— Пасха: празднование Святой Пасхи начинается с ночной службы освящения нового огня, вне храма. После него народ и священники входят крестным ходом в затемненный храм и священник возглашает Lumen Christi (свет Христа). С третьего раза все зажигают свечи, и диакон начинает пение гимна VI века Exultet (да радуется). — Rogations: понедельник, вторник и среда до праздника Вознесения называются rogations (‘прошения’, от латинского rogare ‘просить’). Традиция рогации была установлена святым Мамертом 10 в V веке. Служба рогации состоит из крестного хода с пением ектений святым, освящением земли и посещением кладбища. Традиция ектений святым Востоку незнакома, можно ее сравнить с литиями, которые читают на больших праздниках в восточном обряде. Орлеанский собор 511 года официально установил рогации во Франции, а Римский Собор 816 года распространил их по всей Европе. — Воздвижение и Троица: на Воздвижении гасят Пасхальную свечу, символ воскресшего Христа, зримо предстающий перед нами: с тех пор Он лишь невидимо пребывает в нас. На Троицу поется известный гимн Veni Sancte Spiritus ‘Гряди, Святый Душе’, связанный со многими историческими событиями Франции. — Преображение Господне: аббат Клюни Петр Досточтимый 11 написал в Средневековье совершенно православную преображенскую службу, обширнее и красивее, чем та, что используется в сегодняшнем римском обряде. Ее служили во всех монастырях ордена Петра, который был очень образованным человеком и другом афонских преподобных, с творениями которых он был прекрасно знаком. Православная Церковь Франции восстановила это богослужение и обогатила его византийскими тропарями и обрядом освящения плодов. — Успение: Православная Церковь Франции добавила в западный обряд чин погребения Богородицы. — Праздник Всех святых: с VII века на Западе все святые поминаются первого ноября. Второго ноября Церковь поминает усопших “с Адама до нашего времени”. Празднование памяти всех святых и поминовение усопших в конце церковного года символизирует полноту времен, установление Царства Божия, в котором соберутся все святые. Пост

http://pravmir.ru/popyitka-sozdaniya-gal...

Церковь Галлии обладала не малой самостоятельностью не только в административном отношении, но и в богослужении. В VII столетии она сохраняла свой собственный галликанский обряд, который стал вытесняться лишь в последующем веке. По характеристике протопресвитера Иоанна Мейендорфа, «галликанская литургия содержала восточные элементы, например пение Трисвятой песни на латыни и по-гречески перед чтением Писаний» . Сведения о своеобразии галликанского обряда почерпываются из таких манускриптов, как «Сакраментарий» начала VII века ирландского происхождения, «Сакраментарий» рубежа VII и VIII веков из миланского палимпсеста, «Готский миссал» того же периода, которые хотя и составлены были вне Королевства франков, но отражают в значительной мере общие богослужебные особенности западноевропейских Церквей, расходившихся в этом с Римской Церковью. «Древний галликанский миссал» датируется более поздним периодом – VIII веком. «Анафора галликанского обряда, – по характеристике современного литургиста, – отличается как от римского канона… так и от восточных анафор, текст которых остается неизменным на протяжении всего литургического года. Галликанские анафоры имеют четыре фиксированных элемента – Sursum corda (Ввысь сердца), Sanctus, Institutio… и краткое заключительное славословие – и три переменных: Contestatio… Post Sanctus (или по первым словам – Vere Sanctus (Воистину свят))… Post Mysterium… Хотя евхаристические молитвы обычно обращены к Богу Отцу, для галликанского обряда характерен свободный переход в рамках одной молитвы от одного Лица Пресвятой Троицы к другому» . Для литургического года галликанского обряда характерны такие особенности, как празднование 6 января не только Богоявления, но и поклонения волхвов, а также чуда в Кане Галилейской. В отличие от римского устава, Великий пост в Галлии начинался не со среды, но с воскресенья и продолжался 5 недель. Перед праздником Вознесения в течение трех дней совершались покаянные службы. Успение Божией Матери приходилось на 18 января, в чем наблюдалась параллель с Сиро-яковитской церковью, в которой этот праздник совершается 15 января. Позже, уже в VIII столетии, был установлен праздник в честь обращения апостола Павла, приходившийся на 25 января.

http://pravoslavie.ru/109840.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Литургика ГАЛЛИКАНСКИЙ ОБРЯД литургическая традиция, существовавшая на территории древней Галлии (совр. Франция) в период поздней Римской империи и франк. королевской династии Меровингов ГАЛЛИКАНСКОЕ ПЕНИЕ обобщенное название различных певч. стилей, характерных для региональных разновидностей галликанского обряда ГАНКЕНШТЕЙНА КОДЕКС богослужебный сборник сложного состава, древнерус. рукопись галицко-волынского происхождения раннего XIII в. ГАРДАМОТКУМАЙ в древнейшем Иадгари (списки VII-VIII вв.) особая, наиболее ранняя разновидность воскресных тропарей ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 1505), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых) ГЕОРГИЯ МТАЦМИНДЕЛИ ТИПИКОН богослужебный устав, составленный на груз. языке ок. 1042 г. деканом (впосл. игуменом) афонского Иверского мон-ря прп. Георгием Святогорцем (Мтацминдели) († ок. 1065) ГЕРБЕРТ Мартин (крестильное имя - Франц Доминик Бернхард), барон фон Хорнау (1720 - 1793), кн.-аббат мон-ря Санкт-Блазиен, нем. теолог, историк, музыковед ГЕЭЗ классический эфиоп. язык, литургический язык Эфиопской Церкви, остававшийся единственным лит. языком христ. Эфиопии до рубежа XIX и XX вв. ГИМН 1. Обобщающее название различных литургических песнопений христ. авторов; 2. В зап. христ. традиции - литургическое строфическое песнопение в куплетной форме ГОДОВОЙ НЕПОДВИЖНЫЙ БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ в правосл. Церкви цикл праздников и памятей святых, приуроченных к тем или иным дням года по юлианскому календарю ГОМИЛИАРИЙ лат. название патристического Лекционария, к-рому в визант. традиции соответствуют Торжественник и Толковое Евангелие ГОРНЕЕ МЕСТО особая зона алтаря правосл. храма, занимающая вост. часть алтарной апсиды, между св. престолом и вост. стеной ГОСПОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ дни церковного календаря, посвященные воспоминаниям и прославлению событий из земной жизни Иисуса Христа ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель ГРИГОРИЯ САКРАМЕНТАРИЙ один из 2 основных типов рим. Сакраментария, составление к-рого традиция приписывает свт. Григорию Великому (590-604) ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ II Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ III Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении

http://pravenc.ru/rubrics/122642_7.html

В их основе лежит галликанская, а не рим. редакция текста Псалтири; жестко зафиксированы библейские чтения; отменено чтение Свящ. Писания на Пасху и ее октаву (аналог визант. отдания праздника), а на праздники святых оно заменено чтениями из творений отцов Церкви; на всех службах есть гимны (введено более 80 новых), встречаются последования праздников Тела Господня (Corpus Domini) и Св. Троицы ( Righetti. T. 2. P. 662). По сравнению с Б. Римской курии во францисканских значительно большее число памятей святых, причем статус многих повышен за счет введения октав и новых чтений. Впосл. это обстоятельство привело к тому, что даже в период Великого поста праздничные службы стали превалировать над будничными. Кроме того, в обновленный Б. вошло множество апокрифов и легенд (в основном из мартиролога Адона (PL. 123. Col. 139-145) и Liber pontificalis . На completorium (повечерии) введено пение составленных еще в XI в. 4 антифонов ко Пресв. Деве (Alma Redemptoris, Ave Regina, Regina coeli, Salve Regina). На воскресном 1-м часе увеличено число псалмов (с 3 до 9) и добавлен Афанасиев Символ веры . Все службы седмицы завершаются одной и той же воскресной коллектой. Такая замена ежедневно изменяемых молитв одной, общей для всех дней привела к потере целой системы рим. седмичных коллект. Реформы XVI в. В позднее средневековье вычитывание клириками служб суточного круга в удобное для них время стало устойчивой практикой, хотя официально замена общей молитвы на частную считалась исключением, допустимым лишь по необходимости. Поэтому в XVI в. один за другим стали появляться альтернативные проекты, так или иначе упрощавшие или сокращавшие службы оффиция. Интеллектуалов той эпохи не устраивала «варварская» латынь богослужебных текстов, написанных в ср. века. Папа Лев X (1513-1521), покровительствовавший гуманистам, первым решился на реформирование гимнографической части Б. Подготовленный к изданию рукописный проект сгорел во время пожара в Риме в 1527 г. ( Righetti. T. 2. P. 667). Папа Климент VII (1523-1534) утвердил для частного употребления исправления в гимнарии в составе Б., сделанные еп. Дзаккариа Феррери (он использовал в текстах гимнов аллюзии на образы классической древности). Тот же папа поручил составить новый Б. кард. Дж. П. Караффе (1529), но передумал и отдал предпочтение проекту, предложенному испан. кард. Ф. Киньонесом. Б. Киньонеса

http://pravenc.ru/text/Бревиария.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство ГАГАРИН Григорий Григорьевич; 1810 - 1893, рус. кн., художник, архитектор, график, вице-президент АХ, член ученых об-в, коллекционер ГАД 7-й сын ветхозаветного патриарха Иакова от Зелфы, служанки его жены Лии, и родоначальник одноименного колена (память в Соборе святых праотец и в Соборе святых отец) ГАЛАКТИОН (Бельский Гавриил Иванович; 1535 - 1612), прмч. (пам. 24 сент. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ГАЛИЛЕЯ область Сев. Палестины, с к-рой связаны мн. события библейской истории и зарождение христ. Церкви ГАЛЛИКАНСКОЕ ПЕНИЕ обобщенное название различных певч. стилей, характерных для региональных разновидностей галликанского обряда ГАЛУППИ Бальдассаре, по прозвищу Буранелло (1706 - 1785), итальянский оперный композитор венецианской школы ГАНКЕНШТЕЙНА КОДЕКС богослужебный сборник сложного состава, древнерус. рукопись галицко-волынского происхождения раннего XIII в. ГЕДЕОН величайший вождь и судья Израиля в XII в. до Р. Х., прав. (пам. в Соборе святых праотец; пам. греч. 26 сент.) ГЕЛАТИ мон-рь (Кутаисская и Гаенатская епархия Грузинской Православной Церкви), крупный религ. и культурный центр Грузии ГЕННАДИЕВСКАЯ БИБЛИЯ первый в истории слав. кириллической письменности полный свод библейских книг Ветхого и Нового Заветов ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 1505), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых) ГЕННАДИЙ (в миру Григорий; † 1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГЕНРИХ III (1017 - 1056), герм. кор. (с 1028, самостоятельно с 1039), имп. Римско-Германской империи (с 1046) из Салической (Франконской) династии ГЕОРГИЕВСКИЙ Василий Тимофеевич (1861- 1923), исследователь древнерус. и традиц. церковного искусства, архивист, многолетний служащий по духовному ведомству ГЕОРГИЙ Яковлевич Извеков (1874-1937), прот., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских )

http://pravenc.ru/rubrics/123062_20.html

В 1993 г. часть бывш. приходов ФПКЦ, сохранивших каноническое подчинение Румынскому Патриархату, была объединена в особый деканат франц. правосл. приходов митрополии Зап. и Средней Европы Румынской Православной Церкви. В приходах деканата Г. о. совершается вместе с визант. обрядом на франц. языке. В 2001 г. ФПКЦ покинуло ок. 10 приходов, организовавших «Объединение православных культовых ассоциаций западного обряда». В сент. 2004 г. «Объединение» обратилось с прошением о принятии к Сербскому Патриарху Павлу . В наст. время при Свящ. Синоде Сербской Православной Церкви действует комиссия под председательством еп. Афанасия (Евтича) , рассматривающая возможность присоединения этих приходов. Отдельные элементы Г. о. включены в сарумский чин литургии, совершающейся в муж. мон-ре зап. обряда во имя св. Патрика Австралийско-Новозеландской епархии РПЦЗ. «Литургия согласно св. Герману Парижскому» Созданная в 1937 г. литургическая комиссия при Братстве свт. Фотия изначально объявила, что ее целью является не реставрация или реконструкция Г. о. в строго научном (литургическом и археологическом) смысле, но воссоздание богослужения древней Галльской Церкви на основе сохранившихся памятников и свидетельств по Г. о. с внесением определенных заимствований из визант. обряда. Разработанный комиссией чин никогда не объявлялся «подлинным» и «аутентичным» древней галликанской практике, поэтому его название не «литургия св. Германа Парижского», а «литургия согласно св. Герману Парижскому» (La divine liturgie selon st. Germain de Paris), т. е. чин, в своей основе восходящий к «Краткому толкованию» Псевдо-Германа. Чин составлен на франц. языке, что фактически не давало возможности католич. кругам обвинить правосл. западнообрядные общины в копировании форм униатства, т. к. до реформ Ватиканского II Собора (1962-1965) богослужебным языком Римско-католической Церкви являлась латынь. В отличие от рим. мессы до реформ Ватиканского II Собора (Тридентская месса) в чине «литургии согласно св. Герману Парижскому» допускается сослужение (concelebratio) клириков. Использование органа и др. муз. инструментов в правосл. Г. о. было отклонено, как не находящее подтверждений в древней литургической практике Вост. и Зап. Церквей и возникшее в более поздний период в католич. Церкви. Богослужебное пение в правосл. Г. о. в основе восходит к григорианскому; основную работу по гармонизации григорианского пения для переведенных на франц. язык богослужебных текстов осуществил брат еп. Иоанна-Нектария рус. композитор М. Е. Ковалевский .

http://pravenc.ru/text/161584.html

На западе пение песни Божьей Матери (а в иных местах и песни Захариевой) сопровождается некоторыми обрядами. По римскому чину, запевши эту песнь, священнослужащий подходит к престолу, преклоняет одно колено или оба, если на престоле выставлены св. Тайны, лобызает престол, и вложив фимиам в кадильницу, благословляет кадило и кадит престол, потом возвращается на свое место, где кадилоносец кадит его и прочих священнослужителей по два раза. По галликанскому чину, во время этой песни, служащий, облачившись в мантию, с одним из сопредстоящих ему священников, сперва становятся на колени пред престолом, влагают фимиам в кадильницу с благословением, кадят престол по дважды, потом встают, лобызают престол, отходят к налою и кадят двух хористов, облаченных в мантии; после сего их самих кадят кадилоносцы. В торжественные дни служащий и сопредстоящий, окадив главный престол, кадят потом престол, освященный в честь Божией Матери, и в некоторых случаях престол, сооруженный во имя святого дня, или праздника, прилучившегося в тот день, далее кадят крест, стоящий на маленьком столике (credentia) пред скамьею, на которой сидят старосты церковные, и наконец кадят хористов. Во время каждения их сопровождают два аколуфа с зажженными свечами. Кроме сего в некоторых церквах, при пении сих песней, звонят в колокола. Каждение и благовест бывает и в нашей Церкви пред пением песни Богоматери на утрени. На ряду с песнями Свящ. Писания в западной Церкви, также как и в восточной, употребляются при Богослужении и песни, составленный самими Христианами. Сии песни носят название гимнов (hymni), и написаны по большей части стихами. Гимны, общие между западною и восточною Церковию, суть: малое славословие («Слава Отцу»), великое славословие («Слава в вышних Богу»), песнь Св. Амвросия медиоланского (Тебе Бога хвалим, трисвятое («Святый Боже»), песнь креста («Кресту твоему покланяемся»), песнь серафимская («Свят, Свят»), тропарь праздника Рождества Богородицы («Рождество твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенной») и др. Но вообще западная Церковь гораздо скуднее восточной в рассуждении разных родов богослужебных песней. В ней нет ни светильнов и эксапостилариев, ни стихир, ни икосов и кондаков, ни канонов с ирмосами, ни тропарей, ни акафистов и седальнов, ни упакои, ни прокименов, ни самогласных и подобных. Да и самое содержание латинских церковных песней не так глубокомысленно и многознаменательно, как содержание восточных песнопений.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Если спасение совершается только верой, то, действительно, исповедь и покаяние бессмысленны. На такой исповеди священник просто объявляет о прощении грехов по заслугам Христа, хотя лютеранин и без священника должен об этом знать. В Швейцарии Лютера поддержал его ровесник Ульрих Цвингли (1484–1531), магистр философии и священник. Городской совет Цюриха поддержал Цвингли. Из храмов убрали иконы, органы, отменили пение. Кантональные власти приняли функции церковной иерархии. Имущество монастырей было секуляризовано. Сам Цвингли, как и Лютер, вступил в брак. Цвингли погиб в войне между протестантскими городскими и католическими лесными кантонами. Учение Цвингли совпадает с учением Лютера, но в учении о евхаристии Цвингли отвергал присутствие Тела и Крови Христовых в этом Таинстве и считал хлеб и вино простыми символами. Еще меньше Лютера он ценил церковные традиции. Вторым швейцарским реформатором был Жан Кальвин (1509–1564). Он был на 25 лет моложе Лютера и Цвингли. Кальвин был причислен к клиру Римско-католической Церкви. Он изучал юридические науки, богословие, философию, латинский, греческий и еврейский языки. Жан Кальвин возглавил реформационное движение в Швейцарии. Основы нового богословия он изложил в книге «Наставление в христианской вере», Первом катехизисе, Исповедании веры. Кальвин был жестоким человеком, применявшим к «еретикам» пытки и смертную казнь. Например, проезжавший через Женеву выдающийся испанский ученый и богослов Сервета был сожжен. Кальвин стал абсолютным повелителем женевского государства, уподобляясь папам Римско-католической Церкви. Лютер, наоборот, готов был подчинить Церковь государству. Особый трибунал (консистория) наблюдал за религиозно-нравственной жизнью женевцев. Танцы, песни, развлечения, яркие наряды были запрещены. Иконы и декор удалили из храмов. Пышный ритуал упразднили. Кальвинисты во Франции назывались гугенотами (товарищи по клятве), а в Нидерландах и Англии – пуританами (от puritas – «чистота»). Главнейшими символическими книгами кальвинистов являются следующие: Первый катехизис, Женевский катехизис Кальвина, Женевское соглашение, Галликанское исповедание, Гейдельборгский катехизис и др.

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Карл Великий относился с большим уважением к обычаям и порядкам Рима, как наиболее достопочтенной церкви Запада. От Адриана он получил римский кодекс правил (основанный на сборнике Дионисия Малого), и в 789 году издал те из них, которые он считал полезными для своих подданных. Римский способ пения был уже раньше введен в Галлии. Папа Павел посылал книги этого пения Пипину и добивался его введения; но хотя он и поддерживаем был Пипином в этой попытке, галликанское пение все еще преобладало. Во время третьего посещения Карлом Великим Рима в 787 году, возникли споры между франкским и римским духовенством по предмету литургии и пения. Франки полагались на покровительство короля, но к их смущению он спросил их: «что чище – река или источник?». Вопрос этот очевидно допускал только один ответ, и сообразно с этим ответом он и действовал. Он привез во Францию два искусных лица для обучения римскому пению, и послал одного из них в Мец, а другого удержал при своем дворе. Он ввел также во франкскую церковь Сакраментарий Григория Великого ; рассказывают даже, что, в своей решимости о согласии с Римом, он старался подавить Амвросиевы обряды в Милане, истребляя богослужебные книги, или отвозя их, «как бы в ссылку», за Альпы, но вследствие бывших чудес в пользу этого высокочтимого обрядника, папа Адриан, поощривший попытку к отмене его, принужден был примириться с местным его употреблением. Карл Великий обращал особенное внимание на торжественность богослужения. Большая церковь , построенная им в любимом им месте пребывания – Экс-ля-шапелль (Aix-la-Chapelle), была украшена мраморными столбами из Рима и Равенны и снабжена облачением для всего ее духовенства, вплоть до последних привратников. Он прилежно посещал богослужение в своей часовне, как днем, так и ночью, и весьма много старался об улучшении чтения и пения; потому что, говорит Эйнгард, «он был весьма искусен в обоих, хотя никогда не читал и не пел публично, кроме как разве низким голосом и вместе с другими» 2674 . Один жизнеописатель, весьма сомнительного впрочем авторитета, рассказывает, что он имел обыкновенно указывать пальцем или своим посохом на личность, от которой он желал чтобы она читала, и когда этой личности таким образом повелевалось начинать, или кашлем императора давалось знать кончить, то читатель должен был немедленно же повиноваться, не взирая на смысл или на разделение периодов так, будто бы, все поддерживались в состояние постоянного внимания, потому что каждый мог быть вызван во всякий момент. Никто не смел отмечать своей части ногтем или носком, н все сделались хорошими чтецами, даже хотя и не способны были понять языка и содержания читаемого. Карл Великий, и сам будто бы составлял гимны и среди них гимн: «eni Creator Spiritus»; но что касается этого гимна, по крайней мере, то свидетельство это оказывается безосновательным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По совершении входа и исповеди священнослужителей предстоятель возглашает «Слава в вышних Богу» и народ продолжает петь великое славословие. Пение великого славословия введено применительно к римскому чину. Вместо него по галликанскому чину на воскресной литургии может быть пропето трижды Трисвятое (на греческом, латинском и французском языках), а в прочие дни недели – «Кирие елейсон» (три раза), «Христе елейсон» (три раза) и опять «Кирие елейсон» (три раза). Во время пения великого славословия или Трисвятого (или «Кирие») предстоятель кадит престол и отдает кадило диакону, который кадит затем предстоятеля, клир, лик и народ. Предстоятель преподает мир (епископ: «Мир вам», священник: «Господь с вами») и читает «общую» молитву, близкую по содержанию с молитвой третьего антифона восточной православной литургии «Иже общия сия и согласныя». Далее, если праздник имеет пророческое чтение, то поется соответствующий прокимну Восточной Церкви респонсорий-градуал «Благословен еси, Господи, Боже отец наших» и читается само пророчество. Если же пророческое чтение не положено, то поется прокимен (респонсорий-градуал) апостольского чтения, читается Апостол и поется «Аллилуиа». В это время диакон испрашивает благословение у предстоятеля на чтение Евангелия. Предстоятель, вручая ему Евангелие, говорит: «Иисус, Бог наш, первый и последний, живый во веки веков, держай ключи смерти и ада, да даст тебе чистые сердце и уста и голос сильный, как труба, да свидетельствуешь и возвещаешь слово Его, сокровенное для нечистых духов. Открой наши уши, Господи, да слышим, что Твой Дух говорит церкви». Диакон несет Евангелие на амвон, полагает его, после соответствующих возглашений кадит книгу и читает Евангелие. По прочтении Евангелия диакон произносит «литанию о церкви», соответствующую сугубой ектении восточной православной литургии, а в период времени от Рождества Христова до Богоявления, во всю Четыредесятницу и от Вознесения Господня до Пятидесятницы – еще моление об оглашенных. Этим заканчивается литургия оглашенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010