В соборе императрица, встав на царское место, «духовных персон соизволила жаловать к руке». На воскресной литургии 18 янв. она присутствовала в теплом Входоиерусалимском соборе. В июне 1780 г., при возвращении имп. Екатерины II из Могилёва, встречать ее на границу епархии, в г. Порхов, был командирован архим. Иверского мон-ря Дорофей, в Ст. Руссу - архим. Юрьева мон-ря Виктор (Онисимов). В Новгороде 11 июня в 5 ч. утра ее ожидал у Софийского собора архиеп. Гавриил. Императрица пожаловала архиепископу 1 тыс. р., на ДС и на каменную ограду Антониеву мон-рю - по 500 р., 9 мон-рям - по 300 р. (для жен. мон-рей 2-го класса эта сумма составляла почти 2/3 годового содержания). 15 июня 1785 г., прибыв в Новгород с флотилией в 16 судов из путешествия по р. Мсте, императрица с многочисленной свитой присутствовала в Софийском соборе за литургией, которую совершал митр. Гавриил. 14 авг. 1775 г. имп. Екатерина II узаконила пенсионное обеспечение уходивших на покой настоятелей и настоятельниц штатных мон-рей (пенсия составляла половину оклада); в Новгородской епархии одной из первых возможностью получать пенсию воспользовалась игум. Елисавета - настоятельница Десятинного мон-ря с 1762 г.; уволенная от должности по прошению 17 янв. 1777 г., она прожила, получая «жалованье в келью», еще 17 лет (РГИА. Ф. 796. Оп. 58. Д. 13). В рамках введения на северо-западе России положений губ. реформы 1775 г. было произведено коренное изменение гражданских границ территории, веками составлявшей Новгородскую епархию, одновременно ликвидировалось исконное деление Новгородской земли на пятины, произошло разукрупнение прежнего Новгородского у., уездными центрами стали вновь образованные города - Боровичи, Валдай, Крестцы, Тихвин, куда переносились и духовные правления. 4 мая 1776 г. города Бежецк, Красный Холм и Вышний Волочёк с уездами по ходатайству архиеп. Гавриила были приписаны к Тверской епархии. Указом имп. Екатерины II от 5 марта 1786 г. вместо новгородского муж. Духова мон-ря 3-го класса в штат был включен Валаамский мон-рь С.-Петербургской епархии, а Духов обращен в женский 2-го класса (ПСЗ.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Архив Пн В Нило-Столобенской пустыни прошли торжества в честь 355-летия обретения мощей ее основателя преподобного Нила Столобенского 10 июня 2022 г. 10:21 8 июня 2022 года, в канун 355-летия обретения мощей преподобного Нила Столобенского, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий возглавил малую вечерню с акафистом преподобному Нилу Столобенскому и всенощное бдение. Богослужения прошли в Богоявленском соборе Нило-Столобенской пустыни. Его Высокопреосвященству сослужили архиепископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат , епископ Джакартский Питирим , наместник монастыря иеромонах Гавриил (Баглай), благочинные, председатели епархиальных отделов, настоятели храмов Тверской епархии , братия и гости обители священном сане. 9 июня Божественную литургию в монастырском Богоявленском соборе также возглавил митрополит Амвросий. Его Высокопреосвященству сослужили: митрополит Новгородский и Старорусский Лев , митрополит Виктор (Олейник) , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополит Каширский Феогност , архиепископ Якутский и Ленский Роман , архиепископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат, епископ Бежецкий и Удомельский Филарет , епископ Джакартский Питирим, секретарь Тверской епархии, настоятель Николо-Малицкого монастыря игумен Борис (Тулупов), наместник Нило-Столобенской пустыни иеромонах Гавриил (Баглай), братия обители в священном сане, клирики Тверской, Балашихинской , Бежецкой , Выборгской , Горноалтайской , Коломенской , Московской , Новгородской , Псковской , Пятигорской и Якутской епархий. За богослужениями пел хор храмового комплекса Новомучеников и исповедников Российских села Санино под руководством Ильи Капрелянца. В Нилову пустынь после ранней Литургии в соборе Вознесения Господня в Осташкове крестным ходом на пароходе прибыли 250 паломников в сопровождении благочинного Осташковского церковного округа протоиерея Димитрия Марковского и главы Осташковского района А.А. Титова. Из Твери в Нилову пустынь также прибыли 50 слушателей Военно-космической академии им. Г. Жукова.

http://patriarchia.ru/db/text/5935585.ht...

е. кадило, стоит только бросить и затоптать в грязь. Кроме вышеуказанных пунктов, деятельность Кондратьева имела очень заметный успех в дер. Лужках, принадлежащей к приходу с. Михайловой-Горы. По показанию православных крестьян этой деревни, пашковщина появилась здесь «в течение последних пяти лет», т. е. начало ее падает на тот же 1887-й год, в который начал свою пропаганду Кондратьев в дер. Сальницах. По согласному показанию священника и всех свидетелей, первым провозвестником пашковского лжеучения в Лужках был, несомненно, Кондратьев. Скоро он приобрел усердного помощника в своём деле в лице крестьянина дер. Лужков Гавриила Васильева. Стоит отметить, что этот крестьянин до перехода в пашковскую секту был беспоповцем. Это обстоятельство обращает на себя внимание потому, что несмотря на то, что между старообрядческим расколом и пашковщиной и вообще сектами рационалистическими нет ничего общего, – даже должна, по-видимому, существовать между ними вражда, однако в последнее время встречаются случаи перехода старообрядцев в общество сект рационалистических. Известно, что в той же деревне сделалась пашковкой старообрядка Прасковья Ермолаева. После того, как Гавриил Васильев увлекся пашковщиной, в доме его стали происходить весьма часто собрания, преимущественно ночью. На собрания эти приезжал и Иван Кондратьев . Затем, известно, что на эти собрания нередко являлись из других уездов и даже из Петербурга какие-то неизвестные лица, как напр., было в январе месяце 1891 года. В феврале месяце в Лужки приезжали две дов. известные пашковки из Бежецкого у., из дер. Малых-Горок–крестьянки Марья Васильева и дочь ее Матрена Иванова. Это – мать и сестра упомянутого выше крестьянина Михаила Иванова. По собственному заявлению этих крестьянок, они прибыли в дер. Лужки к своим родственникам – «братьям и сестрам по духу», – что раньше они гостили в дер. Сальницах, и что как там, так и в Лужках, ходили на собрания, на которых читали и толковали тексты из евангелия. Собрания пашковцев, происходившие в Лужках, характеризуются теми же чертами, как и вышеописанные собрания в Сальницах и других деревнях.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

«По указу Её Императорского Величества и по приказу Святейшего Правительствующего Синода, из С. Петербургского Духовного правления – память церкви святого великомученика Пантелеймона, что при Партикулярной верфи священникам Гаврииу Павлову и Ипатию Васильеву с причетники. Сего января 25 дня, просил словесно о венечной памяти, сказываясь Государственной Юстиц-Коллегии асессора Бирона служитель его, отрок Афанасий Афанасьев; поимает-де он, Афанасий, себе в супружество оного же Бирона служительницу, девицу Анну, Яковлеву дочь, чтобы о том дать память, и вам бы учинить о них письменное свидетельство с добрыми поруками и рукой прикладыванием, как правила святые и Императорского Величества указы повелевают, без упущения. И буде никакой противности не явится, то учиня указную присягу, венчать их в указное время. А буде какая правилам или указам явится противность, то не венчать, и эту память, подписав на ней, для чего не будут венчаны, прислать в С.Петербургское Духовное правление, под опасением, за неисправление, штрафа и истязания. А пошлины с того брака двадцать пять копеек, да на лазарет двадцать пять копеек и на расход, по указу, три копейки, всего пятьдесят три копейки взяты, и в приходный книги: пошлины под 63, лазаретные под 63 записаны». Секретарь Василий Тишин. Канцелярист Иоаким Гребеньщиков. Января 25 дня 1735 года. Само собой разумеется, что, при учинении причтами свидетельства, требуемого венечной памятью, действительно встречались иногда противности или св. правилам или царского величества указам. Такая противность именно встретилась Пантелеймоновскому причту при учинении свидетельства о браке столяра Партикулярной верфи Митрофана Михайлова Алферова в отношении к избранной им невесте Евфимии Максимовой, у которой недоставало отпускного от владельцев документа. Поэтому, причт на обороте венечной памяти написал следующее: «по сей памят, венчания в церкви нашей не было для того, что показанная невеста, Бежецкаго верху, Городецкого уезду, вотчины девича монастыря Казанской пресвятой Богородицы, деревни Даронина крестьянская Максимова дочь, Васильева, девица Евфимия, понеже об ней не имеется о свободе отпускного письма. Иерей Гавриил Павлов руку приложил. Иерей Ипатий Васильев руку приложил. Дьякон Иван Кондратьев руку приложил».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Погудка – напев, лад песни, прибаутка, шутка Подбельский Андрей, помещик, 1608 г., Нижний Новгород Подгорецкий Семен Андреевич, 1610 г., Воротынск Подгубок Гридя [см. Гридя], слуга Троицкого монастыря, вторая половина XV в. Подгубок – род гриба Подгузков Неупокой [см. Неупокой], крестьянин, 1627 г., Нижний Новгород Поддубские , с конца XV в., Новгород Поджар , крестьянин, 1495 г., Новгород Поджарый – сухопарый, сухощавый Поджога, Поджогин : Гавриил Александрович Поджога Зайцев [см. Заяц], вторая половина XV в.; Иван Юрьевич Шигоня [см. Шигоня] Поджогин, думный дворянин, тверской дворецкий, любимец вел. кн. Васи лия III Ивановича, 1517–1536 гг. Подклетный Федор Алексеев, крестьянин, 1600 г., Арзамас Подковшик Елизар Федоров, посадский человек Подлесов Роман Иванович, 1562 г. Подлипай Григорий, посадский человек, 1638 г., Москва Подлица Федор, крестьянин, 1628 г., Белев Поднавеский Игнатий, крестьянин, 1627 г., Белев Подножкин Петр, посадский человек, 1660 г., Устюг Подобедовы , 1597 г. 69 Подовалец , крестьянин, XVI в., Новгород Подовинников Петр, посадский человек, 1624 г., Зарайск Подоприсветов Иван, посадский человек, 1624 г., Вязьма Подорваный , крестьянин, первая половина XVI в., Новгород Подорша Семен, посадский человек, 1580 г., Новгород Подосен, Подосеновы : Подосен Иванович Лазарев, 1526 г., Кашин; Гридя [см. Гридя] и Михаил Григорьевичи Подосеновы, середина XV в., Старица [см. Волга] Подошев Иван, казак,1585 г., Арзамас Подошевников Леонтий, торговый человек Гостиной сотни, 1630 г., Москва Подполок Андрей, землевладелец, середина XV в., Бежецк Подполок – 1) подкладка у полы кафтана, 2) палец на песте, толчей, за который кулаки вала поднимают пест Подрез : Афанасий Подрез, послух, вторая четверть XV в., Соль Галицкая; Григорий Осипович Подрез Плещеев [см. Плещей], 1665 г. Подрез – 1) надрез, 2) чан-обрез, 3) оковка санного полоза Подставица , крестьянин, первая половина XVI в., Новгород Подсумок кн. Иван Борисович Моложский, XV в. Подсумок – котомка через плечо

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Крючков Прокопий Сведений не имеется Миляев Василий Учитель в школе грамоты Морошкин Петр Состоит на государственной службе Понятовский Павел Со званием учителя уездного училища, учитель 2-х кл. училища в Московской губернии Прянишников Гавриил Учитель Онухтинского училища Калязинского уезда Разумихин Сергей Занимается частной деятельностью, оставил учитель-скую службу по болезни Разыграев Григорий Учитель Выдропужск. 2-кл. училища Новоторжск. уезда Смирнов Григорий Учитель-помощник Кашинского городского училища по пол.ожению 1872 г. Соколов Николай Диакон в Новоторжском уезде Хрящев Евдоким Учитель Ямского в г. Торжке училища Выпуск 7-й 1882 г. Алимов Григорий Учитель Квашенского училища Калязинского уезда Арсеньев Василий Заведующий Тверским железнодорожн. 2-кл. училища Бабин Иван Занимается частной деятельностью Бойков Сергей Занимается частной деятельностью Зыков Николай Диакон в Тверской губернии Карпов Иван Крылов Федор Сведений не имеется Михайлов Иван Учитель Сидорковского училища Бежецкого уезда Учитель Туханского училища Весьегонского уезда Пискарев Михаил Учитель Золотихинского училища Новоторжск. уезда Сназин Михаил Оставил учительскую службу по болезни Секалов Андрей Учитель в Полтавской губернии Выпуск 8-й 1883 г. Ананьев Иван Учитель Алешевского училища Корчевского уезда Богатырев Иван Имеет звание свободного художника Васильев Иоаким Учитель Жалецкого училища Вышневецкого уезда Дрюхин Иван Учитель Хвошне-Селищ. училища Новоторжск. уезда Забелов Сергей Учитель в Московской губернии Исполатовский Иван Сведений не имеется Крылов Иван Учитель Ряховского 2-кл. училища Ковровского уезда, Владимирской губернии Лебедев Василий Диакон Михайлов Иван Сведений не имеется Петров Федор Диакон при Архангельской церкви бывшего г. Кологрива Костромской губернии Пискарев Иван Учитель Шалимовского училища Тверского уезда Померанцев Егор Учитель на фабрике в Московской губернии Смирнов Иван Учитель Буйгородского училища Волоколамского уезда Московской губернии Смолин Николай

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хотя отдельные священники находились в воинских частях до марта 1918 года, все же рано или поздно всем им пришлось перейти на приходское и на архиерейское служение и пострадать в новом качестве. Так, в период красного террора в 1918 году был расстрелян как заложник настоятель военного Адмиралтейского собора в Санкт-Петербурге священномученик протоиерей Алексий Ставровский. В том же году было убито еще несколько бывших военных пастырей. Это герой русско-японской войны священномученик протоиерей Сергий Флоринский, а также священномученики протоиерей Алексий Сабуров, иерей Николай Пробатов и иерей Стефан Хитров. Преподобномученик Иоасаф (Шахов) Немало новомучеников из бывших военных пастырей пострадало и в годы сталинских репрессий. В 1929 году, например, в Соловецком лагере умер священномученик архиепископ Воронежский Петр (Зверев). В 1937 году погибли священномученики – епископ Тульский Онисим (Пылаев), епископ Бежецкий Аркадий (Остальский), епископ Екатеринбургский Аркадий (Ершов), епископ Екатеринославский Макарий (Кармазин), протоиерей Василий Ягодин, а также преподобномученик, бывший афонский насельник игумен Гавриил (Владимиров). В 1938 году сонм новомучеников – военных пастырей пополнился еще рядом имен. В этом году богоборцами были убиты священномученики – епископ Белгородский Антоний (Панкеев), иерей Александр Саульский, иерей Илия Бенеманский, иерей Павел Иванов, преподобномученик иеромонах Иоасаф (Шахов). Некоторые бывшие военные пастыри хотя и избежали казни, тем не менее претерпели страдания. К таким исповедникам Православия относится, например, святитель Иона (Покровский), епископ Ханькоусский – ученик оптинских старцев и преподобного Гавриила Седмиозерского. В июне 1917 года будущий архиерей был назначен проповедником во 2-ю армию. После октябрьского переворота иеромонах Иона выехал в Казань, а оттуда в Пермь. Здесь в 1918 году будущий иерарх был арестован безбожниками, жестоко избит и отправлен в Тюмень, где был освобожден войсками 1-й Сибирской стрелковой дивизии. После освобождения иеромонах Иона продолжил служение военного священника, теперь уже в Белой армии. В 1920 году игумен Иона эмигрировал, в 1922 году был рукоположен во епископа. Умерший в 1925 году, епископ Иона был причислен к лику святых Русской Православной Церковью за границей в 1996 году .

http://pravoslavie.ru/44668.html

Один из его сомучеников, также выпускник Саратовской Духовной семинарии, Гавриил Иванович Архангельский был казнён вместе со своим правящим епископом и вместе с ним причислен к лику святых на Юбилейном Освященном Соборе 2000 г. Выпускник 1914 г. Пётр Константинович Зиновьев служил в Петровске, пока в 1935 г. не был выслан за пределы Саратовской области. Отец Пётр уехал в Тверскую епархию, получил там место священника в Воздвиженском соборе г. Бежецка, где и прослужил до своей мученической кончины. 27 декабря тройкой НКВД священномученик Пётр был приговорён к расстрелу, а ещё через два дня, 29 декабря 1937 г., приговор привели в исполнение. Юбилейный Освященный Собор 2000 г. причислил иерея Петра к лику святых Российских Новомучеников. Последним по времени святым воспитанником Саратовской семинарии стал уроженец Саратова протоиерей Николай Александрович Сафонов. Отец Николай не успел окончить семинарию: он был на V курсе, когда в 1918 г. Саратовская семинария была разогнана богоборцами. В феврале 1937 г. протоиерея Николая назначили настоятелем храма святых и праведных Иоакима и Анны в г. Можайске. 5 декабря 1937 г. его арестовали, а 9 декабря тройка НКВД приговорила отца Николая к расстрелу. Он был расстрелян и погребён в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой. Его имя внесено в Собор святых Новомучеников Российских 24 декабря 2004 г. Нельзя не упомянуть ещё хотя бы двух выпускников СПДС, чьи имена вписаны золотыми буквами в историю отечественной богословской науки. Это выдающийся библеист, профессор Александр Павлович Лопухин , окончивший Саратовскую семинарию в 1874 г., и философ-догматист Виктор Иванович Несмелов – выпускник нашей семинарии 1883 г. После революции духовное образование в Саратовской епархии было прервано почти на три десятилетия. Возродить Духовную семинарию в Саратове удалось лишь в 1947 г. 10 апреля 1945 г. состоялась вторая и последняя встреча И. Сталина с иерархами Русской Православной Церкви – патриархом Алексием (Симанским), митрополитом Николаем (Ярушевичем) , протопресвитером Н. Колчицким, на которой в числе других обсуждался и вопрос о возрождении духовного образования. И. Сталин утвердил предложения председателя Совета по делам РПЦ генерала НКВД Карпова об организации при Синоде миссионерского совета и создании богословских курсов, кроме Москвы и Саратова, в Ленинграде, Киеве, Минске, Одессе, Луцке, Львове и Ставрополе 27 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ростовского уезда, вотчины вдовы Марфы Ивановны Исаковой, села Исаева, крестьянин Гавриил Ильин в Яковоевском монастыре 9 июня 1760 года объявил: после горячки скорчились у него обе ноги, так что он 28 лет ползал на коленях с колодками и питался милостыней. 8 июня приполз он в Яковлевский монастырь, где и прежде часто бывал, и приложился к мощам св. Димитрия, затем пополз в ворота, «что к езеру». Там он лег на траве, заснул и видел во сне, будто кто-то потянул его за ноги, при чем «под коленками что-то треснуло». Проснувшись, он стал твердо на ноги и «с радости бросил свои колодки в езеро». С того времени он стал ходить «не ползая». «А о бывшей его болезни весь град Ростов совершенно известен» (чудо 53). Бежецкого уезда, села Спаса-Холма, Преображенской церкви диакон Исаия Дмитриев одержим был слепотой десять лет. По обещанию был в 1758 году в Ростове и молился у мощей св. Димитрия. «Не по многом времени получил прозрение». Быв вторично в Яковлевском монастыре 12-го июня 1760 года, оставил подписку с удостоверением своего священника Василия Варлаамова (чудо 54). Переяславского уезда, села Айгустова, жена пономаря Екатерина Федорова объявила в Яковлевском монастыре 7-го июня 1759 год: «с нею от испуга сделался припадок; она стала биться, ломаться и кричать диким голосом». Под 20-е число заснула и видела во сне, «якобы пришел к ней некто в белом клобучке и в мантии, держа в руке посох, и сказал ей: пойди в Ростов ко гробу митрополита Димитрия. Молитвами его дарует тебе Бог облегчение. И меняй себе образ того святителя». Она будто отвечала: «по скудости моей образа выменять не на что. А явившийся говорил: проси у христолюбивых подателей». Проснувшись, она почувствовала себя совершенно здоровой (чудо 55). Отставной поручик Афанасий Михайлов Брюхов в 1757 году от сентября страдал гортанной болезнью, от которой ни есть, ни пить почти не мог, а 21-го мая 1760 года во сне слышал такой голос: «я бы тебе здравие даровал, но ты горд». Проснувшись в великом страхе, обещался ехать на богомолье к святому Димитрию и с того дня начал «приходить в здравие». О совершенном своем исцелении оставил в Яковлевском монастыре записку 7-го марта 1761 года (чудо 67).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Списки священнослужителей, пострадавших в годы войны, публиковались в «Вестнике военного и морского духовенства». Согласно этим спискам, в Первую мировую войну, начиная с 1914 года по октябрь 1917 года, было убито 25 священников, от ран и болезней умерло 54 священника, несмертельные раны получили 80 священнослужителей. Через немецко-австрийский плен прошло 76 военных священников. На самом деле пострадавших было больше — во-первых, не все ранения фиксировались, во-вторых, немало священников умерло от ран по возвращении домой. Свою верность Христу многие военные пастыри засвидетельствовали после катастрофы 1917 года. Хранимые Богом на поле сражения, они были приговорены к смертной казни новой властью. Вот имена некоторых из них: протоиерей Михаил Чафранов (служил в Севастополе), расстрелян в декабре 1917 года; главный священник Юго-Западного фронта протоиерей Василий Грифцов, убит в 1918 году; священномученик Алексий Ставровский, расстрелян в 1918 году как заложник в ответ на убийство руководителя Петроградской ЧК М.Урицкого. Это также военные пастыри — священномученики Сергий Флоринский, Алексий Сабуров, Николай Пробатов, Стефан Хитров. Чудом избежали расстрела глава военного руководства протопресвитер Георгий Шавельский и главный священник Черноморского флота протоиерей Роман Медведь. Однако большая часть бывших военных священников погибла уже в годы сталинского правления. В 1929 году в Соловецком лагере умер священномученик архиепископ Воро-нежский Петр (Зверев). Массовые расстрелы духовенства, как известно, прошли в 1937–1938 годах. В эти годы было расстреляно немало архиереев и священников, ранее служивших в действующей армии. Среди них — священномученики епископ Белгородский Антоний (Панкеев), епископ Тульский Онисим (Пылаев), епископ Бежецкий Аркадий (Остальский), епископ Екатеринбургский Аркадий (Ершов), епископ Екатеринославский Макарий (Кармазин), протоиерей Василий Ягодин, а также преподобномученики игумен Гавриил (Владимиров), иеромонах Иосиф (Шахов) и другие. В 1937 году вскоре по возвращении из лагеря умер священноисповедник протоиерей Роман Медведь. Здоровье пастыря было настолько подорвано, что сотрудники НКВД, пришедшие в очередной раз арестовать его, в последний момент передумали.

http://e-vestnik.ru/analytics/voennoe_du...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010