя св. ап. Луки и основала при нем мон-рь, где были положены мощи ее мужа. При жизни сыновей, вероятно беспрекословно признававших авторитет матери, А. являлась их фактической соправительницей, именуясь в офиц. документах «госпожа деспотица». Вместе с детьми она покровительствовала правосл. Церкви на юге Венгерского королевства, населенном сербами, и афонским мон-рям. Сохранились (в архивах соответствующих мон-рей, а также в рус. копиях 2-й пол. XVI в.) грамоты (повели) А. и ее сыновей родовой обители Бранковичей - мон-рю св. Павла (ктиторская с обещанием ежегодной денежной помощи, 1495), главному центру серб. монашества на Афоне - Хиландарскому мон-рю (1498) и греч. мон-рю Эсфигмену , также связанному с семейством Бранковичей (подтвердительная, 1499). |
| |