ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Предпосылки к крещению древнерусского государства 10.07.2014 г. Из истории всем известно, что первым из древнерусских княжеств крестилось Киевское. Уже потом, годы, иногда века спустя, православие распространилось на многие другие земли. Так, в Ростове Великом первых епископов попросту изгнали. И лишь третьим оказался святой Леонтий. Уже за сотню лет до князя Владимира, равноапостольного крестителя Руси, состоялось первое крещение Руси. Фотиево, или Аскольдово. По мнению ряда историков, полулегендарные князья Аскольд и Дир в 860-х годах крестились в Киеве от епископа, которого специально для этой цели направил Константинопольский патриарх Фотий 1. Некоторое время спустя в Киев прибыл новгородский князь Олег с малолетним Игорем и войском, и убил обоих киевских князей. Аскольдовы похороны в Кие похороны в Киеве состоялись, по одной из легенд, на месте его кончины. Название «Аскольдова могила» сохранилось за тем местом и по сей день. По данным археологов, первые нательные кресты на Руси появились в середине Х века. В те самые годы крестилась княгиня Ольга и ее дружина. Согласно историку Татищеву, в христианство обратился и киевский князь Ярополк Святославич. Внук княгини Ольги и брат князя Владимира, убитый по его приказу. Но это были единичные случаи. И зачастую славяне не считали обряд крещения окончательным. Некоторые крестились по многу раз. Крещение Руси связывается практически исключительно с именем князя Владимира. И это правильно – окончательное решение принимал именно он. Именно он заключил договор с византийцами и принял их веру не только сам, но и установил ее в качестве государственной и единственно верной. Если бы он принял другое решение – вся мировая история пошла бы по другому пути. Каким был бы этот другой путь – можно только догадываться. [ главная библиотека новости родителям информация предложения ] Copyright © Zavet.Ru Православное чтение, 2001-18 г.

http://zavet.ru/obs/mx/fact/050rukres.ht...

Новое правительство Болгарии впервые принесло присягу в присутствии Патриарха Болгарского Максима 29 июля 2009 г. 16:43 27 июля присяга нового правительства Республики Болгария впервые прошла в присутствии Патриарха Болгарского Максима , сообщает официальный сайт Болгарской Православной Церкви. Это произошло в день, когда Болгарская Православная Церковь празднует день памяти святого великомученика Пантелеимона и святых просветителей славянских, объединенных в болгарской традиции наименованием «Святые Седмочисленники», равноапостольных Кирилла и Мефодия и их ближайших учеников Климента, Наума, Горазда, Саввы и Ангелария. После церемонии передачи полномочий и принесения присяги новый премьер-министр Болгарии Бойко Борисов со словами «Бог с нами!» выразил оптимизм по поводу предстоящей работы и пожелал успеха своим министрам. По просьбе нового премьер-министра также состоялись освящение его рабочего кабинета и молебен о здравии и успешной работе членов кабинета министров, которые по благословению Святейшего Патриарха Максима совершил его викарий епископ Знепольский Иоанн. Седмица.ru /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/706084.htm...

Правительство Болгарии впервые принесло присягу в присутствии Патриарха Максима Москва, 30 июля 2009 г. 27 июля присяга нового правительства Республики Болгария впервые проходила в присутствии Болгарского Патриарха Максима, цитирует Седмица.Ru сообщение официального сайта Болгарской Православной Церкви. Символично, что это произошло в день, когда Болгарская Православная Церковь празднует день памяти св. великомученика Пантелеимона и святых просветителей славянских, объединенных в болгарской традиции наименованием «Святые Седмочисленники», - равноапостольных Кирилла и Мефодия и их ближайших учеников Климента, Наума, Горазда, Саввы и Ангелария. После церемонии передачи полномочий и принесения присяги новый премьер-министр Болгарии Бойко Борисов со словами «Бог с нами!» выразил оптимизм по поводу предстоящей работы и пожелал успеха своим министрам. По просьбе нового премьер-министра также состоялись освящение его рабочего кабинета и молебен о здравии и успешной работе членов кабинета министров, которые по благословению Святейшего Патриарха Максима совершил его викарий епископ Знепольский Иоанн. 30 июля 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/31374.html

Скачать epub pdf Память равноапостольной Нины Сегодня память равноапостольной Нины, просветительницы Иверии. Всегда на день великих святых в храм приходит много именинников, чтобы помолиться угоднику Божию, чье имя они носят, и приобщиться Святых Христовых Тайн. И это очень хорошо, конечно, и очень правильно. Но такие праздники для священников сопряжены всегда еще и с большой скорбью, потому что многие, после того как причастятся, исчезнут, может быть, на год, может быть, на два года, а может быть, и совсем. То есть люди делают великое дело и тут же его разрушают. И каждый сам себя оправдывает кто болезнью, кто трудными семейными обстоятельствами, кто работой. Господь говорит: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня», тому лучше камень на шею и бросить его в море, то есть лучше бы такого человека утопить. Но чаще всего нас никто не соблазняет, а мы соблазняем себя сами. Господь говорит: «Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть вверженну в геенну огненную». Когда мы соединяемся в причастии с Богом, Царствие Божие приходит в наше сердце. Поэтому если мы удаляемся от причастия, мы удаляемся от Царствия Божия. Господь наше соединение с Царствием Божиим ценит выше, чем руки, ноги, глаза. Он так и говорит, что лучше б это все пропало: и руки, и ноги, и глаза, и квартира, и дети, и внуки, и работа, и пенсия – все пусть пропадет, лишь бы мы причащались. А мы наоборот, для нас важней домашние дела, работа, родственники, какие-то поездки, свадьбы, кто умер – надо помянуть и так далее. То есть всякие у нас хлопоты, заботы. Сами по себе они, может быть, очень даже важные, но есть на свете нечто более важное, в тысячу раз. И вот этим важным, к сожалению, мы пренебрегаем. А Господь нам говорит, что живем мы неправильно. Если глаз, или рука, или нога отводят нас от Царствия Небесного, лучше их вырвать, лучше хромыми быть. Это не значит, конечно, что надо взять пилу и отпилить себе ногу. Нет, Господь таким образным языком говорит нам, сколь велика ценность Царствия Небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Однако эти толкования не стоит так уж резко противопоставлять. Слово и два Ангела вполне могут символизировать тайну Троицы, и с противниками этого мнения и спорил преподобный Иосиф Волоцкий. Явление Моисею в купине «Моисею въ купин яко явился еси въ огненн, Ангелъ нареклся еси, Отчее Слово, Еже къ намъ Твое предъявляя имже всмъ яв возвстилъ еси державу Единаго, (3-й глас). Здесь говорится о явлении Моисею горящего тернового куста и о том, как он говорил с Ангелом: «И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воозвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, [Господи]!» (Исх. 3: 2–4, Синодальный перевод). То, что Один и Тот же назван и Ангелом Господним, и Господом, указывает на то, что Сын является как Тем Лицом, Которому намечено прийти, так и равночестным Отцу: Митрофан и Предание Митрофан был сослан в Херсонес Таврический, где успел встретиться с будущим просветителем славян равноапостольным Кириллом Автор канонов полунощницы Митрофан Смирнский – византийский интеллектуал IX века необычной судьбы. Епископ Смирны, он стал противником знаменитого святителя Фотия, Патриарха Константинопольского. В бурном и драматичном столкновении святителя Фотия с Римом Митрофан был на стороне последнего; однако даже когда римские папы признали Фотия патриархом, смирнский епископ отказался сдаваться. Вследствие этого Митрофан был лишен сана и сослан в Херсонес Таврический, где успел встретиться с будущим просветителем славян равноапостольным Кириллом (тогда еще Константином) и высоко оценить его ревность в вере . Пожалуй, эта удивительная судьба только в одном отношении отразилась на троичных канонах, составленных Митрофаном. Поддерживая дружеские связи с Римом, он, вероятно, успел узнать о набирающем там силу учении о филиокве – ипостасном исхождении Святого Духа не только от Отца (как верят православные), а от Отца и Сына. В своих канонах Митрофан попытался исправить латинское заблуждение, неоднократно и многообразно подчеркивая то, что Отец является единственной причиной как Сына, так и Духа.

http://pravoslavie.ru/146088.html

74. Слово в Неделю о слепом и в день святых равноапостольных Кирилла и Мефодия 193 «Яко будет в последния дни явлена гора Господня, и дом Божий на версе гор, и возвысится превыше холмов; и приидут к ней вси языцы, и пойдут языцы мнози и рекут: приидите, и взыдем на гору Господню и в дом Бога Иаковля, и возвестит нам путь свой, и пойдем по нему. От Сиона бо изыдет закон, и слово Господне из Иерусалима. И ныне, доме Иаковль, приидите, пойдем светом Господнем» ( Ис. 2:2–3, 5 ). Память празднуемых ныне святых Кирилла и Мефодия, просветителей народов словенских, побуждает нас, братие, бросить взор на судьбы Церкви вообще и русской в особенности. Эти судьбы одинаковы во всякое время: вечно презираемая и уничиженная в глазах сильных и знатных людей мира сего, она тихо и безвестно совершает дело свое, хотя имеет в себе сокрытую красоту и славу внутренней жизни, делающую учение ее выше всех учений человеческих. Ее жизнь питается от имеющего в себе неистощимую жизненность корня, который должен дать отпрыск и плодами его наполнить всю вселенную ( Ис. 27, 6 ) в грядущие дни. Таковы были судьбы Церкви во дни Исаии пророка. «Гора дома Господня», около которой сосредоточивалась духовная жизнь Израиля, была презираема им, и сыны Израиля отпали сердцем от Бога своего. «Они, – по слову пророка, – многое переняли от востока: и чародеи у них, как у Филистимлян, и с сынами чужих они в общении. И наполнилась земля его серебром и золотом, и нет числа сокровищам его; и наполнилась земля его конями, и нет числа колесницам его... И преклонился человек, и унизился муж» ( Ис. 2, 6–9 ), подчинив себя игу чужих народов. Чтобы призвать Израиля к хождению путями Господними, пророк указывает Израилю на будущее возвышение горы Господней над всеми горами и холмами ( Ис. 2, 2 ), провидит, что отрасль Господа явится некогда в красоте и славе для спасенных сынов Израиля, что «воды Силоама, текущие тихо», то есть дом Давидов, прославится чрез происшедшего из него Еммануила ( Ис. 4:2, 8:6 ), что презираемый Израилем краеугольный камень Сиона, то есть царство Давида, или Церковь , особенно же Сам Основатель Церкви Христос сделается камнем многоценным, испытанным, крепко утвержденным ( Ис. 28, 16 ). И как исполнились все эти слова пророка во дни Христовы! Ибо поистине учение Христово возвысилось над всеми прочими учениями, и пред высотой христианской добродетели невольно должны были преклониться и преклоняются самые крайние поборники неверия (как, например, Вольтер и Руссо в так называемый «век просвещения» XVIII век).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

В современной науке распространен взгляд, согласно которому среди апостолов Иисуса были женщины. Мария Магдалина. К. Кривелли. Ок. 1480 г. Так, например, Р. Бокэм считает, что Иоанна была женщиной-апостолом. В силу созвучия имен ученый отождествляет ее с Юнией, упоминаемой апостолом Павлом: Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа ( Рим. 16:7 ). Реконструкция облика Иоанны-Юнии, предпринятая ученым, не лишена остроумия, но все же относится скорее к области научной фантастики, чем к числу исследований, основанных на источниках. Та информация, которую мы имеем в Евангелиях, не позволяет нам сделать вывод о том, что апостольская миссия, возложенная Иисусом на двенадцать мужчин, распространялась также на кого-либо из женщин. В то же время мы знаем из последующей истории Церкви, что некоторые женщины были удостоены титула равноапостольных и именно в этом качестве вошли в церковный календарь. Первой из них была та самая Мария Магдалина, из которой Иисус изгнал семь бесов ( Мк. 16:9 ). Святая царица Елена. Фреска. XIV в. В числе других равноапостольных женщин – святая царица Елена (327), мать императора Константина; святая Нина, просветительница Грузии (335); святая Ольга (969), бабушка князя Владимира, крестителя Руси. Ни одна из женщин не унаследовала то сакраментальное служение, которое от апостолов передалось последующим поколениям епископов, а от них священникам: эта линия преемства касалась исключительно мужчин. Однако в проповедническом и просветительском служении принимали участие и женщины. Роль женщин в окружении Иисуса, что бы ни говорили современные исследователи, в целом соответствовала той роли, которую женщины играли в израильском обществе времен Иисуса. Женщины были на заднем плане: они служили мужчинам, пока последние занимались важными делами. Апостольская община была сообществом, состоявшим исключительно из мужчин. Однако если говорить о Церкви в целом, то уже на самом раннем этапе ее бытия к ней стали присоединяться и мужчины, и женщины ( Деян. 5:14; 8:12; 17:4,12,34 ). И уже в первом поколении христиан прозвучало слово апостола Павла, обращенное ко всей общине учеников Иисуса: Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе ( Гал. 3:27–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В Церкви есть пастырство и паства, следовательно есть две части: учащая и учимая. Авторитет церковного учительства не может быть умаляем безнаказанно. Однако его наличие совсем не означает, что пастырству принадлежит вся сила учительства, а миряне вовсе лишены ее, имея только одну обязанность – пассивного приятия учения. Такое понимание, резко разделяющее церковное общество на две части – активную и пассивную, не соответствует христианству, и нужно противопоставить ему идею всеобщего священства и помазанности народа Божиего. К нему, к этому народу, ко всем верующим, ко всем христианам, а не к одной только иерархии (как это обычно понимается чрезмерными сторонниками разделения иерархии и мирян) обращены слова Господа: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа; уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века ( Мф. 28:19–20 ) или: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет ( Мк. 16:15–16 ). Насколько тайнодействие, которое выражалось, в частности, в низведении даров Духа Святого через рукоположение, составляло достояние апостолов (а впоследствии поставленной ими иерархии), настолько проповедание Евангелия считалось делом всякого верующего, который призывается Самим Господом исповедовать Его пред людьми. Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим небесным ( Мф. 10:32 ); всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими ( Лк. 12:8 ), а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим небесным ( Мф. 10:33 ) ...тот отвержен будет пред Ангелами Божиими ( Лк. 12:9 ). И мы, действительно, видим, что проповедание Христа изначала совершается не только апостолами, но и вообще верующими, притом не только мужчинами, но и женщинами, из которых иных Церковь ублажает как равноапостольных именно за проповедь Евангелия целым народам: святую равноапостольную Марию Магдалину, святую первомученицу Феклу, святую Нину, просветительницу Грузии, и святую равноапостольную княгиню Ольгу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Пророческое служение существует в Церкви до сих пор. Надо сказать, что ни одно из древних служений не оставило народ Божий. Пророческое служение в Церкви — это служение предостережения, когда Святейший Патриарх или епископы, или священники предостерегают народ о грядущих опасностях. Это и есть действенное пророческое служение, которое живет в Церкви и не прекращается. К пророку Иеремии поворачивались спиной: современники не хотели слушать его наставлений и поучений. И сейчас многие говорят: " Зачем нам эти поучения, эти наставления? Мы как-нибудь сами разберемся! " Но человеку очень трудно во всем разобраться самостоятельно — практически невозможно. Поэтому в Книге Иисуса, сына Сирахова, сказано: Бывай в собрании старцев, и кто мудр, прилепись к тому; люби слушать всякую священную повесть, и притчи разумные да не ускользают от тебя. Если увидишь разумного, ходи к нему с раннего утра, и пусть нога твоя истирает пороги дверей его. Размышляй о повелениях Господа и всегда поучайся в заповедях Его: Он укрепит твое сердце, и желание премудрости дастся тебе (Сир. 6, 35–37). Итак, среди народа Божия имеют право учить: родители, воспитывая своих детей, священники, пророки, проповедники. Проповедническое служение не обязательно связано со священническим служением. Мы знаем, что святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии, была истинным проповедником; причем проповедницей-женщиной, девицей, которая пришла в Иверию и проповедью о Христе обратила целый народ в Православие. В Армении также юные девы проповедовали Евангелие и своей проповедью обращали язычников. И тут возникает закономерный вопрос: ведь учить в Церкви могут только пастыри — те люди, которые имеют на то особое благословение... Какую же проповедь могут нести миряне — например, женщины и даже дети? Миряне действительно не имеют права проповедовать и учить в церковном смысле этого слова. Но миряне могут свидетельствовать о том, что Господь сотворил с ними: они могут рассказывать о том, что Господь совершил в их жизни. Они являются очевидцами тех великих духовных перемен, которые произошли в их бытии. И святая равноапостольная Нина свидетельствовала о том, как она возлюбила Господа и как Господь изменил ее сердце. И те девы, которые проповедовали в древней Армении, они тоже свидетельствовали о том, как Господь сотворил великое чудо их обращения ко Христу. И каждый из нас, братия и сестры, может свидетельствовать, прежде всего, добрыми делами, рассказывая о великих духовных переменах, которые произошли в нашей жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Традиционное учение Церкви о смертной казни заключается в словах святого апостола Павла: «Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13:3). А, между прочим, это меч, как известно, не только для вооружённой защиты общества, но для исполнения смертных приговоров. Апостол Павел далее говорит: «Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые» (Рим. 13:6). Если смертная казнь является смертным грехом, то тогда получается, что преступниками были не только благочестивые цари Ветхого Завета, но и христианские правители Нового Завета. Святой равноапостольный Император Константин, святой равноапостольный Император Юстиниан, благочестивые короли – крестители и просветители Европы, которые были вынуждены употреблять смертную казнь. С этой точки зрения католикам следует деканонизировать святого Людовика, с которым, по свидетельству его друга и сподвижника Жана Жуанвиля, в Великую пятницу произошла одна история. В Великую пятницу король хранил строгий пост и пребывал в молитве, читал Псалтирь. Как вдруг к нему вваливаются бароны и просят за одного узника, взятого под стражу и брошенного в тюрьму по обвинения в многочисленных преступлениях. Бароны заявили королю: « Ваше Величество, этот человек возможно и не так уж виноват, он раскаивается. И неужели Вы в тот День, когда Спаситель на Кресте пролил за нас Свою бесценную Кровь, помиловал и простил всех нас, не помилуете одного из своих подданных». Король растрогался и уже был готов выполнить их просьбу, как вдруг его взор остановился на Псалтире, в которой он прочёл такие слова: Сотвори суд и правду на всякое время. Король призвал прево, отвечавшего за суд в Париже и спросил его: «В чём повинен арестованный барон?» Прево покраснел и сказал: Ваше Величество, это разговор не для сегодняшнего дня. «Нет, – отвечал король, в Псалтире сказано: сотворил я суд и правду на всякое время, поэтому поведай мне, пожалуйста, в чём он виновен!»

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/09/po...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010