Часовня прп. Кирилла Сырьинского. Фотография. 2007 г. Часовня прп. Кирилла Сырьинского. Фотография. 2007 г. Место, к-рое К. выбрал для устройства мон-ря, называлось Сырья Гора и располагалось в 9 верстах от Чекуева (ныне Онежского р-на Архангельской обл.). На высоком берегу р. Кодина, недалеко от ее впадения в Онегу, он построил храм в честь Успения Пресв. Богородицы и кельи для пришедшей к нему братии. По-видимому, Сырьинский мон-рь был основан в 1-й трети XVI в. Самое раннее упоминание обители содержится в платежной книге Каргопольского у. 1555-1556 гг. Я. И. Сабурова и И. А. Кутузова (Северный археогр. сб. Вологда, 1972. Вып. 2. С. 285-286). В отписи дьяков Казарина Дубровского и Леонтия Ананьина 1559 г. сообщается: «В Турчасовском же уезде монастырь на Сырье, а в нем церковь Успения Пречистые да теплая церковь Никола Чудотворец» (Акты социально-экономической истории Европейской России кон. XV-XVI в.: Акты Соловецкого мон-ря. Л., 1988. С. 156). По преданию, К. скончался в сане игумена «в маститой старости», погребен у сев. стены Успенской ц. (в дореволюционных трудах и справочных изданиях ошибочно указывалось, что каргопольский подвижник скончался в 1402). Позднее над его могилой построили часовню. Рака прп. Кирилла Сырьинского. Фотография. 2007 г. Рака прп. Кирилла Сырьинского. Фотография. 2007 г. В 1600 г. в мон-ре возвели деревянную Успенскую ц., антиминс которой был подписан в том же году Новгородским архиеп. Питиримом; в церкви освятили 2 придела: во имя ап. Иоанна Богослова (антиминс 1602 г.) и вмц. Екатерины (антиминс 1605 г.) (ГААО. Ф. 29. Оп. 37. Д. 26. Л. 169). Успенский храм существовал до сер. XIX в. К 1842 г. он обветшал, в 1843 г. его опечатали, утварь перенесли в Никольскую ц. (Там же. Оп. 4. Т. 2. Д. 1652. Л. 62). В 1846-1847 гг. Успенский храм перенесли в Польский приход на р. Кодина и освятили в честь Богоявления. Никольская ц., построенная в 1661 г. (антиминс подписан Новгородским митр. Корнилием в 1670), к сер. XIX в. также обветшала. Новый Никольский храм был построен в 1865 г., освящен в 1867 г., в теплой трапезе устроили придел во имя вмц. Екатерины. В XIX в. в часовне над могилой К. ежегодно 10 июня служили по нему панихиду (ГААО. Ф. 464. Оп. 1. Д. 2. Л. 117-118).

http://pravenc.ru/text/1840275.html

Наиболее распространенный вариант недорогих икон - поясное изображение Н. с образом Божией Матери в руках. Святой показан фронтально или в небольшом развороте. Именно такая икона в наст. время хранится в Кожеозерском мон-ре. Этот иконографический извод был самым популярным в кон. XIX - нач. ХХ в. (варианты икон в собрании ЦМиАР, в частных собраниях). Подобные иконы известны и в технике литографии: Кожеозерский мон-рь заказывал у Е. И. Фесенко и Н. Плющеева в Одессе хромолитографии небольшого размера с поясным изображением Н. (ГААО. Ф. 441. Оп. 1. Д. 44, 46; см.: Мардинская старина: Кат. выст. Онега, 1994. С. 34. Кат. 84; 1912 г.). Там же печатались хромолитографии с фигурой Н. на фоне храма (1912, СГИАПМЗ). Прп. Никодим Кожеозерский среди Архангелогородских святых. Фрагмент иконы «Все святые, в земле Русской просиявшие». 1934 г. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (ризница Троице-Сергиевой лавры) Прп. Никодим Кожеозерский среди Архангелогородских святых. Фрагмент иконы «Все святые, в земле Русской просиявшие». 1934 г. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (ризница Троице-Сергиевой лавры) Иконы Н. почитались в Кожеозерском мон-ре с XVII в. После смерти иеродиак. Афанасия в 1714 г. в его келье был взят образ Н. ( Косцова А. С. Вкладная книга Кожеозерского мон-ря. СПб., 2008. С. 110). Согласно описи Кожеозерской пуст. за 1842 г., в деревянной Благовещенской ц. за правым клиросом стоял образ Н.- «большой, писан на полотне» (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 464. Л. 3). В главной описи мон-ря 1862 г. упоминается ц. Богоявления с Благовещенским и Никольским приделами, построенная в 1855 г. на месте сгоревшей. В Благовещенском храме для местного ряда в 1852 г. «монастырским иждивением» были написаны иконы: «Алексия Митропилита Московского, с преподобным Никодимом Кожеозерским», «Ионы и Филиппа Митрополита Московских», на стене этого храма располагалась «средней меры икона Святителя Николая Чудотворца с преподобным Никодимом Кожеозерским, уставленная в большом киоте с двумя колонами и резьбою позолоченными… икона осталась от прежняго монастыря» (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 916. Л. 8, 8 об.). Свт. Алексий неслучайно изображен вместе с Н.: согласно Житию последнего, он явился кожеозерскому подвижнику с предсказанием кончины. Появлению образа свт. Николая рядом с изображением Н. также есть объяснение: древнюю Богоявленскую ц. Кожеозерского мон-ря переименовали, согласно описи 1842 г., переосвятили в Благовещенскую с Никольским приделом и, следов., мощи Н. хранились в то время под спудом Никольской ц.

http://pravenc.ru/text/2565556.html

XIX в. из старообрядческой Даниловской моленной в Казани (ГМИИРТ; см. Художественные сокровища Татарстана: Древнерус. искусство. Каз., 2013. С. 32-33; Н. в куколе со свитком в руке, назван Каргопольским). Прп. Никодим Кожеозерский. Роспись Успенской ц. в Архангельске. 2009 г. Иконописец И. И. Лапин Прп. Никодим Кожеозерский. Роспись Успенской ц. в Архангельске. 2009 г. Иконописец И. И. Лапин После возрождения мон-ря в 1851 г. активизировалось паломничество к св. мощам Н. В это время разработана новая иконография святого, основой к-рой стали гравюры и книжные иллюстрации. Возобновленный Кожеозерский мон-рь запечатлен на эстампе 1854 г. «Вид Кожеозерской Богоявленской общежительной обители» (СГИАПМЗ). На ней изображены деревянные постройки, не сохранившиеся до наших дней. Представлен вид обители с высоты птичьего полета: мон-рь, расположенный на полуострове, обнесен деревянной оградой с въездными воротами и надвратной церковью. В центре ансамбля - Богоявленская и Благовещенская церкви; перед ними - высокий деревянный поклонный крест. Все остальные строения монастыря размещены по периметру ансамбля и примыкают к деревянной ограде. Н. представлен в рост, слева от мон-ря, обеими руками он поддерживает на плате Владимирский образ Божией Матери. Вверху, на облаках, ангелы поддерживают образ Богоявления - напоминание о посвящении главного храма мон-ря. Под изображением - текст: «Ценсоръ Архимандритъ Кирилъ… въ С.-Петербург 1854 года». В нижней части листа в 2 столбца написаны тропарь и кондак Н.; под тропарем: «Uздahie Отъ Обители Кожеозерской Архангельск. Г. Он[е]жскаго Узда». Важная иконографическая деталь - Владимирская икона Божией Матери в руках святого - напрямую связана с его Житием: митр. Пафнутий в Крутицах благословил Н. отправиться на Север, дав ему Владимирский образ Богоматери, с к-рым Н. пришел в Кожеозерский мон-рь. Икона считалась чудотворной, от нее известны чудеса, в т. ч. она дважды спасала обитель от пожара. В описи Кожеозерской пуст. 1842 г. в алтаре Никольской ц. упомянут «образ Богоматери, на нем венец и оклад сребренные - сия икона по поверке оказалась та самая, что внесена по успении Преподобнаго Отца Никодима чудотворца, упоминаемая в его Житии» (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 464. Л. 3 об.). В нач. ХХ в. Владимирская икона Божией Матери стояла в Успенской ц. мон-ря за правым клиросом. В 1908 г. для иконы «иждивением Лидии Михайловны Энгель из Москвы сооружена сребропозлащенная с эмалью риза 84 пробы весом 8 фун. 11 золотников» (ГААО. Ф. 441. Оп. 1. Д. 48. Л. 3 об.). Среди монастырских древностей была также песцовая шуба, описанная в Житии Н., подаренная в 1639 г. святейшим патриархом Иоасафом: «…шубу под крышей добру зело, благословения ради» (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 916. Л. 35).

http://pravenc.ru/text/2565556.html

В главной описи имущества, составленной в 1889 г. после возведения новых храмов обители - каменного Успенского с приделами во имя Н. и преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1864-1882) и деревянной однопрестольной ц. Богоявления (1887-1889), содержатся сведения о неск. образах Н. В иконостасе Успенского храма была икона «живописная на полотне Никодима Кожеозерского чудотворца и Никодима Киево-Печерского чудотворца», в 1-м ярусе того же храма - икона Н. «живописная на дереве». В Богоявленской ц. находился образ «Явление святителя Алексия Митрополита Московскаго с Преподобным Дионисием Архимандритом, св. Троицкой Лавры Сергиевской, преподобному Никодиму Кожеозерскому чудотворцу, верх полукруглый, выш. 1 арш. 13 верш., шир 11 верш.». В обители упоминается хоругвь «светломалиноваго плиса, шитая желтым глазетом» с изображением Богоявления и Н.; она была заказана в 1886 г. в С.-Петербурге и приобретена у Минодоры Васильевой (ГААО. Ф. 29. Оп. 36. Д. 178. Л. 22, 33 об., 48 об., 61 об.- 62, 103). Поскольку деревянные церкви на месте погребения Н. неоднократно горели и возобновлялись с новыми названиями (Богоявленская, Никольская, Благовещенская), с сер. XVIII в. в мон-ре над мощами святого были последовательно устроены 3 раки, каждая - после пожара храма. Согласно описи мон-ря, составленной в 1842 г., в деревянной 2-престольной Благовещенской ц. с Никольским приделом (в прошлом - Богоявленской ц., построенной в 1752) «за правым клиросом образ Богоявления Господня, на нем шесть венцов сребреных… пред тем образом рака Преподобнаго Никодима Кожеозерскаго Чудотворца из латуни меди, в ней образ преподобнаго, на нем венец и цата сребреные чеканные, покров на раки объяри белой, кругом обложен крашениной синей, крест на нем осьмиконечный, кружева сребряннаго, кругом оная рака обнесена решеткою… на западной стене противу раки висит шуба ветхая Преподобнаго Никодима такождо и Каптирь (клобук.- Авт.) его» (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 464. Л. 5). В главной описи церковного и ризничного имущества Богоявленской Кожеозерской общежительной обители за 1862 г.

http://pravenc.ru/text/2565556.html

Др. сохранившийся покров И. датирован 1865 г. и находится в собрании Музея правосл. Церкви в Куопио (Финляндия). Это ростовой прямоличный образ средовека с разделенными на прямой пробор русыми густыми волосами длиной по плечи, с небольшой бородой, в светлой препоясанной одежде с орнаментальной каймой, без обуви, правая рука на груди; фон голубой, надпись: «СТЫИ ПРВНЫИ IAHHЪ», по краю вышит тропарь И. Разработанная Феодоритом иконография И. была закреплена в Сийском лицевом подлиннике, собранном в посл. четв. XVII в., где Яренгские чудотворцы изображены в рост, в молении, с поднятыми для крестного знамения десницами (Сийский иконописный подлинник. РНБ. ОЛДП. F. 88. Л. 464 об.). Описания внешнего облика И. и Л. встречаются в иконописных подлинниках с XVII в., в основном под 24 июня и 16 окт.: «Иоанн подобие Алексия человека Божия, риза бакан. Логин подобие аки Прокопий Устюжский, риза вохра» (посл. четв. XVII в.; ИРЛИ (ПД). Бобк. 4. Л. 157, без дня памяти); «Иоанн всем подобием аки Алексий человек Божий, бос и риза такая же, а Логин аки Прокопий Устюжский бос и риза едина, колени голы. У обоих ризы багор с вохрой, оба русы» (выговская ркп. 3-й четв. XVIII в.; РНБ. O.XIII.1. Л. 124 об.); Л. «подобием рус, брада аки Козмина, риза празеленная, как на Алексии человеке Божии»; И. «подобием брадою, власами и лицем, что Иоанн Предтеча, а риза, что на Алексие человеке Божии» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 35, 60; см. также: БАН. Строг. 66. Л. 118; Дружин. 998. Л. 109 об.; ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 74, 176 об.; Большаков. Подлинник иконописный. С. 39, 110). Почитание И. и Л. возросло в кон. XVII в., в период становления Холмогорской и Важской епархии. В ризнице Соловецкого мон-ря хранилась икона Яренгских чудотворцев «пред Спасителем, длиною 7 вершков, на Спасителе риза и на преподобных венцы чеканные, а поля басменные, все серебрянные золоченые» (ГААО. Ф. 878. Оп. 1. Д. 41. Л. 879 об.). В описи Троицкой ц. на Глинском посаде в Холмогорах 1806 г. упоминается, что на стене висел большой образ И.

http://pravenc.ru/text/471222.html

51 В делах университета сохранилось заявление А.А. Дмитриевского следующего содержания: «В Совет Астраханского университета. Заслуженного профессора, доктора церковной истории Алексея Дмитриевского заявление. По предложению члена Совета Астраханского университета И.И. Солосина честь имею заявить, что я желаю занять кафедру церковной истории в названном университете по историко-филологическому факультету. 1918 декабря 6 дня. Профессор Алексей Дмитриевский » (текст заявления публикуется по: ГААО. Ф. 1071. Оп. 8. Д. 19. Заявления лиц, желающих занять вакантную должность при университете. Л. 23). 52 ГААО. Ф. 1071. Оп. 8. Д. 1. Л. 36 (Протоколы заседаний Объединенного совета ассоциаций университета). 53 ГААО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 26. Л. 11 (Протоколы заседаний Комиссии об отделении Церкви от государства при Астраханском губернском исполнительном комитете). 54 ГААО. Ф. 1071. оп. 8. д. 14. Учебный план историко-филологического факультета на 1919–20 учебный год. Л. 14–15 об. (Программа чтений по церковной истории общей и русской в Астраханском государственном университете в весенний семестр 1919 года, автограф А.А. Дмитриевского ). 58 ГААО. Ф. 1071. Оп. 8. Д. 11-а. Выписки из протоколов заседаний Совета Объединенных ассоциаций. Учебный план по общественно-историческому факультету на 1919–1920 гг. Л. 17. (Обзор преподавания на общественно-историческом (быв[шем] историко-фиологич[еском]) ф[акульте]те Астрах[анского] государств[енного] универ[ситета] в 1919–20 учебном году). См. также: ГААО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 215. Л. 524 об. (Краткий отчет о деятельности факультета гуманитарных наук Государственного Астраханского университета имени А. Б. Луначарского за 1918–1919, 1919–1920 и 1920–1921 ак. годы. 30.07.1921 г.). 59 ГААО. Ф. 1071. Оп. 4. Д. 4. Программы курсов по факультету гуманитарных наук за 1920–1921 учебные годы. Л. 14–15 об. (Программа по истории византийско-русской). Автограф неустановленного лица; в конце программы подпись рукой Алексея Афанасьевича – «профессор А. Дмитриевский ».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

87 ГААО. Ф. 1071. Оп. 8. Д. 7 (Протоколы и выписки из протоколов заседаний Хозяйственного комитета Астраханского университета). л. 35. 89 Там же. Д. 11 (Выписки из протоколов заседаний Совета объединенных ассоциаций и Хозяйственного комитета). Л. 5; ГААО. Ф. 1071. Оп. 8. Д. 12 (Выписки из протоколов заседаний Хозяйственного комитета). Л. 1. 93 Письмо за подписью ректора А.А. Дмитриевского см.: ГААО. Ф. 1. оп. 12. д. 41 (Постановления Наркомпроса о выборах на педагогические должности в учебно-воспитательных и культурно-просветительных учреждениях, протоколы и копии протоколов заседаний пленума Астраханского губисполкома). Л. 229–229 об. Частично текст письма опубликован в: Чуйков Ю. С. Материалы к истории народного образования в Астраханском крае//Астраханский вестник экологического образования. 2012. 1 (19). С. 163–164. 94 ОР РНБ. Ф. 253. д. 98 (Особое мнение профессора А.А. Дмитриевского о постановке работы на общественно-историческом факультете Астраханского университета. Черновик. 1919 г. 2 лл.). К этому документу примыкает другая работа Алексея Афанасьевича, посвященная характеристике препятствий, с которыми сталкивается образование в Астрахани: ОР РНБ. Ф. 253. д. 119 (Дмитриевский А.А. Истинные гасители просвещения в Астрахани. Ст. Автограф. 1919 г. 10 лл.). 95 Подробнее см.: Медведев И.П. Петербургское византиноведение. СПб.: Алетейя, 2006. С. 302–312. 96 Подробнее см.: ГААО. Ф. 1071. Оп. 8. Д. 25 (Протоколы заседаний Совета объединенных ассоциаций университета). Л. 2–4 об. 98 ГААО. Ф. 1071. Оп. 8. Д. 24 (Протоколы заседаний президиума Совета университета). Л. 1 об. – 2. 102 Там же. Д. 9 (Выписки из протоколов заседаний Совета объединенных ассоциаций Астраханского университета). Л. 21. 104 Подробнее см.: Там же. Д. 28 (Протоколы заседаний общественно-исторического факультета). Л. 11, 12. 108 ГААО. Ф. 1071. оп. 8. д. 28 (протоколы заседаний общественно-исторического факультета). л. 17. 114 ОР РНБ. Ф. 253. Д. 184 (Дмитриевский А.А. Биография Мефодия, архиепископа Астраханского. Черновой автограф. После 1922 г. I+140 л.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

77 Перченок Ф.Ф. К истории Академии наук: снова имена и судьбы. (Список репрессированных членов Академии наук)//In memoriam: Исторический сборник памяти Ф. Ф. Перченка. М.; СПб.: Феникс, Atheneum, 1995. С. 160. 78 Подробнее об обстоятельствах ареста 1919 г. см.: ОР РНБ. Ф. 253. Д. 22. 2 л. (Заявление [ А.А. Дмитриевского ] в Совет объединенных ассоциаций Астраханского университета в связи с арестом его и др. профессоров на станции Сайхин). 79 ГААО. Ф. 1071. Оп. 8. Д. 7 (Протоколы и выписки из протоколов заседаний Хозяйственного комитета Астраханского университета. Удостоверения студентов и обслуживающего персонала университета). Л. 76 (удостоверение А.А. Дмитриевскому ). На л. 79 того же дела имеется документ следующего содержания: «В Военно-техническое управление (река Кутум д. Вехова). Настоящим правление университета просит Вас дать право на занятие места в делегатском вагоне 12–14 июля (в зависимости от отхода поезда) трем профессорам университета Дмитриевскому, Буткевичу и Солосину, командируемым для чтения лекций в Ханскую ставку». 80 ГААО. Ф. 1071. Оп. 8. Д. 28 (Протоколы заседаний общественно-исторического факультета). Л. 1. 81 Текст заявления публикуется по: ГААО. Ф. 1071. Оп. 8. Д. 19 (Заявления лиц, желающих занять вакантную должность при университете). Л. 47–47 об. 82 ГААО. Ф. 1071. оп. 8. д. 28 (Протоколы заседаний общественно-исторического факультета). л. 14. 83 Там же. Протокол был утвержден 29 мая: ГААО. Ф. 1071. оп. 8. д. 24 (Протоколы заседаний президиума совета университета). л. 18. 85 Там же. Очередной том «Ученых записок» активно собирался, но так и не вышел. Нам известна одна статья Б.М. Макарова, посвященная А.П. Щапову : Макаров Б. А.П. Щапов (к столетию со дня рождения)//Атеист. М., 1930. 51. С. 45–80. Судя по объему статьи, в ее основу вполне мог быть положен доклад Б. М. Макарова 1920 года, исправленный А.А. Дмитриевским . 86 Информацию об этом мы черпаем из протокола заседания Хозяйственного комитета АГУ от 7 августа 1919 г., на которое А.А. Дмитриевский подал прошение «об оплате его труда по исполнению обязанностей проректора с 15 марта по 8 апреля, ректора – с 24-го мая по 11 июня» (ГААО. Ф. 1071. оп. 8. д. 7 (Протоколы и выписки из протоколов заседаний Хозяйственного комитета Астраханского университета. Удостоверения студентов и обслуживающего персонала университета). л. 24). В том же деле, на л. 27 имеется его прошение (автограф) и записка заведующего канцелярии следующего содержания: « А.А. Дмитриевский избран временно проректором с 15-го марта 1919 г. (согласно постанов. Совета объед. ассоциаций). Последнее заседание Хоз. комитета, шедшее под его председательством, – 3-го апреля 1919 г. Указания же в протоколах Совета об. асс. об освобождении Дмитриевского от обязанностей проректора не имеется. Обязанности же ректора проф. А.А. Дмитриевский исполнял с 25-го мая по 11-го июня с. г., согласно имеющимся данным (журнал Совета объед. асс. от 24-го мая и журнал президиума от 11 июня)» (Там же. Л. 27 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

10 . Указ Астраханской Духовной Консистории по резолюции архиепископа Платона (Любарского), 23 марта 1799 г., содержащий определение, данное Консистории от архиепископа Никифора 13 марта 1788 г.//ГААО. Ф. 294. Оп. 2. Д. 5. Л. 545, 545 об., 546. Документы архивов, включенные в книгу в качестве иллюстраций 11.  Ставленая грамота о посвящении в стихарь. Астрахань. 27 мая 1789 г. ГААО. Ф. 599. Оп. 2. Д. 809. Л. 2. 12.  Распоряжение архиепископа Никифора братии Данилова монастыря. Москва. 19 сентября 1792 г. РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. 29. Л. 97. 13.  Конверт, в котором находилось Духовное завещание архиепископа Никифора с его личной печатью. РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. Ч. 26. 1800 г. 70. Л. 2, 3 об. 15.  Рапорт братии Данилова монастыря в Московскую Контору Св. Синода о кончине архиепископа Никифора. 31 мая 1800 г. РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. Ч. 26. 1800 г. 70. Л. 1. 14.  Духовное завещание архиепископа Никифора на греческом языке. Копия. РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. Ч. 26. 1800 г. 70. Л. 4, 4 об., 5. Список сокращений АЕВ – Астраханские епархиальные ведомости ГААО – Государственный архив Астраханской области, г. Астрахань ГТГ – Государственная Третьяковская галерея, г. Москва ММДМ – Музей Московского Данилова монастыря ОР РГБ – Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки, г. Москва ОР РНБ – Отдел рукописей Российской Национальной библиотеки, г. Санкт-Петербург РГАДА – Российский государственный архив древних актов, г. Москва РГИА – Российский Государственный исторический архив, г. Санкт-Петербург ЦАК МДА – Церковно-археологический кабинет Московской Духовной Академии 233 Полную греческую библиографию трудов архиепископа Никифора см.  Μουροτη– Γενκου  Ζ.  Νικηφρος Θεοτκης... С. 171–187. 234 Цифра в квадратных скобках означает номер печатного источника в библиографии трудов архиепископа Никифора. Ссылки на печатные источники, помещенные в библиографии, даются в сокращении. 236 Полный каталог и описание изданных и неизданных писем архиепископа Никифора см.  Μουροτη– Γενκου  Ζ.  Νικηφρος Θεοτκης... С. 188–216.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

В 1903 г. Архангельская духовная консистория выдала предписание настоятелю К.-О. м. о передаче в Архангельское епархиальное древлехранилище 2 редких книг из б-ки. В том же году книги были препровождены: «Псалтырь с символическими изображениями, писаную на пергаменте, без обозначения года», «Поучительные слова, писаные Московским патриархом Иосифом на вопросы датского королевича Владислава Христиановича» (ГААО. Ф. 510. Оп. 1. Д. 39. Л. 58, 79). Псалтирь была написана иноком Лукой Смолянином в 1395 г. на пергамене, о чем свидетельствует его собственноручная подпись. Вероятно, писец прекрасно владел не только искусством письма, но и тайнописью. Среди миниатюр-иллюстраций привлекает внимание аллегорический рисунок: мечущийся заяц в окружении готовых вцепиться друг в друга хищников - льва, медведя, барса и чудища-антихриста. По мнению исследователя Г. К. Богуславского, инок Лука в виде зайца изобразил положение своего родного Смоленского княжества, на к-рое претендовали и Литва, и Москва, и Тевтонский орден, и татары ( Бугославский Г. К. Замечательный памятник смоленской письменности XIV в. и имеющийся в нем рисунок символико-полит. содержания//Древности: Тр. МАО. М., 1906. Т. 21. Вып. 1. С. 67-88. Табл. XVII-XX; Сперанский М. Н. Тайнопись в юго-славянских и русских памятниках письма. Л., 1929; Лифшиц А. Л. Онежская Псалтирь 1395 г.- памятник из Кривецкого погоста?//Византийский мир: Искусство К-поля и нац. традиции. М., 2005. С. 511-514). В 1916 г. псалтирь попросили прислать из древлехранилища в Синодальную б-ку «для сличения с книгами патриаршей библиотеки», на что был послан ответ: «Просимая Псалтирь представляет собою один из редчайших особенно замечательных по отделке писчего материала (пергамена), изяществу письма и художественности украшений письменных памятников древности; в Архангельском епархиальном древлехранилище - это единственный памятник, и отношение к нему должно быть самое бережное. Вследствие высылки его в 1903 г. в Императорскую Академию наук, где он находился 7 месяцев, и в 1905 г. в Московское Археологическое Общество, где были снимаемы с его заставок и заглавных букв хромолитографированные копии, а также - снятия с них фотографий, памятник этот значительно пострадал» (ГААО. Ф. 510. Оп. 1. Д. 72. Л. 4-4 об.). В 2013 г. рукопись хранится в собрании ГИМ (Муз. 4040). Иконописцы вотчин К.-О. м.

http://pravenc.ru/text/1684594.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010