кн. Василия II, хотя сохранившийся образ (ГММК) относится к более позднему времени. Существует предположение о том, что именно Б. и. в 1518 г. привезли из Владимира в Москву для поновления вместе с иконой Спасителя (иногда отождествляемой с образом «Спас на престоле с припадающим митр. Киприаном», XII - кон. XIV в.; под записью 1700 г., ГММК). В летописях сообщается о владимирском происхождении привезенных икон, но ничего не говорится об их иконографии. Первым достоверным свидетельством почитания и косвенным свидетельством чудотворений Б. и. (или ее списка) является надпись «Миро святыя Богородици Бо[го]любьское» на золотом ковчеге 1-й пол. XVI в. (СПГИАХМЗ) с изображением Богоматери, молящейся перед десницей Божией, без свитка в руках. Такое же изображение находится на помещенном внутрь этого ковчега более раннем серебряном мощевике. Не исключено, что надпись возникла в результате «опознания» забытой реликвии, о к-рой напомнило изображение на старом мощевике. Вероятно, лишь во 2-й пол. XVI в. или позднее были созданы первые точные копии Б. и. «в меру и подобие» с изображениями Господа в небесном сегменте и свитка в правой руке Богоматери (икона из Сретенского собора - ныне в ГММК; икона из собрания ГВСМЗ). По мнению ряда исследователей (А. Н. Грабар, М. А. Маханько, Н. А. Маясова, А. Г. Мельник, Е. С. Овчинникова и др.), с усилением почитания Б. и. связаны изображения «Богоматери Молебной» или «Моление о народе», распространившиеся в рус. искусстве с нач. XVI в. и, возможно, известные уже в XV в. (древнейшие точно датированные примеры относятся к 20-40-м гг. XVI в., напр., пелена Соломонии Сабуровой - 1525, СПГИАХМЗ). На иконах этого типа Богоматерь, как и на Б. и., предстоит Иисусу Христу, изображенному в небесном сегменте, в левой руке Она держит свиток с молитвой ко Господу о спасении человеческого рода, Христос представлен со свитком, содержащим ответ на моление Богоматери. Перед Богоматерью изображены молящиеся святые (напр., Московские митрополиты Петр и Иона, князья Борис и Глеб, преподобные Зосима и Савватий Соловецкие) во главе коленопреклоненного народа или припадающий местночтимый святой, иногда святые (напр., преподобные Иосиф Волоцкий, Корнилий Комельский, Трифон Вятский, сонм ростовских святых).

http://pravenc.ru/text/149497.html

Святые Моисей Угрин, вел. кн. Владимир и Аркадий Новоторжский. Икона. 1677 г. Иконописцы Симон Ушаков и Георгий Зиновьев (ТОКГ) Святые Моисей Угрин, вел. кн. Владимир и Аркадий Новоторжский. Икона. 1677 г. Иконописцы Симон Ушаков и Георгий Зиновьев (ТОКГ) В подписи на иконе 1677 г. «Святые Моисей Угрин, кн. Владимир и Аркадий Новоторжский» (ТОКГ), написанной вместе с Симоном Ушаковым, З. назван его учеником. Сохранился ряд работ, выполненных З. с учениками. 1678 г. датированы Иверская икона Божией Матери З. и его ученика Евфимия для московских храмов св. Иоанна Предтечи в Староконюшенном пер. (ГИМ - Музей «Новодевичий монастырь»), образ свт. Власия Севастийского (ГМИР) и икона для Ризоположенского мон-ря в Суздале (ГВСМЗ; под записью). В 1679 г. З. с учеником Федором был написан 3-фигурный оплечный Деисус (ГРМ); в 1681 г. З. упомянут с учеником в связи с написанием иконы «Спас Нерукотворный» для Введенской ц. Уздринской Введенской пуст. в Архангельской губ. В 1690 г. к З. были определены в ученики сыновья иконописца Федора Зубова Алексей и Иван (см. ст. Зубовы ); в 1694 г. З. с учеником Георгием Торопчениным (Туфановым) писал икону «Царь царем» (ГТГ). На своих местах сохранились иконы мастера, выполненные в 1681 г. для иконостаса собора Рождества Пресв. Богородицы в Суздале, «Архиерей Великий прошедши небеса» и «Апостолы Петр и Павел» (обе в ГВСМЗ). Спас на престоле, с припадающим митр. Киприаном. Икона. 1700 г. (ГММК) Спас на престоле, с припадающим митр. Киприаном. Икона. 1700 г. (ГММК) З. дважды по царскому указу отправлялся «для письма святых икон» из «Приказу Оружейной палаты»: в «малороссийские города, в Батурин войска запорожскаго обеих сторон Днепра, к гетману Ивану Самойловичу» - в 1682 г. и в 1686 г., очевидно, в период пребывания имеретинского царя Арчила Вахтанговича в Москве, был послан к нему «для иконного письма». Под 1688 г. значится неск. работ, в к-рых отмечено участие З. вместе с др. иконописцами. Так, он работал в новом соборе Донского мон-ря ( Налетов.

http://pravenc.ru/text/199835.html

В Д. с. «доска гробная» стала храмовым образом. Икона была помещена либо у юго-вост. столпа, либо в юж. части алтарной преграды. После 1380 г. (вероятно, в 1390-1400) по повелению кн. Димитрия Донского ее перенесли в Успенский собор Московского Кремля (ныне там же, под записью 1701 г. Кирилла Уланова). Др., находящейся в Д. с. святыней, была «сорочка» - часть одежды или ткани покрова с тела мученика, возможно с его шитым образом. Если эта частица была достаточно мала, то оправой для нее мог служить ковчежец в виде храма, находящийся ныне в Оружейной палате Московского Кремля. Возможно, в храме были и др. изображения вмч. Димитрия. В 1218 г. Полоцкий еп. Владимир «принесе» вел. кн. Константину Всеволодовичу «етеру часть от Страстии от Господень... и мощи святаго Логина мученика, сотника святей его руце обе, и мощи святыя Марья Магдалыни» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 441). Торжественным крестным ходом реликвии были перенесены в Д. с. Об их дальнейшей судьбе ничего не известно. В 1194-1196 гг. Д. с. (вместе с дворцом князя и Успенским собором с двором епископа) был окружен стеной детинца, занимавшего значительную территорию в юго-зап. части Печернего (Среднего) города. С утратой Владимиром политической самостоятельности, а собором - княжеского статуса место княжеского двора занял воеводский двор, затем - провинциальная канцелярия. В 1238 г. Д. с. пережил татар. разорение, однако еще в нач. XVI в. числился великокняжеским. Сохранилась жалованная грамота 1515 г. (ГВСМЗ), данная Василием III Иоанновичем соборному причту: «Се яз князь великий Василей Иванович всеа Русии пожаловал есми своих попов, что служат у моей у соборной церкви у Дмитрия святого в Володимере, внутри города, на моем дворе…» Во время пожара 1536 г. сгорела вся кровля Д. с. Ремонт был проведен после поездки (1552) в Казань Иоанна Грозного, по дороге посетившего Владимир. По данным писцовой книги 1625/26 г. храм находился просто «в городе» (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. 71. Л. 1). В грамоте сер. XVI в. царя Иоанна IV Васильевича о порядке поминания «владимирских» князей и владык попам и диаконам Д. с. предписывалось служить вместе со всем городским духовенством: «...петь вечерня, да всенощное, да обедням служить соборне» 23 нояб., на память св. блгв. кн. Александра Невского, «18 панихид по князех и по владыках правити» в Успенском соборе и особо «пети панихида» во владимирском Георгиевском монастыре «по князе Федоре Ярославиче» ( Шилов. 1910. С. 65, 68).

http://pravenc.ru/text/178253.html

Древнейшим известным изображением Е., по-видимому, является поясная фигура на иконе Божией Матери «Одигитрия с избранными святыми» из ТСЛ (ГТГ), написанной в посл. четв. XV в. Дионисием или мастером его круга (Дионисий - «живописец пресловущий». 2002. Кат. 41). На окладе, между изображениями 2 преподобных в левой части нижнего поля, укреплена пластина с надписью: «Еуфимеи Суздалскии», и на этом основании с Е. отождествляют преподобного, представленного крайним слева (см. также: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. Кат. 255. С. 314). Однако, судя по иконографическим признакам (округлый клобук, сравнительно короткая борода), это скорее прп. Антоний Великий, тогда как Е.- в островерхом куколе, с заостренной бородой - изображен правее (в описаниях иконы назван прп. Варлаамом Хутынским). Прп. Евфимий Суздальский. Икона. XVI в. (под записью XIX в.) (ГВСМЗ) Прп. Евфимий Суздальский. Икона. XVI в. (под записью XIX в.) (ГВСМЗ) Это произведение, где Е. представлен среди наиболее почитаемых рус. и вселенских преподобных (в их числе - соименный святой прп. Евфимий Великий), служит важным указанием на то, что его иконография сформировалась к посл. трети XV в. (вероятно, в Суздале) и была известна в столице. Этому выводу не противоречат данные о сложении почитания суздальского преподобного к нач. XVI в.- известие о строительстве каменного собора над местом его погребения и обнаружение рукописей с ранними вариантами его Жития. Возникновение изображений Е. предшествовало обретению его мощей в нач. XVI в., и не исключено, что оно было обусловлено формированием почитания святого в его обители сразу после кончины. Очевидно, благодаря иконе из ТСЛ сложилось мнение о том, что образ Е. (среди проч. преподобных) помещен на каймах неск. шитых пелен, или сударей, созданных в Москве во 2-й пол.- кон. XV в. («Явление Божией Матери прп. Сергию Радонежскому», ГММК; «Успение Богородицы», ГТГ; «Явление прор. Моисею Неопалимой купины и избранные святые», ГРМ; 2 близкие по иконографии пелены «Успение Богородицы» из дореволюционного собр.

http://pravenc.ru/text/187661.html

м. поступали сбор от продажи свечей, кошельковая сумма, пожертвования благотворителей. Очевидно, структура доходных статей почти не изменилась и в нач. XX в. Святыни и памятники церковных древностей Мощевие с образом Божией Матери «Умиление» (Яхромская). Нач. XVI в. (ГВСМЗ) Мощевие с образом Божией Матери «Умиление» (Яхромская). Нач. XVI в. (ГВСМЗ) В нач. XX в. в К. Я. м. хранились чудотворная икона Успения Божией Матери (XVI в.) в серебряном окладе, Яхромская икона Божией Матери на серебряном ковчеге (XVI в.), Владимирская икона Божией Матери в басменном окладе XVII в., большая Смоленская икона Божией Матери (XVIII в.), икона на гробнице прп. Космы «старинного письма» (XVI в.), в рост, под шитой золотом ризой, 16 «иконок на левкашенном холсте, на одной стороне святцы, а на другой изображение Господских, Богородичных и недельных по Триоди праздников», писанных «искусным Строгановской школы письмом», в киоте XVII в., икона свт. Николая Чудотворца в медном окладе (XVIII в.). В обители хранились также 2 креста: «серебропозлащенный» (1699) и золотой наперсный, с частицами мощей, украшенный финифтью. История создания креста 1699 г. отмечена во вкладной книге: «Лета 7207 построен в церковь Божию крест на престол на прикладные кресты и дробницы, а в нем мощи положены при игумене Феоктисте, а те кресты взяты из ризницы Ионы, а за работу платил мастеру от креста Иван Дмитриев Рожнов свои деньги». Среди 4 печатных Евангелий XVII-XVIII вв. имелось и приобретенное игум. Митрофаном в 1666 г. с его собственноручной записью: «Лета 7174 году марта 25 дня выменено сие евангелие Володимирского уезду Пречистые Богородицы и препод. отца нашего Козмы Яхренского Чудотворца при игумене Митрофане, что взят из «олотниковские пустыне, а выменил на казенные деньги». В нач. XX в. в К. Я. м. хранились рукописи: «Книга казенная записная вкладная», начатая в 1688 г., при игум. Сергии, и законченная в 1764 г.; Синодик, составленный, по-видимому, также при игум. Сергии; Служба прп. и его Житие (список XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/2458847.html

( Извеков. 1916. С. 34, 39, 89). В 1808 г. икону реставрировали, в наст. время она со мн. утратами находится под записями и почерневшей олифой. Пробные расчистки на левых руках Богоматери и Христа, а также на фоне в правом верхнем углу, сделанные в 2007-2008 гг. Л. И. Гущиной, позволяют судить об иконографии и о времени создания образа. Этот список воспроизводит только средник афонской И. и. Ямвлиха, как и икона Уланова, но в его верхних углах помещаются 2 круглых медальона с изображениями ангелов. Судя по силуэту фигуры Богоматери, плавно расширяющемуся книзу, но оставляющему свободное пространство светло-голубого фона, икона и по иконографии близка к иконе Уланова (сохранность иконы не позволяет провести более детальный анализ). Икона также написана на доске без ковчега, с узкими оливковыми полями. Ряд И. и. известен по документам Оружейной палаты. Так, в 1670 г. Симоном Ушаковым была исполнена для царя Алексея Михайловича И. и. (Словарь. 2003. С. 693), в том же году был сделан обратный перевод иконы, вошедший в состав Сийского иконописного подлинника (РНБ ОЛДП. F. 88. Л. 385 об.), а в 1671/72 г. он написал И. и. для местного ряда Спасо-Преображенского собора Н. Новгорода. Этой иконой благословили митр. Филарета при поставлении на Нижегородскую кафедру, о чем свидетельствует надпись на медной дощечке: «7180 года писал сей образ на Москве государев иконописец пимин Федоров по прозванию Симон Ушаков в великий Нижний Новгород по обещанию в соборную церковь Боголепнаго Преображения Господня при первоначальнике великом господине преосвященнейшем Филарете, митрополите нижегородском и алаторском, а отпущен сей образ с ним великим господином, егда первее иде прияти свой святительский престол» ( Макарий (Миролюбов). 1857. С. 20-21). Спиридон Григорьев в челобитной царю от 3 дек. 1675 г. о принятии его в жалованные иконописцы Оружейной палаты упоминает 2 принесенные им в Оружейную палату иконы Богородицы - Корсунскую и Иверскую (Словарь. 2003. С. 166). В окт. 1678 г. Рожкову было поручено написать «в церковь великомученицы Екатерины - к образу Пресвятыя Богородицы Иверския на деревянном киоте с лица во главе и ниже подписи, и по столбцам - образы Святыя Живоначальныя троицы и дванадесятные праздники и святых разных» (Там же. С. 534). Наибольшее число копий И. и. принадлежит кисти Зиновьева. В 1678 г. он со своим учеником Евфимием написал 3 И. и.: 2 происходят из московских храмов св. Иоанна Предтечи в Староконюшенном пер. (ГИМ, музей «Новодевичий монастырь») и свт. Власия Севастийского (ГМИР), 3-я - из Ризположенского мон-ря в Суздале, находится под записью (ГВСМЗ) (Там же. С. 230, 233). Еще один небольшой (43,5×30,3 см) список И. и. XVI в., принадлежавший к реликвиям груз. царей, был поновлен Зиновьевым в 1686 г. Этот древний список был украшен золотым окладом с жемчугом, драгоценными камнями и эмалевыми медальонами. В 1870 г. его приобрел имп. Александр II, в 1922 г. из дворцового имущества он поступил в Гос. Оружейную палату (Там же. С. 233).

http://pravenc.ru/text/293359.html

В мон-ре имелось большое собрание богослужебных, святоотеческих и нравоучительных книг XVI-XVIII вв. После 1917 г. монастырское собрание икон и книг было расформировано. Все серебряные богослужебные предметы и кресты, небрежно (без подписи исполнителя) переписанные в мае 1922 г., вероятно, были сданы в Помгол. К 2015 г. в собрании Владимиро-Суздальского музея-заповедника (ГВСМЗ) выявлено неск. древних предметов из мон-ря: шитый шелком лицевой покров прп. Космы (XVI в.), серебряный мощевик с Яхромским образом Божией Матери (нач. XVI в.) и золотой наперсный крест с распятием. В издании 1910 г. «Иконография Богоматери» Н. П. Кондакова помещено изображение Богоматери «Яхромской» - чудотворной иконы из К. Я. м., «явившейся в 1482 г.». Судя по воспроизведению, икона была под поздней записью. Возможно поэтому, она не вошла в опись древних предметов 1906 г. Местонахождение этой иконы неизвестно. Во 2-й пол. XIX в. по просьбе жителей деревни, считавших прп. Косму ее уроженцем, был учрежден ежегодный крестный ход с монастырскими святынями. С 13 июня 1886 г. епархиальное начальство разрешило изнесение в 9-ю пятницу по Пасхе из К. Я. м. в дер. Зерзнево (Зернево) Суздальского у. ростовых икон прп. Космы и свт. Митрофана Воронежского, а также местночтимого образа Успения Божией Матери. Кроме настоятеля и братии в торжестве принимало участие духовенство соседних сел Андреевского и Рожнова. 1917-2015 гг. В кон. 1917 г. в К. Я. м. проживали 11 насельников (5 иеромонахов, 3 иеродиакона, 3 послушника), в кон. 1922 г.- 6 монахов. В 1917-1922 гг. настоятели избирались из иеромонахов К. Я. м. Лишь в мае 1918 г. по указу патриарха Тихона настоятелем был определен архимандрит Евфимиева суздальского мон-ря Макарий, управлявший К. Я. м. до июня того же года. Положение обители ухудшилось уже зимой 1917/18 г.: в результате противодействия местных властей насельникам не удалось заготовить дрова. В 1918 г. началась конфискация монастырской собственности. Принадлежавшие мон-рю торговая площадь и трактирное заведение (бывш.

http://pravenc.ru/text/2458847.html

Тексты иконописных подлинников посл. трети XVII-XIX в., описывая внешний облик Д. под 11 февр., 19 июля и иногда 3 июня, сравнивают его, как правило, с прп. Сергием: «...сед, брада Сергиева, власы просты» (РНБ. Погод. 1930. Л. 130), «сед, брада аки Сергиева Радонежскаго, лоп велик» (ИРЛИ (ПД). Бобк. 4. Л. 76 об., см. также: РНБ. О. XIII. 1. Л. 58; О. XIII. 11. Л. 107), «сед, брада покороче, да шире Сергиевы Радонежскаго, ризы преподобническия, рукою благословляет, а в другой свиток, испод дичь з белилом» (БАН. Строг. 66. Л. 80 об., см. также: ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 121 об.; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 269; Большаков. Подлинник иконописный. С. 72); редкий пример - «Брада доле Козминой, ризы преподобническия» (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 194 об.). С XVI в. известен вариант иконографии святого с развернутым свитком в руке с обращением: «Братие моя возлюбленная, имейте любовь между собою…» (средник житийной иконы из ц. арх. Гавриила в Вологде, ВГИАХМЗ), или с др. текстами, подчеркивающими значение духовного наставничества игумена для братии (иконы XVII в. из Дюдиковой пуст. и ц. свт. Николая Чудотворца на Сенной пл. в Вологде, ВГИАХМЗ). К этому изводу относится прорись с иконы XVI в. (ГРМ), фигура Д. (предположительно) на обороте 2-сторонней таблетки 2-й пол. XVI в. (ГВСМЗ, см.: Иконы Владимира и Суздаля/ГВСМЗ. М., 2006. С. 274-279, 318-319. Кат. 71). Тогда же появились первые иконы, на к-рых святой изображен предстоящим в молении Спасителю, в частности на складне псковского происхождения (30-е гг. XVI в.?, ГТГ) с 5-фигурным Деисусом в центре (надписи не сохранились; существует мнение, что Д.- на левой створке в верхнем ряду, среди др. святых). Редкой является композиция в среднике житийной иконы из ц. во имя Д. на Наволоке (XVII в.? под записью, ВГИАХМЗ), где по сторонам преподобного изображены в рост свт. Иоанн Златоуст и ап. Иаков, молящиеся у образа Спаса Еммануила. Прп. Димитрий Прилуцкий. Икона из деисусного чина ц. вмч. Георгия Победоносца в Вологде. XVII в. (ВГИАХМЗ)

http://pravenc.ru/text/178017.html

кремлевской ц. во имя И. З., построенной в 1435 г. «на воротах» Владычного двора к западу от собора Св. Софии и разобранной в сер. XVIII в., являлась икона с поясным образом И. З. в серебряном золоченом окладе 2-й трети XVI в. (с кон. XIX в. находилась в приделе Усекновения главы св. Иоанна Предтечи Софийского собора, ныне местонахождение неизв.; см.: Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода. 2008. Кат. 300. С. 524-525) - И. З. представлен в крещатом саккосе и омофоре с крупными крестами, правой рукой благословляет, в левой держит Евангелие. Изображение И. З., поясное или в рост, фронтальное или в молитвенном обращении, могло помещаться на дробницах, служивших для украшения предметов церковного убранства и шитья, напр. святительских митр (напр., митра, созданная по заказу митр. Макария Новгородского для Софийского собора, 1653, АОКМ) или подвесных пелен к местным иконам (напр., пелена из Благовещенского собора Московского Кремля, 70-80-е гг. XVIII в., ГММК). В XVII-XVIII вв. в качестве образца для храмовых икон И. З. служили гравюры: укр. печатных изданий, напр. Требника митр. Петра (Могилы) для иконы из ц. во имя И. З. в Костроме (сер.- 3-я четв. XVII в., Костромская епархия; см.: Костромская икона XIII-XIV вв.: Свод рус. иконописи/Сост.: Н. И. Комашко, С. С. Каткова. М., 2004. Кат. 83) - святой облачен в традиц. одежды; «Святцев» работы Г. П. Тепчегорского (1722) - облачение осовременено, что повлияло на рус. иконы 1-й пол. XVIII в. Так, на иконе И. З. суздальского иконописца И. А. Киприянова (Куприянова) (1733, ГВСМЗ), где святой представлен в митре, в саккосе из европ. узорчатых тканей, в омофоре, с палицей на боку; его облику приданы черты, резко отличные от древнего типа И. З.- аскета,- у И. З. молодое, округлое лицо, волосы густые и длинные, окладистая борода; текст на свитке: «Держися духовных, презирай житейская». Подобный извод применялся также в живописи по эмали на дробницах, украшавших церковную утварь, как на потире работы неизвестного московского мастера (1741-1742, ГММК; Костина. 2003. Кат. 260. С. 320). Древняя схема, восходящая к изображению свт. Николая Чудотворца (Зарайского), также использовалась мастерами Нового времени, насыщавшими ее деталями, характерными для барочного вкуса,- обильным узором тканей, использованием мотивов золоченой резьбы, как на иконе-пяднице из Ярославля (1-я пол. XVIII в., ЯХМ). Свт. Иоанн Златоуст. Икона. 2-я пол. XV в. (АМИИ) Свт. Иоанн Златоуст. Икона. 2-я пол. XV в. (АМИИ) Редко встречающееся изображение И. З. на обороте выносной иконы известно по визант. иконе с образом Богоматери «Одигитрия» на лицевой стороне и с поясным изображением святителя на обороте (кон. XIV - нач. XV в., оборот под записью XIX-XX вв., ГММК); по предположению Э. К. Гусевой, икона была связана с вел. кн. Иоанном III Васильевичем или с московским Златоустовским мон-рем.

http://pravenc.ru/text/541598.html

(день кончины), 4 июля (день обретения мощей), 22 февр. (память перенесения мощей в 1657) и в 9-е воскресенье после Пасхи (по случаю переложения мощей в 1823 в новую раку), при последнем празднестве совершался крестный ход вокруг мон-ря. Библиотека обители (82 книги) впервые упоминается в описи степенных монастырей 1635-1636 гг. Согласно описи 1660 г., в ней насчитывалось 302 книги, в т. ч. 170 рукописных. Среди прочих в б-ке хранились пергаменные рукописи XIV в. (Псалтирь «знаменная» (т. е. нотированная), «Лествица» и «Стихараль»), старопечатные книги (9 изданий «литовской печати», в т. ч. 3 экз. Библии, изд. И. Фёдоровым в 1581 в Остроге (одна из них ныне: ГВСМЗ. В-5637/6), Библия, изд. Ф. Скориной в Праге (ГВСМЗ. В-28458), «Грамматика» архиеп. Мелетия (Смотрицкого) и др.). С кон. XVII в. собрание книг сокращалось, рукописи расхищались, в XIX в. нек-рые из них попадали в б-ки коллекционеров гр. А. С. Уварова , И. Н. Царского , М. П. Погодина и др. В 1886 г. во Владимире было учреждено древлехранилище, в к-рое из б-ки Е. м. поступило более 20 рукописей и старопечатных книг. К нач. XXI в. в фондах ГВСМЗ хранились всего 43 книги, принадлежавшие Е. м. (из них 16 книг поступили не из монастыря непосредственно, а из древлехранилища), в т. ч. 24 печатные XV-XVIII вв. и 19 рукописных: Иерусалимский Патерик (1-я пол. XV в.; ГВСМЗ. В-5636/48), Слова свт. Иоанна Златоуста (сер. XV в.; ГВСМЗ. В-5636/18), Кормчая (1-я пол. XVI в.; ГВСМЗ. В-5636/399), Житие Зосимы и Савватия Соловецких (2-я пол. XVI в.; ГВСМЗ. В-5636/52), Евангелие (XVI в.; ГВСМЗ. В-6300/523), Сборники Слов свт. Григория Богослова (сер. XVI в.; ГВСМЗ. В-5636/24, 60), Толкование на Псалтирь в переводе прп. Максима Грека (сер. XVII в.; ГВСМЗ. В-5636/51) и др. Памятной именной медалью и дипломом было отмечено участие Е. м. во Всемирной выставке 1867 г. в Париже. Награды были присуждены мон-рю выставочной «Комиссией по отделу истории труда» за серию рисунков, «снятых в 1866 г. с рукописных книг и священных предметов искусства», хранившихся в обители.

http://pravenc.ru/text/187637.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010