Перенесение мощей благоверного Великого князя Игоря Черниговского и Киевского Князь Игорь Ольгович (в крещении Георгий) родился около 1080 (или 1090) года. От своего отца он унаследовал Черниговское княжество, а в 1146 году был провозглашен Великим князем Киевским. Однако жители Киева, не любившие род Ольговичей и упрекавшие Игоря в неумении справиться со злоупотреблениями бояр, изгнали князя и, избив, заточили в темницу в Переяславле. Князь, истощенный бедствиями и болезнью, отрекся от своих родовых прав и попросил облечь его в монашеский образ. Тогда его освободили из темницы и постригли в великую схиму с именем Гавриил в монастыре святого Феодора в Киеве. Несмотря на отречение князя, народ продолжал его ненавидеть – и Гавриил был зверски убит во время молитвы перед иконой Божией Матери. Толпа протащила его тело по улицам Киева 19 сентября 1147 года. 5 июня 1150 года его святые мощи были перенесены в Преображенский собор в Чернигове, где от них произошло множество чудес. 18 июня 2013 г. Рейтинг: 9.4 Голосов: 313 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии серафим 2 октября 2018, 21:33 Святый Благоверный Княже Страстотерпче Игоре,моли Бога о нас серафим 1 октября 2018, 22:09 святый князь игорь,моли Бога о нас Игорь 17 сентября 2018, 09:15 Моли Бога о мне,святый угодниче Божий Игорь,яко аз усердно к тебе прибегаю ,скорому помощнику и молитвеннику о душе моей. римма 2 октября 2017, 08:17 Святой Великий князь, защити ребенка р.б. Анну от криков и побоев, сохрани ей здоровье душевное и телесное. даруй ей счастье и радость. Игорь 1 октября 2017, 09:39 Величаем тя, страстотерпче святый княже Игоре, и чтем святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего. Игорь 2 октября 2016, 22:59 Святой благоверный великий князь Игорь, скорый заступник, помощник и ходатай наш, моли Бога о нас грешных. Игорь 2 октября 2015, 10:07 Моли Бога о мне,святый угодниче Божий Игорь,яко аз усердно к тебе прибегаю ,скорому помощнику и молитвеннику о душе моей. Игорь 23 августа 2015, 17:16

http://pravoslavie.ru/62208.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 36  голосов:  3.6 из  5) Глава десятая. На берегу Божьей реки. 4 марта Опять в Оптиной. — Из скитских записок Льва Кавелина: именины старца о. Макария; кончина Ф. Я. Тарасова; кончина монахини; слепец и безногий; присоединение к православию К. К. Зедергольма; самоубийство сребролюбца; комета; св. Иоанн Дамаскин о кометах. От ужасов и страданий всемирной войны, грохочущей над миром пушками кровавого кайзера и его противников, от военных слухов, от глада, мора, от землетрясений по местам — от всего того «начало болезнем», которое видится мне, — да и одному ли мне — в современных событиях, уйдем с тобою, читатель дорогой, туда, где все еще по прежнему струит свои прозрачные воды тихая Жиздра, отражая в зеркале их и бездонно-голубое оптинское небо и вечнозеленый свод соснового оптинского бора. Передо мною пожелтевшая тетрадь скитских записок. Записки эти по послушанию вел послушник из образованных, именитых дворян, Лев Александрович Кавелин . Записки эти помечены 1853 годом и последующими. Выписываю из них только то, что может иметь общехристианский интерес и значение. 1853 года. 19 генваря «День Ангела батюшки о. Макария . Обедню совершал в Скиту передовой иеромонах о. Гавриил. После обедни соборный молебен о здравии батюшки совершали скитские иеромонахи: о. Пафнутий, о. Амвросий, о. Гавриил, иеродиакон о. Игнатий; монастырские иеромонахи: о. Тихон (духовник батюшки), о. Евфимий и иеродиакон о. Сергий. После обедни все присутствовавшие в церкви — скитские и монастырские братия — были приглашены на чай. Каждый спешил принести свое поздравление любимому Старцу, а занимающиеся рукоделием присоединили к сему что-либо от трудов своих. Гостиницы были наполнены гостями, преимущественно монахинями разных обителей, прибывших и издалека (одна приехала из Великолуцкого монастыря — 600 верст от Оптиной) принести свое поздравление тому, кто отечески руководит их на пути спасения, с самозабвением и дивным искусством оспаривая у врага каждый шаг на поле духовной битвы, как пастырь добрый, всегда готовый положить душу свою за ближния своя — за чад своих.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Разделы портала «Азбука веры» ( 87  голосов:  4.7 из  5) Оглавление Эти воспоминания схиигумения Мария (Дохторова) (1886–1978) написала в 1959 году по благословению епископа Левкийского Парфения. Он называл ее «живая святая». Всероссийский старец, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) , также очень почитал схиигумению Марию и многим советовал прочитать ее жизнеописание. Митрополит Ловечский Гавриил (Динев) (Болгарская Православная Церковь), бывший духовным чадом Матушки, сам написавший книгу о ней: «Схиигумения Мария», говорил по ее кончине: «Если бы я знал, что она где-нибудь в Америке, я туда пешком пошел бы!» – Названную по-монашески скромно – «Годы странничества», – книгу схиигумении Марии (Дохторовой) читаешь с неослабевающим интересом. Достаточно проглядеть ее содержание. В добрый путь! “Годы странничества. Воспоминания” схиигумении Марии (Дохторовой) Во мне живет уверенность, что народ (имею в виду русских), способный рождать таких церковных чад, — это народ великий и необычайно богатый. Такой народ будет храним Богом до скончания века. Митрополит Ловичский (Ловчанский) Гавриил (Динев), ученик старицы Марии, Болгарская Православная Церковь “Для русских — Болгария после России — самая родная по духу” (так говорила мать Мария (Дохторова)) В родительском доме Схиигумения Мария (в миру Лидия Николаевна Дохторова, принявшая в постриге это имя в честь святой равноапостольной Марии Магдалины), родилась в 1896 году в Киеве в интеллигентной семье среднего достатка. У них в доме было принято держать детей в особой строгости, прививая им послушание, скромность и трудолюбие. Так, старица вспоминала, как однажды ей не позволяли два часа вставать со стула: нужно было съесть яйцо всмятку, а ей его не хотелось. Сладкого малышам не давали до четырех часов дня, хотя в доме и было изобилие всяких лакомств. Для воспитания и обучения детей приглашали гувернанток. К деньгам не разрешалось и прикасаться: взрослые сами покупали, что нужно, и старались делать так, чтобы подростки не приучались к презренному металлу.

http://azbyka.ru/fiction/gody-stranniche...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 18  голосов:  4.1 из  5) Оглавление Благая Весть, адаптированная для самых маленьких. Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви… Благовещение Бог создал людей хорошими, без греха, а они стали грешить и не могли уже перестать. И тогда Бог решил спасти их от греха. Для этого Он послал Сына Своего Иисуса Христа, чтобы Он родился человеком и спас людей. Но родиться человеком Господь мог только от Пречистой Девы. И послал Бог Архангела Гавриила к Деве Марии, чтобы он Ей сказал об этом. Гавриил пришел к Ней и сказал: «Ты угодила Богу. Радуйся! На Тебя найдет Дух Святой и родится от Тебя Христос. Ты будешь Богородица». Дева Мария подумала и ответила: «Я раба Господня. Пусть будет, как ты сказал». Рождество Но человек рождается только после того, как люди станут мужем и женой. Никто не знал о том, что сказал Деве Марии Архангел Гавриил, и чтобы люди не удивлялись, что у Девы Марии будет ребенок без мужа, Она обручилась со старцем Иосифом, которого потом так и называли Обручник. Когда пришло время родиться Младенцу, Дева Мария и Иосиф оказались в городе Вифлееме. Места в гостиницах для них не нашлось, и они остановились в пещере, служившей укрытием от дождя для домашних животных. Тут у Девы Марии родился Младенец Христос. Поклониться родившемуся Царю пришли к пещере три мудреца. Они принесли Ему дары как Царю и Богу. Пришли и пастухи: они в поле услышали пение Ангелов: «Слава в вышних Богу!» Крещение В то время на земле жил святой Иоанн, Предтеча Господень. Он знал, что скоро должен родиться Христос, и всех призывал встретить Его. Для этого он исповедовал людей и крестил их в реке Иордан: «Покайтесь! — призывал он, — Скоро придет Спаситель». Христос, когда ему исполнилось тридцать лет, пришел к Иоанну и сказал: «Крести Меня». Иоанн смутился и ответил, что лучше бы Христос крестил его, Иоанна, но Христос его остановил: «Делай, как Я сказал. Так исполнится воля Божия». И вошел в воду. Иоанн крестил Его и с этого времени стал называться не только Предтечей (т. е. Предшественником), но и Крестителем Господним. Когда Христос выходил из воды, Дух Святой в виде голубя сошел на Него с неба и раздался голос Бога Отца: «Это Сын Мой возлюбленный!» Преображение

http://azbyka.ru/deti/detskaya-bibliya-e...

Глава II. Составные части Православного Богослужения: а) таинства и отличие их от священнодействий Таинства Православной церкви, составляя существенную часть Христианского Богослужения, суть такие священнодействия, чрез которые, на основании повеления Иисуса Христа, под видимыми чувственными знаками не только представляется, 170 но и действительно преподается принимающими их невидимая благодать. Человек, как существо духовно-чувственное может познавать невидимое Божие только в чувственных покровах и видах и тем легче и сильнее удостоверяется в действительности духовных предметов, чем определеннее знаки, под которыми они ему представляются. Видимые знаки или посредства в священнодействиях, или таинствах, необходимы для одного человека; в благодать Божия для своего действования на человека не нуждается ни в каких посредствах. Святой Иоанн Златоуст 171 говорит: «если бы мы были бестелесны; то и Христос сообщал бы нам духовные дары бестелесно: но поскольку душа наша соединена с телом; то духовное сообщается нам в чувственных видах». Следовательно, по своему устройству человек нуждается в видимых посредствах, чтобы принимать чрез них невидимую силу Божию. Само тобою разумеется, что никто другой, кроме самого Господа, не мог учредить таких средств облагодатствования человека. Это дело Божие, дар самого Бога. Этим и отличаются таинства от других священнодействий, каковые суть: умовение ног, пострижение в монашество, разного рода молебствия. Эти действия сами по себе священны, благочестивы; но наши, нами самими от своего лица и во славу Божию учреждаемы и совершаемы. Есть священные действия и такие, кои не могут назваться действиями нашими, как совершаемые благодатью Божией, и однако ж не считаются таинствами, напр., освящение храмов или воды, благословение хлебов. Потому что в них только то и есть, что видим – храм, вода и хлеб, – а преестественного ничего нет. Иное дело – молитва , призывание Божие, и иное дело – действие самого Бога. 2) В таинствах под видимым образом сама Божественная благодать силою слова, или обетования Божия, прикасаясь человеку, приемлющему тайну, сообщает ему себя к той мере дарований, в какой эти дарования соединены с тем или иным таинственным действием.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Глава IV. О лицах, совершающих Богослужение Как в Ветхом завете для служения пред алтарем и принесения на нем жертв Бог учредил Иерархию, состоящую, из 3-х степеней: первосвященника, 858 священников 859 и левитов, 860 так и в Новом завете Бог благословил отделить от общества верующих одну избранную часть людей, которую, по особенному назначению, преимущественно определяет на служение Себе. Эта избранная часть и составляет церковную Иерархию, о которой Апостол Павел, рассуждая о необходимости различных служений в церкви Христовой, спрашивает: еда вси Апостолы? Еда вси Пророцы? еда вси учители? 861 Этими словами Апостол указывал на необходимые в церкви, особенные Богопоставленные лица, которым была предоставлена свыше благодатная власть совершать Богослужение и таинства и пасти стадо Христово. Теперь это Божественное право преподается правильно избранным лицам из среды верующих в таинстве Священства, и не усвояется, как было в Ветхом завете, исключительно одному племени. Лица, призываемые к священническому служению, обязывались и обязываются основательно и ясно знать свое звание, чтобы достойно ходить по нему, верно узнать уготованное дело служения Богу, глубже и тверже напечатлеть в своем уме и сердце высоту своего назначения и тем поощрять себя к святому прохождению своего звания, позвавшему Святому. 862 О церковной Иерархии Лица, имеющие благодать, право и обязанность служить в церкви, составляют церковную Иерархию, которая получила начало свое от Иисуса Христа и непрерывно продолжается чрез Архиерейское рукоположение, 863 посредствуя между Богом и людьми и, по заповеди Спасителя, содействуя устроению спасения последних чрез отправление общественного Богослужения. Эта Богоучрежденная Иерархия разделяется на три Богоучрежденные степени священства. По мере того, как благодать священства, по изволению Божию, сообщается не в одинаковой мере, и таинство священства имеет три степени: 1-я и высшая Епископская, 2-я Пресвитерская и 3-я низшая Диаконская. О божественном происхождении Епископской власти и различных её наименованиях

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Глава VIII. О священных одеждах и происхождении их Священными одеждами называются те облачения, в которые священнослужители облекаются во время Богослужения и которые чрез богослужебное употребление свое делаются священными; для отличия же от обыкновенных одежд, они имеют определенную форму, качество материи и изображение креста. Древность происхождения священных одежд ученые относят то к 4-му веку, 1223 то к 6-му; 1224 мы же на этот вопрос должны сказать, что если бы о существовании священных одежд и не было свидетельств; то и в таком случае существование их мы должны были бы признать на основании тесной связи христиан с иудейством и аналогии древних языческих религий. Но с конца 3-го и начала 4-го веков священные одежды употребляются священнослужителями открыто и отличаются от обыкновенных одежд некоторого рода роскошью. Поэтому нет сомнения, что предписание Ветхого завета, повелевающее первосвященнику – Аарону и священникам – сыновьям его надевать при Богослужении особенные, нарочитые одежды, как украшение их, и вместе, как символ священнического достоинства и отличия от всех прочих сынов Израиля, 1225 и употребление особенных одежд жрецами Греческого и Римского культа, если не служили образцом для христианской церкви в 1-е века её распространения; то имели влияние на их употребление по различию степеней клира и тем самым служили противовесом для слабых в вере христианской и увлекающихся пышностью языческого культа. Все эти соображения получают больнее значение, если обратим внимание на следующие пункты: Если в Новом завете нет ясных следов существования одежд, употребляемых священными лицами и клириками при Богослужении, и если из послания Апостола Павла к Тимофею 1226 нельзя выводить заключения о существовании фелони, где сказано: фелонь, его же оставих в Троаде у Карпа, грядый принеси, и книги, паче же кожаныя; то всё-таки в древности было распространено предание об известных знаках Апостольского достоинства. Сюда относится рассказ Егезиппа, 1227 отца 2-го века, об особенной льняной одежде (срачице, подряснике) Апостола Иакова и его золотой повязке, которую он надевал на лоб, по примеру Иудейского первосвященника, об одежде Иоанна и Марка, о роскошной одежде, похожей на нашу нынешнюю фелонь Варфоломея.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Глава VI. О церковной архитектуре Говоря о Богослужебных зданиях, мы должны сказать о постройке церквей, о начале церковной архитектуры и о связи её с языческим искусством. Нам уже известно, что из разнообразных видов устройства храмов чаще других встречалась, как предписывается в постановлениях Апостольских, фигура продолговатого креста, а корпус его, в соединении с главами или куполами, несколько напоминал корабль. Так строились церкви прежде, так устрояются они и теперь. В настоящее время можно видеть постройку церквей, имеющих главы или круглые (в Византийском стиле), – образцом каковой служит Софийский собор в Константинополе, построенный Юстинианом в 6-м веке, где, кроме главного купола, возвышающегося над срединою храма, было около него еще несколько смежных куполов, – или пирамидальные (в Готическом стиле), или острые с верхушками, на подобие стрельчатых растений – лука (Русско-Византийского стиля). О различных стилях имеющих отношение к церковной архитектуре Как строились храмы в первые три века Христианства, об этом говорят нам частью Апостольские постановления. При этом необходимо заметить, что среди гонений Христовой церкви христианам было не до внешнего благоустройства своих храмов. Тогда их Богослужение большею частью отправлялось в уединенных и скрытных местах; храмом для них могло служить, как свидетельствуют отцы церкви, всякое удобное с внутренней стороны место, не имеющее иногда никакого отношения к архитектуре дохристианского мира. Только с 4-го века, со времен Константина Великого , признавшего христианскую церковь господствующей, христианские храмы со внешней стороны устрояются по образцу того или другого дохристианского стиля классического мира. К такому подчинению классической и языческой архитектуре вело христианских устроителей храмов широкая гуманность и общечеловечность, проповедуемая Христианством и допускавшая все человечество к пользованию благами своих просветительных и спасительных учения и учреждений. Далее по времени, при созидании храмов, они обращают особенное внимание на внешнюю сторону их и сообразуются в этом случае с требованием эстетического вкуса, предочищенного христианским учением о служении Богу в духе и истине. Отсюда вырабатывается свой особенный вид архитектуры, творческая деятельность которой увенчалась блестящим успехом в готических постройках, отсюда появляются с самого начала своего возникновения различные по своему характеру стили.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Название Литургики, или науки о Богослужении Православной церкви, происходит от греческого слова Λειτουργα, (от Λετος – общественный и ργον – дело), что в теснейшем смысле слова означает всенародное Богослужение, соединенное с приношением бескровной жертвы, или, иначе сказать, означает святейшую Евхаристию. В более обширном смысле слово Λειτουργα означает всякую службу, установленную святою церковью во славу Триипостасного Бога. В 4-м правиле Антиохийского собора, бывшего в 341 году, читаем: «аще кто Епископ, от собора изверженный, или пресвитер, или диакон от своего Епископа отлученный, дерзнет что-либо творити от Λειτουργας – служб.... Здесь под словом Λειτουργα – служба, по толкованию канонич. правил Зонары (12 в.), должно разуметь не только Божественную Евхаристию, но и всякое Богослужение, которое обязаны совершать священные лица. В деяниях собора Ефесского прямо сказано, что словом Λειτουργα могут назваться и вечерня и прочие церковные моления – κα σπερινα κα ωθινα, κα Λειτουργαι. 1 Св. Климент, Епископ Римский (2 века) говорит, что «Господь повелел в определенные времена совершать приношения и литургии – προσφορς κα Λειτουργας и повелел сему быть не без рассуждения и не без порядка, но в известные времена и часы». Теперь, если слово Λειτουργα, на основании приведенных авторитетных свидетельств, нужно понимать в более обширном значении то, след., Литургика, как наука, должна заниматься изложением учения о Богослужении вообще. Далее, она может называться екклезиастикою, или наукою о церковном Богослужении. И это вот почему: должно знать, что Литургика рассматривает христианскую религию именно в том отношении, как она должна правильно и на законных основаниях внешне выражаться в обществе многих людей, связанных между собою в одно благодатное царство Христово или в церковь Бога жива. 2 А церковь , или общество верующих в Иисуса Христа, содержа веру христианскую, должна, во-первых, обнаруживать в себе внутренний дух этой веры, во-вторых, должна назидать, питать благочестивые души верующих: для этого у ней есть священнодействия и священные обряды (различие этих предметов будет показано в свое время). Таким образом, называя Литургику екклезиастикой, мы обозначаем этим, что она должна заниматься рассмотрением того, как религия христиан выражается в священнодействиях и обрядах Церкви, как общества верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Похвальное слово на Благовещение Богоматери. Святителя Илии Минятия Се зачнеши во чреве, и родиши Сына ( Лук. 1:31 ). Из светлых врат прекраснейшего востока исходит светозарная вестница солнца, светоносная заря. И как только она начинает на блестящей поверхности неба указывать близость золотого солнца, многообразный лик звезд спешит скорее скрыться; совершенно исчезает густой мрак темной ночи; смущенный рогатый месяц, не вынося такого яркого блеска, закрывается от стыда. В ярко-зеленых лесах раздаются стройные звуки приятных голосов различных птиц; люди от глубокого сна пробуждаются к разным занятиям. И вообще, как приятнейший вестник, она возглашает миру на все четыре стороны: «вот, близок уже день, вот он уже настал!» Точно так же из светлых, как солнце, врат небесных сегодня исходит огнезрачный Архангел Божий, светлый и чистый Гавриил. И в тот же час, как только приветствием: радуйся, благодатная, Господь с Тобою ( Лук 1:28 ), он возвещает пришествие незаходимого Солнца правды, тотчас начинает поспешно убегать богопротивное многобожие суетных идолов, совершенно скрываются прикровенные символы древнего закона; нестройная толпа неверных, не вынося далеко сияющего света истины, в молчании закрывает свои нечестивые лица; уста святых учителей не перестают воспевать вечные славословия; человеческий род, погруженный в сон неведения, пробуждается к христианской жизни в православной вере. Вообще, чрез богодухновенную трубу благодатного благовещения, Архангел объявляет во всеуслышание всему миру: се зачнеши во чреве, и родиши Сына. О, неизъяснимая радость! О, невыразимое чудо. Радость, ибо сегодня предвечный Бог отверзает недра Свои и дарует нам Единородного Сына Своего. Сын воплощается содействием Всесвятого Духа. Дух нисходит на Деву, и Дева бессеменно зачинает. Чудо, поскольку бессмертное соединяется со смертным, второе Лицо Пресвятой Троицы воспринимает естество человеческое, вечное и временное пребывает в одной Ипостаси. Радость, ибо разрешается осуждение первозданного Адама, и даруется нам благодать к стяжанию рая, из которого преслушание изгнало нас. Чудо, поскольку бестелесный, бесплотный и невешественый Бог благоизволил принять тело, плоть и вещество. В одном существе соединяя совершенное человечество и совершенное Божество, без изменения природы, без преложения естеств, без слияния лиц. Безначальный Сыне и Слове пребезначального Отца, образ присносущия Его живый Источниче премудрости! Своим чудесным всемогуществом даруй и ныне силу моему разуму, разум душе моей, душу слову моему, слово устам моим, дабы я мог провозгласить сегодняшнее великое таинство. Из уст младенец и ссущих совершающий Себе хвалу ( Пс. 8:3 )! умудри мой неискусный язык, излей благодать Твоего благословения на уста мои, дабы и я с Гавриилом приветствовал Деву словами: радуйся, благодатная Мария: Господь с Тобою ( Лук. 1:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010