Лит.: Джурова А. , Станчев К. Описание славянских рукописей Папского восточного института. R., 1997. С. 22-25; Турилов А. А. Рец.: Джурова А. , Станчев К. Описание славянских рукописей//Славяноведение, 2001. 4. С. 120-122; он же. К ранней истории общерус. почитания прп. Евфимия Суздальского: (Неизв. кр. житие в Прологе нач. XVI в. из б-ки Папского Вост. ин-та в Риме)//Суздальский Спасо-Евфимиев мон-рь в истории и культуре России: Мат-лы науч.-практ. конф. Владимир, 2003. С. 22-24. А. А. Турилов Иконография Прижизненное изображение В. К. сохранилось на Васильевских вратах : архиепископ представлен на центральном валике, стоящим у подножия трона Христа, обратив к Нему лицо и поднятые в жесте моления руки. на нем святительский головной убор, фелонь, омофор и поручи. Это изображение близко образу митр. Максима на Максимовской иконе Божией матери (1299-1305 ГВСМЗ). А. С. Преображенский отмечает его влияние в свою очередь на др. ктиторские портреты Новгородских владык XIV-XV вв. По мнению исследователей, в образе В. К. были сохранены портретные свойства, напр. «большие вопрошающие глаза, толстый крючковатый нос, мягко круглящаяся борода» ( Вздорнов. С. 115). А. И. Седельников относил к портретам В. К. также рисунок, вероятно XIV в., в новгородской Минее Служебной на январь (ГИМ. Син. 163. л. 255 об., XII в.), рядом с к-рой располагаются пометки с упоминанием В. К., но Вздорнов считает, что на миниатюре представлен свт. Николай, архиеп. Мирликийский, а надпись является пробой пера и не связана с изображением. Под изображением Богоматери Оранты выгравирована молитва Богородице, написанная, несомненно, самим В. К. В. К. представлен на неск. миниатюрах Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в., посвященных событиям новгородской истории, напр., созыву веча в 1342 г.; он облачен в святительские ризы, белый клобук с длинными воскрилиями, у него недлинная и округлая седая борода (БАН. 30.7.30. Древний летописец. Т. 2. л. 394). На поздних иконах, представляющих Собор Новгородских святых, фигура В. К. (на голове клобук) включена в святительский чин (1728, ГТГ; XVIII в., из собр. Н. М. Постникова, местонахождение неизвестно). Описание образа В. К. содержится в одном из поздних иконописных подлинников, т. н. Строгановском толковом (БАН. Строг. 66. л. 152, кон. XVIII в.), без указания дня памяти: «А подобием впросед, брада со Власиеву, на конце вдвоем повилась, космачки, на главе клабук бел, ризы святительския».

http://pravenc.ru/text/Василий ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МСТИСЛАВ (ФЕОДОР) ГЕОРГИЕВИЧ Мч. кн. Мстислав Георгиевич (?). Икона. Кон. XIX в. (собрание Ф. Р. Комарова) Мч. кн. Мстислав Георгиевич (?). Икона. Кон. XIX в. (собрание Ф. Р. Комарова) Вел. кн. Юрий Всеволодович женит сыновей Владимира и Мстислава. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 298) 9 марта 1230 г. в Успенский собор владимирского Княгинина в честь Успения Пресвятой Богородицы женского монастыря состоялся торжественный перенос мощей мч. Авраамия Болгарского . За версту от города тело мученика встречали вел. кн. Георгий Всеволодович, его жена вел. кнг. Агафия Всеволодовна «з детьми», сщмч. Митрофан, еп. Владимирский, «со всем клиросом и со игумены» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 453). Летописное описание этого события позднее было использовано при составлении Жития вел. кн. мч. Георгия Всеволодовича. Во Владимирском списке Жития (1695) упоминается, что вел. князь вместе с семьей, в т. ч. и М. Г., неоднократно посещал Княгинин монастырь, и, согласно житийной традиции, они «припадаше и многую милостыню творяше и трапезы убогим своими руками поставляше» (ГВСМЗ. В-5636/109. Л. 67 об.- 68 об.; Сиренов. 2003. С. 62). Летом 1230 г. вместе с родителями и родственниками М. Г. мог участвовать в приеме большой делегации духовенства из Юж. Руси, к-рую возглавлял Киевский митр. Кирилл I (II). Зимой 1236/37 г. вел. кн. мч. Георгий Всеволодович «ожени сына своя Володимера и Мстислава» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 460). Происхождение жены М. Г. остается неясным. Согласно данным XVI-XVII вв., речь идет о кнг. мц. Христине . В родословцах XVI-XVIII вв. М. Г. записан бездетным. В кон. 1237 - нач. 1238 г. М. Г. участвовал в отражении нашествия на Сев.-Вост. Русь монг. войск Батыя. В кон. янв. 1238 г., перед отъездом из Владимира для сбора войск, кн. Георгий Всеволодович приказал («урядив») своим сыновьям Всеволоду и М. Г., чтобы они с оставшимися войсками обороняли город от захватчиков. В начале февр. подошедшие к стенам города монголы обещали пощадить плененного ими кн. мч. Владимира Георгиевича, если в обмен будет сдан город, но братья ответили отказом. Они предложили вступить в бой с монголами, чтобы освободить брата. В уста князей владимирский летописец вложил следующие слова: «Луче ны есть оумрети пред Золотыми враты за святую Богородицю и за правоверную веру х[рист]ьяньскую», чем покориться монголам. Однако это предложение братьев не было поддержано опытным воеводой Петром Ослядюковичем, к-рый надеялся задержать монголов под стенами города (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 460-462; Вып. 3. С. 516-517; Бережков. 1963. С. 109-110).

http://pravenc.ru/text/2564292.html

мантия коричневая и черный клобук, у Ф.- мантия черная, клобук коричневый, руки в молении, у М.- левая приложена к груди; надписи в нимбах: «    » и «    » (см.: Иконы Владимира и Суздаля/ГВСМЗ. М., 20082. С. 528-533. Кат. 111). Вариант подобного извода с меньшим количеством святых представлен на иконе «Богоматерь Печерская, с избранными Печерскими святыми» (1786, собрание Ф. Р. Комарова) - М. изображен в левой группе святых, 1-м в 5-м ряду, голова не покрыта. В Выговской пуст. появился особый извод композиции «Собор русских святых». Погрудный образ М. включен в левую группу преподобных на иконах: кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), 1814 г. письма П. Тимофеева из бывш. собрания ЦАМ СПбДА (2-й ряд, 4-й от центра) (ГРМ; см.: Образы и символы. 2008. С. 82-85. Кат. 70; прорись см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 452-453) и сер.- 2-й пол. XIX в. из моленной в дер. М. Горка (ныне Концегорье) Виноградовского р-на Архангельской обл.) (ГРМ; см.: Образы и символы. 2008. С. 72-73. Кат. 62). Прп. Феофил Печерский, плачущий над сосудом. Картина. XIX в. (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Феофил Печерский, плачущий над сосудом. Картина. XIX в. (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) Наиболее распространенным вариантом композиции «Собор Киево-Печерских святых», известным в гравюрах, в иконописи, а также во множестве литографий, является извод, в котором представлены 2 группы святых, почивающих в Ближних и Дальних пещерах, которые фланкируют изображения в центре Киево-Печерской иконы Успения Пресв. Богородицы и Великой лаврской церкви. М. представлен в левой группе чудотворцев Ближних пещер, стоящих за прп. Антонием Киево-Печерским. На гравюрах, начиная с произведений Иосифа Гошемского (кон. XVII - нач. XVIII в.), В. Белецкого (1751), М. Н. Нехорошевского (XVIII в.), Иоанна Кончаковского (1771, 1774), Герасима Проценко (1821) и др. (РНБ, ГМИИ и др.), М., как правило, изображается в центре 4-го ряда старцем, в куколе или клобуке. Так же и на иконах, напр.: 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ; см.: Правосл. икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116-117); посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ; см.: Иркутские иконы: Кат./ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28); 1-й трети XIX в. (КБМЗ); 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР; см.: Алёхина и др. 2006. С. 33. Кат. 61); сер. XIX в. из мастерской Киево-Печерской лавры (Троицкий собор Успенского жен. монастыря в Александрове); посл. четв. XIX в. (ц. Воздвижения Креста в Женеве, Швейцария); на большом эмалевом образе 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь в Финляндии) и др. Примеры изображения М. того же извода в печатной графике: раскрашенные гравюры 1-й четв. XIX в. (РГБ; см.: Алёхина и др. 2006. С. 63. Кат. 121) и 1-й трети XIX в. (ГЛМ), цветные литографии мастерской Киево-Печерской лавры 1893 г. (ГЛМ) и 1894 г. (РГБ; см.: Алёхина и др. 2006. С. 64. Кат. 135).

http://pravenc.ru/text/2562276.html

XVII в. Среди наиболее почитаемых чудотворцев М. представлен на фронтисписе Патерика 1661 г. работы мастера мон. Илии - в правой части заставки во 2-м сверху медальоне, образованном листьями виноградной лозы. Он изображен в развороте влево (к центру), в монашеской мантии, в схиме, в клобуке, с бородой средней величины, руки молитвенно вытянуты вперед. На фронтисписе Патерика 1702 г. и последующих изданий, воспроизводящих гравюру Тарасевича (напр.: К., 1762, 1768), несмотря на то же место, занимаемое в композиции, облик М. изменен (и не согласуется с гравюрой перед его Житием): преподобный изображен в развороте вправо (от центра), голова не покрыта, волосы кудрявые, борода окладистая, кудрявая, руки сложены на груди крестообразно, голова наклонена, взор направлен вниз. Прп. Марк Гробокопатель, с клеймами чудес. Гравюра Леонтия Тарасевича. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702. Л. 219 об. (РГБ) Прп. Марк Гробокопатель, с клеймами чудес. Гравюра Леонтия Тарасевича. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702. Л. 219 об. (РГБ) В изводе композиции Собора «Древо Киево-Печерского монастыря» его образ представлен на киевской гравюре мастера Акима (монограмма «АК») (1643-1676, ДМКДУ), а также на ее иконописных повторениях: на иконах 60-х гг. XVII в. из ц. Печерской иконы Божией Матери в Угличе (УИХМ; см.: Горстка. 2006. Ил. 110) и 1686 г. из ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери Рождественского мон-ря в Ростове (ГМЗРК) - полуфигура М. (в повороте влево) в чаше, образованной листьями лозы в правой части композиции вверху (2-й сверху, крайняя ветвь лозы); на голове куколь, руки протянуты в молении. На происходящей из Ризоположенского мон-ря в Суздале иконе «Богоматерь Печерская, с Киево-Печерскими святыми» письма игум. Корнилия (Уланова) (1724, ГВСМЗ) рядом с М. представлен Ф. Их образы входят в Собор вместе с «преподобными отцы, яже обретаются напечатаны в патерике киевопечерском» в молении Пресв. Богородице; помещены в 5-м ряду в левой группе: М.- 2-й, за ним - Ф. Оба с окладистыми бородами, головы не покрыты, в схиме, у М.

http://pravenc.ru/text/2562276.html

Paris. Coislin. 213 указаны обе молитвы; в Евхологии XI в. Sin. Gr. 959 - только 1-я). Со временем обе молитвы утратили исключительную связь с чином влахернского омовения: 1-я во мн. рукописях и печатных изданиях Евхология и Требника нередко включается в состав чина малого В., 2-я встречается в слав. рукописях (напр., ГИМ. Син. 268, XVI в.) под названием молитвы «над водою... в различных болезнях» (см.: Прилуцкий. С. 169-170). В связи с чином влахернского омовения в рукописях XI в. Paris. Coislin. 213 и Sin. Gr. 959 приводится краткий чин В., к-рый, согласно рукописи Paris. Coislin. 213, совершался по праздникам и воскресеньям в притворе храма во время Божественной литургии между антифонами и малым входом (указано, что молитва предварялась тропарями, частично заимствованными из чина влахернского омовения (в т. ч. тропарем Νν πστη καιρς, πντας γιζων (          )), и ектенией с особыми прошениями о воде). В рукописи Sin. Gr. 959 приводится только одна молитва этого чина: Κριε Θες μν, μγας τ βουλ κα θαυμαστς τος ργοις (                    ). Этот чин является основой чина малого В. Еще одна молитва, Ο Θες [ μγας] κα μεγαλνυμος (        ), встречается в греч. рукописях Евхология (напр., Sin. Gr. 982) под названием молитвы «над водою... во исцеление болящего и в защищение дома», т. е. представляет собой молитву краткого последования, совершавшегося в домах больных. Эта молитва стала основой чина омовения св. мощей, параллельного чину малого В. Малое В. Малым В. в правосл. Церкви называют чин т. н. водосвятного молебна. В отличие от великого В., основанного на чине крещального В. и имеющего своим центром подобную анафоре торжественную молитву над водой, центром малого В. является освящение воды через прикосновение к святыне - к Кресту или к св. мощам. Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Икона из суздальского Покровского мон-ря. Нач. XVI в. (ГВСМЗ) Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Икона из суздальского Покровского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/155063.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010