[ 17 ] Как показывают информационные сводки ГПУ, эта шифротелеграмма была с облегчением принята на местах к исполнению; на нее ссылались, оправдывая задержку в проведении кампании. [ 18 ] Проведение секретного совещания по изъятию церковных ценностей на XI съезде РКП(б) было намечено В. И. Лениным еще 12 марта 1922 г. В 13 часов 35 минут в ЦК РКП(б) Н. С. Аллилуевой по телефону была принята срочная телеграмма В. И. Ленина В. М. Молотову. В ней вождь требовал немедленной отправки “от имени Цека шифрованной телеграммы всем губкомам о том, чтобы делегаты на партийный съезд привезли с собой возможно более подробные данные и материалы об имеющихся в церквах и монастырях ценностях и о ходе работ по изъятию их” (Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 54. С. 206). Этим же днем за подписью В. М. Молотова на места ушла шифротелеграмма, повторяющая текст телеграммы В. И. Ленина (см. П-34). Для секретного совещания секретарей губпарткомов и председателей губисполкомов, приехавших на XI съезд РКП(б) (съезд проходил в Москве 27 марта – 2 апреля 1922 г.), Л. Д. Троцкий разработал 30 марта теоретическую записку с “практическими выводами” о политике в отношении церкви (см. 23–29). Записка в тот же день была утверждена опросом как постановление Политбюро, что подтверждено 2 апреля 1922 г. протоколом 117 (см. 23–34). Совещание состоялось 30.03 1922 г. Выше, в 23–16, В. И. Ленин, говоря об “одном умном писателе по государственным вопросам”, пересказывает конец VIII главы знаменитого трактата Никколо Макиавелли (1469–1527) “Государь”. [ 19 ] В машинописном беловом протоколе 114 заседания Политбюро ЦК РКП(б), сделанном 18 января 1926 г. и заверенном Е. М. Шерлиной, в п. 5 добавлено: “Опросом по телефону...” – см.: PЦXIДHU, ф. 17, оп. 3, д. 283, л. 1. [ 20 ] В ГАРФ, ф. 1235, оп. 58, д. 38, л. 331–332 и 333–334 находятся два машинописных экземпляра одной закладки под заголовком “Ценности голодающим. (Беседа с Председателем ВЦИК и ЦК Помгола тов. М. И. Калининым)”. Содержание документа полностью соответствует предписаниям Л. Д. Троцкого об интервью Калинина, утвержденным 23.03 1922 г. постановлением Политбюро ЦК РКП(б) 23–25, 23–26). Оба текста без даты и подписи. Здесь же имеется сопроводительное письмо (отпуск), направленное 25.03 1922 г. “по распоряжению Председателя ВЦИК т. КАЛИНИНА” за подписью секретаря Председателя ВЦИК в адрес газет “БЕДНОТА, РАБОЧИЙ, РАБОЧАЯ МОСКВА и КОММУНИСТ” с просьбой “напечатать ее (беседу.– Сост.) в Вашей газете 26/Ш-с/г.” (ГАРФ, ф. 1235, оп. 58, д. 38, л. 330).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бюро Центральной КИЦЦ неоднократно занималось также острой проблемой реагирования на многочисленнейшие просьбы верующих о замене подлежащих изъятию священных сосудов и окладов чтимых икон равноценным количеством хлеба или драгметаллов. Замена хлебом была сразу же строго запрещена, а замена драгметаллами, официально разрешенная ВЦИК (см. П-35), подвергалась со стороны Бюро всяческим ограничениям. Главные из них были сформулированы уже на втором заседании Бюро 24.03 1922 г., когда принималась особая “секретная инструкция для руководства Комиссиям по изъятию церковных ценностей” (созданная наряду с открытой инструкцией, текст см.: ГАРФ, ф. 1235, оп. 140, д. 59, л. 9); было постановлено разрешать такую замену только в исключительных случаях и притом для каждого отдельного предмета – с особого разрешения ЦК Помгола (там же, л. 33; телеграмма ВЦИК за подписью М. И. Калинина об этих условиях была направлена еще накануне 23.03 1922 г. – см. П-56). Бюро Центральной КИЦЦ не раз возвращалось к этой проблеме замены и позднее. Принятые уже ограничения замены вскоре показались недостаточными, и 30.04 1922 г. (протокол 6, п. 3, ошибочно обозначен в документе как п. 2) Бюро постановило, что замена “должна делаться в размерах стоимости оставляемого предмета и должна вноситься немедленно” – там же, л. 37. Вскоре было разъяснено, что “в размерах стоимости” означает, что при замене следовало компенсировать не только вес золотого или серебряного предмета, но и его художественную и историческую ценность. Реально местные КИЦЦ часто требовали при замене золото или серебро в двойном или тройном размере – П–139. На четвертом заседании 29.03 1922 г. Бюро столкнулось с проблемой, вызвавшей незадолго до этого острую полемику в Политбюро. Бюро рассмотрело запрос Псковской КИЦЦ, сообщавшей о ходатайствах верующих “об оставлении риз в бедных деревнях”. В своей помете на письме В. И. Ленина от 19.03 1922 г. 23–16) В. И. Молотов, исходя из официальной трактовки целей всей кампании по изъятию, предложил распространить действие кампании лишь на те “губернии и города... где действительно есть крупные ценности”. 22.03 1922 г. Молотов провел поправку к постановлению ПБ, требующую совершенно не проводить изъятия в церквях, не имеющих “сколько-нибудь значительных ценностей” – 23–22 и 23–23. Но на этом заседании не было Троцкого (и вообще было менее половины состава ПБ). Уже на следующем заседании ПБ 23.03 1922 г. Троцкий добился отмены этой поправки Молотова 23–24). Бюро Центральной КИЦЦ по псковской телеграмме приняло безукоризненное формальное решение, реально означавшее отказ: “Предложить Псковской Комиссии руководствоваться инструкцией Политбюро” – ГАРФ, ф. 1235, оп. 140, д. 59, л. 35-об.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ГАРФ, ф. 1235, оп. 140, д. 59, л. 20. Машинописная копия, сделанная 18 мая 1922 г. и заверенная секретарем А. Г. Белобородова В. Лицисом. Рукой последнего та же помета о рассылке с датой “30/III.22 г.” Формула “ШИФРОМ” отсутствует. – Опубликовано как текст единой шифротелеграммы с 23–32 с датой 30 марта 1922 г.: Баделин В. И. Золото церкви... С. 161. 23–32 Шифротелеграмма Президиума ВЦИК и ЦК РКП(б) губисполкомам и губкомам РКП(б) о полном изъятии церковных ценностей марта 1922 г.] Циркулярно. С[овершенно] Секретно. ШИФРОМ. ВСЕМ ГУБКОМАМ И ГУБИСПОЛКОМАМ Во многих местах Комиссии в целях “мирнаго” изъятия церковных ценностей изъемлют ничтожную часть, оставляя главные ценности. Равным образом во многих местах изъятие приостонавливается вследствии предложения со стороны верующих выкупить церковные ценности. Сим предлогается производить изъятия ценностей согласно точнаго смысла декрета ВЦИК и инструкций. Неполное изъятие ц[ерковных] ц[енностей] будет разсматриватся как нерадение местных органов. Где произведено не полное изъятие немедленно нужно произвести дополнительное согласно декрета и инструкций. Ходатайства об оставлении части ценностей не приостанавливают изъятия и с заключением комиссии направляются в ЦК Помгол ВЦИК. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ВЦИК КАЛИНИН СЕКРЕТАРЬ ЦК РКП МОЛОТОВ – Л. 56. Машинописная копия того времени, заверенная заместителем заведующего шифрбюро ЦК РКП(б) С. Ф. Чечулиным. Внизу рукописная помета о рассылке: “с 1957/ш по 2026/ш включительно]”. Датировано по дате и номерам рассылки документа 23–31. – ГАРФ, ф. 1235, оп. 140, д. 59, л. 18. Машинописный экземпляр того времени, подписи рукой А. Г. Белобородова. Его же рукой внизу помета: “Подписано 30.III и передано лично для отправки дежурному ЦК на съезде тов. Иконникову. А. Белобородов]”. Формула “ШИФРОМ” отсутствует. – Опубликовано как текст единой шифротелеграммы с с датой 30 марта 1922г.: Баделин В. И. Золото церкви... С. 161. 23–33 Постановление Политбюро ЦК РКП(б) “об отпуске средств для ВЦИК " а”. Из протокола заседания Политбюро 117, п. 3 от 2 апреля 1922 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

547 . Яковлев=Яковлев Я. Наша деревня. Новое в старом и старое в новом. М., 1924. 548 . Якубовский=Якубовский Б., прот. История беседничества в Самарской епархии: Два столетия христианской общины. Самара, 2003. 549 . Янковский=Янковский Ф.И., прот. О преобразовании Русской Православной Церкви. ХЧ. 1906. 11. С. 621643; 12. С. 801831. 550 . Яранцев-Бершадский=Яранцев-Бершадский Р.И. Пропагандистская литература русского народничества первой пол. 70-х гг. XIX в. Дисс. канд. филолог. наук. М. 1969 (на правах рукописи). 551 . Geraci=Geraci R.P. Window on the East: Ethnography, Orthodoxy, and Russian Nationality in Kazan, 18701914. Berkeley: University of California, 1995. 552 . Kraveckij=Kraveckij A. Rotture e legami: Le sorti della pietà tradizionale nella Russia del XX secolo. La Nuova Europa. 2010. 1. P. 109122. 553 . Seide=Seide G. Geschichte der Russischen Orthodoxen Kirche im Ausland von der Grundung bis in die Gegenwart. Wiesbaden, 1983. 554 . Werth=Werth P.W. Subjects for Empire: Orthodox Mission and Imperial Governance in Volga-Kama Region, 18251881. The University of Michigan, 1996 555 . Wikipedia=Wikipedia, the free encyclopedia [Электронный ресурс:] http://en.wikipedia.org/. Архивные материалы 1 . Американская миссия=Отчет о работе Северо-Американской миссии, проекты положений, замечания по проектам, письма и др. материалы по разработке нового положения о Северо-Американской миссии. ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 349. 2 . Гильтебрандт=Записка П.А. Гильтебрандта о мероприятиях по ознаменованию 1000-летия со дня смерти славянского деятеля Мефодия и о желательных мероприятиях по издательской деятельности Синода. РГИА. Ф. 800. Оп. 1. Д. 681. 3 . Дело о справочной книге=Дело Святейшего Правительствующего Синода по представлению митрополитом Санкт-Петербургским «Потребительской и справочной книги на 1910 г.» и бланков для открытого письма с изображением Христа Спасителя и Льва Толстого». РГИА. Ф. 796. Оп. 193. Д. 6806. 4 . Докладные записки=Докладные записки и рапорты должностных церковных лиц о положении дел в местных миссионерских организациях, справки, заявления членов Отдела и др. материалы по разработке реформы внутренней миссии. ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 340.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

В этих целях в ночь с 25-го на 26 июня с. г. по особо разработанному плану ввести в зону 3-го лагерного отделения войска под прикрытием пяти танков. В чем и составлен настоящий акт. ЕГОРОВ, ДОЛГИХ, ВАВИЛОВ, БОЧКОВ, РЯЗАНОВ, ОЛЮШКИН ГАРФ. Ф.9414. Оп. 1. Д. 228. Л. 150–157. Подлинник. Обращение комиссии МВД СССР к заключенным 3-го лагерного отделении 26 июня 1954г. Исходя из просьбы основной массы заключенных о создании ей нормальных условий для жизни и работы, освобождении ее из-под влияния вооруженных уголовников-рецидивистов, решено: а) В 3.30 26 июня ввести в зону лагеря войска. б) Разрушить баррикады. в) Создать заключенным, желающим прекратить неповиновение, условия свободного выхода на работу. В связи с этим предлагается: 1 . Всем заключенным находиться в бараках и не оказывать сопротивления войскам. 2 . Беспрекословно выполнять требования лагерной администрации. 3 . Заключенным, оказавшимся в других бараках, оставаться на месте до прибытия лагерной администрации. 4 . Сложить оружие. Принять меры к обезоружению и задержанию бандитов. 5 . Пикетчикам и несущим службу наблюдения на крышах немедленно покинуть свои посты; по заключенным, не выполнившим этого требования, будет применяться огонь. 6 . Медицинскому персоналу оставаться на своих местах. Предупреждаем, что в случае нападения на солдат, офицеров, лагерную администрацию или появления заключенных в местах, объявленных огневой зоной, по ним будет применяться прицельный огонь. Комиссия МВД Помета: «Обращение было несколько раз передано по радио в 3-м лагерном отделении Степного лагеря МВД с 3 часов 25 минут до 4 часов утра 26 июня 1954 года». ГАРФ. Ф.9414. Оп. 1. Д 228. Л. 158. Подлинник. Телеграмма 088 СЕ. Егорова министру С.Н. Круглову о результатах операции в 3-м лагерном отделении Степного лагеря МВД СССР Совершенно секретно 28 июня 1954 г. Из Кенгира Неповиновение заключенных 3-го лагерного отделения Степного лагеря МВД в количестве 551 человека, продолжавшееся с 16 мая сего года по 25 июня сего года, сломлено путем ввода войск и танков в зону лагеря 26 июня сего года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Должен сделать, впрочем, замечание методологического характера как автору, так и оппоненту. Вопрос последовал по жалобам мирян во время пребывания митрополита Вениамина на Рижской кафедре. В аргументации автора последовало письмо из Ростова, а в контраргументации оппонента - жалобы из Америки. Полагаю, что и то, и другое уводит читателей от непосредственной темы статьи и вопросов, с ней связанных. Ростислав Юрьевич Просветов, г Тамбов 23 ноября 2013г. 13:29 Дорогой отец Михаил! Спасибо, что откликнулись на дискуссию. Хочу только добавить, что жалоба от мирян, о которой пишет митрополит Вениамин и которая приводится в статье, действительно была написана в Ростовской области, а не в Латвии. Латвийских жалоб я, честно говоря, не встречал ни в ГАРФ, ни в национальном Рижском архиве.  По остальному же Вы правы. Ео тут просто идет продолжение полемики, начавшейся еще с предыдущих статей. Лидия Константиновна Александрова-Чукова 23 ноября 2013г. 14:38 Уважаемый отец Михаил! Да уж,  удивили - ведь не далее как на прошлой неделе я  имела удовольствие получить от Вас очередное  письмо. Напомните, - сколько  лет  уже будет нашей с Вами переписке? - Думаю, Вы могли бы не " промолчать " еще год назад, когда текст вышел,  а  указать мне на данную ошибку  относительно митр.Антония, - я  поблагодарила бы  Вас, и ошибку исправила. Выходит, что чего-то я  в этой жизни совсем не понимаю... Хорошо, будем считать, что  жаловались сирийский  митрополит Антоний Башир и архимандрит:  " Сир[ийский] Митр[ополит] был у меня с архим. и протодиаконом о. Петром. Жаловался на М[итрополита] Вениамина " - против этого у Вас нет возражений, или,  как и г.Просветов Р.Ю.  -  это  Вы называете " слухами " и " личными неприязненными отношениями " -? С  тем, как   данные " слухи " отражены в соответствующих документах ГАРФ - по вашей просьбе Вы были мною подробно ознакомлены.    Желаю Вам успехов в "  публикации соответствующих архивных материалов " . протоиерей Михаил Капчиц, Байонн, США 23 ноября 2013г. 21:12

http://bogoslov.ru/article/3613286

Бывшим священникам Г.С. Петрову и А.В. Архипову 669 : Собрание духовенства и мирян Челябинского викариатства выражает вам свое сочувствие по поводу понесенных лишений за вашу честную проповедь Евангельских истин и искренне желает видеть Вас снова в своей среде, как служителя великим заветам Христа, если к тому не встречается препятствий канонического характера. Оренбургский церк.-обществ. вестник. Оренбург, 1917. 10. С. 3. 377. Телеграмма председателю Совета министров князю Г.Е. Львову Владикавказского епархиального съезда духовенства и мирян 28 апреля 1917 г. Съезд духовенства и выборные представители от прихожан всей Владикавказской епархии рад уже наступившей свободной эре дорогой Родины, приветствует в лице вашем Временное правительство, выражает твердую надежду, что оно, облеченное доверием народа, доведет борьбу с внешним врагом до победного конца и укрепит свободную отныне жизнь всех народов России на общее благо Отечества. ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 172. Л. 41. Подлинник. 378. Телеграмма Временному правительству Воронежского епархиального собрания духовенства и мирян 29 апреля 1917 г. Избранное на началах свободы и равенства Епархиальное собрание представителей от духовенства и мирян Православной воронежской Церкви, одушевленное желанием созидания Свободной Церкви в Свободном Государстве на началах подлинной любви, подлинного братства, подлинной соборности, искренно – от глубины души приветствует Временное правительство и дает твердое и ненарушимое обещание от лица всех членов Воронежской церкви уничтожить следы векового подчинения церкви самодержавному строю и отдать все свои силы на служение Церкви Христовой, свободной Родине и Вам, облеченным народным доверием. Для верного и скорейшего достижения свободы Церкви мы находим неотложно-необходимым немедленно приступить к созыву всероссийского Поместного Собора, полного, всецерковного – из епископов, представителей клира и мирян. ГАРФ. Ф. 1779. 1917. Оп. 2. Д. 124. Л. 7. Подлинник. 379. Телеграмма председателю Временного правительства Г.Е. Львову Чрезвычайного съезда духовенства и мирян Смоленской епархии

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Теперь вы опять дальше уезжаете, будешь в любимом поезде спать – погода будет теплее и все будет так интересно. Видишь, как хорошо быть большим мальчиком, можешь с Папа один путешествовать, ему не так грустно – и вместе все веселее – надеюсь, не устанешь и что южное солнце вас погреет. Если моих Крымцев увидишь, то посмотри, Губарев будет уже там – если Нижегородцы – Иедигаров, потом наших дорогих Яхтинских увидишь, даст Бог. Мысленно буду все время вас [со]провождать. Узнаете те места, где раньше были – в прошлом году только. Ночью шел сильный снег – все покрыто белым скатертом. Игорь завтракал с нами, похудел, но хороший вид – в воскресенье поедет в Осташово отдохнуть после воспал[ения] легких. Давно не видела «Синего», т. к. в Лазарете не бываю уже неделю. Вчера неделя, что вы уехали – мне кажется, вечность – грустно и пусто. Каждый вечер молюсь у тебя в спальне. Получила телеграмму от Изы из Стокгольма. Теперь пора кончать. Храни тебя Господь Бог †, мой Душка родной. Крепко тебя целую. Собственная твоя нежно тебя любящая Мама. Царское Село. 4-го ноября 1915 г. Письмо Государыни Императрицы Александры Феодоровны Цесаревичу.//ГАРФ. Ф. 682. Оп. 1. Ед. хр. 53. Дорогая моя! Я благодарю тебя и других за письма. Деревенько был souffrant эти дни, дорогая моя Аликс, но он поправился. Вчера вечером за обедом допытывался у Коли, кому он делает la cour. И наконец узнал, дорогая моя Аликс. Джой тебя целует и Ортипо. Сегодня будет, дорогая моя Аликс, кинематограф. Сегодня я учился по-русски и по-арифметике, дорогая моя – вечером буду по Francaise. […] Вчера мы гуляли в лесу, делали костер и играли в солдаты, дорогая… Целую крепко Вас. Да хранит Вас Господь. Любящий Вас и Тебя дорогая моя Аликс. Преданный Вам Ваш Бурсукъ. Ставка, 4 ноября 1915 г. Письмо Цесаревича Государыне Императрице Александре Феодоровне.//ГАРФ. Ф. 640. Оп. 1. Ед. хр. 76. Душка мой Алексей, спасибо за письмо, ты маленький хулиган; как ты смеешь меня называть Аликс. Я тебе дам. Это ты выучил от Дмитрия – bad Boy! Как я счастлива, что рука больше не болит, но ты будь осторожен и не делай глупости и гимнастика не нужная.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Москва. Кремль. 3 декабря 1914. Там же. Алексей, Душка мой, Ортипо страшная душка, носится по комнатам как сумасшедшая. Теперь она лежит в кресле около меня. Были во многих лазаретах. В одном были довольно беспокойные, и их отделили от других внутрь, и в каждой комнате стоит санитар в случае, если они бросятся или будут сердиться. Мама подошла к одному и начала с ним говорить. Он лежал под одеялом и не отвечал, но ему все-таки открыли лицо, но как только Мама хотела надеть ему на шею образ, он спрятался под одеяло, ноги подогнул под себя и не желал показываться. Старались его вытащить, но он не желал. Другой поцеловал Мама руку, когда она пришла. Когда она уходила, он закричал «давай еще руку». Ужасно смешной, бедный? Много есть таких, которые совсем не понимают и не говорят. Эти от контузии и они гораздо больше страдают, чем некоторые раненые. Ну, до свидания, моя душка. Мне надо идти обедать. Крепко тебя обнимаю, как люблю. Твой Вознесенец Поклон[ись] Влад[имиру] Ник[олаевичу], М[сье] Ж[ильяру], Деревеньке, Нагорному и П[етру] В[асильевичу] П[етрову]. Москва 1914 г. 3-го декабря. Письмо Великой Княжны Татьяны Николаевны Цесаревичу.//ГАРФ. Ф. 682. Оп. 1. Ед. хр. 59. В декабре Государь уехал на Кавказ, где действовала Южная армия. Он хотел провести некоторое время среди этих войск, которые вели борьбу в особенно трудных условиях против турецких дивизий, сосредоточенных на границах Армении. На обратном пути он съехался в Москве с Государыней и детьми, выехавшими ему навстречу. П. Жильяр. Император Николай II и Его семья. Вена, 1921. Декабрь 7/20. Воскресенье. […] В 9 часов вечера в сопровождении Августейших сестер и лиц свиты отбыл (поезд отошел от павильона в 3 часа ночи) в Москву для встречи с Августейшими Родителями. Дневник П. А. Жильяра.//ГАРФ. Ф. 640. Оп. 1. Ед. хр. 329. Государыня со старшими Великими Княжнами, генералом Ресиным, командиром Сводного полка, фрейлиной и со мной отправилась в Москву.[…] Мы были рады уехать из Москвы. Проехали Орел, Курск и Харьков. Везде восторженные встречи и необозримое море народу. Вспоминаю, как в Туле, с иконой в руках, которую поднесли Государыне при выходе из церкви, меня понесла толпа, и я полетела головой вниз по обледенелым ступеням.[…] Здесь же, за неимением другого экипажа, Государыня ездила в старинной архиерейской карете, украшенной ветками и цветами. Вспоминаю, как в Харькове толпа студентов, неся портрет Государыни, окружила ее мотор с пением гимна и буквально забросала ее цветами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Анастасии пришлю или вы уже приедете. Очень жарко. Сегодня приехал Валя Долгорукий и привез твое письмо, и за это очень благодарю тебя. Жду. Храни Вас Господь Христос.† Любящий тебя твой старый хрыч Алексей. Могилев, 4 июня 1916 г. Письмо Цесаревича Государыне.//ГАРФ. Ф. 640. Оп. 1. Ед. хр. 78. Душка мой Алексей. Я кажется тебе еще не писала на такой карточке. Это наши солдаты молятся до обеда. Мы скоро уезжаем из нашего лазарета в другой. Нам ужасно жалко, хотя в том ужасно уютно. В особенности трап, который весь выкрашен в розовый цвет. Когда приедешь, мы можем тебе показать. Мы по вас соскучились. Башня еще существует, но уже совсем маленькая. Кланяюсь всем твоим. Крепко целую и давлю. Мария. 4-го июня 1916. Письмо Великой Княжны Марии Николаевны Цеса-ревичу.//ГАРФ. Ф. 682. Оп. 1. Ед. хр. 60. Обычно после завтрака в Ставке Государь с Наследником и ближайшей свитой делал прогулки на автомобиле. Часто они ездили на берег Днепра, где Наследник возился в песке. Государь и Игорь принимали деятельное участие в этом и помогали Наследнику, копая для Него песок лопатами. Гавриил Константинович. В Мраморном дворце. СПб.: Дюссельдорф, 1993. С. 206. Приезжая в Ставку, Государыня с детьми и свитой жила в поезде. В час дня за ними приезжали моторы, и мы отправлялись в губернаторский дом к завтраку. Два казака Конвоя стояли внизу. Наверх вела крутая лесница. Первая комната была зала, где ожидали выхода Их Величеств, большая столовая с темными обоями. Из залы шла дверь в темный кабинет и спальню с двумя походными кроватями Государя и Наследника. Летом завтракали в саду, в палатке. Сад был расположен на высоком берегу Днепра, откуда открывался чудный вид на реку и окрестности Могилева. Мы радовались, глядя на Алексея Николаевича. Любо было смотреть, как он вырос, возмужал и окреп. Он выглядел юношей, сидя около отца за завтраком. Пропала и его застенчивость: он болтал и шалил… Каждый день после завтрака, пока наши горничные привозили нам из поезда платья и мы переодевались в каком-нибудь углу для прогулок, Государь уходил гулять со свитой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010