Выступление митрополита Ювеналия на научной конференции «Духовное наследие равноапостольных Кирилла и Мефодия в жизни славянских народов» 19 мая 2010 г. 17:18 19 мая в Московском государственном областном гуманитарном институте в Орехово-Зуево прошла научно-практическая конференция, посвященная Дням славянской письменности и культуры «Духовное наследие равноапостольных Кирилла и Мефодия в жизни славянских народов». В мероприятии принял участие митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий . Владыка обратился к собравшимся с приветствием. Дорогая Лидия Николаевна! Уважаемые участники конференции! Мне радостно приветствовать Вас на конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры. Этот церковно-государственный праздник имеет свою особую историю. Почитание святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия идет из древности. Но в конце XIX века целый ряд дат привлек особое внимание наших соотечественников к подвигу просветителей славян. Это было и празднование Тысячелетия России в 1862 г., когда общество осмысляло исторический путь Отечества, и 1000-летие со дня кончины святых братьев — Кирилла в 1869 г. и Мефодия в 1885 г. Участие России в освобождении славянских народов от османского ига привлекло внимание людей к идее славянского культурного и религиозного единства. Великий композитор Петр Ильич Чайковский сочинил гимн в честь святых, в котором есть такие слова: «И Господь благословит наш труд, Все славяне ко Христу придут». Здесь выражена подтвержденная последующими историческими событиями уверенность равноапостольных подвижников в том, что свет Христовой истины воссияет над Восточной Европой, преобразив жизнь проживающих там народов. День памяти святых Кирилла и Мефодия, 24 мая, а это, кстати, и день основания столицы Византии — Константинополя, с 1901 г. был объявлен праздничным днем в российских учебных заведениях. Затем наступил период атеистического правления, и праздник был предан забвению. Он начал возрождаться начиная с 1986 года (впервые торжества состоялись в Мурманске). Священный Синод нашей Церкви всегда приветствовал объединение в этом торжестве усилий и местных администраций, и общественных организаций, и деятелей науки, культуры и искусства, и, конечно, священнослужителей.

http://patriarchia.ru/db/text/1161941.ht...

Делегация Русской Православной Церкви посетила Болгарию 15 мая 2015 г. 17:02 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и приглашению митрополита Ловчанского Гавриила 10-14 мая 2014 года делегации Русской Православной Церкви посетила Болгарию для участия в торжествах по случаю Дня города в Ловече. В составе делегации во главе с митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием — игумения Серафимо-Дивеевского монастыря Сергия (Конкова), клирики Нижегородской митрополии . 11 мая, когда в Болгарии праздновалась память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, в Ловече состоялись торжества по случаю Дня города. Божественную литургию в нижнем приделе строящегося кафедрального собора во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия возглавили митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий и митрополит Ловчанский Гавриил в сослужении настоятеля подворья Русской Православной Церкви в Софии архимандрита Филиппа (Васильцева), членов делегации в священном сане и клириков Ловчанской митрополии. В храме присутствовал мэр города Ловеч Минчо Казанджиев. После отпуста Божественной литургии был совершен молебен святым братьям — просветителям славян. Приветствуя после богослужения митрополита Ловчанского Гавриила, владыка Георгий отметил, что кафедральный град Ловеч отмечает свой праздник в день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия, небесных покровителей всего славянского мира. Иерарх Русской Православной Церкви передал в дар митрополиту Гавриилу икону с частицей мощей преподобного Серафима Саровского. В тот же день в актовом зале городского Дома культуры состоялось торжественное заседание, посвященное Дню города. На мероприятии присутствовали митрополит Ловчанский Гавриил, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий и члены делегации Русской Православной Церкви, а также заместитель председателя Народного Собрания Болгарии К. Цочев, вице-премьер Правительства Болгарии И. Калфин, губернатор области Ловеч доктор М.Д. Бояджиева, мэр города М. Казанджиев, начальник отдела по культуре, делам молодежи, спорту и туризму Лотошинского муниципального района Подмосковья С.В. Широков (Ловеч и Лотошино являются городами-побратимами). За труды на благо города, а также в связи с 65-летием со дня рождения митрополит Ловчанский Гавриил был удостоен звания Почетного гражданина Ловеча.

http://patriarchia.ru/db/text/4080482.ht...

VI. Деятельность святого Мефодия в Моравии и Паннонии Отправление Мефодия из Рима в Паннонию, письма Адриана II к Коцелу, также Ростиславу и Святополку. Новое путешествие Мефодия в Рим; Мефодий – епископ Паннонии и Моравии. Падение моравского князя Ростислава; Святополк; усиление власти немцев в Моравии и Паннонии, злоба немецкого духовенства против Мефодия, суд над ним, заточение, безучастность Рима к его судьбе. Святополк – независимый моравский князь и успехи его в борьбе с немцами. Усилия немецких епископов удержать свою власть в Моравии и Паннонии. Записка их и посольство в Рим. Неудача дела их в Риме. Легат папы Uoahha VIII , отправленный в Германию и паннонию, инструкция ему, письма папы к королю Людовику и трем немецким епископам в защиту Мефодия и в ограждение прав моравско-паннонской церкви. Освобождение и восстановление иерархических прав Мефодия. Прибытие его в Моравию, изгнание моравлянами немецких священников. Дополнительные пояснения: виды папы в утверждении моравско-паннонского архиепископства. Письмо его к сербохорватскому князю Мутимиру. Письмо к Мефодию. Спокойная, просветительная деятельность Мефодия с 874 года. Процветание и расширение пределов моравского государства. Действия Мефодия в просвещении христианской верой над-вислянского князя, чешского князя и Чехии. Судьба славянского христианства в Паннонии; влияние Мефодия на хорвато-сербскую Далмацию. Новые козни и доносы в Рим на Мефодия с 879 года. Податливость Святополка внушениям врагов Мефодия и недостаток сердечной преданности ему. Иоанн венецианский, посол Святополка в Риме. Письма папы Uoahha VIII к Мефодию и Святополку и вызов первого в Рим. Путешествие Мефодия в Рим. Немец Вихинг. Письмо папы Uoahha VIII в оправдание Мефодия. Обстоятельства, повлиявшие на образ действий папы; отношения папы к франко-немецкой империи, к Византии, к Болгарии и личные – к Мефодию. Анализ Мефодиева дела в Риме и постановлений папы по нему, выражаемых письмом, особенно в вопросах о символе веры , о славянском богослужении и устройстве моравской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

Ученики Мефодия стали теперь продолжателями начатого им дела. Но и им, как и их учителю, пришлось с первого же раза испытать на себе преследования латинского духовенства. Горазд, бывший преемником Мефодия, по проискам Викинга, был заключен в темницу, а потом, вместе с другими учениками Мефодия, был изгнан из Моравии. Это случилось в 886 году, только спустя несколько месяцев после смерти Мефодия. Принужденные бежать из Моравии, ученики Мефодия выбрали местом своей деятельности Болгарию. Здесь они нашли радушный прием при дворе болгарского царя Михаила-Бориса и занялись тем же делом, за которое были изгнаны из Моравии, – распространением православного христианства и славянского богослужения. Чрез учеников имена учителей, Кирилла и Мефодия, сделались столько же известными в Болгарии, сколько и в Моравии. Между тем, в Моравии, где взяло верх латинское духовенство, начались смуты и волнения, а вместе с этим и церковь моравская стала приходить в упадок, особенно, когда Святополк, в неудачной борьбе с мадьярами, был низложен. Такова была жизнь апостолов и великих благодетелей мира – Кирилла и Мефодия. Еще в глубокой древности, может быть вскоре после их кончины, они были причислены церковью к лику святых и нашею православною церковью, восточною и западною почти одновременно. В нашей церкви память св. братьев Кирилла и Мефодия празднуется 11 мая. Когда русский народ, тысячу слишком лет тому назад, принял христианскую веру и крестился, он получил в то время и богослужение на славянском языке. Тогда же труд св. братьев, Кирилла и Мефодия, перешел и к нам и лег в основу нашего дальнейшего образования. Славянский перевод св. писания и богослужебных книг был принесен на Русь болгарскими священниками, первыми нашими руководителями в новой духовной жизни, а этими получен от учеников Кирилла и Мефодия, проповедовавших в Болгарии. Таким образом, память св. братьев, Кирилла и Мефодия, также священна и для нас, русских, как и для тех народов славянских, среди которых они проповедовали Евангелие.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Усвоив же такое право, Вихинг уже считал себя вправе и порицать Мефодия за употребление им символа без filioque, наблюдать за тем и говорить о соблазне, незаконности такого употребления с точки зрения немецкой иерархии. Мог он усвоить себе право наблюдать и за тем: строго ли выполняет Мефодий правило, чтобы во всех церквях на служении евангелие читалось сперва по-латыни, потом уже по-славянски, правило, как мы заметили выше, трудно выполнимое для Мефодия при его славянских священниках. На всем этом Вихинг и основал свою интригу против Мефодия. Как человек лживый, он оформил ее ложью, подлогом, выдумав подложное послание, будто бы обвинявшее Мефодия, и секретное поручение, будто бы уполномочивавшее его наблюдать за Мефодием. Но независимо от этой формы, этого приема интриги, основа ее была такова, что в ней Вихинг чувствовал себя сильным. Он знал, что имеет за собой немецкую иерархию, которая готова самому папе пригрозить за символ без filioque, поемый там, где при немецких епископах уже пели с filioque, что обвинение Мефодия в упущении относительно чтения латинского евангелия (упущение неизбежное) будет поддержано и латино-немецкой иерархией, что, наконец, эта иерархия, и без того недовольная на папу за устранение ее от власти над Моравией и Паннонией, и злившаяся на Мефодия, не откажется взять сторону Вихинга против Мефодия и самого папы и Рима. И есть некоторое основание думать, что немецкая иерархия действительно не осталась безучастной к делу Мефодия в самый год разбора его дела в Риме, что зальцбургский епископ Теотмар или Дитмар, преемник Адальвина, гонителя Мефодия, в 880 году, ездивший в Рим за мощами св. Викентия, интриговал здесь и против Мефодия. 221 Если теперь вспомним, в каком тяжелом, почти отчаянном положении чувствовал себя папа Иоанн VIII в 880 году, когда он вопил о помощи к франко-немецким государям и епископам, 222 то нам еще более уяснится робкий, сдержанный образ действий его в деле Мефодия с Вихингом. Не в пору было папе даже о Вихинге говорить так грозно, как грозно говорил он в 873 году в посланиях к епископам зальцбургскому, фрейзингенскому и пассавскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

Имя св. Мефодия было названо, вместе с именами других авторитетнейших отцов Церкви, на Третьем Вселенском Соборе в Ефесе в прошении, которое было подано императорам Феодосию и Валентиниану от лица диакона Василия и «прочих монахов». Хотя при имени св. Мефодия не стоит никакого эпитета, но о его идентичности в данном случае, по суждению исследователей церковной литературы, не приходится сомневаться 76 . Не называя ни одного произведения св. Мефодия, Иоанн Антиохийский (V в.) причисляет его к виднейшим борцам за Православие 77 . Автор «Схолий» на сочинения Дионисия Ареопагита (может быть, св. Максим Исповедник ), наименовав св. Мефодия мучеником и епископом Олимпийского Адрианополя в Ликии, упоминает о его произведении «О воскресении» 78 . Анастасий, настоятель Синайского монастыря (VII в.), упоминает о литературной деятельности св. Мефодия в своих размышлениях о «Шестодневе». В сочинении «Об образе Божием в человеке» Анастасий Синаит упоминает о рассуждениях св. Мефодия о красоте души, о кознях демонов и о том, что человек сотворён по образу Божию. Здесь, очевидно, подразумевается «Пир десяти дев», откуда Анастасием Синаитом и заимствованы эти высказывания св. Мефодия 79 . Герман, патриарх Константинопольский († 733), говорит об Оригеновском теле воскресения, ссылаясь на «Великого Мефодия», но точно не обозначает, откуда он берёт свои сведения. Можно думать, что он имеет в виду сочинение «О воскресении», хотя характер употреблённых им выражений не такого свойства, чтобы можно было утверждать, что этот автор был непосредственно знаком с творениями св. Мефодия 80 . Евстратий (VII в.) говорит о св. Мефодии как о противнике Оригена и называет его автором сочинения «К Аглаофону» («О воскресении») 81 . Евсевий, епископ Солунский, написавший сочинение против заблуждений монофизита монаха Андрея, называет св. Мефодия в числе величайших отцов Церкви. Как будто и его противник согласен с ним в оценке деятельности св. Мефодия. Отрывки из сочинений обоих авторов – православного и монофизита – сохранены в «Библиотеке» патриарха Фотия 82 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

Паписты и сами это сознавали, и прежде всячески старались истребить у всех славян следы проповеди св. Кирилла и Мефодия и самую память о ней. Впоследствии уже, когда они заметили, что эти имена слишком дороги и незабвенны для славян, что на них так-сказать держится будущая судьба славянского мира, они всячески стали стараться присвоить себе эти святые имена, дабы чрез них удобнее привлечь к себе и всех славян. III. Судьба христианства у западных славян после св. Мефодия. Насильственное распространение латинства у славян прибалтийских. Во второй половине IX века миссионерскими трудами свв. Кирилла и Мефодия почти у всех южных и западных славян распространена была православная вера с славянским богослужением и обрядами восточной церкви. Только одной отрасли западного славянства, по её отдаленности от других православных племен, совершенно не коснулась православная славянская проповедь и влияние восточной церкви – это славян прибалтийских. По берегам Балтийского моря в нынешней Пруссии все пространство между Вислою и Лабою (Эльбою) занимали славянские племена венды, лютичи, бодричи, поморяне, стодоряне и др. Это были в свое время едва ли не самые сильные, богатые и развитые из всех славянских племен. У них были богатые города (Юлин, Щетин, Колобрег, Гданск, Аркона, Радогощ и др.), великолепный во всем славянском языческом мире храм на острове Ране (Рюгене), обширная торговля. Но отдаленный от всех других племен славянских и раздробленные на множество мелких владений, нередко находящихся в междоусобной вражде между собою эти племена ранее и более всех других славянских племен подверглись влиянию немцев. С IX века начинаются усиленные старание немцев подчинить прибалтийских славян своей власти, и утвердить между ними латинское христианство. Западные государи – Карл Великий, Людовик Благочестивый, Лотарь, Генрих I, Оттон I, Оттон III, Генрих III посылали к ним вместе с вооруженными войсками латинских миссионеров. К ним приходили проповедывать христианство монахи Корбейского монастыря (с Везера), и знаменитые миссионеры запада – св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Народ, как и прежде, был предан ему и ревностно слушал его наставления, а немецкое духовенство более и более ненавидело его и искало случая к его погибели. Не достигнув успеха в Риме, они стали действовать теперь на Святополка. Желая поссорить его с Мефодием, они льстили князю, потворствовали его страстям и слабостям, тогда как Мефодий с пастырскою ревностью, без всякого лицеприятия обличал пороки, в ком бы их ни заметил. Мало-помалу немцы овладели благосклонностью Святополка и вооружили его против Мефодия. Поссорив князя с архиепископом, они вместе с тем сумели охладить князя к православной Церкви и расположить его в пользу латинства. Но ни происки немцев, ни холодность Святополка не останавливали неутомимой апостольской деятельности Мефодия. Под его непосредственным руководством, православная вера не только быстро распространилась по обширной стране моравской, но и другие славянские племена, начиная с Хорватии и Далмации до границ Польши, слушали богослужение, совершаемое по славянским книгам св. Мефодия. Сам Мефодий убеждал принять крещение одного из князей в пределах Польши, а ученики его еще при нем успели проникнуть в Чехию и крестили тамошнего князя Боривоя, а также посеяли семена христианства и православия у сербов. Наконец после 16-летнего управления паннонской и моравскою церквами, Мефодий среди неутомимых трудов скончался в глубокой старости. Несмотря на протекшие 1000 с лишним лет после смерти свв. апостолов славян, с множеством совершившихся за это время исторических переворотов, святая память великих и благочестивых подвигов Кирилла и Мефодия не только не исчезла в славянских племенах, но год от года все растет более и более. Нет ни одного славянского народа, принадлежит ли он к западному исповеданию или восточному, у которого бы не чтилась славная память этих просветителей славянства. У иных славян строятся церкви во имя свв. Кирилла и Мефодия, в других местах заводятся училища и братства, посвященные их памяти. И Русская Церковь , благодарная этим первоучителям славянским за то великое благодеяние, которое получила от них в переводе Св. Писания и богослужебных книг, всегда свято чтит их память. Возродивши славян-христиан, Кирилл и Мефодий стали как бы предвозвестниками духовного единства всех славян и служат теперь для них знаменем единения. Церковь православная причла Кирилла и Мефодия к лику святых, наименовала их за великие апостольские труды равноапостольными и установила празднования: 11 мая в честь их обоих; в честь св. Кирилла в день его смерти 14 февраля, и в честь св. Мефодия в день его смерти 6 апреля. Читать далее Источник: Жизнь и труды апостолов – К.: Типография Киево-Печерской Лавры, 2012. – 488 с.. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Коцел принял Мефодия с великою честью, но в скором времени снова отослал его к папе, а вместе с ними 20 мужей знатного рода, прося папу посвятить святого Мефодия во епископа в Паннонию, на престол святого Андроника , апостола из семидесяти. Папа так и сделал. После этого старый враг и противник истины воздвиг против Мефодия моравского князя 3139 и немецких и латинских епископов этого края. Святой Мефодий был позван на совет, на котором ему предложили такой вопрос: – Зачем ты учишь в нашей области? – Если бы я знал, – отвечал на это святой Мефодий, – что это ваша область, то я не учил бы здесь, но эта область принадлежит святому апостолу Петру. Если же вы ради ссоры и лихоимства будете поступать не по правилам, возбраняя проповедовать учение Божие, берегитесь, чтобы, когда будете пробивать железную гору головною костью, не проломить свою голову. – Говоря с гневом, – отвечали епископы, – ты сам на себя накликаешь беду. – Я не стыжусь говорить истину и пред царями, – отвечал святой Мефодий. – Вы же относительно меня как хотите, так и поступайте. Я не лучше тех, которые за правду переносили многие мучения в этой жизни. Много было произнесено речей на этом собрании, но сказать что-либо против Мефодия его противники не могли. Тогда князь сказал с насмешкой: – Не утруждайте моего Мефодия. Он вспотел, как бы находясь около горячей печи. – Да, владыко, – отвечал Мефодий. – Однажды встретили вспотевшего философа и спросили его: «Отчего ты вспотел?» «С грубою челядью спорил», – отвечал философ. Много говорили епископы относительно Мефодия. Наконец сослали его в Швабию, где содержали в темнице два с половиною года 3140 . Дошло известие о заключении святого Мефодия до папы. Узнав об этом, папа Иоанн VIII, преемник Адриана II, прислал проклятие на немецких епископов и запрещение совершать им литургию до тех пор, пока не освободят Мефодия. Тогда епископы освободили Мефодия, но сказали Коцелу, паннонскому князю: «Если ты возьмешь к себе Мефодия, не считай нас за доброжелателей» 3141 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

епископа, но эпитет «Патарский», присоединённый Леонтием к его имени (в сочинении «О сектах» III, 1), заставляет предположить, что автор этого сочинения был знаком по крайней мере с одним из его произведений, а именно — с сочинением «О воскресении», которое начинается (в славянском переводе) словами «Доидох прежде дний сих в Патары». Эти слова, как уже было отмечено выше, вероятно, явились причиной, заставившей Леонтия и его современников предположить, что св. Мефодий был Патарским епископом.    Имя св. Мефодия было названо, вместе с именами других авторитетнейших отцов Церкви, на Третьем Вселенском Соборе в Ефесе в прошении, которое было подано императорам Феодосию и Валентиниану от лица диакона Василия и «прочих монахов». Хотя при имени св. Мефодия не стоит никакого эпитета, но о его идентичности в данном случае, по суждению исследователей церковной литературы, не приходится сомневаться.    Не называя ни одного произведения св. Мефодия, Иоанн Антиохийский (V в.) причисляет его к виднейшим борцам за Православие.    Автор «Схолий» на сочинения Дионисия Ареопагита (может быть, св. Максим Исповедник), наименовав св. Мефодия мучеником и епископом Олимпийского Адрианополя в Ликии, упоминает о его произведении «О воскресении».    Анастасий, настоятель Синайского монастыря (VII в.), упоминает о литературной деятельности св. Мефодия в своих размышлениях о «Шестодневе». В сочинении «Об образе Божием в человеке» Анастасий Синаит упоминает о рассуждениях св. Мефодия о красоте души, о кознях демонов и о том, что человек сотворён по образу Божию. Здесь, очевидно, подразумевается «Пир десяти дев», откуда Анастасием Синаитом и заимствованы эти высказывания св. Мефодия.    Герман, патриарх Константинопольский († 733), говорит об Оригеновском теле воскресения, ссылаясь на «Великого Мефодия», но точно не обозначает, откуда он берёт свои сведения. Можно думать, что он имеет в виду сочинение «О воскресении», хотя характер употреблённых им выражений не такого свойства, чтобы можно было утверждать, что этот автор был непосредственно знаком с творениями св. Мефодия.    Евстратий (VII в.) говорит о св. Мефодии как о противнике Оригена и называет его автором сочинения «К Аглаофону» («О воскресении»).    Евсевий, епископ Солунский, написавший сочинение против заблуждений монофизита монаха Андрея, называет св. Мефодия в числе величайших отцов Церкви. Как будто и его противник согласен с ним в оценке деятельности св. Мефодия. Отрывки из сочинений обоих авторов — православного и монофизита — сохранены в «Библиотеке» патриарха Фотия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010