Содержание этих молитв тоже, что и в наших ектеньях: великой и сугубой. Но при общественных Богослужебных собраниях в век Апостольский эти молитвы, как свободное излияние чувства, могли быть произносимы и всяким верующим, кроме женщин. 114 Далее, как право, не принадлежавшее всем вообще в одинаковой мере, произнесение молитв вскоре перешло сначала к более совершенным членам общества – пророкам и учителям, 115 а потом сделалось достоянием одних иерархических лиц. Общество же выражало с этого времени свое участие в молитве словом: «аминь». Молитвы евхаристические, со времен самих Апостолов, принадлежали исключительно одному предстоятелю церкви, – а народ выражал в них свое участие и здесь тоже словом: «Аминь». 5) К общим составным частям христианского Богослужения присоединяются еще Богослужебные действия, которые, появившись с самого начала христианской церкви, составляют существенную часть христианского Богослужения. Это так называемые таинства, установленные самим Христом Спасителем. Первое таинство, составляющее основу и печать других таинств, есть то священнодействие, которое Иисус Христос повелел творить в свое воспоминание. Это та вечеря, которую Он установил пред временем своих страданий. Прежде чем говорить о совершении этого священного действия Иисусом Христом, заметим, что все христианские священнодействия не составляют со стороны внешней своей формы чего-нибудь вновь созданного, никогда не бывалого. Но, с другой стороны, внешние формы, употребляемые при таинствах, составляют в Христианстве новость, исключительную принадлежность его. Они не просто свободно принимались, но получали здесь свое значение, определяясь сообразно со своим существом, и только в этом новом определении допускались в христианском Богослужении. Например, Иисус Христос, совершая таинство Евхаристии, по внешней форме ничего не делал нового, чего не было бы в Еврейской церкви при совершении ветхозаветной Пасхи; но только Он придал новое значение этому священному действию. Прежде всего Спаситель хотел совершить с учениками ветхозаветную Пасху.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

б) Кондак 433 (κονδκιον или κοντκιον – домик.) Так называются краткие песни, выражающие сущность праздника, напр., кондак на Богоявление: «явился еси днесь Вселенней и свет твой Господи знаменася на нас», или содержащие похвалу святому в чертах общих, напр., кондак Иоанну Златоусту : «от небес приял еси божественную благодать, и твоими устнами вся учиши покланятися в Троице Единому Богу, Иоанне Златоусте ». Кондаки служат как бы основанием следующим за ним песням – икосам. в) Икос – (οκος, дом). В нем заключаются те же самые мысли, или та же похвала празднику, что и в кондаке, но излагаются в чертах более подробных. Следуя постоянно за кондаком, икос поется на один глас с ним. Составителем кондаков и икосов большею частью считается Роман Сладкопевец , (в половине 6-го века). Ему, напр., приписывается первая песнь кондака на Рождество Христово: «Дева днесь пресущественнаго раждает». В последствии песнопения этого рода составили книгу богослужебную под именем кондакарь. 434 В) Третью категорию песнопений составляют те из них, которые получают свое наименование от состава, размера и образа пения, как-то: а) Канон – (κανν – правило). Это обширное песнопение, 435 соединяющее в один состав одним стихотворным размером много ирмосов и тропарей в честь праздника или празднуемого святого. Длинный ряд этих песней, написанных одним стихотворным размером, раскрывающих одну общую мысль канона 436 с какой-либо особой стороны, следовательно, имеющих весьма близкое сходство между собою, составляет по своей величине как бы некоторую связь, в коей все звенья, – песни канона, состоящие из тропарей и ирмосов, – равны одни другим, и таким образом составляют одно целое и вместе стройное и правильное песнопение. В объем канона входят обыкновенно 9-ть песней, знаменующих собой небесную Иерархию 9-ти чинов Ангельских. Такой канон называется полным. 437 б) Ирмос – (ερμς, связь). Так называется в каждой песни канона начальный стих. Он часто состоит из буквального повторения слов гимнов Ветхозаветных отцов и представляет собою тот самый вид, какой был в церкви израильской. Он является в каноне образцом и связью целого ряда других песней, называемых тропарями, часто подобных ему по мыслям, и всегда по форме, по размеру, по числу стоп и напеву, или тону их пения; так что ирмос в каноне как связывает между собою тропари за ним следующие, так и выражает связь их и свою с образцом 8-ми Ветхозаветных гимнов, кроме 9-й песни, прославляющей – Матерь Божию. 438

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

В этом состоянии христианин обращается к Единому Помощнику немощных и умиленно молит Его даровать ему мирный и безмятежный сон, оградить его от наветов вражеских, просветить очи его светом дневным и явить ему помощь в искушениях: Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися, 1429 начинает он свое служение Богу и просьбу о помощи. Затем покаянными 1430 псалмами Давида мы молим Господа, да не яростью своею обличить нас; но да умилосердится над нами грешными, во 1-х ради великой своей милости, во 2-х, ради крайней нашей немощи и бессилия, в 3-х, ради тяжких вздохов и горьких слез наших о нашем окаянстве: утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу, 1431 в 4-х, ради множества и лютости врагов, ищущих нашей погибели: виждь враги моя, яко умножишася, и ненавидением не праведным возненавидеша мя, в 5-х, ради нашей надежды на Его безприкладное милосердие, которое выражаем в 24, 30 и 90-м псалмах, особенно же в песни: «с нами Бог, разумейте языцы». Далее с благодарением и славословием Господа за мимошедший день соединяем прошение, да дарует нам Он, Премилосердый, вечер с нощию безгрешен и ненаветен – тропари: «день прешед»; а зная, что день еще не совсем минул и что предстоит еще ночь, таящая во мраке своем искушения и опасности, молим Святую Троицу даровать нам наступающий «вечер с нощию безгрешен», и для усиления своей молитвы, обращаемся к ходатайству Преблагословенной Девы Марии и всех святых – «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных...», присовокупляя к сему исповедание веры по той причине, «яко подобает веру извещати вечер и утро, да аще найдет смерть, обрящет нас в исповедании». 1432 По прочтении тропарей, в понедельник и среду особенного содержания, отличного от вторника и четверга, выражающих – то беспомощное состояние души, среди бдительных невидимых врагов, то картину страшного суда Божия для грешников, то покаянный вопль души к Богу о даровании ей слез, яко же иногда жене грешнице, эта часть повечерия оканчивается молитвою, составленною Василием Великим для вечернего Богослужения: «Господи, Господи, избавлей нас от всякия стрелы летящия во дни, приими жертву вечернюю, рук наших воздеяние, сподоби же нас и ночное поприще без порока прейти».

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Между тем вне алтаря мы слышим пророческие предсказания о незлобии этого агнца Божия, о Его крестных страданиях и Его Божественном величии, слышим предсказания о том благодатном обновлении, которого ожидал падший род человеческий и которое он мог найти только в царстве Христовом. Во 2-й части – Литургии оглашенных видим и слышим, как устроилось царство Божие на земле в Новом завете и на каких основаниях. Здесь слышим о приближении этого царства, возвещённого Предтечей, Иоанном Крестителем, о торжественном явлении миру Сына Божия, Основателя и Главы этого царства, Господа нашего Иисуса Христа, видим, как Он полагает Божественное свое учение в твердые и вечные основания своему благодатному царству, спасительные страдания и крестную смерть, как искупительную жертву за грехи мира, и святые таинства, в которых запечатлена сила крестных страданий Его и которая сообщается в них верующим, особенно в таинстве Евхаристии, И не просто только зрим, но сами, в лице пастырей церкви, уполномоченных Его Божественным повелением, проповедуем Его Божественное учение, сами приносим бескровную жертву за грехи всего мира, сами приобщаемся пречистого тела и крови Его. Но причащению предшествует самое совершение бескровного жертвоприношения, по образцу тайной вечери, которую совершил Сам Господь с учениками своими и на которой повелел творить сие в Его воспоминание. 1665 Это изображается в 3 й части литургии – Литургии верных. О предуготовительных действиях священнослужителя пред совершением литургии Священнослужитель, которому предстоит совершать литургию, должен еще с вечера трезвиться телом и духом, должен быть примирен со всеми, по заповеди Спасителя, 1666 должен опасаться питать какое-нибудь неудовольствие на кого бы то ни было и с вечера пребывать мыслью во святыне того, что предстоит ему на утро, чтобы и самая мысль его заблаговременно освятилась и облагоухалась. Для достойного приготовления к совершению таинства и для духовного настроения, священнослужитель должен прочитать или выслушать все последование молитв, назначенных церковью, выслушать и прочитать, предваряющие совершение Божественной литургии, нощеденственные службы и правило ко святому причащению, с молитвами, составленными Василием Великим и Иоанном Златоустом , да не явится пред Богом тощ.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Следовательно, употребление хлеба квасного обусловливалось в 1-й век христианский приношением со стороны членов общества. С изменением взгляда на обрядовый иудейский закон совершенно изгоняется, еще при Апостолах, употребление опресночного хлеба, какое бы ни было время, чтобы только отклонить христиан от всякого напоминания Иудейских обрядов. Об этом говорит древняя церковная практика, засвидетельствованная отцами церкви: Иринеем, 1720 Тертуллианом , 1721 Григорием Нисским , 1722 Кириллом Иерусалимским . 1723 Св. Ириней, Еп. Лионский (ск. 202), говоря о хлебе Евхаристическом, после призывания на него Св. Духа, прибавляет: «хлеб и вино не суть более обыкновенный хлеб (ρτος) и обыкновенное вино, но тело и кровь Христовы», разумея под словом: «обыкновенный», хлеб повседневный, употребляемый в домашней жизни, квасной. О таком же хлебе говорить и св. Григорий в рассказе о женщине, которая не веровала в пресуществление хлеба и в самое время своего приобщения признала в освященном хлебе тот самый хлеб, который принесла, приготовив собственными руками. 1724 Употребление хлеба опресночного при Евхаристии видим, по преимуществу, в первом веке у иудейско-сирийских сектантов. О качестве и форме Евхаристического хлеба Издавна верующие, а в частности предстоятели церкви, заботились особенно о хлебе, назначенном для приношения на жертвенник, как хлебе преимущественном пред другими родами пищи, символически изображающем Евхаристический хлеб, таинственную пищу для жизни вечной. Соответственно важности святейшего таинства, они наблюдали, чтобы хлеб для Евхаристии был чистый, квасной и пшеничный. 1725 С 4-го века мы встречаем свидетельства о той форме, какую должен иметь Евхаристический хлеб и другие приношения на жертвенник. Св. Епифаний Кипрский (ск. 403) утверждает, что в его время хлебы имели круглую форму. 1726 Север Александрийский называет их кругообразными. Автор диалогов, под именем Цезария, 1727 говорит, что тело Иисуса Христа на небе имеет свои органы и члены, но на жертвеннике оно кругло.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Западная иконография и живопись поставила себе задачею проникнуть в жизнь, воспроизвести наглядно то, что на самом деле есть, что действительно пережито. Отсюда выступает на первый план человеческая личность с её человеческими свойствами; выводимые ею облики сплошь и рядом берутся непосредственно из жизни, а нередко это действительно портретные изображения, где выдвигается реалистический взгляд. Тот же реализм проглядывает и в отделке аксессуаров картины. Все, чем окружен человек, от тесной обстановки обиходной жизни до привольной и светлой обстановки живой природы, – все это Западные художники заносят на холст, все это списывают с самым любимым тщанием и доходят до совершенного почти обмана чувств, до вполне чарующего эффекта. С этого времени они, гоняясь за внешностью и красотою, видимо начинают уклоняться в живописном искусстве от истории и предания и, вместо глубокой древности, придают лицам формы своей страны, своего века, своего вкуса. Отсюда открылось для них самое широкое поле произвола и фантазии. При этом не забудем и того, что реалистическое направление Западной живописи, соединившись с религиозностью Западного Христианства, находилось под влиянием Католического принципа, возвышавшего элемент человеческий над Божественным. Высказываемое нами суждение проглядывает во всех Западных школах: Римской, Флорентийской, Венецианской, Саксонской и других. Так продолжалось до времен реформации, которая нанесла удар Католической живописи. Первые следы самостоятельной живописи на Западе появились в Саксонии. Как здесь, так и в Италии, не уступавшей в живописном искусстве Саксонии, самостоятельность выразилась на первых порах в том, что старались преобразовать только Византийскую живопись, оживить её изучением античного искусства. Но с 13-го века начался, так называемый Германский стиль. Тогда в Германии образовались школы: Баденская, Кёльнская и Вестфальская; в Италии – Тосканская, представителями коей считаются Джиовани и Андрей Пизанский, Флорентийская и Сицилийская, как отпрыски Тосканской школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Борода, таким образом, сделалась в руках Византийского художника орудием для выражения разного рода идей. 1206 Вот почему иногда у иного святого борода простиралась до пояса и ниже, 1207 и почему у Русского народа борода сделалась чем-то священным и не прикосновенным. 1208 Эти и подобные особенности Византийского стиля происходят от ненадлежащего обращения к органической жизни человека, от неуважения к анатомии тела человеческого; за то основная идея духовности и святости изображаемого лица представлялась Византийскою живописью сообразною с идеей истинной и высокой. Положим, что Византийская живопись не выработала вполне технику в приеме, за то она далеко превосходит её своим непреложным содержанием, умением соблюсти дух благочестия и уважения к святым и выразить смирение и простоту их, отрешенность праведников от мирской жизни. В этом состоит первая отличительная черта Византийского искусства в иконописании и живописи до 13-го века; иначе сказать: в аскетическом выражении всей изображаемой фигуры с изнуренными старческими чертами, украшенной во внешнем виде волосами без строгого соблюдения технического приема, заключается первая отличительная черта рассматриваемой живописи. Вторая отличительная черта Византийской живописи – это традиционность и неизменность в изображаемом лице. Так, когда мы будем сравнивать Византийскую живопись с произведениями Западного искусства, то увидим в ней удивительное сходство древнейших изображений с позднейшими, тогда как в Западной иконографии, наоборот, можно встретить разнообразие приемов в изображении даже одной и той же личности, одного и того же века. «Во Франции, напр., каждая провинция имеет 1209 свою особенность в изображении... Но в Греции все изображения – копия с одного оригинала. Я везде видел, говорить Дидро, одного и того же Златоуста. Время и место не имеют никакого влияния на христианское искусство на Востоке». На Востоке Греческий живописец подчиняется изображаемому предмету, как животное своему инстинкту. Его дело трудиться только над исполнением оригинала, выполнять техническую работу искусства, а идея исходить от церкви, от отцов и учителей её.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

На пути Твоей жизни Ты будешь возвещать только о величии, на которое возвел Тебя Бог: яко сотвори Мне величие Сильный, Твоим концом будет сладкий сон, от которого Ты восстанешь на небе лучезарной и светоносной Царицей Ангелов: Жена облечена в солнце и на главе Ее венец от звезд двоюнадесяте ( Откр.12:1 ). О, Всесвятая Дева, если бы нам грешным, узреть горе светозарное Твое превознесение так же, как здесь всей душой, сердцем и помышлением мы прославляем Твое святое рождество! 38. Похвальное слово на Благовещение Богоматери (второе) Се зачнеши во чреве и родиши Сына. ( Лк.1:31 ) Из светлых врат прекраснейшего востока исходит светозарная вестница солнца, светоносная заря. И как только она начинает на блестящей поверхности неба указывать близость золотого солнца, многообразный лик звезд спешит скорее скрыться; совершенно исчезает густой мрак темной ночи; смущенный рогатый месяц, не вынося такого яркого блеска, закрывается от стыда. В ярко-зеленых лесах раздаются стройные звуки приятных голосов различных птиц; люди от глубокого сна пробуждаются к разным занятиям. И вообще, как приятнейший вестник, она возглашает миру на все четыре стороны: вот, близок уже день, вот он уже настал! Точно так же из светлых, как солнце, врат небесных сегодня исходит огнезрачный Архангел Божий, светлый и чистый Гавриил. И тот же час, как только приветствием: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою ( Лк.1:28 ), он возвещает пришествие незаходимого Солнца правды, тотчас начинает поспешно убегать богопротивное многобожие суетных идолов, совершенно скрываются прикровенные символы древнего закона; нестройная толпа неверных, не вынося далеко сияющего света истины, в молчании закрывает свои нечестивые лица; уста святых учителей не перестают воспевать вечные славословия; человеческий род, погруженный в сон неведения, пробуждается к христианской жизни в православной вере. Вообще, чрез богодухновенную трубу благодатного благовещения, Архангел объявляет во всеуслышание всему миру, се зачнеши во чреве и родиши Сына ( Лк.1:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

Образы правления § 99. Три формы правления Из самой сущности общества происходит три вида власти, которые составляют идею величества. Если эта идея достигнет осуществления; то величие, или законодательная, судебная и исполнительная власть, должна опираться на физическом, или нравственном лице. Отношение этого лица к народу можно рассматривать трояким образом; или весь народ может править сам собою, или некоторые и лучшие из народа, или один располагает всем. Посему и три главные формы правления демократия, аристократия и монархия. § 100. Демократия Демократия есть такое правление, по которому весь народ принимает равное участие в законодательной судебной и исполнительной власти. Так как этот образ правления не может быть без собрания народного, то в гражданстве демократическом должно быть определено: а) кто должен почитаться членом общества, иметь право подавать голос в собрании народном? в) От всеобщего ли согласия или от большинства голосов зависит народное решение? с) кто должен собирать граждан, имеющих право подавать голос и кто обязан объявлять им предмет общественного совещания; d) kak собирать и сосчитывать голоса и кому принадлежит это право? е) какому гражданину препоручить исполнительную власть всецело или отчасти, когда народное собрание окончило свое дело и разошлось. § 101. Невыгоды народоправления Во всяком демократическом обществе необходимо, чтобы исполнительная власть была отделена от законодательной. Но от этого разделения может произойти то, что одна власть восстанет против другой, произойдет междоусобие, уничтожится демократическая свобода и самая форма правления переменится в другую, как доказывают опыты. § 102. Что нужно для утверждения демократии? Если бытие гражданственного общества все основано в духе демократии, то оно может быть прочным единственно при довольстве всех демократов простым образом жизни, при религиозном – расположении сердец и святости нравов, при геройском пожертвовании от каждого лица всем для блага общего, при ничтожестве страстей и эгоизма, при равенстве образования всех граждан, что невозможно. § 103. Аристократия

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

2) о древней греческо-языческой архитектуре Хотя древнегреческая архитектура и имела отношение к древнеегипетскому искусству, но в главнейшем она представляет в своих храмах выражение антропоморфизма и стремления человека к сверхчувственному миросозерцанию. Греки не стремились, подобно Египтянам, к природе вообще, а, устрояя свои храмы, стремились к грандиозности, к легкости и живости. От того в греческих храмах замечается удивительная пропорциональность и соразмерность частей, необыкновенная изящность; все в них ни высоко, ни низко, все пропорционально в длину и ширину. В отношении внешней формы греческие храмы имели вид или четырехугольный, или продолговатый, или круглый, смотря по тому, во имя каких богов устроились храмы. В той или другой форме греческих храмов играли главную роль колонны и колоннады, которых можно было видеть ряд только напереди, потом стали прибавлять количество колонн по бокам и наконец окружать ими все здание, как снаружи, так и внутри. По этим колоннам можно было судить о достоинстве Греческой архитектуры в дорийском ордене, ионическом и коринфском. 1109 По словам священника Хорошунова, 1110 «первая наглядная особенность дорийского ордена состоит в отсутствии базиса, 1111 без которого не мыслимы колонны других орденов. Высота колонны от 4-х до 5-ти с половиною диаметров. К верху эта колонна суживается так, что диаметр верхнего конца её на четверть или даже на треть меньше нижнего. При относительно незначительной высоте такое быстрое сужение корпуса колонны дает ей вид усеченного конуса и придает этому ордену характер особенной силы и прочности. Капитель колонны отличается простотой и отсутствием украшений. Тригрифы (три продолговатые надреза в виде желобков, идущие с верху в низ и заканчивающиеся висящими под ними как бы каплями или колокольчиками) – исключительная принадлежность фризов ордена дорийского». «Колонна Ионического ордена имеет высоту в восемь с половиною диаметров; капитель её украшается двумя завитками по сторонам. Отличительные особенности её: легкость, живость и грандиозность.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010