В последнем смысле данное выражение употребляется только по отношению к Мессии и означает божественную природу рожденного Сына Божия. Мысль о сыновстве по благодати употреблялась в Священном Писании Ветхого Завета прежде всего по отношению к народу Израилеву , который состоял с Господом в особых отношениях: Господь вывел его из Египта, дал ему независимость и самостоятельность, заключил с ним Завет 283 . Поэтому уже в начале непосредственного окормления Израиля Господом, а именно – при освобождении из египетского плена, Господь называет Израиль Своим сыном: «И скажи фараону: так говорит Господь: Израил – сын Мой, первенец Мой (МТ: , «бни бэкори исраэл», в кумранских рукописях текст утрачен)» ( Исх. 4:22 , см. также следующий стих). Исходя из понятного своим современникам выражения, Давид обращается к членам собрания Израилева в 28-ом псалме: «воздайте Господу, сыны Божии ( , «бэне элим», LXX: υο θεο), воздайте Господу славу и честь» ( Пс. 28:1 , текст из Нагал Гевера 5/6HevPs совпадает с масоретским). К этой же категории относится выражение «сыны Всевышнего» ( , «бэне элеон») из рассмотренного ранее псалма 81-го, принадлежащего современнику Давида Асафу. Пророк Осия говорит от имени Господа: «когда Израил был юн, Я любил его и из Египта воззвал сына Моего» (МТ: , в кумранских текстах стих утрачен, Ос. 11:1 ). У пророка Иеремии встречаем провозглашение отцовства Господа: » Я – отец Израилю (МТ: , то же в кумранском тексте 4QJer c ) и Ефрем – первенец Мой» ( Иер. 31:9 ). В книге Исаии образ отцовства Господа к Его народу используется в покаянных главах 63–64: «Только Ты – Отец наш ( ); ибо Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими; Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: Искупитель наш» ( Ис. 63:16 ), " но ныне. Господи, Ты – Отец наш ( ); мы – глина, а Ты – образовател наш, и все мы – дело руки Твоей» ( Ис. 64:8 ). Последний стих хорошо иллюстрирует, что пророк понимал отцовство Господа как творческий акт образования и последующей особой опеки верного Ему народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Имя «Сын Божий» указывает на факт таинственного рождения Спасителя от Бога Отца, но в никакой степени не указывает на факт усыновления. Если верующие в истинного Бога по усыновлению становятся сынами Божьими, то этого нельзя сказать о 2-ом Лице Пресвятой Троицы. И в этом отношении «Сын Божий» такое же собственное имя, как и «Бог». По сути дела это одно и то же имя. Иудеи как раз так и поняли: сначала они хотели побить камнями Господа за то, что Он нарушает субботу, но потом они добавили к этому еще одно обвинение: что Он делает себя Сыном Божьим. «И еще более искали убить Его [т. е. Иисуса] иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» ( Ин.5:18 ). Кстати сказать, из самого этого текста видно, что если бы понимание иудеев было неверно, то Господь их поправил бы, но Он не только не поправил, но и на это же опирался: «Что Отец Мой доныне делает, то и Я делаю». Имя «Иисус» значит Спаситель, оно дано архангелом Гавриилом при рождении Сына Божьего на земле потому, что Он родился спасти человеков ( Мф.1:21 ). В переводе на русский язык, это имя Христос означает «Помазанник», по-еврейски «Мессия», греческое имя – Христос. Это имя указывает на какое-то особое свойство Господа нашего Иисуса Христа. Произошло это имя от помазания свщ. миром, через которое подаются дары Духа Святаго. Кого же называли помазанниками? Помазанниками были пророки, цари и первосвященники. И соответственно с этим у Господа нашего Иисуса Христа тоже можно выделить все эти три дара, которые даются помазанием, и далее эти дары в Господе нашем присутствуют в высшей степени. О помазании в Свщ. Писании говорится во многих местах: – помазание царей: Саул ( 1Цар.10:1 ), Давид ( 1Цар.16:10 ); – священников: Аарон и его сыновья ( Лев.8:12–30 ; Ис.29:7 ); – пророков: Елисей на место Илии ( 3Цар.19:16–19 ). В Катихизисе говорится, «Его (Христа) человечеству безмерно сообщены все дары Духа Святаго, и таким образом, Ему в высочайшей степени принадлежит ведение пророка, святость первосвященника и могущество царя». Пророческое служение Господа нашего Иисуса Христа

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Он пошлет на Иерусалим жезл силы и будет господствовать среди врагов Твоих. В сиянии святых, Я родил Тебя прежде утренней звезды. Господь поклялся и не раскается: Ты священник во век по чину Мелхиседека» (Пс. 109:1–4). Кто не согласится, что Езекия не священник во век по чину Мелхиседека? Кто не знает, что он не был освободитель Иерусалима? Кто не знает, что он не посылал жезла силы в Иерусалим и не царствовал среди врагов своих, но Бог удалил от него врагов в то время, как он плакал и рыдал? А наш Иисус хотя еще не пришел в славе, послал в Иерусалим жезл силы, — слово призвания и покаяния ко всем народам, над которыми демоны господствовали, по слову Давида: «боги народов демоны». И это сильное слово Его убедило многих оставить демонов, которым они служили, и чрез Него веровать во Всемогущего Бога, потому что боги народов демоны. И слова: при сиянии святых Твоих, Я родил Тебя из чрева прежде утренней звезды, относятся, как прежде мы сказали ко Христу. 85. —  Слова пророчества: «поднимите ворота ваши, князи, и поднимитесь, вечные ворота, чтобы взошел царь славы» (Пс. 23:7), некоторые из вас осмеливаются относить также к Езекии, а другие к Соломону: между тем возможно доказать, что в пророчестве говорится ни о том, ни о другом и ни об ком–нибудь ином из царей ваших, но только о нашем том Христе, Который, по словам Исаии, Давида и всех писаний, явился без красоты и славы. Который есть «Господь воинств» по воле данного Ему это. Который и из мертвых воскрес и вознесся на небо, как показывают псалом и прочие места из писаний, провозгласив Его «Господом воинств», так что вы и теперь, если захотите, легко можете убедиться из того, что совершается пред глазами вашими. Ибо всякий демон побеждается и покоряется чрез заклинание именем этого Самого Сына Божия, «перворожденного всей твари» (Кол. 1:15), Который родился от Девы и сделался страждущим человеком, был распят народом вашим при Понтии Пилате и умер, и воскрес из мертвых, и вознесся на небо. Но если вы будете заклинать каких–нибудь именем людей, бывших у вас, царей или святых, пророков или патриархов, то никакой демон вам не покорится; а если кто из вас будет заклинать Бог ом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова, то он, может быть, покорится.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

Они предлагают народу и катехизическое учение, что предоставлено одним местным архиереям. В 19-ом слове Иудейских древностей Иосифа Флавия находится следующая императорская подпись: Ти-верий Клавдий, Кесарь Август, Германик, величайший архиерей, консул, во второй раз облеченный трибунской властью. А как царствующий император есть и помазанник Божий по причине помазания на царство, а Христос и Бог наш есть, между прочим, и архиерей, то благословно и императору украшаться архиерейскими дарованиями». Сакральные римские понятия настолько не вызывали возражений, что в качестве основания архиерейского достоинства василевса Вальсамон приводит и то, что император был «pontifex maxiraus». Древний обычай, хранящийся в Церкви, Вальсамон забыл, но зато помнил римское сакральное предание. Церковная жизнь, вопреки 69-му правилу Трулльского собора, сохранила этот древний обычай, и мирянам, если не разрешается, то и не возбраняется входить в алтарь.    «Алтарь отделен только для посвященных», потому что святилище отделено от народа. Один из самых крупных православных канонистов Никодим Милаш считает, что «с древнейших времен церкви воспрещено было входить в алтарь всякому, кто не принадлежит к клиру, в силу таинственности приносимой в алтаре бескровной жертвы». Оставим в стороне правильность утверждения о древности воспрещения, как и следующее замечание, что это общее правило восточной и западной церкви, но спросим, почему таинственность бескровной жертвы, приносимой в алтаре, может мешать мирянам входить в алтарь? Где и в чем объяснение? Таинственность жертвы, приносимой в алтаре? Но «я от Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал…» (1 Кор. 11:23—24) и «чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение тела Христова?» (1 Кор. 10:16). Евхаристия есть «трапеза Господня» как эклезиологическое продолжение Тайной Вечери.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3724...

Слово Божие достаточно ясными чертами описывает нравственное состояние человека «накануне» конца света. Другое дело, что это «накануне» может длиться неопределенную по долготе историческую эпоху. Более того, само Слово Божие и нравственная история мира предусматривает возможности вариантов, при которых некоторый духовно-нравственный подъем хотя бы и не всего человечества (десять праведников на город по уговору Авраама с Богом – Быт.18,23–33 ) отсрочит приближение этой черты. Но если эта нравственная характеристика последнего времени будет достаточно стабильной и ей не найдется в мире нравственного противоядия и противовеса, – конец неизбежен, и не просто потому, что это предсказано, но, прежде всего, потому что мера целесообразности существования человечества будет исполнена; в дальнейшем бытии мира нет нужды: выбраны для иного существования все праведники, все – для кого Закон Божественной правды стал их личным законом. Наиболее полная, хотя и лаконичная нравственная характеристика людей последнего времени дана св. апостолом Павлом во 2-ом послании к Тимофею «В последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели Боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся». ( 2Тим. 3,1–5 ). Современный читатель, прочитав это пророчество апостола, может воскликнуть: «Да это же про нас». Но с этим надо разобраться. Едва ли было такое время, когда какой-нибудь внимательный читатель, наблюдающий за состоянием нравственности его времени, не смог бы воскликнуть то же самое: «Да это же про нас». И таким образом про любое время можно было бы сказать: «последнее время». И в некотором существенном смысле это так и есть, потому что на заре христианства апостол Иоанн Богослов сказал: «Дети! Последнее время» (1 Ио. 2,8), – а с тех пор прошло почти две тысячи лет.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

Те же мысли мы встречаем и у пр. Максима Исповедника в его сочинениях, где он вскрывает духовную пагубность мнений несториан о плоти Христовой и утверждает, что Несторий «сделал грешником человека (Христа – В.Л.), Который, по его мнению, был обожен лишь поступательно» 438 . Принципиальное положение учения Феодора Мопсуэстийского о поврежденности человеческого естества Христова и о Его постепенном совершенствовании было решительно осуждено Православной Церковью на V Вселенском Соборе. В 12-ом анафематизме, в котором указаны основные «богохульства против великого Бога и Спасителя Иисуса Христа... сказанные нечестивым Феодором», предается анафеме и учение о том, что Христос «был обуреваем страстями душевными и вожделениями плотскими и отдалялся от более дурного мало по малу, и таким образом, преуспевая в делах, улучшился, и путем жизни стал непорочен... и после Воскресения сделался неизменяемым в помышлениях и совершенно безгрешным» 439 . Это общецерковное осуждение должно было произойти, ибо Феодор построил псевдо-сотериологию, которая стала, как замечает прот. Георгий Флоровский «саморазоблачением аскетического гуманизма» 440 . Доведя свои антропологические положения до логического конца, Феодор пришел к идее самосовершенствования, а спасительные страдания за нас Господа Иисуса Христа он стал толковать опосредствованно, понимать их как путь совершенствования и указывать на это как на пример для подражания – «тот путь, которым должно совершиться и искупление всего человечества» 441 . Феодор, увлекшись своими рассудочными построениями, упустил важнейшую евангельскую идею, что человек, спасающий себя самого, не может спасти других. Глава 4. Уничижение Господа Иисуса Христа Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Пророк Исайя 4.1. Аспекты уничижения Тайна спасения рода человеческого была совершена через уничижение (κνωσις) Сына Божьего. Это уничижение относится и к обеим природам Господа Иисуса Христа, и к Его личности: 1) в отношении Его Божественной природы: для безграничного и всесовершенного Бога восприятие тварной ограниченной природы было добровольно воспринятым уничижением, умалением Его величия 442 ;

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/b...

24 А раб Мой ( , «авди», «слуга», «отрок» Мой) Давид будет Царем ( , " мелех») над ними и Пастырем всех их, и они будут ходит в заповедях Моих, и уставы Мои будут соблюдать и выполнять их. И будут жить на земле, которую Я дал рабу Моему Иакову, на которой жили отцы их; там будут жить они и дети их, и дети детей их во веки; и раб Мой ( , " авди») Давид будет князем ( " наси») у них вечно ( , «лэолам», " во веки»). Это пророчество Иезекииля не только прекрасно согласуется с рассмотренной в предыдущей главе концепцией книги Исаии, разделяемой небиблейскими кумранскими текстами (согласно которой Мессия будет происходить из рода Давидова и царствовать вечно), но и объединяет в лице Мессии-потомка Давида два важных для данной работы понятия: князя ( , " наси») Израиля и слуги ( , «эвед», иначе: «отрока», «раба») Господня , о котором также повествует книга Исаии (рассмотрено в главе 6). («наси») может быть переведено как князь (см. в Син. пер. Иез. 19:1; 21:12 и др.) или «начальствующий» (см. в Син. пер. Иез. 12:10, 12 и др.). В данном случае, конечно, речь идёт о Князе как царствующем правителе, власть Которого никогда не прекратится, причём личность Давида у Иезекииля выступает всего лишь прообразом Мессии. Рассмотрение пророчеств Исаии, Иеремии и Захарии об Отрасли Иессеевой совместно с кумранской рукописью «Мессианский лидер» и пророчеством Иезекииля о Слуге Господнем из рода Давида, вечного Князя народа Израилева, позволяет сделать вывод: при равноправном использовании трех синонимичных еврейских слов («хотер»), («нецер») и ( " цемах») для наименования Отрасли, палестинские иудеев периода Второго храма разумели под Отраслью Иессеевой Мессию, Князя собрания Израиля. Об этом свидетельствует и таргум Ионафана, который в 1-ом стихе 11-ой главы содержит специально вставленное упоминание о Мессии: «И произойдёт царь из сынов Иессея, и Мессия из сыновей сынов его возрастёт» 364 . В сознании евангелиста Матфея явление Мессии – Господа Иисуса Христа – в мир, также было неразрывно связано с произрастанием Отрасли от корня Иессеева, поскольку, повествуя о поселении святого семейства в Назарете, евангелист замечает: «и, придя, поселился [Иосиф] в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он [Христос] Назореем наречется» ( κα λθ ν κατ κησεν ες π λιν λεγομνην Ναζαρτ πως πληρωθ τ ηθν δι τν προφητν τι Ναζωραος κληθ σεται, Μф. 2:23). Взяв название города Назарета как удобный повод , Матфей видит действительное исполнение пророчества об Отрасли ( , " нецер») от корня Иессеева на Богомладенце Иисусе в связи с Его необычным рождением, чудесным спасением от руки Ирода и благополучном возрастанием в Назарете.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

    Никто не может стать христианином и спастись так сказать автоматически, как какая-то бездушная пешка, без проявления своей доброй воли и собственных трудов и усилий.    Таково, вопреки извращенному лжеучению разных сектантов, ясное учение Слова Божия о спасении — таково учение нашей Св. Православной Церкви, ни в чем не отступающей от учения Слова Божия.     Отсюда и явствует безусловная необходимость тех трудов и подвигов — того « аскетизма», который так характерен для истинного христианства — Святой Православной Веры.    Так ясно и убедительно говорит о необходимости этого аскетизма св. Апостол Павел в своем 1-ом послании к Коринфянам, употребляя хорошо знакомое им образное сравнение христианского аскетизма с тренировкой тех, которые участвуют в спортивных состязаниях (Коринф славился своими «истмийскими играми»): «не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленнаго, а мы — нетленнаго. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух, но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным»  (I Кор. 9:24—27).    Вот ясное законоположение христианского аскетизма, который состоит в упражнении в подвигевоздержания!    Зачем нужен этот подвиг воздержания?    И это разъясняет нам тот же. св. ап. Павел в другом своем послании: «ибо плоть желает противнаго духу, а дух — противнаго плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы»  (Галат. 5:17).    Дабы получить спасающую нас благодать Божию, необходимо жить по духу: надо плоть свою подчинить велениям духа, чтобы дух в нас господствовал, а не плоть, потому что «помышления плотския суть смерть, а помышления духовныя — жизнь и мир, потому что плотския помышления суть вражда против Бога, ибо закону Божию не покоряются, да и не могут». «Посему живущие по плоти Богу угодить не могут»  (Римл. 8:6—8), а следовательно — не могут быть истинными христианами, не могут получить благодать Божию, не могут спастись.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

   Парижские богословы, которые когда-то держали митрополита Евлогия в своих руках и устроили раскол, говорят даже о «новой Пятидесятнице», что снова будет Пятидесятница, что в церковной истории будет новый поворотный момент! — Это басни. Никакой второй Пятидесятницы не будет никогда! «От истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое» (2Тим. 4:4, 5). То, что здесь апостол говорит апостолу Тимофею, относится к каждому пастырю — служителю Церкви: будь бдителен, переноси скорби, ибо многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Небесное. Совершай дело благовестника, исполняй служение твое.    Почему апостол сейчас об этом так настойчиво говорит? Потому что это послание есть его предсмертное послание, последнее, и дальше мы с вами это увидим. «Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало» (2Тим. 4:6). Это подобно тому, как другой великий первоверховный апостол Петр, в своем 2-ом, тоже предсмертном послании писал: «Я знаю, что мне скоро уже надлежит оставить мое тело, как и Господь наш Иисус Христос сказал мне» (2Пет. 1:14). Апостол Павел пишет: «я становлюсь уже жертвою, и время моего отшествия настало» . А дальше, смотрите — блажен тот человек, который мог о себе сказать то, что сказал апостол Павел. Апостол Павел был смиреннейший и скромнейший из людей и, однако, смотрите, какие слова он о себе говорит: «Подвигом благим я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, а всем, возлюбившим явление Его» (2Тим. 4:7, 8). Эти последние слова ободрения апостолу Тимофею: помни, что и тебя ждет этот светлый, прекрасный жребий — получить венец правды, потому что и апостол Тимофей, так же как и апостол Павел, возлюбил явление Его, т.е. жил ради того, чтобы в свое время встретить Грядущего со славою судить живых и мертвых. «Постарайся прийти ко мне скоро. Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век» (2Тим. 4:9, 10). Очевидно, он был спутником апостола Павла, потом затруднился сотрудничать ему из-за скорбей и трудностей бедствия. Он ушел, оставивши дело благовестия, и погрузился в обыкновенную суету. Апостол говорит: «возлюбил нынешний век и пошел в Фессалоники, Крискент в Галатию, Тит в Далматию» . С Титом мы еще будем иметь скоро дело, к нему тоже есть другое послание — это уже один из любимых учеников апостола Павла. «Один Лука со мною» .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

  Тысяча лет вечного царства, тут, даже трудно представить тождество тысячи лет с вечностью, какой бы период не обозначался в тысячелетнем понимании по сравнению с вечностью?! Видимо мысль осталось не досказанной. Но не в данном случае, использовать стиль Хаизма, если это подразумевалось (думаю, что нет).   разделения Вселенской Церкви Можно отнести к посланию семи церквям учитывая нравственные отступления, в каждой «отдельно взятой» церкви. Что также «отдельный   разговор» в исследовании.   Ведя разговор о Тысячелетнем Царстве Христа нужно, на наш взгляд, помнить о том, что, во-первых, «время начаться суду с дома Божия (1 Пет. 4:17)»,    Св. Феофилакт Болгарский Толкование на Первое послание апостола Петра 1Пет. 4 :17 .   Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? «Суд ом» называет здесь апостол не осуждение, но исследование, рассмотрение. Наводит на них страх, чтобы отклонить их от жизни рассеянной. Почему и прибавляет: если прежде наследуется ваша жизнь, то какой конец будет непокорным? Начинается суд прежде с дома Божия. Ибо, по словам Василия Великого , мы естественно негодуем на домашних своих, когда они провинятся пред нами. А Богу Свои суть не кто иные, как верные, наполняющие дом Его, то есть Церковь. Посему и Спаситель говорил: «прежде скажет тем, которые по правую сторону Его» ( Мф. 25 :34 ) . Судом или рассмотрением называет здесь скорби, причиняемые верным от нечестивых, о наступлении коих предвозвещал Господь, говоря: «будут отдавать вас в судилища» и т. д. ( Мф. 10 :17 ) . Потом, как бы в утешение их, говорит: если вас, так близких к Нему, не щадит; то представьте себе, какой конец будет нечестивым? и подтверждает это местом из Писания: «если праведник едва спасается, то нечестив ый и грешн ый где явится?» (ср. Притч. 11 :31 ) . Смысл речи такой: если праведник получает спасение с трудом и напряжением: «ибо Царств ие Небесное силою берется» ( Мф. 11 :12 ) , и если кто получает оное, то со «многими скорбями» ( Деян . 14 :22 ) . То какую долю получат проводящие жизнь в неге и наслаждениях, – нужно подразумевать – нечестивые, в будущем веке? Посему и мы, страждущие по воле Божией, не должны унывать, но должны предавать Ему души свои, как верному Создателю, делая добро.

http://bogoslov.ru/article/1796456

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010