1911 г. председателю Архангельского епархиального ЦАК И. М. Сибирцеву: «В меньшей часовне у правой боковой стены находятся под спудом мощи св. подвижника Кассиана, основателя Муезерского монастыря. Место погребения св. подвижника теперь обозначено грубо сколоченными досками, наподобие ящика, имеющего с одной стороны большое отверстие. Вообще, это изделие столь топорно, примитивно и непривлекательно, что... совершенно не соответствует ни памяти св. подвижника, ни тому почитанию, которым он пользуется у окрестных жителей, которые, несмотря на то что заражены духом раскола, чтут усердно святого и приходят в старинную церковь» (ГААО. Ф. 510. Оп. 1. Д. 60. Л. 28). Мелетиев просил комитет содействовать поиску сведений о святом и образца для создания иконы К. Письмо было зачитано на заседании Архангельского ЦАК в окт. 1911 г., было принято решение «выслать священнику Маслозерского прихода… Григорию Корельскому из средств комитета 25 рублей». Настоятелю Соловецкого мон-ря направили письмо с просьбой прислать материалы о К. (Там же. Л. 28, 30-32 об.). В 1913 г. причт Маслозерского прихода сообщил епархиальному ЦАК, что «устроена гробница» К. (Там же. Д. 66. Л. 70, 1914 г.). Икона святого написана не была. К наст. времени в бывш. пустыни сохранились Никольский храм, обе часовни, монастырский колодец из больших валунов. Иконостас и утварь из Никольской ц. были утрачены в 60-х гг. XX в. (Архив Центра по гос. охране объектов культурного наследия Респ. Карелия. Паспорт 1809). Согласно описи Никольской ц. 1-й пол. XIX в., в храме имелись образы Соловецких и др. севернорус. святых: «Спаситель, пред ним в молении преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Филиппа митрополита, Иоанна и Логгина, Яренгских чудотворцов» (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 170. Л. 53-56); медные луженые лампады были подарены храму в 1751 г. соловецким архим. Геннадием. В сер. 70-х гг. XX в. на о-ве Троица проводились реставрационные работы: с Никольского храма сняли обшивку, заменили сгнившие бревна. По свидетельству местных жителей, реставраторы, жившие в часовне Нерукотоворного образа Спасителя, непочтительно обращались с каменной плитой К.: рубили на ней дрова, выполняли др.

http://pravenc.ru/text/1681251.html

Иову в Ущельском и близлежащих приходах совершалась служба И. (по Общей Минее) ( Никодим (Кононов). Верное и краткое исчисление. 1900. С. 75, 144). Офиц. канонизации И. не было, служение ему панихид или молебнов, по-видимому, зависело от позиции правящего архиерея. Е. Е. Голубинский поместил И. среди неканонизированных подвижников благочестия ( Голубинский. Канонизация святых. С. 329). Канонизация И. совершилась, видимо, в процессе переписки Архангельского архиерея с Синодом по поводу открытия в Усть-Щельском жен. обители. В ответ на представление Архангельского еп. Иоанникия (Казанского) Синод 3 нояб. 1901 г. постановил именовать учрежденную общину «Ущельскою преподобного Иова женскою общиною» (ГААО. Ф. 29. Оп. 2. Т. 6. Д. 281. Л. 31 об.). Имя И. вошло в составленный архиеп. Сергием (Спасским) «Верный месяцеслов всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903. C. 27), что свидетельствует о признании канонизации И. Вопрос о включении имени И. в Собор Соловецких святых рассматривался по представлению Соловецкого мон-ря на заседании Синодальной комиссии по канонизации святых 29-30 нояб. 2000 г. Положительное заключение комиссии было утверждено 9 дек. 2000 г. Патриархом Московским и всея Руси Алексием II (Архив Соловецкого мон-ря). В нач. XX в. сщмч. Никодим (Кононов) составил тропарь, кондак, молитву и акафист И. 29 нояб. 1910 г. возглавлявшая Ущельский мон-рь мон. Магдалина обратилась к Архангельскому еп. Михею (Алексееву) с просьбой рассмотреть тропарь, кондак и молитву преподобномученику и разрешить их использование (ГААО. Ф. 29. Оп. 2. Т. 6. Д. 724. Л. 1, 2-2 об.). Повторно вопрос о тропаре, кондаке и молитве рассматривался в 1914 г. Архангельским еп. Нафанаилом (Троицким). Поводом, по-видимому, послужила просьба игум. Ущельского мон-ря Магдалины от 3 мая 1914 г. о разрешении носить икону И. по деревням для служения молебнов в связи с желанием местных жителей (Там же. Л. 5). Ходатайство было отклонено. Акафист И. известен в единственном списке кон.

http://pravenc.ru/text/578160.html

Согласно монастырской описи, составленной 6 июля 1601 г., в К. м. имелись деревянные Никольский храм, Успенская ц. с трапезой и келарской, колокольница, «часовая палатка», 11 келий, поваренная келья, келья «дьячея», хлебня, «швалня», сушильня, погреба, амбары, ледник с сушилом. Мон-рь окружала деревянная ограда «взаплот» с 2 воротами, за к-рой находились поварня, квасная, гостиный, воловый и конюшенный дворы, овин, кузница, а на берегу - 2 кельи и сарай для лодок. В обители проживали игум. Парфений, бывш. игум. Варлаам, 50 старцев, а также прислуживали 23 чел. ( Макарий (Миролюбов). 1879. С. 35-41, 48-49). Надвратная башня Николо-Корельского мон-ря. XVII в. Фотография. 2013 г. (МГОМЗ «Коломенское») Надвратная башня Николо-Корельского мон-ря. XVII в. Фотография. 2013 г. (МГОМЗ «Коломенское») В 1646 г. на вост. въездных воротах была построена деревянная ц. в честь Богоявления (впосл. в честь Входа Господня в Иерусалим). В апр. 1646 г. монастырский казначей старец Митрофан «купил в церковь Богоявленскую сосуды служащие оловянные у попа Ярофея», а летом храм был освящен. «Верх у тое церкви палаткою на четыре ската, об одной главе» ( Юдин. «Поставила есми храм…». 2003. С. 70, 84). Изменение общего композиционного плана К. м. в результате строительства каменного комплекса в кон. XVII в. привело к необходимости переноса св. ворот с надвратной Богоявленской ц. с вост. стороны обители на западную. С июля 1690 г. работы выполняла артель плотников Княжостровской вол. Двинского у. Филиппа Кулакова. Окончательный расчет с плотниками был произведен 28 июня 1691 г. (ГААО. Ф. 60. Оп. 1. Д. 60). Обновленный холодный храм был освящен в честь Входа Господня в Иерусалим. Сохранилось описание церкви 1834 г.: «...вышиною до креста 8 сажен 2 аршина, в длину с олтарем и папертью 5 сажен, и в ширину 4 сажени 1 аршин, об одной главе, которая покрыта деревянною чешуею; на оной крест деревянный, осмиконечный, выкрашен желтою краскою; крышка деревянная, тесовая, как на церкви, так и на олтаре на четыре шатра; на паперти тесовая же, с зубцами, ветхая». С внешней стороны стены храма были обшиты тесом и выкрашены желтой масляной краской. При церкви имелась рубленая паперть, под к-рой располагалось 2 амбара (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 301. 1834 г. Л. 6 об.- 7). К 1864 г. обветшавшая церковь по ходатайству крестьян была перевезена в Б. Кудьму (в 15 км от совр. Северодвинска) и освящена в 1866 г. во имя свт. Николая Чудотворца, в XX в. разобрана.

http://pravenc.ru/text/2057250.html

Никодиму икону Владимирской Богоматери; противоположно с этой картиной в колонне изобразить Чудо преподобного Никодима, который спасает юношу-пастуха, заблудившегося в лесу; с лицевой стороны колонны к алтарю - Чудо спасения в море крестьян от потопления; против западной стены на колонне - исцеление расслабленного от болезни и где прп. Никодим явился вместе с строителем Серапионом; на западной стене собора, в приделе преподобного - изобразить Успение угодника Божия Никодима Кожеозерского чудотворца» (ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 3. Д. 1657. Л. 6 об., 12, 22). В 1908 г. при вновь построенной каменной трапезной Кожеозерского мон-ря освящена ц. во имя свт. Алексия, митр. Московского. Храм был расписан: на стене алтаря изображен Н. с Владимирской иконой Божией Матери в руках (ГААО. Ф. 441. Оп. 1. Д. 48. Л. 4). Росписи не сохранились, в мон-ре есть лишь фрагментарные остатки живописи. Изображение Н. в паре с прп. Трифоном Печенгским помещено в стенописи 1912 г. (в технике масляной живописи) на одном из столбов верхнего храма Петропавловской ц. Заостровского прихода Архангельского у. Святой изображен в рост, руками поддерживает снизу Владимирский образ Божией Матери. Иконография традиционная: старец с длинной седой бородой в коричневой мантии и синей схиме, голова покрыта куколем. В 2009 г. архангельский иконописец И. И. Лапин написал в технике фрески поясной образ Н. в Успенской ц. Архангельска. Н. изображен со свитком в руках (левая закрыта мантией), на островерхом куколе - Голгофский крест; надпись: «Прпд Нïкодïмъ Кожеезерскïй». В иконописи XX в. образ Н. вводился в иконографию «Все святые, в земле Русской просиявшие» в иконописных работах мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г., 50-х гг. XX в. (Троицкий собор и ризница ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239), в их подготовительных эскизах с изображением Архангелогородских чудотворцев (альбом кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в., частное собрание; см.: Иконописец мон. Иулиания: Посвящ. 30-летию со дня кончины/Авт.-сост.: Н.

http://pravenc.ru/text/2565556.html

указана новая рака: «В той же Богоявленской церкви при иконостасе в южной стороне над почивающими под спудом мощами Преподобнаго Никодима, поставлена рака деревянная, украшенная резьбою, под балдахином на четырех колоннах, с резьбою, вызолоченным, как и вся рака, на полимент, с занавесою из шелковой красной материи, обложенною по краям узкою бахромою, с шнуром и восьми кисточками золотыми; а на поверхности раки изображен живописью лежащим умершим угодник Божий, и на том изображении наложены серебряный оклад, и серебряный позолоченный венец, украшенный стразами, в коих весу десять фунтов. Рака с украшением пожертвована в 1855 году Ржевским купцом Евграфом Бересневым, а серебряный оклад на образ и венец пожертвованы Онежскаго уезда селения Прилука крестьянином Иваном Можайцевым» (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 916. Л. 12). В «Описании Кожеозерской пустыни (в Архангельской губернии) от ее основания до настоящего времени» игум. Митрофана (Правоторова) (Архангельск, 1881. С. 36) отмечено, что эта гробница была «с изображением чудес по бокам». В деревянной однопрестольной ц. Богоявления, построенной в обители в 1887-1889 гг., «при иконостасе с южной стороны поставлена рака деревянная, выш. 1 арш., длин. 2 арш. 14 верш., шир. 1 арш. 2 верш., украшенная резьбою, вызолоченною по полименту, на раке с одной стороны - изображение преподобнаго Никодима Кожеозерскаго Чудотворца, молящагося на коленах, круглое в диаметре 8 вершков; а с другой стороны вырезан текст о явлении митрополита Московского Алексея с преподобным Дионисием преподобному Никодиму Кожеозерскому чудотворцу с извещением скораго преставления; в средней же части в кругу, диаметр котораго 8 верш., вырезано год, месяц и день преставления… На поверхности раки икона Преподобнаго Никодима Кожеозерскаго чудотворца, живописная, на дереве (шир. 14 верш., длин. 2 арш. 9 верш.), а вверху ея в горизонтальном положении икона в балдахине благословляющего Спасителя живописная… устроена в 1888 г.» (ГААО. Ф. 29. Оп. 36. Д. 178. Л. 68). В мон-ре была 2-я рака Н., стоявшая в пещерке над могилой святого, находящейся под ц.

http://pravenc.ru/text/2565556.html

и Л., «на нем оклад медный басменный под золотом и два венца с цатою сребренные под золотом» (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 133. Л. 11 об.). На иконе-пяднице «Избранные святые», исполненной в кон. XVII в. холмогорским иконописцем Федором Васильевым Струниным (ГЭ; см.: Косцова А. С., Побединская А. Г. Русские иконы XVI - нач. XX в. с надписями, подписями и датами: Кат. выст. Л., 1990. Кат. 10), изображены первые русские св. князья Борис и Глеб, блаженные Прокопий и Иоанн Устюжские, И. и Л. В «Главной описи церковного и ризничного имущества Николаевской и Зосимо-Савватиевской церквей Яренгского прихода Архангельского уезда» за 1903 г. отмечено несколько икон И. и Л., в частности: «...на южной стене образ св. праведного Иоанна, писанный в Соловецком монастыре по указанию самого святого по прошествии 73 лет по его блаженной кончине в морских волнах. Образ святого во весь рост». Около рак был старый деисусный чин XVII в., в к-ром представлены изображения Яренгских святых (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 1863. Л. 6 об., 9 об.). В документах упоминается, что к 1824 г. «иконы святых на гробницах ветхие», после чего было принято решение их «поновить или другие приложить» (Там же. Д. 85. Л. 259, 273, 312). 29 марта 1841 г. мощи И. положены в новую раку, пожертвованную архим. Соловецкого мон-ря Иларием с братией, к-рые «соорудили тщанием своим и усердием в яренскую преподобных Зосимы и Савватия церковь для почивающих в оной святаго праведного Иоанна, Яренгского чудотворца, нетленных мощей, деревянную раку, посеребренную и вызолоченную по приличным местам, с четыресторонними надписями тропаря и кондака и летописей, с крышею за замком по полюменту и обитую внутри приличною материею» (Там же. Оп. 4. Т. 3. Д. 31. Л. 1, 4). Сохранилось описание прежней раки И., переданной в Кий-Островский Крестный мон-рь: «В усыпальнице хранится более сажени в длину камень… на камне этом стоит деревянный гроб с ликом угодника святаго праведнаго Иоанна Яренгскаго чудотворца, в котором он прежде почивал» (Историческое описание Крестного второклас.

http://pravenc.ru/text/471222.html

626 Печатается по: Архангельские ЕВ. 1907. 30 окт., 20. Часть офиц. С. 685. Датируется по содержанию: освящение, о котором идет речь, состоялось 19 октября (см. примеч. 1 к письму протоиерею Михаилу Сибирцеву с датой: не позднее 20 октября 1907 г.). 628 Несчастный случай с крестьянским мальчиком Иваном Мерзлым произошел в декабре 1900 г., когда ему было 7 лет. Бабушка Мерзлого приехала с ним на паровую мельницу Сурского монастыря, чтобы смолоть муку. Пока она была занята помолом, мальчик прошел в помещение монастырского лесопильного завода, заинтересовался движущимися механизмами и коснулся одного из них рукой. В результате быстро вращающийся механизм оторвал ему правую руку. Согласно иску, причиной несчастного случая явилась «грубая небрежность владельцев завода, оставивших его без всякого надзора й ограждения как внутри так и извне». Согласно же протоколу, составленному на месте происшествия 11 февраля 1901 г., мальчик пострадал вследствие своей «крайней резвости» и «самовольной шалости» (ГААО. Ф. 29. Он. 4. Т. 2. Д. 3626. Л. 1–1об„ 17 об.). 629 В письме от 30 декабря 1907 г. И. Мерзлый благодарит Батюшку за очередные 300 руб. и объясняет причину обращения в суд так: «…благодарю, что вы не забываете меня . Если бы Господь сохранил вас на вечные времена, я надеюсь, что я был бы не забыт вами. Но все мы смертны Руководствуясь настоящим, могу ли я уверенно сказать, что буду получать от вас вечную помощь . Я готов сию минуту бросить всякое мое требование, если вы хотя немного обеспечите мое существование . Не лучше ли просить мне вас дать моему отцу 1000 рублей денег, в то время обеспеча меня пропитанием из монастыря до конца моих дней . Кроме того, пусть еще заплотит монастырь моему доверенному за хлопоты по настоящему делу…» (ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 2. Д. 3626. Л. 37–38об.). В начале 1908 г. все письма Ивана Мерзлого «с выражением благодарности за полученные денежные пособия» были переданы отцом Иоанном секретарю Архангельской Духовной консистории Н. Никитину, ведущему дело, «для представления в Суд» в качестве доказательств (см. письмо Никитина: ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 2. Л. 130–131об.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Кощунство над памятью предков: тридцать сребреников за «мертвую душу» Главе администрации Архангельской области Н.И. Киселеву Уважаемый Николай Иванович! На протяжении многих лет у Архангельской епархии и Государственного архива Архангельской области сложилось доброе сотрудничество, однако сегодня остро стоит вопрос о его развитии. Причиной является попытка организации сотрудничества ГААО и иностранной религиозной организации деструктивного толка, пытающейся оказывать давление через официальные органы управления архивов.  Государственный архив Архангельской области обратился ко мне с ходатайством об оказании архиву помощи и содействия в этом вопросе. С 1996 года через Российское общество историков-архивистов (Москва) в ГААО обращается Генеалогическое общество Юты (Церковь Иисуса Христа святых последнего дня [мормоны], г. Солт-Лейк-Сити, штат Юта, США) с настойчивой просьбой к архиву заключить с обществом соглашение о микрофильмировании генеалогических документов и предоставить обществу по одному экземпляру всех негативов. Со своей стороны общество обещает поставить архиву необходимое для производства микрофильмов лабораторное оборудование взамен устаревшего. Религиоведческая некомпетентность высокопоставленных сотрудников архивов России не дает возможности разобраться в складывающейся ситуации и обнаружить недобрый умысел. Пользуясь сложным материальным положением архива Архангельской области его ценности за вознаграждение планируется  передать иностранному государству, и более того представителям деструктивной секты. Полученные сведения будут использованы, по сути, в кощунственных целях, имеющих основой чисто религиозные задачи. Это метрические данные о проживавших на территории Архангельской области людях, в том числе многочисленных святых подвижниках, всемирно известных исследователях, государственных деятелях, духовенстве, воинстве, мореплавателях и простых жителях Поморья. Эти сведения необходимы для заочного совершения т.н. «храмовых таинств» над живыми и усопшими людьми со всего мира. По учению мормонов, таким образом люди посвящаются в секту. Предоставление такой информации оскверняет память наших предков, и переходит в область недопустимой в моральном плане торговли.

http://pravoslavie.ru/4917.html

Пустозерск был большим религиозным и культурным центром. Еще в 1545 году, согласно грамоте Ивана Грозного, пожалованной Канинским и Тиманским самоедам, в Пустозерске имелось три церкви - Никольская, Преображенская, Введенская. В XVII веке их было уже четыре, в первой половине XIX века - пять. При церквях имелись библиотеки с духовной литературой. В XVIII веке, оставшись в стороне от ведущих торговых дорог, Пустозерск начинает переживать не лучшие времена. В 1780 году Пустозерский уезд был упразднен. Начало XX века Пустозерск (Городок) встречает как маленькая северная деревушка. В 1964 году из Пустозерска в соседнюю деревню Устье перевезён последний дом. Ныне на месте Пустозерска остались лишь кладбища со множеством крестов и памятные знаки, среди которых белокаменный обелиск (1964 г.) - дань памяти исчезнувшему городу. Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 года 624 Пустозерское городище 1499 года основания включен в список памятников истории и культуры, находящимся на государственной охране. В 1989 году на предполагаемом месте казни Аввакума и его сподвижников установлен деревянный памятный знак (автор М. Фещук), а в 1991 году старообрядцы Рижской Гребенщиковской древлеправославной общины поставили " осмиконечный " лиственничный крест. В настоящее время в деревне Устье, стоящей в нескольких километрах от Пустозерского городища, сохранилось несколько деревянных строений, перевезенных из Пустозерска в 1954-57 гг., в том числе и бывшая Преображенская церковь. Источники: ; http://vk.com/north_russ_komi В начале XIX века в Пустозерске взамен обветшавшего соборного храма 1686 года постройки на средства прихожан начато строительство новой Преображенской церкви. В неё, по окончании строительства в 1837 году, вероятно, были перенесены иконы из старого собора. Известно, что 14 марта 1844 года Его Преосвященством дано разрешение и заключен договор о написании святых икон для Пустозерской Преображенской церкви с неким иконописцем Ступихиным, дворовым человеком господ Сумароковых (ГААО, Ф.29, Оп.4, Т.3, Д. 748, Л. 29-30). В 1845 году он написал для Пустозерской церкви три иконы, однако потом отлучился из Архангельска «неизвестно куда» (ГААО, Ф.29. Оп.4, Т.3, Д. 748, Л. 38- 40).

http://sobory.ru/article/?object=36353

Несмотря на эти запреты, почитание П. не прекращалось, поэтому в 1737 г. было проведено еще одно расследование в Пиринемской вол. (его материалы с описанием чудес П. сохранились в документах РГИА). В результате местные священники получили распоряжение постоянно посылать в Архангельскую духовную консисторию «отписки» о почитании П., одну из них представляет собой документ 1855 г. (ИРЛИ. Пинежское собр. 405). В 1792-1799 гг. на месте ветхой Георгиевской часовни поставили ц. во имя Двенадцати апостолов. Во время строительства мощи П. находились в приделе вмц. Параскевы в Георгиевской ц. В 1799 г. мощи перенесли в новый храм Двенадцати апостолов; ежегодно 30 июня, в день обретения мощей П., перед ее гробницей служили панихиду. Почитание П. вызывало вопросы у церковного священноначалия и в XIX в. В 1843 г. еп. Архангельский Георгий высказывал мнение о том, что гроб П. надо «или опустить под церковь или вынести в придел или подобное тому отдельное от церкви место, чтоб не был предметом чествования» (ГААО. Ф. 29. Оп. 2. Т. 3. Д. 298). Однако мощи святой по просьбе прихожан остались в церкви, при этом воспрещалось «отправлять ей молебны», но разрешалось «служить только панихиды». В 1889 г. состоялось новое освидетельствование мощей. В 1902 г. «ящик с прахом и гробом» праведной снова вскрыли, начертили «план с показанием частей праха» П., после чего последовала резолюция еп. Архангельского и Холмогорского Иоанникия: «…зарыть при перестройке церкви ящик с находящимися в нем костями под церковию». В 1904 г. под храм был подведен каменный фундамент, мощи П. убрали «под спуд». Рисунок расположения мощей в раке сохранился (ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 3. Д. 1481. Л. 18-19, 30; Оп. 5. Д. 74). Служба святой не написана, не сохранилось и ее древнего иконописного изображения. В 2014 г. в с. Пиринемь построен новый храм во имя Двенадцати апостолов на месте сгоревшего в 1989 г., где под спудом хранились мощи святой. Ист.: Савельева Н. В. Сказания XVII в. о святынях, святых и подвижниках Русского Севера: Пинега и Мезень. СПб., 2010. С. 369-376, 429-431.

http://pravenc.ru/text/2579012.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010